БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА ПОСЛЕ 1905 ГОДА
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЯПОНСКИХ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ.
Японцы могли быть довольны итогами русско-японской войны
1904-1905 годов - и Первая, и Вторая русские тихоокеанские
эскадры были полностью разгромлены объединенным флотом Японии,
ядром которого являлись шесть эскадренных броненосцев и
шесть броненосных крейсеров. Эти корабли мало чем отличались
от своих собратьев в других флотах мира того времени. Японские
броненосные крейсера, как и многие подобные корабли в других
странах, имели высокую огневую мощь, хорошую защиту (хотя
она и была слабее, чем у броненосцев) и относительно невысокую
скорость (по сравнению с броненосцами они давали больше
на два узла). Позднее эта разница была учтена в требованиях
к линейным крейсерам и стала более заметна, чем в период
русско-японской войны.
В русско-японской войне броненосные крейсера использовались
японцами для поддержки эскадренных броненосцев в многочисленных
столкновениях с русским флотом. Имея превосходство в скорости,
японские корабли получили возможность занять и более выгодные
позиции для боя. Их победа у Порт-Артура и в Цусимском сражении
привела не только к уничтожению русских морских сил на Дальнем
Востоке, но, в конечном итоге, и к полному разгрому русского
Балтийского флота.
Основываясь на опыте войны, руководство японского флота
планировало вооружить свои линейные корабли более тяжелой
артиллерией и обеспечить им более высокую скорость хода,
нежели аналогичные по классу корабли вероятных противников.
Появление таких линейных кораблей требовало и создания более
мощных броненосных крейсеров, могущих действовать совместно
с ними.
Корабли основных классов, участвовавшие в русско-японской
войне, были построены на зарубежных верфях. Японская промышленность
в то время еще не была способна создавать корабли большого
водоизмещения. Однако все возрастающие потребности и накопление
передовой технологии судостроения привели к началу строительства
крупных боевых кораблей на собственных верфях еще во время
войны. Первые два (броненосные крейсеры "Tsukuba"
и однотипный "Ikoma")
были закончены соответственно в 1907 и 1908 годах. "Tsukuba"
был вооружен четырьмя 305-мм./45-калиберными орудиями в
двух двухорудийных башнях и, таким образом, его главный
калибр был эквивалентен орудийной мощи эскадренных броненосцев
того времени. В конечном итоге этот корабль стал предшественником
будущих японских линейных крейсеров.
 |
Броненосный
крейсер "Tsukuba" |
Вслед за этой парой последовали два эскадренных броненосца
- "Satsuma"
и "Aki"
и два броненосных крейсера - "Ibuki"
и "Kurama",
также построенные на японских верфях. "Ibuki" и "Kurama"
были закончены соответственно в 1908 и 1911 годах, и стали
улучшенной версией крейсера "Tsukuba". В дополнение к четырем
305-мм. орудиям в двух башнях, они несли восемь 203-мм.
орудий в качестве средней артиллерии. "Ibuki" был первым
кораблем японского флота с паровыми турбинами, показав на
испытаниях 22,5 узла и опередив на два узла своего собрата.
Таким образом он проложил дорогу к будущему увеличению скорости
крупных японских боевых кораблей.
 |
Броненосный
крейсер "Ibuki" |
Однако превосходство, которое имели новейшие японские броненосные
крейсера, над своими собратьями, построенными в других странах
до и после войны, было одним махом уничтожено появлением
поистине революционного корабля - линейного крейсера "Invincible".
Изучение проектов кораблей, созданных в британском флоте
после войны, в большей степени, чем в японском, показывает,
кому было труднее отказываться от старых стереотипов.
Японский флот вступал в тяжелый период соперничества в
силе и мощи с британским и немецким флотами.
***
ПРОЕКТЫ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ.
ГОНКА БОЛЬШИХ КАЛИБРОВ КОРАБЕЛЬНОЙ АРТИЛЛЕРИИ.
Чтобы превзойти линейные крейсера типа "Invincible", японцы
мобилизовали весь свой кораблестроительный опыт и создали
кадровый конструкторский состав из наиболее опытных специалистов.
Прежде, чем они приняли окончательное решение, было рассмотрено
не менее 30 набросков и эскизов, подробности о которых никогда
еще не были опубликованы. Прежде чем достоверная информация
об "Invincible" достигла Японии, руководство флота выдало
требование на разработку проекта аналогичного корабля со
следующими характеристиками, из которых можно понять - в
какой степени были верны концепции, заложенные в японский
проект линейного крейсера.
Водоизмещение .....................................
18.650 тонн
Длина ......................................... 164,89
м. (541')
Ширина .......................................... 24,38
м. (80')
Осадка ......................................... 8,04
м. (26'5")
Мощность механизмов ................................
44.000 влс
Скорость .............................................
25 узлов
Вооружение ........................ 4 305-мм./45 8
254-мм; 10 120-мм и 8 мелких орудий
Торпедные аппараты ...........................................
5
Пояс по ватерлинии .................................
177 мм. (7")
Палуба ..............................................
50 мм. (2")
В новом проекте главный калибр соответствовал информации
об "Invincible", имевшейся у японцев к тому времени. Они
считали, что именно такую артиллерию будет иметь первый
английский линейный крейсер. Но когда ошибка стала очевидной
- "Invincible" и серийные корабли, в том числе и "Indefatigable"
с улучшенным расположением башен, стали вступать в строй
британского флота - японское адмиралтейство потребовало
срочного изменения проекта, разместив десять 305-мм./50-кали-берных
орудий. Детали нового проекта остались неизвестны, но основные
элементы включали в себя следующие характеристики:
Водоизмещение .......................................
18.725 тонн
Длина ......................................... 150,87
м. (485'5")
Ширина .......................................... 25,11
м. (82'5")
Осадка ...........................................
8,34 м. (27'5")
Мощность механизмов ...................................
44.000 влс
Скорость ...............................................
26,5 узла
Вооружение ........... 10 305-ММ./50 10 152-мм./45;
более 4 120-мм.
Торпедные аппараты ......................................
5 457-мм.
***
ПЕРВЫЕ ПРОРАБОТКИ ПРОЕКТА КРЕЙСЕРОВ ТИПА
"KONGO".
Начав работы над собственными линейными крейсерами,
Япония сосредоточила основное внимание на главной артиллерии.
Первоначальный план размещения башен главного калибра на
новом проекте был подобен немецкому линейному крейсеру "Moltke"
- одна 2-х-орудийная башня в носовой части корабля, две
2-х-орудийные башни в корме и две поэшелонно в средней части
корпуса. Позднее проект был пересмотрен - в носу и в корме
разместили по две 2-х орудийные башни и одну в середине
корабля. Такое размещение главной артиллерии и легло в основу
проекта будущего "Kongo".
Однако японцев ожидал неприятный сюрприз. В 1909 году,
вскоре после того, как чертежи и спецификации "Kongo" были
утверждены и изготовлены, выделены необходимые средства
для постройки, британский флот начал постройку линейного
крейсера "Lion"
и трех однотипных ему кораблей. В сравнении с ними японский
проект выглядел весьма скромно, и в результате флот страны
восходящего солнца вновь оказался в роли отстающего. Японцы
были вынуждены вносить новые изменения в конструктивный
план "Kongo", а также искать сотрудничество с англичанами
в переработке проекта. В итоге водоизмещение выросло до
27.000 тонн, а проект получил обозначение "Улучшенный тип
"Lion".
Немаловажную роль в судьбе корабля сыграл союзный договор,
заключенный между Японией и Великобританией еще в начале
века. В соответствии с ним Лондон оказывал немалое содействие
своему азиатскому партнеру во всех областях промышленности,
включая строительство флота. Благодаря этому японский императорский
флот утвердился как постоянный клиент ведущих кораблестроительных
фирм Англии еще задолго до начала русско-японской войны.
Прекрасно понимая, что создание такого гиганта как "Kongo"
пока что не под силу японским верфям, британские заводчики,
страстно желая получить новый заказ, наперебой предлагали
свои услуги.
