"Холодная война" на мореТаким образом, послевоенное формирование закончено. В противовес друг другу идеологические противники сколачивают военные блоки. “Холодная война” объявлена и она начинает раскручивать маховик невиданной гонки вооружений... Карибский урок Проведя в 1949 году успешные испытания атомной бомбы, сделанной по американскому образцу, мы не только догнали Америку. Менее двух лет понадобилось советским ученым, чтобы форсированными темпами завершить работы и над своей собственной “выкройкой”. Причем отечественная бомба, взорванная в 1951 году, получилась вдвое мощнее по боевому заряду, а по весо-габаритным показателям — наполовину меньше американской. В августе 1953 года мы первыми испытали водородную бомбу, и это водородное “детище” СССР было в 20 раз мощнее того атомного “бэби”, что взорвали над Хиросимой американцы... С начала пятидесятых годов Советский Союз осуществляет и ряд других военных программ, в том числе и в области морских вооружений. Невиданными темпами ведется крупносерийное строительство мощных крейсеров и эсминцев, дизельных торпедных подлодок. Одних только субмарин было заложено тогда более двухсот единиц! В 1958 году у нас появилась первая атомная торпедная лодка, а годом позже - и ракетная. Наши весьма дорогостоящие заботы по укреплению оборонной мощи были оправданы и объяснимы: международные отношения тех лет развивались крайне противоречиво. Внешнеполитический курс Соединенных Штатов базировался на их явном военном превосходстве. Америка осознанно и откровенно балансировала на грани развязывания войны. Национальная же стратегия СССР предполагала политическое или военное присутствие во всех “горячих точках” мира. В исключительных случаях, если дружественному государству угрожала “агрессия поборников империализма”, допускалось и активное вмешательство в конфликт. Рано или поздно, это не могло не привести к открытому столкновению политических интересов обеих сверхдержав. Что и случилось в 1962 году, когда США предприняли попытку силой подавить революцию на Кубе. Наша страна не могла остаться безучастной к судьбе молодой социалистической “сестры”. Уверенные в собственной военной мощи, на угрозу американцев мы ответили также угрозой: на Кубу были доставлены советские ракеты и самолеты, способные нести ядерное оружие. США в ответ организовали блокаду Кубы, сосредоточив у ее берегов до 180 кораблей с десантом в 100 тысяч человек. По всему миру — в воздухе, на воде, под водой и на суше была объявлена повышенная боевая готовность. Американские войска в Европе, шестой и седьмой флоты, авианосные ударные соединения вошли в Норвежское, Японское и Охотское моря. На боевое дежурство в небо было поднято двадцать процентов стратегической авиации США. Советские сухопутные силы и ВМФ также были приведены в повышенную боеготовность. В районы конфликта руководство страны направило четыре дизельные подводные лодки 4-ой эскадры Северного Флота “Б-4”, “Б-36”, “Б-59” и “Б-130”. Возглавил этот жестокий поход к берегам Кубы сорокалетний капитан 1 ранга Виталий Агафонов. Надо было преодолеть блокаду американского флота и базировать лодки западнее Гаваны в порту Мариель. Это было самое яростное противостояние за период всей холодной войны. Бедным “дизелюхам” пришлось пересечь несколько морей и Северную Атлантику с их противолодочными рубежами, штормовыми погодами, периодически всплывая для зарядки аккумуляторных батарей. Руководство страны считало, что в зону конфликта ушли атомные ракетные подводные лодки. Но в 1962 году у нас был один ракетный атомный крейсер, который потерпел аварию с ядерной энергоустановкой и находился в ремонте. До Азорских островов мучили штормы, после, к Багамам, поднялась температура до 25-30°С. В прочном корпусе началось пекло, люди исходили потом, плавился пайковый шоколад и сыр. Но главное препятствие впереди - Саргассово море — противолодочная система “СОСУС” - наблюдение и оповещение под водой. “Нас постоянно слышали под водой и обнаруживали при всплытии” - рассказывали участники похода. Первой пострадала “Б-130” - командир Н.