После окончания второй мировой войны
в военно-морских кругах ведущих держав мира сложилось мнение, что она «вынесла
окончательный приговор» линейным кораблям. Действительно, в ходе этой войны
на море не происходило генеральных сражений линейных сил подобно Цусимскому
или Ютландскому, действительно «становым хребтом флота» стали авианосцы,
точнее—корабельная и береговая авиация. Тем не менее в течение всей войны
линейные корабли оставались фактором оперативно-тактического или даже стратегического
сдерживания. Достаточно вспомнить, что немецкий линкор «Тирпиц» без единого
выстрела держал в постоянном напряжении чуть ли не весь английский флот
метрополии одним фактом своего присутствия в норвежских фиордах, а уничтожение
однотипного «Бисмарка» потребовало привлечения больших сил и средств и
разработки целой операции по их боевому применению.
Оперативно-стратегическое применение
флотов в минувшей воине из категории «флот против флота» еще более переместилось
в новую преимущественную категорию «флот против берега». Роль линейных
кораблей в ряде случаев оставалась весьма важной, что подтвердили последовавшие
локальные воины в Корее, Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Так, например,
в наставлении по огневой поддержке ВМС США до последнего времени декларировалось,
что высадку дивизии морской нехоты огнем корабельной артиллерии может поддержать
только линейный корабль.
Так или иначе в нашем флоте после
второй мировой войны линейные корабли сохранялись в качестве ядра корабельных
соединений в течение довольно длительного периода. Как известно, послевоенными
планами военного кораблестроения предусматривалась постройка тяжелых (а
фактически—линенных) крейсеров проекта 82. Не вдаваясь в подробности мотивации
их обоснования и не оценивая правильность такого решения, следует признать,
что отработку организации службы на начавших строиться в СССР крупных кораблях
и подготовку кадров (в силу их особой специфики) можно было осуществлять
только на «живых» линкорах. Однако таковых после войны (если не считать
временно арендованного у Англии «Архангельска») оставалось только два:
«Октябрьская революция» и «Севастополь».
В этой связи идея восстановления
поврежденного линкора «Петропавловск» (бывш. «Марат»), служившего в качестве
плавбатарен с новым наименованием «Волхов», не была лишена смысла.
 |
 |
Линейный
корабль «Марат» («Петропавловск»)
|
Плавбатарея
«Волхов»
|
По заданию ПК ВМФ в конце воины ЦКБ-17
разработало проект 27 восстановления линкора «Петроплавловск» с использованием
взамен разрушенной немецкими бомбами носовой оконечности сохранившихся
корпусных конструкций линкора «Михаил Фрунзе» (бывш. «Полтава»). Напомним,
что в годы воины его корпус во время буксировки из Ленинграда в Кронштадт
был потоплен немецкой авиацией в Морском канале. В 1944 г. после снятия
блокады Аварнйно-спасательная служба КБФ подняла корпус линкора и отвела
его в Кронштадт. Его носовую оконечность и предполагалось состыковать с
неповрежденной частью корпуса «Волхова». Проект также предусматривал использование
сохранившихся трех башен главного калибра плавбатареи, с полной заменой
артиллерии средних калибров (см. таблицу).
Основные тактико-технические
элементы
линейного корабля «Марат» и линкора
пр. 27
Наименование элементов |
Линейный корабль «Марат» |
Линейный корабль пр. 27 |
ВООРУЖЕНИЕ:
|
Артиллерийское: количество артустановок
Х количество стволов—калибр в мм (система) |
4 Х 3 - 305 (МК-3-12)
14 Х 1 - 120
6 Х 1 - 76,2 (34-К)
2 Х 2 - 76,2 (81-К)
6 Х 1 - 37 (70-К)
26 - 12,7 пул. |
3 х 3 - 305 (МК-3-12)
8 х 2 - 130 (Б-2-У-Т)
6 х 2 - 85 (92-К)
15 х 2 - 37 (В-11) |
Торпедное |
4—450, подводных ТА |
— |
Параванное |
1 комплект |
2 комплекта |
БРОНИРОВАНИЕ, ММ:
|
Бортовой пояс |
125-225 |
125-225 |
Траверзы |
100-125 |
50-125 |
Палубы |
25-37,5 |
25-37,5 |
Стенки/крыши рубок |
245/100 |
250/195 |
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
|
Водоизмещение полное, т |
26700 |
27200 |
Длина наибольшая, м |
184 |
185 |
Ширина наибольшая, м |
26,9 |
26,9 |
Осадка, м |
9,1 |
9,6 |
Тип ГЭУ |
котлотурбинная |
котлотурбинпая |
Суммарная мощность, л. с. |
61000 |
61000 |
Количество котлов |
22 |
16 |
Число винтов |
4 |
4 |
Скорость полного хода, уз |
22,9 |
23 |
Дальность плавания, мили (скорость,
уз) |
2310(14) |
2600 (-) |
Экипаж, чел. |
1286 |
1730 |
|
|
Однако большие трудозатраты и стоимость,
а главное — появление в составе флота линейного корабля «Новороссийск»,
сняли вопрос о реализации проекта с повестки дня. Немаловажным можно считать
и тот фактор, что и обновленный линкор пр. 27 по своим тактико-техническим
элементам, конечно; не мог считаться современным кораблем середины XX в.
В заключение следует заметить, что
линейные корабли с исторической арены не ушли и до настоящего времени.
В США по-прежнему обсуждаются проекты линкоров ХXI века, способных заменить
не
вечные линкоры типа «Айова». Конечно, в случае реализации это будут корабли
совершенно нового типа, но главный калибр и броня по-прежнему останутся
их главным содержанием.
© В. П. Кузин, Журнал
"Судостроение" №11-12'1995