Фирма "Vickers", строившая "Princess
Royal" - второй корабль типа "Lion", - предложила японскому
флоту новый проект на базе "Lion". Другой проект предложила
фирма "Armstrong", у которой уже был опыт постройки кораблей
для императорского флота.
 |
Линейный
крейсер "Lion" |
После некоторых колебаний японцы решили отдать предпочтение
проекту Сэра Джорджа Тэрстона (Sir George Thurston) из фирмы
"Vickers Ltd" - впоследствии главного конструктора линейного
крейсера "Tiger". Передавая фирме заказ на постройку "Kongo",
японский флот не без основания надеялся получить последние
достижения британской кораблестроительной технологии, производства
машин и артиллерии, после чего внедрить все это в Японии.
Контракт с "Vickers" был заключен 17 октября 1912 года,
но уже в ближайшее время после выдачи заказа "Vickers" среди
руководства японского флота разгорелась дискуссия по вопросу
- какой калибр главной артиллерии избрать для "Kongo". Основной
вопрос звучал так: "Должен ли он нести 305-мм. орудия или
большие по калибру?" Аргументы сторонников 305-мм. калибра
оказались более весомыми, и было принято решение остановиться
именно на нем.
Однако сюрпризы для японцев на этом не закончились. Благодаря
весьма дружественным отношениям во время англо-японского
союза, военно-морской атташе Японии в Лондоне получил строго-служебную
информацию о результатах испытаний английской тяжелой артиллерии
и живучести стволов. Согласно этим данным 305-мм. орудия
имели более низкую живучесть и скорострельность, нежели
343-мм. установки, которые намечались в качестве главного
калибра для новых линкоров и линейных крейсеров, запланированных
к постройке британским адмиралтейством.
Получив эту, неожиданную для себя, информацию японский
флот резко изменил свое решение и поставил вопрос об установке
на новых крейсерах 356-мм. орудий. Поскольку этот калибр
явился в то время передовым, он вряд ли мог быть под силу
японским инженерам, поэтому фирма "Vickers" получил еще
и задание на создание прототипа таких орудий. Опытный образец
был изготовлен и прошел испытания на британском полигоне
в Шибурнессе в марте 1911 года. Результаты испытаний были
признаны удовлетворительными и после этого "Kongo", наконец,
обрел свою артиллерию.
Такое решение для японцев оказалось очень кстати, так как
вскоре после того как оно было принято, появились данные
о том, что американский флот так же планирует установить
на новых дредноутах "New-York" и "Texas" 356-мм. орудия.
Японцы с удовлетворением отметили, что на данном этапе они
не оказались в роли отстающих.
***
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА
"KONGO".
КОРПУС.
Водоизмещение нормальное ..............................
27.500 тонн
Водоизмещение стандартное .............................
26.330 тонн
Водоизмещение полное ..................................
27.900 тонн
Длина максимальная .......................................
215,18 м.
Длина по ватерлинии ......................................
212,14 м.
Ширина наибольшая .........................................
28,04 м.
Осадка максимальная ........................................
8,24 м.
Основной проект "Kongo" отвечал требованиям японского флота
и был согласован с проектом "Vickers" - "усовершенствованный
"Lion", причем проект в немалой степени считался и достижением
японских инженеров, так как разработка его была проведена
в Морском Техническом департаменте Японии.
Результатом всех усовершенствований стало увеличение водоизмещения
до 27.500 тонн - на 1000 тонн больше, чем у "Lion", и на
6500 тонн больше, чем у строившихся в то время на японских
верфях линкоров "Kavachi" и "Settsu".
Корпус "Kongo" был весьма схож с корпусом "Lion", однако
носовая оконечность японского корабля заканчивалась форштевнем
клиперного типа. Большим, чем на британских кораблях был
и развал бортов, что соответствовало правилам японского
флота применять при постройке наилучшие из возможных решений
для обеспечения высокой мореходности. В дополнение к этому,
подводная часть форштевня "Kongo" была сделана прямой, в
отличие от высовывающейся вперед на "Lion". Это уменьшило
длину японского крейсера почти на 1,5 метра, в то время
как ширина его оказалась на 1,65 метра больше, чем у британского
собрата. Большая ширина определялась иным расположением
котлов и механизмов, о чем будет сказано ниже.
 |
Внутреннее расположение ЛКР "Kongo" |
Корабль имел треногие фок-мачту и грот-мачту, причем расположение
фок-мачты оказалось лучше, нежели на "Lion", и тем не менее
это не спасало мостик "Kongo" от задымления и теплового
воздействия газов из дымовых труб.
 |
 |
кормовая
оконечность ЛКР "Kongo" |
носовая
оконечность ЛКР "Kongo" |
ВООРУЖЕНИЕ.
Четыре 2-õ-орудийные башни (на "Kongo" и "Hiei"
они были выполнены многогранными, на "Haruna" и "Kirishima"
- округленными) с 356-мм./45-калиберными орудиями, с наибольшим
углом возвышения 25 градусов, размещались все в диаметральной
плоскости корабля - две в носовой части, одна за третьей
дымовой трубой и одна в корме, причем средняя башня располагалась
между котельными и машинными отделениями. Английский "Lion",
как известно, также имел четыре башни со сходным расположением
- две в носовой части, одна между второй и третьей дымовыми
трубами и одна в корме. Различие заключалось в том, что
на "Lion" третья башня разбивала котельные отделения на
две группы: одна в носовой части корабля и две в корме.
Это привело к тому, что сама башня располагалась между дымовыми
трубами, и в результате этого углы ее обстрела были ограничены,
а пороховые газы при выстрелах наносили серьезные повреждения
надстройкам. Определенные неудобства создавало на "Lion"
и расположение катеров и шлюпок двумя группами в носовой
и кормовой частях корабля, вызванное этими же обстоятельствами.
 |
 |
башня
ЛКР "Haruna" с 4,5-м дальномером |
различия
башен ЛКР типа "Kongo" |
Для достижения высокой скорости новые линейные крейсера
нуждались в достаточно объемных помещениях в средней части
корпуса для установки котлов и машин. На "Lion" отдать наиболее
широкую среднюю часть корабля для котлов (наиболее громоздкая
часть машинной установки) было весьма затруднительно, поскольку
требовалось выделить еще и место для размещения артиллерийских
погребов средней башни.
"Kongo" же имел расположение третьей башни между машинными
и котельными отделениями, и, таким образом, все три дымовые
трубы были сконцентрированы в одном месте. Следовательно,
он имел и гораздо большие углы обстрела для орудий башни
№-3. Такое расположение орудий главного калибра и несомненные
его преимущества, послужило причиной изменения первоначального
проекта при постройке британского линейного крейсера
"Tiger". Однако, следствием этого, стала большая ширина
корабля по сравнению с "Lion".
 |
ЛКР
"Tiger" |
Таким образом, стремление японского военно-морского руководства
устанавливать на своих линкорах наибольшую из существующих
калибров артиллерию, проявившееся впервые при разработке
проекта "Kongo", привело впоследствии к появлению "Nagato",
а через четверть века и "Yamato",
и, в конце концов, подчеркнуло превосходство японского флота
в этом вопросе над другими флотами.
Интересной особеностью японских крейсеров, и в то же время
существенным для них недостатком, было отсутствие командно-дальномерного
поста (на момент вступления в строй), хотя многие корабли
других флотов мира имели такие приборы значительно раньше.
В качестве вспомогательного калибра "Kongo" японцы выбрали
шестнадцать 152-мм. орудий с наибольшим углом возвышения
15 градусов, и размещением их в казематах - японцы сочли,
что принятые в английском флоте 102-мм. пушки, были недостаточно
эффективны для отражения атак неприятельских миноносцев,
размеры которых росли вместе с ростом дредноутов. Позднее
британский флот также перешел на 152-мм орудия (1).
