В рамках программы 1906 года, предусматривавшей
до 1919 года построить 16 броненосцев, Верховный Морской
совет (Conseil Superieur de la Marine) (Верховный Морской
совет – один из основных органов административного управления
флотом. Совет учережден 5 декабря 1889 года. В состав Совета
входили морской министр (Председатель совета) и восемь постоянных
членов Совета (вице-адмиралы, занимающие высшие должности
в морском ведомстве, а также командующие эскадр)), установил
во время своего собрания в октябре 1907 года характеристики
кораблей, постройку которых рассчитывали начать в 1909 и
1910 годах. Именно эти тактико-технические задания послужили
отправной точкой при создании проекта линейного корабля,
позже получившего обозначение Проект A. Фактически
эти задания представляли улучшенный Danton
и имели следующий вид:
- Водоизмещение не более 21 000 тонн;
- Главный калибр из четырех 305 мм орудий в двух
спаренных башнях, расположенных в оконечностях в диаметрали
корабля (боезапас 100 выстрелов на орудие);
- Промежуточный калибр из двенадцати 240 мм орудий
в шести спаренных башнях по бортам (боезапас 150 выстрелов
на орудие);
- Противоминный калибр из восемнадцати 100 мм орудий
в казематах за 100 мм броней (боезапас 400 выстрелов
на орудие);
- Малокалиберная артиллерия из двенадцати 47 мм пушек
на одиночных лафетах (боезапас 450 выстрелов на орудие);
- Четыре торпедных трубы;
- Броневая защита должна быть идентична Danton,
но с упразднением внутренней противоторпедной защиты.
Обязательно наличие противоторпедных сетей Bullivant;
- Механизмы – исключительно турбины;
- Расчетная скорость не менее 20 узлов;
- Запас топлива 900 тонн + 1800 тонн (в полном грузу)
угля.
При обсуждении заданий Морской совет
выразил пожелание, чтобы один из броненосцев имел на борту
в качестве эксперимента мазутное топливо.
15 ноября 1907 года Морской министр
Г. Томсон (Gaston Thomson) потребовал от технического
отдела подготовить проект корабля, соответствующий вышеуказанным
окончательным условиям Морского совета и, кроме того, добавлял:
“В то же время, в качестве варианта, необходимо выяснить
возможность применения единого калибра – 305, 274 или 240 мм
на одном корабле, имеющем при этом указанные выше характеристики
(скорость, защиту, дальность плавания, водоизмещение и т.п.),
и отличающегося от них только главным калибром”.
Этот документ представляет событие
большой важности для французского флота, ибо впервые в руководящих
кругах военного флота Франции рассматривалась возможность
постройки линейного корабля типа Dreadnought.
Первые проекты
Эскизная разработка первого французского
проекта дредноута, названного Проектом A, составленная
на основе указаний Морского совета, была выполнена Техническим
отделом (Section Technique des Constructions Navales) и
представлена к рассмотрению 9 декабря 1907 года, а затем
принята на совещании начальников служб 25 января 1908 года.
Характеристики проекта были сообщены начальникам военно-морских
верфей (арсеналов) для привлечения к работам по детальной
разработке индивидуальных проектов корабельных конструкторов
и инженеров. Однако 1 февраля 1908 года морской министр
отложил это решение на неопределенный срок. 15 февраля Технический
отдел обсудил предварительный проект нового корабля. По
результатам этого собрания морской министр дал указание
Технической секции рассмотреть возможность реализации в
новом проекте решений Морского совета.
Только 10 июля 1908 года главный конструктор
флота де Ломе (L'ingenieur general de Lhomme) в своей технической
записке представил на рассмотрение два варианта детально
разработанного предварительного проекта, которые соответствовали
пожеланиям, высказанным Морским советом и морским министром.
Основным отличием в этих вариантах
были состав и размещение главной артиллерии, причем последнее
вызвало наибольшее количество замечаний Технического отдела.
Во французском флоте применяется обозначение
палуб, отличающееся от таковых в других флотах, например
верхняя броневая палуба соответствует главной палубе в английском
флоте, нижняя броневая палуба в английском флоте называется
нижней и т.п.
