В июле 1942 г.
командованием Балтийского флота была предпринята попытка
захватить остров Соммерс. Отсутствие необходимого опыта
и недостаток сил не позволили тогда добиться успеха. Долгие
годы подробности этой высадки хранились в недрах архива...
Стабилизировавшаяся зимой 1941-42 гг. обстановка на Балтике
вновь обострилась летом, когда на коммуникациях противника
начали действовать советские подводные лодки. Однако их
путь из Финского залива пролегал мимо Соммерса - маленького
скалистого островка*.
В течение второй половины 1941 г. на нем находился советский
гарнизон, но затем в конце декабря остров был оставлен
нашими подразделениями и вскоре там обосновались финны.
Впрочем, долго усидеть на продуваемом всеми ветрами
скалистом клочке земли им не удалось и Соммерс перешел
в разряд "нейтральной полосы". Но это продолжалось
недолго: при овладении Гогландом и Большим Тютерсом
остров заняли подразделения финской 22-й роты охраны
побережья. Стоявшие белые ночи позволяли вражеским
постам круглосуточно контролировать надводную обстановку.
И потому под общим руководством командира Главной
базы флота** капитана 1 ранга Г.И. Левченко был разработан
план по его захвату, утвержденный Военным советом
Краснознаменного Балтийского флота.
Здесь необходимо сказать несколько слов о Гордее Ивановиче
Левченко. К началу войны он имел звание вице-адмирала
и был заместителем наркома ВМФ, участвовал в организации
обороны Николаева и Одессы. 22 октября 1941 г. решением
Ставки Г.И. Левченко назначили командующим войсками
Крыма. Но развернувшиеся там бои сложились неудачно
для советских частей и в ночь на 16 ноября войска
51-й армии оставили Керчь. 19 ноября должность командующего
войсками Крыма ликвидируется, а 1 декабря Левченко
был арестован органами НКВД. 24 января 1942 г. его
исключили из ВКП(б), а 29 января осудили на 10 лет
с лишением всех наград. Но в отличие от многих командиров,
судьбы которых сложились трагически, прошение адмирала
о помиловании 31 января было удовлетворено. 2 февраля
его восстановили в партии (правда, с объявлением строгого
выговора). И хотя бывшего заместителя наркома понизили
в звании до капитана 1 ранга, лишили всех наград и
постановили использовать на низшей работе, судимость
с него сняли. В марте 1942 г. он возглавил Ленинградскую
военно-морскую базу. Командиром Кронштадтской военно-морской
базы его назначили 25 июня 1942 г. Так что успех Гордею
Ивановичу был нужен, что называется, позарез...
К сожалению, при разработке плана операции допустили ряд
просчетов. Например, силы неприятеля оценивались всего в
60-70 солдат при двух-трех орудиях. На самом деле финны
располагали на Соммерсе гарнизоном в 92 человека при двенадцати
орудиях (из них два 75-мм, превосходивших по мощности пушки
советских катеров, три 45-мм и семь 20-мм зенитных автоматов),
двух 81-мм минометах, семи тяжелых и пяти легких пулеметах.
Для захвата острова был выделен отряд в составе 250 человек
с десятью станковыми пулеметами, то есть, имея значительный
перевес над врагом в людях, десант заметно уступал ему в
огневой мощи.
Не удалось разведке вскрыть и систему обороны противника,
включавшую четыре хорошо оборудованных опорных пункта. Не
были учтены особенности побережья острова, что привело к
трагедии - при высадке покинувшие катера хорошо вооруженные
и экипированные бойцы под весом амуниции нередко тонули.
Не было отработано и взаимодействие с авиацией, в результате
чего налет, который должен был подавить финскую оборону,
только привел к утрате фактора внезапности, а связь десантников
(как и моряков) с летчиками вообще не предусматривалась.
5 июля в Кронштадте Г.И. Левченко провел тактическую игру.
