Значение линейных крейсеров в морских сражениях
Первой мировой войны трудно недооценить. Они использовались
практически на всех театрах военных действий, причём использовались
со значительно большей интенсивностью, чем их ровесники
- линкоры-дредноуты. На линейные крейсера выпала и наибольшая
доля потерь среди тяжёлых артиллерийских кораблей новейших
типов. Только в Ютландском бою погибло четыре линейных крейсера
и ни одного линкора-дредноута. Хорошо вооружённые, исключительно
быстроходные, хотя и слабо защищённые, они, помимо своей
главной роли, были также своего рода "козырными тузами"
в политической игре великих держав.
Линейным крейсерам посвящена весьма обширная исследовательская
литература, ряд статей. Большинство из них являются специальными
техническими исследованиями и, как правило, посвящены конкретным
кораблям или их типам. Общим недостатком таких работ является
слабое понимание авторами общей исторической обстановки
данного периода, в силу чего у них часто нет возможности
показать истинную роль тех или иных кораблей в истории,
особенно в общественно-политическом и экономическом контекстах.
Специальные исторические исследования страдают другими недостатками,
главнейшим из которых является слабое знание авторами технических
особенностей кораблей. Из-за этого часто делаются необоснованные
предположения и выводы. Поэтому наибольшую ценность имеют
междисциплинарные исследования С.Е. Виноградова{1}
и А. Больных{2}, хотя
часть из них не имеет прямого отношения к теме данной статьи.
Целью данной статьи является освещение эволюции линейных
крейсеров как системы оружия в междисциплинарном контексте.
Исходя из этого, выбраны и хронологические рамки - от постройки
"Дредноута", родоначальника нового поколения боевых кораблей,
в том числе линейных крейсеров, до Ютландского сражения
31 мая 1916 г., ставшего поворотным пунктом в истории военного
кораблестроения.
Русско-японская война показала, что сформировавшийся к
этому моменту тип линейного корабля (броненосца), вооружённого
4 305-мм и 10-14 152-мм орудиями, уже не отвечает предъявляемым
ему требованиям. Броненосные крейсера, оснащённые 4 203-мм
и теми же 10-14 152-мм орудиями, оказались явно недовооружёнными
для эскадренного боя. Урок был усвоен - необходимо максимально
возможное увеличение огневой мощи кораблей для боя на больших
дистанциях.
Выводы были быстро воплощены в жизнь. В конце 1906 г. в
состав английского флота вошёл новейший линейный корабль
"Дредноут". Его характеристики - вооружение из 10 305-мм
орудий с длиной ствола 45 калибров, паровые турбины, позволяющие
развивать скорость до 21 узла, броня по всей ватерлинии
- ввергли современников в шок. Всё это было достигнуто за
счёт относительно небольшого, сравнительно с последними
английскими броненосцами типов "Кинг Эдвард VII" и "Лорд
Нельсон", прироста водоизмещения и стоимости.{3}
Из-за ограничения водоизмещения пришлось пожертвовать защитой
ради вооружения и скорости. В итоге получился сравнительно
дешёвый линкор, который можно было строить крупными сериями.
В то же время, "идеальный" сбалансированный линейный корабль
мог оказаться слишком дорогим. Такой линкор остался бы,
скорее всего, в единственном экземпляре.{4}
Практически в любой книге можно встретить утверждение,
что "Дредноут" строился 1 год и 1 день - с 2 октября 1905
г. по 3 октября 1906 г.{5}
Однако, никто не обращает внимания на то, что 2 октября
1905 г. - это дата официальной закладки корабля. Фактически
постройка началась в первых числах мая 1905 г. Известны
фотографии, изображающие "Дредноут" 2 и 21 октября 1905
г., на которых видно уже сформированный набор корпуса. Полностью
закончено строительство было в декабре 1906 г., из чего
следует, что "Дредноут" построили за 20 месяцев. Для корабля
таких размеров это всё равно очень хороший показатель.{6}
Предпосылки для возникновения линкора нового типа сложились
только к началу XX века. Итальянский конструктор генерал
Витторио Куниберти в статье "Идеальный линкор для британского
флота" предлагал создание 17000-тонного корабля c 12-ю 305-мм
орудиями и скоростью 24 узла. {7}
Главным аргументом в пользу такого вооружения было то, что
потопить броненосец можно только самыми крупными и тяжёлыми
снарядами. Недостаточная скорострельность 305-мм пушек требовала
увеличения их числа.
Наиболее последовательным сторонником идеи создания линейного
корабля с единым главным калибром ("all big gun") был адмирал
британского флота Джон Фишер. Вместе с инженером Филиппом
Уоттсом, с которым он познакомился ещё в 1881 году, Фишер
разрабатывал один проект за другим, постепенно подходя к
идее "all big gun". В 1902 г., одновременно с Куниберти,
он предложил проект линкора под названием "Антейкебл", который
при водоизмещении 17000 т должен был иметь скорость 21 уз.
и нести 12 305-мм орудий. Проект лёг в основу следующих
разработок - непосредственных предшественников "Дредноута".
"Первейшей обязанностью флота является постоянная готовность
нанести удар по врагу, достичь каковой возможно лишь путём
концентрации сил в кораблях, чья высокая боеспособность
не вызывает сомнений."{8}
- говорил Фишер.
Считается, что с появлением "Дредноута", все броненосцы,
в том числе и переходные, мгновенно устарели.{9}
Данная точка зрения не очень соответствует действительности.
Один броненосец действительно не имел никаких шансов на
успех в бою с дредноутом. Однако флот броненосцев вполне
мог противостоять одному дредноуту. Пример - борьба русского
Черноморского флота с "Гебеном". Броненосец как класс устарел
только после появления флота дредноутов.{10}
Появление линейного корабля нового типа именно в английском
флоте выглядит нелогично. Имея подавляющее превосходство
в броненосцах, Англия должна была пытаться сохранить его
до конца. А дредноуты, по идее, должны были бы появиться
в ходе естественной эволюции линейных кораблей где-нибудь
в Японии, США или России. С появлением у кого-нибудь флота
дредноутов значение огромного английского флота броненосцев
сводилось к нулю. Заслуга Фишера в том, что он дал Англии
шанс оказаться хотя бы в равном положении с другими странами.
При любом другом варианте развития событий Англия оставалась
позади. Таким образом, в начале дредноутной гонки Англия
получила некоторую фору во времени. Успех в ней зависел
только от экономических возможностей.{11}
В то же время, опыт русско-японской войны выявил необходимость
быстороходного крыла в составе линейного флота. Для новых
линкоров требовались и крейсера нового типа. И в этом вопросе
англичане опередили своих конкурентов.
Класс крейсеров в то время распался на три ветви: лёгкие
крейсера-разведчики (скауты); универсальные, пригодные для
выполнения широкого комплекса задач (типичные броненосные
крейсера с 203-234-мм орудиями); и тяжёлые, предназначенные
для борьбы с универсальными крейсерами и участия в эскадренном
бою вместе с линкорами, имеющие 254-305-мм орудия. Такое
разделение имеет в основе так называемую "естественную"
классификацию, выделяющую классы в соответствии с возлагаемыми
на данные корабли задачами.{12}
Термин "линейный крейсер" для периода 1905-1920 гг. можно
определить как корабль, как минимум на четыре узла более
быстроходный, чем современный ему линейный корабль, имеющий
на вооружении орудия, пригодные для артиллерии главного
калибра современных ему линейных кораблей, и с такой броневой
защитой, которая возможна при соблюдении двух предыдущих
условий.{13}
Три новых корабля, выделенных в новый класс "линейный крейсер",
типа "Инвинсибл" были заложены в феврале-апреле 1906 г.
Задачами этих крейсеров были: разведка боем; уничтожение
неприятельских крейсеров, действующих на коммуникациях;
поддержка лёгких сил флота - малых крейсеров и миноносцев.
