В 1958 г. ОКБ-18 начало работу по
созданию новой атомной подводной лодки с баллистическими ракетами. На начальной
стадии рассматривалось два варианта лодки с различными типами баллистических
ракет - комплексом Д-4 с ракетой Р-21 и комплексом Д-6 с твердотопливной
ракетой, котрая находилась в стадии разработки. Главным конструктором новой
ПЛАРБ был А.С. Кассациер.
 |
|
РПКСН
пр. 667А
|
Определённые трудности при проектировании
возникли в связи с конструкцией пусковых шахт для ракет. Первоначальный
дизайн предусматривал размещение восьми пусковых шахт, которые в походном
положении располагались горизонтально, а перед запуском разворачивались
на 90° в вертикальное положение.
Впоследствии конструкция шахт была
полностью изменена и они стали располагаться вертикально, а вместо первоначально
рассматривавшихся пусковых ракетных комплексов был выбран комплекс Д-5
с ракетой Р-27. Новым главным конструктором проекта, получившего обозначение
667А стал С.Н. Ковалёв.
Внешние обводы лодки были выбраны
так чтобы обеспечить минимальное сопротивление при движении под водой.
В отличие от предшественников, горизонтальные рули располагались на рубке
корабля. Прочный корпус циллиндрической формы разделялся на 10 отсеков
и имел внешний диаметр 9,4 м.
 |
|
РПКСН
пр. 667А. Подводный пуск.
|
РПКСН пр. 667А несли пусковой ракетный
комплекс Д-5 с 16-ю ракетами Р-27, имевшими дальность пуска около 2400
км. Ракеты располагались позади рубки в два ряда в 4 и 5-м отсеках. Запуск
мог производиться на глубине 40-50 м. при скорости движения до 3-4 узл.
Ракеты запускались четыремя залпами по 4-е ракеты в каждом, интервал между
запуском ракеты в залпе составлял 8 секунд, а подготовка к пуску ракет
занимала 8 минут. После каждого залпа лодке требовалось 3 минуты для возвращения
на пусковую глубину, а между вторым и третим залпами 20-35 минут уходило
на перекачку воды из цистерн в пусковые шахты.
Главная энергетическая установка
включала два отдельных модуля (левого и правого борта), каждый из которых
включал реактор водоводяного типа и независимый турбозубчатый агрегат.
Максимальная скорость в подводном положении составляла 27 узл. Вспомогательные
двигатели использовались для обеспечения торпедных стрельб, для аварийного
энергоснабжения и как запасные двгатели при нахождении лодки в надводном
положении.
Для снижения шумности использовались
специальные малошумные винты, прочный корпус покрывался звукопоглощающим,
а лёгкий - противогидролокационным резиновым покрытием. Фундаменты под
главной и вспомгательной двигательными установками также изолировался слоем
резины.
РПКСН пр. 667А оснащались боевой
информационно-управляющей системой "Туча", которая обеспечивала приём данных
на глуьине до 50 м. при помощи всплывающей антенны "Параван". Первые четыре
лодки серии оборудовались навигационной системой "Сигма", последующие -
системой "Тобол" - первой советской навигационной системой использовавшей
данные получаемые со спутников. Эта система обеспечивала надёжное получение
навигационной информации в арктическом и тихоокеанском регионах, а также
This system provided reliable navigation in the Arctic Region and in the
Pacific Ocean and also постоянную боеготовность ракет в районах высоких
широт вплоть до 85°.
Первая лодка пр. 667А, получившая
тактический номер "К-137" была спущена на воду в 1964 г. Северном машиностроительном
предприятии в г.Северодвинск. В июле 1967 г. "К-137" завершила испытания
и в коце 1967 г. вошла в состав Северного флота. В период между 1967 и
1974 годами было построено 34 РПКСН проекта 667А - 24 в Северодвинске и
10 в Комсомольске-на-Амуре. В НАТОвской классификации лодки пр. 667А получили
наименование Yankee.
В 1972-1983 годах РПКСН пр. 667А
были переоборудованы под ракетный комплекс Д-5У и ракеты Р-27У, имевшие
больший радиус действия - до 3000 км. и способными нести наряду с моноблочной
головной частью разделяющуюся головную часть с 3-мя боеголовками мощностью
по 200 Кт. Модернизированный вариант получил обозначение пр. 667АУ.
В 1967 г. первые РПКСН пр. 667А вошли
в состав 31-й дивизии стратегических подводных лодок, которая базировалась
в Сайда-губе. В конце 1960-х годов 19-я дивизия стратегических АПЛ была
также оснащена лодками этого проекта. Обе эти дивизии образовали часть
12-й эскадры подводных лодок, которая в декабре 1969 г. была преобразована
в 3-ю флотидию подводных лодок.
