1942 ГОД
4 января
Английский
крейсер “Эдинбург” и два английских эсминца вышли из Кольского
залива для встречи и эскортирования конвоя QP-4,
следующего из Архангельска в Англию в составе 12 транспортных
судов.
8 января
Из Хваль-фьорда
вышел конвой PQ-8
в составе восьми транспортов.
В Кольский
залив пришел английский крейсер “Камберлзнд” из состава
эскорта конвоя PQ-7,
следующего из Англии в Мурманск.
11 января
В Кольский
залив прибыл конвой PQ-7
в составе 10 транспортов
(в том числе один советский) в сопровождении двух английских
эсминцев, четырех тральщиков и спасательного судна. Конвой
встречали пять катеров типа MQ-4
и два английских тральщика.
12 января
Эсминец “Валериан
Куйбышев” вышел в море на поиск отставшего от конвоя английского
транспорта “Голд Харбор”.
13 января
Из Кольского
залива в Англию ушел конвой QP-5
в составе четырех транспортных судов под охраной эскорта,
прибывшего с конвоем PQ-7.
17 января
Эсминцы “Сокрушительный”,
“Гремящий”, шесть катеров типа МО-4, шесть торпедных катеров
и два английских тральщика вышли в море для встречи конвоя
PQ-8
в составе восьми транспортов под эскортом английского крейсера
“Тринидад”, двух эсминцев и двух тральщиков. На переходе
один транспорт был торпедирован, но пришел на буксире.
Рис.15
Эскадренный миноносец Северного флота “Гремящий”
Отставший
от конвоя английский транспорт “Харметрес” торпедировала
немецкая подводная лодка к северу от мыса Териберский. Судно
осталось на плаву и было приведено в Мурманск 18 января.
В 23 ч 25
мин в том же районе двумя торпедами был потоплен английский
эсминец “Матабеле”; погиб весь экипаж.
24 января
Из Кольского
залива вышел конвой QP-6
в составе шести транспортов под охраной английского крейсера
“Тринидад”, эсминца “Сомали” и двух тральщиков. Конвой сопровождали
до границ зоны ответственности
Северного флота эсминцы
“Сокрушительный” и “Гремящий”.
Рис.16
В охранении союзного конвоя
28 января
Эсминцы “Сокрушительный”
и “Гремящий”, закончив сопровождение конвоя QP-6,
возвратились в Кольский залив.
2 февраля
Из Хваль-фьорда
вышли конвои PQ-9
и PQ-10
(всего десять транспортов), которые соединились в Рейкьявике.
6 февраля
Из Лох-Ю (Шотландия)
вышел конвой PQ-11
в составе 13 транспортов.
9—12 февраля
В Кольский
залив прибыли конвои PQ-9
и PQ-10
в составе 10 транспортов (в том числе один танкер и три
советских судна) под охраной двух английских эсминцев и
пяти тральщиков (в том числе два тральщика, приобретенных
в Англии для Северного флота).
12 февраля
Из Кольского
залива в Англию вышел конвой QP-7
в составе шести английских и двух советских транспортов
под эскортом кораблей, пришедших с конвоями PQ-9
и PQ-10.
20—22 февраля
Эскадренные
миноносцы “Громкий” и “Грозный” находились в море, обеспечивая
встречу конвоя PQ-11
в составе четырнадцати транспортов (в том числе два советских)
в охранении крейсера, пяти тральщиков и двух корветов.
23 февраля
Конвой PQ-11
в сопровождении советских эскадренных миноносцев вошел в
Кольский залив. В тот же день четыре английских транспорта
были выведены изо льда в Белом море. К их эскортированию
приступили эскадренный миноносец “Валериан Куйбышев” и два
английских тральщика. В 12 ч 30 мин в правом параване эскадренного
миноносца взорвалась мина. В результате получили повреждения
и вышли из строя вспомогательные механизмы и электроснабжение
корабля. Личный состав быстро устранил повреждения. Конвой
без потерь пришел в Мурманск.
1 марта
Из Кольского
залива вышел конвой QP-8
в составе 15 транспортов (в том числе четыре советских)
под эскортом четырех английских тральщиков и двух корветов.
Конвой провожали до границ советской операционной зоны эсминцы
“Гремящий” и “Громкий”. На переходе в Норвежском море конвой
потерял транспорт.
Из Рейкьявика
вышел конвой PQ-12
в составе 16 транспортов. На переходе от обледенения перевернулся
и затонул траулер “Шера”.
2 марта
Из Кольского
залива по курсу конвоя QP-8
вышел английский легкий крейсер “Нигерия”.
4 марта
Ледокол “Ленин”
вывел из Архангельска эсминец “Урицкий” и два транспорта.
При следовании конвоя QP-8
погода резко ухудшилась, ветер достиг 9 баллов, видимость
закрывали снежные заряды. Сопровождавшие конвой QP-8
советские эсминцы 4 марта легли курсом на Кольский залив,
причем каждый корабль самостоятельно.