Шумков. Из-за поломки дизеля с разряженной до воды аккумуляторной батареей ПЛ всплыла. На нее набросились со всех сторон американские корабли. Спасло срочное погружение, но они начали сбрасывать гранаты, повредили носовые рули, появилась течь забортной воды. Глубина 5500 метров, до поверхности 160. Дышать нечем. Надо всплывать. Всплыли в позиционное положение, вертолеты США уже висят над рубкой, вокруг чужие корабли. В Москву дана неслыханная по дерзости шифровка: “Вынужден всплыть. Окружен четырьмя эсминцами США. Имею неисправные дизели и полностью разряженную батарею. Пытаюсь отремонтироваться. Жду указаний. Командир Б-1ЗО”. Этот текст передавался 17 раз, т.к. не проходил из-за организованных янками помех. Они стояли вокруг лодки и одетые в белые панамки и шорты с хохотом смотрели на наших полуголых чумазых, но героических подводников, хватающих свежий воздух. Исправили один дизель и двинулись на NORD-OST навстречу спасателю “СС-20”. Через несколько суток, разрядив АБ, на радость американцам всплыла “Б-36” (командир - капитан 2 ранга А.Дубивко). Преследовали, тренировались в наведении орудий, опасно пересекали курс. Самолеты имитировали атаки. Дубивко зарядил батарею, срочно погрузился и оторвался от преследователей. Следующей всплыла “Б-59” (командир - капитан 2 ранга Савицкий). Самолеты пикировали, разряжая свои пушки по носу и корме. Только “Б-4” не была обнаружена. Карибский кризис вплотную поставил мир перед угрозой термоядерной войны. Лишь в самый последний момент Хрущев и Кеннеди успели договориться. Мы вывели с Кубы свои ракеты и самолеты, а Соединенные Штаты сняли блокаду и обязались не проводить интервенцию. Этот горький урок не прошел бесследно. Он вынудил СССР и США быть в дальнейшем более осмотрительными. С 1963 года, в частности, начала действовать “горячая линия” правительственной связи между президентами обеих сверхдержав. Но кроме этого, общего для всех урока, наша страна получила и собственный урок, как бы “для внутреннего пользования”. Конфликт у берегов Кубы наглядно продемонстрировал явное отставание СССР от Соединенных Штатов в области морских вооружений. Военно-морские силы противника обладали (да и поныне обладают!) абсолютным преимуществом по численности авианосцев и амфибийных сил. Они превосходили нас также по количеству атомных подводных лодок, и, прежде всего, ракетных (ПЛАРБ). Боевое патрулирование атомная ракетная подводная лодка США впервые совершила еще в 1960 году! Помимо этого, были у противника и другие плюсы. Авианосцы США и Великобритании использовались в Норвежском, Средиземном, Японском, Охотском морях таким образом, что могли нанести ядерные удары по территориям стран Варшавского договора. Бесспорно, на состоянии советского флота тяжело сказались волюнтаристские решения руководства страны. Так, при Н.С.Хрущеве значительно сократилось строительство крупных надводных кораблей. Нередко они просто уничтожались на стапелях, несмотря на высокую степень готовности. После тревожных событий 1962 года руководство Советского Союза было вынуждено пересмотреть роль ВМФ в политике государства и возложить на Военно-морской флот целый ряд новых ответственных задач. Вот как их характеризует адмирал флота Чернавин, Главнокомандующий ВМФ СССР с 1985 по 1992 годы, в своей книге “Атомный подводный”: “Начиная с 60-х годов, руководство страной возложило на наш флот готовность к решению следующих задач:
Чтобы ВМФ СССР мог решать эти многочисленные задачи, требовалось не только сформулировать их, но и основательно пересмотреть сложившуюся практику финансирования флота, обеспечив реальные условия для его развития. Борьба за паритет Шестидесятые годы проходят под знаком интенсивной борьбы Советского Союза за паритет в области стратегических вооружений. Разумеется, после Карибского кризиса конфронтация двух стран приобретает более сдержанный характер. Но она - продолжается, и международная общественность воспринимает ее, как данность. Правда, некоторого “потепления” удается добиться благодаря договорам, подписанным в 1969-1972 годах между СССР и США. Но это “потепление” длится недолго - до 1979 года, пока мы не ввели свои войска в Афганистан. В шестидесятые годы были построены две серии ракетных Крейсеров, серия больших противолодочных кораблей, два вертолетоносца. Однако приоритет оставался за подводными лодками, как атомными, так и дизельными. Лишь 4 ноября 1967 года, к 50-летию Октября, флот получил первый стратегический ракетный подводный крейсер (РПКСН) с