Описание,
история создания и службы |
Справка по эсминцам типа
"Новик" |
На основе материалов
с сайта Александра и Дмитрия Лопарёвых
"Российский
Императорский флот / Инфоарт" |
Эсминцы-"новики" строились несколькими
судостроительными предприятиями России на верфях, расположенных
на двух морских театрах - Балтийском и Черноморском, разными
по уровню оснащённости, опыту в военном судостроении и
уровню квалификации рабочих. В процессе строительства,
которое велось в рамках нескольких судостроительных программ,
происходили изменения в требованиях к ТТХ кораблей. В
результате всю серию можно разделить на "подсерии"
из наиболее идентичных по своим ТТХ эсминцев. Информация
по подсериям представлена ниже.
Эсминцы типа "Новик":
№ |
Корабль - "идентификатор"
подсерии |
Кол-во
единиц |
Судостроительная программа |
1. |
"Новик" |
1 |
головной эсминец, строился на средства "Особого
комитета по усилению военного флота на добровольные
пожертвования" |
2. |
"Дерзкий" |
4 |
программа 1911г. - "ассигнование средств на усиление
Черноморского флота" |
3. |
"Счастливый" |
5 |
программа 1911г. - "ассигнование средств на усиление
Черноморского флота" |
4. |
"Орфей" |
8 |
программа "усиленного" судостроения на 1913-1917
гг. ("Большая" судостроительная программа) |
5. |
"Гавриил" |
14 |
программа "усиленного" судостроения на 1913-1917
гг. ("Большая" судостроительная программа) |
6. |
"Изяслав" |
5 |
программа "усиленного" судостроения на 1913-1917
гг. ("Большая" судостроительная программа) |
7. |
"Керчь"
("Ушаковская серия") |
8 |
программа усиления Черноморского флота 1914 г. |
8. |
"Тенедос"
("2-я Ушаковская серия") |
12 |
Заказаны по настоянию Морского Генерального штаба
11 октября 1915 года. |
|
"Новик"
- 1 ед.
головной корабль серии
[вернуться в оглавление]
Строился на средства "Особого комитета
по усилению военного флота на добровольные пожертвования",
оставшиеся после постройки 18 минных крейсеров и 4-х подводных
лодок. Первый турбинный эсминец русского флота, имевший
на вооружении 102-мм орудия. При проектировании был полностью
учтен опыт русско-японской войны. Постройку предварял
запрос, направленный "Особым комитетом" ряду
заводов и фирм, с просьбой сообщить свое мнение о стоимости
и возможности постройки "миноносца 36-узловой скорости".
По результатам объявленного конкурса 17 июля 1909 года
заказ был передан победителю – "Обществу Путиловских
заводов". Проект разработан германской фирмой "Вулкан"
и инженерами Путиловского завода. В процессе постройки
классифицировался как минный крейсер и предназначался
для нанесения торпедных ударов по противнику в составе
дивизиона из 4-5 однотипных кораблей, а также постановки
активных минных заграждений и одиночных действий в шхерах.
В эсминце была воплощена идея быстроходного торпедно-артиллерийского
корабля с гармоничным сочетанием наступательных и оборонительных
элементов. Определил развитие эсминцев отечественного
флота вплоть до октября 1917 года.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
1,280 тонн
|
Размеры: |
длина –
102.43 метра
ширина – 9.53 метра
осадка – 3.53 метра |
Силовая
установка: |
2 паровые
турбины, 6 котлов, 2 винта, 35,100 л.с. |
Скорость: |
36.92 узла |
Дальность
плавания: |
576/1,470
миль (36/21 узловым ходом) |
Экипаж: |
117 человек |
Вооружение: |
4х1 102/60
мм орудия, 4х1 7.62-мм пулемета, 4х2 надводных 457-мм
торпедных аппарата |