5 марта
В 3 ч 10 мин
эсминец “Гремящий” вошел в Кольский залив. К 9 ч 35 мин
эсминец “Громкий” находился в 80 милях по пеленгу 15° от
Териберки, имея запас топлива на четыре ходовых часа. Вследствие
крутой волны эскадренный миноносец лег в дрейф, пережидая
непогоду. В 12 ч
15 мин командир доложил по радио, что он не дошел 40 миль
до губы Порчниха, у него кончилось топливо, он дрейфует
и ждет помощи. В результате сильного дрейфа ему угрожает
гибель на камнях. В 13 ч в указанный район из линии дозора
был послан в помощь “Громкому” тральщик № 45.
В 14 ч из
Кольского залива на помощь “Громкому” вышли эскадренный
миноносец “Грозный” и английские тральщики “Спидуэл” и “Нигер”
под общим командованием командира 1 -го отдельного дивизиона
эскадренных миноносцев капитана 1 ранга В.А.Фокина.
В 16 ч в
море вышли спасательное судно “Память Руслана”, буксир №
23 и танкер. В Ваенге “Гремящий” срочно принимал топливо
и готовился к выходу в море. На “Громком” готовились к встрече
спасателя.
Утром того
же дня, в 7 ч 56 мин, крутой волной с верхней палубы эскадренного
миноносца смыло четырех человек, готовивших буксирные устройства
и закреплявших предметы на верхней палубе (капитан-лейтенанта
И.В.Потапова –
помощника командира корабля, главного старшину Ф.К.Мошина
–
главного боцмана, старшего краснофлотца М.Д.Хрулева –
электрика и краснофлотца С.А.Быкова –
котельного машиниста).
В 16 ч 10
мин тральщик № 45 обнаружил эскадренный миноносец в восьми
милях к северо-востоку от Териберки и пытался буксировать
его в губу Порчниха.
6 марта
В 1 ч 00 мин
командир “Громкого” радировал, что “до камней осталось 40
метров, якоря не держат, буксир и тральщик помощи оказать
не могут, концы лопаются. Место корабля: маяк Гавриловский
–
остров Большая Белая Луда”. В 4 ч 40 мин капитан 1 ранга
В.А.Фокин донес по радио, что “Громкий” под буксиром в сопровождении
тральщика очень медленно движется в губу Порчниха. Ветер
норд-норд-ост силой до 9 баллов. Эсминец “Грозный” держался
в видимости аварийного эскадренного миноносца и был готов
оказать ему помощь.
В 11 ч 20
мин “Громкий” на буксире спасателя “Память Руслана” и буксира
№ 23 был
приведен в губу Порчниха и стал на якорь. К нему подошел
“Грозный” и начал перекачку мазута и воды.
7 марта
В 2 ч 50 мин
налетел сильный шквал, срывая
с якорей корабли. “Грозный”
при отходе от аварийного
эсминца сел кормой на каменную банку, повредил руль, обломал
одну лопасть левого винта, другую лопасть помял.
Передачу топлива аварийному
эсминцу продолжил подошедший танкер. Вскоре “Грозный” спасателем
“Память Руслана” был снят
с камней.
В 15ч 12 мин
в район аварийных работ прилетел немецкий самолет Ju-88
и сбросил две бомбы, но в корабли не попал. Самолет был
отогнан огнем зенитной артиллерии.
9 марта
Эскадренные
миноносцы “Грозный” и “Громкий” пришли в Кольский залив.
Они нуждались в ремонте. Из Кольского залива для встречи
конвоя PQ-12
вышел эсминец “Гремящий”.
10 марта
“Гремящий”
конвой не обнаружил и направился в Иоканьгу. На следующий
день “Гремящему” сообщили, что конвой сменил курс, и дали
его координаты.
12 марта
В Кольский
залив вошел легкий крейсер “Кения” из состава эскорта конвоя
PQ-12.
В 20 ч в условиях плохой видимости и шторма в Кольский залив
вошли 13 транспортов (в том числе два советских) в охранении
эсминца “Гремящий”, английского эсминца “Оффа”, шести тральщиков,
а также советский транспорт “Севзаплес”.
20 марта
Из Рейкьявика
вышел конвой PQ-13
в составе 19 транспортов.
21 марта
Из Кольского
залива ушел конвой QP-9
в составе 19 транспортов (в том числе четыре советских).
Его провожал эскадренный миноносец “Гремящий”.
24 марта
Эскадренный
миноносец “Гремящий” вернулся в Кольский залив.
28 марта
Для встречи
конвоя PQ-13
в море вышли эсминцы “Гремящий” и “Сокрушительный”.
29 марта
Эти эсминцы
встретили конвой, состоящий из английского эсминца и семи
транспортов. На переходе от воздействия противника погибло
пять судов. В 11 ч 20 мин на курсовом углу 5-15°
на мостике “Сокрушительного” услышали артиллерийскую стрельбу.
Видимость в районе плавания была 10—15 кб, временами налетали
снежные заряды. Через
одну-две минуты в 10-30
м от борта эскадренного миноносца стали падать снаряды пятиорудийных
залпов. “Сокрушительный” увеличил ход до 20 уз. В 11 ч 22
мин на курсовом углу 130°
левого борта открылся
силуэт, в котором опознали немецкий эскадренный миноносец
типа “Z”.
Эсминец “Сокрушительный”
с дистанции 15 кб открыл артиллерийский огонь. После второго
залпа в районе машинного отделения германского эсминца появилось
сильное парение, он резко повернул вправо и скрылся в снежном
заряде. Немецкий корабль сделал пять залпов, “Сокрушительный”
– шесть.
