Приступая к созданию "основного" по тому времени проекта
эсминца (пр. 30-бис), советские военно-морские специалисты располагали
опытом создания и боевого применения эсминцев (пр. 7 и 7-у) и
лидеров ЭМ (пр. 1, 20-и и 38). Следует отметить, что работа по
совершенствованию кораблей класса "эскадренный миноносец"
продолжалась и во время войны (она предварила появление ЭМ пр.
30-к, созданных да опыте ЭМ пр. 30 типа "Огневой" и
анализе достоинств и недостатков основных ЭМ предвоенных проектов
7 - типа "Гневный" и 7-у - типа "Сторожевой".
Работа над эсминцем пр. 30-бис первоначально была поручена Центральному
конструкторскому бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата судостроительной
промышленности. Основанием для этого послужило совместное решение
НК ВМФ и НКСП от 08.10 45 г. Однако не прошло и двух месяцев,
как письмом НК ВМФ от 28.11.45 г. окончательно был утвержден состав
вооружения нового эсминца "второй серии" (пр.30-бис)
и были переназначены исполнители проекта последнего - образовано
новое ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта утвержден А.
Л. Фишер. Вскоре постановлением Совмина СССР N3 149-75 от 28.01.47
г. утвердили и разработанный окончательно в ЦКБ-53 технический
проект 30-бис.
Проектом 30-бис по сравнению с проектом ЭМ "Огневой"
были внесены некоторые изменения: несколько увеличены главные
размерения (длина, ширина и высота борта), корпус впервые выполнялся
полностью сварным, а его конструкция позволяла применять новую,
более совершенную технологию. Прочностные характеристики корпусных
конструкций отвечали существовавшим тогда в военном кораблестроении
"Требованиям к выполнению расчетов прочности конструкций
корпуса надводных кораблей", изданным в 1944 г., а также,
в частности, "Временной методике расчета прочности конструкций
кормовой оконечности".
Согласно техническому проекту, эсминцы "тридцатки-бис"
имели водоизмещение стандартное 2351 т, нормальное 2726 т и полное
3101 т; главные размерения (наибольшие / по КВЛ): длину 120,5/116
м, ширину 12/11 м, осадку среднюю 3,86 м (при норм водоизмещении)
и 4,25 м - наибольшую. Скорость хода равнялась: полной - 36,6
уз, технико-экономического -15,7 уз и оперативно-экономического
- 19 уз. Дальность плавания соответственно равнялась 1000, 3660
и 3600 миль.
В состав бортового оружия и вооружения входили 2X2-130/50 мм/кал,
палубно-башенные артиллерийские артустановки "Б-2-ЛМ"
(с боекомплектом по 150 снарядов на ствол); 2X2-85/52 мм/кал,
башенные артустановки "92-К" (боекомплект - по 300 снарядов
на ствол), а также 7X1-37/63 мм/кал палубных автоматических зенитных
установок "70-К". С 1951 г. эсминцы пр. 30-бис были
взамен последних перевооружены на новые зенитные автоматы того
же калибра "В-11". Боезапас включал в себя 1200 снарядов
на ствол. Торпедное вооружение состояло из двух палубных наводящихся
пятитрубных торпедных аппаратов калибра 53 см типа ША-53-З0-бис"
(боекомплект - 10 торпед) и системы ПУТС "Мина-30-бис".
Противолодочное вооружение было предоставлено двумя бомбометами
типа "БМБ-1" или "БМБ-2", а также двумя кормовыми
бомбосбрасывателями с боекомплектом больших глубинных и малых
глубинных бомб - соответственно 22 и 52 шт. В лерегруз эсминцы
могли брать и мины заграждения: 52 шт. типа "КБ" ("КБ-КРАБ")
или 60 шт. типа "М-26". Как и на ЭМ пр. 30-к, предусматривалось
радиотехническое вооружение: РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М"
(на пр. 30-к - "Гюйс-1Б"), РЛС обнаружения надводных
целей "Риф-1", артиллерийские РЛС "Редан"
(для главного калибра) и "Вымпел-2" (для зенитного калибра).
В качестве навигационной РЛС применили станцию "Рым-1".