Вариант A
Вариант A предусматривал кроме главной
артиллерии наличие промежуточного калибра – спаренных 240 мм
орудийных башен, которые, помимо известных для любого промежуточного
калибра недостатков, в данном проекте мешали размещению
в центральном каземате двенадцати 100 мм противоминных
орудий. Еще шесть 100 мм орудий, образующих две батареи
с возможностью стрельбы прямо в корму, предполагалось разместить
на главной палубе во втором каземате, устроенном вокруг
305 мм барбета главного калибра.
Проект предусматривал броневой пояс
по ватерлинии толщиной 250 (+20 мм обшивка) в средней
части корабля. В оконечностях толщина пояса уменьшалась.
Верхняя кромка пояса возвышалась над ватерлинией на 2,45 м
(толщина плит по верхней кромке 220 мм) и опускалась
под КВЛ на 1,65 м.
Главная силовая установка, состоящая
из паровых турбин, по расчетам могла обеспечить кораблю
оговоренную в задании скорость 20 узлов. Запас топлива при
нормальной нагрузке предполагался в 900 тонн, в полном грузу
– 2700 тонн. Выполняя пожелания Морского совета в проекте
предусмотрели возможность замены 300 тонн угля на такое
же количество жидкого топлива (мазута).
Вариант B
Как уже говорилось, основным отличием
проектов стала артиллерия. Вариант B предполагал только
крупную артиллерию и полный отказ от промежуточного калибра.
Кроме того, конструкторы предложили отказаться от классического
шестиугольного расположения башен крупной артиллерии, разместив
при этом по две башни в оконечностях линейно-возвышенно
и еще две башни побортно в средней части. Это решение однако
имело свои недостатки, основным из которых, как предполагалось,
было перетяжеление оконечностей, особенно носовой части.
Но, как выяснилось позднее, эта проблема не была настолько
серьезной и могла быть решена в рабочем порядке. В отличие
от проекта A предполагалось ограничиться только одним центральным
казематом для противоминной артиллерии.
Имелись отличия и в торпедном вооружении,
точнее в размещении торпедных труб. Если проект A предусматривал
все четыре 450 мм аппарата в одном помещении, то в
проекте B такое же количество торпедных труб было распределено
на два помещения.
Вертикальная защита не отличалась от
аналогичной проекта A, за исключением того, что плиты пояса
возвышалась на 10 мм ниже (2,35 м от ватерлинии)
при той же глубине погружения нижней кромки. Некоторые отличия
имелись в размещении горизонтального бронирования – наличие
только одного каземата противоминной артиллерии, а также
желание облегчить оконечности, дало основание конструкторам
уменьшить толщину верхней палубы до 30 мм, разместив
ее к тому же только в пределах каземата. Толщина и размещение
нижней броневой палубы остались такими же. Защита артиллерии
отличалась только тем, что стороны барбетов башен главного
калибра внутри каземата несколько утоньшались.
Механическая установка не должна была
отличаться от варианта A.
Оба проекта предусматривали применение
противоторпедных сетей Bullivant'a.
ТТХ проектов А и В
|
|
Проект A
|
Проект B
|
Водоизмещение, тонн
|
21 000
|
23 200
|
Длина, метров
|
160,0
|
151,0
|
Ширина, метров
|
26,34
|
26,60
|
Осадка, метров
|
8,60
|
8,77
|
Вооружение (боезапас на ствол)
|
ГК
|
2*2 305 мм (100)
|
6*2 305 мм (100)
|
СК
|
6*2 240 мм (150)
|
-
|
МК-1
|
18 100 мм (350)
|
18 100 мм (350)
|
МК-2
|
12 47 мм (450)
|
12 47 мм (450)
|
ТА
|
4 450 мм
|
4 450 мм
|
Бронирование, миллиметров
|
Главный пояс в средней части корабля
|
250 + 20
|
250 + 20
|
Верхняя броневая палуба
|
48
|
30
|
Нижняя броневая палуба
|
45-70
|
45-70
|
Защита главного калибра
|
270-290
|
270-290
|
Защита среднего калибра
|
180-220
|
---
|
Казематы ПМК
|
100
|
100
|
Энергетическая установка
|
турбины
|
турбины
|
Скорость проектная
|
20 узлов
|
20 узлов
|
При рассмотрении проектов явное предпочтение
было отдано варианту B, однако было высказано сомнение в
достаточности толщины бронирования центрального каземата,
которую предложили увеличить от 100 до 150 мм. Величину
противоминного калибра также признали недостаточной, предложив
увеличить ее до 138,6 мм.
