30 августа 1974 года на Черноморском
флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными
стрельбами в условиях радиолокационных помех. На большой
противолодочный корабль (БПК) «Отважный» возлагалась задача
обеспечения учебных занятий четырех противолодочных кораблей.
В 8 ч 55 мин БПК вышел в море и ровно через час прибыл в
заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую тревогу,
и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил
командованию о готовности к началу учения.
 |
БПК
"Отважный" на Севастопольском рейде.
|
В 9 ч 58 мин на мостике почувствовали
слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошел небольшой
взрыв. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую
и аварийную тревоги. Через 10 секунд, после второго, более
сильного сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась
шапка белого дыма и сноп пламени. Еще через 20 секунд произошел
сильный третий взрыв в районе ракетного погреба № 8, над
которым поднялся столб огня и черного дыма. Силой взрыва
оторвало крышку погреба и вместе с пусковой установкой зенитных
ракет бросило на кормовую дымовую трубу правого борта. В
этом районе начался сильный пожар. Личный состав приступил
к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля.
Как впоследствии установили
специалисты комиссии, назначенной главкомом ВМФ Адмиралом
Флота Советского Союза С. Г. Горшковым, на основании личного
опроса, письменных докладов и объяснений очевидцев происшествияличного
состава "Отважного", анализа динамики событий, сопоставления
фактов и расчетных величин, на корабле произошло следующее.
 |
Продольный
разрез БПК пр. 61 |
После объявления учебной
боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля
ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных
барабанах хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного
противовоздушного комплекса «Волна», как положено по инструкции
старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней связи
дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание.
Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение
на механизмы
поворота пусковой установки—380 вольт и в цепь стрельбы
(110 вольт). Сразу же
после щелчка последнего тумблера он увидел через иллюминатор
сильный сноп пламени на левом барабане. Не включив средства
пожаротушения, мичмай покинул пост и побежал по коридору
в носовую часть корабля. В это время произошел сильный взрыв,
ударной волной которого его отбросило в сторону...
Расследование показало, что
после появления огня в погребе до момента сильного взрыва
прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе «следственного
эксперимента» на однотипном БПК «Комсомолец Украины», замеряя
секундомером продолжительность «пробега» мичмана от поста
до места падения после взрыва).
Как выяснилось впоследствии,
пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска
маршевого двигателя одной ракеты, затем срабатывания ракетного
двигателя ее же стартовой ступени и последовавшего вслед
за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет.
Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех
атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500
т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши.
В результате взрыва в бортовой
обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через
которые вода затопила несколько отсеков корабля.
Как же проходила борьба личного
состава «Отважного» и экипажей подошедших на помощь кораблей
за живучесть и непотопляемость БПК?
После того как в 10 часов
объявили боевую тревогу и через минуту—аварийную, в погребе
№ 8 и коридорах № 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар.
Корабль получил крен 12 ° на правый борт. Между 10 ч 10
мин и 10 ч 20 мин дали команды включить систему водяной
защиты, орошение погребов и затопить погреба № 6, 7 и 10.
Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем
вышли из строя. Семерых
моряков взрывом сбросило с юта в море, и их подобрали подошедшие
корабли.
В 10 ч 23 мин личному составу,
находящемуся в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль.
В это время пожар в корме усилился. Погреба боезапаса №
6 и № 7 непрерывно поливались водой из шлангов.
На помощь «Отважному» в 10
ч 40 мин подошел эсминец «Сознательный» и спустя 12 минут
— эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась
спасательная партия. В 10 ч 54 мин «Сознательный» начал
буксировку «Отважного», имевшего крен 13 ° на мелкое место
в район Херсонеса. Через семь минут для спрямления БПК начали
перекачку топлива на левый борт, но это не помогло. Корма
«Отважного» погрузилась в
воду по верхнюю палубу, и крен на правый борт увеличился
до 16 °. С корабля
эвакуировали секретные документы на «Бедовый». В 11 ч 24
мин сбросили торпеды в море, крен уменьшился до 14 °.
Погреба № 6 и № 7 затопили с помощью шлангов пожарной системы.
Для оказания помощи «Отважному» в 11 ч 55 мин к нему подошел
БПК «Комсомолец Украины».
В 11 ч 59 мин пожар локализовали,
из погребов повалил белый дым. Спустя семь минут оборвался
буксир «Сознательного», с «Бедового» начали заводить новый.