"Новик" – общий вид, схема (на 1917 г.)
"Дерзкий"
- 4 ед.
программа 1911г. - "ассигнование средств на усиление
Черноморского флота"
[вернуться в оглавление]
Состав серии: "Беспокойный",
"Гневный", "Дерзкий", "Пронзительный"
Заказаны в рамках программы судостроения,
принятой в 1911 году и известной как "ассигнование
средств на усиление Черноморского флота". Постройкой
этих эсминцев Морской Генеральный штаб стремился, хотя
бы частично, компенсировать отсутствие на Черном море
крейсеров. В конкурсе на проектирование турбинных эсминцев
для Черноморского флота участвовало 6 заводов. В качестве
прототипа был выбран эсминец "Новик",
с его мощной артиллерией и высокой скоростью хода. Хотя
первое место занял Путиловский завод – единственный из
русских, имевший опыт проектирования и постройки подобных
кораблей, заказ на 4 эсминца передали Обществу Николаевских
заводов и верфей, занявшему лишь 4-ое место, но обещавшему
сжатые сроки выполнения работ. Главное управление кораблестроения
и снабжения разрешило Обществу Николаевских заводов и
верфей строить корабли по собственным чертежам. Контракт
был подписан 24 февраля 1912 года. Эсминцы типа "Дерзкий"
практически не отличались от эсминца "Новик",
но так как требования к проектной скорости хода ограничили
34 узлами (вместо 36 узлов на прототипе), мощность турбин
была снижена почти на 7,000 л.с., что позволило убрать
1 котел и оставить 3 дымовые трубы, соответственно уменьшив
длину корабля. До 3-х сократили число 102-мм орудий, и
одно из них разместили на кормовой надстройке.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
от
1,180 до 1,190 тонн |
Размеры: |
длина
– от 93.82 до 93.9 метра
ширина – от 9.02 до 9.3 метра
осадка – от 3.2 до 3.42 метра |
Силовая
установка: |
2
паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, от 22,534 до 23,500
л.с. |
Скорость: |
34
узла |
Дальность
плавания: |
700/1,717
миль (30/21 узловым ходом) |
Экипаж: |
111
человек |
Вооружение: |
3х1
102/60 мм орудия, 2х1 7.62-мм пулемета, 5х2 надводных
457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |

"Дерзкий" – общий вид, схема (на 1916 г.)
"Счастливый"
- 5 ед.
программа 1911г. - "ассигнование средств на усиление
Черноморского флота"
[вернуться в оглавление]
Состав серии: "Счастливый","Быстрый",
"Громкий", "Пылкий", "Поспешный"
Заказаны в рамках программы
судостроения принятой в 1911 году и известной как "ассигнование
средств на усиление Черноморского флота". Строились по
проекту Путиловского завода, победившего в конкурсе, объявленным
Морским генеральным штабом в 1911 году. По существу, повторяли
эсминец "Дерзкий", но по внешнему виду корабли обоих классов различались
между собой верхним срезом дымовых труб: на Путиловских
он шел параллельно верхней палубе, на Николаевских – наклонно,
на первых – трубы круглого сечения, на вторых – эллиптического.
Стремясь стимулировать развитие отечественных судостроительных
предприятий, Главное управление кораблестроения и снабжения
выдало наряды на постройку 5 эсминцев класса "Счастливый"
трем различным заводам, а чтобы ее ускорить, разрешил
заказать главные и ряд вспомогательных механизмов германской
фирме "Вулкан". Предполагалось, что корпуса и механизмы
будут изготовлены в Санкт-Петербурге, а окончательная
сборка должна была пройти на специально для этой цели
арендованном заводе Ваддона в Херсоне и на северо-восточном
участке Николаевского адмиралтейства. Фактически, Путиловский
завод помимо изготовления корпуса своего эсминца, был
вынужден заниматься сборкой корпусов кораблей Металлического
завода из-за его реконструкции. Ввиду неготовности завода
Ваддона, постройка эсминцев на нем сильно затянулась,
а с началом войны практически остановилась. Аналогичная
ситуация сложилась и на Невском заводе. Воспользовавшись
ситуацией, руководство Общества Николаевских заводов и
верфей перехватило контракт на достройку эсминцев "Счастливый"
(Путиловского завода), "Громкий" и "Поспешный" (Невского
завода), а Металлический завод сумел отстоять свои корабли.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
1,110
тонн |
Размеры: |
длина
– 97.99 метра
ширина – 9.3 метра
осадка – 3.41 метра |
Силовая
установка: |
2
паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, от 24,000 до 25,000
л.с. |
Скорость: |
34
узла |
Дальность
плавания: |
1,020/1,680
миль (34/21 узловым ходом) |
Экипаж: |
111
человек |
Вооружение: |
3х1
102/60 мм орудия, 2х1 7.62-мм пулемета, 5х2 надводных
457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения
с 1916 года: 3х1 102/60 мм орудия, 2х1 47-мм зенитки,
4х1 7.62-мм пулемета, 5х2 надводных 457-мм торпедных
аппарата, 80 мин заграждения |

"Быстрый" – боковой вид, схема (на 1916 г.)

"Громкий" – боковой вид, схема (на 1916 г.)
"Орфей"
- 8 ед.
программа "усиленного" судостроения на 1913-1917
гг.
("Большая" судостроительная программа)
[вернуться в оглавление]
Состав серии: "Самсон", "Азард",
"Летун", "Десна", "Орфей",
"Забияка", "Победитель", "Гром"
Заказаны по программе "усиленного"
судостроения на 1913-1917 гг. ("Большой" судостроительной
программе) в числе 36 эсминцев 35-узловой скорости для
Балтийского флота. Постройку (как и для эсминцев Черноморского
флота) предварял конкурс эскизных проектов, в основу которых
была положена спецификация эсминца "Новик".
В конкурсе участвовало 10 фирм в т.ч. 2 иностранных. В
отличии от прототипа предусматривалась установка 2 102/60
мм орудий и 6х2 457-мм торпедных аппаратов. 13 июня 1912
года заседание Технического совета Главного Управления
кораблестроения признало лучшим проект эсминца "Счастливый"
Путиловского завода, но высказалось за замену 2-х трубных
торпедных аппаратов 4-мя 3-х трубными с целью обеспечить
залповую стрельбу по площадям. При сохранении главных
размерений (за исключением ширины) и обводов корпуса эсминца
"Счастливый", на эсминцах типа "Орфей"
было 4 котла, каждый из которых располагался в отдельном
отсеке. Благодаря увеличенной на 0.2 метра ширине корпуса,
удалось разместить более мощную энергетическую установку
(30,000 л.с. против 23,000 л.с. на эсминце "Счастливый").
Паровые турбины эсминцев типа "Орфей", кроме
увеличенной мощности, имели блокировку маневровых клапанов,
что повышало их надежность при эксплуатации. Контракт
с Петербургским металлическим заводом был подписан 1 января
1913 года. Завод самостоятельно изготовил (кроме головок
для роторов и турбин и турбогенераторов) главные и вспомогательные
механизмы. На эсминцах в процессе постройки устанавливались
артиллерийские приборы центральной наводки и визиры центральной
наводки торпедных аппаратов с соответствующими приборами.
Усиление торпедного вооружения в ущерб артиллерийскому
отражало господствовавшее в тот период представление об
основном назначении эсминца – массированном проведении
торпедных атак.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
1,260
тонн |
Размеры: |
длина
– 98 метров
ширина – 9.3 метра
осадка – 2.98 метра |
Силовая
установка: |
2
паровые турбины, 4 котла, 2 винта, 30,000 л.с. |
Скорость: |
35
узлов |
Дальность
плавания: |
560/1,680
миль (35/21 узловым ходом) |
Экипаж: |
150
человек |
Вооружение: |
2х1
102/60 мм орудия, 2х1 7.62-мм пулемета, 4х3 надводных
457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения
с 1916 года: 4х1 102/60 мм орудий, 1 40-мм зенитка,
1 63-мм зенитка ("Победитель" и "Гром"), 1 76.2-мм
зенитка ("Орфей" и "Забияка"), 2х1 7.62-мм пулемета,
3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |

"Самсон" – боковой вид, схема (на 1917 г.)


"Гавриил"
- 14 ед.
программа "усиленного" судостроения на 1913-1917
гг.
("Большая" судостроительная программа)
[вернуться в оглавление]
Состав серии: "Михаил","Сокол",
"Лейтенант Ломбард", "Владимир", "Константин",
"Гавриил",
"Лейтенант Дубасов", "Капитан Конон Зотов",
"Капитан Кроун", "Капитан Белли",
"Капитан Керн", "Капитан Кинсберген",
"Капитан Изыльметьев", "Лейтенант Ильин".
Заказаны по программе "усиленного"
кораблестроения на 1913-1917 гг. ("Большая"
судостроительная программа). Контракт, подписанный 11
января 1913 года, обязывал правление "Общества Путиловских
заводов" построить 8 эсминцев по переработанному
проекту эсминца "Орфей". Еще 6 таких же кораблей
были заказаны "Русскому обществу для изготовления
снарядов и военных припасов", из которого в 1913
году выделился новый судостроительный завод Русско-Балтийского
акционерного общества в Ревеле (Таллин). По конструкции
корпуса, главным размерениям, расположению помещений и
вооружению, эсминцы Путиловской верфи и Русско-Балтийского
акционерного общества практически не отличались от эсминцев
типа "Орфей". У Путиловских кораблей кромка
среза дымовых труб шла параллельно верхней палубе, у остальных
– перпендикулярно оси трубы. На Путиловских кораблях раструбы
вентиляторов средних котельных отделений имели трапецевидное
исходное сечение, в то время как на остальных оно было
круглым. Кроме того, на кораблях Путиловской верфи устанавливался
усовершенствованный вариант паровых турбин системы Браун-Бовери-Парсонс
повышенной мощности и экономичности на малых скоростях
хода. Их заказывали в Германии, что затруднило, а для
большей части кораблей сделало невозможным ввод в строй.
На эсминцах Русско-Балтийского завода якорные клюзы были
характерной фигурной формы, что позволяло втягивать лапы
якорей заподлицо с бортом.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
1,260
тонн ("Капитан Керн" – 1,720 тонн, "Капитан Белли"
– 2,020 тонн) |
Размеры: |
длина
– 98 метров
ширина – 9.34 метра
осадка – 3.90 метра ("Капитан Керн" – 4 метра, "Капитан
Белли" – 4.20 метра) |
Силовая
установка: |
2
паровые турбины, 4 котла, 2 винта, 31,500 л.с. |
Скорость: |
34
узла |
Дальность
плавания: |
360/1,680
миль (34/21 узловым ходом) |
Экипаж: |
150
человек |
Вооружение: |
4х1
102/60 мм орудия, 1 76.2-мм зенитка, 2х1 7.62-мм пулемета,
3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |


"Изяслав"
- 5 ед.
программа "усиленного" судостроения на 1913-1917
гг.
("Большая" судостроительная программа)
[вернуться в оглавление]
Состав серии: "Прямислав",
"Брячислав", "Федор Стратилат", "Автроил",
"Изяслав".
Заказаны по программе "усиленного"
судостроения на 1913-1917 гг. ("Большой" судостроительной
программе) в числе 36 эсминцев 35 узловой скорости для
Балтийского флота. Наиболее мощные по вооружению и крупные
эсминцы русского флота. Фактически являлись лидерами,
хотя официально такого класса кораблей в дореволюционной
России не существовало. В отличии от остальных турбинных
эсминцев типа "Новик" имели вертикальные образования
бортов корпуса, удлиненный полубак и противокреновые цистерны
Фрама. Проект разработан французской фирмой "А. Норманд"
на основе конкурсных предложений по эсминцу 35 узловой
скорости фирмы "Ланге и сын" (стандартное водоизмещение
1,325 тонн, турбины системы "Кертис-Вулкан"
– 30,000 л.с., котлы системы "Вулкан"). Французы,
с целью выполнения условий тактико-технического задания,
лишь увеличили водоизмещение на 25 тонн и длину на 2.3
метра. Установили более экономичные турбины системы "Браун-Бовери-Парсонс"
и котлы повышенной паропроизводительности системы "Норманд".
В целях повышения живучести все вспомогательные механизмы
были задублированы. 10 января 1913 года Морское ведомство
заключило контракт с акционерным обществом "Беккер
и Ко" на постройку 5 эсминцев с разрешением заказать
для 2 из них паровые турбины и вспомогательные механизмы
за границей. "Прямислав" заложили раньше других
кораблей данного типа, не дожидаясь окончательно утвержденных
чертежей и спецификаций, в которых размеры эсминцев увеличили
с целью создать им больший запас водоизмещения. По опыту
боевых действий было принято решение об установке 3-го
102/60 мм орудия и сокращения числа торпедных аппаратов.
7 июня 1916 года Главное Управление кораблестроения распорядилось
разместить на полубаке 4-ое орудие и снабдить корабли
приборами центральной наводки (3-х метровый дальномер,
визиры и счетно-решающие приборы). Уже в ходе достройки
эсминцы довооружили 5-м 102-мм орудием. 13 февраля 1915
года Морской Генеральный штаб, оценивая эсминцы типа "Изяслав"
как наиболее удачные среди строившихся на Балтике кораблей
данного класса, обратился к Морскому ведомству с просьбой
заказать акционерному обществе "Беккер и Ко"
еще 3 подобных корабля. Однако завод не справлялся с уже
имеющимся заказом и заключение контракта перенесли на
более поздний срок.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
1,390
тонн ("Прямислав" – 1,350 тонн) |
Размеры: |
длина
– 107 метров ("Прямислав" – 105 метров)
ширина – 9.5 метра 8.99 метра
осадка – 4.1 метра 3 метра |
Силовая
установка: |
2
паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, 32,700 л.с. |
Скорость: |
35
узлов |
Дальность
плавания: |
360/1,880
миль (35/21 узловым ходом) |
Экипаж: |
150
человек |
Вооружение: |
5х1
102/60 мм орудия, 1 76.2-мм зенитка, 2х1 7.62-мм пулемета,
3х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |

"Ушаковская
серия" - 8 ед.
программа усиления Черноморского флота 1914 г.
[вернуться в оглавление]
Состав серии: "Фидониси","Керчь",
"Гаджибей", "Калиакрия", "Занте",
"Цериго", "Корфу", "Левкас".
Заказаны в рамках программы нового усиления
Черноморского флота 1914 года, принятой в связи с опасностью
значительного роста ВМС и прогерманской ориентацией правительственных
кругов Турции. По настоянию офицеров флота и руководства
Общества Николаевских заводов и верфей (последнее – с
целью удешевить и упростить работы) был повторен эсминец
"Дерзкий" с устранением
недостатков, выявленных в процессе его эксплуатации –
значительной перегрузки (из-за установки оборудования,
не входившего в первоначальный проект), применения вспомогательных
механизмов с паровым приводом и ограниченной скорости
хода. Для соблюдения весовой дисциплины, были сокращены
запасы топлива и убраны бортовые продольные переборки
в носовом котельном отделении. Одновременно усилили палубный
настил, увеличили высоту котельных кожухов, ввели турбинные
приводы вспомогательных механизмов и улучшили электрооборудование.
В процессе постройки, на основе боевого опыта, кормовой
(пятый) торпедный аппарат заменили на 102-мм орудие, а
в апреле 1917 года 40-мм зенитные автоматы заменили на
57-мм зенитные пушки. Все корабли названы в честь побед,
одержанных Русским флотом под командованием Ф.Ф. Ушакова.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
от
1,326 до 1,795 тонн |
Размеры: |
длина
– от 92.51 до 93.26 метра
ширина – от 9.05 до 9.07 метра
осадка – от 3.2 до 4.04 метра |
Силовая
установка: |
2
паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, от 25,854 до 28,557
л.с. |
Скорость: |
33
узла |
Дальность
плавания: |
1,500
миль (21 узловым ходом) |
Экипаж: |
136
человек |
Вооружение: |
4х1
102/60 мм орудия, 2х1 57-мм зенитки ("Фидониси" –
2х1 40-мм зенитки), 4х1 7.62-мм пулемета, 4х3 надводных
457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |

Вторая
"Ушаковская серия" - 12 ед.
Заказаны по настоянию Морского Генерального штаба 11 октября
1915 года.
[вернуться в оглавление]
Состав серии: "Тенедос", "Хиос",
"Родос", "Самос", плюс 8 кораблей,
которым названия присвоены не были.
Заказаны по настоянию Морского Генерального
штаба 11 октября 1915 года. Николай II лично одобрил постройку
12 эсминцев "Ушаковской серии" и 3 декабря 1915
года приказал выделить для этой цели 62 млн. рублей. 10
января 1917 года тресту "Наваль-Руссуд" были
заказаны первые 8 кораблей, а на 4 последующих выдали
лишь предварительный заказ с условием, что они должны
были иметь паровые турбины с зубчатой передачей и артиллерию
за коробчатыми щитами. Эсминцы Второй "Ушаковской
серии" изначально предполагалось вооружить 4 102-мм
орудиями, 1 76-мм зенитной пушкой Лендера и 4х3 457-мм
торпедными аппаратами. За счет изменения размеров корпуса,
увеличили запасы топлива и следовательно – дальность плавания.
Обсуждался вопрос об улучшении мореходных качеств путем
создания прогиба палубы полубака. Из-за многочисленных
переделок проекта в конце 1916 года заложили только 4
корабля, а начало постройки остальных перенесли на 1917
год. Временное правительство 27 октября 1917 года рассматривало
вопрос о строительстве эсминцев Второй "Ушаковской
серии" и приняло решение достроить лишь 4 корабля,
выполнение заказа на 4 эсминца приостановить и отказаться
от приобретения 4 эсминцев с турбозубчатой передачей.
Точных данных о том, состоялась ли закладка последних
8 кораблей нет, а "Тенедос", "Хиос",
"Родос" и "Самос" в тот момент имели
готовность по корпусу не более 4 % и позднее были разобраны
на стапелях.
Основные ТТХ
Водоизмещение: |
1,400
тонн |
Размеры: |
длина
– 94 метра
ширина – 9.05 метра
осадка – 3.5 метра |
Силовая
установка: |
2
паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, 32,000 л.с. |
Скорость: |
33
узла |
Дальность
плавания: |
2,000
миль (20 узловым ходом) |
Экипаж: |
149
человек |
Вооружение: |
4х1
102/60 мм орудия, 1 76-мм зенитка, 4х1 7.62-мм пулемета,
4х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения |
|
|
|