баллистическими ракетами. В качестве флагманского инженер-механика соединения и члена правительственной комиссии мне довелось принимать участие в испытаниях и приемке головного корабля “К-137”, а позже, в 1967-1970 годах, и серийных. И я прекрасно помню то ощущение гордости, которые мы тогда испытывали. Ведь это была самая большая серия кораблей, когда-либо и где-либо построенная!.. Строительство РПКСН различных модификаций продолжалось вплоть до середины 80-х годов. В тот же период у нас создается и мощный подводный флот с крылатыми ракетами, включающий в себя как атомные, так и дизельные подводные лодки. К слову, замечу: американцы считают, что они допустили ошибку, недооценив крылатые ракеты. В последующем США вынуждены были нас догонять. А сегодня все подводные лодки флотов мира имеют на вооружении крылатые ракеты. С 1969 года наши кораблестроительные программы и программы использования ВМФ приобретают научный характер, к их разработке широко привлекаются Академия наук СССР и научно-исследовательские институты промышленности и Министерства обороны. В период 70-х - 80-х годов в Советском Союзе продолжается строительство крупных серий атомных и дизельных подводных лодок различного назначения. Непрерывно совершенствуется их оружие и тактико-технические данные. В начале 80-х годов наш военно-морской флот получает головные атомные лодки третьего поколения с твердотопливными баллистическими ракетами (“Тайфун”) и многоцелевыми крылатыми ракетами. Параллельно идет строительство крупных надводных кораблей. В 1975 году вступает в строй головной тяжелый авианесущий крейсер “Киев”, пять лет спустя — головной атомный ракетный крейсер “Киров”. В 1990 году сошел со стапелей тяжелый авианесущий крейсер нового поколения “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. К этому времени судостроительная промышленность нашей страны обладает мощнейшей современной базой, необходимой для создания новых кораблей и поддержания в боевом состоянии действующих. Достаточно сказать, что в боевой состав Военно-морского флота СССР ежегодно вливалось почти полсотни новых кораблей. Только на специализированных кораблестроительных, заводах оборонную мощь страны ковали более миллиона человек! Всего же в отрасли морских вооружений трудилось около десяти миллионов. Министерство судостроительной промышленности имело свою разветвленную структуру, в которую входили собственные НИИ, КБ, машиностроительные и корабельные заводы. Помимо этого, на него работали и другие предприятия и научные организации. Так, в создании атомных подводных лодок было задействовано 1200 предприятий страны, в создании авианосцев - более 1500. К началу девяностых объем производства в советском военном кораблестроении составлял уже около трети общемирового, а суммарное водоизмещение выдаваемой ежегодно “продукции” - 300 тысяч тонн! Атомные подлодки СССР бороздили водные просторы всей планеты, как по собственной квартире, разгуливали подо льдами Арктики. Дизельные подлодки целыми соединениями уходили в многомесячные походы в теплые моря. Мы принимали участие в совместных учениях стран Варшавского договора и наши ракетные крейсера в считанные минуты готовы были дать отпор любому агрессору. Бесспорно, семидесятые-восьмидесятые годы были “звездными” для флота не только за весь период “построения социализма в СССР”. Никогда еще за свою трехвековую историю российский флот не достигал такого могущества в Океане. Освоение Мирового океана Осваиваться в различных районах Мирового океана Военно-морской флот СССР начал, по существу, в 1959 году. Именно тогда вышла в Северный Ледовитый океан первая наша атомная подлодка “К-3 ”, в составе экипажа которой довелось участвовать и мне. Под кромкой льда субмарина прошла тогда 300 миль. В сентябре 1960 года в Атлантическом океане появилась впервые на учении “Метеор” четвертая советская атомная лодка “К-14”. В июле 1962 года “К-3” достигла Северного полюса и дважды там всплывала. Год спустя “К-115” и “К-178” совершили переход с Северного флота на Камчатку через Северный полюс. В феврале-марте 1966 года две атомные лодки успешно перешли с Северного флота на Тихоокеанский, обогнув при этом Южную Америку и пробороздив Тихий океан. В том же, 1966 году, стратегические подводные лодки в СССР стали использовать на