Сообщения японского флота о гибели своих
крупных кораблей основывались только на рапортах уцелевших
офицеров. Никаких специальных комиссий для их оценки не
назначалось. Информация о гибели своих кораблей по флоту
не распространялась, хотя она могла бы стать хорошим уроком
на будущее, естественно в случае получения правильных выводов.
В силу перечисленных причин все японские отчеты после войны
были перепроверены американцами с использованием боевых
рапортов и результатов допросов японских офицеров.
"Musashi" погиб 24 октября 1944
года во время боя в море Сибуян (так американцы называют
первую фазу сражения в заливе Лейте). Этот бой представлял
собой непрерывные атаки американской авианосной авиации
на японское центральное соединение, в состав которого входили
и оба "сверхлинкора". В атаках участвовали самолеты
38-го оперативного соединения флота США, в состав которого
входили: 2-я оперативная группа (авианосцы "Intrepid",
"Cabot" и "Independens") под командованием
контр-адмирала Богена, 3-я оперативная группа (авианосцы
"Lexington", "Essex", "Prinston",
"Langley") под командованием контр-адмирала Шермана
и 4-я оперативная группа ("Enterprise", "Franklin",
"San-Jasinto", "Bellew Wood") под командованием
контр-адмирала Дэвисона. Первой над японским соединением
появилась ударная авиагруппа, поднятая в 09.10 с авианосцев
"Intrepid" и "Cabot", маневрировавших
на позиции восточнее пролива Сан-Бернардино. Она состояла
из 19 истребителей "Hellkat", 12 бомбардировщиков
"Helldiver", каждый из которых нес 450-кг. бомбы
и 13 торпедоносцев "Avenger". Атака началась в
10.00 (по другим данным в 10.20). Самолеты были своевременно
замечены и встречены на дальней дистанции огнем артиллерии
всех калибров, включая главный. К этому времени японцы резко
увеличили число стволов зенитной артиллерии всех калибров,
пытаясь хотя бы отчасти компенсировать отсутствие истребительного
прикрытия, но ввиду отмеченных ранее недостатков, эта мера
была не более, чем половинчатой. Очень плотным огнем японского
соединения (около 130 стволов в среднем на линкор, до 100
- на тяжелый крейсер и по 30-40 на эсминцах, но главным
образом зенитные 25-мм.автоматы) было повреждено всего два
торпедоносца, совершивших вынужденную посадку на воду и
сбит один истребитель.
Торпедоносцы эскадрильи VT-18 ("Intrepid")
атаковали на скорости 250-290 узлов и сообщили о попадании
двух торпед в линкор типа "Yamato" и одной - в
тяжелый крейсер. Торпедоносцы из состава эскадрильи VT-29
("Cabot") не смогли наблюдать своей атаки на линкоры,
но видели одно попадание в тяжелый крейсер. Бомбардировщики
донесли о двух попаданиях в линкор типа "Kongo",
еще об одном - в другой линкор того же типа и о возможном
попадании в линкор типа "Yamato". Из-за интенсивного
зенитного огня наблюдение было затруднено. Хотя и не очень
эффективная завеса зенитного огня мешала видеть попадания
и близкие промахи.
Атакованные корабли пытались отбить авиационную
атаку зенитным огнем и не уклонялись от самолетов, исключая
медленные и плавные отвороты головного линкора. Такая тактика
привела к получению "Musashi" во время первой
атаки небольших повреждений от двух близких разрывов авиабомб,
в результате чего были затоплены два небольших отсека в
районе 20-го шпангоута и одного торпедного попадания в правый
борт, около 130 шпангоута, которое вызвало серьезную течь
в КО-11. Противоторпедная переборка опять получила значительные
повреждения, корабль накренился на 3 градуса на ПБ, полностью
оправдав послевоенные расчеты американцев. Контрзатоплением
крен уменьшили до 1 градуса, а поступление воды вскоре было
взято под контроль. В боевых сообщениях с борта "Musashi"
имеются свидетельства о еще двух торпедных попаданиях в
ПБ - в районе 140 шпангоута (отсек гидромашин ПБ) и в районе
150 шпангоута (внешнее машинное отделение ПБ). Однако никаких
затоплений не было не только в этих отделениях, но и в соседних
с ними отсеках ПТЗ. Это первое расхождение в количестве
торпедных попаданий. Что весьма характерно, ни доказать,
ни опровергнуть его уже невозможно. Вполне вероятным представляется
то, что японцы в пылу боя могли спутать всплески от близких
разрывов бомб и гидравлический удар с торпедным попаданием.
Однако существует вероятность того, что подобные попадания
- все или часть из них - были в действительности. И как
раз в этих случаях ПТЗ полностью выполнила свою функцию,
исключая всякие затопления, кроме небольших (особенно в
верхней части) отделений вне противоторпедной переборки.