В результате рассмотрения Морской совет
потребовал изменить проект сообразно указанным предложениям
(во избежание путаницы улучшенный Проект B в дальнейшем
будет нами обозначаться как B.1, хотя официально это обозначение
ему не присваивалось).
В августе 1908 года характеристики
проектов A и B.1 по приказу морского министра были сообщены
для обсуждения всем адмиралам и командующим эскадрами. Абсолютное
большинство из них отдали предпочтение проекту B.1, но высказались
против высокого расположения носовой возвышенной башни главного
калибра (высота оси орудий башни от ватерлинии 13 м
при высоте палубы боевой рубки 15 м). Некоторые из
адмиралов высказались за увеличение количества противоминных
орудий, при этом настаивая на калибре 138,6 мм. Все
мнения адмиралов были обобщены и представлены в Технический
отдел в виде справки.
Проект С
Одновременно с разработкой проектов
A и B велась работа и в другом направлении. Еще в октябре
1907 года Генеральный морской штаб (Etat-major general)
составил техническую записку для Морского совета, в которой
рекомендовал разработать и применить на новых линкорах трех-
и даже четырехорудийные башенные установки. По мнению Генморштаба
это позволило бы выгодно решить проблему размещения большого
количества крупнокалиберных орудий. Особенно перспективным
Генморштаб считал совмещение на кораблях в оконечностях
трех- и двухорудийных башен (из них двухорудийные башни
находились бы возвышено по отношению к трехорудийным).
Техническая секция посчитала эти предложения
вполне резонными и, желая удовлетворить требования Генморштаба,
без специального распоряжения разработала проект линкора,
включающий двенадцать 305 мм орудий и восемнадцать
138,6 мм орудий. Проект получил обозначение C. Размещение
башен главного калибра позволяло иметь бортовой залп из
десяти орудий – также как и проект B.1. Однако иное расположение
башен (одна трехорудийная в носу, по одной трех- и двухорудийной
в корме и две двухорудийные побортно) позволило сильно облегчить
носовую оконечность, так как единственная размещенная там
башня была сильно отодвинута от форштевня и к тому же это
позволило опустить ниже боевую рубку. Все это снизило водоизмещение
корабля примерно на 1000 тонн.
Другим мероприятием, облегчившим оконечности
и снизившим водоизмещение было новое (сравнивая с проектами
A, B и B.1) уменьшение толщины верхней броневой палубы до
12 мм. Как и в проектах B и B.1 она предусматривалась
только внутри каземата. Вертикальное бронирование ничем
не отличалось от предыдущих проектов, только верхняя кромка
плит пояса имела толщина 200 мм. Пояс прикрывал часть
борта по высоте от 2,35 м выше ватерлинии до глубины
1,65 м ниже ватерлинии. Важной особенностью проекта
было усиление брони каземата до 180 мм. Как и прежде,
были сохранены противоторпедные сети Bullivant.
Тактико-технические характеристики проекта
С
- Водоизмещение – 22.200 т
- Длина – 159,0 м
- Ширина – 26,60 м
- Осадка – 8,70 м
- Вооружение (в скобках – запас снарядов на ствол):
- 3*2 и 2*3 305 мм (100)
- 18*138,6 мм (275)
- 12*47 мм (450)
- 4 подводных ТА
- Бронирование:
- Главный пояс в средней части корабля – 250+20 мм
- Верхняя броневая палуба – 12 мм
- Нижняя броневая палуба – 45-70 мм
- Защита главного калибра – 270-290 мм
- Зашита среднего калибра – 180-220 мм
- Каземат ПМК – 180 мм
- Энергетическая установка – турбины
- Скорость проектная – 20 узлов
Силовая установка была такой же, как
и на предшествующих проектах, включая величины запасов топлива.
24 декабря 1908 года все три предварительных
проекта (A, B.1 и C) были представлены на рассмотрение Морскому
совету. Сразу определилось, что проект A явно хуже двух
других. Адмиралы признавали, что “теперь не может оспариваться
важность единого калибра и его размещения для наибольшего
сосредоточения огня”. Оставалось сделать выбор между проектами
B.1 и C, и совет явно склонялся в пользу последнего, который
“объединяет все преимущества, необходимые современному броненосцу:
мощное и однородное наступательное вооружение, позволяющее
кораблю участвовать в сражении на большой дистанции, оборонительное
вооружение, а также достаточно надежную защиту”. Применение
в проекте двух строенных башен в оконечностях позволило
при одинаковых характеристиках устранить одну носовую башню,
что явно уменьшило силуэт и улучшило морские качества. С
другой стороны проект C по общему мнению имел более удачное
расположение противоминной артиллерии (к тому же еще более
крупной по калибру) в центральном каземате.