Две дивизии РПКСН пр. 667А находившиеся
в составе Тихоокеанского флота - 8-я и 25-я - базировались на Камчатке.
В середине 1970-х соединение лодок пр.667А было переведено в Павловск.
В мае 1974 г. возле военно-морской
базы в Петропавловске произошло столкновение одной из лодок пр. 667А с
американской АПЛ "Пинтадо" (SSN-672, тип "Стерджен") на глубине около 65
м. Советская субмарина получила незначительные повреждения.
 |
|
РПКСН
пр. 667А."К-219" - во время аварии, заметен дым в районе ракетной шахты.
|
03 октября 1986 г. на борту РПКСН
пр. 667АУ "K-219" произошёл взрыв с последовавшим за ним пожаром. Лодка
располагалась 970 км. восточнее Бермудских островов. Экипаж был вынужден
поднять лодку на поверхность и заглушить реакторы. В результате этого инциндента
погибло 4 члена команды. Предпринимались попытки буксировки лодки, но 06
октября 1986 г. её пришлось затопить на глубине 5500 м. ВМС США официально
никак не комментировали произошедшее, относя это к следствию несчастного
случая. Эта же точка зрения - несчастный случай или непредвиденная авария
излагалась в вышедшей книге "Враждебные воды", которая описывала гибель
"К-219", и одноимённом фильме студии "Эйч-Би-О" (НВО). США категорически
отрицали причастность какой-либо американской подводной лодки к случившемуся
на "К-219" или какие-либо действия ВМС США приведшие к аварии и потере
советской подлодки.
В период 1979-1994 годов все РПКСН
пр. 667АУ были выведены из состава флота, их ракетные отсеки вырезаны в
соответствии с советско-американскими соглашениями о сокращении вооружений.
За время службы лодки этого проекта 590 раз совершали выходы на боевое
патрулирование во всех районах мирового океана. 2-е первые лодки были выведены
из боевого состава в 1979, 2 - в январе 1980, 1 - в январе 1981, 2 - в
январе 1982, 1 - в ноябре 1982, 1- в июне 1983, 1- в январе 1984, 2 - в
апреле 1985, 2 - в марте 1986, 2 - в 1987, остальные - в 1988 и 1989.
Некоторые из РПКСН пр. 667А были
переоборудованы для выполнения других задач.
-
В 1977 г. РПКСН "K-140" был переоборудован
под ракетный комплекс Д-11 с первыми советскими твердотопливными баллистическими
ракетами морского базирования Р-31 по проекту 667АМ (по классификации НАТО
- Yankee II). 12 ракет P-31 могли запускаться с глубины до 50 м. Торпедные
аппараты могли перезаряжаться менее чем за одну минуту с использованием
"сухого" способа пуска. Подводное водоизмещение лодки возросло до 10000
т.
-
РПКСН "K-420" была переоборудована для
испытаний крылатых ракет 3м-25 "Гром" ракетного комплекса "Метеорит-М".
Переоборудование производилось по проекту 667М "Андромеда" (по классификации
НАТО - Yankee SSGN или Yankee Sidecar). Длина и ширина лодки были увеличены
до 153 и 15-16 метров соответственно. Снаружи прочного корпуса расположили
12 ПУ ракет 3М-25. Работы начались в декабре 1982 г., а в декабре 1983
г. состоялись первые пуски крылатых ракет.
-
В период 1982-1991 гг. три лодки пр.
667А ("К-253", "К-395" и "К-423") были переоборудованы по проекту 667АТ
для размещения крылатых ракет РК-55 "Гранат", для чего у подводных лодок
вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором
располагалось восемь 533мм торпедных аппаратов, установленных (впервые
в отечественном подводном кораблестроении) под углом к диаметральной плоскости
корабля, из которых производился запуск КР. Водоизмещение составляло около
10000 т., длина была увеличена до 140 м. По классификации НАТО эти лодки
получили обозначение Yankee Notch.
-
В 1979-1984 РПКСН "K-403" была переоборудована
по проекту 09780 в атомную подводную лодку - лабораторию. (Обозначение
НАТО - Yankee Pod.). Вместо ракетного вооружения она была оснащена радиолокационным
и гидроакустическим оборудованием.
-
В 1990 РПКСН "K-411" была переоборудована
по проекту 09774
(Yankee Stretch) в носитель сверхмалых подводных лодок "КС-411".
В период 1988-1994 большая часть переоборудованных
лодок пр. 667А были выведены из боевого состава флота. "К-411" (пр. 09774)
и "К-420" (пр. 667М) продолжают нести службу, возможно в составе флота
остаются также "К-395" (пр. 667АТ) и "К-403" (пр. 09780).