По сравнению с "Lion", имевшим два 533-мм. торпедных аппарата,
на "Kongo" явно было сильнее и торпедное вооружение - он
имел восемь торпедных аппаратов такого же калибра.
Имелось также на каждом из этих крейсеров по семь пулеметов
на специальных лафетах.
(1) Авторы не упоминали о шестнадцати 76-мм/40-калиберных
пушках противоминной артиллерии, установленных на "Kongo"
частью поверх башен главного калибра (по две пушки на каждой
из четырех башен) и частью побортно в средней части корабля
на открытой палубе поверх батареи. Интересно отметить, что
три однотипных с "Kongo" крейсера имели только по восемь
таких пушек, установленных побортно на палубе - от их установки
на крышах башен отказались. Все эти пушки и пулеметы были
сняты с кораблей в 1918 году.
БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА "KONGO".
Уменьшив толщину броневого пояса по ватерлинии на 1 дюйм
(25,4 мм.) по сравнению с "Lion" японские конструкторы надеялись
компенсировать это ослабление брони увеличением дальности
огневого контакта с неприятелем. По их расчетам снаряды
противника при этом должны были попадать в броню "Kongo"
под большими углами встречи, чем когда-либо ранее.
Главный броневой пояс "Kongo" имел толщину плит по ватерлинии
203 мм. Выше главного пояса борт прикрывался 152-мм. броней,
причем плиты верхнего пояса доходили до верхней палубы,
прикрывая в том числе и батарею противоминного калибра (2).
 |
схема
бронирования ЛКР "Kongo" |
Такие важные районы корабля, как артиллерийские погреба,
машинные и котельные отделения прикрывались 19-мм. плитами,
настеленными по нижней палубе. Кроме того, их защиту дополняли
38-мм. плиты верхней броневой палубы. Подобная защита считалась
нормальной для линейных крейсеров в то время, но позднее
такое бронирование обнаружило свою слабость против авиабомб
и снарядов, попадающих в палубу с большой высоты.
Помещение привода рулевого управления имело отдельную защиту,
представленную 25,4-мм. и 38-мм. броневыми палубными плитами.
Плиты барбетов башен главного калибра и самих башен имели
толщину 229 мм. Крыши башен имели толщину 76,2 мм. Защита
орудийных башен в целом была мощнее, чем на "Lion", но в
общем слабое бронирования линейных крейсеров оказалась присущим
и для "Kongo" (3).
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА.
Главные механизмы "Kongo" включали в себя четыре паровые
турбины "Parsons" общей мощностью 64.000 SHP. Они вращали
четыре винта. Пар для турбин вырабатывали 36 котлов "Yarrow"
смешанного отопления. Имея такую энергетическую установку
"Kongo" был способен развить ход в 27,5 узлов. Наибольший
запас топлива составлял 4200 тонн угля и 1000 тонн мазута,
что давало дальность плавания в 8000 миль на экономической
14-узловой скорости.
Корабль имел два параллельных руля.
СТРОИТЕЛЬСТВО "KONGO".
Киль "Kongo" был заложен 17 января 1911 года на стапеле
верфи "Vickers" в Барроу. В это время на верфи полным ходом
шло строительство "Princess Royal" - второго корабля типа
"Lion", который был спущен на воду три месяца спустя после
закладки японского крейсера. 18 мая 1912 года "Kongo" был
спущен на воду и в течение нескольких месяцев достраивался
борт о борт с "Princess Royal". Однако строительство японского
крейсера шло даже быстрее, чем английского и уже через десять
месяцев после передачи британского корабля флоту - 16 августа
1913 года был достроен и передан заказчику и японский линейный
крейсер. Достройка "Kongo" прошла ровно, без препятствий,
отчасти и потому, что японские морские офицеры принимали
участие в достроенных работах на "Princess Royal".
Сразу же после передачи японской стороне, "Kongо" перешел
в Плимут, где был подготовлен к дальнейшему переходу на
родину. 28 августа 1913 года крейсер покинул Плимут и 5
ноября того же года прибыл в Йокосуку, значительно усилив
боевую мощь японского флота.
"Kongo" стал последним японским боевым кораблем, построенным
за пределами Японии и головным в серии из четырех линейных
крейсеров, три из которых строились на японских верфях,
причем "Hiei" строился на казенной верфи в Йокосуке, a "Haruna"
и "Kirishima" были построены частными заводами - первый
в Кобе на верфи "Kawasaki", а второй - фирмой "Mitsubishi"
в Нагасаки.
заложен спущен на воду принят в казну
|
Заложен |
Спущен на воду |
Принят в казну |
"Kongo" |
17.01.1911 |
18.05.1912 |
16.08.1913 |
"Hiei" |
04.11.1911 |
21.11.1912 |
21.11.1914 |
"Haruna" |
16.03.1912 |
14.12.1913 |
19.04.1915 |
"Kirishima" |
17.03.1912 |
01.12.1913 |
19.04.1915 |
(2) Данные по бронированию крейсеров, приводимые авторами,
довольно скупы на подробности, поэтому мы попытались несколько
расширить их новыми сведениями.
Толстая часть главного броневого пояса занимала среднюю
часть корабля в пределах барбетов концевых орудийных башен.
Далее пояс продолжался к оконечностям, лишь немного не доходя
до штевней. Эта часть пояса уменьшалась в толщине до 76
мм. Высота плит пояса составляла 3,8 м., распределяясь примерно
одинаково выше и ниже ватерлинии. В пределах толстой части
пояса ниже главного пояса был устроен узкий (всего 0,65
м.) дополнительный пояс толщиной 76 мм.
Верхний пояс прикрывал среднюю часть корпуса в районе батареи.
Промежуток борта выше главного пояса между кормовыми башнями
позади батареи броней не прикрывался.
Главный пояс замыкался по краям броневыми переборками,
причем носовая была сделана траверзной (то есть под прямым
углом к диаметрали) и имела толщину 152-127 мм. Кормовая
переборка, начинаясь от толстой части пояса в корме шла
к диаметрали под углом, смыкаясь позади кормового барбета.
Она имела толщину 203-152 мм. Носовая и кормовая 76-мм.
части пояса по ватерлинии также оканчивались броневыми переборками
такой же толщины.
Верхний пояс тоже имел траверзные переборки. Носовая толщиной
254-152 мм. в районе барбета первой башни и кормовая толщиной
152 мм. позади барбета третьей (возвышенной кормовой) башни.
(3) До настоящего времени не опубликовано абсолютно достоверных
данных о первоначальном палубном бронировании "Kongo". Так,
например, "Jane's", Brassey и Watts указывают толщину главной
палубы в 2,75" (60 мм.), а Вгеуег говорит о 2" (51 мм.).
Сейчас, основываясь на сравнении "Kongo" с "Lion" и "Tiger"
многие зарубежные специалисты считают, что данные, сообщенные
Chihaya и Abe, наиболее вероятны.
Вызывают споры и сообщенные авторами толщины брони барбетов.
Говоря о толщине плит в 229 мм. (9") они не уточняют, какому
уровню палубы они соответствовали. Можно предполагать, что
толщина барбетов 229 мм. (по "Jane's", Вгеуег и Oscar Parkes
- 254 мм. (10") соответствует уровню выше верхней бронированной
палубы (у Chihaya и Abe она соответствует палубе над батареей).
Ниже толщина плит барбетов вряд ли превышала 63-76 мм. (2,5"-3").
Представленная схема бронирования основана на сообщениях
Chihaya и Abe.
***
"KONGO" В БОЕВОМ СТРОЮ.
Вскоре после ввода корабля в строй началась первая мировая
война, в которой Япония выступила на стороне противников
Германии. 26 августа "Kongo" вышел в море из Йокосуки и
направился в центральную часть Тихого океана для экскортных
операций, однако уже 12 сентября вернулся обратно в Йокосуку.
