1944
ГОД
2 октября
Из
Иоканьги в Кольский залив отправился конвой ИК-15 в составе
транспорта “Кама” и сетевого заградителя № 94 в сопровождении
эсминцев “Гремящий” и “Громкий”. На следующий день конвой
прибыл в Кольский залив.
3 октября
С
Диксона в Белое море вышел конвой ДБ-6 в составе транспортов
“Киров”, “Диксон”, “Петровский”, ледокольного парохода “Таймыр”
в охранении эсминцев “Жестокий”, “Достойный”, “Деятельный”
и тральщиков Т-906, Т-112 и охотника БО-142. 5 октября на
подходах к проливу Югорский Шар конвой имел три контакта
с подводными лодками противника. Одну из лодок обнаружил
и бомбил Т-906, вторую – эсминец “Деятельный”. В 22 ч 48
мин последний к северо-востоку от Югорского Шара атаковал
третью подлодку. На месте взрыва глубинных бомб наблюдалось
соляровое пятно. 6 октября конвой прибыл в Хабарово и простоял
там пять дней, так как шли тральные работы в Югорском Шаре.
11 октября суда вышли в Иоканьгу под эскортом эсминцев “Достойный”.
“Жаркий”, “Жгучий”, “Доблестный” и “Жесткий”, а 14 октября
конвой прибыл в Архангельск.
Из
Архангельска в Югорский Шар отправился конвой БЮ-6 в составе
четырех транспортов в сопровождении эскадренных миноносцев
“Жаркий”, “Жгучий”, “Дерзкий”, сторожевого корабля и тральщика.
Противолодочную оборону конвоя несли четыре летающие лодки
типа “Catalina”. 8 октября конвой прибыл в Югорский Шар.
8
октября
Из
Кольского залива в Архангельск вышел конвой КБ-30 в составе
двух танкеров и английского тральщика в охранении эсминцев
“Разумный”, “Урицкий”, “Разъяренный” и “Доблестный”. В районе
мыса Святой Нос последний корабль отделился от конвоя и
направился в Хабарово. На следующий день эсминец “Урицкий”
с транспортом покинули конвой и пошли в Иоканьгу.
13
октября
Из
Енисейского залива в Архангельск отправился конвой ДБ-8
в составе трех транспортов, четырех тральщиков и двух больших
охотников типа БО-2. В районе острова Диксон с конвоем соединились
танкер “Фрунзе” и эсминец “Деятельный”.
16
октября
Из
Иоканьги в Кольский залив вышел конвой ИК-17 в составе трех
транспортов под эскортом эскадренных миноносцев “Гремящий”,
“Громкий” и малого охотника МО-425.
18
октября
Из
Иоканьги в Кольский залив отправился конвой ИК-18 в составе
двух транспортов в охранении эсминца “Жаркий” и охотника
МО-426. Из Архангельска в Кольский залив вышел конвой БК-33
в составе танкера “Люцерна” в сопровождении лидера “Баку”
и эсминца “Урицкий”. Спустя два дня конвой пришел в Иоканьгу.
20
октября
Из
Лох-Ю отправился конвой JW-61 в составе 23 транспортов,
пяти танкеров, спасательного судна, судна-крана под эскортом
крейсера “Dido”, трех эскортных авианосцев, шести эсминцев,
четырех корветов, 18 фрегатов и двух шлюпов. Совместно с
конвоем шли шесть охотников типа БО-2, принятых советскими
экипажами в США.
С
Диксона вышел в Белое море конвой ДБ-9 в составе четырех
транспортов в сопровождении эсминцев “Доблестный” и “Дерзкий”.
В районе Канина Носа тральщик Т-116 атаковал и повредил
вражескую подводную лодку. На этом месте был оставлен охотник
БО-209. По центру масляного пятна самолеты МБР-2 и “Catalina”
сбросили шесть бомб ПЛАБ-100. после чего его размер увеличился.
На бомбометание по другой лодке выходил катер МО-251. СКР-20
и эсминец “Доблестный”. Лодка считалась потопленной, так
как на поверхность всплыли соляр, пробка и обломки дерева.
Окончив бомбометание, корабли пошли к конвою, оставив на
месте контакта с лодкой СКР-20. 25 октября последний вновь
обнаружил подводную лодку и сбросил на нее серию глубинных
бомб. Наследующий день конвой прибыл в Архангельск.
Рис.47
Эскадренный миноносец “Доблестный”
25
октября
Конвой
КП-3 – два транспорта в сопровождении эсминцев “Живучий”
и “Урицкий” и малого охотника МО-431 – вышел из Кольского
залива в Линахамари.
26
октября
Эсминцы
“Живучий”. “Урицкий”, охотники МО-430 и два типа БО-2 провели
конвой ПК-5 из Линахамари в Кольский залив.
27
октября
Эсминцы
“Живучий” и “Урицкий” обеспечили проводку конвоя КБ-31 в
составе двух транспортов из Кольского залива в Архангельск.
28
октября
Для
встречи конвоя JW-61 из Кольского залива вышли лидер “Баку”,
эсминцы “Гремящий”.
“Разумный”,
“Разъяренный” и семь охотников типа БО-2. В 9 ч 30 мин от
конвоя отделилась беломорская группа в составе шести транспортов
и двух танкеров и в охранении советских кораблей направилась
в Белое море. В 14 ч 28 мин в Кольский залив вошла основная
группа конвоя. При проводке беломорской группы конвоя JW-61
эсминец “Разъяренный” в районе мыса Святой Нос обнаружил
и атаковал подводную лодку, результатов атаки не наблюдал.
Эсминец
“Доблестный” провел одиночный транспорт из Иоканьги в Архангельск.
29
октября
Эсминцы
“Жгучий”. “Доблестный” и тральщик Т-106 обеспечили проводку
из Архангельска в Молотовск 16 союзных транспортов.
30
октября
С
Северо-Двинского рейда в Баренцево море вышла беломорская
группа конвоя RA-61 в составе 15 транспортов, двух танкеров
в охранении крейсера “Мурманск”, лидера “Баку”, эсминцев
“Гремящий”, “Разумный”, “Разъяренный”, “Урицкий”, “Жгучий”,
“Жесткий” и “Достойный” и семи больших охотников типа БО-2.
1 ноября
В
Кольский залив пришла беломорская группа конвоя RA-61 в
сопровождении крейсера “Мурманск”, лидер “Баку”, четырех
эсминцев и ее охотников типа БО-2. Эсминцы “Жгучий”. “Жестокий”
и “Достойный” в районе острова Киль отделились от конвоя
и возвратились в Архангельск.
2 ноября
Конвой
БК-34 в составе плавбазы “Память Кирова” и транспорта “Диксон”
под эскортом эсминцев “Живучий” и “Доблестный” вышел из
Архангельска в Кольский залив с заходом в Иоканьгу. В Поное
для усиления охранения к конвою присоединились тральщик
T-101 и малый охотник МО-251. Спустя три дня конь прибыл
в Кольский залив.
3 ноября
Конвой
КБ-32 в составе пяти союзных транспортов и танкера под проводкой
лидера “Баку”, эсминца “Гремящий” и шести больших oхотников
типа БО-2 отправился из Кольского залива в Архангельск,
куда прибыл спустя два дня.
4
ноября
Эсминец
“Дерзкий” вышел в район мыса Канин Нос для обследования
района потопления немецкой подводной лодки эскортом конвоя
ДБ-10 1 ноября. Прибором “Асдик” корабль обнаружил находившуюся
на грунте подводную лодку, сбросил 20 больших глубинных
бомб и выпустил 48 контактных реактивных бомб. На поверхности
моря появилось в большом количестве масло. В тот же день
“Дерзкий” прибором “Асдик” обнаружил на грунте вторую подводную
лодку, потопленную тральщиком Т-116 (из состава эскорта
конвоя ДБ-9) 24 октября. 7 ноября эсминец вернулся в Архангельск.
8
ноября
Эсминец
“Достойный”, тральщик Т-883 и охотник БО-219 провели конвой
в составе транспорта “Енисей” из Иоканьги в губу Белушья.
“Достойный” на переходе,9 ноября, в 45 милях к северу от
острова Колгуев, обнаружил подводную лодку противника и
атаковал ее глубинными бомбами. На следующий день конвой
прибыл в губу Белушья.
9
ноября
На
эсминце “Карл Либкнехт” после многолетнего капитального
ремонта был поднят Военно-морской флаг.
12
ноября
Эсминцы
“Живучий” и “Разъяренный”, четыре больших охотника типа
БО-2 и малый охотник МО-251 провели конвой ИК-20 в составе
танкера “Юкагир”, буксира А-1 с баржей из Иоканьги в Кольский
залив.
14 ноября
Навстречу
конвою АБ-15, следующему из Арктики, вышли эсминец “Деятельный”,
четыре тральщика типа AM, восемь больших охотников типа
БО-2 и малый охотник МО-252.
Навстречу
конвою БК-35, следующему из Иоканьги, из Кольского залива
вышли эсминцы “Урицкий” и “Достойный”. Наследующий день
суда и корабли прибыли в Кольский залив.
Рис.48
Американский противолодочный корабль SC 1075 (после передачи
Северному флоту – БО-208). Корабли такого типа (БО-2) активно
участвовали в охранении конвоев
15 ноября
Эсминец
“Достойный” из губы Белушья повел конвой НЗ-6 в составе
транспорта “Енисей”, тральщика Т-883 с баржей на буксире
и катера-тральщика № 438 курсом на бухту Варнека. На следующий
день в районе острова Матвеева “Достойный” обнаружил прибором
“Асдик” подводную лодку и атаковал ее глубинными бомбами,
результатов не наблюдал. Погода на переходе ухудшилась,
поднялся ветер. Следовавший на буксире у тральщика Т-883
катер-тральщик № 438 оторвался и затерялся в снежном заряде.
Эсминец разыскал с помощью радиолокационной станции катер-тральщик
и навел на него тральщик-буксировщик. Конвой прибыл в Амдерму
без потерь. Для организации проводки конвоя АБ-15 в Иоканьгу
пришли эсминцы “Дерзкий” и “Жгучий” из Архангельска, “Живучий”
и “Разъяренный” – из Кольского залива, лидер “Баку”, эсминцы
“Гремящий”. “Разумный” и “Карл Либкнехт” – из Молотовска,
“Доблестный” – из Полярного.
17
ноября
Из
Кольского залива вышел конвой КБ-33 в составе госпитального
судна “Воронеж” в охранении эсминца “Урицкий”. На переходе
конвой был усилен 22 ноября эсминцами “Гремящий” и “Жесткий”,
охотниками БО-206 и МО-251.
В
охрану конвоя АБ-15 (в составе ледоколов “И.Сталин”, “Северный
ветер”, минного заградителя № 93 и СКР-19) вступил эсминец
“Деятельный”, пять тральщиков и столько же охотников типа
БО-2. В 12 ч 20 мин “Деятельный” обнаружил подлодку и атаковал
ее глубинными бомбами, результатов атаки не наблюдал. На
следующий день тральщики и охотники БО-2 имели акустические
контакты и атаковали подлодки.
Рис.49
Ледокол “Северный ветер”
18
ноября
В
3 ч второй эскортный отряд в составе лидера “Баку” и эсминцев
“Гремящий”, “Разумный”, “Разъяренный”, “Жгучий”, “Дерзкий”,
“Доблестный” и “Живучий” вышел из Иоканьги к Карским Воротам
для усиления охранения конвоя АБ-15. В 11 ч при выходе из
Карских ворот к конвою подошел отряд эсминцев, суда и корабли
построились в походный ордер и направились в район острова
Колгуев. Конвой с воздуха прикрывался самолетами Ил-4. 21
ноября в 11 ч от конвоя отделился эсминец “Жесткий” и пошел
в Иоканьгу. Спустя двое суток суда и корабли прибыли в Молотовск.
20
ноября
Эсминец
“Достойный” совместно с минным заградителем № 93, тральщиками
Т-109, Т-110, Т-122 и охотником БО-141 повели конвой ЮБ-5
от Югорского Шара. На переходе к Колгуев) отряд попал в
сильный шторм. Ордер конвоя нарушился. Волны перекатывались
через верхние палубы малых кораблей, началось их обледенение.