Для ведения успешной разведки и охоты за рейдерами требовалась
высокая скорость. У "Инвинсибла" она достигала 25,5 узлов.
Возросшая дистанция боя диктовала свои условия: крейсеру
для успешной разведки приходилось теперь давать противнику
достойный ответ.{14}
"Инвинсибл" получил 8 305-мм орудий, хотя их расположение
позволяло делать бортовой залп только из 6. Соображения
стоимости корабля, размеры доков, английский консерватизм
диктовали умеренное водоизмещение, аналогичное линкору.
Поэтому приходилось ради скорости жертвовать либо защитой,
либо вооружением, либо автономностью. В результате получился
предельно несбалансированный корабль водоизмещением 20000
тонн с вооружением из 8 305-мм орудий, скоростью 25,5 узлов
и толщиной бортовой брони всего 152 мм, барбетов и башен
- 178 мм. Эти корабли, благодаря своей несбалансированности,
вышли за рамки "естественной" классификации.
Английский флот был просто обязан разгромить германский
в генеральном сражении. Относительно тихоходные линкоры
не могли навязать немцам бой. Зато имелись быстроходные
линейные крейсера. Наличие у Англии таких кораблей вынуждало
Германию каждую свою операцию осуществлять при поддержке
линейного флота. Англичане прекрасно понимали это и возложили
на линейные крейсера новые задачи - завязку эскадренного
боя, "охват головы" вражеской колонны. Из этого следовало,
что операции английских линейных крейсеров обязательно должны
обеспечиваться действиями линейного флота. А это создавало
возможность решающего сражения при любой операции с участием
крупных кораблей. Постепенно задача завязки боя и охвата
головы для линейных крейсеров стала считаться главной. Линейным
крейсерам необходимо было заставить германский линейный
флот маневрировать и терять время. Сделать это можно было
только путём "охвата головы", для чего нужно было значительное
превосходство в скорости, и достаточная артиллерийскую мощь,
которую немцы не могли бы проигнорировать. Тем самым создавалась
возможность вступления в бой английского линейного флота,
численно превосходящего немецкий. Но для слабо защищённых
английских линейных крейсеров это было равносильно самоубийству.
"Адмирал, у которого имеются крейсера класса "Инвинсибл",
непременно поставит их в боевой порядок своих кораблей,
и тут-то слабая бронезащита даст себя знать."{15}
- пророчески писал барон Брасси-оф-Балкли, являвшийся издателем
"Военно-морского ежегодника". Сам Фишер имел совсем другое
мнение. Линейные крейсера неизменно оставались его фаворитами,
"борзыми океана", воплощением идеи идеального корабля. Он
часто повторял: "Скорость - лучшая защита".{16}
Это была его крупнейшая ошибка, которую немцы с успехом
исправили.
В то же время англичане распространяли заведомо неточную
информацию о своих линейных крейсерах, преувеличивая некоторые
их параметры - толщину брони и скорость. Этим они пытались
посеять в английском обществе (и в германском тоже) мнение
о том, что понятия "линейный корабль", "крупный боевой корабль"
и "линейный крейсер" идентичны.{17}
Линейный крейсер "Индефатигебл" (1909) представлял собой
увеличенный вариант "Инвинсибла". Единственным улучшением
было то, что в бортовом залпе могли участвовать все 8 305-мм
орудий. Защита осталась той же, что резко снижало ценность
"Индефатигебла" как боевой единицы. Проектная скорость уменьшилась
до 25 уз. Ошибкой была постройка линейных крейсеров "Аустралия"
и "Нью Зиленд" (1910) по проекту "Индефатигебла". В момент
их закладки уже строился первый линейный крейсер следующего
поколения - "Лайон".