Этот поход стал наиболее значительным событием в жизни корабля
на протяжении всей войны. Больше он не принимал активного
участия в боевых действиях.
 |
ЛКР "Kongo" в 1913 г. |
Несколько позднее - в разгар войны - британский флот предложил
своему азиатскому коллеге передать ему в аренду все четыре
линейных крейсера типа "Kongo", однако достичь соглашения
не удалось. По оценке специалистов, если бы такая договоренность
была бы достигнута, то исход Ютландского сражения мог бы
быть совсем иным.
{Данное предложение исходило от
англичан после Ютландского боя, так что высказанные авторами
сомнения в исходе сражения беспочвенны. Но и присылка линейных
крейсеров в Европу даже на заключительном этапе войны могла
принести Японии солидные политические дивиденды. Для аналога
вспомним американскую эскадру линкоров адмирала Родмана,
присутствие которой в Северном море в 1917-1918 гг. дало
флоту США необходимый опыт и крупные политические козыри
уже после войны.— А.В.}
В ходе войны на "Kongo" были осуществлены некоторые усовершенствования.
В 1917 году на марсе фок-мачты наконец установили командно-дальномерный
пост, для чего марс расширили на 0,6 метра и увеличили в
длину почти на метр. Тогда же между передними дымовыми трубами
установили площадку для 110-см. боевых прожекторов. В следующем
1918 году установленные ранее четыре 80-мм./40-калиберных
зенитных орудия старой модели заменили на такое же количество
новых, такого же калибра, установив их по два на каждый
борт (4).
Несмотря на то, что расположение первой дымовой трубы на
"Kongo" было улучшено по сравнению с "Lion", она тем не
менее не полностью отводила в стороны дым и газы, а поскольку
все три трубы имели одинаковую высоту, да и размещены были
между собой достаточно близко, мостик сильно задымлялся.
В 1920 году для исправления этого недостатка первую трубу
увеличили по высоте, но поскольку и такой шаг оказался недостаточным,
на срезе передней трубы устроили специальный козырек (5).
В 1921 году корабль получил авиационное вооружение - теперь
он нес на борту один гидросамолет.
 |
ЛКР "Kongo" в 1923 г. |
В 1924 году на крейсере началось увеличение носовой надстройки,
которое впредь будет продолжаться в течение всей службы
корабля и в конечном итоге приведет к появления характерной
для японских кораблей надстройки-"пагоды". На марсе фок-мачты
были смонтированы дополнительные посты управления артиллерийским
огнем, а также площадки с поисковыми прожекторами, не уступавшими
по своим характеристикам лучшим зарубежным образцам.
Вслед за этой переделкой последовали работы по увеличению
угла возвышения 356-мм. орудий. максимальный угол был увеличен
с 25 до 33 градусов, в результате чего дальность стрельбы
возросла с 25.800 метров до почти 29.000 метров. В 1926
году были добавлены три 80-мм зенитные пушки, и их общее
число достигло семи. Из трех последних две были установлены
по бортам в средней части корабля и одно на кормовом мостике.
 |
80/40-мм зенитное орудие |
В 1927 году носовая надстройка "Kongo" была сильно увеличена
(и теперь, по существу, превратилась в "пагоду"), подобно
тому, как это было сделано на "Nagato" для удобства размещения
систем управления огнем и другого оборудования, которого
с каждым годом становилось все больше и больше.
В 1928 году в экспериментальных целях для предохранения
дымохода от попадания воды на верхушке второй трубы установили
козырек расширенной формы. После частичного усовершенствования
такой козырек позднее широко применялся в японском флоте.
В том же году на "Kongo" убрали противоторпедные сети, полностью
отказавшись от их использования. Интересно отметить, что
в других флотах (например, германский, английский) от сетей
отказались гораздо раньше.
 |
ЛКР "Kongo" в 1928 г. |
ПЕРВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ "KONGO".
В конце 20-х годов японский флот начал модернизацию линейных
крейсеров типа "Kongo". Основной целью модернизации было
усиление защиты кораблей, включая установку противоторпедных
наделок, а также усовершенствование энергетической установки.
Первым кораблем этого типа, прошедшим реконструкцию стал
"Haruna", за ним последовал "Kirishima". Последним на модернизацию
отправили "Kongo". Четвертый корабль этого типа "Hiei" в
соответствии с Вашингтонским соглашением был переделан во
вспомогательный корабль. Работы на "Kongo" начались в сентябре
1929 года и завершились 31 марта 1931 года.
В результате модернизации водоизмещение "Kongo" возросло
с 26.300 тонн до 29.300 тонн (дальнейшее увеличение лимитировалось
Вашингтонским морским соглашением). Из-за наделки булей
увеличилась ширина и, вместе с тем, незначительно снизилась
скорость (приблизительно до 26 узлов). После переделки корабли
типа "Kongo" были переклассифицированы из линейных крейсеров
в линейные корабли, но как показало время на этом их переделки
не закончились.
Горизонтальная броневая защита "Kongo" была усилена с той
целью, чтобы она могла противостоять попаданиям 356-мм снарядов
на дистанциях боя 20.000-25.000 метров. Защита над погребами
и машинными отделениями состояла теперь из 63,5-102-мм.
броневых плит, поставленных в дополнение к 19-мм. плитам.
Для усиления бронирования погребов барбеты орудий главного
калибра под средней палубой также были усилены за счет установки
76-мм. плит в дополнение к уже имеющимся 63,5-мм. и 76-мм.
плитам.
Крыши башен главного калибра усиливались добавлением 76-мм.
плит поверх уже имеющихся 76-мм.
Дополнительную броневую защиту для усиления броневой палубы
составили 165-мм. плиты вокруг оснований дымовых труб, 178-мм.
плиты вокруг вентиляционных шахт котельных отделений и 102-127-мм.
плиты у вентиляционных шахт машинных отделений и подъемников
боезапаса в башнях.
Вертикальное бронирование бортов и переборок не изменялось.
В целях обеспечения "Kongo" улучшенной подводной защитой
его артиллерийские погреба и машинные отделения укрывались
броней с таким расчетом, чтобы данная защита была способна
противостоять взрыву 200-кг. заряду. Для этого вдоль бортов
- внутри или прямо поверх обшивки корпуса навешивалось от
трех до четырех слоев 25,4-мм. плит из высокопрочной стали
"НТ" (High Tensile steel). В районе котельных отделений
устанавливалась подводная защита из продольных переборок
толщиной 76 мм.
 |
схема бронирования ЛКР "Kongo" после первой модернизации
(Jane) |
Помимо этого борта "Kongo" были оборудованы булями с целью
увеличения живучести, а также создания дополнительного запаса
плавучести. Внутри були заполнялись водонепроницаемыми стальными
трубами, предназначенными для погашения энергии подводного
взрыва. Окончательная доработка булей была завершена на
"Kongo" накануне начала второй мировой войны.
Силовая установка "Kongo" также подвергалась значительным
изменениям. 36 котлов "Yarrow" смешанного отопления были
заменены шестью котлами типа "РО" системы Морского Технического
департамента со смешанным отоплением большой паропроизводительности
и четырьмя котлами нефтяного отопления меньшей производительности
(6). Запас жидкого топлива соответственно возрос с 1000
тонн мазута до 3292 тонн, а запас угля снизился с 4200 тонн
до 2661 тонн. Естественно, выросла и дальность плавания
- с 8000 миль до 9500 миль на 14 узловой скорости.
Замена котлов привела к уменьшению количества продуктов
сгорания, и в итоге стало возможным демонтировать одну дымовую
трубу. Уменьшились и объемы помещений занятые новыми котлами.
Таким образом, после переделок "Kongo" обрел своеобразный
двухтрубный силуэт.
Максимальный угол возвышения орудий главного калибра довели
с 33 до 43 градусов, увеличив таким образом дальность стрельбы
до 33.000 метров. Такое увеличение для 356-мм. орудий дало
возможность "Kongo" вести бой в одной линии с линкорами
типа "Nagato", вооруженными 406-мм. пушками. С изменением
систем управления огнем перестраивается и модернизируется
пагодообразная надстройка, обрастая все новыми приборами
управления стрельбой.
 |
 |
углы возвышения орудий ГК ЛКР "Kongo" |
"Kongo"
в 1931 г. |
Одновременно были улучшены условия базирования на корабле
гидросамолетов, предназначенных для ведения дальней морской
разведки. Свободное пространство между третьей и четвертой
орудийными башнями приспособили для размещения трех гидросамолетов
типа "14" (7).