боевом патрулировании по плану! А уже в следующем, 1967-м, советские корабли постоянно несли боевую службу на Средиземном море и в Индийском океане. С 1968 года на Севере, а с 1970-го и на Тихом океане начали постоянно патрулировать наши ракетные стратегические подводные крейсеры. Однако обилие глобальных задач и ограниченные возможности для их решения всегда составляли нашу национальную особенность. Эта особенность распространялась, естественно, и на отечественный Военно-морской флот. Хронической слабостью нашего ВМФ являлась недостаточно развитая система базирования, а также специального и тылового обеспечения. Дело в том, что боеготовность подводных атомных сил определяется не только количеством кораблей. Зависит она и от других, куда менее очевидных факторов. Например, от того, насколько вместительны специальные береговые емкости для тепловыделяющих урановых элементов реакторов. Или какое количество радиоактивных отходов способны переработать специализированные предприятия страны. Самой же “больной” проблемой советского подводного флота в период активного освоения Мирового океана было, конечно, отсутствие заморских баз. Это значительно ограничивало наши возможности, хотя потребность в регулярных выходах неуклонно возрастала. К началу 70-х годов число обнаруженных нами стратегических подводных лодок противника доходило до 45 единиц в год, многоцелевых - до 87 единиц. Корабельные ударные группы (КУГ), производившие отслеживание за кораблями НАТО и США, находились непрерывно в море по полгода и более. Разумеется, при такой напряженности плавучие базы были не в состоянии обеспечить всех потребностей подводного флота. Руководство страны предпринимало немало попыток договориться с зарубежными соседями о заходах в их порты советских кораблей. Дипломатические усилия давали иногда положительный результат, но, как правило, очень недолгий. Так, в этот период были заключены соглашения с Египтом и Сирией (1967 г.), Алжиром (1969 г.), Кубой (1970 г.), Гвинеей (1971 г.). В 1972 году мы стали заходить в порты Сомали, в 1977-м - Бенина, годом позже — в порты Сан-Томе и Принсипи. Создание базы ВМФ в Камрани (Вьетнам) обеспечило несение боевой службы нашими кораблями в Индийском океане. А ремонтная база на острове Дашлак, что в Красном море, выручала советские многоцелевые атомные субмарины во время ирано-иракского конфликта. Но постоянное упорное противодействие США привело к тому, что уже в середине 70-х годов Египет, Сирия, Алжир, Сомали и Эфиопия отказали нашим боевым кораблям в заходах в их порты. Вместе с тем НАТО и США не упускали ни малейшей возможности продемонстрировать лишний раз свою силу. Американцы открыто имитировали атаки, приводя оружие в боевую готовность, выходили на опасные курсы. А свои учения предпочитали проводить вблизи территориальных вод СССР. Только в период 1970-1971 годов корабли США пять раз заходили в Балтийское море (в общей сложности количество незваных “гостей составило 10 единиц), шесть раз наведывались в Черное море (15 единиц) и сорок восемь раз - в Японское и Берингово моря (112 единиц). В ответ мы проводили учения и походы в морских районах, прилегающих к США. Стратегическая борьба на море Как известно, в 1972 году СССР и США подписали договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а семь лет спустя - и ОСВ-2. Однако эти договоры не могли существенно повлиять на наше боевое патрулирование и боевую службу. Ни один из ОСВ не накладывал ограничений на развитие подводных лодок, их районы действия и их оружие. Ко второй половине 60-х в составе ВМС США была 41 атомная ракетная подводная лодка, оснащенная баллистическими ракетами типа “Поларис”, в том числе с разделяющими головками. (Тогда же американцы начали проектирование ракет типа “Трайдент”). Ежедневно на патрулировании в море находилось 28-30 стратегических ракетных субмарин, каждая из которых несла на своем борту по шестнадцать смертоносных ракет. В нашем военно-морском флоте впервые на боевое патрулирование в рамках учения вышла в Атлантику атомная ракетная субмарина “К-19”. Было это в июле 1961 года, а десятилетие спустя наши ракетные стратегические крейсеры уже совершали ежегодно от 38 до 43 походов. К 1985 году в составе ВМФ нашей страны насчитывалось 62 ракетных подводных крейсера, в