В это же время
два германских эсминца вели бой с английским легким крейсером
“Тринидад” и добились попадания в него торпеды. Поврежденный
“Сокрушительным” эсминец попал под огонь английского крейсера
и был потоплен (как оказалось впоследствии, это был Z26).
В завязавшейся артиллерийской дуэли между английскими и
немецкими кораблями получил повреждения английский эскадренный
миноносец “Эклипс”. Экипаж потопленного Z26
был поднят из воды германскими эсминцем Z24
и подводной лодкой U-88.
В 13 ч советские
эсминцы обнаружили английский крейсер “Тринидад” в сопровождении
эсминца “Фьюри”. Крейсер шел с креном на левый борт. С правого
борта, под мостиком, из пробоины шел дым, и вырывались языки
пламени. Поврежденный “Тринидад” в сопровождении двух английских
эсминцев ушел в Кольский залив. В охранении конвоя остались
“Гремящий”, “Сокрушительный” и два английских тральщика.
Рис.17
Эсминец “Сокрушительный” в походе
30 марта
В 21 ч 35
мин из Кольского залива для встречи и сопровождения крейсера
“Тринидад” вышел эсминец “Громкий”.
Немного раньше,
в 19 ч 15 мин, с “Гремящего” обнаружили ограждение рубки
подводной лодки, находящейся внутри конвоя. Корабль сбросил
на место ее погружения четыре больших и восемь малых глубинных
бомб. После их взрывов всплыли обломки дерева, обрывки бумаги
и пробки, на поверхности моря расплылось большое соляровое
пятно. Из немецких источников известно, что в этом районе
действовала подводная лодка U-585,
которая в базу не вернулась. Последнее сообщение с лодки
пришло 29 марта, после того как она пыталась атаковать английский
эсминец в составе эскорта конвоя.
В тот же день,
30 марта, вышедший навстречу
конвою PQ-13
“Громкий” дважды подвергался
атакам немецкой авиации. Огнем зенитной артиллерии самолеты
были отогнаны.
Конвой PQ-13
в составе 14 транспортов (из 19, вышедших из Исландии 20
марта) в сопровождении эсминцев “Гремящий”, “Сокрушительный”,
“Громкий”, четырех английских тральщиков, под проводкой
гидрографических судов “Масштаб”, “Гидролог” и “Ост”, вошел
в Кольский залив.
7 апреля
В Кольский
залив пришли английский легкий крейсер “Ливерпуль” и два
эскадренных
миноносца.
8 апреля
Из Рейкьявика
вышел конвой PQ-14
в составе 24 транспортов; 16 судов вернулись из-за тяжелых
льдов в районе Исландии, одно было потоплено.
10 апреля
Из Кольского
залива вышел конвой QP-10
в составе 16 транспортов (в том числе четыре советских).
Для усиления его эскорта (пять английских эсминцев и три
тральщика) в море вышли “Гремящий” и “Сокрушительный”. Один
транспорт вернулся из-за поломки машины.
В тот же день
в 21 ч из Кольского залива вдогонку конвою QP-10
вышел английский крейсер “Ливерпуль”.
11 апреля
Конвой QP-10
был обнаружен немецким самолетом-разведчиком, который навел
на него бомбардировочную авиацию. Самолеты тремя волнами
атаковали конвой, потопив один транспорт и потеряв две машины,
одну из которых сбил эсминец “Гремящий”.
13 апреля
По окончании
проводки конвоя в Кольский залив вернулись эсминцы “Гремящий”
и “Сокрушительный”.
Рис.18
В редкие минуты отдыха
16 апреля
Из Кольского
залива для встречи и усиления эскорта конвоя PQ-14
вышли эскадренные миноносцы “Гремящий” и “Сокрушительный”.
Рис.19
Эскадренные миноносцы Северного флота. На переднем плане
– “Грозный”
17 апреля
Советские
эскадренные миноносцы встретили в море крейсер “Эдинбург”
и вскоре присоединились к эскорту конвоя, состоящего из
17 транспортов в охранении шести эскадренных миноносцев,
четырех корветов и двух траулеров. Конвой встречали также
четыре английских тральщика и два советских гидрографических
судна.
На переходе
один транспорт был торпедирован подводной лодкой и затонул.
26 апреля
Из Рейкьявика
вышел конвой PQ-15
в составе 25 транспортов.
27 апреля
Из Кольского
залива отправился конвой QP-11
в составе 13 транспортов под эскортом шести английских эсминцев,
пяти корветов и четырех тральщиков. Для их поддержки в море
вышли “Гремящий” и “Сокрушительный”. В 22 ч из Кольского
залива вдогонку конвою отправился крейсер “Эдинбург”.
30 апреля
В 17 ч 20 мин
английский крейсер был торпедирован подводной лодкой U-456.
Торпеда попала в кормовую часть “Эдинбурга”, которая была
разрушена до четвертой башни. Под эскортом двух английских
эсминцев крейсер направился в Кольский залив. Командующий
Северным флотом отдал по радио командирам “Гремящего” и
“Сокрушительного” следующее приказание: “если возможно,
оказать помощь английскому крейсеру”.