Из восьми торпедных аппаратов четыре были демонтированы
(8). Была реконструирована система вентиляции внутренних
помещений корабля.
(4) Некоторые источники (в частности, Breyer, Jentsura)
указывают, что четыре 80-мм. зенитные пушки были установлены
только в 1923 году.
(5) Трубы одинаковой высоты были установлены только на
"Kongo". На трех других однотипных крейсерах изначально
носовая труба была примерно на два метра выше остальных.
Это же сделали вскоре и на "Kongo" .
(6) Breyer и некоторые другие источники сообщает, что было
установлено шесть угольных и десять нефтяных котлов. Новая
котельная установка позволяла механизмам развить мощность
64.000 SHP, а корабль достигал скорости 25,9 узлов.
(7) Катапульта при этом не устанавливалась.
(8) Интересно отметить, что единственной причиной снятия
группы торпедных аппаратов было то, что их использованию
мешали пристроенные к борту були. В это время японское командование
ни в коей мере не отказывалось от доктрины использования
торпедного оружия на крупных боевых кораблях.
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕД ВТОРОЙ
МОДЕРНИЗАЦИЕЙ.
Несмотря на крупномасштабную реконструкцию, "Kongo" в процессе
службы продолжал совершенствоваться, с целью не отстать
от быстрого развития морских вооружений и новых технологий
в мировом кораблестроении. Через год после первой модернизации
- в 1932 году - на борту "Kongo" установили три больших
150-см. прожектора, задачей которых было увеличение боеспособности
в ночных операциях. Почти одновременно одинарные 80-мм.
зенитки заменили на восемь 127-мм. орудий, размещенных в
четырех спаренных установках - по две на борт.
 |
Спаренная установка 127/40-мм зенитного орудия |
В начале 1933 года на корабле установили четыре 40-мм.
зенитных автомата (две спаренные установки) и смонтировали
катапульту для запуска гидросамолетов.
В течение следующего года старые стволы 356-мм. орудий,
впервые с момента вступления в строй заменили на новые,
тогда же среди боеприпасов появились бронебойные снаряды
типа "92". Все три гидросамолета типа "14" заменили на три
типа "90". Усовершенствованная аппаратура связи и наблюдения
сделала ненужными высокие мачты, которые к тому же демаскировали
корабль, позволяя обнаружить его на большой дистанции, поэтому
грот-мачту уменьшили по высоте.
В дополнение к защитному вооружению на "Kongo" установили
две счетверенных установки 13-мм. зенитных пулеметов.
ВТОРАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ "KONGO".
Причины, вызвавшие вторую модернизацию линкоров типа "Kongo",
были обычными для всех флотов того времени - корабли были
достаточно стары и требовали усовершенствований. Но, помимо
этого, конкретно для этих кораблей имелись и другие соображения,
вызвавшие необходимость новых изменений. Поскольку по условиям
Вашингтонского договора достичь паритета в линейных силах
с основными противниками на Тихом океане - США и Великобританией
- не удалось, японский флот традиционно придавал большое
значение ночным боевым операциям накануне генерального сражения.
Используя подобную тактику, руководство флота намеревалось
торпедными атаками эсминцев вывести из строя линейные корабли
неприятеля с тем, чтобы нейтрализовать превосходство противника
в артиллерии перед решительным боем. Для выполнения этого
замысла требовалось прорвать внешнее оборонительное кольцо
кораблей, прикрывающих главные силы противника.
Линейные крейсера типа "Kongo" (теперь уже линейные корабли)
были идеальными кораблями для выполнения этой тактической
задачи, обладая высокой скоростью, практически не уступающей
скорости эскадренных миноносцев и легких крейсеров. На них
возлагалось совместно с легкими силами уничтожение тяжелых
крейсеров с тем, чтобы обеспечить прорыв эсминцев сквозь
эскортное кольцо.
Исходя из этого, требовалось увеличить скорость кораблей
типа "Kongo" до 30 узлов.
Программа модернизации началась с линкора "Haruna" в 1933
году. После него приступили к перестройке "Kirishima", а
затем наступила очередь "Kongo". Работы на нем начались
1 июня 1935 года на военно-морской верфи в Йокосуке и завершились
8 января 1937 года. Максимальная скорость усовершенствованного
"Kongo" выросла до 30 узлов. После окончания работ эти корабли
классифицировались как быстроходные линкоры.
РАСКЛАДКА ВЕСОВ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Корпус |
13.439 т. |
37,0 % |
Бронирование |
10.313 т. |
28,4 % |
Вооружение |
5.133 т. |
14,2 % |
Энергетическая установка |
2.929 т. |
8,1 % |
Снаряжение, топлива |
4.375 т. |
12,3 % |
Наибольшее водоизмещение |
36.189 т. |
100 % |
Поскольку основной целью второй модернизации было увеличение
скорости, прежняя механическая установка была полностью
заменена. Старые котлы на "Kongo" заменили восемью котлами
нефтяного отопления типа "Kampon" с большей паропроизводительностью.
Каждый из них был размещен в отдельном водонепроницаемом
отсеке. Четыре паровые турбины "Parsons" прямого действия
заменили на четыре турбозубчатых агрегата, разработанных
Морским Техническим департаментом с общей мощностью 136.000
SHP, более чем вдвое превысив прежнюю мощность 64.000 SHP.
Запас топлива составил 6000 тонн мазута, размещенного в
новых нефтяных цистернах. Их размещение потребовало частичных
переделок корпуса, но в то же время большие запасы топлива
дали и прирост дальности плавания с 9500 миль 14 узловым
ходом до 10.000 миль 18 узловым.
Для уменьшения пропульсивного сопротивления корма "Kongo"
была удлинена на 7,6 метра, а общая длина корабля достигла
219,4 метра. Ширина же осталась неизменной. Водоизмещение
увеличилось с 31.780 тонн до 36.610 тонн. При этом осадка
возросла с 8,6 до 9,7 метра.
Во время второй модернизации значительные изменения претерпело
вооружение "Kongo". Углы возвышения 152-мм. орудий были
увеличены с 15 до 30 градусов, что естественно увеличило
дальность их стрельбы. Но для достижения этого основания
орудий в казематах были приподняты.
Спаренные 40-мм. автоматы заменили на десять спаренных
25-мм. автоматов.
Для компенсации возросшего в ходе реконструкции веса из
носового каземата удалили два 152-мм. орудия, а также все
торпедные аппараты.
 |
"Kongo" в 1937 г. |
Значительной переделке подвергли фок-мачту "Kongo", причем
особое внимание уделялось улучшению размещения систем управления
огнем главной артиллерии и оборудования для ночных боевых
действий. На марсе фок-мачты установили 10-метровый дальномер,
а различные посты наблюдения, управления стрельбой, определения
курса и скорости противника, посты наблюдения и управления
прожекторными установками разместили внутри надстройки.
Поскольку большинство этого "хозяйства" требовало больших
открытых секторов обзора, фок-мачта приобрела очень сложный
вид и весьма внушительные размеры.
Подверглась изменениям и грот-мачта. В нижней ее части
установили второй командно-дальномерный пост, а для увеличения
боеспособности в ночных условиях на платформе вокруг первой
дымовой трубы смонтировали шесть 110-см. прожекторов.
Важной особенностью второй модернизации "Kongo" стало совершенствование
систем борьбы за живучесть. По обоим бортам корабля оборудовали
систему быстрого контрзатопления состоящую из 20 отсеков
и систему нормального затопления из 26 отсеков вместимостью
500 и 1500 тонн соответственно. Посредством затопления первой
группы отсеков крен корабля уменьшался на 5,5 градусов,
а при затоплении второй группы отсеков крен уменьшался на
7,7 градусов.
 |
Изменения носовой надстройки "Kongo" |
После завершения второй модернизации "Kongo" принимал активное
участие в многочисленных маневрах объединенного флота в
составе соединения "Sentai-1", в состав которого входили
однотипные корабли.
