|

Большой четырехтрубный пассажирский лайнер "Олимпик",
старший брат печально известного "Титаника", 20
сентября 1911 г. шел по фарватеру из Саутгемптона к острову
Уайт, чтобы, повернув у мыса Иджипт, выйти через Спидхедский
рейд и совершить очередной "прыжок" через Атлантику.
Лайнер
"Олимпик" компании "Уайт Лайн Стар"
в 1911 г.
Офицеры лайнера хорошо знали фарватер, но осторожность
еще никому не мешала. Они заняли места наблюдателей: помощник
капитана Уайльд находился на носу, первый офицер Мердох
- на корме, второй офицер - в "вороньем гнезде"
фок-мачты. Капитан лайнера Смит стоял рядом с рулевым, но
не командовал, так как судно вел лоцман.
В 12.37 огромный пароход сделал поворот на юго-запад.
В этот момент все, кто был на мостике обратили внимание
на серый двухтрубный крейсер, который, находясь в 3,1 мили
за кормой "Олимпика", тоже направлялся к Спидхеду.
В Спидхеде располагалась база Королевского флота.
Прошло еще три минуты. По команде лоцмана лайнер
медленно покатился влево, огибая буй Торн-Нол. Скорость
"Олимпика" была весьма приличной, и капитан Смит
решил помочь рулю машиной: левая турбина остановилась, а
затем заработала "полный назад". Одновременно
сирена лайнера издала два коротких свистка.
Бронепалубный
крейсер"Хаук".
Поднявшись на ходовой мостик, командир крейсера
"Хаук" командор Блант сразу же заметил два облачка,
сорвавшихся с трубы лайнера. "Олимпик" стал разворачиваться,
показывая усеянный иллюминаторами черный борт и слегка скошенные
трубы.
- У него маловато места для поворота! - сказал
Блант своему штурману лейтенанту Олину и приказал
отвернуть вправо, чтобы, прижавшись к мысу Иджипт, уступить
дорогу пассажирскому судну.
В 12.43 лайнер обогнул буй, и левая турбина
заработала "полный вперед". Скорость судна стала
возрастать: 13, 14, 15 уз.
"Хаук" в то время обогнул мыс Иджипт
и шел со скоростью 15 уз. Силой инерции суда неудержимо
влекло друг к другу. Их курсы сходились под углом 15°. Сначала
крейсер медленно нагонял лайнер и оба корабля шли, чю называется,
мостик в мостик, а когда "Олимпик" увеличил ход,
"Хаук" стал отставать.
Один из пассажиров лайнера, полковник Уайт,
с высокой палубы "Олимпика" с интересом разглядывал
весь "Хаук". Тогда "Олимпик" шел курсом
79°, а "Хаук" - 86°, приближаясь к мысу Ист-Коуис.
Внезапно "Хаук" резко вильнул влево
и бросился на лайнер. Уайт перегнулся через релинг и посмотрел
за корму - кильватерная струя пассажирского судне была идеально
прямой.
- Они хотят срезать нам корму... - начал Уайт,,
но через несколько секунд нос крейсера скрылся под кормовым
развалом "Олимпика". Все ощутили легкий толчок...
Корабли столкнулись.
   
Повреждения лайнера
"Олимпик" после столкновения с бронепалубным крейсером
"Хаук". Саутгемптон 20.09.1911 г.
Сразу же после происшествия оба капитана велели
задраить водонепроницаемые двери и определить повреждения.
В правом борту "Олимпика", примерно в 21 м от
кормы, зияла 14-метровая пробоина, которая, впрочем, ничем
не угрожала огромному судну. Убедившись в этом, капитан
Смит отвел лайнер в залив Осбори. Там пассажиров пересадили
на небольшой пароход, а пострадавший "Олимпик"
ушел на ремонт.
Повреждения
бронепалубного крейсера "Хаук" после столкновения
с лайнером "Олимпик".
"Хаук" пострадал больше. Его длинный
нос с выступающим форштевнем свернуло набок, часть обшивки
сорвало, но переборки выдержали. Блант осторожно отвел искалеченный
корабль на починку в Портсмут.
Жертв, к счастью, не было. "Олимпик"
и "Хаук" довольно скоро вышли в море, но инцидент
на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное
дело.
