"Fylgia" стал первым полноценным крейсером
шведского флота. Согласно планам руководства этот корабль
должен был выполнять роль скаута при главных силах, а также
лидировать флотилии миноносцев при выходе в торпедную атаку.
При создании "Fylgia" шведские конструкторы не пошли по
пути заимствования иностранного опыта, как в случае с эсминцами
и миноносцами, а подготовили собственный, достаточно оригинальный
для своего времени проект. Его главной особенностью стали
расположение всей артиллерии ГК в двухорудийных башнях и
наличие броневого пояса в районе котельных и машинных отделений.
Последнее обстоятельство превращало "Fylgia" в самый маленький
в мире броненосный крейсер.
Заказ на постройку был выдан 14.10.1902.
В целом корабль сами шведы оценивали как
удачный, несмотря на посредственную 21,5-уз. скорость (на
испытаниях смог развить 22,8 уз. при 12 440 л.с.) В 1939
г. крейсер встал на масштабную реконструкцию на верфи "Оскарсхамн",
в ходе которой его перестроили в учебный корабль. Восемь
угольных ПК заменили на четыре нефтяных несколько большей
суммарной паропроизводительности, что позволило поднять
мощность на 1000 л.с. — до 13 000 л.с. Носовое котельное
отделение ликвидировали, а высвободившееся пространство
использовали для размещения кадетов. Носовую дымовую трубу
сняли, а высоту двух оставшихся уменьшили и оснастили их
небольшими колпаками. Старую надстройку демонтировали, заменив
компактной, аналогичной ЭМ "Goteborg".
Кроме того, нарастили носовую оконечность,
лишившуюся в результате этого таранной формы. Наибольшая
длина возросла с 115,5 до 117,3м. Артиллерия ГК осталась
без изменений, всю старую противоминную 57-мм сняли, а ее
казематы заделали. На верхней палубе в районе носовой и
кормовой надстроек оборудовали площадки для четырех 57-мм
зенитных орудий, на кормовой надстройке — для двух спаренных
40-мм "бофорсов" (по некоторым сведениям, впоследствии 57-мм
орудия также заменили на 40-мм автоматы). На крыше носовой
башни ГК смонтировали площадку со спаренным 25-мм автоматом,
а одиночный 20-мм автомат установили в районе квартердека.
Вместо снятых подводных 457-мм ТА на верхней палубе побортно
разместили два поворотных 533-мм ТА.
Крейсер исключен из списков флота 1.1.1953,
некоторое время использовался при испытании различных образцов
вооружения, сдан на слом в 1957 г. |