Для оказания
помощи “Эдинбургу” из Кольского залива вышел буксир № 22
в сопровождении английского тральщика “Хузар”.
“Гремящий”
и “Сокрушительный” сопровождали крейсер до 3 ч 50 мин и,
получив разрешение командующего флотом, ушли в базу для
заправки топливом.
В тот же день
командование 8-й флотилии немецких эскадренных миноносцев
получило сообщение о торпедировании английского крейсера
подводной лодкой U-456,
его курс и координаты.
2 мая
Три германских
эсминца Z24, Z25
и Z7
“Херман Шоеманн” обнаружили английский крейсер, шедший со
скоростью 6 уз в сопровождении двух английских эсминцев.
Немецкие корабли вышли в торпедно-артиллерийскую атаку,
в результате в крейсер попала одна торпеда. От артиллерийского
огня крейсера и британских эсминцев был потоплен эсминец
Z7
“Херман Шоеманн”. Английский эсминец, ставивший дымовую
завесу, получил повреждения. Вскоре крейсер “Эдинбург” был
срочно оставлен экипажем и затоплен. С корабля сняли 740
человек, в том числе 70 раненых; в бою погибло более 50
английских моряков. С крейсером затонуло около 10 т золота,
предназначенного в уплату Англии за поставки военных материалов
в СССР.
Рис.20
Британский тральщик снимает экипаж с поврежденного крейсера
“Эдинбург”
“Гремящий”
и “Сокрушительный”, срочно приняв топливо, вышли в море
на помощь “Эдинбургу”. На переходе они получили шифровку
от комфлота о том, что английский крейсер затонул, и приказание
возвращаться в базу, “если нет других дел”.
Рис.21
Германский эсминец Z-7
“Херманн Шоеманн”, поврежденный артиллерийским огнем английского
крейсера “Эдинбург”
4 мая
“Гремящий”
и “Сокрушительный” вышли в море для встречи и сопровождения
конвоя PQ-15.
В 23 ч 35 мин эсминцы встретили конвой в составе 20 транспортов,
двух ледоколов (“Красин” и передаваемый СССР по ленд-лизу
“Монткальм”) в охранении шести английских эсминцев, четырех
тральщиков, корабля ПВО и четырех траулеров. При проводке
конвоя погибли английский эсминец “Пенджаби” и польская
подводная лодка Р-551. “Гремящий” обнаружил и атаковал глубинными
бомбами подводную лодку, сбросил 19 глубинных бомб, но результатов
атаки не наблюдал.
6 мая
“Громкий”,
возвращаясь после стрельб по береговым целям противника,
попал в жестокий шторм. Под ударами волн на корабле образовалась
трещина в районе 37-го шпангоута по полубаку и борту. Эсминец
задним ходом со скоростью 4 уз пришел в Кольский залив.
14 мая
Ранее поврежденный
крейсер “Тринидад” в сопровождении четырех английских эсминцев
вышел из Кольского залива в Англию. Командирам “Грозного”
и “Валериана Куйбышева” было приказано подготовиться к немедленному
выходу в море.
15 мая
В районе острова
Медвежий “Тринидад” и сопровождавшие его эсминцы подверглись
атаке 25 бомбардировщиков и 10
торпедоносцев. Крейсер был потоплен, 991 человека приняли
на борт английские эсминцы.
20 мая
Из Кольского
залива вышел конвой QP-12
в составе 15 транспортов (в том числе один советский) и
12 кораблей английского эскорта. Для его поддержки в море
вышли “Грозный” и “Сокрушительный”. Один транспорт вернулся
в Мурманск из-за поломки машины.
21 мая
Конвой в составе
ледокола “Красин” в сопровождении эсминца “Валериан Куйбышев”
и сторожевого корабля “Рубин” вышел из Кольского залива
в Иоканьгу. На Иоканьгском рейде корабли подверглись атаке
девяти самолетов Ju-88,
которые сбросили 32 авиабомбы. Ледокол получил повреждения,
но остался на плаву.
22 мая
Эсминец “Валериан
Куйбышев” вернулся в Кольский залив.
24 мая
“Сокрушительный”
и “Грозный” после сопровождения конвоя QP-12
возвратились в Кольский залив.
27 мая
Из Кольского
залива на усиление эскорта конвоя PQ-16,
вышедшего 19 мая из Рейкьявика, вышли “Грозный”, “Сокрушительный”
и “Валериан Куйбышев”. На следующий день они встретили конвой.
29 мая
В
Кольский залив пришел
поврежденный при защите конвоя PQ-16
польский миноносец “Гарланд”, с корабля сняли 36 раненых
и 21 убитого. В 18 ч 25 мин немецкие самолеты вновь атаковали
конвой.
30 мая
Авиация противника
группами по 30—40 самолетов пыталась атаковать конвой PQ-16.
В налетах участвовало 16 пикирующих бомбардировщиков Ju-87,
27 бомбардировщиков Ju-88,
которых прикрывали 32 истребителя Me-109
и Me-ПО.
Налеты немецкой авиации отражались советскими истребителями.
Авиация Северного флота и 14-й Армии совершила 148 самолето-вылетов
на прикрытие конвоя.