Хотя по расчетам американцев линкоры типа "Yamato"
после трех торпедных попаданий в один борт должны были бы
получить крен в 8-10 градусов и без разрушения ПТЗ, эти
расчеты представляются слишком тенденциозными, поскольку
от одной торпеды с проникновением воды во внутренние помещения
корабль получил всего 3-градусный крен. По сути дела достоверным
можно считать лишь те попадания, которые вызвали более или
менее значительные разрушения, но и в этом случае устойчивость
кораблей остается впечатляющей.
Вторая атака началась в 11.40. По японским
данным в ней участвовали 30 самолетов. Провели ее самолеты
с авианосцев "Lexington" и "Essex",
поднятые в воздух в 10.55. "Musashi" получил попадания
двух бомб и одной торпеды, хотя с линкора вновь сообщали
о попадании трех торпед. Первая бомба попала в полубак на
15 шпангоуте, пробила палубу и наклонный в этом месте борт
("Musashi" имел сильный развал бортов в носу),
не вызвав никаких серьезных повреждений, так как бомба не
разорвалась. Затоплений от нее также не было. Вторая бомба
попала в надстройку с ЛБ, в районе 138 шпангоута, приблизительно
в 2,5 метрах от дымовой трубы и взорвалась, пробив две палубы.
Из-за этого попадания внутреннее машинное отделение ЛБ заполнилось
паром и его пришлось покинуть. Торпеда попала в ЛБ у 143
шпангоута, вызвав серьезное затопление в отсеке гидромашин
Л Б и течь во внешнее машинное отделение ЛБ. Сообщалось
еще о двух попаданиях торпед - в районе носовой башни ГК
(80 шпангоут ЛБ) и в районе 110 шпангоута. Поскольку никаких
затоплений в этих местах не отмечалось, попадания следует
считать сомнительными. Наиболее серьезным последствием атаки
была остановка левого внутреннего вала - корабль потерял
четверть мощности машин и получил крен уже на левый борт.
Обороты оставшихся трех валов были увеличены для компенсации
потери хода, и "Musashi" сохранил свое место в
строю соединения, державшего ход 22 узла.
В результате третьей атаки (по японским данным
- около 80 самолетов), очевидно, с авианосцев "Enterprise"
и "Franklin", которая началась около 12.15, из-за
близкого разрыва бомбы был поврежден кран для гидросамолетов.
Кроме этого линкор получил очередную торпеду - на этот раз
в носовую кладовую в районе 60 шпангоута, вне зоны ПТЗ.
Затопления вызвали дифферент на нос 1,8-2,0 метра.
Всего после трех атак и трех достоверных торпедных попаданий
(максимально возможное количество - семь попаданий) корабль
оставался вполне боеспособен.
Четвертая атака началась в 12.45. Ее проводили
са-молеты второй ударной волны с авианосца "Intrepid"
(14 истребителей "Hellkat", 12 пикировщиков "Helldiver"
и 9 торпедоносцев "Avenger"). К этому времени
японское соединение разделилось на две группы, шедшие примерно
в 5 милях друг от друга. В первом ордере находились "Yamato",
"Musashi", "Nagato", два крейсера и
семь эсминцев. Самолеты атаковали их на максимальной скорости
с высоты 4600 метров. На этот раз японские корабли, перестроившись
в более маневренный строй, уклонялись и энергично маневрировали,
вновь поставив плотную завесу зенитного огня. Атаковав торпедами
с разных направлений группа "Avenger" добилась
трех торпедных попаданий в "Musashi", хорошо подтвержденных
фотоснимками. Бомбардировщики сообщили о двух попаданиях
в ту же цель и об одном в "Nagato" 450-кг. бомбами.
Во время атаки был сбит только один торпедоносец. Новая
тактика уклонения не принесла успеха "Musashi".
Для него эта атака стоила трех предыдущих. Из четырех попавших
в линкор бомб ни одна не нанесла сколько-нибудь существенных
повреждений. Первая пробила три палубы (45 шпангоут) и взорвалась
в кубрике, вторая пробила две палубы (65 шпангоут) и взорвалась
также в жилом помещении. Третья пробила тоже две палубы
(70 шпангоут с ЛБ), взорвавшись рядом с броневой цитаделью,
но не причинив особых повреждений. Четвертая взорвалась
на открытой палубе у дымовой трубы (район 134 шпангоута).
вызвав детонацию боезапаса зениток, уничтожив при этом несколько
25-мм. автоматов. Как уже было сказано повреждения от бомб
были весьма умеренными и сами по себе не повлияли на боеспособность
корабля.
Первая торпеда (всего четвертая) попала в
район 70 шпангоута ЛБ, вызвав затопление нескольких кладовых,
вторая (тоже 70 шпангоут, но уже ПБ) стала причиной затопления
почти всего района кладовых от 64-го шпангоута до цитадели.
Третья попала в район 136 шпангоута, в результате чего был
затоплен отсек гидромашин. По сообщениям с корабля было
четвертое торпедное попадание в районе 100 шпангоута ПБ,
но отсутствие повреждений и затоплений в этом районе свидетельствует
о его сомнительности.
Бронированная цитадель корабля оставалась
почти не тронутой, но дифферент на нос становился серьезным.
Три торпеды, попавшие в лишенные ПТЗ бортовые отсеки в носу
привели к тому, что носовая часть почти полностью погрузи-лась
в воду, а скорость упала до 16 узлов. Японский ордер ушел
вперед. С кораблем остались только тяжелый крейсер "Tone",
который через некоторое время сменили эсминцы "Hamakadze"
и "Kiioshio".
Собственно говоря с этого момента бой прекратился,
перейдя в стадию уничтожения. Правда пятая атака, в которой
приняли участие 32 торпедоносца, 16 истребителей и 20 бомбардировщиков
с авианосцев "Lexington" и "Essex",
начавшаяся в 13.20, миновала "Musashi" - самолеты
наносили удар по двум большим группам кораблей в 20 и 25
милях впереди. Эта атака вообще была не очень удачной. 5
торпедоносцев и 5 бомбардировщиков вернулись на корабли.
На всех бомбардировщиках с "Essex" и части с "Lexington"
были по ошибке подвешены 227-кг.бомбы, неэффективные против
тяжелых кораблей. Американцы потеряли 3 торпедоносца и 2
бомбардировщика, совершивших вынужденную посадку. Хотя пилоты
сообщили о 7 торпедных и 12 - 15 бомбовых попаданиях, японские
корабли получили лишь минимальные повреждения от близких
разрывов.
"Musashi" в это время шел уже в
одиночку, имея в строю три действующих машинных отделения
и девять котельных (пришлось оставить два смежных с КО-11
отделения, так как повреждения от бомб блокировали подступ
к ним).
Скорость уменьшилась до 12 узлов, но не было
ничего сделано для удаления воды, попавшей в корабль в результате
непосредственных затоплений, фильтрации и контрзатоплений
для уменьшения крена. Правда поступление воды практически
прекратилось, а крен был небольшим. Около 15 часов на корабле
получили приказ следовать в Бако через Корон в сопровождении
эсминца "Kiyoshimo".
Последнюю атаку в этот день выполняли самолеты с авианосцев
2-ой оперативной группы. Они совершали третий в этот день
вылет, поэтому в нем участвовало кроме истребителей и бомбардировщиков
только 6 торпедоносцев. Удар по "Musashi" вероятно
нанесли самолеты с авианосцев "Enterprise" и "Franklin",
летчики которых сообщили о 8 торпедных и 11 бомбовых попаданиях
в линкор типа "Yamato". Эти самолеты были свежими,
поскольку наносили свой первый удар по центральному японскому
соединению.
Атака (шестая) по "Musashi" началась в 15.20.
В ходе ее корабль получил 10 прямых попаданий авиабомб:
1) 75 шп. ПБ - в крышу носовой башни ГК.
без повреждений:
2) 62 шп. ЛБ - дополнительные повреждения главной палубы
и палубы полубака:
3) 79 шп. ДП - взорвалась в кают-компании;
4) и 5) 115 шп. ПБ - обе упали почти вместе, взорвались
при ударе и вызвали большие разрушения надстроек;
6) и 7) 108 шп. ЛБ - взорвались в помещениях главной палубы
и уничтожили радиорубки;
8) 120 шп. ПБ - ударилась о носовую башнеподобную надстройку
на восьмом уровне, взорвалась при ударе о левый бок;
9) 120 шп. ДП - ударилась в верхнюю часть той же надстройки
и взорвалась с задержкой, тяжело ранив командира корабля;
10) 127 шп. ДП - взорвалась при ударе в заднюю часть той
же надстройки, рядом с палубой на втором уровне, повреждения
небольшие.
Все эти повреждения верхних надстроек оказались
довольно значительны и вызвали большие потери среди личного
состава, но затоплений от них не было, поскольку ни одна
из бомб не пробила главной палубы.
По сообщениям с корабля в него попало еще
десять торпед, две из которых не взорвались. Эти торпеды
можно исключить из перечня почти достоверно. Точно известны
места попадания и полученный эффект для четырех торпед:
1) 75 шп. ЛБ - район носовой башни ГК - затоплены
носовые погреба в нижней части. Это означает, что противоторпедная
переборка не выдержала попадания. Впрочем, почти в это же
место ранее попала еще одна торпеда и возможно, имелись
"скрытые" повреждения, проявившиеся при повторном
попадании;
2) 125 шп. ЛБ - полностью затоплено КО-8, открылась течь
в КО-12. Ясно нарушилась общая прочность ПТЗ, и любое попадание
вызывало значительные повреждения;
3) 145 шп. ЛБ - затоплено внешнее МО ЛБ:
4) 105 шп.ПБ - затоплены погреба боезапаса перед КО.
По сообщениям с корабля в него попало еще
четыре торпеды (ЛБ - шп.40, 60 и 165; ПБ - шп.90) Эти попадания
считаются сомнительными, но только лишь на основании состояния
корабля после атаки, поскольку точно определить повреждения
и возможные попадания уже было нельзя. Поло-жение линкора
стало весьма тяжелым, хотя непосредственно гибель ему пока
не угрожала. "Musashi" имел крен на ЛБ в пределах
10-12 градусов и дифферент на нос (палуба полубака почти
касалась воды). Скорость не более 6 узлов (ниже предела,
необходимого для приемлемой управляемости). Были выведены
из строя оба машинных отделения ПБ и внешнее машинное отделение
ЛБ и по меньшей мере семь котельных отделений. Попытки уменьшить
крен и дифферент закончились неудачей, хотя уже были затоплены
внешние котельные отсеки и кладовые ПБ. Все же на 12 градусах
крен остановился, но прогрессирующее затопление в носовой
части вышло из под контроля. К 19 часам (спустя почти 4
часа после атаки) носовая часть палубы погрузилась до носовой
башни ГК, крен увеличился до 15 градусов. Все машинные отделения
вышли из строя. Корабль потерял ход и был обречен. Личному
составу приказали покинуть линкор.
Около 19.20 крен на ЛБ стал быстро расти
и вскоре достиг 30 градусов. Еще через 15 минут линкор опрокинулся
на борт и ушел под воду носом вперед.
Рис.25
Схема попаданий и гибели линейного корабля "Musashi".
Относительно медленная гибель "Musashi"
позволила эсминцам, из которых "Kiyoshimo" к этому
моменту сам был значительно поврежден, спасти значительную
часть команды - собственно столько, сколько можно было принять
на два небольших корабля. Из 2279 человек, находившихся
на борту "Musashi" в его последнем походе, было
спасено 1288, остальные 991 человек погибли в бою или утонули.
Перед боем осадка линкора, полностью загруженного
топливом, боеприпасами и снабжением, составляла 11 метров.
Все попавшие в него торпеды были стандартными авиационными
торпедами ВМС США "Mk.3". Они имели калибр 560
мм. и боевую часть с 260 кг. (600 фунтов) самого сильного
взрывчатого вещества Второй мировой войны - "торпекса".
Всего в атаках на центральное японское соединение участвовали
259 самолетов, в том числе примерно 92 истребителя, 62 бомбардировщика
и 56 торпедоносцев, а также 49 - точно не установленного
типа. Кроме "Musashi" успехи были невелики. Небольшое
повреждение двумя бомбами (по другим данным - четырьмя)
получил линкор "Yamato" - в 13.30. Самым серьезным
оказалось попадание в носовой части - в якорные помещения
ЛБ. Корабль принял 2000 тонн воды и получил заметный крен,
который был однако быстро ликвидирован. Еще два попадания
получил в 14.20 линкор "Nagato", скорость которого
упала до 21 узла. На нем вышла из строя одна из башен ГК
и были повреждены системы связи. Пять близких разрывов у
борта линкора "Haruna" не нанесли существенных
повреждений. Прямое попадание получил эсминец "Kiyoshimo".
От близких разрывов повреждены еще два эсминца, причем "Fujinami"
на следующий день затонул. Кроме этого авиационная торпеда
попала в крейсер "Myoko".
На первый взгляд весьма странным в этом бою
кажется сосредоточение всех атак на единственном корабле.
Это трудно объяснить, тем более, что удары наносили авиагруппы
различных соединений и, насколько это известно, специальной
координации атак не было. Однако перечень атакованных и
поврежденных кораблей (разного рода повреждения получили
как минимум два линкора, два крейсера, три эсминца) позволяет
говорить скорее о неудачном для японцев стечении обстоятельств.
"Musashi" в общем почти выдержал
испытание, оставшись достаточно боеспособным после шести
торпедных попаданий (достоверных). Судьбу корабля решило
затопление носовой оконечности - один из наиболее опасных
видов первоначально "несмертельных" повреждений.
Корабль при этом не может развивать значительной скорости
без риска дополнительной фильтрации воды. Переборки в высоком
полубаке не могут быть выполнены водонепроницаемыми по всей
высоте, и корабль, предоставленный самому себе в открытом
море, остается беспомощным, не имея возможности быстро двигаться
в базу или уходить от противника.
|