Тем не менее существовало очень важное
по мнению адмиралов обстоятельство, говорящее против строенных
башен. В случае повреждения таковой или прямого попадания
вражеского снаряда из строя выходили сразу три орудия, то
есть 30% бортового залпа. Аналогичный случай при двухорудийном
варианте допускает только 20%. Разница, казалось бы, небольшая,
но опыт будущей войны показал, насколько часто снаряды неприятеля
поражали именно орудийные башни; например, в Ютландском
бою немецкий крейсер Von der Tann в конце концов
принимал участие в бою не имея ни одной действующей башни,
а на большинстве других линейных крейсеров имелась хотя
бы одна недействующая башня. Несмотря на ожидаемый риск
Морской совет предложил продолжать разработку башенной установки
на три орудия и параллельно этому продолжать работы над
спаренными башнями, разработанным по британскому образцу,
башни которых были признаны более просторными и лучше устроенными.
Окончательный проект
Новый
толчок работам придало назначение на пост морского министра
вице-адмирала де Лаперера (Boue de Lapeyrere). Был положен
конец сомнениям в выборе окончательного варианта. Де Лаперер
потребовал создания окончательного проекта на основе варианта
B.1, но с применением более удачного расположения противоминной
артиллерии из варианта C. Это же касалось увеличения толщины
брони каземата до 180 мм аналогично варианту C. Из
двенадцати 47 мм пушек было решено оставить только
четыре. Энергичный министр не ограничился этим и принял
ряд важных решений, касающихся нового проекта, в числе которых
можно назвать:
- Применение двухорудийной башни главного калибра по английскому
образцу;
- Отказ от противоторпедных сетей (решение принято 25
ноября 1909 года);
- Увеличение числа 138,6 мм орудий с восемнадцати
до двадцати двух (решение принято 17 декабря 1909 года)
и другие.
Столь решительные действия уже в ближайшее
время привели к созданию окончательного проекта, который
вскоре был принят на заседании Морского совета к исполнению.
По этому проекту было решено строить два корабля, внесенных
в бюджет 1910 года.
ТТХ окончательного проекта
- Водоизмещение полное – 23.467 т
- Длина наибольшая – 166,0 м
- Длина между перпендикулярами – 165,0 м
- Ширина по ватерлинии – 27,0 м
- Ширина наибольшая – 28,0 м
- Осадка средняя – 8,852 м
- Вооружение:
- 6*(2*305 мм) модели 1910 г
- 18*138,6 мм модели 1910 г
- 4*47 мм модели 1902 г
- 4*450 мм подводных ТА
- Бронирование:
- Главный пояс:
- в средней части корабля – 270+20 мм
в оконечностях – 180 мм
- Каземат ПМК (верхний пояс) – 180 мм
- Броневые палубы сверху вниз (дано французское обозначение
палуб, а в скобках соответствующее им английское):
- 2-я палуба (полубак) – 30 мм
- 1-я палуба (верхняя) – 30 мм
- Главная или верхняя броневая палуба (главная) –
12 мм
- 1-я платформа или нижняя броневая палуба (нижняя)
– 40 мм
- Башня главного калибра – 320 мм
- Барбеты главного калибра – 280 мм
- Боевая рубка – 300 мм
- Энергетическая установка – 4 ТЗА Parsons
- Мощность механизмов – 28.000 лс
- Скорость проектная – 21 узел
Постройка, модернизации и история линкоров
1 августа 1911 года морокой министр
подписал контракт на строительство двух первых французских
дредноутов Courbet и Jean Bart, а уже в следующем
году в бюджет были внесены еще два корабля, названные Paris
и France.