В воздушном
бою в 30 милях к северо-северо-востоку от о. Кильдин был
сбит самолет командира авиаполка Северного флота дважды
Героя Советского Союза подполковника Б.Ф.Сафонова. По докладу
командира эскадренного миноносца “Сокрушительный”, с мостика
корабля видели, как один “Томахаук” с высоты 300 м в 10
ч 42 мин упал в море и затонул. На место падения самолета
был послан эсминец “Валериан Куйбышев”, он два часа безрезультатно
искал летчика. Корабли охранения в это время зенитным огнем
отражали налеты авиации противника. Советские эскадренные
миноносцы вели огонь по немецким торпедоносцам из орудий
главного калибра дистанционными гранатами. В этот день “Грозный”
и “Сокрушительный” сбили по два немецких самолета, “Валериан
Куйбышев” –
один. Наблюдением было установлено, что разрыв снарядов
четырехорудийного залпа накрывает осколками пространство
протяженностью по горизонту 6-8
кб. Торпедоносцы попадали либо под град осколков, либо были
вынуждены отворачивать с боевого курса. Этот опыт североморцев
специальной директивой наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова был распространен
на все флоты.
Рис.22
Командир истребительного авиаполка Б.Ф. Сафонов принимает
гвардейское Знамя
При подходе
к Кольскому полуострову конвой PQ-16
разделился: основная группа –
21 судно и 12 английских кораблей охранения пошли в Мурманск;
шесть транспортов под эскортом шести английских кораблей
взяли курс в Белое море. Советские эсминцы проследовали
в Мурманск для усиления ПВО мест разгрузки транспортов.
Итоги перехода
конвоя PQ-16
следующие: до прибытия в советские территориальные воды
конвой потерял от воздействия авиации шесть транспортов,
от подводных лодок –
один. С момента встречи конвоя советскими эсминцами и авиацией
потерь в конвое не было.
1 июня
“Гремящий”,
охраняя транспорты в Мурманске, сбил три самолета Ju-87.
3 июня
На бригаде
эсминцев Северного флота была получена поздравительная телеграмма
от первого лорда английского Адмиралтейства “в связи с великим
подвигом в боевом конвоировании конвоя PQ-16”.
19 июня
В 20 ч 20
мин из Кольского залива в Архангельск вышел конвой в составе
ледокола “Красин”, ледокольного парохода “Монткальм” в охранении
эсминца “Валериан Куйбышев” и четырех английских тральщиков.
27 июня
В 21 ч из Кольского
залива отправился конвой QP-13
в составе 23 транспортов (в том числе два советских) под
эскортом трех английских эскадренных миноносцев, двух корветов,
двух траулеров, двух тральщиков и подводной лодки “Трайдент”.
До 30° восточной долготы конвой сопровождали эскадренные
миноносцы “Грозный”,
“Гремящий” и “Валериан Куйбышев”.
28 июня
В 23 ч из Хваль-фьорда
вышел конвой PQ-17
в составе 36 транспортов (в том числе два советских) и трех
спасательных судов. В состав непосредственного эскорта входили
английские корабли: шесть эскадренных миноносцев, четыре
корвета, две подводные лодки, два корабля ПВО и семь тральщиков.
Южнее конвоя следовал отряд ближнего прикрытия в составе
четырех крейсеров и трех эскадренных миноносцев, В восточной
части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия
в составе двух линейных кораблей, авианосца, двух крейсеров
и 14 эскадренных миноносцев.
29 июня
При эскортировании
конвоя QP-13
эскадренный миноносец “Грозный” обнаружил гидроакустическим
прибором типа “Асдик” подводную лодку противника и сбросил
на нее 23 больших и 18 малых глубинных бомб, а “Валериан
Куйбышев” –
девять больших и восемь малых бомб.
По агентурным
сведениям, подводная лодка, действовавшая в этом районе,
в базу не вернулась.
30 июня
Советские эсминцы,
сопровождавшие конвой QP-13,
с разрешения его командира закончили эскортирование и взяли
курс на Кольский залив.
4 июля
Конвой PQ-17
в районе о. Медвежий был атакован немецкой авиацией и потерял
три судна.
Конвой находился
в 300 милях к северу от м. Нордкин, когда флагманский эскадренный
миноносец “Кеппел” передал сигнал: “Транспортам рассредоточиться
и следовать в русские порты самостоятельно”. Суда разбились
на группы и начали самостоятельное движение на северо-восток
и на восток, через район активных действий немецкой авиации
и подводных лодок. Часть транспортов направилась к Новой
Земле вместе с кораблями эскорта, а другие следовали без
кораблей охранения.
5 июля
Отдельно следующие
транспорты конвоя PQ-17
были атакованы самолетами и подводными лодками (в конечном
итоге конвой потерял 24 судна).
В 19 ч 57
мин эсминцы “Грозный”, “Гремящий” и “Сокрушительный” вышли
из Кольского залива для патрулирования к северу от о. Кильдин.
7 июля
Командующий
Северным флотом приказал эсминцам “Грозный”, “Гремящий”
и “Сокрушительный” искать транспорты к северу от параллели
70° 40'
между меридианами 40 и 43° и при обнаружении эскортировать
к м. Святой Нос. По мере расходования топлива эсминцы возвращались
в базу и, срочно приняв мазут, вновь выходили в море.
