При проектировании линкоров типа "Yamato"
японские кораблестроители отошли от предшествующего опыта
и практики во многих аспектах. Особенно заметна яркая индивидуальность
этого типа кораблей при рассмотрении их схемы бронирования.
Если все предшествующие броненосцы и линкоры несли отчетливое
влияние английской (или немецкой) школы, предусматривавшей
защиту максимальной площади борта броней различной толщины
в зависимости от важности защищаемой зоны и наличие нескольких
тонких бронепалуб, то на новых линкорах была принята американская
схема, новая для японского флота. Более того, как станет
ясно из ее описания, она получила на "Yamato"
наиболее полное воплощение.
Американская схема бронирования (введенная,
впрочем, впервые французским конструктором Эмилем Бертеном
на броненосцах конца прошлого века - по другим соображениям
и с другой целью) предусматривает заключение жизненно важных
частей корабля: машин и погребов боезапаса в броневой "ящик"
(в англ.терминологии "плот" - "raft body"),
который должен был иметь достаточный запас плавучести для
того, чтобы удерживать на плаву корабль с полностью разрушенными
оконечностями, которые при этом совсем не бронируются. С
бортов он закрыт толстой бортовой броней, сверху - тяжелой
броневой палубой. Поскольку такое расположение брони невыгодно
для остойчивости корабля (в английской схеме главная бронепалуба
помещается возле самой ватерлинии и снижает центр тяжести
корабля), его конструируют таким образом, чтобы он имел
большой запас начальной остойчивости (метацентрическую высоту),
поскольку в противном случае тяжелая высокорасположенная
броневая палуба будет способствовать опрокидыванию корабля
- самой страшной угрозе гибели при нарушении плавучести.
На "Yamato" эта идея была доведена до конца -
бронированный "ящик" имел не только стенки и крышу,
но еще и бронированное дно.
Поскольку в проектном задании указывалось,
что новые линкоры должны быть "неуязвимы" для
снарядов существующих в то время артсистем, японские проектировщики
попытались везде применить максимально толстую броню. Защита
новых линкоров должна была выдерживать попадания самых тяжелых
снарядов (406-460 мм) на дистанции 100-150 кабельтовых и
1000-кг. авиабомб, сброшенных с 3-4 км. Броневой пояс -
главный элемент защиты от снарядов по воззрениям того времени
- был установлен наклонное под углом 20 градусов, что резко
увеличивало его эффективную толщину при стрельбе на больших
дистанциях (при больших углах падения снарядов).
Эффективная толщина броневого пояса линкоров
типа
"Yamato" при стрельбе но нему из американских
орудий на разных дистанциях.
Дистанция
|
356-мм.орудия типа "Arisona"
и "New- Mexico"
|
406-мм. орудия типа "Washington"
|
406-мм. орудия типа "Iowa"
|
50 каб.
|
480 мм.
|
480 мм.
|
480 мм.
|
100 каб.
|
567 мм.
|
586 мм.
|
552 мм.
|
150 каб.
|
878 мм.
|
910 мм.
|
755 мм.
|
Из таблицы видно, что ни одно из американских орудий не
было способно пробить броню пояса "Yamato" на
дистанциях 150 и 100 кабельтовых, а на меньшей дистанции
только пушки тогда еще не построенных линкоров типа "Iowa"
могли обеспечить достаточно мощное поражение (они могли
пробивать 664 мм современной брони при попадании под прямым
углом). Хотя номинальная толщина пробиваемости брони двумя
другими орудиями также превышала эффективную толщину поясной
брони "Yamato" это превышение было очень незначительным
(для 356-мм. орудий 511 мм. брони) и вовсе не гарантировало
проникновения снаряда сквозь броню. Таким образом в отношении
зашиты от снарядов проектное задание было выполнено.