Через два месяца после аварии компания "Уайт
стар лайн" обвинила командора Королевского флота в
том, что его крейсер таранил лайнер. Адмиралтейство не думало
защищаться. Оно обвинило капитана Смита в неосторожности
и пренебрежении правилами судовождения. Простое, казалось
бы, дело осложнилось крайне противоречивыми показаниями
свидетелей.
Полковник Уайт хорошо помнил, что крейсер сперва
нагнал лайнер, шел с ним рядом, а потом неожиданно повернул
влево. Адвокаты "Уайт стар" сочли это доказательством
того, что крейсер "превысил скорость", а Блант
по ошибке скомандовал опасный поворот.
Капитан Смит показал под присягой, что после
поворота вел лайнер прямым курсом, а крейсер держался в
3/4 мили справа по корме. Когда корабли сблизились, лайнер
шел со скоростью 16 уз. Крейсер стал отставать, а как только
оказался на уровне второй или третьей трубы "Олимпика",
резко повернул. Показания другик офицеров и пассажиров были
такими же.
Совершенно иную картину нарисовали офицеры крейсера
"Хаук". Уступив место лайнеру, который на большой
скорости явно не вписывался в поворот, крейсер вплотную
прижался к линии буев, ограничивавших фарватер. Однако инерция
"Олимпика" оказалась настолько большой, что он
приблизился к "Хауку" примерно на 100 м. Встревоженный
этим, Блант приказал отвернуть вправо еще, хотя понимал,
что рискует оказаться на мели. Крейсер послушно отвернул
на 10° вправо, но затем неожиданно бросился влево. Блант
кинулся к рулевому:
- Что вы делаете! Право, право на борт! - но
корабль упрямо катился влево. "Отказал руль! - подумал
Блант и рванул ручки машинного телеграфа. - Левая - стоп.
Правая - полный назад". Не помогло и это. С рулем,
положенным 15° вправо, на скорости 15 уз "Хаук"
заворачивал влево до тех пор, пока не ударил лайнер.
На суде весь сыр-бор разгорелся из-за того,
какое судно считать догоняющим: догоняющее должно уступить
дорогу менее скоростному судну. Если оно не выполнило этого
и случилась авария, оплачивай свои и чужие убытки. Юристы
Адмиралтейства настаивали на том, что капитан Смит на скорости
21 уз пересекал курс крейсера, а адвокаты "Уайт стар"
утверждали то же самое по отношению к капитану Бланту. При
этом выяснились любопытные обстоятельства: никто из офицеров
лайнера, очевидно, полагаясь на лоцмана, не вел прокладку
курса, не зафиксировал скорость "Олимпика" при
повороте и место столкновения.
Правда, лейтенант Олин аккуратно отмечал на
карте все маневры крейсера, но при столкновении... выронил
карту за борт.
В конце концов место аварии нашли довольно просто:
нанятые "Уайт стар" водолазы отыскали на морском
дна куски обшивки злополучного крейсера. Они покоились чуть
южнее места, указанного Смитом, но севернее точки, рассчитанной
Олином.
В общем, судебный процесс закончился в пользу
военных моряков. Суд признал, что "Олимпик", обходя
буй Торн-Нол, значительно превысил рекомендуемую скорость,
поэтому отклонился на юг и приблизился на опасную дистанцию
к "Хауку". Последний не мог больше отворачивать
к кромке фарватера, а лайнер продолжал сближаться с ним
на 21-узловой скорости.
Лайнер
"Олимпик".
Но почему же "Хаук" так неожиданно
бросился на лайнер? Еще при расследовании эксперты указали,
что, когда расстояние между кораблями сократилось до 150--100
м, начали действовать гидродинамические силы, потянувшие
небольшой (7 350 т) "Хаук" к громадному (46 329
т) "Олимпику". Однако другие эксперты столь же
убедительно доказали, что на такой дистанции влияние этих
сил ничтожно. Это же подтвердил и капитан лайнера "Мавритания"
(31 900 т) Причард, который рассказал, что его судно не
раз обгоняло меньшие суда и ничего подобного не случалось.
Само собой разумеется, провести натурный "следственный
эксперимент" было невозможно, поэтому первую гипотезу
решили проверить на моделях.
В 1913 г. профессора Гибсон и Томсон из Института
кораблестроительной архитектуры смоделировали злополучную
аварию. Роль "Олимпика" поручили паровой яхте
длиной 28 м и водоизмещением 96 т, а "Хаука" дублировал
2,6-тонный катер длиной 9 м. Оказалось, что крейсер мог
стать жертвой гидродинамических сил, если разница в скоростях
судов превышала 10%. Напомним, что перед столкновением "Хаук"
имел 15, а лайнер - 16 уз. Вполне достаточно. Подходила
и дистанция между ними 155 м; по мнению Гибсона и Томсона,
эффект взаимопритягивания мог сказаться и на расстоянии
370 м!
Эти выводы совпали с результатами опытов профессора
Вайлса в Национальной физической лаборатории. Правда, проводились
они под грифом особой секретности, но все же Вайлс публично
подтвердил, что "Хаук" мог быть притянутым к лайнеру,
его рули оказались неэффективными, а машины - бессильными...
Так закончилось дело "Олимпика" против
"Хаука". И все же главное осталась неизвестным.
Что же вызвало столкновение этих кораблей: слепые силы стихии
или ошибка капитана Бланта! А может быть внезапно вышло
из строя рулевое управление крейсера! Недаром же Адмиралтейство
постаралось бросить на чашу весов Фемиды всю массу авторитета
Королевского флота.
Какой же оказалась судьба участников "того
происшествия!
Капитан Смит и первый офицер Мердох вскоре получили
назначение на новый лайнер "Титаник". Они разделили
судьбу этого судна в в трагическую ночь апреля 1912 г. Сам
же "Олимпик" в 1916 г. атаковала германская субмарина
U-103. Лайнер увернулся от торпеды, а затем бросился на
своего противника. Разрезанная им пополам подводная лодка
затонула. Через 18 лет "Олимпик" в тумане налетел
на плавучий маяк Нантакет и расколол его пополам. А в 1935
г. был отправлен на слом.
А вот "Хауку" не повезло. 15 октября
1914 г. его торпедировала германская подводная лодка U-9.
Спастись удалось немногим...
Столкновению, подобному тому, что произошло
с "Олимпиком" и "Хауком", суждено было
повториться спустя три десятилетия, уже во время второй
мировой войны.
 Легкий
крейсер "Кюрасао" во время Первой мировой войны
и в 1941 г. после переоборудования в крейсер ПВО.
Это случилось 2 октября 1942 г. Флотилию британских
эсминцев вел крейсер ПВО "Кюрасо". Он считался
ветераном английского флота. Построенный в конце первой
мировой войны, "Кюрасо" несколько раз модернизировали,
а незадолго до сентября 1939 г. его еще раз перевооружили,
заменив шестидюймовки главного калибра зенитками.
В ходовой рубке "Кюрасо" над картой
склонились командир корабля командор Бутвуд и штурман. Они
продумывали еще раз детали предстоящей операции.
Лайнер
"Куин Мэри" компании "Кунард Лайн" в
качестве войскового транспорта во время Второй мировой войны.
Дело в том, что через Атлантику в то время постоянно
ходили два огромных войсковых транспорта, бывшие лайнеры
"Куин Мэри" и "Куин Элизабет". Они перевозили
в Англию солдат, которым предстояло высаживаться в оккупированной
вермахтом Европе. Каждый лайнер брал на борт по 10-15 тыс.
чел. - целую дивизию. В океане "королевы" шли
без охраны. Учитывая исключительно высокую скорость этих
судов (до 30 уз), в Адмиралтействе считали, что от надводных
рейдеров они уйдут, у подводников Кригсмарине не будет времени
рассчитать элементы торпедного залпа, а бомбардировщики
Люфтваффе почти не появляются над океаном. Зато близ Англии,
проползая по узким фарватерам меж минных полей, лайнеры
нуждались в защите зенитчиков. Поэтому навстречу им высылали
эсминцы и крейсеры ПВО.
- Мы займем место в 5 милях перед транспортом,
- сказал Бутвуд и пояснил: - Конечно, нам положено держаться
в полутора милях за ним, но "Мэри" делает 28 узлов,
а самое большее, на что способен наш "Кюрасо",
- 25 узлов. Лайнер постепенно обгонит нас и, войдя в фарватер,
мы займем свое место по ордеру. А эсминцы все время будут
впереди.
В 9.00 сигнальщики заметили выползающие из-за
горизонта три массивные серые трубы - это показался лайнер.
В 11.30 Бутвуд запросил его о курсе и скорости. С "Куин
Мэри" сообщили, что идут курсом 108° (впоследствии
выяснилось - 106°) со скоростью 26,5 уз, выполняя зигзаг
№ 8.
Бутвуд знал, что это означает. Сначала лайнер
следует 4 мин генеральным курсом, затем отворачивает на
8 мин влево на 25°, столько же времени идет новым курсом
и возвращается на генеральный. Потом все повторяется, но
в противоположном направлении. В 12.30 Бутвуд сообщил на
лайнер: "Иду курсом 108° с максимальной скоростью 25
узлов. Когда обгоните меня, займу позицию за вашей кормой".
Конвой устремился к берегам Англии. Впереди
мчались эсминцы, за ними тяжело раскачивался крейсер, а
дальше, величаво отворачивая и показывая эскорту то один,
то другой борт, отмеряла мили громадная "королева".
Верхняя палуба ее была усеяна тысячами фигур в хаки.
Примерно в 13.00 Бутвуд заметил, что "Кюрасо"
уклонился вправо и лег на курс 100°. Взглянув за корму,
он увидел, что "Куин Мэри" пересекает его кильватерный
след. Командор подозвал штурмана:
- Похоже, мы забрались внутрь зигзага...
... На мостике лайнера стоял на вахте помощник
капитана Робинсон, а третий офицер Хинвей находился в штурманской
рубке. В 13.32 раздался звонок автомата и рулевой Локкарт
попросил разрешения изменить курс. Робинсон кивнул и мельком
взглянул на крейсер, который шел в 3-4 кабельтовых слева
по носу. Сдавая вахту первому офицеру Райту, он порекомендовал
ему при очередном повороте лечь на курс 101° вместо положенного
81°.
- А в чем дело! - на мостик поднялся капитан
Иллингворт.
- Этот крейсер слишком близок к нам, сэр!
Иллингворт вышел на крыло мостика, помолчал и спокойно сказал:
- Ничего страшного... Начинайте левый зигзаг.
Нос лайнера покатился сначала вправо, потом
влево, словно целясь в корму "Кюрасо", - зигзаг
начали с шестиминутным опозданием.
- За крейсер не беспокойтесь, на нем знают свое
дело! - с этими словами Иллингворт оставил мостик.
Опять прозвенел сигнализатор, и Райт разрешил
вернуться на генеральный курс. Теперь крейсер был почти
на параллельном курсе справа по носу, а "Куин Мэри"
нагоняла его с относительной скоростью 3,5 уз. Новые повороты
еще более сократили дистанцию между судами.
Вернувшись на вахту, Робинсон с тревогой увидел,
что от "Кюрасо" их отделяет каких-то два кабельтовых.
- Возьмите немного влево! - крикнул он рулевому. - Еще влево!
Однако громадный лайнер слишком медленно слушался
руля. Робинсон и Хинвей выскочили на крыло мостика и с беспокойством
посмотрели вниз:
- Что они медлят!! Их маневренность не сравнить с нашей!
Задрав головы, моряки с "Кюрасо" рассматривали
нос лайнера, нависший над ними. Через несколько секунд "королева"
ударила "Кюрасо" в левый борт, расколола крейсер
и, не снижая хода, пронеслась над его обломками...
Иллингворт и Райт рассчитывали время прихода
в Клайд, когда почувствовали легкий толчок. Капитан выскочил
на мостик:
- Налет авиации!
- Нет, сэр, мы столкнулись с крейсером и потопили его!
Лайнер не остановился для спасения уцелевших
- таково правило, буквы которого выписаны кровью: выручая
десятки жизней, нельзя рисковать и ставить под удар тысячи.
Только флажки семафора взметнулись на мачте "королевы":
"Эсминцу "Бульдог". По-моему, мы столкнулись,
когда "Кюрасо" пытался пересечь наш курс".
Повреждения
форштевня "Куин Мэри" после столкновения с легким
крейсером "Кюрасао".
Во время войны эту трагедию не расследовали.
Тогда оба корабля подчинялись Адмиралтейству. Офицеры "Куин
Мэри" написали рапорты о случившемся, которые подшили
к делу. Но когда лайнер вернулся к своему хозяину, компании
"Кунард лайн", вновь заговорили о драматической
гибели 300 моряков Королевского флота. Чиновники Адмиралтейства
решили, что денежную компенсацию семьям погибших следует
выплачивать "Кунарду".
Так, 12 июня 1945 г. возникло судебное дело
"Адмиралтейство против "Кунарда". Ни военные,
ни гражданские не собирались без боя брать на себя ответственность
за случившееся. Судья Пильчер и его помощники Ноис и Кремпль
оказались в нелегком положении.
Адвокаты "Кунарда" утверждали, что
эскортные корабли должны держаться на безопасном расстоянии
от охраняемых судов, а офицерам "Кюрасо", знавшим
о характере зигзага № 8, следовало понимать, насколько опасно
для них сближение с тяжелым, неманевренным лайнером. Поэтому
в катастрофа виноваты только они.
Но юристы Адмиралтейства и на этот раз сочли
наступление лучшим способом обороны. Они заявили, что лайнер
не зигзагировал, а мчался прямым курсом, нагоняя крейсер.
Около 14 ч он перешел на правый борт "Кюрасо",
затем внезапно повернул вправо и... все. На этом настаивал
командор Бутвуд, единственный офицер "Кюрасо",
которому удалось пережить гибель своего судна.
Правда, на судей его выступление произвело неприятное
впечатление. Он много путал, ссылался на провалы в памяти,
не сводил концы с концами. Например, если поверить ему,
что лайнер шел прямым курсом, то простой расчет скоростей
показывает, что при 3,5-узловом превосходстве он давно обогнал
бы крейсер. Тогда юристы Адмиралтейства заявили, что лайнер
отвернул, заметив перископ подводной лодки, но это доказать
никто не смог.
Кстати, один из свидетелей, солдат-американец,
сказал, что "Кюрасо" перед столкновением кружил
вокруг лайнера. Видя, что крейсер появляется то с одного,
то с другого борта, солдат счел зигзаги "королевы"
за совершенно немыслимые для устаревшего крейсера маневры.
Бутвуд никак не мог вспомнить, когда ему стало
ясно, что догоняющий лайнер идет прямым курсом:
- Возможно, за минуту до столкновения, возможно, за полторы.
Помню, штурман сказал: "Кажется, они повернули..."
Сначала Бутвуд уверял судей, что в последнее
мгновение пытался повернуть вправо, потом "поправился"
- оказалось, что правильнее сказать влево, ибо таким способом
он хотел вырвать из под форштевня "Куин Мэри"
корму "Кюрасо".
Один из моряков "Кюрасо" рассказал
о том, как какой-то офицер порекомендовал рулевому немного
подвернуть к лайнеру, чтобы сделать эффектный фотоснимок.
Было ли так в действительности, осталось неизвестным.
Судья Пильчер запросил экспертов из Национальной
физической лаборатории: могли ли гидродинамические силы
бросить "Кюрасо" под форштевень мчавшегося лайнера?
Ответ был отрицательным. Пильчер пришел к выводу, что после
13.40 "Куин Мэри" выполняла зигзаг №8, а командор
Уильфред Бутвуд допустил ошибки тогда, на мостике, а теперь
ошибается в своих воспоминаниях.
Из зала суда "королева" вышла оправданной.
Но в 1947 г. Адмиралтейство затеяло новое разбирательство,
и опять эксперты доказали, что лайнер, имея несомненное
преимущество в скорости, неизбежно обогнал бы крейсер между
13.40 и 13.56.
Тогда Адмиралтейство изменило тактику, егo юристы
обвинили капитана Иллингворта в том, что он не обратил внимания
на предупреждения своего помощника Райта и не сделал ничего
для предупреждения аварии.
Новый судья Бекхилл и на этот раз признал "Кунарда"
невиновным. Однако мнения членов суда разделились и в приговоре
две трети ответственности за катастрофу возложили на Бутвуда
и треть - на Иллингворта.
Один из экспертов, старый капитан торгового
флота, по этому поводу с нескрываемым ехидством заметил:
- Если эскортируемые обязаны заботиться о безопасности своей
охраны, то вся конвойная служба уподобится стаду, в котором
овцам придется не только заботиться о себе, но и прятать
от волков пастуха и овчарок!
|