том числе первые РПКСН “Тайфун”. В Мировом океане возрастали теснота и напряженность. Понятно, что в конце концов и Советский Союз, и наш потенциальный противник были поставлены перед жестким выбором: или мы предпримем совместные шаги, дабы избежать опасных ситуаций, или... В 1972 году СССР и США заключили соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. Поводом для подписания этого документа послужила трагедия на нашей атомной ракетной субмарине “К-19”. Во время операции по спасению лодки, потерпевшей аварию в Северной Атлантике нам постоянно создавали помехи корабли и самолеты НАТО. В результате чего при передаче грузов и заводке буксирных концов на аварийную “К-19” не раз возникали опаснейшие ситуации, чреватые гибелью людей. Однако и после того, как соглашение было подписано, полностью исключить возможность инцидентов не удалось. За тридцать лет, что в общей сложности длится эксплуатация подводных лодок, субмарины США и СССР сталкивались в море около 20 раз. Случалось это и в наших территориальных водах — в районах Кольского полуострова и Камчатки. Впрочем, могло ли в те годы любое другое международное соглашение или договор сделать безопасным Мировой океан?.. Соединенные Штаты наращивали свои силы в Индийском океане, особенно после того, как приступили к развертыванию там РПКСН типа “Огайо”. Заключив договоры с Кенией и Сомали, американцы стали базироваться в портах этих государств. В 1980 году Англия передала США свою военно-морскую базу Диего-Гарсия. Революция в Иране и антиамериканская позиция Хомейни подогревали желание американцев попрочнее обосноваться в зоне Индийского океана и Персидского залива. Разумеется, в качестве ответного аргумента мы увеличили численность 8-й оперативной эскадры в Индийском океане. Это десятилетие вообще было очень тревожным, вооруженные конфликты чередовались с локальными войнами. В 1964—1973 годах шла война во Вьетнаме, и США задействовали в боевых операциях 15 авианосцев, 6 вертолетоносцев, линкор, 48 крейсеров и фрегатов УРО, 163 эсминца. Помимо этой армады, сражаться с Вьетнамом американцам помогали еще 30 кораблей и 390 катеров их союзников. Ежемесячно палубная авиация совершала до восьми тысяч вылетов. Верный своей национальной стратегии, СССР оказывал широкую военную и экономическую помощь Вьетнаму. В частности, военно-морские силы и сухопутные части вьетнамской армии были оснащены советским оружием. Одержать победу над маленькой республикой Америка так и не смогла, несмотря на свое явное военное превосходство. В июне 1967 года разразилась арабо-израильская война, в которой Египет, Сирия и Иордания потерпели поражение. Тем не менее присутствие советских кораблей в этом районе существенно охладило пыл флота США. Спустя шесть лет война вспыхнула снова, и в восточной части Средиземного моря вновь сконцентрировались наши корабли и силы 6-го флота США. В 1973 году советские моряки по просьбе правительства Бангладеш тралили минное поле в их водах, а в 1974-м, уже по просьбе египетского правительства, разминировали Суэцкий канал и прилежащие к нему районы. В 1975-1976 годах наши корабли прикрывали переброску кубинских добровольцев в Анголу. В марте 1979-го, во время войны между Китаем и Вьетнамом, была сформирована 20-я оперативная эскадра ВМФ ТОФ - в противовес силам, сконцентрированным Штатами в районе Юго-Восточной Азии... Это, конечно, далеко не полный перечень “горячих точек” того тревожного времени. Адмирал Чернавин в своих мемуарах приводит любопытную цифру: более 120 кораблей, в том числе 30 - подводных, постоянно находилось тогда на боевой службе. Однако в этом постоянном, изматывающем и опасном соседстве нашего флота с кораблями НАТО и США был и свой немаловажный плюс. Мы изучали и гидроакустические характеристики кораблей противника, и тактику их действий... Учения “Север” (1968г.), “Океан” (1970 г.) и “Океан-2” (1975 г.) неизменно подтверждали высокий уровень мастерства советских моряков. Со второй половины 80-х годов интенсивность боевой службы резко снизилась. Свою роль в этом сыграло не только изменение внешнеполитического курса СССР, но и начавшийся экономический кризис. Потенциальная же угроза нашей стране с океанских направлений сохранялась, и по-прежнему не хватало нам в Мировом океане военно-морских