Линейный корабль пр.27
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]
Описание, история создания и службы
 
После окончания второй мировой войны в военно-морских кругах ведущих держав мира сложилось мнение, что она «вынесла окончательный приговор» линейным кораблям. Действительно, в ходе этой войны на море не происходило генеральных сражений линейных сил подобно Цусимскому или Ютландскому, действительно «становым хребтом флота» стали авианосцы, точнее—корабельная и береговая авиация. Тем не менее в течение всей войны линейные корабли оставались фактором оперативно-тактического или даже стратегического сдерживания. Достаточно вспомнить, что немецкий линкор «Тирпиц» без единого выстрела держал в постоянном напряжении чуть ли не весь английский флот метрополии одним фактом своего присутствия в норвежских фиордах, а уничтожение однотипного «Бисмарка» потребовало привлечения больших сил и средств и разработки целой операции по их боевому применению.

Оперативно-стратегическое применение флотов в минувшей воине из категории «флот против флота» еще более переместилось в новую преимущественную категорию «флот против берега». Роль линейных кораблей в ряде случаев оставалась весьма важной, что подтвердили последовавшие локальные воины в Корее, Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Так, например, в наставлении по огневой поддержке ВМС США до последнего времени декларировалось, что высадку дивизии морской нехоты огнем корабельной артиллерии может поддержать только линейный корабль.

Так или иначе в нашем флоте после второй мировой войны линейные корабли сохранялись в качестве ядра корабельных соединений в течение довольно длительного периода. Как известно, послевоенными планами военного кораблестроения предусматривалась постройка тяжелых (а фактически—линенных) крейсеров проекта 82. Не вдаваясь в подробности мотивации их обоснования и не оценивая правильность такого решения, следует признать, что отработку организации службы на начавших строиться в СССР крупных кораблях и подготовку кадров (в силу их особой специфики) можно было осуществлять только на «живых» линкорах. Однако таковых после войны (если не считать временно арендованного у Англии «Архангельска») оставалось только два: «Октябрьская революция» и «Севастополь».

В этой связи идея восстановления поврежденного линкора «Петропавловск» (бывш. «Марат»), служившего в качестве плавбатарен с новым наименованием «Волхов», не была лишена смысла.
 
Линейный корабль «Марат» («Петропавловск»)
Плавбатарея «Волхов»

По заданию ПК ВМФ в конце воины ЦКБ-17 разработало проект 27 восстановления линкора «Петроплавловск» с использованием взамен разрушенной немецкими бомбами носовой оконечности сохранившихся корпусных конструкций линкора «Михаил Фрунзе» (бывш. «Полтава»). Напомним, что в годы воины его корпус во время буксировки из Ленинграда в Кронштадт был потоплен немецкой авиацией в Морском канале. В 1944 г. после снятия блокады Аварнйно-спасательная служба КБФ подняла корпус линкора и отвела его в Кронштадт. Его носовую оконечность и предполагалось состыковать с неповрежденной частью корпуса «Волхова». Проект также предусматривал использование сохранившихся трех башен главного калибра плавбатареи, с полной заменой артиллерии средних калибров (см. таблицу).
Основные тактико-технические элементы 
линейного корабля «Марат» и линкора пр. 27
Наименование элементов Линейный корабль «Марат» Линейный корабль пр. 27
ВООРУЖЕНИЕ:
Артиллерийское: количество артустановок Х количество стволов—калибр в мм (система) 4 Х 3 - 305 (МК-3-12)
14 Х 1 - 120
6 Х 1 - 76,2 (34-К)
2 Х 2 - 76,2 (81-К)
6 Х 1 - 37 (70-К)
26 - 12,7 пул.
3 х 3 - 305 (МК-3-12)
8 х 2 - 130 (Б-2-У-Т)
6 х 2 - 85 (92-К)
15 х 2 - 37 (В-11)
Торпедное 4—450, подводных ТА
Параванное 1 комплект 2 комплекта
БРОНИРОВАНИЕ, ММ:
Бортовой пояс 125-225 125-225
Траверзы 100-125 50-125
Палубы 25-37,5 25-37,5
Стенки/крыши рубок 245/100 250/195
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Водоизмещение полное, т 26700 27200
Длина наибольшая, м 184 185
Ширина наибольшая, м 26,9 26,9
Осадка, м 9,1 9,6
Тип ГЭУ котлотурбинная котлотурбинпая
Суммарная мощность, л. с. 61000 61000
Количество котлов 22 16
Число винтов 4 4
Скорость полного хода, уз 22,9 23
Дальность плавания, мили (скорость, уз) 2310(14) 2600 (-)
Экипаж, чел. 1286 1730

Однако большие трудозатраты и стоимость, а главное — появление в составе флота линейного корабля «Новороссийск», сняли вопрос о реализации проекта с повестки дня. Немаловажным можно считать и тот фактор, что и обновленный линкор пр. 27 по своим тактико-техническим элементам, конечно; не мог считаться современным кораблем середины XX в.

В заключение следует заметить, что линейные корабли с исторической арены не ушли и до настоящего времени. В США по-прежнему обсуждаются проекты линкоров ХXI века, способных заменить не вечные линкоры типа «Айова». Конечно, в случае реализации это будут корабли совершенно нового типа, но главный калибр и броня по-прежнему останутся их главным содержанием.

© В. П. Кузин, Журнал "Судостроение" №11-12'1995
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]



Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz