 |
Тридцатого апреля
сего года после длительной разборки и сборки в Москве на площадке
Музея Отечественной войны на Поклонной горе официально открыли
весьма интересный экспонат.
Это - железнодорожная артиллерийская установка калибра 305
мм - индекс "ТМ-3-12". Данная пушка - одна из трех,
в свое время составлявших Батарею № 9 береговой обороны Балтийского
флота. Вашему вниманию предлагается весьма краткий экскурс
в её историю.
В 20-е годы в основном с легкой руки американцев в береговой
обороне разных стран появилось модное увлечение - крупнокалиберные
орудия на специальных железнодорожных платформах. Предполагалось,
что по "железке" проложенной на многие десятки,
а то и сотни километров вдоль берега подобный суперпоезд
сможет быстро выдвигаться в район, где появились вражеские
линкоры и вести с ними бой. И не надо строить целую цепь
стационарных батарей. Дешево и сердито...
Американцы нагромоздили на платформы орудия вплоть до 16-дм
(406мм), благо их изрядно осталось, после того, как пустили
"на иголки" добрый десяток недостроенных по Вашингтонскому
соглашению линкоров и линейных крейсеров.
В Советском Союзе также имелся запас тяжелых орудий 305-356
мм времен "проклятого царизма", снятых с разбираемых
броненосцев и запасных со складов морского ведомства. Часть
из них тоже поставили на колеса, создав подвижные батареи.
Среди них была и "Номер Девять".
Первоначально она базировалась на южном берегу Балтики в
районе Лужской губы, но в 1940 году СССР в числе прочего
"попросил" у Финляндии и полуостров Ханко, где
была устроена крепость-база.
С огромным трудом 340-тонные (!!!) транспортеры прошли через
территорию Финляндии, благо рельсовые пути остались старой
российской "широкой" колеи.
На полуострове оборудовали отдельную ветку, на которой смонтировали
и специальные основания для стрельбы.
Здесь необходимо упомянуть, что непосредственно с рельсов
орудие могло стрелять только "прямо по курсу",
плюс-минус пять градусов. Для нормальной стрельбы по быстроходным
морским целям установка должна была занять заранее оборудованную
позицию - специальное железобетонное основание прямо на
пути. При этом гидравлические домкраты опускали платформу
с орудием с колесных тележек на бетон. (Опора платформы
хорошо видна на снимке Ww-17).
Только на такой опоре орудие могло вести почти круговой
обстрел. А вдоль железнодорожного пути прокладывали дорожку,
по которой из вагонов-хранилищ специальные электрокары подвозили
снаряды и заряды. Имелись также вагон - командный пункт
и несколько вспомогательных вагонов. И отдельный вагон-электростанция
обеспечивал всех электроэнергией. В общем, каждая установка
- целый эшелон. Сколько бы подобное хозяйство просуществовало
в чистом поле под огнем главного калибра - вопрос большой.
Впрочем, такие батареи ни в одной стране с линкорами не
воевали.
Вот и на Ханко с началом войны главными целями для "девятки"
стали объекты на суше. Правда, знаменитые финские броненосцы
береговой обороны неоднократно обстреливали Ханко, но в
шхерах их обнаружить не могли.
Тогда командир базы генерал-майор Кабанов С.И. в качестве
возмездия "приказал... в случае новых обстрелов бить
из 305-миллиметровых орудий 9-й железнодорожной батареи
по огневым точкам неприятеля в Таммисаари."
(Здесь и далее цитируется по книге: С.И. Кабанов "На
дальних подступах", Воениздат. 1971).
Таммисаари - это ближайший к Ханко финский город, ну а насчет
огневых "точек" на дистанции в десятки километров...
И в ответ на обстрелы Ханко "...почти полутонные снаряды
9-й батареи полетели в Таммисаари..." Разумеется, были
у батареи и другие объекты, но ещё раз надо отметить - береговые.
