Необычная история крейсера "Прутъ", ставшего последним
крейсером, пополнившим ряды Черноморского флота в годы первой
мировой войны, началась в ноябре 1901 года. На американской
верфи "Вильям Крамп и сыновья" в Филадельфии заложили по
заказу правительства Турции новый бронепалубный крейсер
"Абдул Меджид". Корабль строился быстро, и уже 25 июля 1903
года его корпус был спущен на воду, а в 1904 году крейсер
был предъявлен к испытаниям. В 1905 году крейсер, переименованный
в "Меджидие", прибыл и Турцию и вошел в состав ее военно-морского
флота.
Схема общего расположения и бронирования
крейсера "Меджидие"
В
военно-морских справочниках мира приводятся различные
тактико-технические данные корабля: стандартное водоизмещение
"Меджидие" составляло 3330 тонн, полное - 3800
тонн. Длина корпуса по ватерлинии - 100,8 м, ширина -
12,3 м, осадка - 4,9 (5,2) м. Толщина броневой палубы -
25 мм. Две четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения
суммарной мощностью 12 000 (12 500) л.с. и 16 водотрубных котлов
Никлосса работали на два трехлопастных гребных винта (диаметр -
3,81 м, шаг - 3,88 м) и обеспечивали скорость полного хода 22
узла. Энергетику корабля питали две динамо-машины системы "компаунд"
(по 400 А, 125 В. постоянный ток). На двух мачтах размещались по
2 60-см прожектора. Запас топлива (нормальный) составлял 275
(300) т угля, максимальный - 600 т угля. Дальность
плавания экономическим (10 узл.) ходом составляла 4700 миль.
Экипаж крейсера насчитывал 312 человек. Вооружение "Меджидие"
после постройки было представлено двумя 150-мм орудиями с длиной
ствола 45 калибров, размещенными в оконечностях за щитами. Главный
калибр дополняли восемь 120-мм орудий с длиной ствола 50
калибров, размещенных побортно за щитами; 6 - 47-мм орудий
у надстроек и на боевых марсах. В некоторых справочниках к этим
пушкам добавляют и 6 - 37-мм пушек Гочкиса. Два надводных
торпедных аппарата калибром 381 мм, а позже - 457 мм,
дополняли артиллерию корабля. Крейсер имел красивый трехтрубный
силуэт и был окрашен в белый цвет. Вместе с крейсером "Хамидие"
(бывший "Абдул Хамид"), построенным одновременно фирмой
Виккерса в Эльсвике (Англия), он составил основной костяк
турецкого флота на многие годы.
Начало первой
мировой войны и последующее вступление в нее Турции на стороне
Германии застало крейсер в запущенном состоянии. Он к этому
времени безнадежно устарел, как, впрочем, и его русские современники
- крейсера "Кагулъ" и "Память Меркурия".
Прибытие на Черноморский театр германских крейсеров "Гебен"
и "Бреслау" резко переломило обстановку. Германские
офицеры-инструкторы и матросы, заменившие часть турецких экипажей,
сумели в кратчайший срок привести турецкие корабли в боеспособное
состояние. В ответ на русские обстрелы Босфора и турецкого
побережья германо-турецкое командование спланировало ответную
операцию по обстрелу порта Одесса. Там, но их сведениям, готовилась
десантная операция к Босфору, а эта операция показала бы, кто на
самом деле хозяин на театре. Для операции выделили два однотипных
крейсера "Меджидие" и "Хамидие", эскадренные
миноносцы "Муавенет" и "Ядигар", миноносцы
"Ташос" и "Самсун". Со стороны
Севастополя их прикрывали "Гебен" и "Бреслау").
19 марта (1 апреля по н.с.) 1915 года турецкий отряд вышел
из Босфора под командованием капитана 3 ранга Бюкселя (германский
офицер). О точном местонахождении русского минного заграждения
у турков данных не было, лишь предполагалось, что мины выставлены
в 16 км от Одессы. Курс турецкого отряда был проложен вдали
от берега, крейсера следовали в кильватерной колонне и на
головном "Меджидие" в помощь начальнику отряда находился
капитан германского торгового флота, ранее неоднократно
плававший в этом районе.
20 марта (2 апреля) 1915 года в 23 часа впереди отряда
встали оба миноносца (тип "Канэ") с тралами. Отряд медленно
двигался по мелководью девятиузловым ходом. Дистанция между
крейсерами составляла 4,5 кабельтова, а впереди на дистанции
2,5-3 кабельтова двигались две пары миноносцев с тралами.
Корабли приблизились к Одесской банке и около 6 часов утра
21 марта (3 апреля) капитан 3 ранга Бюксель приказал изменить
курс на "Вест" (т.е. прямо на Одессу), чтобы с рассветом
начать обстрел порта.
В б часов 40
минут крейсер "Меджидие", шедший точно за тралами
миноносцев, внезапно подорвался на мине русского заграждения (с весом
в 115 кг взрывчатого вещества). С левого борта в районе носовой
кочегарки взметнулся столб воды, пара и пламени. Окутанный
дымом, "Меджидие" немедленно остановился и стал быстро
погружаться носом с креном до 10 градусов на левый борт. Положенный
вправо руль привел корабль на мелководье, а экипаж корабля
неистово боролся за жизнь крейсера. Были задраены и подкреплены
все люки и двери водонепроницаемых переборок, забиты деревянными
пробками шпигаты, вентиляционные и переговорные трубы; пущены в
ход все водоотливные помпы и средства. Но котельные отделения
быстро заполнялись водой. Крен становился все больше, и в 7 часов
утра нос крейсера сел на грунт, а затем в воду погрузились
фальшборт и орудия левого борта. Ввиду безнадежности состояния
"Меджидие" командир корабля приказал выбросить за
борт затворы орудий и вывести из строя радиостанцию. Экипаж
покинул крейсер, и в 7 часов 20 минут эсминец "Ядигар"
выпустил в покинутый корабль торпеду, попавшую в кормовой погреб
с правого борта. "Меджидие" выпрямился и быстро
погрузился на ровном киле. Из воды остались торчать трубы, мачты,
часть орудий и верхние части надстроек.
На линейном
крейсере "Гебен" получили сообщения о гибели "Меджидие",
и с него последовало распоряжение комфлотом адмирала Сушона о
немедленном прекращении операции и возвращении в Босфор. Утром 22
марта (4 апреля) 1915 года турецкие корабли возвратились "
базу.
В тот же день
на затонувший крейсер высадились представители морского командования
Одессы во главе с начальником обороны северо-западной части Черного
моря капитаном 1 ранга М.И. Федоровичем. Вскоре последовало
решение о подъеме крейсера и всю прилежащую акваторию очистили от
мин. 25 марта (7 апреля) к подводному осмотру корпуса "Меджидие"
приступили водолазы под руководством Ф.А. Шпаковича. Выяснилось, что
корабль затонул на глубине 9,75 м и стоит на ровном киле с креном 2"
на правый борт. Надводная часть корпуса и горловины люков в
исправном состоянии. Верхняя палуба в корме вспучена взрывом,
деформирована палуба кормового мостика, сбит прожектор и вырван люк в
машинном отделении. В подводной части "Меджидие"
обнаружены две пробоины:
Повреждения "Меджидие"
1. В носовой части по левому борту имеются: вмятина (5,18
х 12,19 м) с разошедшимися швами и трещинами и пробоина
(1,83 х 2,13 м) с загнутыми внутрь кромками (в литературе
приводятся и другие размеры пробоины - 4,57 х 3,5 м). Пробоина
и вмятины пришлись на район угольной ямы от первой 152-мм
пушки до первой 120-мм пушки.
2. В кормовой части по правому борту (под кормовым мостиком)
- вторая пробоина от торпеды размерами 3,66 х 6,1 м (в других
источниках - 5,48 х 7,3 м). Через пробоину с загнутыми в
разные стороны кромками была видна часть гребного вала с
подушечным подшипником.
Взрывами также разрушены два котла, два испарителя, одна
динамо-машина и вал правой машины. Кормовая переборка треснула,
кормовой мостик оторван и у грот-мачты повреждено основание.
Массу деформаций и разрывов имели различные системы и узлы
корабля. Крейсер принял около 1116 т воды.
Для
определения целесообразности и возможности подъема "Меджидие"
из Петрограда прибыл полковник корпуса корабельных инженеров
Д.Н. Швецов. Корабль было решено поднимать коффердамным
способом, предложенным А.А. Старковым. Смысл предложения
заключался в наделке на корпус специального водонепроницаемого
ящика (с незакрытой верхней частью, поднятой выше уровня
затопления) между носовым и кормовым мостиками.
Начало спасательных работ относят к 4 (17) апреля 1915
года, когда буксир "Черноморъ", "Ледоколъ № 3" с краном
в 25 тонн и баржей на буксире, а также катер "Академикъ
Беръ" с тремя водолазными ботами подошли по протраленному
фарватеру к затонувшему "Меджидие". Первоначально с корабля
демонтировали артиллерию, срезали две дымовые трубы и девять
вентиляторов. Затем приступили к плотницким работам: наделке
борта в средней части корпуса, заделке щитами артбарбетов.
Для защиты корпуса от штормов вокруг корпуса был создан
забор-частокол из бревен длиной более 50 метров. После этого
приступили к заводке подкильных тросов для пластырей (числом
18). Эти работы длились 12 дней и закончились 2(15) мая
1915 года, а на следующее утро провели первое пробное откачивание
воды. Затем заделали необнаруженные ранее отверстия и трещины,
а 22 мая (3 июня) подвели к пробоинам пластыри из досок
размерами 9,75 х 8,53 м и 9,75 х 7,92 м.
Откачка воды из корпуса затонувшего
турецкого крейсера "Меджидие"
Окончательно откачивать воду из корпуса начали в 3 часа
ночи 26 мая (7 июня) 1915 года. Использовались две турбины
(по 1016 т). Для предотвращения крена у фок-мачты с двух
сторон поставили транспорты "Великороссия" и "Петръ Карповъ"
с оттяжками на лебедках. К 14 часам корпус крейсера полностью
всплыл и его осадка но превышала 7 метров. Из-за опасения
шторма крейсер решено было немедленно отбуксировать и гавань
порта. При буксировке стал сдавать кормовой пластырь, и
морякам, стоя по пояс в воде, удалось его подкрепить, поставив
28 подпор с риском для жизни. Около 21 часа "Меджидие" удалось
прибуксировать в Одессу (скорость буксировки - до 3-х узлов)
и ввести в гавань через Воронцовские ворота под свет прожекторов
линкора "Синопъ". Осадка крейсера почти на 91 см превышала
глубину Одесской гавани и "Меджидие" временами буквально
"полз" по илистому грунту. Вечером удалось ввести корпус
"Меджидие" в плавдок на три четверти длины корабля. Буксир
"Черноморъ" десятью шлангами еще пять дней откачивал воду
из отяжелевшей кормы крейсера. 31 мая (12 нюня) 1915 года
корабль был окончательно введен в док. Вся операция подъема
заняла только 26 дней, хотя отсутствовали чертежи крейсера
и он обладал очень малой остойчивостью. В работах участвовало
100 человек.
Крейсер "Меджидие" введен в плавучий
док для ремонта
Сипе новое
название "Прутъ" корабль получил 8 (20) июня 1915 года. У
верфи Крампа удалось купить комплект чертежей крейсера, и
корабль было решено восстановить, перевооружив на отечественные
130-мм орудия. Пока силами порта РОПИТа в Одессе шли доковые работы,
параллельно заказали листы корпусной стали, броню, новые приборы
управления артогнем, электрооборудование, паровые катера и
шлюпки. Трудность вызвал ремонт котлов Никлосса, бывших старыми и
сильно изношенными. Спуск "Прута" на воду состоялся 12
(24) сентября 1915 года, и после устранения недоделок 22 октября
(3 ноября) 1915 года он вышел на ходовые испытания, причем левая
и правая машины развили соответственно 165 и 172 оборотов
минуту. Ввиду шедших боевых действий на театре приемочные
испытания шли в несколько этапов и были завершены 2 (14) февраля
1916 года. Ненадежность котлов не позволила "Пруту"
принять участие в боевых действиях, а малая остойчивость
требовала дополнительных мер (дополнительные 177,5 т балласта из
чугуна, залитого цементом, оказались недостаточными).
Корабль к этому времени имел стандартное водоизмещение
4030 тонн, размеры корпуса: длина - 101,0 м, ширина - 12,3
м, (осадка носом - 5,48 м, кормой - 5,74 м. Вооружение "Прута"
составляли 10 - 130-мм орудий и 4 пулемета. Экипаж - 300
человек.
Крейсер "Прутъ" перед выходом на
испытания машин и механизмов
Для
приведения крейсера в боеспособное состояние пришлось
заключить 15 (27) апреля 1916 года контракт с английской фирмой
"Бэбкок и Вилькокс" на изготовление десяти водотрубных
котлов. Первые четыре котла прибыли в Архангельск лишь в
декабре, а часть остальных погибла на переходе. Одновременно
решались и вопросы улучшения мореходности и остойчивости.
Собравшаяся на "Пруте" в апреле 1917 года
специальная комиссия предложила снять с каждого борта по два
130-мм орудия и установить взамен четыре 75-мм пушки.
Рекомендовалось демонтировать грот-мачту, боевой марс, кормовой
броневой траверс боевой рубки. Эти работы начались на Севастопольском
морском заводе, и когда в начале мая 1918 года "Прутъ"
захватили в Севастополе германские интервенты, то они обнаружили
корабль с одной трубой, без мачт и артиллерии. Немцы даже не
подозревали, что крейсер уже был восстановлен и посчитали его только
что поднятым. Корабль вернулся к владелице - Турции и был
там восстановлен в первоначальном варианте вооружения. Крейсер
вновь получил свое старое название "Меджидие",
благополучно пережил годы второй мировой войны и лишь в конце 40-х
годов (точная дата исключения из списков флота неизвестна) пошел
на слом.
Крейсер "Прутъ" стоит на бочках
в Южной бухте Севастополя
Историю крейсера "Прутъ", хоть и недолго, но прослужившего
под Андреевским флагом, можно вполне рассматривать, как
пример высокого мастерства и профессионализма русских людей.
В годы войны поднять, восстановить и ввести в строй неприятельский
крейсер - это пример подлинного героизма русских моряков,
водолазов, судоремонтников.
Использованная литература:
1. Лорей Г.
"Операции германо-турецких сил в 1914-1918 гг.". Стр.
132-136.
2. Павлович М.Б. "Флот в первой мировой войне". Том I. Стр. 376-377.
3. Пузыревскнй К.П. "Повреждении кораблей от подводных взрывов
и борьба за живучесть". 1938, Стр. 85-102.
4. Журнал "Судостроение", № 11. 1988. Стр.47 - 49. |