Конец 30-х годов характеризовался значительным ростом международной
напряженности, поэтому на "Kongo" время от времени велись
частичные доработки в преддверии предстоящих морских баталий.
В 1939 году пост управления системы ПВО был перенесен на
верхушку мачты-"пагоды".
В начале 1941 года провели усиление бронирования барбетов
башен (9). Одновременно в самих башнях было установлено
оборудование экстренного пожаротушения. Осенью того же года
провели размагничивание корпуса "Kongo".
Несмотря на то, что защита корабля модернизировалась с
целью противостоять попаданиям 356-мм. снарядов на дистанциях
от 20.000 до 25.000 метров, следует признать, что такое
бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это
касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим
местом "Kongo", поскольку подвергалось наименьшим переделкам
с момента вступления корабля в строй.
В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод:
бронирование "Kongo" может быть пробитым снарядами американских
линкоров практически с любой дистанции. Такое заключение
полностью подтвердилось в ноябре 1942 года во время одного
из боев у Гуадалканала, когда однотипный "Kongo" линейный
корабль "Kirishima" был потоплен огнем американских линейных
кораблей "Washington" и "South Dakota", несших 406-мм орудия.
(9) Усиление бронирования проводилось на уровне палубы
батареи. Конкретные работы и новая толщина бронирования
точно не известны. Достоверно только, что вес брони на корабле
увеличился на 419 тонн и достиг 10.732 тонны.
***
"РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ" ВОЙНЫ.
ПЕРВЫЙ ГОД ВОЙНЫ.
Со вступлением Японии в войну в декабре 1941 года четыре
быстроходных линкора типа "Kongo" оказались весьма полезными
для флота кораблями. В то время как другие линкоры Объединенного
флота тщетно ожидали во внутреннем море момента, когда же
можно будет вступить в решающее сражение с американским
противником (а шанс этот так и не представился), "Kongo"
и его собратья выполняли самые разнообразные боевые задания.
Именно эти четыре линкора принимали самое активное участие
в боевых действиях не только в начальном периоде войны,
но и в течение всех четырех лет боевых действий. В конечном
итоге они и стали главными "рабочими лошадками" среди линейного
флота японской империи. Имея подавляющее преимущество в
скоростных качествах, благодаря отличной мобильности, они,
образно говоря, на всех парах пронеслись через запад, юг
и восток, выполняя многочисленные приказы командования.
И можно лишь с небольшим преувеличением сказать, что не
будь в составе японского флота этих кораблей, и без того
неважные дела, обстояли бы еще хуже.
В самом начале войны "Kirishima" и "Hiei" приняли участие
в самой первой и самой знаменитой операции японского флота
- нападении на Пирл-Харбор. В это же время "Kongo" и "Haruna"
были переброшены в Южно-Китайское море и стали единственными
линкорами в составе южных морских сил вторжения. Их главной
задачей было осуществление поддержки японских экспедиционных
сил при высадке в Малайе - одной из основных целей Японии
в войне. Получив известие о том, что в Сингапур прибыли
английские линкор "Prince of Wales" и линейный крейсер "Repulse",
японцы поставили перед собой задачу: разыскать противника
и навязать им артиллерийский поединок; тем самым устранить
возможную помеху задуманным планам, ибо в противном случае
реальность высадки войск, а значит и вся цель командования
в этой военной кампании была бы под большой угрозой. Однако,
мощные корабли англичан, не получив соответствующей воздушной
поддержки, были потоплены японской морской авиацией берегового
базирования.
В последующий период корабли типа "Kongo" участвовали в
стремительной операции по высадке десантов на британское
Борнео и в Голландской восточной Индии. В конце февраля
- начале марта 1942 года линкоры действовали совместно с
авианосцами для прикрытия высадки десанта на юге острова
Ява. Во время этой операции "Kongo" сделал свои первые выстрелы
в этой войне, уничтожая артиллерийским огнем береговые объекты
союзников на острове Рождества в Индийском океане.
1 марта 1942 года однотипные "Hiei" и "Kirishima" в стычке
с британскими эскадренными миноносцами показали весьма печальные
результаты в артиллерийской стрельбе. Открыв огонь из своих
356-мм. орудий они выпустили по противнику соответственно
210 и 87 снарядов, но не добились ни одного попадания. Этот
инцидент вызвал серьезные размышления среди артиллерийских
специалистов по поводу эффективности стрельбы из орудий
главного калибра.
В конце марта вся четверка кораблей типа "Kongo" покинули
бухту Стерлинг на острове Целебес и в составе мощного оперативного
авианосного соединения начали новую операцию в Индийском
океане, в ходе которой был совершен рейд на Коломбо и Тринкомали
на острове Цейлон и были потоплены британские авианосец
"Hermes" и два тяжелых крейсера "Cornwall" и "Dorsetshire".
После завершения операции линкоры вернулись в Японию.
После небольшой передышки все четыре корабля типа "Kongo"
в составе Объединенного флота приняли участие в операции
по захвату атолла Мидуэй в 1942 года. "Kongo" и "Haruna"
вошли в состав главных сил вторжения, a "Hiei" и "Kirishima"
- в состав оперативного авианосного соединения. Однако военное
счастье и боги отвернулись от японцев: авианосное соединение
попало под удар авиации американского флота и в результате
четыре лучших японских авианосца были потоплены бомбами
американских палубных самолетов. Для линкоров типа "Kongo"
все обошлось благополучно: они избежал и повреждений и вернулись
в Метрополию.
Поражение под Мидуэем изменило ход войны в неблагоприятную
для японцев сторону. Императорский флот, имевший до этого
инициативу, отказался от наступательных действий и перешел
к обороне. Неожиданная высадка американских войск на Гуадалканале
запоздало подключила к ведению боевых действий японскую
армию. Командование не колеблясь бросило в бой крупные силы
авиации, армии и флота: бои за остров шли днем и ночью -
ожесточенное сражение развернулось на суше, в воздухе и
на море.
БОИ ЗА СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА.
Линкоры типа "Kongo" также приняли участие в боях, развернувшихся
вокруг "кровавого острова", их действия в водах Гуадалканала
можно отметить как наиболее активные для кораблей этого
класса. Попытки японцев усилить оборону острова путем доставки
войсковых подразделений морем были по сути дела сведены
на нет американской авиацией, поэтому командование флотом
приняло решение хотя бы на время вывести из строя взлетно-посадочные
полосы противника. Для достижения этой цели японский флот
решил использовать 356-мм. орудия быстроходных линкоров
типа "Kongo". Они должны были обстрелять главным калибром
аэродром Хендерсон ночью, а затем на высокой скорости выйти
из зоны действий американской авиации, прежде чем последняя
успеет их атаковать. В условиях господства неприятеля в
воздухе, операция представлялась весьма рискованной - рискованной
еще и потому, что линкорам предстояло действовать в одиночку,
без собственного воздушного прикрытия.
В середине октября 1942 года, накануне переброски крупных
японских сил на остров, для осуществления задуманного рейда,
были привлечены "Kongo" и "Haruna". В ночь на 13 октября
эти корабли на высокой скорости вошли в прибрежные воды
и в течение часа вели огонь главным калибром по аэродрому
Хендерсон. Результат обстрела главным калибром и воздействия
920-ти выпущенных снарядов оказался даже более эффективным,
чем ожидалось: большая часть аэродрома была разрушена, а
приблизительно 2/3 из 80 самолетов были уничтожены. Эта
операция стала одной из самых ярких страниц в биографии
"Kongo".