Необходимо отметить, что в целом артиллерийские (АУ "Б-2-ЛМ",
АУ "70-К") и противолодочные средства ЭМ пр. 30-бис
к моменту вступления этих кораблей в строй уже морально и технически
начали устаревать и не совсем соответствовали предъявлявшимся
к ним тогда требованиям. Но за счет установки новых радиолокационных
средств обнаружения и стрельбовых станций боевые возможности этих
кораблей были повышены. Сравнительно новой была и ГАС "Тамир-5Н".
Экипаж эсминцев состоял из 286 человек, включая и офицеров.
 |
Создание эсминцев по пр. 30-бис для советского кораблестроения
стало неординарным явлением, ранее не встречавшимся. Во-первых,
за всю историю отечественного флота и кораблестроения предполагалась
постройка самой большой по численности единиц в серии крупных
надводных кораблей (всего ЭМ пр. 30-бис было построено и введено
в состав ВМФ 68 ед.!). Во-вторых, при постройке "тридцаток-бис"
(так в обиходе назывались на флоте эти эсминцы) наши кораблестроители
впервые установили поистине рекорд быстроты создания корабля класса
"эскадренный миноносец" - уже на шестом корабле серии
ЭМ пр. 30-бис продолжительность постройки по сравнению с головным
кораблем была сокращена в 2 раза! А трудоемкость постройки последних
кораблей серии снижена на 40%! Для постройки одного из этих эсминцев
("Серьезный") потребовалось чуть более одного года!
В-третьих, строительство эсминцев пр. 30-бис осуществлялось весьма
интенсивно: вся серия ЭМ, начатая с 1948 г., была завершена постройкой
в 1953 г.! При этом нужно учитывать, что впервые строились "полностью
сварные" корабли и при этом применялись новые технологические
методы строительства.
Основными технологическими процессами, характеризовавшимися своими
особенностями при постройке ЭМ пр. 30-бис, стали плазовые работы,
обработка металла корпуса, а также сборка и сварка корпуса корабля
на стапеле и достроечные работы. Так, например, при постройке
технологически корпус "разбивался" на 101 секцию; сборка
и сварка секций выполнялись в сборочном (корпусном) цеху в специальных
"постелях", после чего секции транспортировали в стапельный
цех, где производили монтажную сборку и сварку корпуса по заданной
технологии. Если же охарактеризовать объем сварочных работ по
корпусу эсминца пр. 30-бис, то необходимо указать, что только
"протяженность" сварных швов на таком объекте составляла
примерно 16000 м; для сварочных работ на одном таком корабле требовалось
примерно 17 т сварочных электродов, а расход электроэнергии на
сварку при этом составлял около 150 тыс. кВт-ч.
Состав и компоновка, размещение ГЭУ и вспомогательных механизмов
были примерно такими же, как и на ЭМ пр. 30-к и 30. Расположение
котельных и машинных отделений также эшелонное: два носовых котельных
- одно машинное (носовое) отделение ; два кормовых котельных -
одно (кормовое) машинное отделение.
Главные паровые котлы типа КВ-30, установленные на этих ЭМ, относились
к типу водотрубных четырехколлекторных котлов. Они имели радиационно-конвективную
поверхность нагрева и воздухоподогреватели с вентиляторним дутьем
воздуха в котельное отделение.
Параметры пара за пароперегревателями котлов КВ-30 были следующие:
на оперативно-экономическом ходу 28 атм и 325СС, соответственно
на технико-экономическом ходу - давление 28 атм, температура 310°С.
В качестве главных турбозубчатых агрегатов на эсминцах пр. 30-бис,
как и на ЭМ пр. 30-к, применялись ГТЗА типа ТВ-6. Они развивали
мощность на переднем ходу до 60 000 л. с. (двигательная мощность
полного переднего хода составляла 30 тыс. л. с. на каждый такой
агрегат) и на заднем ходу - 15 тыс. л. с. Для передачи на гребные
винты крутящего момента предусматривалось наличие двух гребных
валопроводов.