Тем временем пожар в кормовом машинном отделении продолжался,
и в 12 ч 27 мин дали команду прекратить подавать в отсек
воду и применять только пену. В кормовом машинном отделении
включили систему «ЖС» химического тушения.
 |
 |
Гибель
БПК "Отважный" |
В 12 ч 49 мин «Бедовый»
со скоростью 3 уз начал буксировку «Отважного», крен которого
увеличился до 17 °. Подошедшие спасательные суда (в 12 ч
55 мин — «Бештау», в 13 ч 20 мин — СС-15 и СС-26, спустя
еще четыре минуты — пожарно-дезактивационное судно «Пламя»)
начали подавать пену в район горящих погребов. После ряда
попыток в 14 ч 30 мин начали откачку воды из кормовых отсеков.
Однако через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса
в погребе № 10.
По-видимому, одновременно взорвалась и цистерна с 6 т авиационного
керосина,
находящаяся в общем с погребом авиабоезапаса отсеке в корме.
Корабль тем временем продолжали буксировать на более мелкое
место. Крен на правый борт с 19° быстро увеличился до 25°,
но в 15 ч 07 мин стабилизировался на 27 °.
Через три минуты отключилось освещение и прекратилась подача
питания на приборы, и в 15 ч 12 мин личному составу приказали
покинуть корабль. Последним с «Отважного» сошел его командир.
В 15 ч 35 мин корабль начал
погружаться кормой без опрокидывания, и с «Бедового» отдали
буксир. Спустя 12 минут «Отважный» скрылся под водой. Глубина
моря в этом месте составляла около 125 м...
С момента обнаружения пожара
до затопления корабля прошло 5 ч 47 мин. В результате внутренних
взрывов и полученных пробоин БПК принял около 3600 т воды,
шесть непроницаемых отсеков оказались затопленными. После
затопления четырех отсеков в кормовой части крен и дифферент
стабилизировались и корабль имел положительную остойчивость.
Однако, когда вода заполнила еще два отсека, запас плавучести
был
исчерпан и «Отважный» затонул, показав высокую живучесть.
Согласно спецификации, корабли данного проекта должны сохранять
плавучесть и положительную остойчивость после затопления
только трех смежных отсеков корпуса.
Из 287 человек личного состава
и проходивших на «Отважном» практику курсантов в результате
взрыва погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов).
Весь личный состав корабля при тушении пожара, в борьбе
за живучесть и непотопляемость корабля проявил мужество
и действовал умело. Были приняты все
меры по спасению БПК, но после взрыва ракет, находившихся
в погребе № 8, «Отважный» получил настолько сильные повреждения,
что спасти его оказалось невозможно.
 |
Памятник
морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского
долга в августе
1974 года |
Комиссия, расследовавшая
обстоятельства и причины гибели БПК «Отважный», в своем
заключении предложила провести огневые натурные испытания
средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба
зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Волна» с ракетами В-601
на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61. Такие испытания
имели целью проверить достаточность предусмотренных проектом
средств защиты при несанкционированном срабатывании одного
из двигатели ракеты и, в случае необходимости, разработать
дополнительные мероприятия для повышения до нужного уровня
этой защиты на всех кораблях, оснащенных ракетами В-601.
В соответствии с рекомендациями
комиссии на основании совместного решения Военно-Морского
Флота и Министерства судостроительной промышленности (МСП)
на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1 977
году изготовили натурный отсек корабля, который полностью
воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым погребом
№ 8 ЗРК «Волна-М». В конструктивном
отношении опытовый отсек полностью соответствовал участку
корпуса с надстройкой в районе 199—222 шпангоутов.
Совместным решением ВМФ,
МСП и Министерства авиационной промышленности утвердили
программу проведения огневых междуведомственных испытаний,
которые состоялись на одном из полигонов ВМФ под Ленинградом
в 1978— 1979 годах. Программа предусматривала все возможные
варианты несанкционированного запуска стартовых и маршевых
двигателей ракет В-601, определение характера развития аварии,
проверку
надежности удержания при этом ракет в барабанах, пути повышения
пожаро- и
взрывобезопасности погреба и, наконец, практическую проверку
выработанных комиссией мероприятий.
В результате проведенных
натурных испытаний опытового отсека в «Отчете междуведомственной
Комиссии по проведению комплексных огневых натурных испытаний
средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба
ЗРК "Волна" с ракетами В-601 на опытовом отсеке корабля
проекта 61», подписанном в начале 1980 года, был сделан
следующий основной вывод: «Штатные средства противопожарной
и противовзрывной защиты погребов ЗРК "Волна" и "Волна-М"
обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью.
В случае срабатывания маршевого или
стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии,
представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают
локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения
существенных повреждений оборудованию». Штатные выхлопные
устройства погребов, — констатировала комиссия, — обеспечивают
при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение
1—2 секунд.
Как следует из заключения междуведомственной
комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных
инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса
«Волна» мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения
развитие аварии на БПК «Отважный» удалось бы предотвратить.
Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым
мичманом, решили трагическую участь корабля.
|