Вооружение


[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Вооружение

 Главный калибр
 Универсальная батарея
 Зенитные автоматы
 Радиолокационное вооружение
 Авиационное вооружение
 Шлюпки и экипаж

Главный калибр

Первоначально на корабли должны были поставить по три 4-орудийные башни с 356-мм пушками модели Мк 11, которые представляли собой заметное улучшение по сравнению с моделью Мк 4, которая первоначально стояла на линкорах типов «Нью-Мексико» и «Теннеси». Разработка свободных лейнеров облегчала замену стволов, а полуавтоматические затворные механизмы повышали скорострельность. Орудия должны были получить раздельное наведение стволов со скоростью 15°/с, а сами башни могли вращаться со скоростью 1,67°/с. Весь боезапас главного калибра хранился на уровне 1-й и 2-й платформ, достаточно глубоко под ватерлинией, что давало надежную защиту от снарядов. По проекту в погребах должно было уместиться 1400 356-мм снарядов плюс от 25 до 30 учебных на орудие, для управления стрельбой главного калибра предусматривалось три директора: в верхней части боевой рубки и на верхушках башенно-подобных надстроек.

Реально установленные 406-мм орудия модели Мк 6 имели более тяжелые снаряды, но меньшую начальную скорость. Несмотря на довольно посредственную бронепробиваемость, это орудие (50-калиберное еще не было готово) существенно повышало огневую мощь кораблей. По сравнению с предыдущими 406-мм орудиями модели Мк1, которые стояли на последних американских дредноутах, новая пушка была облегченной (легче почти на 20 тонн), а по внутренней конструкции была практически идентичной модели Мк 8, которая появилась на типе «Мэриленд» в ходе модернизаций. Главное отличие заключалось в том, что установки для модели Мк 6 позволяли использовать самые последние 1225-кг снаряды, за что пришлось заплатить падением начальной скорости до 701 м/с. Для прежнего 862-кг фугасного снаряда начальная скорость осталась 803 м/с, но дальность из-за увеличения максимального угла возвышения до 45° повысилась почти на 4500 м. Заряд состоял из 6 картузов, а не из пяти, как на предыдущих 16-дюймовках.

Прототипом нового орудия, получившим обозначение Мк Е/0, было одно из старых, у которого просто сменили лейнер. Всего было выпущено около 120 стволов трех модификаций, отличавшихся незначительными деталями: Мк 6/0, 6/1 и 6/2. Наиболее ответственные детали изготавливались фрезеровкой. Диаметр ствола в районе затвора был равен 1168 мм, а у дульного среза - 597 мм. Нарезка внутри стволов модели 6/0 сначала была 1 оборот на 50 калибров, затем 1 на 32 и, наконец, 1 на 25, что сохранили и в других модификациях орудия. Внутренняя поверхность ствола на длине 15875 мм от дульного среза хромировалась на глубину 13 мкм. Затвор был качающегося типа и открывался вниз, как и на предыдущих 406-мм орудиях. Орудия можно было вынуть из башни через порты, не демонтируя крышу.

В апреле 1944 года на всех шести линкорах типов «Норт Кэролайн» и «Саут Дакота» стояли орудия Мк 6/1. Модель Мк 6/2 выпускалась в качестве меры военного времени для перевооружения линкоров типа «Мэриленд», но на корабли так и не попала.

Сравнительные данные 356-мм и 406-мм американских орудий

Характеристика 356/50 Mk4 356/50 Mk11 406/45 Мк1 406/45 Мк6 406/50 Мк7
Корабли - носители типы «Нью-Мексико» и «Теннеси» тип «Мэриленд» «Н. Кэролайн», «Саут Дакота» тип «Аойва»
Вес ствола, Т 79,6 80,2 105,3 85,85 106,8
Вес бронебойного снаряда, кг 634 680 1016 1225 1225
Начальная скорость, м/с 853 823 768 701  
Дальность стрельбы / при возвышении, м 33200/30° 39600/45° 32000/30° 33740/45° 38720/45°
Бронепробиваемость на дистанциях 0-9150-18300-27430 м (борт / палуба), мм   690-511-412-297/ 0-32-76-135   775-597-447-324/ 0-47-109-194  