Нужно отметить, что практически ничего нового из средств для борьбы
с пожаром по сравнению с ЭМ пр. 30-к и 30 эсминцы типа "Смелый"
(пр. 30-бис) не получили. Так, водяная пожарно-напорная магистраль
практически ничем не отличалась от аналогов, примененных не только
на кораблях типа "Огневой" (пр. 30) и "Внушительный"
(пр. 30-к), но, по оценке специалистов, "конструктивно была
выполнена даже хуже, чем на старых кораблях". Напоры остались
прежние, а присоединительная арматура пожарных рожков вместо "двухдюймового
диаметра" была выполнена даже хуже, чем на старых кораблях".
Вызывал озабоченность и тот факт, что установленные на этих эсминцах
системы тушения пожара газом со специальными углекислотными установками
не стали лучше: "доработанные" конструкторами установки
на практике вызвали еще больше нареканий у личного состава, чем
прежние.
О том, насколько удачными оказались эсминцы пр. 30-бис, можно
судить по результатам их испытаний - головного в серии корабля
- ЭМ "Смелый", а также ЭМ другого завода "Отчетливый".
"Смелый" испытывался на Балтике, в Гданьском заливе
в районе Балтийска - военно-морской базы Ераснознамениого Балтийского
флота. Заложенный на заводе № 190 НЕСИ 16.05.48 г. и спущенный
на воду 29.09.48г., на государственные испытания этот корабль
был предъявлен заводом-строителем 3.11.49 г. В целом государственные
и заводские испытания "Смелого" прошли успешно и подтвердили
заложенные в его проект параметры. Однако выявились при этом и
некоторые существенные недостатки, главным образом наложившие
ограничения на использование корабельного оружия в условиях сильного
волнения и на больших скоростях хода.
Выяснилось, что, несмотря на то, что для обеспечения лучшей всхожести
корабля на волну и незаливаемости на "Смелом" (по сравнению
с эсминцами пр. 7, 7-у и 30) была увеличена высота палубы, выполнена
седловатость полубака в верхней палубы в кормовой оконечности,
а также установлен на полубаке волнолом, мореходность оказалась
недостаточной! На больших скоростях хода против волны (начиная
с состояния моря в 4 балла) отмечалось сильное забрызгивание носовой
группы автоматов, что делало невозможным использование носового
зенитного автомата № 1, а также осложняло работу личного состава
на автоматах № 2 и 3.
При ходе корабля на острых курсовых углах против 5-балльной встречной
волны и скорости хода свыше 18 уз стрельба из носовой башни главного
калибра оказалась невозможной из-за попаданий воды в стволы орудий.
Креме того, конструкция артиллерийских башенных установок "Б-2-ЛМ"
и "92-к" (соответственно 130- и 85-мм калибра) при забрызгивании
не обеспечивала их водонепроницаемости на ходу корабля против
волны при 4-5-балльном волнении моря, а это снижало боевые возможности
эсминца.
Из-за заливаемости котельных турбовентиляторов на таком волнении
"Смелый" не мог развить скорость более 28 уз, хотя на
мерной миле против небольшой волны его скорость достигала величины
более 35 уз! Также было отмечено, что при водоизмещении эсминца,
меньшем, нежели "водоизмещение нормальное", корабль
становился валким, то есть недостаточно остойчивым. Кроме того,
на полном ходу диаметр циркуляции достигал очень большого значения
- 8,5 длины корпуса корабля, что превышало требуемую характеристику.
Большинство указанных здесь замечаний и недостатков было подтверждено
и в ходе расширенных мореходных испытаний другого эскадренного
миноносца пр. 30-бис - "Отчетливый", проводившихся осенью
1951 г. в Баренцевом море. Правда, на его корпус, в отличие от
"Смелого", были приварены два боковых киля общей площадью
28 м2, как теперь говорят - "стабилизаторы качки пассивного
типа".