Командование операцией в море было возложено на командира
бригады торпедных катеров капитана 2 ранга В.А. Саламатина,
отряд высадки возглавил капитан 2 ранга К.А. Шилов, десантным
отрядом командовал майор И.В. Пасько. Вопреки первоначальным
указаниям, действовать решили не в трех, а в четырех пунктах.
В соответствии с этим были сформированы и четыре группы,
состав и расположение которых показаны на схеме.
К исходу 7 июля все предназначенные для операции силы были
полностью готовы и в 23:33 на Лавенсаари началась посадка
десанта, погрузка боезапаса и специального имущества. В
00:11 8 июля посадка десанта на катера была закончена, еще
через две минуты корабли начали выходить на рейд. В 00:30
группы десанта двинулись к Соммерсу. Их переход обеспечивался
дозорами, а с 00:35 - четырьмя истребителями. К часу ночи
отряд прикрытия вышел в заданный район. В это же время,
с 00:40 до 00:59 12 бомбардировщиков ДБ-3 1-го гвардейского
минно-торпедного полка под прикрытием истребителей с высоты
2300-4000 м двумя волнами нанесли удар по острову. Бомбили
не слишком точно - из 120 сброшенных 100-кг бомб 37 упали
в воду. Финский гарнизон ответил зенитным огнем. Затем последовали
2 налета штурмовиков Ил-2, атаковавших с малых высот группами
по 3 самолета. Неизвестно какова была эффективность штурмовок,
но огнем 20-мм "Эрликонов" были повреждены два
самолета.
Замысел высадки на остров
Соммерс
В 01:20 десантные группы развернулись и пошли к местам
высадки. Море было относительно спокойным (волнение до трех
баллов), а видимость - просто отличной (ох уж эти белые
ночи). На значительном удалении - 20-30 кабельтовых - финны
обнаружили советские катера и открыли по ним ожесточенный
огонь. Несмотря на это, первая группа подошла к берегу на
расстояние 10-12 м и начала высадку десанта, которая закончилась
в течение всего пяти минут. Но при этом торпедный катер
№ 152 и "охотник" МО-110 получили повреждения.
Тяжело пришлось и II группе. Приблизившись под обстрелом
к берегу, моряки и десантники убедились, что катера не могут
вплотную к нему пристать. Некоторым из них приходилось это
повторять по нескольку раз, под огнем пытаясь найти удобные
для высадки места. При выгрузке радиостанции, ее то ли намочили,
то ли утопили аккумуляторы и работать она не могла. Командир
десантного отряда сходить на берег в таких условиях отказался
и был высажен на остров лишь в 04:04 по приказанию комиссара
бригады торпедных катеров. Потери росли - на торпедном катере
№ 62 был поврежден корпус, а на МО-402 - надстройки, на
нем погиб командир, а 4 члена команды получили ранения.
"МОшки" на патрулировании
III группу встретил особенно интенсивный огонь. Подойти
сразу к берегу не удалось, причем на ТКА № 121 заглохли
моторы с муфтами, включенными на передний ход, и при заводке
моторов он с хода сел на камни. Предпринятая после высадки
десанта попытка спасти его оказалась неудачной и он остался
на камнях. К счастью, удалось снять людей, а также документы
и вооружение. Командир МО-413 из состава этой группы, видимо,
проявил нерешительность и высадил бойцов позже остальных,
причем ему потребовался дополнительный приказ В.А. Саламатина.
Но в самом тяжелом положении оказалась IV группа. Ее корабли
не смогли подавить огневые точки противника, встретив сильный
отпор. Командир принял решение - десантировать бойцов в
пункте, предназначенном для III группы. Но когда катера
с десантом стали обходить, с запада, отстал поврежденный
торпедный катер № 71. Ему пришлось высаживать десантников
"абы куда". При отходе он был подожжен артиллерийским
огнем и погиб, а его экипаж под непрекращающимся обстрелом
перешел на торпедный катер № 152. Досталось и торпедному
катеру № 131 - погиб его командир, были убиты 3 и ранены
4 десантника.