Характеристики орудий главного калибра для "Норт Кэролайн" "Вашингтона"

Калибр мм/длина ствола в калибрах, модель 356/50 Mk11/0 406/45 Мк 6/1
Вес ствола орудия с затвором, тонны (Т) 81,5 (80,2) 87,2 (85,85)
Диаметр канала ствола, мм 355,6 406,4
Длина ствола общая / канала, мм (в калибрах) 18136/17673 (51/44,7) 18694/18166 (46/44,7)
Длина / объем зарядной каморы, мм / л 2111/278,3 2344/380,1
Длина нарезной части, мм (число нарезов) 15426,9 (84) 15668,2 (96)
Нарезка равномерная, оборот на 25 калибров
Вес снаряда (бронебойный/фугасный), кг 680/578 1225/862
Вес заряда, кг (порох NC) 190,5 245
Начальная скорость (бронебойного/фугасного), м/с 823/861 701/803
Давление в стволе, кг/см 2835 2835
Макс. дальность стрельбы (брон./фугасный), м 33190/33470 (30°) 33740/36740 (45°)
Живучесть ствола, выстрелов 250 395
Углы вертикальной наводки, градусы -5...+30 -2...+45

Трехорудийные башни имели силовое дистанционное управление и электрогидравлические приводы: 300-сильный для горизонтальной наводки, три по 60 л.с. для вертикальной наводки, один в 60 л.с. для досылателя, 60 л.с. для снарядного и 75 л.с. для зарядного подъемников. Дополнительно каждая из двух кольцевых поворотных платформ, на которые перед загрузкой в подъемники передавались снаряды, имела привод мощностью 40 л.с. Орудия нижних башен могли наводиться по вертикали в пределах от -2 до +45°, а стволы возвышенной только от 0°, при угле заряжания +5° для всех. Орудия располагались каждое в своей люльке, но имели блокировку для совместного наведения по вертикали. Затвор закрывался сжатым воздухом из системы продувки ствола после выстрела. Улучшение конструкции башни позволило получить дополнительное пространство для системы подачи боезапаса. Если 356-мм 3-орудийные установки имели всего 2 снарядных подъемника, то теперь удалось разместить три. Снаряды (по 100 на орудие) хранились вертикально на двух палубах в неподвижной структуре башни и с помощью системы талей и стропов передавались на кольцевые платформы, вращавшиеся независимо от подвижной структуры. Эти платформы доставляли снаряды вплотную к подъемникам при любом развороте башни. Центральный подъемник, расположенный у внешней кромки кольцевой платформы, был вертикальным, а два боковых (все толкающего типа), которые брали снаряды ближе к центру барбета, имели изогнутую форму. Заряды хранились ниже снарядов и подавались в боевое отделение в беседках по шесть штук. Зарядные цепные подъемники имели пламянепроницаемые двери, однако отсутствие разрыва в системе подачи зарядов вызывало некоторые опасения. По счастью такая конструкция не подверглась проверке: попаданий в башни или барбеты за всю войну не было.

Увеличенное расстояние между стволами по сравнению с предыдущими американскими башнями позволило устранить все неудобства при заряжании. Поэтому, несмотря на гораздо более тяжелые снаряды, цикл стрельбы был сокращен до 30 секунд.

Трехорудийная 406-мм башня с орудиями Mk6

Характеристики трехорудийной 406-мм башни

Вес вращающейся части (без снарядов), т (Т) 1426-1460 (1403-1437)
Диаметр роликового погона, м 10,49
Внутренний диаметр барбета, м 11,35
Расстояние между осями орудий, м 2,97
Откат при отдаче, см 122
Макс. скорость вертикальной наводки, °/с 12
Макс. скорость горизонтальной наводки, °/с 4
Цикл стрельбы, с 30
Бронирование: лоб/стены/тыл/крыша, мм 406/249/300/178

Бронебойные 406-мм снаряды в США выпускали три фирмы: Бетлехем, Мидвейл и Крусибл Стил. Несмотря на незначительные отличия, в целом снаряды были одинаковые: имели длину 4,5 калибра, бронебойный колпачок (10% от общего веса, пикрит аммония в качестве взрывчатой начинки (1,5% от общего веса) и донный взрыватель с задержкой 0,035 с. Фугасный 862-кг снаряд содержал от 8 до 8,5% тринитротолуола, имел головной и донный взрыватели (при стрельбе по кораблям первый заменялся стальной заглушкой). Имелся еще вспомогательный детонирующий взрыватель, расположенный под головным, который считался дополнительным устройством безопасности (не снимался). К сожалению этот взрыватель имел обыкновении мгновенно срабатывать при ударе от стальную плиту, сводя на нет задержку времени, которую обеспечивал донный взрыватель. В 1941 году боезапас ГК американских линкоров состоял исключительно из бронебойных снарядов, а фугасные в нем появились только к октябре 1942-го. В 1944-45 годах, когда основным видом действий для линкоров стала бомбардировка берега, большую часть боезапаса составляли уже фугасные снаряды.

По проекту главная батарея должна была обслуживаться тремя директорами Мк38: по одному на крыше боевой рубки и на верхушках носовой и кормовой надстроек. Это обеспечивало бы независимую стрельбу каждой башни главного калибра по своей цели. Но в результате оставили только два на верхушках надстроек. В башнях стояли стереоскопические дальномеры с базой 13,5 м, которые в открытом море, однако, сильно заливались, равно как и перископы горизонтальных и вертикальных наводчиков, выведенные также через боковые стенки. Поэтому по 8-метровому дальномеру имели оба директора ГК.

Универсальная батарея

Американскому флоту очень повезло с разработкой 127-мм универсального орудия Мк 12 с длиной ствола 38 калибров, которое первым в 1934 году получил эсминец «Фаррагут». Большинство специалистов сходятся во мнении, что это было лучшее универсальное орудие из серийно выпускавшихся в годы второй мировой войны. Например, аналогичную японскую 127-мм/40 зенитку типа 89 оно превосходило по всем статьям: по весу снаряда, по дальности стрельбы, по скорострельности и подвижности. И разрыв в пользу американцев еще более увеличивался при сравнении степени механизации установок, подачи боезапаса, качества боеприпасов и систем управления огнем. А именно эти аспекты в будущей войне стали решающими: главным для зенитных орудий стала способность долго вести интенсивную и точнуюстрельбу. Конечно, в качестве противокорабельного орудие 127-мм/Зб было слабее по баллистике более длинноствольных немецких, японских и ранних американских пятидюймовок, которыми вооружались, главным образом, эсминцы. Но возможность сосредоточить на одной цели до десяти стволов, выстреливавших в минуту по пятнадцать снарядов каждый, давала прекрасные шансы быстро превратить в прах любой легкобронированный корабль, рискнувший кинуться в торпедную атаку. Причем благодаря двухъярусному расположению установок в форме буквы W они имели очень большие углы обстрела и могли сосредоточиться на одной цели в большом диапазоне курсовых углов.

Спаренная установка Mk32 127-мм/38 орудий

Закрытая спаренная установка Мк 32 с силовым управлением и центральной подачей боезапаса, предназначавшаяся для линкоров, крейсеров и авианосцев, была готова к 1937 году. Она обеспечивала углы вертикальной наводки от -15 до +85°. В первоначальном проекте шесть установок на верхней палубе должны были защищаться 63,5-мм плитами STS, а остальные четыре уровнем выше - иметь только защиту от дульных газов и погоды. Но затем решили дать всем одинаковые 50-мм стены и крыши (из так называемых 78-фунтовых плит: 78# = 1,95 дюйма = 49,5 мм). Хотя это и стоило дополнительных 117 Т веса, зато упрощало производство. Непосредственно под установкой располагалось перегрузочное отделение, где хранился запас готовых к использованию снарядов и зарядов. Снаряды и заряды по отдельным подъемникам из погребов подавались в перегрузочное отделение, а откуда - во вращавшийся вместе с установкой центральный ствол, внутри которого располагалось по одному снарядному и зарядному подъемнику на орудие.