Расширенные мореходные испытания проводились впервые на кораблях
этого проекта. Они ставили своей целью более полно изучить поведение
объекта испытаний сначала "на тихой воде", а затем и
на волнении, с постепенным возрастанием последнего от 3-4 до 6
баллов и выше. При этом также проверялись заливание и забрызгиваемость
эсминца, его ходкость и управляемость, ветрозащищенность боевых
постов, а также поведение на качке. По отзывам наших специалистов
того времени, эти испытания "позволили собрать ценнейшие
материалы не только о качке корабля пр. 30-бис (в частности, они
дали исчерпывающую оценку эффективности боковых килей, которые
при положении "Отчетливого" в дрейфе, лагом к волне,
обеспечивали умерение качки на 35%!), но и послужили большим научно-практическим
заделом для дальнейшего проектирования кораблей данного класса.
 |
Эскадренный миноносец
пр. 30-к "Озорной" (до момента установки
РЛС)
|
|
Теперь о том, когда, где и как строились эсминцы-"тридцатки".
Головной (и единственный, достроенный по первоначальному проекту)
эсминец пр. 30 - "Огневой" был заложен в Николаеве наряду
с несколькими кораблями этого проекта. При оставлении города в
связи с угрозой его захвата немецко-фашистскими войсками корпус
ЭМ был переведен в одну из тыловых военно-морских баз Черноморского
флота на восточном побережье Черного моря и впоследствии в Батуми
этот корабль был достроен. Некоторые заложенные к постройке корпуса
эсминцев пр. 30 после утверждения проекта 30-к были достроены
в 1947-1949 гг. согласно последнему.
Строительство эсминцев пр. 30-к осуществлялось на четырех судостроительных
заводах страны - в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на заводе
№190 НКСП (позднее имени А. А. Жданова, в настоящее время ПО "Северная
верфь"), в Молотовске (ныне г. Северодвинск) на заводе №
402 (в наши дни носит название ПО "Северное машиностроительное
предприятие"), в Комсомольске-на-Амуре - завод №202 (сейчас,;
носит название имени Ленинского Комсомола) и в Николаеве на заводе
№200 - ныне ПО "Судостроительный завод имени 61-го коммунара".
В 1947 г. флот получил первые два эсминца пр. 30-к - "Внушительный"
(головной, строился заводом № 202) и "Осмотрительный"
(построен на заводе № 402). В 1948 г. в строй вступило уже 5 кораблей
этого проекта: в Комсомольске-на-Амуре - "Властный"
и "Выносливый"; в Молотовске - "Охотный" (позднее
переименованный в "Сталин"); в Ленинграде - "Отличный"
и в Николаеве - "Озорной". Последние 3 корабля вошли
в состав ВМФ в 1949 г. - "Образцовый", "Отважный"
и "Одаренный" - были построены также ленинградцами.
После сдачи "эсминцев пр. 30 первой серии" (то есть
пр. 30-к) эти заводы приступили к массовому строительству сварных
"тридцаток-бис". Их постройка осуществлялась в 1948-1953
гг.
За этот период времени в Ленинграде заводом № 190 было построено
и сдано флоду 16 ЭМ пр. 30-бис: вслед за головным "Смелым"
"пошли" "Стойкий", "Скорый", "Суровый",
"Сердитый", "Стремительный", "Способный",
"Сокрушительный", "Свободный", "Статный",
"Сметливый", "Смотрящий", "Совершенный",
"Серьезный", "Солидный" и "Степенный".
От николаевского завода № 200 НКСП в состав ВМФ СССР были получены
также 16 кораблей пр. 30-бис: "Буйный", "Безупречный",
"Бесстрашный", "Боевой", "Быстрый",
"Бурный", "Беспощадный", "Безжалостный",
"Бессменный", "Безотказный", "Беспокойный",
"Безукоризненный", "Беззаветный", "Безудержный",
"Бесшумный" и "Безбоязненный".
Комсомольск-на-Амуре, в лице завода № 202 НКСП, построил и передал
Тихоокеанскому флоту еще 18 эсминцев этого проекта: "Встречный",
"Вспыльчивый", "Величавый", "Верткий",
"Верный", "Внимательный", "Вкрадчивый",
"Вольный", "Вразумительный", "Ведущий",
"Вихревой", "Важный", "Видный",
"Выразительный",- "Вдумчивый", "Волевой",
"Внезапный" и "Вечный".
Столько же ЭМ пр. 30-бис получил от завода №402 и Северный флот:
"Отчетливый", "Отрадный", "Отрывистый",
"Отменный", "Острый", "Окрыленный",
"Осторожный", "Озаренный", "Охраняющий",
"Опасный", "Огненный", "Оберегающий",
"Ответственный", "Оживленный", "Ожесточенный",
"Отражающий", "Отчаянный" и "Отзывчивый".
После завершения строительства ЭМ пр. 30-бис часть кораблей прошла
модернизацию, в ходе которой ряд отдельных образцов боевых и технических
средств был заменен на более современные либо вообще был убран
с корабля. Основными направлениями модернизационных работ, выполнявшихся
на "тридцатках-бис", входивших на то время в состав
нашего флота, были усиление радиотехнического вооружения, боевых
средств кораблей, решавших задачи ПВО и ПЛО, а также улучшение
условий обитаемости личного состава эсминцев.
 |
Эскадренный миноносец
пр. 30-бис "Серьезный"
|
|
Несколько проектов модернизации ЭМ типа "Смелый" были
разработаны начиная с 1957 г. ЦКБ - проектантом этого корабля.
В частности, в том же году после получения от ВМФ одного из таких
тактико-технических заданий этим конструкторским бюро был разработан
проект 31 - "модернизация эсминцев пр. 30-бис в целях переоборудования
последних в корабли радиотехнической разведки". При этом
на эсминцы нового - пр. 31 - возлагались задачи, ранее не свойственные
обычным - "классическим торпедно-артиллерийским кораблям-эсминцам":
осуществление противолодочной, противовоздушной и противокатерной
обороны соединений в море; несение дозорной службы и ведение радиотехнической
разведки.
На некоторых кораблях пр. 30-бис были выполнены работы, связанные
с передачей их другим государствам: эсминцы, передававшиеся ВМС
Индонезии, переоборудовались по пр. 30-БК, а шедшие флоту Египта
обозначались как корабли пр. 30-БА. Поскольку эти эскадренные
миноносцы предназначались для военных флотов стран, чьи климатические
условия характеризуются высокими температурами и повышенной влажностью,
то основной задачей, решавшейся в процессе модернизации данных
боевых единиц, было создание надлежащих условий их эксплуатации
и улучшения обитаемости экипажей. Частично изменен на более современные
огневые средства состав кормовой группы зенитной артиллерии -
вместо башенной артустановки "92-к" и двух автоматов
типа "В-11" (соответственно калибра 85 и 37 мм) на кормовой
надстройке устанавливались по одной счетверенной 57-мм автоматической
артустановке "ЗИФ-75". РЛС "Риф" заменялись
на радиолокационные станции "Фут-Н", а дополнительно,
в соответствии с техпроектом 30-БА, корабли "получали"
РЛС "Дон" и новейшие по тому времени реактивные бомбометные
установки типа "РБУ-2500".
Когда же стоял вопрос о передаче советских кораблей на флоты социалистических
государств - членов Варшавского Договора, каких-либо существенных
изменений в проекты передаваемых кораблей, а значит, и последующих
"доводок" не вносилось. Так, в 1965 г. ЭМ пр. 30 "Огневой"
был передан ВМФ Народной Республики Болгарии, после чего получил
новое название - "Георгий Димитров". Эсминцы пр. 30-бис
"Скорый" и "Сметливый" после вывода их из
состава Балтийского флота в 1957-1958 гг. были переданы военно-морскому
флоту Польской Народной Республики.
Завершают свой почти сорокалетний путь "тридцатки-бис".
Большинство их уже списаны из состава нашего ВМФ, а те, что остались
еще в строю, как правило, используются в учебных целях, в частности
при отработке задач борьбы за живучесть личным составом соединений
надводных кораблей. Но, обращая взгляд в прошлое советского ВМФ,
думается, нельзя забывать такие объективные факты, как то, что
эти корабли моряки, служившие на "тридцатках-бис", любили
за их простоту и надежность и именно этим эсминцам довелось начинать
освоение Мирового океана, где впоследствии они передали решение
задач боевой службы более современным своим собратьям - эскадренным
миноносцам пр. 56, большим ракетным кораблям пр. 57-бис, ракетным
крейсерам пр. 58, а также противолодочным кораблям пр. 61.
|