Для ускорения постройки новых линейных
кораблей были разработаны новые методы, немалая заслуга
во внедрении которых во французский флот принадлежит Начальнику
технической службы главному инженеру Лиссу (Ingenieur general
M. Lyasse). После внимательного изучения процессов судостроения
во Франции и в других странах им были рекомендованы следующие
мероприятия:
- Одновременный с самим кораблем заказ механизмов, котлов,
башен и орудий;
- Предоставление строителям в момент подписания контракта
комплекта чертежей по устройству корабля и первой серии
детальных чертежей, относящейся к устройству набора корабля,
штевней, двойного дна и структуры устройства палуб;
- Предоставление строителям в течение шести месяцев после
первой серии чертежей остальной части детальных чертежей,
относящихся к внутреннему устройству и оборудованию корабля.
Принятые меры внесли свою лепту в ускорение
строительства кораблей, благодаря чему график их постройки
был выдержан. Строительное время Courbet составило
38 месяцев, Jean Bart – 36 месяцев, Paris
– 33 месяца, France – 35 месяцев. Сравнение их со
сроками постройки менее крупных броненосцев типа Patrie
(в среднем 60 месяцев) говорит само за себя.
Начало выполнения программы строительства
первых дредноутов означало для Франции крупную модернизацию
линейного флота, а размеры программы говорили за то, что
Франция готова наверстать значительное отставание в военно-морских
силах накопившееся за предшествующие годы. Однако, хоть
и не очень спешная, но в достаточной степени сумбурная подготовка
программы привела к принятию во французском флоте некоторых
ошибочных концепций, в частности имела место направленость
кораблей на бой на коротких дистанциях (12 500 м),
что было явно недостаточно: измерение расстояний выполнялось
дальномерами с базой 2,74 м; отопленние кораблей было
угольным; конструктивная защита была продумана из рук вон
плохо. Очень серьезным недостатком было отсутствие противоторпедной
переборки. Первые же уроки войны показали, что корабли типа
Courbet нуждаются в улучшении, однако сделано это
было только частично и к тому же нескоро. Именно отсутствием
какой-либо серьезной модернизации по опыту боевых действий
можно объяснить, что эти корабли очень быстро устарели после
окончания войны.
Построечные данные линкоров
|
|
Строитель
|
Заложен
|
Спущен
|
Сдан
|
Courbet
|
Arsenale de Brest Брест
|
01.09.1910
|
23.09.11
|
19.11.11
|
Jean Bart
|
Arsenale le Lorient Лориэн
|
15.11.1910
|
22.09.11
|
15.06.13
|
France
|
Ateliers & Chantiers de la
Loire Сен-Назер
|
30.11.1911
|
07.12.11
|
.08.14
|
Paris
|
Forges & Chantiers de la Mediterranee
Ла Сейн
|
10.11.1911
|
28.09.12
|
01.08.14
|
Фактические ТТХ линкоров типа “Courbet”
Данные по корпусу
- Водоизмещение стандартное – 22.189 т
- Водоизмещение проектное – 25.000 т
- Водоизмещение полное – 26.000 т
- Длина между перпендикулярами – 158,5 м
- Длина по КВЛ – 164,9 м
- Длина наибольшая – 168,0 м
- Ширина наибольшая – 27,9 м
- Осадка при стандартном водоизмещении – 9,0 м
Бронирование
- Главный пояс – 180-270-180 мм
- Верхний пояс (цитадель) – 180 мм
- Каземат – 180 мм
- 2-я палуба (полубак) над казематом – 40 мм
- 1-я палуба (верхняя) – 12 мм
- Главная или верхняя броневая палуба (главная) – 45 мм
- 1-я платформа или нижняя броневая палуба (нижняя) –
40 мм
- Скосы нижней палубы – 70 мм
- Барбеты башен ГК – 280 мм
- Лобовые плиты башен ГК – 290 мм
- Боковые плиты башен ГК – 250 мм
- Крыша башен ГК – 100 мм
- Защита ПМК (каземат) – 180 мм
- Носовая боевая рубка – 300 мм
Данные по механической части
- Механизмы – 4 турбинных агрегата Parsons (внешние винты
– турбины ВД; внутренние винты – турбины НД)
- Котлы (На Courbet и Jean Bart установлены
котлы Бельвилля, на двух других – Никлосса. В 1929 году
на Courbet были установлены более совершенные узкотрубные
водотрубные котлы, предполагавшиеся ранее для линкоров
типа Normandie):
- количество – 24 (уголь и нефть)
- рабочее давление - 17,5 ат.
- общая площадь нагрева - 5936 кв.м.
- общая площадь колосников - 188,5 кв.м.
