Три броненосца береговой обороны типа "Свеа" строились для флота Швеции с середины 1880-х по начало 1890-х гг. поочередно - осилить строительство одновременно двух броненосцев бюджет страны не мог. Во многом это определило различия между кораблями серии.
Конструктивно все три броненосца представляли собой небольшие корабли с главным вооружением из двух 254-мм орудий английского производства ("Эльсвик" - модель 1885 г. с длиной ствола 34 калибра), расположенных в одной двухорудийной носовой башне. Их дополняли четыре шестидюймовки в каземате в кормовой части. И если на "Свеа" стояли 4 английских пушки ("Армстронг") с длиной ствола 28 калибров, то на "Гёта" и "Туле" поставили уже шведские пушки "Бофорс", отличавшиеся длиной ствола в 34 калибра. Таким образом, Швеция не осталась в стороне от модной в 1880-е г. идеи броненосца-тарана, главное вооружение которого концентрировалось в носовой части для нанесения противнику максимального ущерба перед таранным ударом.
Броненосцы "Гёта" и "Туле" были несколько больше по водоизмещению, чуть длиннее, имели большую мощность машин и могли развить чуть большую скорость (16 узлов против 14,7 у "Свеа". На головном корабле стояла броня-компаунд, "Гёта" и "Туле" защищались гарвеированной броней французского завода Крезо.
В 1897 г. совершенно устаревшие 152-мм орудия броненосца "Свеа" заменили на 4 120-мм/45 скорострельных пушки "Бофорс". В период 1901-1904 гг. все три корабля прошли капитальную перестройку, которая полностью изменила их внешний облик и значительно повысила боевую мощь. Вся старая артиллерия была демонтирована, та же участь постигла и обширную кормовую надстройку с казематом. На место прежней двухорудийной башни установили новую одноорудийную башню с 210-мм орудием длиной в 44 калибра. Средняя артиллерия теперь состояла из 7 152-мм/44 орудий, размещенных также в одноорудийных башнях - одной на корме и по три на каждом борту. Вооружение дополняли 8-11 57-мм противоминных пушек.
В 1895 г. броненосцы "Туле" и "Гёта", вместе с канонеркой "Эдда" посетили Германию - в рамках торжеств по случаю открытия Кильского канала. В 1897-98 гг. броненосец "Гёта" нанес визит в Англию, в Портсмут - праздовать 60-летие правления королевы Виктории.
В 1915 г. броненосец "Свеа" вывели из боевого состава флота. В 1918-1921 гг. он прошел переоборудование в плавбазу - плавказарму подводных лодок. С корабля демонтировали все башни, нарастили надстройку в середине корпуса, установили два мощных крана в носовой части - на месте бывшей 210-мм башни. Новое вооружение состояло из 4 120-мм пушек, расположенных по углам надстройки, и пары 57-мм зениток. В таком виде "Свеа" в 1929 г. побывал с визитом в Киле (Германия) во главе флотилии подлодок. Сдали на слом ветерана в 1941 г. Броненосцы "Гёта" и "Туле" вывели из боевого состава флота в октябре 1923 г., затем использовали в качестве плавучих казарм - "Туле" до 1942-43 г., "Гёта" - до 1933 г., после чего старые корабли разобрали на металлолом. |