Несмотря на переход Японии к обороне, императорский флот
оставался по-прежнему силен и пытался переломить ход боевых
действий в свою пользу. Ожесточенные схватки происходили
на море между японскими и американскими соединениями. 26
октября 1942 года, менее чем через две недели после успешного
рейда к Гуадалканалу у Соломоновых островов произошло сражение
между авианосными соединениями противников. Японцам удалось
потопить американский авианосец "Hornet" и нанести тяжелые
повреждения авианосцу "Enterprise", не потеряв при этом
ни одного своего корабля. Разделенные на две группы "Kongo"
и "Haruna" в первой, "Hiei" и "Kirishima" во второй, корабли
типа "Kongo" также приняли участие в этом сражении.
Между тем оперативная обстановка вокруг Гуадалканала вопреки
всем усилиям японского командования восстановить свое положение
на "кровавом острове", продолжала ухудшаться. Была запланирована
очередная высадка на остров крупных подкреплений с тем,
чтобы повернуть ход событий в пользу японской стороны, но
для этого требовалось хотя бы частично снизить эффективность
американской авиации в небе над островами, поэтому накануне
проведения десантной операции "Hiei" и "Kirishima" получили
приказ в очередной раз обстрелять аэродром Хендерсон. Однако
на этот раз судьба не была столь благосклонна к японцам,
нежели ранее к их однотипным собратьям. Когда ночью 12 ноября
оба линкора вошли в прибрежные воды Гуадалканала, они неожиданно
натолкнулись на американские корабли. "Hiei" - флагманский
корабль японского ударного соединения, попал под сосредоточенный
огонь неприятельских тяжелых крейсеров. Бронирование его
башен, погребов, машинных и котельных отделений выдержали
попадания американских снарядов, но случайный 203-мм. снаряд,
угодивший в рулевое управление стал для корабля роковым.
Линкор вышел из строя в зоне действия американской авиации
и с рассветом стал объектом авиационных атак, которые длились
весь день. "Hiei" получил несколько попаданий бомб и торпед,
однако оставался на плаву. Видя, что спасти неуправляемый
линкор не удастся, командованием было принято решение затопить
"Hiei", и с наступлением темноты он был добит торпедами
своих же кораблей. "Hiei" стал первым японским линкором,
потопленным в этой войне.
Ночью 13 ноября два тяжелых и один легкий крейсеры обстреливали
аэродром Хендерсон, но безуспешно. Следующей ночью попытку
обстрела аэродрома предприняли "Kirishima" (который в бою
12 ноября не получил повреждений), а также два тяжелых крейсера.
Однако в ходе выполнения операции этот отряд столкнулся
с американской эскадрой, включавшей в себя линейные корабли
"Washington"
и "South Dakota". Произошло первое боевое столкновение между
линкорами обеих сторон. "Kirishima" оказался не в состоянии
противостоять новым 406-мм. орудиям американских кораблей,
и, после того, как в него попало более шести 406-мм. снарядов,
пошел на дно.
В итоге этих операций японцы не смогли доставить на остров
подкрепления, и дела их в этом районе пошли все хуже и хуже.
Эти неудачи стали поворотной точкой в боях за остров. В
конце года японское командование отказалось от попыток усилить
группировку своих войск на Гуадалканале. Обе стороны, изнуренные
длительной и упорной борьбой, приступили к перестановке
сил - наступило временное затишье.
"Kongo" и "Haruna" вместе с другими кораблями в начале
1943 года вернулись в Метрополию для спешного ремонта и
осмотра, поскольку не проходили докования с осени 1941 года.
В это время на кораблях провели ряд модернизационных работ,
главные из которых заключались в следующем:
- По бортам были установлены две спаренные 127-мм. зенитные
установки. Их общее количество увеличилось до двенадцати
стволов.
- Установив десять спаренных 25-мм. зенитных автоматов
увеличили их количество до четырнадцати. А вскоре число
автоматов этого калибра достигло 34.
- На надстройке-"пагоде" установили радары и их антенны:
радар типа "21" - для обнаружения воздушных целей и радар
типа "22" для обнаружения надводных целей.
- Принимая во внимание, что причиной гибели в ноябре 1942
года "Hiei" стало попадание неприятельских снарядов в рулевое
отделение, усилили защиту кораблей в этом районе - прежнее
рулевое отделение было разделено переборкой на два отсека,
в одном из которых размещались механизмы привода руля, а
в другом находился баллер руля. Каждый из отсеков был защищен
толстым слоем бетона, способного выдержать попадание 203-мм.
снаряда. Кроме этого, для подстраховки гидравлического привода
руля, был смонтирован дизель-привод, на случай выхода гидравлики
из строя, а также комплект домкратов мощностью в 50 тонн
на каждом борту - для поворота руля в случае его заклинивания.
- Для компенсации возросшего водоизмещения в результате
отмеченных выше переделок на линкоре демонтировали шесть
152-мм. орудий.
ПОСЛЕДНИЙ ГОД ВОЙНЫ.
Поскольку главные силы японского флота в течение 1943 года
оставались в относительном бездействии, восстанавливающие
свою мощь "Kongo" и "Haruna" в боях не участвовали. К 1944
году американское командование разработало план прорыва
через цепочку островов в центральной части Тихого океана.
Считая такие действия американцев очевидными, японское руководство
поставило задачу воспрепятствовать замыслам противника бросив
в бой все наличные воздушные и морские силы.
Карты были раскрыты в середине июня 1944 года, когда американцы
высадились на один из Марианских островов - Сайпан. Несмотря
на то, что японские авиация и флот сражались с редким упорством
и решимостью, сражение закончилось их полным поражением.
Мощными американскими авианосными соединениями и подводные
лодки были потоплены три авианосца и уничтожена большая
часть береговой авиации японцев. Соотношение между японским
и американским флотами было полностью перечеркнуто, безусловно,
не в пользу первого. Остатки императорского флота, включая
неповрежденные "Kongo" и "Haruna", в конце июня вернулись
в базы.
 |
"Haruna" в 1944 г. |
Немедленно после возвращения домой "Kongo" стал на спешную
модернизацию. В дополнение к уже установленным зенитным
автоматам были установлены еще 12 строенных и 24 одноствольных
автомата, при этом общее их число достигло 94 стволов. На
линкоре установили также радар типа "13" для обнаружения
воздушных целей, а радар "22" усовершенствовали с тем, чтобы
его можно было использовать для управления артиллерийским
огнем. Все работы велись в лихорадочной спешке, поскольку
объектом следующего удара американцев могли стать Филиппины,
Формоза, Окинава и собственно Япония - опасность приближалась.
Сразу же по завершении модернизации "Kongo" был направлен
на якорную стоянку Линга южнее Сингапура, где начал интенсивные
тренировки, готовясь к предстоящим сражениям с противником,
причем в ходе боевой подготовки выяснилось, что сделанные
усовершенствования радаров управления огнем оказались далеко
не идеальными.
Когда в середине октября американцы высадились на остров
Лейте на Филиппинских островах, японский флот, отражая вторжение,
двинулся с севера и с юга, а береговая авиация совместно
с армейской атаковала неприятеля с Филиппин и Формозы. Поскольку
японцы были уже не способны к нанесению мощных ударов силами
палубной авиации, ставка была сделана на стремительный бросок
надводных сил, включая "Kongo" и "Haruna", в направлении
на восток через цепочку островов, тогда как авианосное соединение
должно было исполнить роль приманки и привлечь к себе внимание
всех неприятельских авианосных групп, отвлекая их от главных
сил флота. Такая неординарная тактика принесла определенный
успех. Когда надводные силы японцев ранним утром 25 октября
1944 года, двигаясь на восток, прошли через цепочку островов,
то оказались внутри боевого порядка неприятельской авианосной
группы, которую японцы так давно мечтали уничтожить. Однако,
хотя японцы и определили американские авианосцы как тяжелые,
на самом деле перед ними оказались эскортные авианосцы американского
флота.
В ходе последовавшего в море Самар сражения японцы атаковали
неприятеля. Используя свою высокую скорость, "Kongo" и "Haruna"
переместились в авангард эскадры для того, чтобы ввести
в бой свои 356-мм. орудия. Впервые за время войны эта пара
кораблей открыла огонь своим главным калибром по кораблям
противника.