В конце осени 1941 года началась эвакуация эвакуации советских
войск с Ханко, а батарея, разумеется, вывозу не подлежала.
И второго декабря 1941 года: "...в дуло заряженного
орудия опускали... гайки, костыли, осколки снарядов, стравливали
давление в компрессорах и накатниках, и производился выстрел.
Ствол пушки разрывался, противооткатные приспособления ломались.
Все летело к черту..."
Дополнительно стволы двух орудий подорвали снаружи зарядами
взрывчатки, а один даже надрезали автогеном. Все системы
управления разбили, вагоны-погреба сожгли. Колесные тележки
из-под платформ выкатили и сбросили с берега в море. Туда
же полетели детали, запчасти, инструменты.
Казалось - батарея уничтожена полностью.
...Однако в 1944 году, уже после выхода Финляндии из войны
генерал Кабанов пережил весьма неприятные минуты, когда
его начали запрашивать из Москвы (благо он к тому времени
был уже на Тихоокеанском флоте) - почему батарея оказалась
у финнов целая и в полностью боеспособном состоянии (!!!).
Оказывается за два года методичные "финские парни"
подняли со дна затопленные части транспортеров, изготовили
многие детали заново и восстановили пушки "как новые".
Самое интересное - чего генерал Кабанов в конце 1941 года,
разумеется, не мог знать - у финнов оказались уникальные
запасные стволы и орудийные станки - именно такие, какие
были взорваны...
Передали 305-мм стволы финнам в 1940 году французы, а у
французов эти пушки на складах оказались после разборки
бывшего российского линейного корабля "Генерал Алексеев",
он же "Воля" он же "Император Александр III".
Линкор этот в составе Врангелевской эскадры ушел из Крыма
в 1920 году. Затем почти десять лет дредноут ржавел в Бизерте.
Советское правительство пыталось вернуть "угнанное
имущество", но помешали царские долги (что особенно
обидно - долги все равно пришлось возвращать уже в самом
конце двадцатого века, но это уже другая история...).
В начале 30-х годов французы разобрали линкор, а стволы
и установки убрали в арсенал. И как уже упомянуто выше во
время советско-финской "зимней" войны в качестве
гуманитарной помощи передали финнам. Правда, дошли до Финляндии
лишь восемь орудий. Четыре в Норвегии на французском судне
перехватили немцы и конфисковали. Мало ли, кто кому союзник,
а хорошие пушки всем нужны...
Четверка, попавшая к немцам, составила батарею "Мирус"
на острове Джерсей в Ла-Манше. При желании в Сети можно
найти о ней подробности.
А из восьми доставленных в Финляндию стволов - три пошли
на восстановление нашей батареи.
Однако после перемирия Советский Союз вполне логично потребовал
возвращения своего имущества и 1 января 1945 года батарея
была передана.
В традициях тех лет "для конспирации" батарее
сменили номер - на 294.
После войны батарея базировалась на форту "Красная
горка" под тогда ещё Ленинградом.
Одно орудие и сейчас стоит в лесу. К сожалению, без присмотра
оно стало жертвой "металлистов", которые уже ободрали
все, что можно унести.
Вторая пушка находилась в железнодорожном музее в Шушарах,
а недавно со всем музеем переехала уже прямо в Петроград.
(По обоим питерским пушкам см. сайт www.fort.km.ru)
Наконец третью привезли почти год назад в Москву. Правда,
забыли, что рельсового пути на Поклонную гору нет, а она
хоть и невысокая, но все же гора.
Почти полгода пушка стояла на станции. Наконец её разобрали
(кое-что порезали автогеном!) на мало-мальски транспортабельные
части, завезли трейлером на гору и там заново собрали.
Теперь "дважды возрожденная" установка, наконец,
обрела покой.
А. Воронов 06.08.2002
Фотографии сделаны А. Волковым 02.05.2002 года.
|