баз. Учения “Атрина”, состоявшиеся в 1987 году, должны были дать ответ на весьма волновавший руководство страны вопрос: способны ли мы при этих “слагаемых” нанести удар возмездия по территории США? Практическую возможность такого удара и проверила на учениях дивизия подводных лодок Северного флота под руководством Главкома ВМФ СССР Чернавина. Положительный результаты “Атрины” позволили руководству страны заявить: несмотря на развернутую против нас подводную систему “Трайдент”, мы все еще вполне способны наказать агрессора. Закат С началом рыночных перемен в России стал неуклонно снижаться и объем ассигнований военно-морского флота. Предпринятое правительством Российской Федерации реформирование армии и флота свелось, к великому сожалению, лишь к уменьшению численного состава. По официальным данным, к 1997 году корабельный состав ВМФ сократился в два с половиной раза. Допускаю, что подобное сокращение было предпринято с благим желанием оптимизировать численность флота. Однако в целом “как лучше” не получилось. За последние несколько лет уровень производства в военно-промышленном комплексе страны катастрофически падал и составляет ныне лишь пятую часть “застойных” объемов. Отсутствие финансирования вынудило ВМФ экономить на ремонте кораблей, и это привело к повальной деградации судоремонтной промышленности: около трех десятков отечественных заводов признаны сегодня банкротами. Одновременно прекратили мы ^фактически и строительство новых подводных кораблей. За минувшие пять лет было заложено только две атомные субмарины, в 1993-м и 1995-м годах. Однако при тех темпах, которыми продвигается их строительство, завершится оно не ранее 2010 года. Остановлены работы и на пятидесяти других, ранее заложенных кораблях, хотя двадцать из них имеют весьма высокую, пятидесятипроцентную степень готовности. Не ведется модернизация по теме “Тайфун”. Перечень проблем военно-морского флота можно было бы продолжать еще очень долго, и по сравнению с нынешним количеством “болячек” отсутствие заморских баз в 70-80 годы кажется просто мелочью. Не случайно в одном из своих указов президент РФ Ельцин вынужден был скуповато констатировать: “Анализ состояния российского ВМФ показывает, что он постепенно утрачивает способность защиты политических и экономических интересов страны. В настоящее время военно-морской флот способен решать лишь ограниченный круг задач в наиболее важных районах ближней морской зоны”. Красноречивое признание!.. Президент был далеко не первым, кто осознал утраченную нашим флотом “способность защищать”. Ошеломляющее впечатление произвело на мировую общественность коротенькое сообщение в норвежской прессе под заголовком “Российский вертолет подорвал две бомбы около американской подлодки”. Суть же происшедшего в декабре 1997 года была такова. Российская подлодка должна была произвести запуск двадцати межконтинентальных ракет и произвести их подрыв на высоте - это являлось частью процедуры уничтожения вооружения по договору СНВ. О чем Россия, как положено в подобных случаях, объявила заранее. Надо сказать, такой способ уничтожения является несколько необычным. Запускать ракеты с подводной лодки, чтобы потом взорвать на определенной высоте, гораздо дешевле, чем их разбирать. Но при этом в атмосферу выбрасывается и около 80 тонн токсичных веществ. Поэтому за всей процедурой от начала до конца внимательно наблюдали с борта гидрографического судна семь американских инспекторов. Двадцать ракет, принадлежащих Северному флоту, размещались на подлодках типа “Тайфун”. Однако присутствие грозных кораблей не помешало американской лодке класса “Лос Анжелес” пробраться непосредственно в район операции и расположиться в четырех милях от наших субмарин. На предложение покинуть район подрыва, ответа американцев не последовало. Лишь после того, как российские вертолеты сбросили несколько глубинных бомб, лодка, наконец, “вняла”. По сообщению газеты “Вашингтон пост”, Россия выразила свое недовольство послу США в Москве по поводу инцидента в Баренцевом море. Однако Соединенные Штаты не сочли нужным даже комментировать что-либо. Впрочем, не только могущественная Америка не склонна сегодня “миндальничать” с Россией. Даже соседняя Норвегия, член НАТО, стала вытеснять наши рыболовные суда из традиционных районов