- Количество винтов – 4
- Скорость, достигнутая на испытаниях:
- Paris – 21,7 узла
- Jean Bart – 22,6 узла
- Courbet – 22,0 узла
- Руль – 1 полубалансирный
- Запас топлива – 906 т угля и 310 т нефти
- наибольший запас – 2706 т угля
- Дальность плавания – 4200 (10) и 1140 (20) миль
Вооружение
- 12*305 мм/45 орудий образца М.1906/10
- вес ствола – 54,7 т
- вес снаряда – 432 кг
- дальность стрельбы при возвышении 23° – 26,3 км
- скорострельность – 1,5 выстрела в минуту
- вес башни – 561 т (включая 234 т вращавшейся брони)
- 22*138,6 мм/45 образца М.1910;
- вес ствола – 5,3 т
- вес снаряда – 39,5 кг
- дальность стрельбы при возвышении 25° – 16,1 км
- скорострельность – 5-6 выстрелов в минуту
- С 1927-1929 вооружены четырьмя 75 мм зенитными
орудиями образца М.1924 (С 1935-1936 количество таких
орудий увеличили до пяти, а на Paris до семи)
- вес ствола – 1,0 т
- вес снаряда – 5,9 кг
- дальность стрельбы – 15,0 км
- досягаемость по высоте – 10,0 км
- пределы вертикального наведения – -10+90°
- скорострельность – 15 выстрелов в минуту
- 4 450 мм бортовых подводных ТА, 12 торпед. (В 1927-1929
ТА были сняты)
- Первоначально имели оборудование для приема на борт
до 30 якорных мин
- Первоначально имели по восемь 914мм боевых в два 76мм
сигнальных прожекторов.
- Экипаж 1085-1108 человек.
Jean Bart отличался от своих
собратьев конструкцией шлюпочных кран-балок, имевших форму
“лебединых шей”, в то время как остальные корабли имели
стрелоподобные краны на массивных колонках, которые на всех
кораблях были смонтированы различно. Courbet с 1918
года был временно оборудован для базирования привязного
аэростата. Чтобы поддерживающим его канатам можно было обеспечить
большую свободу передвижения, грот-мачту сильно укоротили.
Paris примерно в 1920 году в
виде опыта получил платформу для самолета, устроенную аналогично
британским линкорам.
При первой перестройке Courbet,
Paris и Jean Bart изменили свой внешний вид
– прежде стоявшая за носовыми трубами мачта укоротилась
до короткого обрубка, при этом, вместо нее в кормовой части
надстроек мостика (также измененных) поставили треногую
мачту с артиллерийским марсом и стеньгой. На Jean Bart
и Courbet обе носовые трубы были заменены одной,
более широкой и высокой. Лишь Paris сохранил обе
носовые трубы, однако они теперь стояли так тесно друг к
другу, что визуально казались как одна широкая.
В 1928-1929 Paris и Courbet
еще раз посетили верфь, где на них были установлены новые
котлы, приборы управления огнем и новое зенитные вооружение.
На Paris при этом обе носовые трубы были увеличены
по высоте приблизительно на 2 м. Установка большого
дальномера на марсе потребовала устранения стеньги на фок-мачте,
которая больше никогда на этих кораблях не устанавливалась.
Одновременно незначительно изменился мостик, а также была
удлинена тяжелая стрела левого борта. Во время этой перестройки
на Courbet была вновь изменена грот-мачта, получившая
свой первоначальный вид.
В 1938-1939 годах Paris и Courbet
получили типичные для французских кораблей антенные распорки
по сторонам кормовой трубы, но на Courbet позже они
были сняты.
Судьбы кораблей
Courbet.
Во время первой мировой войны действовал в Средиземном
море, являясь флагманом средиземноморской эскадры. 16
августа 1914 участвовал в бою у албанского побережья (потопление
австрийского крейсера Zenta). С 1915 года в резерве.
В 1921-1922 перестроен и модернизирован. 6 июня 1923 поврежден
пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Ремонт закончен
в 1924 году, однако 1 августа 1924 года в котельном отделении
вновь вспыхнул пожар. В 1927-1928 прошел вторичную модернизацию.
С 1931 – учебный корабль. В 1937-38 прошел капитальный
ремонт. С начала Второй мировой войны находился на севере
Франции. С 19.06.1940 временно назначен для береговой
обороны с базированием на Шербур. В июне 1940 участвовал
в обстреле наступающих германских войск под Шербуром.