Всего из принятых на борт отрядом высадки 256 воинов на
остров попало 164 бойца, еще 7 пострадали на борту торпедного
катера, а сторожевой катер МО-402 не высадил 15 человек.
Остальные были убиты или утонули при высадке. Не удалось
доставить на берег и часть пулеметов (видимо, большую, так
как плыть с "Максимами" было просто немыслимо).
Торпедный катер с десантом
Реакция финнов на действия советского флота оказалась очень
быстрой и энергичной - сразу же после получения сообщения
от гарнизона Соммерса ему на помощь были брошены все наличные
силы: канонерские лодки "Уусимаа" и "Хямеенмаа",
а также 5 сторожевых катеров. Первой к месту боя прибыла
"Уусимаа", которой удалось на пути к острову отбить
атаку советских торпедных катеров. Затем подошли "Хямеенмаа"
и сторожевые катера. В ходе боя с финскими канлодками погиб
торпедный катер № 113 (командир - старший лейтенант А.И.Шумратов),
атаковавший противника совместно с катером № 73. Моряки
доложили о потоплении одной из канонерок, но эта информация
оказалась недостоверной.
Финская канонерская лодка "Уусимаа"
(однотипная "Хямеенмаа")
В ходе боев у Соммерса сообщения, стекавшиеся в штабы обеих
сторон, содержали, как правило, сильно преувеличенную информацию
о потерях противника, но для финнов (завышавших свои успехи
всего-навсего в два раза!) это не имело таких серьезных
последствий, как для советского командования. Ведь оно было
уверено, что врагу наносится тяжелый урон и его возможности
продолжать борьбу уменьшаются. На самом же деле, хотя многие
финские корабли и катера получили повреждения разной степени
тяжести, ни один из них потоплен не был.
Примерно в 03.18 от десантников, ведущих бой на Соммерсе,
поступил условный сигнал, означавший: "Закрепился,
прошу выслать второй эшелон". Однако в ответ на запрос
Саламатина от Левченко с получасовым опозданием последовал
ответ, что второй эшелон будет выслан после занятия острова.
А на Соммерсе шел ожесточенный бой. Десантникам удалось
захватить один из опорных пунктов - Итяпяя, все орудия которого
были уничтожены, а из 26 защитников лишь троим удалось прибиться
к своим. Остальные были убиты или ранены.
Активно действовала авиация обеих сторон. Советские самолеты
нанесли несколько ударов по позициям противника на острове
и атаковали корабли и катера, при этом истребители отражали
налеты финских самолетов, наносивших бомбоштурмовые удары
по силам поддержки. В ходе одного из них торпедный катер
№ 33 из отряда прикрытия получил небольшие повреждения,
а его командир был убит. Пострадали и два неприятельских
катера и канлодка.
Катер КМ №911 ставит дымовую
завесу
Капитан 1 ранга Левченко, понимая, что бои развернулись
куда более серьезные, чем это предусматривалось планами,
приказал канонерской лодке "Кама" выйти к Соммерсу.
К Лавенсаари из Графской и Батарейной бухт для усиления
ведших бои сил были отправлены четыре торпедных и пять сторожевых
катеров.
В утренние часы 8 июля активность сторон значительно снизилась,
так как у советских катеров заканчивалось топливо, многие
из них получили повреждения, а финские канонерки, оказавшие
огромную помощь гарнизону острова, расстреляли практически
весь боезапас. Зато к месту сражения подошел, первый из
принявших в нем участие немецких кораблей - тральщик "М
18".