Боезапас насчитывал по 340 выстрелов на ствол. Фугасных снарядов, имевших длину 4,15 калибра, имелось несколько типов. Так называемый «специальный коммон», предназначавшийся для действия по кораблям, весил 25 кг, имел взрывчатую начинку из пикрита аммония (3,7%) и колпачок (5-7%). «Зенитный коммон» весил 24,56 кг и нес 14,3% начинки. Они имели как головной взрыватель с механической установкой времени, так и донный. Более поздний зенитный снаряд с радиолокационным взрывателем (VT-fuse) весил 24,77 кг и нес 14,4% взрывчатки. Этот взрыватель улавливал отраженные от цели радиолокационные волны, которые при наложении на исходящие импульсы создавали мелко импульсные колебания, заставлявшие срабатывать усилительный контур. Впервые этот метод стрельбы, основанный на эффекте Доплера, был испытан в январе 1941 года, но по-настоящему успешные результаты удалось получить только в июне, а серийное производство наладили с ноября следующего года. В бою их первым применил крейсер «Хелена» 4 января 1943 года. Снаряды взрывались примерно в 21 метре от цели при угле раскрытия конуса рассеивания осколков примерно 55° назад от носика снаряда. Несмотря на огромные преимущества перед снарядами с механической настройкой взрывателя (перед заряжанием снаряда в ствол время вручную ключом устанавливалось в зависимости от дистанции до цели), у них проявился серьезный недостаток: при стрельбе по торпедоносцам на малых углах возвышения радиолокационные взрыватели срабатывали на обычные морские волны. К июню 1944 года эту проблему удалось частично решить, но полностью устранить ее так и не смогли. В 1943 году около 25% 127-мм снарядов имели радиолокационные взрыватели и на их долю приписывался 51% сбитых этим калибром самолетов. Особенно эффективными снаряды с VT-взрывателями оказались против «камикадзе», которые атаковали, как правило, с высоты: на каждый сбитый самолет в среднем расходовалось 310 снарядов против 1162 обычных. Обычно, чтобы сбить самолет (не «камикадзе») требовалось потратить 960 стандартных 127-мм снарядов или 624 с радиолокационным взрывателем. Имелся также осветительный снаряд с начинкой из белого фосфора, который в светлое время оставлял заметный дымный след, что позволяло использовать его и как указательный.

Для управления стрельбой имелось четыре директора Мк 37, широко расставленных друг от друга по углам ромба: на крыше ходовой рубки, по бокам первой трубы и на кормовой надстройке (все примерно на одном уровне). В любом направлении могли действовать не менее двух, что давало возможность одновременно вести огонь по надводной и воздушной цели в том случае, если противник предпринял бы комбинированную атаку. Директор со встроенным 4,6-метровым стереодальномером имел 7 человек персонала и электромеханический счетный прибор (компьютер), спроектированный на высокие скорости цели: 400 узлов по горизонтали и 250 узлов по вертикали, чего вполне хватало для управления огнем по всем японским самолетам, исключая только появившиеся в 1945 году ракеты «Бака». К концу войны директоры получили дистанционное силовое управление. В целом, по мнению многих специалистов, эти и последующие американские линкоры имели наиболее эффективную среднюю артиллерию среди всех кораблей второй мировой войны.

Зенитные автоматы

По проекту легкая зенитная батарея состояла из 16 (4х4) 28-мм автоматов и 18 12,7-мм пулеметов (4 стационарных и 14 переносных), которые тогда были единственными американскими артсистемами подобного назначения. Кроме выполнения задач противовоздушной обороны ожидалось, что они будут отражать атаки торпедных катеров, которые в 1937 году считались чуть ли не самым опасным противником линкоров в прибрежных водах.