Затем перешел в Портсмут, где 03.07.1940 интернирован
англичанами. 11.07.1940 передан морским силам “Свободной
Франции” и использовался как учебный корабль ПВО и РЛС.
В апреле 1941го разооружен. 09/10.06.1944 в ходе вторжения
союзников в Уистрехам был использован как волнолом и посажен
на грунт при создании искусственной гавани. 17.08.1944
поврежден двумя германскими человекоторпедами Marder.
После окончания боевых действий разобран на металл.
Jean
Bart. В июле 1914 находился с визитом в Петербурге.
На корабле в Россию прибыл президент Франции Пуанкаре.
Во время Первой мировой войны в 1914-15 годах участвовал
в боевых действиях в Адриатическом море, в том числе в
бою 16.08.1914 у албанского побережья. 21.12.14 в Отрантском
проливе тяжело поврежден торпедой австрийской подводной
лодки U-12, принял более 1000 тонн воды и ушел
на Мальту. В 1919 временно базировался в Черном море,
участвуя в интервенции против большевиков, при этом 16.04.1919
совершил обстрел Одессы. В 1922-1923 капитально отремонтирован
и частично модернизирован, а в 1928-1929 вторично модернизирован.
С 1931 – учебный корабль. 01.01.1937 переименован в Ocean.
С конца года – стационарное учебное судно и блокшив. 27.11.1942
затоплен в Тулоне экипажем. Поднят германским флотом и
использован как корабль-цель. В 1944 при авианалете союзников
получил попадание бомбы и затонул. В том же году поднят
и до 14.12.1945 продан на слом.
France.
Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях
в Средиземном и Адриатическом морях, в том числе 16.08.1914
в бою у албанского побережья. Базировался на французские
порты, а также на Мальте и Корфу. В 1919 году временно
находился в Черном море, участвуя в интервенции против
Советской России. 19.04.1919 экипаж линкора принял участие
в восстании французского флота, поддерживая большевиков,
в связи с чем линкор вернули в Тулон. 26.08.1922 в бухте
Куиберон в сильный шторм выброшен на отмель. Впоследствии
разобран на месте.
- Paris. Во время Первой мировой войны участвовал
в боевых действиях в Средиземном и Адриатическом морях,
16.08.1914 участвовал в столкновении с австрийским флотом
у албанского побережья, базировался на французские порты,
а также Мальту и Корфу. Капитально отремонтирован и модернизирован
в 1923-1924 годах. В сентябре 1925го совместно с испанским
флотом участвовал в марокканских событиях. В 1927-1929
годах вновь модернизирован. С 1931 – учебный корабль.
В
1934-35 прошел капитальный ремонт. С 05.06.1940 временно
назначен для береговой обороны с базированием на Гавр.
В июне участвовал в обстреле наступающих немецких войск
на побережье у Гавра. При этом 11.06.1940 в Гавре легко
поврежден авиабомбой. Отправлен для ремонта в Шербур,
а оттуда 18-19.06.1940 перешел в Плимут, взяв на борт
1600 морских кадет. Там 03.07.1940 интернирован англичанами,
но вскоре передан морским силам “Свободной Франции”, однако
воевать кораблю больше не пришлось, так как вскоре он
предоставлен в качестве жилья для личного состава польского
флота. 21.08.1945 возвращен в Брест, но в строй более
не вводился. Долго ржавел, стоя на приколе и только 21.12.1955
принято решение о его разборке на металл (исключенное
из списков судно Q.64). Разобран в 1956 году в
Ля-Сейне.
При подготовке статьи использована следующая
литература:
- La Nouvelle Revue Maritime #398 (1986)
- Robert Dumas La Genese des cuirasses en France. Les
“Courbet” (La Nouvelle Revue Maritime #407 (1987))
- Chronique des Navires (La Revue Maritime, #261/1969,
#263/1969, #265/1969)
- Siegfrid Breyer Schlachtschiffe und Schlachtkreuzervon
1905 bis 1970 Munchen, 1970
- Peter Hodges The Big Gun. Battleship Main Armament.
1860-1945, “Conway Maritime Press”, London, 1981
- Silverstone P.H. Directory of the World's Capital
Ships, London, 1984
- Иностранное военное кораблестроение. Линкоры
Сборник переводов из инопериодики, ОНТБ, Л. 1941
|