промысла и предъявлять претензии на часть российского прибрежного шельфа. Самое печальное, что Россия вступает в XXI век, не имея государственной кораблестроительной программы. По сути, ее, этой программы, не существует уже тринадцать лет, с 1986 года. А указы президента и правительства по кораблестроению, хоть и преисполнены оптимизма, но хронически не выполняются. Между тем большинство развитых стран мира планируют в ближайшие годы увеличить свой военный флот на 20-30 процентов. И основная ставка при этом делается на подводные лодки. Почему, думается, объяснять не надо. В ядерной триаде подводные ракетоносцы имеют заметные преимущества: скрытность, возможность внезапного применения оружия и малое подлетное время ракет. А вывести их из строя способны, опять-таки, лишь подводные лодки и противолодочное оружие... И еще, что тоже немаловажно - по количеству затраченных на доставку одной боеголовки средств морские силы наиболее дешевы. Российские военные специалисты считают, что для обеспечения безопасности страны ВМФ России должен иметь:
Как известно, по договору СНВ-2 Россия и США могут иметь 1750 единиц ядерных боеголовок. Предполагалось, что ударную силу российского ВМФ составят тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) “Акула”, система “Тайфун” в количестве шести единиц, семь РПКСН проекта 667 БДРМ и двенадцать - проекта 667Б. Имеющиеся на флоте ракетоносцы, по мере их морального и технического старения, нужно было заменить новейшими, четвертого поколения - типа “Юрий Долгорукий”. Однако при сохраняющемся уровне финансирования военного кораблестроения и модернизации ракетоносцев к 2003 году в боевом составе России останется... 5-7 устаревших единиц с выработанным ресурсом. Это значит, что мы утратим главное, на чем держится паритет и наша безопасность — морские стратегические ядерные силы.Сознает ли руководство страны, что мы рискуем войти в XXI век без собственного военного флота? Что если и будем по-прежнему величаться великой морской державой, то исключительно в силу протяженности своих границ?.. Лично мне сложно ответить на этот вопрос. Еще два года назад, в 1996 году. Государственная Дума собиралась разработать законодательные меры по обеспечению боеготовности ВМФ. Однако не сделала этого и по нынешний день. В том же, 1996-м, была разработана и президентская программа вооружений на ближайшее десятилетие. Увы, предусмотренные программой ассигнования оказались вдвое (!) меньше той суммы, при которой можно удержать военное кораблестроение хотя бы у критической отметки... Если ранее мы отставали от США на 5-10 лет, то к концу девяностых годов этот разрыв значительно увеличился. И мы не просто пассивно отстаем, мы теряем многие передовые технологии и школы, опытнейшие кадры. Ведь стратегия совершенствования подводных сил в будущем сводится к одному: скрытность, скрытность и еще раз скрытность! Кто первый обнаружил ракетоносцы врага — тот и победил. Военспецы США откровенно признают, что сейчас лучшие российские подлодки гораздо бесшумнее лучших американских, а наши РПКСН четвертого поколения типа “Юрий Долгорукий” они считают кораблем XXI века. “Многие научные программы России в области военных вооружений свернуты, - констатировал в 1995-м издаваемый в Вашингтоне авторитетный научный сборник “Dekade” - Однако те программы, которые разрабатываются, намного сложнее и прогрессивнее разрабатываемых в США”. К сожалению, в области высоких технологий процесс старения идет быстрее, чем в балете, и, “притормозив” на пару-тройку лет, мы рискуем вообще оказаться на обочине прогресса.Жизнь не щадит тех, кто остается безмятежен к ее горьким урокам. В начале прошлого года вышел в свет очередной указ президента - предписывающий правительству РФ разработать и утвердить федеральную программу “Мировой океан”. Правительству же поручено предусмотреть средства на разработку самой программы и финансирование ее первоочередных мероприятий. В указе президент подчеркивает: “Для России военно-морской флот является объективной необходимостью, одним из важнейших инструментов обеспечения своих национальных интересов в Мировом океане ”.Очень хочется верить, что создателям этой федеральной программы удастся сохранить нашей стране не только звание, но и мощь Великой морской державы.
|
|
|
|