Особенно в тяжелом положении оказался тральщик Т-109, у
которого от посадки на мель ранее был поврежден деревянный
корпус и вода проникала внутрь. Сигнал о помощи с Т-109
приняли эсминец “Достойный” и тральщик Т-110, но последний
сам находился в таком же положении. Командир конвоя приказал
командир эсминца “Достойный” оказать помощь травщикам.
Первым
был обнаружен Т-110, но его командир капитан-лейтенант В.В.Михайлин
от помощи отказался и передал, что в более сложном положении
находился Т-109. который стал крениться и погружаться в
воду. Эсминец “Достойный разыскал место гибели тральщика
Т-109 через два часа после получения аварийного сигнала.
Трое моряков были сняты с плотика, еще нескольких, но уже
без признаков жизни, поднял на борт моряки “Достойного”,
обвязавшись бросательными концами и спустившись за борт
в ледяную воду. В 12 ч “Достойный” обнаружил тральщики Т-110
и Т-122 в 10 милях у острова Сенгейский и направился на
поиск других кораблей. Минный заградитель “Мурманск” был
обнаружен в 17 милях к северу от острова Сенгейский, он
шел курсом на Иоканьгу. От транспорта “Буденный” оторвалась
шедшая на буксире баржа с людьми. Всем кораблям конвоя было
приказано укрыться в Бугрино.
23
ноября эсминец “Жесткий” вышел из Иоканьги на усиление конвоя
ЮБ-5.
Конвой
ЮБ-6 вышел из Индигирки в Иоканьгу в составе трех транспортов
под эскортом эсминца “Дерзкий”, сторожевою корабля и большого
охотника.
25
ноября “Жесткий” выходил в море на поиск баржи, оторвавшейся
от транспорта “Буденный”, но ее не обнаружил и вернулся
в Иоканьгу.
27
ноября эсминец “Достойный” при проводке конвоев ЮБ-5 и ЮБ-6
в районе Канина Носа обнаружил минную банку из девяти мин.
Конвой изменил курс. В этот же день “Достойный” и “Дерзкий”
дважды обнаружили прибором “Асдик” подводные лодки и атаковали
их глубинными бомбами. Результатов атак не наблюдали. Конвои
прибыли в Иоканьгу, 29 ноября ЮБ-5 переформировали, а ЮБ-6
– расформировали. Конвой ЮБ-5 в составе транспорта “Революционер”
и танкера “Фрунзе” в охранении эсминцев “Достойный”. “Дерзкий”
и сторожевого корабля вышел из Иоканьги в Архангельск. Прибыли
в Архангельск 1 декабря в 5 ч 35 мин.
24
ноября
Эсминцы
“Гремящий”, “Жгучий”, “Доблестный” и охотник БО-206 вышли
из Иоканьги на усиление эскорта конвоя БК-37 в составе трех
транспортов в сопровождении сторожевого корабля и тральщика,
следовавшего из Белого моря в Кольский залив. Конвой БК-38
в составе шести союзных транспортов и трех танкеров в сопровождении
лидера “Баку”, эсминцев “Разумный”, “Разъяренный”, “Живучий”
и “Деятельный”, трех тральщиков типа АМ и шести охотников
типа БО-2 вышел из Архангельска в Кольский залив, куда прибыл
26 ноября.
25
ноября
Конвой
БК-37 пришел в Иоканьгу, был переформирован и в составе
двух транспортов под эскортом эсминцев “Гремящий”, “Жгучий”,
“Доблестный” и двух охотников типа БО-2 ушел в Кольский
залив.
28
ноября
Для
усиления конвоя ЮБ-7, следующего из Югорского Шара в Иоканьгу
в составе транспорта “Герцен” под эскортом охотника БО-212
и трех тральщиков типа AM под проводкой ледокольного парохода
“Георгий Седов”, из Иоканьги в Бугрино вышел эсминец “Жесткий”.
На следующий день суда и корабли прибыли в Иоканьгу.
29
ноября
Из
Лох-Ю вышел конвой JW-62 в составе 25 транспортов, пяти
танкеров, спасательного судна, крейсера, двух эскортных
авианосцев. 14эсминцев, четырех корветов, трех шлюпов, девяти
фрегатов и трех тральщиков.