"Лайон" (1909) и однотипный "Принцесс Роял" (1910) получили
на вооружение новые 343-мм орудия, все башни были расположены
в диаметральной плоскости, что резко увеличило их наступательную
мощь, однако расположение средней башни было неудачным из-за
небольшого сектора обстрела. Толщина главного пояса, башен
и барбетов достигла 229 мм, что было недостаточно для эскадренного
боя. Важным нововведением был верхний броневой пояс толщиной
102-152 мм. Скорость в проекте новых линейных крейсеров
достигла 27 узлов. Крейсер "Куин Мэри" (1911) слегка отличался
от "Лайона". Переход на новый калибр в значительной мере
обесценил корабли прежних типов - произошла "сверхдредноутная"
революция.{18}
"Тайгер" (1912) первоначально планировался как четвёртый
корабль серии "Лайон". Третья башня получила возможность
вести огонь прямо в корму. Калибр противоминной артиллерии
увеличили со 102-мм до 152-мм и защитили 127 мм бронёй казематов.
Другие изменения защиты касались изменения расположения
брони и увеличения площади защищённого бронёй борта. Толщина
брони оставалась на прежнем уровне - 229 мм. Скорость увеличили
до 28 уз. Технический уровень английского кораблестроения
уже позволял установить компактные турбины с зубчатыми редукторами
и котлы с высокими параметрами пара, что позволило бы сэкономить
много места и веса, однако традиционный консерватизм Адмиралтейства
не позволил осуществить эту возможность.{19}
После 1912 г. закладка новых линейных крейсеров не предполагалась.
В программах 1913 и 1914 гг. они были заменены линкорами
типа "Куин Элизабет", обладавшими довольно высокой скоростью
и мощной защитой.{20}
Результаты ряда морских боев начального этапа Первой мировой
войны, казалось, свидетельствовали о торжестве концепции
линейных крейсеров. В боях у Гельголанда 28 августа и у
Фолклендов 8 декабря 1914 г. английские линейные крейсера
добились полного успеха. При этом как-то забывалось, что
в первом случае линейным крейсерам пришлось сражаться с
лёгкими, а во втором - с устаревшими броненосными крейсерами,{21}
а главные силы немцев в море не выходили, и генерального
сражения не получалось. Вместе с возвращением Фишера на
пост первого морского лорда это обусловило закладку в 1915
г. линейных крейсеров "Рипалс", "Ринаун", "Глориес", "Корейджес"
и "Фьюриес", имеющих 381- и даже 457-мм орудия, скорость
31 узел и бортовую броню толщиной 152 и даже 76 мм (на трёх
последних). Концепция линейных крейсеров здесь проявилась
в гипертрофированной форме.
Последний построенный английский линейный крейсер "Худ"
(1915-1916) сначала проектировался как быстроходный мелкосидящий
линкор - развитие типа "Куин Элизабет".{22}
В процессе проектирования получился линейный крейсер с 8-ю
381-мм орудиями, скоростью 31,8 узла. Толщина брони главного
пояса и барбетов достигала 305 мм, башен - 381 мм. После
Ютландского боя корабль в очередной раз подвергся перепроектированию
для усиления защиты. Но три однотипных корабля было решено
не достраивать.{23}
Историю линейных крейсеров Германии следует начинать с
броненосного крейсера "Блюхер". На первый взгляд в нём можно
опознать версию линкора "Нассау" с 210-мм артиллерией главного
калибра, скоростью 25 уз. и более слабой бронёй. Англичане
при постройке "Инвинсибла" пустили дезинформацию о его вооружении
орудиями калибра 234-мм. Немцы (в лице Тирпица) поверили
- это был традиционный проект броненосного крейсера с артиллерией
меньшего, чем у линкора, калибра. Слишком логично выглядела
дезинформация и слишком логичными были немцы.{24}
Характерно, что сам Тирпиц об этом в своих "Воспоминаниях"
умалчивает. В то же время В.Б. Мужеников отстаивает версию
о том, что "Блюхер" не являлся прямым ответом на "Инвинсибл"
и его постройка была, скорее, вынужденным шагом.{25}
Первым немецким линейным крейсером стал "Фон дер Танн"
(1908), являвшийся своего рода улучшенной версией "Инвинсибла"
в германском исполнении. От английского прототипа осталось
лишь эшелонное расположение четырёх башен главного калибра
с восемью 280-мм орудиями, всё остальное соответствовало
чисто немецким (точнее - тирпицевским) взглядам на строительство
боевых кораблей. Броневая защита "Фон дер Танна" значительно
превосходила таковую на "Инвинсибле", толщина бортовой брони
достигала 250 мм, башенной 230 мм. По уровню защиты "Фон
дер Танн" вышел на уровень современных ему британских линкоров.