Счетверенные 28-мм установки располагались достаточно высоко на надстройках, но недостаток места не позволял значительно увеличить их число. Эти автоматы, пораженные массой технических недостатков по мнению самих же американцев, были слишком тяжелыми для установок свободного наведения последней линии обороны и, вместе тем, недостаточно мощными, чтобы заполнить промежуток между 127-мм орудиями и 12,7-мм пулеметами. Они имели открытые прицелы и очень примитивную систему целеуказания, чтобы быть эффективными против низколетящих самолетов, и получили на флоте презрительную кличку "чикагские пианино". Летом 1941 года после изучения различных типов зенитных автоматов Управление Вооружения США заключило контракт на производство в США шведских 40-мм "бофорсов" и швейцарских 20-мм "эрликонов". Первые имели ту же скорострельность, что и 28-мм автоматы, но их снаряд, снабженный са^юликвидатором на дистанции 4500 м, был вдвое тяжелее и вылетал из ствола с большей начальной скоростью. Поэтому решили заменить 28-мм автоматы на новых линкорах счетверенными же 40-мм по принципу "один на один", но поступление "бофорсов" на флот началось только весной следующего года. До того времени «Норт Кэролайн» успел получить пятую 28-мм установку на крыше ходовой рубки, где ранее стоял навигационный 3,6-метровый дальномер. Еще два "чикагских пианино" планировалось установить на месте кормовой пары прожекторов у носовой дымовой трубы (за средними директорами Мк 37 универсальной батареи), но их в конце 1942 года получил только «Вашингтон». На обоих кораблях летом 1942 года планировалось установить шесть счетверенных "бофорсов": 4 на местах 28-мм автоматов и 2 у средних директоров Mk 37. Но новых зениток пока не хватало. Свои первые "бофорсы" «Норт Кэролайн» смог получить только во время ремонта торпедного повреждения в ноябре 1942 года, когда стандартное их число повысили до 10. На «Норт Кэролайн» их поставили так: четыре на местах 28-мм установок, 2 в корме у катапульт и 4 на верхней палубе (2 по бокам кормовой надстройки и 2 по бокам башни №2). В марте 1943 года состав 40-мм батареи утвердили в количестве 56 стволов (14х4), и на «Норт Кэролайн» еще 4 установки появились в июне 1943 года: 2 на давно запланированном месте у средних директоров и 2 на шельтердеке по бокам носовой надстройки. Но в том же месяце количество предписанных для новых линкоров счетверенных "бофорсов" подняли до 15, несмотря на уже появившиеся проблемы с пространством (ставить эти установки можно было только в местах, не подверженных воздействию дульных газов главного калибра) и подачей боезапаса. На «Норт Кэролайн» пятнадцатый "бофорс", место для которого нашлось на крыше башни №3, поставили в ноябре. «Вашингтон» нес свои шесть "чикагских пианино" до лета 1943 года, когда их заменили на десять счетверенных "бофорсов"; а в августе на нем их было уже 15 при том же расположении, что на «Норт Кэролайн». В отличие от других современных линкоров США, эта пара никогда не имела зенитной установки на крыше возвышенной башни №2, которая бы закрывала обзор из боевой рубки, имевшей небольшую высоту в целях экономии веса. На долю "бофорсов" всегда приходилось наибольшее число сбитых самолетов противника, хотя это сопровождалось огромным расходом боеприпасов (в 6-7 раз большим, чем 127-мм с VT-взрывателями). Из-за небольшого размера 40-мм снаряды тогда не удавалось снабдить радиолокационными взрывателями.

Из первоначально установленных двенадцати 12,7-мм пулеметов только два имели постоянные позиции - на "уровне 02" (т.е. двумя палубами выше верхней) над вторыми от носа 127-мм башнями. Остальные могли устанавливаться на многочисленных тумбах, рассеянных по шельтердеку и верхней палубе - от форштевня до ахтерштевня. Но и это оружие совершенно не годилось против современных самолетов, поэтому планировалось заменить каждый пулемет 20-мм "эрликоном". В отличие от 40-мм установок, которые можно было монтировать на корабль только во время довольно длительного ремонта на верфи, 20-мм автоматы можно было ставить практически силами экипажа. В апреле 1942 года «Норт Кэролайн» нес 40 20-мм автоматов, сохранив и все 12 пулеметов, а на «Вашингтоне» было 20 и 12 стволов соответственно. К июню, когда линкорам пришлось переходить на Тихий океан, а "эрликонов" не хватало, число 12,7-мм пулеметов на обоих кораблях увеличили до 28. Спустя пару месяцев по "эрликонам" «Вашингтон» сравнялся с «Норт Кэролайн», но в конце года пять их них сняли вместе с пулеметами, когда устанавливали две дополнительные 28-мм установки в средней части у носовой трубы. На «Норт Кэролайн» пулеметы сняли во время ремонта торпедного повреждения, добавив еще 6 "эрликонов".