Для
усиления эскорта конвоя ЮБ-8 в составе транспорта “Свияга”
в охранении трех тральщиков типа AM и сторожевого корабля
из Иоканьги вышел эсминец “Жесткий”. 4 декабря он в районе
мыса Святой Нос обнаружил минную банку из пяти мин и вскоре
подводную лодку противника. Эсминец сбросил на нее большую
серию глубинных бомб, результатов не наблюдал. В 13 ч 40
мин конвой пришел в Иоканьгу.
Рис.50
Боевая тревога на эсминце Северного флота
30
ноября
Конвой
КБ-34 в составе транспорта “Иртыш” в сопровождении эсминцев
“Урицкий” и “Деятельный” вышел из Кольского залива в Архангельск.
1
декабря
В
14 ч 10 мин эсминцы “Дерзкий” и “Достойный” вывели из Архангельска
в Кольский залив конвой БК-40 в составе пяти союзных транспортов
и двух тральщиков. Конвой прибыл в Кольский залив 3 декабря.
3
декабря
Из
Кольского залива для усиления эскорта конвоя ПИ-2 вышли
эсминцы “Живучий” и “Деятельный”. Конвой в составе транспорта
“Вологда” и двух тральщиков типа AM следовал из Индигирки
в Иоканьгу, куда прибыл на следующий день.
Рис.51
Американские тральщики типа АМ Северный флот получал во
время войны по ленд-лизу
5
декабря
Эсминцы
“Деятельный” и “Живучий” вышли из Иоканьги в Кольский залив,
имея задачу на переходе произвести поиск подводных лодок
противника. В 1 ч 44 мин в 12 милях к северу от мыса Черный
эсминцы с помощью РЛС обнаружили две подводные лодки в надводном
положении и вышли на них в минно-артиллерийскую атаку. После
обстрела осветительным и и фугасными снарядами одна лодка
срочно погрузилась, другая некоторое время шла в надводном
положении, а затем также погрузилась. На место погружения
“Деятельный” сбросил серию больших глубинных бомб. На глубине
произошел сильный взрыв с выбросом на поверхность дыма и
огня. В результате на “Деятельном” от взрывной волны вышли
из строя лаг и УКВ-приемник. “Живучий” атаковал вторую лодку
глубинными бомбами. На месте погружения лодок было сброшено
две большие серии глубинных бомб.
С
“Живучего” наблюдали масляное пятно и плавающие предметы.
Одну лодку посчитали потопленной. Продолжая поиск, в 7 ч
35 мин с эсминцев к северу от острова Кильдин обнаружили
еще одну подводную лодку, которая шла полным ходом на север,
но, заметив корабли, срочно погрузилась. “Деятельный” успел
обстрелять ее из зенитных автоматов “Эрликон”, а затем дважды
произвел бомбометание в районе ее погружения. “Живучий”
повторил атаку лодки, израсходовав все глубинные бомбы.
6
декабря
Лидер
“Баку”, эсминцы “Урицкий”, “Деятельный”, “Доблестный”, “Гремящий”,
“Разумный”, “Живучий”, “Дерзкий” и четыре охотника типа
БО-2 вышли из Кольского залива для встречи в 72 милях к
северу от мыса Териберский конвоя JW-62. В 16 ч советские
эсминцы встретили конвой, от которого отделилась беломорская
группа в составе восьми транспортов, танкера и пяти фрегатов.
Суда и корабли перестроились в походный ордер и пошли в
Белое море. В 23 ч 39 мин мурманская группа в составе 18
транспортов, 4 танкеров и кораблей английского эскорта вошла
в Кольский залив. Шесть фрегатов остались на Кильдинском
плесе для поиска подводных лодок. 8 декабря в районе Поноя
пять английских фрегатов отделились or конвоя и направились
в Кольский залив. В районе острова Сосновец лидер “Баку”
и эсминцы окончили сопровождение конвоя и пошли в Иоканьгу.
В охранении остались эсминцы “Урицкий” и “Доблестный” и
три больших охотника типа БО-2. В 18 ч конвой прибыл на
Северо-Двинский рейд.
