Мир техники очень сложен и специфичен для философского
исследования. Связь, явная и неявная, между различными сторонами
и проявлениями техники с другими сферами человеческого знания
очень широка. Разобраться в этой связи можно лишь при наличии
хорошо разработанной методологии, хотя, справедливости ради
следует отметить тот факт, что многие ученых до сих пор
сомневаются в возможности объяснения ряда проблем в философии
техники с помощью философских методологий, как старых, так
и новых. И все же, несмотря на сложившиеся стереотипы, мы
попытаемся разобраться в некоторых интересных моментах развития
кораблестроения, используя синергетику.
Множественность путей развития, возможное возникновение
хаотических состояний (именно данное противоречие, противоречие
между хаосом и порядком и призвана, преодолеть синергетика),
сложный характер воздействия внешней среды на систему, -
все это черты нелинейных систем, нелинейного развития событий.
Без четкого понимания этого невозможно описание природных,
общественных и креативных процессов. Однородные ситуации,
независимо от области ее существования ? наука ли, техника
(в нашем случае военное кораблестроение), заведомо конечны.
Они всегда в процессе своего развития оказываются явно недостаточными
для дальнейшего существования системы. Они всегда сменяют
друг друга, порождая новые альтернативные ситуации, и, при
этом качественно изменяясь. Можно с уверенностью сказать,
что синергетика, с ее основными принципами и такими понятиями
как "бифуркация" (раздвоение, разделение), "флуктуация"
(колебание), "нелинейность", "цвишенизм" (необходимость
в неопределенной ситуации принимать рискованные решения),
в состоянии объяснить ситуацию в военном кораблестроении
в первой половине двадцатого столетия. Будем рассматривать
военное кораблестроение, инженеров, работающих над конструировании
кораблей, политическую и социальную ситуацию в мире того
времени как некую диссипативную систему. Исследование поведения
данной сложной системы будет проходить "сверху v вниз",
т.е. мы приложим к ней синергетические принципы. Такие исследования
Хакен называл феноменологической синергетикой.
Для нормального существования любого государства необходим
мир. Он может быть достигнут в двух случаях: 1) при полном
отсутствии вооружений у всех государств (в нашем случае
флотов) 2) и если вооруженные силы противоборствующих сторон
выполняют функции сдерживания. В первом случае система неустойчивая,
так как мирные суда можно использовать как военные. Милитаризация
судов наблюдается от момента появления первобытных плавсредств
до войны за Фольклендские (Мальвинские) острова, когда англичане
использовали сухогрузы в качестве импровизированных авианосцев.
Во втором - не всегда, так как, между государствами может
возникнуть война. В любом случае победителем в морском бою
окажется та страна, у которой лучше и больше кораблей.
Улучшение боевых качеств кораблей возможно двумя путями:
первый - за счёт усложнения и улучшения технических параметров,
второй v попросту за счет увеличения водоизмещения судов.
В древности, когда на море господствовали гребные суда,
увеличение размеров боевого корабля сверх оптимальных приводило
к ухудшению работы гребцов и маневренности в абордажном
бою. Поэтому для увеличения боеспособности флота строилось
как можно большее число приблизительно одинаковых боевых
единиц. С появлением артиллерии ситуация несколько изменилась.
Парусные корабли достаточно быстро достигли предела возможных
размеров. Из дерева построить корабль больше ста метров
невозможно. Применение железа сняло это ограничение. Начался
бурный рост водоизмещения кораблей.
Водоизмещение (так моряки называют вес корабля) пропорционально
размерам корабля в третьей степени (в кубе), а площадь поверхности
корабля v пропорциональна размерам корабля во второй степени
(в квадрате). Отсюда следует, что толщина брони пропорциональна
размеру корабля. Сила сопротивления воды движению корабля
пропорциональна площади его смачиваемой поверхности. Аналогично
выше сказанному, чем больше корабль, тем меньше необходима
удельная мощность двигателя. Поэтому, с увеличением корабля
меньшую часть водоизмещения нужно потратить на корпус и
механизмы, благодаря чему можно увеличить его боевые возможности.
Отсюда следует, что чем больше артиллерийский корабль, тем
больше артиллерийский корабль, тем больше у него шансов
победить противника. При этом большим числом меньших кораблей
нельзя было противостоять более крупным судам. Таким образом,
в кораблестроении бронированных кораблей проявляется нелинейность.
Самым ярким примером нелинейности являются боевые качества
двух английских крейсеров: "Аретьюза" и "Фиджи",
построенных приблизительно в одно и тоже время.
Параметр корабля (название) |
LФиджи |
LАретьюза¦ |
Водоизмещение, тонн |
8530 |
5220 |
Мощность двигателя |
72 500 л.с. |
64 000 л.с. |
Бронирование борта |
83 мм |
70 мм |
Бронирование палубы |
51 мм |
25 мм |
Число 152 мм орудий |
12 |
6 |
Число 102 мм зениток |
8 |
4 |
Из таблицы видно, что при увеличении водоизмещения меньше
чем в два раза, мощность двигателя возросла только на одну
восьмую, число пушек удвоилось, так же увеличилось бронирование.
ост водоизмещения линкоров вошёл в историю под названием
"Дредноутная лихорадка". Он привёл к тому, что
с ростом водоизмещения также росла цена корабля. Дредноуты
стало невыгодно использовать для различного вида операций.
После окончания первой Мировой войны гонка вооружений поставила
под угрозу экономики ведущих стран мира. Например, в 1920
и 1921 гг. она "съедала", соответственно, 31 и 32% всего
государственного бюджета Японии. То есть постоянно растущий
флот не мог обеспечить нормальное функционирование государств.
Флоты своим ростом стали мешать развитию государств. Выходом
из этой ситуации является очередной международный договор
об ограничении морских вооружений. Новые строящиеся корабли
не превосходили по своим показателям старые. После подписания
соглашений страны стали строить корабли с максимально разрешенными
параметрами. Исключение были в тех случаях, когда максимально
возможные параметры были "не по зубам" создателям.
Концом гигантомании явилась наметившаяся уже с конца 40-х
годов тенденция к переходу на управляемое ракетное оружие,
и связанный с этим отказ от бронирования, а также возросшая
роль авиации.
Подобная тенденция наблюдается не только в военном кораблестроении,
но и в развитии танков и автомобилей. Однако здесь естественным
ограничением выступают размеры автодорог, мостов и железной
дороги. Пока без естественных ограничений развивается авиация.
Не будет ничего удивительного, если появятся международные
договора об ограничении веса самолётов. Техника в любом
своем проявлении v это результат креативной, рациональной
деятельности человека. Именно поэтому возможно дальнейшее
прогнозирование развития и управление техникой. Такое исследование
может быть только междисциплинарным, с приобщением большого
количества достижений в социально-гуманитарных науках. Возможно,
что синергетика поможет решить давно наболевшие проблемы
в системе "человек - общество - техника"¦. |