К апрелю следующего года «Вашингтону» добавили 29 20-мм стволов (стало 64), в марте 1944-го «Норт Кэролайн» получила еще 7 (стало 53), а в конце апреля на «Вашингтоне» "обменяли" одиночный "эрликон" на счетверенный. К ноябрю оба эти линкора должны были нести по 48 20-мм автоматов, но потом вышел приказ о замене одиночных установок спаренными, что и делали в течение 1945 года. В апреле «Норт Кэролайн» имел 56, а «Вашингтон» - 75 стволов; в августе на обоих имелось по 8 20-мм спарок, дополнительно к которым «Норт Кэролайн» нес 20 одиночных, а «Вашингтон» - 63 одиночных и 1 счетверенный 20-мм автомат (всего 83 20-мм ствола). К концу года, правда, 20 стволов сняли.

Если с расположением счетверенных "бофорсов" на этих кораблях все ясно, то где стояли "эрликоны" установить практически невозможно - в различных источниках приводятся самые разнообразные схемы. Да и анализ фотографий мало что дает, поскольку обнаружить большинство этих небольших установок (а тем более отличить одиночную от спаренной) очень сложно.

Радиолокационное вооружение

Последние типы американских линкоров проектировались до появления радара, и для целей навигации и управления стрельбой на них предусматривались оптические дальномеры: два 3,6-м штурманских на крыше башни №3 и ходовой рубки и корректировочный 4,6-м на крыше боевой рубки. Кроме того, в башнях главного калибра и директорах Мк 38 имелись артиллерийские стереодальномеры с большей базой. Штурманские дальномеры между концом 1941-го и серединой 1942 года заменили 20-мм зенитными автоматами, а вспомогательный артиллерийский на боевой рубке в 1944 году заменили радаром Мк 27.

Сначала командование решило оснастить новые линкоры поисковым воздушным радаром типа СХАМ с антенной на фок-мачте, двумя артиллерийскими Мк 3 для главного калибра и тремя Мк 4 для универсальной батареи с антеннами на башенках соответствующих директоров. Четвертый радар для управления стрельбой 127-мм орудий на кормовом директоре Мк 37 сначала не предусматривался из-за опасения, что он будет мешать работе кормового директора главного калибра. Но уже в ноябре 1942 года «Норт Кэролайн» получил четвертый Мк 4, с антенной на специальной подставке (выше уровня прицела кормового директора ГК), а также поисковый надводный типа SG, антенну которого поместили на фок-мачту под антенной воздушного радара. К апрелю 1944 года линкор нес ставший стандартным комплект радаров: поисковые воздушный и надводный типов SK и SG (антенны на фок-мачте), вспомогательный поисковый SG (антенна на грот-мачте), два артиллерийских Мк 8 (для главного калибра). Один из прежних Мк 3 был оставлен для вспомогательных целей, а его антенну перенесли на переднюю стенку башни управления стрельбой. В сентябре на «Норт Кэролайн» антенну радара SK, так называемого "матрасного" типа, заменили антенной радара SK-2, имевшей круглую форму, а радары вспомогательного калибра Мк 4 - стандартной комбинацией Мк 12 и Мк 22. Эти антенны были гораздо тяжелее предыдущих, поэтому от подставки на крыше кормового директора Мк 37 пришлось отказаться. Аналогично был оснащен и «Вашингтон», но он так и не получил радар SK-2. В конце войны «Норт Кэролайн», а сразу после нее и «Вашингтон» получили еще поисковые воздушные радары SR с антенной на грот-мачте и SCR-720 с антенной на носовой трубе. В 1946 году «Вашингтон» нес радар SK в носу и SR в корме, SG в носу и корме, а также устройство постановки помех типа TDY с антенной на носовой башне управления стрельбой. Установки 40-мм автоматов имели директоры управления стрельбой Мк 57 с радарами Мк 34.