8
декабря
Командующий
Северным флотом приказал командующему эскадрой Северного
флота контр-адмиралу В.А.Фокину на переходе группы миноносцев
из Иоканьги в Кольский залив осуществить поиск подводных
лодок. Корабли разделились на три пары. “Разумный” и “Живучий”
шли мористее, “Баку” и “Дерзкий” – в центре, “Гремящий”
и “Доблестный” – в семи милях от берега. Отряд шел 16-узловым
ходом расстояние между кораблями было в пределах визуальной
видимости, между группами – на пределе радиолокационной
дальности обнаружения. Первым обнаружил радиолокатором надводную
“малую цель” эсминец “Дерзкий”. Но вскоре она исчезла. Через
полтора часа с “Дерзкого” вновь обнаружили цель, но она
снова быстро пропала с экрана РЛС. Вскоре “Разумный” тоже
обнаружил малую цель, наблюдал ее две минуты, но цель исчезла.
Акустического юнтакта установить не удалось. В 22 ч 45 мин
эсминец “Живучий” (командир капитан 3 ранга Н.Д.Рябченко)
севернее губы Порчниха обнаружил с помощью РЛС подводную
лодку в надводном положении. Развив скорость до 24 уз, корабль
пошел на сближение с целью таранить лодку. Когда ее обнаружили
визуально, открыли огонь из носового орудия. Лодка контратаковала
“Живучий” двумя торпедами, прошедшими вдоль борта. Эсминец
врезался форштевнем в левый борт подводной лодки в районе
кормового среза ограждения рубки. В момент тарана на мостике
лодки находилось четыре человека, которые неистово кричали
и размахивали руками. При отходе от лодки для повторного
удара эсминец открыл огонь из 102-мм орудия и зенитных автоматов
“Эрликон”. Личный состав наблюдал попадания снарядов в ограждение
рубки. После тарана лодка погрузилась. “Живучий” сбросил
в этом месте три большие серии глубинных бомб. Осветив боевым
прожектором место погружения лодки, с “Живучего” наблюдали
выделение соляра, плавающие предметы, обломки досок, по
иностранным источникам, эсминец “Живучий” потопил подводную
лодку U-387.
Шедший
в паре с “Живучим” эсминец “Разумный” прибором “Асдик” обнаружил
другую подлодку и сбросил на нее три серии больших глубинных
бомб, но контакт потерял.
12
декабря
Эсминцы
“Разумный”, “Доблестный”, “Живучий”, “Жгучий”, четыре больших
охотника типа БО-2. два малых типа МО-IV и тральщик Т-116
провели конвой КП-19 в составе двух транспортов из Кольского
залива в Линахамари.
Гвардейский
эсминец “Гремящий” ушел на капитальный ремонт в Молотовск.
13
декабря
Эсминцы
“Живучий” и “Доблестный”, сторожевой корабль “Смерч”, четыре
больших охотника типа БО-2 и два малых типа MO-IV обеспечили
проводку конвоя ПК-21 в составе транспорта “Диксон” из Линахамари
в Кольский залив. В районе Липовых островов силы охранения
усилились пришедшими из Кольского залива эсминцами “Разумный”
и “Жгучий”. В районе Цып-Паволок эсминец “Доблестный” обнаружил
и атаковал глубинными бомбами подводную лодку, результатов
не наблюдал.
14
декабря
Эсминцы
“Доблестный” и “Живучий” выходили на поиск подводных лодок
в район Кольский залив – мыс Корабельная Пахта – Кольский
залив. Противник обнаружен не был. На следующий день корабли
вернулись в Полярное.
15
ноября
Из
Кольского залива в Архангельск отправился конвой КБ-36 в
составе трех союзных транспортов и двух танкеров в сопровождении
эсминцев “Грозный”, “Разумный”, “Урицкий”, “Разъяренный”,
“Доблестный” и четырех охотников типа БО-2. В 20 ч в 9 милях
к северу от мыса Териберский “Разумный” обнаружил и атаковал
глубинными бомбами подводную лодку, результатов атаки не
наблюдал. На следующий день в районе Поноя от конвоя отделились
эсминцы “Урицкий”, “Дерзкий” и “Достойный”, а у острова
Сосновец – “Грозный”, “Разумный” и “Разъяренный”, которые
ушли в Иоканьгу. Достигнув кромки льда, охотники также вернулись
в Иоканьгу. Ледоколы приняли под проводку конвой, который
прибыл в Архангельск 17 декабря.
17
декабря
Из
Иоканьги в Кольский залив вышел конвой ИК-21 в составе трех
транспортов под эскортом эскадренных миноносцев “Разумный”,
“Разъяренный”, “Грозный”, “Дерзкий”, “Достойный”, трех охотников
типа БО-2 и тральщика Т-117. На следующий день конвой прибыл
на место назначения.
20
декабря
Из
Кольского залива в Линахамари отправился конвой КП-21 в
составе пяти транспортов и гидрографического судна “Метель”
в охранении эсминцев “Грозный”, “Урицкий”, “Дерзкий”, “Достойный”,
четыре больших охотников типа БО-2 и двух малых типа MO-IV.
На следующий день конвой пришел в Линахамари.
21
декабря
Эсминцы
“Разумный” и “Разъяренный” вышли на поиск подводных лодок
в прибрежном районе Мурманска от Кольского залива до мыса
Святой Нос. 22 декабря ночью в 5 ч 15 мин, в 15 милях к
северу от острова Нокуева “Разумный” обнаружил прибором
“Асдик” подводную лодку и сбросил на нее три серии больших
глубинных бомб, результатов атаки не наблюдал. В 12 ч корабли
вернулись в Кольский залив.
22
декабря
Эскадренные
миноносцы “Дерзкий” и “Достойный” провели поиск подводных
лодок на участке Вайтолахти – Цып-Наволок. Контакта с противником
не было.
Эсминцы
“Урицкий” и “Грозный”, четыре больших охотника типа БО-2,
четыре малых типа MO-IV и три тральщика типа AM провели
из Линахамари в Кольский залив конвой ПК-23 в составе транспортов
“Ямал”, “Воронеж” (перевозивших 758 репатриированных граждан
СССР из Норвегии) и “Вятка” (на котором было 275 раненых
бойцов 14-й армии). По курсу конвоя шли эсминцы “Дерзкий”
и “Достойный”. Когда корабли находились в 10 милях от Вайтолахти,
“Достойный” с помощью РЛС обнаружил подводную лодку, направляющуюся
на перехват конвоя. Заметив приближение эсминца, лодка срочно
погрузилась. “Достойный” произвел залп из 24-ствольного
реактивного бомбомета затем на место погружения лодки была
сброшена большая серия глубинных бомб. Командир эсминца
посчитал лодку потопленной и занял место в ордере конвоя.
В 22 ч конвой прибыл в Кольский залив.
Рис.52
Вступление в строй Северного флота эсминцев типа “Жаркий”,
оснащенных гидроакустическими станциями “Асдик” и многоствольными
бомбометами “Хеджехог” значительно усилило противолодочную
оборону конвоев
28
декабря
Эсминцы
“Грозный”, “Урицкий”, “Разъяренный”, “Дерзкий”, “Достойный”,
“Деятельный” и шесть охотников типа БО-2 провели конвой
КБ-37 в составе двух транспортов, танкера и сторожевого
корабля из Кольского залива в Белое море. На следующий день
корабли и суда прибыли в Иоканьгу.
30
декабря
Из
Лох-Ю вышел конвой JW-63 в составе 36 транспортных судов
под эскортом крейсера, авианосца, четырнадцати эсминцев,
двух корветов и трех шлюпов.
Эсминцы
“Дерзкий”, “Достойный”, “Деятельный” и “Урицкий” вышли из
Иоканьги (оставив транспорты конвоя КБ-37 на якорной стоянке)
для поиска подводных лодок в районе остров Нокуев – маяк
Терско-Орловский – мыс Канин Нос. Обследовав район и не
обнаружив противника, корабли вернулись в базу.
В
14 ч 58 мин из Мурманска в Линахамари вышел конвой КП-24
в составе транспорта “Тбилиси” под эскортом тральщиков Т-113,
Т-115 и больших охотников БО-150, БО-151, БО-213 и БО-217.
Транспорт был загружен сеном, продовольствием, мазутом и
бензином в бочках для частей 14-й армии Карельского фронта.
На борту находились 124 пассажира (военнослужащие и гражданские
лица). Переход конвоя проходил в свежую погоду – ветер достигал
8 баллов, море – до 6 баллов, снежный заряды.