Рис.23
Торпедисты “Сокрушительного” отрабатывают учебную задачу
10 июля
Немецкая авиация
атаковала возвращающиеся в Кольский залив эсминцы “Гремящий”,
“Грозный”, “Сокрушительный” и “Валериан Куйбышев”. Прямых
попаданий в корабли не было. От взрывов и осколков вышли
из строя отдельные механизмы. Зенитчики “Валериана Куйбышева”
сбили бомбардировщик Ju-88.
11 июля
В Архангельск
прибыла вторая группа судов из состава конвоя PQ-17
(первая вошла в советские воды 8 июля). Эсминцы Северного
флота обследовали акваторию Баренцева моря до кромки льда.
14 июля
“Урицкий”
и “Валериан Куйбышев” обследовали район к северо-востоку
от м. Канин Нос до Новой Земли.
19 июля
“Валериан
Куйбышев” и “Урицкий” в районе м. Терско-Орловский вступили
в охранение арктического конвоя ледоколов и провели его
до пролива Югорский Шар. От Новой Земли эти же эсминцы привели
в Архангельск пять союзных транспортов в сопровождении четырех
английских корветов, трех английских тральщиков, корабля
ПВО, минзага “Мурман” и тральщика № 38.
29 июля
Из Архангельска
вышел арктический конвой в составе ледоколов “Ленин”, “И.Сталин”,
“Красин”, ледокольного парохода “Монткальм” и танкера “Хопмаунд”
под эскортом эсминцев “Валериан Куйбышев”, “Урицкий” и кораблей
Беломорской флотилии. Конвой прибыл в пролив Югорский Шар
2 августа.
7 августа
В пролив Югорский
Шар вышел конвой в составе
семи транспортов и двух танкеров в
сопровождении “Валериана Куйбышева”,
двух английских миноносцев
и четырех английских тральщиков.
9 августа
В охранении
“Валериана Куйбышева” из Архангельска ушел третий арктический
конвой в составе восьми транспортов и четырех английских
тральщиков.
23 августа
“Гремящий”
и “Сокрушительный” выходили в море для встречи группы американских
и английских боевых кораблей. В Кольский залив прибыли американский
крейсер “Тускалуза”, два американских и три английских эскадренных
миноносца. Корабли доставили груз для ВВС, торпеды, медицинское
имущество и 120 человек технического и медицинского персонала.
25 августа
“Гремящий”,
“Сокрушительном” и три тральщика отконвоировали транспорт
“Диксон” из Кольского залива в губу Белушья.
7 сентября
Из Исландии
в Кольский залив вышел
PQ-18 в составе 40 транспортов,
в том числе шесть советских) в охранении четырех эсминцев,
четырех корветов, трех тральщиков и корабля ПВО. Конвой
сопровождала авианосная группа в составе крейсера, авианосца,
пяти эсминцев, двух подводных лодок
и тральщика.
13 сентября
Конвой PQ-18
стал подвергаться атакам
немецкой авиации и атакам
и потерял в итоге 12 транспортов.
13 сентября
В 9 ч 38 мин
15 транспортов и спасательное судно конвоя QP-14
направились в Англию. Эскорт осуществляли эскадренные миноносцы
“Урицкий”, “Валериан Куйбышев” и английские корабли: два
эсминца, два корабля ПВО, четыре корвета и три тральщика.
16 сентября
“Гремящий”
и “Сокрушительный” вышли из Кольского залива навстречу конвою
PQ-18.
Когда его суда достигли широты входа в пролив Маточкин Шар,
от конвоя отделились крейсер, авианосец, корабль ПВО, пять
эсминцев и две подводные лодки для прикрытия конвоя QP-14,
вышедшего из Архангельска.
17 сентября
В полдень “Гремящий”
и “Сокрушительный” обнаружили конвой PQ-18.
Транспорты шли тремя кильватерными колоннами, каждое судно
несло аэростат заграждения. Немецкие самолеты сопровождали
конвой вне досягаемости зенитной артиллерии. Закончив проводку
конвоя QP-14,
к эскорту конвоя PQ-18
приступили “Валериан Куйбышев” и “Урицкий”.
18 сентября
Рано утром
конвой PQ-18
подходил к м. Канин Нос. Погода –
сплошная облачность высотой 800-1000
м, волнение 2-3
балла, ветер слабый, видимость средняя, дымка. В 10 ч 30
мин с “Гремящего” справа по корме обнаружили группу бомбардировщиков
Не-111 и Ju-88
на бреющем полете, приближающуюся к конвою. С “Гремящего”
и “Сокрушительного” и концевых транспортов
открыли огонь из всех
видов артиллерии по самолетам. Советские эсминцы стреляли
по торпедоносцам из орудий главного калибра дистанционными
гранатами. После того как конвой изменил курс, прорвавшиеся
сквозь охранение торпедоносцы сбросили торпеды, но они не
достигли цели, кроме одной, попавшей в американский транспорт
“Кентукки”. Транспорт не потерял ход и, оставшись на ровном
киле, зачем-то повернул на обратный курс. Экипаж покинул
аварийное судно, английский сторожевой корабль артиллерийским
огнем потопил его. Через 40 минут атака на конвой повторилась.