3500 х 801 пкс., 187 Кб
|

3500 х 772 пкс., 210 Кб
|
"Kongo" в 1944 г. |
Потопив один эскортный авианосец и один эсминец, японцы
и сами понесли ощутимые потери, но для "Kongo" бой сложился
без каких-либо серьезных последствий. Несмотря на отчаянную
борьбу, императорский флот не только не остановил вторжения
американцев на остров Лейте, но, к тому же, понес невосполнимые
потери. Большая часть остатков японского флота вернулась
в бухту Брунея на острове Борнео.
Поскольку из-за роста интенсивности налетов американской
авиации бухта Брунея перестала быть местом безопасного базирования
японского флота, командование приняло решение возвратить
остатки флота небольшими группами домой. "Kongo" и "Haruna"
в сопровождении эскорта эсминцев вышли в поход в Японию,
но для "Kongo" этот выход в море оказался последним. В ночь
на 21 ноября 1944 года в северной части Формозского пролива
"Kongo" был торпедирован американской подводной лодкой "Sealion".
В 5.30 21 ноября на корабле прогремел сильный взрыв и "Kongo"
навсегда скрылся в волнах.
{По различным данным "Kongo" получил
от одного до трёх торпедных попаданий. Первая версия - в
корабль попали одна или две торпеды, не причинившие существенных
повреждений, после чего через некоторое время по неизвестной
причине произошёл внутренний взрыв, отправивший "Kongo"
на дно. Вторая версия - через 2 часа после первой атаки
"Kongo" потерял ход, что позволило подлодке произвести атаку
и добиться одного (второго или третьего) попадания, которое
и стало непосредственной причиной внутреннего взрыва. —
А.В.}
КОРАБЛИ, ОДНОТИПНЫЕ "KONGO".
"Hiei" закончен постройкой на Военно-Морской верфи в Йокосуке
4 августа 1914 года. Корабль построен полностью в Японии,
но примерно 30 % строительных материалов заказано за границей.
Согласно Лондонскому соглашению, переоборудован в учебный
линкор на Военно-морской верфи в Куре. Работы по переоборудованию
проводились с сентября 1929 по 31 декабря 1932 года. 26
ноября 1936 года линкор вновь прибыл на ту же верфь для
перестройки в быстроходный линкор. С 31 декабря 1939 года
корабль в строю действующего флота.
Принимал участие в рейде на Перл-Харбор в 1941 году и операции
против Порт-Дарвина в 1942 году, в десантной операции в
Голландской восточной Индии. В том же году принял участие
в рейде в Индийский океан, а также в в операции против Мидуэя.
Во второй половине года, осенью, участвовал в ряде столкновений
у Гуадалканала. 12 ноября 1942 года в ночном бою с американскими
кораблями получил серьезные повреждения и был потоплен торпедами
своих же кораблей.
"Haruna" закончен постройкой на "Kawasaki Dock Yard" в
Кобе 19 апреля 1915 года. Первая реконструкция корабля проводилась
с 1 марта 1924 года до 31 июля 1928 года на Военно-Морской
верфи в Йокосуке. Вторично прошел модернизацию на Военно-Морской
верфи в Куре с 1 августа 1933 года по 30 сентября 1934 года.
В ходе Второй мировой войны участвовал в десантной операции
в Малайе, на Филиппинах, Британском Борнео и Голландской
восточной Индии. Затем рейд в Индийский океан, битва при
Мидуэе и ряд морских сражений у Соломоновых островов осенью
1942 года. В июне 1944 года принял участие в сражении в
Филиппинском море, а в октябре того же года - в бою в море
Самар. Потоплен в Курэ 28 августа 1945 года во время массированных
налетов американской авиации 27-28 августа 1945 года.
"Kirishima" закончен постройкой на заводе "Nagasaki Ship
Yard" фирмы "Mitsubishi Heavy Indastris" 19 апреля 1915
года. Впервые модернизирован на Военно-Морской верфи в Куре
с марта 1927 года по 31 марта 1930 года, а вторично - с
1 июня 1934 года по 8 июня 1936 года на Военно-Морской верфи
в Сасебо.
В ходе Второй мировой войны действовал совместно с "Hiei"
и, no-существу, повторил его путь. Потоплен он был через
двое суток после своего напарника - в ночном бою с американскими
кораблями у Гуадалканала 14 ноября 1942 года.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА "KONGO".
|
По
готовности |
После
первой модернизации |
После
второй модернизации |
Ввод в строй |
август 1913 г. |
март 1931 г. |
январь 1937 г. |
Водоизмещение нормальное |
27500 т. |
|
|
Водоизмещение стандартно |
26.330 т. |
29.330 т. |
32.156 т. |
Водоизмещение полное |
27.900 т. |
31.788 т. |
36.610 т. |
Длина наибольшая |
215,18 м. |
215,18 м. |
222,50 м. |
Длина по ватерлинии |
212,14 м. |
212,14 м. |
219,45 м. |
Ширина |
28,04 м. |
29,33 м. |
29,33 м. |
Осадка наибольшая |
8,24 м. |
8,54 м. |
9,47 м. |
Отопление котлов |
смешанное |
смешанное |
нефтяное |
Котлов |
36 "Yarrow" |
6 уг.+ 4 нефт. |
8 нефтяных |
Механизмы |
4 ПТ "Parsons" |
4 ПТ "Parsons" |
4 ТЗА |
Винтов |
4 |
4 |
4 |
Мощность наибольшая |
64.000 SHP |
64.000 SHP |
136.000 SHP |
Скорость |
27,5 узлов |
25,9 узлов |
30,3 узла |
Дальность плавания |
8000 (14) миль |
9600 (14) миль |
10.000 (18) миль |
Топливо (уголь + мазут) |
4200 + 1000 т. |
2661 + 3292 т. |
6330 т. мазута |
8 356-мм/45-кал.орудий |
+ 25 град. |
+ 43 град. |
+ 43 град. |
16 152-мм/50-кал. орудий |
+ 15 град. |
+ 15 град. |
14 орудий; + 30 град |
Зенитная артиллерия |
- |
7 80-мм/40-кал. |
8 127-мм. стволов |
Зенитные автоматы |
- |
- |
20 25-мм. стволов |
Торпедные аппараты |
8 ТА |
4 ТА |
сняты |
Гидросамолеты |
отсутствуют |
3 |
3 |
Офицеры + матросы |
1221 (*) |
69+1118 (*) |
78+1364 (*) |
|
Весовые нагрузки |
|
|
Броневая защита (**) |
6.502 т. |
10.478 т. (*) |
10.311 т. |
Вооружение |
3.812 т. |
3.962 т. |
5.443 |
Энергетическая установка |
4.750 т. |
3.943 т. |
2.737 т. |
(*) Данные приведены по кораблю "Haruna", однотипном с
"Kongo".
(**) Таблица составлена Chihaya и Abe. По другим данным
вес бронирования для "Kongo" соответственно составлял 6.502
тонны, 10.313 тонн и 10.732 тонны.
Литература:
Chihaya M., Y.Abe "I.J.N. "Kongo", "Warship Profile.
Nr-12"
Hansgeorg Jentchsura, Dieter Jung, Peter Mickel "Die
Japanischen Kriegsschiffen", Munchen, 1970
Siegfried Breyer "Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer
von 1905 bis 1970"
A.J.Watts "Japanese Warships of World War II", London,
1966
"Random Japanese Warship Details", "Tamiya News Supplement"
Peter Hodges "The Big Gun. Battleship Main Armament.
1860-1945","Conway Maritime Press", London, 1981
Antony Preston, John Batchelor "Battleships. 1919-1972",
"Phoebus History of the World Wars", London, 1977
"Warship International", 3/1972, 3/1973
Отдельные статьи из "Ships of the World"
Ежегодник "Jane's Fighting Ships" за 1940 год |