Артиллерийский радар МкЗ появился на флоте в конце 1941 года. Он имел продолговатую антенну размером 3,66х0,91 м и работал на длине волны 40 см (импульс 1,5 мс, мощность от 15 до 20 кВт). Погрешность определения дистанции составляла 37 м, максимальная дальность действия 37000 м. Всплески от падения 406-мм снарядов этот радар «засекал» на дистанции в 2 раза меньшей. Сменивший его радар Мк8 имел антенну 3,1х1,0 м, работал на 10-см волне (импульс 0,4 мс, мощность 15-20 кВт, позднее 20-30 кВт) и давал погрешность всего 5 м при той же дальности действия. Он стал поступать на флот в конце 1942 года. Радар Мк27 (10 см, 50 кВт) считался резервным.

Радар Мк4 для зенитной батареи появился на флоте в сентябре 1941 года (антенна 1,83х1,83 м, 40 см длина волны, точность 37 м, дальность обнаружения самолетов 37000 м, крупного корабля 27000 м), но он плохо обнаруживал низколетящие цели. Начиная с 1944 года его стали заменять на комбинацию радара Мк12 (такая же антенна, 33-см волна, мощность 100-110 кВт, точность 18 м, дальность обнаружения самолета 41000 м и корабля 37000 м, автоматические трассировка и измерение скорости изменения дистанции) и определителя высоты Мк22 (узкая параболическая антенна (0,46х1,83 м, 3 см, 25-35 кВт, дистанции как для Мк22, но мог обнаруживать самолет, летящий всего в 0,8° над горизонтом).

Авиационное вооружение

В 30-е годы, когда проектировались эти линкоры, наличие на борту самолетов-корректировщиков считалось обязательным для обеспечения точной стрельбы на дальние дистанции. Из трех гидросамолетов фирмы Воут (Vought) типа OS2U Kingfisher два хранились на катапультах в кормовой части, а один - между ними прямо на палубе. Для подъема гидросамолетов с воды и установки на катапульты имелся большой кран. Подпалубного ангара не было из-за недостатка места, поэтому хранящиеся открыто самолеты представляли серьезную проблему, будучи открытыми воздействию погоды и дульных газов при стрельбе кормовой башни главного калибра. С развитием радаров надобность в самолетах для корректировки стрельбы и разведки отпала, но они оказались очень полезными во время стрельб по берегу, особенно с изрезанным ландшафтом. Ближе к концу войны "кингфишеры" стали заменяться на более современные самолеты фирмы Кертис (Curtiss) типа SC-1 Seahawk.

Шлюпки и экипаж

Предвоенный набор шлюпок был следующим: по два 12,2-метровых моторных баркаса и катера, один 10,7-м моторный гиг, три 15,2-метровых баркаса, два 8-метровых моторных вельбота, 12,2-метровая баржа, не считая шлюпок с мускульным приводом (как правило, по два 9,2-метровых вельбота и 4,3-метровых яла) и спасательных плотов (12 на 60, 12 на 40 и 12 на 25 человек). С началом боевых действий большинство шлюпок сняли, заменив их дополнительными спасательными плотиками, более практичными в боевых условиях. Но оба больших шлюпочных крана корабли сохранили, хотя вопрос об их снятии поднимался неоднократно.

По проекту экипаж корабля состоял из 108 офицеров и 1772 прочих чинов, но в ходе войны он, естественно, неоднократно менялся, что было связано, в первую очередь, с увеличением числа зенитных автоматов и радаров. Так, на «Вашингтоне» в 1941 году числилось 99 офицеров и 2035 прочих чинов, а в 1945-м соответственно 144 и 2195 человек. После войны экипажи сократились: в 1947 году на «Вашингтоне» служили 146 офицеров и 1843 других чинов, а на «Норт Кэролайн» 135 и 1639.

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека"]


[AD]
Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz