Из книги И.М.Короткина "Боевые повреждения
надводных
кораблей", ГосСоюзИздат судостроительной промышленности,
Л, 1960
Линкор входил в соединение японского флота,
принимавшее участие в боях за Филиппины в октябре 1944 года.
В ночь на 22 октября "Musashi" в составе соединения
вышел с о. Линга (недалеко от Сингапура). Осадка линкора
с полным запасом снабжения, топлива и боеприпасов достигала
11,0 метров. Корабль был укомплектован хорошо обученной
командой. Во время принятых в японском флоте ежедневных
учений, приближавшихся к боевой обстановке, производились
частые тренировки личного состава по спрямляемости корабля.
В 06.00 была пробита боевая тревога, все
люки, горловины и двери задраены по-боевому. Командир корабля
находился в своем КП на мостике, а старший инженер-механик
- в посту управления в МО.
В 10.00 в воздухе показались американские
самолеты и отряд японских кораблей увеличил скорость хода
с 20 до 22 узлов. Вскоре на корабль начались непрерывные
атаки торпедоносцев и бомбардировщиков. Результаты налетов
обобщены в таблице.
10.30 - Три торпеды в ПБ; несколько бомб
вблизи корабля; Крен 3 градуса на ПБ; Незначительный дифферент
на нос. Скорость хода не изменилась (22 узла).
11.40 - Две авиабомбы в полубак и район МО
ЛБ; Крен выравнен затоплением отсеков ПБ. 1-я бомба пробила
полубак и вышла через наружную обшивку ЛБ над ВЛ. 2-я бомба
пробила две палубы и разорвалась, причинив большие разрушения.
МО ЛБ наполнилось паром, вышло из строя и было покинуто
обслуживающим персоналом.
- Три торпеды в ЛБ; Корабль получил крен
уже на ЛБ. Для выравнивания снова прибегли к контрзатоплению
отсеков. Было увеличено число оборотов оставшихся трех
валов и скорость осталась прежней.
12.15 - Одна бомба вблизи корабля; Одна торпеда
в носовую часть. Легкие повреждения корабля от осколков.
В носу затоплено несколько отделений; дифферент на нос увеличился
на 1,8 метра.
12.45 - Четыре прямых попадания авиабомб
в разные районы корабля; Разрушены три палубы. Внутренние
устройства и часть зенитной артиллерии вышли из строя.
- Четыре торпеды, все в Л Б. Увеличился крен.
Нос почти полностью погрузился в воду. Ход снижен до 16,
затем до 12 узлов. Большая часть зенитной артиллерии повреждена.
Корабль вышел из походного строя.
15.20 - Десять прямых попаданий авиабомб;
Верхние части надстройки разрушены полностью. Дальнейшего
снижения скорости хода и ухудшения плавучести не было.
18.00 - Крен достиг 12-14 градусов на ЛБ.
Ход 6 уз-лов. Затем все машины вышли из строя. Палубы затоплены
до башни N-1. Отдана команда "Оставить корабль".
19.20 - Крен достиг 30 градусов на ЛБ.
19.35 - Корабль перевернулся и затонул.
Несмотря на значительные повреждения и быстроту
изменения обстановки боя, действия личного состава в борьбе
за живучесть корабля были энергичными и слаженными. Были
приняты меры по выравниванию крена путем контрзатопления
отсеков, однако изменение положения корабля в результате
повреждений (сначала крен на ПБ, затем на ЛБ), быстрое увеличение
крена и дифферента, а также повреждения преимущественно
одного ЛБ затрудняли действия личного состава в борьбе за
живучесть.
ВЫВОДЫ. 1. Всего "Musashi"
получил одиннадцать торпедных и около двадцати бомбовых
попаданий (предполагают, что две торпеды из этого числа
не взорвались). Большинство бомб попало непосредственно
в корабль и лишь несколько разорвались в воде вблизи от
корпуса корабля.
2. Участь линкора решили контактные взрывы торпед, воздействие
которых последовательно снижало плавучесть и остойчивость
корабля и в связи с затоплением отсеков инарастанием аварийного
крена привело к выходу из строя машинно-котельной установки,
снижению хода и, наконец, опрокидыванию и потоплению корабля.
Прямые попадания бомб приводили лишь к разрушению надстроек
и палубных конструкций корабля и к выходу из строя вспомогательной
артиллерии и части технических средств.
3. Личный состав линкора в борьбе за его живучесть принимал
энергичные меры.
4. Высокая сопротивляемость защиты корабля воз-действию
большого числа прямых попаданий американских авиаторпед
(большой взрывной силы) дает основание считать живучесть
линкора "Musashi" высокой.
Более подробно анализ живучести проведен
при описании гибели "Yamato".
|