Пояс "Yamato" имел толщину 410 мм., высоту 5,5
метра (из них 3,0 метра выше ватерлинии и 2,1 метра ниже),
правда на нижних 0,5 метрах он утоньшался до 203 мм. Пояс
набирался из броневых плит VH (Vickers Hardened) - так япон-цы
обозначали броню, закаленную с лицевой поверхности. Она
соответствовала по составу стандартной японской броневой
стали NVNC (New Vickers non Cemented), от которой отличалась
только тем, что была закалена с лицевой стороны на несколько
сантиметров. Этот вариант бронирования применялся только
на линкорах типа "Yamato" и только для толстых
плит - свыше 280 мм. толщины. Японцам не удалось разработать
удовлетворительную технологию насыщения углеродом поверхностного
слоя броневых плит (цементации), так что им пришлось использовать
для изготовления VH-брони сталь с высоким общим насыщением
углеродом и полученные броневые плиты оказались излишне
хрупкими. По мнению американских специалистов, броня VH
уступала эквивалентной гомогенной (незакаленной) американской
броне примерно на 10 %, а особо высококачественной английской
цементированной броне СА - почти на треть. Поэтому при самой
толстой поясной броне среди линкоров второй мировой войны
корабли типа "Yamato" были не самыми защищенными.
К примеру, при использовании английских броневых плит они
могли бы нести броню борта всего в 280 мм. при равной защите.
Критикуется также и расположение броневого пояса, хотя
плиты и были установлены наклонно. Специалисты США считают,
что было бы предпочтительней его установка на некотором
расстоянии от внешней обшивки толщиной, например, 76 мм.
из гомогенной брони, которая уничтожала бы бронебойный колпачок
снаряда, снижая его пробивающую способность примерно на
треть. Тогда вполне можно было бы обойтись плитами основного
пояса толщиной примерно 330 мм. Такое разнесение бронирования
было впервые применено на английских линкорах типа "Nelson",
многое из схемы которых было взято японцами при постройке
"Yamato" и повторено на американских и итальянских
линкорах. Однако же японские конструкторы не решились отодвинуть
бортовую броню вглубь корабля даже на несколько десятков
сантиметров (для удаления бронебойного колпачка достаточно
расстояния, равного примерно трети длины снаряда, то есть
для крупных калибров - не более 50-60 см.) Очевидно они
опасались тех повреждений и затоплений, которые могли бы
в таком случае вызвать любые, даже самые малые снаряды и
осколки, пробивающие легкобронированную наружную обшивку.
Критику качества японской брони и ее расположения все же
следует оставить на совести послевоенных аналитиков. В любом
случае, на достаточно больших дистанциях, на которых предполагалось
вести дневной бой крупных артиллерийских кораблей, "Yamato"
был наиболее сильно бронированным кораблем. Очень интересным
отличием схемы защиты линкоров было наличие нижнего броневого
пояса, начинающегося у нижней кромки главного и постепенно
утончающегося с 203 до 76 мм. Этот нижний пояс, представляющий
собой одновременно и противоторпедную переборку, обязан
своим появлением опытам, проводившимся еще в 1923 году с
недостроенным линкором "Tosa", который согласно
Вашингтонскому соглашению должен был быть уничтожен. Японцы
разумно использовали практически готовый в отношении броневой
и противоторпедной защиты корабль для экспериментов, которые
могли бы "на натуре" выяснить эффективность его
защиты. Были произведены три подводных взрыва зарядов в
350, 100 и 150 кг. ВВ непосредственно у бортовой обшивки,
причем во всех трех случаях подводная противоторпедная переборка
(76 мм) выдержала силу взрыва и корабль набрал суммарно
2820 тонн воды, не получив при этом сколько-нибудь значительного
крена. После этого "Tosa" был обстрелян 406-мм.
снарядам и, один из которых попал в воду перед бортом, на
расстоянии двух десятков метров, по пологой нисходящей траектории
продолжил свой путь под водой и ударился как раз под броневым
поясом в 3,3 метра ниже ватерлинии между кормовыми башнями,
пробил незащищенный борт и противоторпедную переборку и
взорвался в погребе (естественно, в ходе испытаний погреб
был пуст). Эффект был сокрушающим: корабль от одного этого
взрыва набрал больше воды, чем от всех подводных взрывов
вместе взятых - около 3000 тонн и накренился на 10 градусов.
Этот экспериментальный выстрел оказал существенное влияние
на всю последующую историю бронирования кораблей и создания
новых типов снарядов в Японии. Такая удача не показалась
им случайной. Через несколько лет были разработаны специальные
бронебойные снаряды типа "91", намеренно предназначенные
для нанесения повреждений при "близких промахах"
перед целью. Но раз "яд" был создан было необходимо
и "противоядие", иначе бы терялось достигнутое
преимущество перед противником. Японцы пошли по пути введения
на своих кораблях нижнего пояса умеренной толщины (она могла
быть меньше, поскольку при движении под водой снаряд терял
часть своей энергии) и внушительного его продолжения до
самого дна в виде утолщенной противоторпедной переборки
- система, достигшая вершин своего воплощения в "Yamato".
В своих предположениях японские конструкторы исходили от
верной предпосылки: английский линкор "Prince of Wales"
в сражении с линкором "Bismarck" получил подводное
попадание ниже пояса. Снаряд пробил борт и был остановлен
51-мм. противоторпедной переборкой, но не взорвался. В противном
бы случае переборка несомненно не выдержала бы и тяжелые
повреждения кораблю были бы гарантированы). Однако самим
японцам так и не удалось ни разу воспользоваться плодами
своей идеи (которой, кстати, не последовала ни одна страна
- возможно, из-за секретности результатов расстрела линкора
"Tosa"). Ни один из кораблей не предохранил от
вражеского снаряда усиленный нижний пояс - всем им была
уготована другая судьба.
Мощный главный пояс закрывался спереди и сзади траверзами,
наклоненными под углом 30 градусов к вертикали - еще больше
чем пояс. Их толщина поэтому могла быть уменьшена до 340
мм. Расположение и конструкция траверзов были продуманы
таким образом, чтобы обеспечить для снаряда наименее выгодные
углы встречи при большинстве курсовых углов. Эти траверзы
составляли переднюю и заднюю стенки "ящика".
Крышкой "ящика" служила главная броневая палуба,
располагавшаяся в двух палубных пространствах ниже верхней
и закрывавшая собой броневой пояс. Для экономии веса и для
того, что бы можно было расположить высокие котлы и машины,
ее средняя плоская часть толщиной 200 мм. несколько возвышалась
над уровнем верхней кромки пояса и соединялась с ней посредством
пологого скоса толщиной 230 мм. Эта мера позволяла уменьшить
высоту главного пояса, который не доходил до уровня главной
броневой палубы, ибо в противном случае он был бы слишком
тяжелым. Толщина палубы на скосе увеличена, поскольку встреча
снаряда со скошенной броней происходит под более невыгодными
углами, чем с плоским участком, в особенности на средних
и дальних дистанциях. Такой же (230 мм.) пологий "подъем"
палубы устроен перед барбетом второй башни ГК. В данном
случае преследовалась чистая экономия веса: небольшое утолщение
брони позволило на одну палубу сократить чрезвычайно толстый
(560 мм.) и тяжелый барбет. Позади барбета палуба была наклонена
под более крутым углом, и поэтому ее толщина была увеличена
до 320 мм. Эта, самая толстая в истории кораблестроения
броневая палуба была и единственная на этих линкорах, что,
по мнению американских специа-листов, было явным и существенным
недостатком. Ниже нее располагалась лишь тонкая (10 мм.)
палуба, номинально противоосколочная, но на деле предназначенная
для улавливания мощных заклепок и элементов крепления основной
палубы (из-за своей малой толщины она не смогла бы остановить
осколки бомбы или снаряда, как и части разрушенной главной
палубы). Отсутствовала и какая-либо броневая преграда выше
главной палубы, которая могла бы взвести взрыватель с замедлением
у бронебойной бомбы или отвесно падающего снаряда (исключением
были небольшие броневые настилы, толщиной 50 мм. в средней
части и 35 мм. у бортов, расположенные перед носовой и позади
кормовой башен ГК, предназначенные, видимо, для дополнительной
защиты броневых поперечных траверзов, более тонких, чем
главный пояс). В результате, судьба всей горизонтальной
защиты была поставлена на единственную "карту"
- огромную толщину единственной броневой палубы. И здесь,
как и при разработке защиты борта, японцы попытались решить
задачу "в лоб", не прибегая к различным конструкторским
ухищрениям.