В
19 ч 25 мин в районе мыса Скорбеевский на транспорте произошел
сильный взрыв, оторвало носовую часть до 41 шпангоута, которая
вскоре затонула. После взрыва судно осталось на плаву, но
на нем вспыхнул пожар, загорелось сено, мазут, начали взрываться
бочки с бензином. Капитан судна И.Т.Субботин и его военный
помощник старший лейтенант Б.М.Камери-лов не сумели предотвратить
панику среди пассажиров, часть которых стала прыгать за
борт в море. Спущенные шлюпки были перегружены, люди гибли
в штормовом море. Командир конвоя капитан 2 ранга П.В.Панфилов,
находившийся на тральщике Т-113, приказал кораблям охранения
произвести поиск подводной лодки и усилить охранение поврежденного
транспорта. Командир конвоя дал оповещение по флоту о том,
что транспорт “Тбилиси” подорван, горит и медленно погружается
в море. В 20 ч 01 мин охотник БО-150 приступил к спасению
людей, из воды он поднял 60 человек. В районе аварии погода
ухудшилась, ветер стал крепчать, волнение достигло 7 баллов.
БО-150 был отправлен в Кольский залив. На катерах стали
выходить из строя системы энергоснабжения. БО-151 направили
в Кольский залив, БО-213 и БО-217 – в Пуманки. В охранении
поврежденного транспорта остались тральщики Т-113 и Т-115.
Усилиями гражданской и военной команды транспорта и пассажиров
пожар на судне удалось погасить. В 2 ч 48 мин 31 декабря
Т-115 подошел к борту аварийного судна и снял 78 человек,
последним сходил капитан И.Т.Субботин. Но во время спуска
по штормтрапу он сорвался и, попав между бортами тральщика
и судна, был раздавлен.
В
4 ч 31 декабря из Полярного к месту аварии вышли эсминцы
“Жесткий” (под брейд-вымпелом начальника штаба эскадры Северного
флота капитана 1 ранга А.М.Румянцева) и “Живучий”. В 6 ч
корабли обнаружили транспорт и два тральщика с помощью радиолокатора
в семи милях к северу от мыса Цып-Наволок. По приказанию
начальника штаба эскадры “Жесткий” приступил к подготовке
к буксировке транспорта “Тбилиси”. Для принятия буксира
на судно были высажены матросы эсминца “Жесткий” – артиллеристы
Игорь Раздеров. Михаил Фетисов и Николай Матукин, торпедист
Геннадий Волков и марсовый Владимир Опарин. “Живучему” было
приказано принять с тральщика Т-115 78 пассажиров и членов
команды транспорта “Тбилиси” и обеспечивать противолодочную
оборону в районе спасательных работ. Эсминец “Жесткий” несколько
раз заводил буксирный трос и пытался буксировать аварийное
судно кормой, но всякий раз трос лопался при самом малом
ходе. “Тбилиси” продолжал дрейфовать на юго-восток.
В
17 ч 30 мин из Кольского залива вышли буксиры М-2 и М-12
под эскортом тральщика Т-112 и охотника МО-220. Транспорт
в это время находился в 15 милях к северо-западу от острова
Кильдин.
В
14 ч 1 января 1945 года с М-2 и М-12 завели буксиры на транспорт
“Тбилиси” и начали его буксировку в Териберку из района
в 10 кб западнее острова Малый Олений. Для усиления охраны
поврежденного судна к месту спасательных работ прибыл лидер
“Баку”. В 0 ч 40 мин 2 января транспорт был приведен в Териберку;
добровольцы с эсминца “Жесткий” провели на аварийном корабле
более 40 ч. Как установлено после войны, пароход “Тбилиси”
был торпедирован подводной лодкой U-956. Из 186 человек
команды и пассажиров погибло 58 человек.
За
1944 год Северный флот провел 407 конвоев в составе 707
транспортных судов на коммуникациях Баренцева, Карского
и Белого морей. Для сопровождения этих конвоев боевые корабли
выходили в море 1481 раз, в том числе миноносцы 284 раз.
В
1944 году Северный флот участвовал в проводке 18 союзных
конвоев, насчитывавших 509 транспортных судов. Эскадренные
миноносцы выходили в море для встречи, усиления эскорта
и проводки беломорских групп конвоев 75 раз.
|