Он, кстати, стал ещё и первым германским дредноутом, оснащённым
паровыми турбинами. Его проектная скорость равнялась 25
уз.
За ним последовали однотипные "Мольтке" (1910) и "Гебен"
(1909). В корме добавили ещё одну башню, усилили бронирование
до 270 мм. Две средних башни были подняты на уровень палубы
полубака. В целом по защищённости новые линейные крейсера
также сравнялись с английскими линейными кораблями. До 25,5
уз. увеличивалась скорость. Для повышения живучести появился
второй руль.
"Зейдлиц" (1911) был более крупной и лучше защищённой версией
линейных крейсеров типа "Мольтке". Весь прирост водоизмещения
был использован для дальнейшего усиления защиты, в том числе
и противоминной. Толщина бортовой брони достигла 300 мм,
что снова выводило защиту германских линейных крейсеров
на уровень британских линкоров. Скорость в очередной раз
увеличили - до 26,5 уз.
Однотипные "Дерфлингер", "Лютцов" (1912) и "Гинденбург"
(1913) начали новую ветвь линейных крейсеров в германском
флоте. Их прототипами стали линейные корабли типа "Кёниг".
Впервые германские линейные крейсера получили на вооружение
8 305-мм орудий, размещённых в диаметральной плоскости.
Одной из особенностей стал подъём палубы в носовой оконечности,
что позволяло иметь пониженное расположение башен. Это усиливало
бортовое бронирование и повышало остойчивость. При этом
терялась возможность вести огонь прямо по носу на небольших
дистанциях. Защита и скорость оставались теми же, что и
у "Зейдлица".
Линейные крейсера типа "Макензен" (1915) - развитие "Дерфлингера",
с увеличенным калибром главной артиллерии до 350-мм, и,
соответственно, возросшим водоизмещением. Скорость равнялась
27,5-28 узлам.
Усилив защиту, сравнительно с английскими линейными крейсерами,
немцы были вынуждены слегка поступиться скоростью. Усиление
защиты происходило и за счёт меньшей, по сравнению с англичанами,
длины кораблей и некоторого увеличения ширины. Ещё одним
важным фактором была общая особенность германских кораблей
- приоритет боевой устойчивости в ущерб скорости и автономности.
Более низкий надводный борт делал германские линейные крейсера
менее мореходными. Германские линейные крейсера не имели
задачи втягивания противника в бой при любых обстоятельствах.
Другими словами, если английские корабли должны были найти
врага и навязать ему бой, то германские - выдержать такой
бой и не утонуть при этом.
Необходимо отметить и то, что английский флот использовал
порох на нитроглицериновой основе. При нагревании до 180-200оС
он быстро разлагается и взрывается. Немцы использовали порох
на пироксилиновой основе, который при таком же нагревании
горел без взрыва.{26}
В результате английские линейные крейсера при попаданиях
в погреба взрывались. Именно так погибли три английских
линейных крейсера в Ютландском сражении. У германских крейсеров
при таком попадании происходило сгорание пороха и выведение
из строя башни. Кораблю это гибелью не грозило, что показали
бои у Доггер-банки и Ютландский.
Германские линейные крейсера по боевым качествам существенно
превосходили английские, несмотря на меньшую скорость. Германские
линейные крейсера по уровню защиты соответствовали британским
линкорам, превосходя их в скорости и уступая в вооружении.
Это подтверждается их боевой эффективностью. В рамках "естественной"
классификации они претепели эволюцию от универсальных крейсеров
до быстроходных линкоров.
Развитие германских линейных крейсеров могло пойти и по
иному пути. Жертвовать защитой можно было не только ради
сочетания скорости и вооружения, но и ради сочетания автономности
и мореходности. При подобном варианте развития событий вполне
мог появиться "истребитель торговли", подобный более поздним
"карманным линкорам".{27}
Необходимо признать, что, при постройке кораблей только
для эскадренного боя в Северном море, появление в германском
флоте подобных крейсеров было маловероятным. В то же время,
нельзя забывать и планы Тирпица о постройке специальной
крейсерской эскадры, для которой нужны были специальные
корабли. Это делало возможным постройку больших "истребителей
торговли" где-то в 20-х гг. Правда, при одном условии: война
должна была начаться не в 1914 г., а гораздо позже.{28}
Можно ли было использовать построенные германские линейные
крейсера в качестве рейдеров? Охоту за одиночными транспортами
успешно вели лёгкие и вспомогательные крейсера и подводные
лодки. Линейные крейсера в данной ситуации использовать
было нерентабельно. Зато действия против конвоев сулили
англичанам большие неприятности. С психологической точки
зрения появление линейного крейсера в Атлантике могло вызвать
нечто подобное погоне за "Бисмарком" в 1941 г. и создание
образа непобедимого суперкорабля. Система снабжения не позволяла
проведения отдалённых операций германских дредноутов. Немецкая
"система этапов" ("Etappendienst") едва справлялась со снабжением
лёгких и вспомогательных крейсеров, чего уже говорить о
линейных. Мореходность допускала возможность такого использования
линейных крейсеров, хотя и с большими натяжками. Таким образом,
выход линейных крейсеров на английские коммуникации выглядел
нереальным. Несмотря на это, англичане всё же принимали
меры против такого варианта развития событий.{29}
Проблема целесообразности строительства линейных крейсеров
стала в Англии одним из камней преткновения при создании
флота дредноутов. Сомнения возникали из-за несбалансированности
линейных крейсеров в целом и слабой защитой в частности.
Для решения первоначальных задач, возлагаемых на корабли
данного класса, предлагались более дешёвые альтернативные
варианты. Тем не менее, до 1912 г. именно Англия являлась
лидером и авторитетом. Линейные крейсера других стран -
Германии, Японии, России - создавались либо в качестве реакции
на английские крейсера, либо по английским проектам.{30}
"Моментом истины" в процессе эволюции класса линейных крейсеров
стало Ютландское сражение 31 мая 1916 года, в ходе которого
три английских линейных крейсера - "Индефатигебл", "Куин
Мэри" и "Инвинсибл" - взорвались от попадания германских
снарядов, подтвердив, тем самым, самое слабое место концепции
линейных крейсеров.
Идея линейного крейсера - быстроходного и слабо защищённого
корабля с вооружением линкора потерпела крах.
Более поздние английские ("G-3") и германские ("Эрзац Йорк",
серия проектов "GK") корабли уже на стадии проектирования
фактически были универсальными быстроходными линкорами,
хотя и назывались линейными крейсерами. Англичане начали
поспешно "добронировать" все находящиеся в постройке линейные
крейсера и увеличивать скорость линкоров.
От разделения главных сил флота на классы линейных кораблей
и линейных крейсеров постепенно отказались, введя класс
быстроходного линкора, который оформился в период 1916-1922
гг. и получил дальнейшее развитие уже в 30-40-х гг. ХХ века.
{1} Виноградов С.Е.
"Измаил": сверхдредноут Российской империи // Морская коллекция.-
2001.- №1; Линейные корабли типа "Вирибус Унитис" // Морская
коллекция.- 2001.- №3; Линейный корабль "Дредноут" // Морская
коллекция.- 1996.- №6; Неизвестный линкор // Цитадель.-
1997.- №1(4).- С.17-44.; Последние исполины российского
императорского флота.- СПб.: Галея Принт, 1999.- 408 с.
{2} Больных А. Морские
битвы первой мировой: схватка гигантов.- М.: АСТ, 2000.-
512 с.; Морские битвы первой мировой: трагедия ошибок.-
М.: АСТ, 2002.- 445 с.; Морские битвы первой мировой: на
океанских просторах.- М.: АСТ, 2001.- 560 с.
{3} Виноградов С.Е.
Линейный корабль "Дредноут".- С.28.
{4} Виноградов С.Е.
Линейный корабль "Дредноут".- С.14-18, 28.
{5} Ховарт Д. Дредноуты.-
М.: TERRA,1997.- С.41; Больных А. Морские битвы Первой мировой:
схватка гигантов.- С.8; Лихарёв Д.В., Виноградов К.Б. Адмирал
Фишер и борьба Великобритании за господство на морях в начале
ХХ в. // Новая и новейшая история.- 1993.- №3.- С.169; и
др.
{6} Виноградов С.Е.
Линейный корабль "Дредноут".- С.21-22.
{7} Cunyberti V. The
ideal battleship for the British Fleet // All the World's
Fighting Ships.- L.,1903.- P.407-409 / (http:\\www\World
war1.com\Documents arhive\Cunyberti.html)
{8} Ховарт Д. Дредноуты.-
С.37.
{9} История военно-морского
искусства Т.3.- М.: Воениздат, 1953.- С.132; Михайлов А.А.
Линейные корабли типа "Куин Элизабет".- СПб.,2001.- С.2;
Ховарт Д. Дредноуты.- С.44; и др.
{10} Больных А. Морские
битвы Первой мировой: схватка гигантов.- С.9.
{11} Лихарёв Д.В.
Адмирал Дэвид Битти.- СПб.-Екатеринбург, 1997.- 240 с. /
http:\\vmk.vif2.ru\library\Bitty\chp2.htm
{12} Исмаилов Р.
Крейсерская война в теории морской мощи/в кн. Тулейя Т.,
Вудворд Д. Сумерки морских богов.- М.,2000.- С.525-526.
{13} Мужеников В.Б.
Линейные крейсера Германии.- СПб.,1998.- С.2.
{14} Ховарт Д. Дредноуты.-
С.44.
{15} Ховарт Д. Дредноуты.-
С.49.
{16} Ховарт Д. Дредноуты.-
С.49.
{17} Мужеников В.Б.
Линейные крейсера Англии. Ч.2.- СПб.,2000.- С.3.
{18} Больных А. Морские
битвы Первой мировой: схватка гигантов.- С.11-12.
{19} Мужеников В.Б.
Линейные крейсера Англии. Ч.3.- СПб.,2001.- С.53.
{20} Мужеников В.Б.
Линейные крейсера Англии. Ч.3.- С.2-3.; Михайлов А.А. Линейные
корабли типа "Куин Элизабет".- С.3-4.
{21} Мужеников В.Б.
Линейные крейсера Германии.- С.4-9.
{22} Равен А., Робертс
Д. Британские линейные крейсеры типов "Renown" и "Hood".-
СПб.: Бриз, 1994.- С.13-15
{23} Равен А., Робертс
Д. Британские линейные крейсеры типов "Renown" и "Hood".-
С.17-20.
{24} Переслегин С.
Мировой кризис 1914 года: очерк стратегического планирования
/ в кн. Такман Б. Первый блицкриг: август 1914.- М.: АСТ,
1999.- С.541-542.
{25} Мужеников В.Б.
Линейные крейсера Германии.- С.4-5
{26} Гаврилкин Н.В.
Порох линкора "Императрица Мария" (всё-таки диверсия?) //
Цитадель.- 1998.- №2(7).- С.42
{27} Переслегин С.
Мировой кризис 1914 года: очерк стратегического планирования.-
С.543.
{28} Тирпиц А. фон
Воспоминания.- М.: Воениздат, 1957.- С.156, 181, 255.
{29} Больных А. Морские
битвы первой мировой: на океанских просторах..- С.7-12.
{30} Мужеников В.Б.
Линейные крейсера Англии. Ч.3.- С.2-3.
© Александр Вельможко
|