Единственное место в пределах цитадели, где волей-неволей
прерывалась сплошная броневая палуба - место проходов через
нее дымоходов к единственной трубе "Yamato" -
было забронировано огромной плитой с размерами 14,0 на 15,0
метров и толщиной 380 мм. Плита была просверлена множеством
отверстий диаметром 18 см. (в сумме площадь отверстий составляла
45 % площади плиты). Такая защита эквивалентна примерно
152-мм. сплошной плите, что конечно меньше толщины окружающей
дымоходы палубы, поэтому передняя часть самой трубы была
прикрыта 51-мм. экраном, защищающим как щитом это слабое
место. Экран предназначался против легких бомб с взрывателем
мгновенного действия и для взведения взрывателя у более
мощных бомб, а также для уничтожения колпачка бронебойных
снарядов перед их попаданием в плиту дымоходов. Экран прикрывал
трубу только с носа, с кормы роль экрана выполняла массивная
кормовая надстройка.
Вне броневой цитадели забронированы были только отдельные
объекты: артиллерия, рубка, помещения рулевых машин. Очень
сильным было бронирование башен ГК. Лобовая плита, толщиной
650 мм., наклоненная под углом 45 градусов к вертикали,
была эквивалентна примерно 1100 мм.(!) вертикальной брони.
Она и была единственным, теоретически неуязвимым элементом
защиты "непробиваемого" корабля, каким хотели
сделать "Yamato" японские инженеры. Эта плита
не должна была пробиваться ни одним из существующих орудий
ни на какой дистанции. Однако американцы и здесь внесли
свою долю сомнений, и вполне возможно, что не безосновательно.
Одна из таких лобовых плит, предназначенная для линкора
"Shinano", после войны была перевезена на полигон
в США, где она была обстреляна самыми совершенными в то
время американскими 406-мм. снарядами "Mk.8.Mod.6".
Из двух снарядов, выпущенных под прямым углом к плите, один
не пробил ее, а другой выпущенный с большей начальной скоростью,
пронзил насквозь, причем плита раскололась по месту удара.
Американцы связывают такой результат с из-лишней хрупкостью
закаленной с лицевой части брони VH и считают, что при такой
большой толщине было бы лучше выполнить плиту гомогенной.
Остается под вопросом, не была ли эта плита забракована
при производстве. Так или иначе, броня лобовой части башен
"Yamato" остается абсолютным рекордом броневой
защиты на кораблях. Остальные части башен ГК, не обращенные
при стрельбе непосредственно к неприятелю, были значительно
более тонкими: боковые стенки 250 мм., задняя плита 190
мм. А вот крыша башен опять-таки была спроектирована "с
запасом" - ее толщина равнялась 270 мм., что совершенно
вне конкуренции и показывает насколько хотели японцы сделать
башни неуязвимыми (современные "Yamato" линкоры
в большинстве своем имели но крышах башен броню не более
152 мм, а следующие за "Yamato" - 203 мм).
Рис.11
Схема бронирования линейных кораблей типа "Yamato".
Очень мощное бронирование имели барбеты башен ГК. Толщина
выступающей над верхней палубой части равнялась 550 мм,
ниже палубы (напомним, что в этих местах на верхней палубе
имелись 35-50-мм. экраны) толщина уменьшалась до 440 мм.
При этом дополнительной защитой служила вертикальная кольцевая
внутренняя броневая переборка (как бы дополнительный внутренний
барбет), имевшая толщину 50 мм. и простиравшаяся от второго
дна до верхней палубы. Это позволяло бы вести огонь из башен
даже в случае пробития брони барбета, или надежно изолировать
барбет от погребов в случае угрозы возникновения пожара
- во всяком случае можно высказать подобное предположение.
В целом же это излишнее бронирование осталось загадкой для
специалистов. Другой загадкой оказалось наличие бронированного
дна погребов. Действительно, цитадель "Yamato"
в районе погребов боезапаса имела еще и "дно".
Его составляли 50-80-мм. плиты, расположенные в виде "корыта"
под погребами, представляющие собой как бы загнутое вниз
продолжение нижнего пояса и противоторпедной переборки.
Этот элемент бронирования особенно сильно критикуется американскими
специалистами, что вполне понятно. Если бронированное дно
предназначалось для защиты от осколков разорвавшегося на
глубине снаряда, то оно просто не нужно, поскольку на такой
глубине осколки быстро теряют пробивную способность. Если
же рассчитывалось получить дополнительную защиту от подводных
взрывов под днищем, то данное бронирование просто вредно,
так как для расширения газов при взрыве непосредственно
под днищем необходимо значительное свободное пространство,
не меньшее, чем ширина бортовой противоторпедной защиты
(а на деле - больше, поскольку при взрыве у борта газы частично
имеют выход наверх). Бронированный "пол" погребов
располагался всего в одном палубном пространстве от днища
(не более 2-3 метров), и при взрыве газы оказывались бы
"пойманными" броней под корпусом, усиливая действие
взрыва. Такое бронирование - весьма странная конструкторская
причуда. Отпущенный на нее вес можно было бы с успехом использовать,
например, для частичного бронирования верхней палубы в целях
"снятия" бронебойных колпачков со снарядов и взведения
взрывателей бомб.
Далеко в совершенно небронированной корме корабля имелось
еще два хорошо защищенных помещения - отделения главной
и вспомогательной рулевых машин, независимо приводящие в
действие основной и дублирующий рули. Отделение главных
машин было расположено выше и защищено лучше: боковые стенки
360 мм, задняя плита 350 мм, пол 25 мм, крыша 200 мм. Помещение
машин второго руля располагалось глубже и потому было защищено
несколько слабее: боковые стенки 300 мм, задняя плита (частично
прикрывается помещением главных машин) 250 мм, верхняя горизонтальная
защита такая же - 200 мм, а пол утоньшен до 20 мм.
Отменно была забронирована и боевая рубка. Боковые и верхние
плиты - по 500 мм, пол 75 мм, толщина стенок коммуникационной
трубы 300 мм. Броневую защиту имел также главный пост управления
огнем на вершине башнеобразной надстройки, но точная толщина
неизвестна. В одних источниках указывается 150-мм. броня,
в других говорится, что конструкторы ограничились легким
противоосколочным бронированием (25 или 12,7 мм).
Рис.12
Схема бронирования линейных кораблей типа "Yamato"
(официальный японский вариант).
На этом исчерпывается местное бронирование линкоров типа
"Yamato", но следует упомянуть еще об одной особенности.
У каждого корабля имеется свое слабое место. Было оно и
у "неуязвимого" "Yamato". В данном случае
им оказались башни противоминной артиллерии. Четыре трехорудийные
башни с 155-мм. орудиями были сняты с крейсеров типа "Mogami"
во время их переоборудования в тяжелые крейсера и без каких-либо
изменений установлены на новых линкорах. Поскольку башни
крейсеров имели лишь противоосколочную броню в 25 мм. толщиной,
явно неуместную на линкоре. Конструкторы попытались хотя
бы частично компенсировать этот недостаток защитой барбетов,
но и в этом случае пришлось ограничиться лишь 75-мм. броней.
Положение усугублялось большой высотой барбетов. В результате
такого чрезвычайно неудачного решения оказалось, что вертикально
падающая бомба могла пробить 25-мм. крышу башни и проникнуть
внутрь вплоть до погребов боезапаса. Примерно такое же действие
мог произвести тяжелый бронебойный снаряд, пробив броню
башни (25 мм.) или барбета (75 мм.) - их толщина не препятствие
для крупнокалиберного снаряда практически на любой дистанции.
Причем при определенных углах он мог напрямую проникнуть
в погреб главного калибра, столь тщательно защищенный сам
по себе - само собой с гибельными последствиями для корабля.
Единственным "но" могло быть наличие сплошной
броневой палубы в пределах барбетов вспомогательной артиллерии,
но непонятно, как это можно было осуществить технически,
не ограничив до предела скорострельность противоминной артиллерии?
В общем же, с точки зрения зашиты, было бы выгоднее, если
бы "Yamato" не имел бы этой артиллерии вообще.
|