Торпедоносцы шли двумя группами по 12 машин. Встреченные
сосредоточенным огнем кораблей охранения и транспортов,
самолеты были вынуждены сойти с боевого курса и успеха не
имели. С одного из транспортов катапультой подняли в воздух
истребитель “Харрикейн”, он сумел сбить торпедоносец. Всего
было уничтожено 15 самолетов противника, из них “Гремящий”
и “Сокрушительный” сбили по два, “Валериан Куйбышев”, “Урицкий”
и СКР-22 –
по одному самолету.
Рис.24
18 сентября 1942 г. Конвой PQ-18
подходит к мысу Канин Нос
19 сентября
Конвой прибыл
на Мудьюгский рейд, а 21 сентября все транспорты были введены
в Архангельский порт.
14 октября
Отряд кораблей
в составе лидера “Баку”, эскадренных миноносцев “Разумный”
и “Разъяренный”, переведенных с Тихоокеанского флота, вошел
в Кольский залив3.
Рис.25
Ледокол “И.Сталин” проводит во льдах эскадренный миноносец
“Разумный”
16 октября
Приказом
наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова на Северном флоте образована бригада
эсминцев трехдивизионного состава:
I дивизион
–
лидер “Баку”, эсминцы “Разумный” и “Разъяренный”;
- дивизион –
эскадренные миноносцы
“Гремящий”, “Грозный”,
“Громкий” и “Сокрушительный”;
- дивизион
–
эсминцы “Валериан Куйбышев” и “Урицкий”
20 октября
“Валериан
Куйбышев”, сторожевые корабли “Гроза” и “Рубин” из Югорского
Шара провели в Архангельск конвой в составе ледокола “Л.Каганович”,
ледокольных пароходов “Монткальм” и “Седов” и транспорта
“Волга”. Лидер “Баку” и эскадренные миноносцы “Разумный”
и “Разъяренный” отконвоировали транспорт из Кольского залива
в Белое море.
4 ноября
Эскадренный
миноносец “Сокрушительный” и сторожевой корабль “Сапфир”
вышли из Иоканьги для встречи прибывающих из Исландии одиночных
транспортов.
5 ноября
Эскадренный
миноносец и сторожевой корабль встретили транспорт и отконвоировали
его до м. Большой Городецкий, где передали под проводку
тральщиков в Архангельск. В тот же день “Громкий” и “Рубин”
встретили в море транспорт и провели его в горло Белого
моря.
6—9 ноября
Эскадренные
миноносцы ежедневно выходили в море, разыскивали и конвоировали
транспорты, шедшие из Исландии в одиночном плавании.
17 ноября
Конвой QP-15
в составе 29 транспортов (в том числе семь советских) под
эскортом 11 английских кораблей охранения вышел из Архангельска
в Исландию.
Для сопровождения
этого крупного конвоя из Кольского залива в море вышли лидер
“Баку” и эскадренный миноносец “Сокрушительный”. Вышедший
с ними “Разумный” из-за неисправности механизмов вернулся
в базу. На переходе конвоя два транспорта отстали от эскорта
и были потоплены подводными лодками.
18 ноября
“Валериан
Куйбышев” встретил в море и провел в Кольский залив союзный
транспорт, совершивший одиночное плавание. В эскорте находились
сторожевые корабли “Рубин” и “Сапфир”.
20 ноября
Ветер в Баренцевом
море усилился до 9 баллов, волнение достигло силы 8 баллов.
Лидер “Баку” и эсминец “Сокрушительный”, не дойдя до намеченной
точки окончания проводки конвоя QP-15,
ввиду резкого ухудшения погоды, каждый самостоятельно легли
курсом в базу с расчетом соединиться на переходе. “Сокрушительный”
шел курсом 210° и подвергался сильному воздействию волн,
бивших в левый борт. Командир эсминца начал приводить его
на ветер, последовательно изменяя курс (190,180,160°) и
уменьшив ход до 6 уз.
В 14 ч 30
мин в кормовой части корпуса образовалась трещина по верхней
палубе в районе 173-го шпангоута; корма отломилась и затонула,
погибло шесть моряков. На помощь “Сокрушительному” по приказу
командующего флотом был направлен лидер “Баку”, однако он
не смог обнаружить аварийный корабль и 21 ноября в 9 ч 00
мин вернулся в
Полярное.
Из Кольского
залива на помощь “Сокрушительному” вышли (каждый самостоятельно)
“Разумный” и “Валериан Куйбышев”, из Иоканьги –
“Урицкий”.
21 ноября
“Разумный”
в 13 ч 55 мин обнаружил “Сокрушительного” в 420 милях к
северу от м. Святой Нос. Вскоре подошли “Валериан Куйбышев”
и “Урицкий”. Попытки взять аварийный корабль на буксир успеха
не имели. Было принято решение снять с “Сокрушительного”
личный состав.
22 ноября
В районе спасательных
работ ветер крепчал, усилилось волнение моря, волны перекатывались
через верхнюю палубу кораблей-спасателей. Создалась реальная
угроза для эсминцев и их личного состава. Прием последней
партии был связан с большими жертвами: восемь человек погибли
от ударов о борт спасателей и под винтами, 10 моряков были
приняты на борт без сознания и часть из них спасти не удалось.
“Валериан Куйбышев” снял с аварийного корабля 179 человек,
“Урицкий” –
11, “Разумный” –
одного. На “Сокрушительном” осталось 15 человек...
В 15ч 15
мин “Валериан Куйбышев” и “Разумный” прекратили прием спасенных
и ушли в Кольский залив. Спустя четверть часа в Иоканьгу
направился “Урицкий”.
В 17 ч из
Кольского залива вышел “Громкий” в район дрейфа “Сокрушительного”.
В 23 ч в тот же район вышли два тральщика: № 36 и № 39.
Рис.26
Эскадренный миноносец “Разумный” возвращается из боевого
похода
23 ноября
Шторм в море
усилился. Упорная попытка экипажа “Громкого” пробиться через
шторм к “Сокрушительному” не увенчалась успехом вследствие
угрозы разрушения корпуса эсминца. С разрешения командующего
флотом “Громкий” лег курсом в базу.
В Полярном
командующий флотом приказал готовить “Разумный” к выходу
в море на помощь “Сокрушительному”.
24 ноября
“Громкий” возвратился
в Полярное, в 9 ч 25мин
пришел “Валериан Куйбышев”. Личный состав, снятый с “Сокрушительного”,
направили в госпиталь.
26 ноября
Под эскортом
“Урицкого” и двух английских тральщиков из Новоземельских
проливов в Белое море были проведены ледоколы “Ленин” и
“А.Микоян”. В районе о. Мадаха “А.Микоян” подорвался на
мине, особых разрушений корпуса и механизмов не произошло.
В помощь конвою пришли сторожевой корабль “Сапфир”, спасательное
судно “Шквал” и минный заградитель “Мурман”.
Рис.27
Во льдах Арктики. 1942 год
28 ноября
Ледокольный
отряд пришел в Иоканьгу.
1 декабря
Отряд ледоколов
под эскортом “Урицкого” и “Сапфира” достиг Архангельска.
“Урицкий” перешел к о. Колгуев для встречи конвоя в составе
ледокола “Красин” и транспорта “Селенга”, под эскортом сторожевого
корабля и двух тральщиков, и сопровождал их в Архангельск.
15 декабря
Из Лох-Ю вышла
первая группа конвоя J
W-51-А в составе 16 транспортов
под эскортом семи английских эсминцев, тральщика, двух корветов
и двух вооруженных траулеров. Отряд ближнего прикрытия состоял
из двух крейсеров и двух эсминцев.
20 декабря
“Валериан
Куйбышев”, тральщики № 54 и № 56 и два катера типа МО-4
провели из Белого моря в Кольский залив плавбазу подводных
лодок “Память Кирова”.
Рис.28
Эсминец проходит ледовое поле
22 декабря
Из Лох-Ю вышла
вторая часть конвоя –
JW-51-B в составе 14
транспортов в сопровождении шести эсминцев, тральщика, двух
корветов и вооруженного траулера.
24 декабря
Два крейсера
прикрытия конвоя JW-51-A
прибыли в Кольский залив. В 19 ч 20 мин эскадренные миноносцы
“Разумный” и “Валериан Куйбышев” вышли из Кольского залива
для встречи конвоя JW-51-А.
25 декабря
Эсминцы встретили
конвой JW-51-А
и приняли под охрану
пять транспортов. В 9 часов
конвой JW-51-A
в составе 11 транспортов
прибыл в Кольский залив.
В 1942 году
Северный флот обеспечил проводку на внутренних коммуникациях
427 конвоев в составе 653 транспортных судов, в том числе:
- 65
конвоев (98 судов) из Кольского залива в Белое море;
- 48
конвоев (50 судов) из Кольского
залива в Мотовский
залив;
- 79
конвоев (162 судна) из Белого моря
в Арктику;
- 123 конвоя (198 судов)
между портами Белого
моря;
- 38
конвоев (54 судна) в юго-восточной
части Баренцева моря;
- 32
конвоя (44 судна) из Кольского
залива в Арктику;
- 42
конвоя (44 судна) из Кольского
залива в Иоканьгу.
Для обеспечения
проводки внутренних конвоев эсминцы Северного флота совершили
22 выхода в море.
За 1942 год
потери при проводке внутренних конвоев составили девять
транспортных судов, в том числе: транспортов –
два (“Вишера” и “Комсомолец”), рыболовных траулеров –
три, буксиров –
два, барж –
две.
Северный
флот за 1942 год потерял в результате боевых действий восемь
боевых кораблей, в том числе эскадренный миноносец “Сокрушительный”
от аварии во время шторма.
В 1942 году
в Советский Союз прибыло 13 внешних конвоев в составе 235
судов (в том числе 27 советских), на переходе погибло 52
союзных транспорта и два советских. Союзники потеряли два
боевых корабля.
Из Советского
Союза в Англию ушло 12 конвоев в составе 187 судов (в том
числе 37 советских), на переходе погибло 10 союзных транспортов
и пять советских. Союзники потеряли три боевых корабля.
Для усиления
эскорта союзных конвоев корабли Северного флота совершили
317 выходов в море, в том числе эскадренные миноносцы –
86 выходов.
Внешними
конвоями было доставлено в Советский Союз 814654 т военных
и народнохозяйственных грузов и отправлено союзникам 366023
т экспортных грузов.
|