Немецкий тральщик типа М. К этому типу принадлежали
"М 18" и "М 37"
В 08.48 советский флот понес новую потерю: при подходе
к восточной части Соммерса от попаданий снарядов загорелся
и взорвался пытавшийся доставить десантникам боеприпасы
торпедный катер № 22. Финнам же к 11.30 в помощь своему
гарнизону удалось перебросить на канонерской лодке "Турунмаа"
и восьми катерах роту в составе 109 человек. Прибытие подкрепления
окончательно изменило ситуацию, советский десант оказался
в тяжелейшем положении. Теперь на стороне противника было
не только огневое, но и численное превосходство. К тому
же его канлодки поддерживали свои войска огнем орудий среднего
калибра, в то время как на советских катерах имелись лишь
малокалиберные пушки. Высланная же к Соммерсу "Кама"
шла под проводкой катеров-тральщиков, скорость которых с
поставленными тралами была очень малой. И хотя после полудня
в бой вступила советская береговая батарея с Лавенсаари,
ее огонь не корректировался и вряд ли принес особую пользу
десантникам. Подошедшая же "Кама" практически
всю свою огневую мощь вынуждена была направить против финских
кораблей.
В 14.30 командир Островного сектора береговой обороны,
входившего в состав Главной базы, капитан 1 ранга С.Д.Солоухин
приказал начать посадку резерва в количестве 57 автоматчиков,
погрузку радиостанции и продовольствия на торпедные катера
№ 11, 30 и 101. Около 16.00 они направились к Соммерсу и
примерно через 45 мин под огнем финских кораблей подошли
к его восточному берегу и начали высадку бойцов и выгрузку
припасов. Несмотря на то, что дело происходило днем, все
было организовано из рук вон плохо - снова, как и ночью,
утопили радиостанцию, а вместе с ней и 13 десантников. Правда,
с берега удалось снять 23 раненых. От них стало известно,
что на острове идет тяжелый бой и необходимо подавить минометную
батарею врага. Но установить связь с десантом не удалось,
так как, кроме раненых, на берегу не было других бойцов.
Уже на отходе получил попадание и взорвался торпедный катер
№ 31.
Торпедный катер у пристани острова Лавенсаари
Похоже, что к серьезным боям за Соммерсе советское командование
не готовилось и на Лавенсаари не было частей, которые могли
быть отправлены на помощь высаженным подразделениям без
угрозы ослабления обороноспособности самой базы. Поэтому
усилить десант своевременно не удалось, а потом было поздно
- германские и финские самолеты, корабли, катера и орудия
гарнизона острова сделали доставку подкреплений, снабжение,
вывоз раненых, а затем и эвакуацию оставшихся в живых бойцов
невозможными.
К вечеру 8 июля вместо канонерской лодки "Кама",
на которой вышли из строя оба орудия главного калибра, в
сражение вступили сторожевой корабль (по западной классификации
- миноносец) "Буря" и базовые тральщики (корабли
специальной постройки, имевшие сильное артиллерийское вооружение)
Т-205 "Гафель" и Т-207 "Шпиль". Но их
помощь явно запоздала. К этому времени к Соммерсу подошли
финские минные заградители "Риилахти" и "Роутсинсалми",
и немецкие корабли - плавбатарея "SAT 28" ("Ост"),
плавбаза (тендер) "Неттельбек" и тральщик "М
37", сменивший своего собрата "М 18", который
изрядно пострадал от налетов советской авиации. "М
37" принял участие в вечернем обстреле позиций советских
десантников. Временами он подходил к берегу на 500 м. Его
экипаж решил продемонстрировать финнам свое "братство
по оружию": на берег был отправлен сформированный на
корабле ударный отряд из 10 человек, а также несколько ящиков
с ручными гранатами, в которых у гарнизона возникла нужда.
Советские базовые тральщики
В ночь на 9 июля советское командование предприняло последнюю
попытку исправить положение. В атаку на неприятельские корабли
были брошены торпедные катера, выводившиеся сторожевиком
"Буря" совместно с тральщиком Т-207. Трем катерам
удалось выпустить по одной торпеде, но они не достигли целей,
а два катера были подбиты. Попытка доставить на остров боеприпасы
на трех сторожевых катерах также закончилась плачевно. От
попадания снаряда взорвался и погиб со всеми находившимися
на борту, в том числе с командиром отряда высадки капитаном
2 ранга К.А. Шиловым, МО-306. И хотя весь день продолжались
перестрелки между кораблями противников, положение десанта
на острове стало безнадежным. Правда, утром летчики доложили,
что ими торпедированы два вражеских корабля в пяти милях
севернее Соммерса, но и это сообщение не соответствовало
действительности и не могло изменить ситуацию. 9 июля в
12.30 командир Островного сектора береговой обороны радиограммой
доложил командующему Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмиралу
Трибуцу и командиру Главной базы капитану 1 ранга Левченко
об обстановке в районе островов Лавенсаари и Соммерс. В
донесении говорилось, что для продолжения операции сил и
средств не имеется, а на самом Соммерсе с ноля часов 9 июля
боевых действий не наблюдается. В 19:20 Г.И.Левченко получил
новое сообщение, где, в частности, говорилось: "...Никакого
движения на острове не обнаружено. При обнаружении десанта
буду продолжать операцию по захвату".
Советские торпедные катера
выходят в атаку
Ночью 10 июля была предпринята попытка доставить на Соммерс
двух разведчиков, но блокада острова кораблями противника
была слишком плотной и подойти к нему советским катерам
не удалось. Перестрелки между кораблями также не принесли
результатов. Летчики снова доложили о потопленных и поврежденных
кораблях, но на активности германо-финских сил это никак
не сказалось. Во второй половине дня снова попытались организовать
высадку на Соммерс разведгруппы, но затем перенесли эту
операцию на ночь. В 01:00 11 июля капитан 1 ранга Г.И. Левченко,
считая, что бои на Соммерсе закончились и стремясь избежать
новых потерь, решил прекратить операцию.
В этих боях погибли семь торпедных катеров и малый охотник
Краснознаменного Балтийского флота. Базовый тральщик был
поврежден, а канонерская лодка "Кама" практически
вышла из строя из-за технических неисправностей - хотя одно
из орудий удалось ввести в строй, но на лодке отказало и
долго бездействовало рулевое управление и ее приходилось
таскать на буксире. Только за первый день боев повреждения
получили 10 торпедных, 5 сторожевых и 5 катеров других типов.
Но финнам и этого показалось мало, поэтому они "зачислили
в список своих побед" 8 кораблей и катеров, потопленных
береговой артиллерией, о 7 уничтоженных советских катерах
сообщил флот, а еще одну канонерскую лодку ("Волгу")
и 2 катера записала на свой счет финская авиация. Финны
и немцы признали повреждения тральщика "М 18",
канонерских лодок "Хямеенмаа" и "Турунмаа"
и нескольких катеров. По финским сообщениям, армия потеряла
15 человек убитыми и 45 ранеными, а флот - 6 убитых и 18
раненых. Советские потери в людях они оценили следующим
образом: 149 пленных, 128 убитых на острове и, приблизительно,
еще 200 человек, утонувших вместе с погибшими кораблями.
После окончания боев финны прикрыли Соммерс минными заграждениями
и он оставался под их контролем вплоть до выхода Финляндии
из войны в сентябре 1944 г.
Хотя операция по захвату Соммерса провалилась, вряд ли
у кого-нибудь сегодня повернется язык неуважительно
отозваться о непосредственных участниках боев. Отмечая
слабость планирования и организации, необеспеченность
советских воинов специальными высадочными средствами,
пассивность крупных кораблей Балтийского флота и неэффективность
огня береговых батарей, отнюдь не симпатизирующий
Советскому Союзу швейцарский историк Ю.Майстер вынужден
был признать: "Русские десантные части, хотя
и недостаточно многочисленные, как и экипажи торпедных
катеров, сражались очень храбро, но им не удалось
спасти положение в этой неправильно организованной
операции".
* Длина острова около 950 м, ширина около 450 м.
** Так с июня 1942 г. стала официально называться Кронштадтская
военно-морская база
|