Из книги И.М.Короткина "Боевые повреждения
надводных
кораблей", ГосСоюзИздат судостроительной промышленности,
Л, 1960
В начале апреля 1945 года в составе японского
флота была сформирована специальная эскадра (первое штурмовое
диверсионное соединение) для противодействия десантной операции
американского флота на о.Окинава. В состав эскадры входили:
линкор "Yamato" (флагман), крейсер "Yahagi"
и восемь эсминцев.
6 апреля 1945 года "Yamato", приняв
90 % топлива и полный запас боеприпасов, вышел в составе
эскадры из Токуяма (Внутреннее море), чтобы атаковать на
рассвете 8 апреля американские надводные силы, действовавшие
у о. Окинава. Соединение было в тот же день обнаружено американскими
подлодками, а 7 апреля и разведгруппой американского авианосного
соединения. В 10 часов японцам стало известно о наличии
в районе движения эскадры американских самолетов. На "Yamato"
была объявлена боевая тревога и задраены по-боевому все
люки и горловины.
Вскоре в воздухе появились американские самолеты
(до 150 самолетов) и начались непрерывные воздушные атаки
на корабли эскадры, причем главным объектом нападения являлся
линкор "Yamato".
При первой атаке, в которой участвовало около
100 самолетов (из них несколько было сбито зенитной артиллерией),
"Yamato" получил два бомбовых и одно торпедное
попадание. При второй атаке, совершенной примерно через
час после первой, в левый борт линкора попало пять торпед.
От полученных повреждений корабль принял большое количество
воды и накренился. Скорость хода снизилась с 26 до 18 уз-лов.
Перестала действовать часть артиллерии.
Рулевое устройство оказалось поврежденным.
Большая часть личного состава вышла из строя.
Последние атаки длились всего 15 минут, в
течение которых линкор получил три бомбовых и четыре торпедных
попадания также в левый борт. Скорость хода упала до 10-12
узлов, а затем, после получения крена 20 градусов, корабль
окончательно потерял ход.
Из-за большого крена, затопления отсеков
и прекращения подачи электроэнергии вся корабельная артиллерия
вышла из строя. Перестали работать средства радиосвязи и
внешняя связь поддерживалась лишь флажным семафором и световыми
сигналами. Затем была прервана и внутрикорабельная телефонная
связь.
Потери личного состава были исключительно
велики; это в значительной степени затрудняло борьбу за
непотопляемость. Хотя командование и делало попытки по спрямлению
корабля контрзатоплением отсеков, но они уже не имели успеха,
так как оставшийся в строю личный состав был деморализован
и не приводил в исполнение распоряжений. Когда крен достиг
80 градусов был подан сигнал бедствия; оставшиеся в живых
были вызваны наверх для оставления корабля и стали прыгать
в воду. Линкор начал переворачиваться. На нем происходили
внутренние взрывы боеприпасов, возникающие от пожаров и
ударов снарядов, выпавших из мест хранения, о корабельные
конструкции.
При крене 90 градусов линкор перевернулся
и начал тонуть. В 14.23 корабль скрылся под водой. Огромный
водоворот, образовавшийся на месте его гибели, затянул большинство
людей из оставшейся команды и лишь нескольким посчастливилось
спастись. Таким образом, "Yamato" погиб в течение
двух часов вместе с почти всем личным составом. Последовательные
этапы атаки на линкор рассмотрены в таблице.
12.41 - Две бомбы (по 250 кг) в корму вблизи
грот-мачты, с ПБ. Бомбы пробили две палубы и разорвались
под главной броневой палубой.
Повреждены: кормовой пост управления кораблем, противоминное
орудие N-2 и одна радиолокационная устано-ка. Возник пожар,
который так и не был потушен.
- Одна торпеда в носовую часть, ЛБ. Крен 5-6 градусов на
ЛБ; вскоре был выравнен до 1 градуса контрзатоплением.
13.37 - 13.44 - Три торпеды в район миделя,
ЛБ. Крен 15-16 градусов на ЛБ; затем выравнен до 5 градусов.
- Две торпеды в район миделя, ЛБ. Повреждена вспомогательная
рулевая машина. Из-за повреждения электрооборудования часть
артиллерии вышла из строя. Ход уменьшен до 18 узлов.
14.02 - Три бомбы в район миделя (ЛБ) и несколько
вблизи борта в корме. Три торпеды в район миделя (одна с
ПБ, две с ЛБ), Одна торпеда в корму с ЛБ. Ход уменьшен до
10-12 узлов (работал один винт); затем были затоплены все
КО; крен дошел до 15-16 градусов на ЛБ и корабль полностью
потерял ход. Значительные потери в личном составе и выход
из строя ЦП живучести лишили команду возможности продолжать
борьбу за непотопляемость. Приказание командира корабля
о затоплении правых отсеков МКО которое могло дать наибольший
эффект (по объему и центру тяжести влившейся воды) для выравнивания
крена, уже не могло быть выполнено. Крен увеличился до 20
градусов. Вышли из строя: вся артиллерия, средства внешней
и внутренней связи, рулевое устройство. Надстройки были
изрешечены пулеметно-пушечным огнем самолетов. Происходило
дальнейшее нарастание крена. Был подан сигнал бедствия:
команда вызвана наверх для оставления корабля.
14.18 - 14.23 - Сначала крен 80 градусов
на Л Б. Отмечены внутренние взрывы боезапаса. После получения
крена 90 градусов. Корабль быстро перевернулся. Почти весь
личный состав погиб.
Рис.32
Схемы поражения торпедами линкоров "Musashi" и
"Yamato".
ВЫВОДЫ. 1. "Yamato" был
потоплен в результате воздействия десяти американских авиаторпед
с 270 кг. взрывчатки (350-400 кг. ТНТ) и около тринадцати
авиабомб весом по 250 кг, при этом все торпеды, за исключением
одной, попали в левый борт корабля, а из авиабомб пять попали
прямо в корабль.
2. Основную роль в поражении линкора сыграли торпеды, разрушительное
действие которых привело к затоплению жизненно важных частей
корабля, лишению его остойчивости и запаса плавучести, образованию
большого аварийного крена и выходу из строя артиллерии,
машинно-котельных установок и средств борьбы за живучесть.
В результате прямых попаданий авиабомб сравнительно малого
калибра и воздействия пулеметно-пушечного огня самолетов
на линкоре были разрушены надстройки, посты управления кораблем
и огнем, посты связи и радиолокации; образовались пожары.
3. Обстоятельствами, способствовавшими гибели линкора явились:
попадания торпед преимущественно в один борт, быстрота и
непрерывность воздействия боеприпасов противника и недостатки
в обеспечении живучести. Метод торпедирования в один борт
оказался губительным для линкоров, так как при повреждениях
с одного борта затруднялось, а при больших разрушениях -
и совсем исключалось постепенное расходование запаса плавучести,
и корабль, получив большой аварийный крен, в течение малого
промежутка времени переворачивался и тонул. Кроме того,
при больших кренах корабль не только терял боеспособность,
но и не мог ее восстанавливать вследствие выхода из строя
средств борьбы за живучесть.
4. Подводная защита линкора имела сопротивляемость, превосходящую
разрушительную мощь американских авиаторпед (примерно 500-600
кг. ТНТ против 400-500 кг). Однако попадание нескольких
торпед в один и тот же район корабля (район миделя с ЛБ)
привело к разрушению основной противоторпедной переборки
и затоплению главных отсеков корабля. Недостатком в конструктивном
обеспечении живучести линкора являлось чрезмерно большое
число продольных водонепроницаемых переборок, наличие которых
в сложных аварийных условиях привело к увеличению крена
корабля.
Возникавшие на линкоре пожары и, особенно, внутренние взрывы
боеприпасов, приводившие к разрушению палуб и переборок,
ухудшали непотопляемость корабля и способствовали ускорению
его гибели.
Утверждение некоторых авторов, что непосредственной причиной
потопления линкора явился внутренний взрыв погреба, следует
считать ошибочным, так как к тому времени, когда на линкоре
начались внутренние взрывы, положение корабля уже было безнадежным
и его аварийный крен прогрессивно нарастал. Однотипный линкор
"Musashi" погиб примерно от такого же количества
торпедных и бомбовых попаданий, хотя при его гибели не было
зафиксировано внутренних взрывов.
6. Живучесть линкора была относительно высокой. Кроме мощной
и конструктивно хорошо продуманной системы КПЗ, корабль
обладал высокой проектной непотопляемостью и имел хорошую
противокренную систему.
Разбираемый случай повреждения соответствует второму требованию
по непотопляемости, которое предъявлялось при проектировании
линкора.
Наличие противокренной системы в значительной степени помогло
сохранить живучесть корабля. Крен поврежденного линкора
значительно увеличился лишь после того, как эта система
перестала действовать в результате повторных попаданий в
одни и те же районы корабля.
|