СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА
Окончание Первой мировой войны серьезно изменило карту
Европы. На месте распавшейся "двуединой монархии"
возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия
и Югославия. Если первые три были чисто сухопутными, то
Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (так на первых
порах официально называлась страна) получило все бывшее
австро-венгерское побережье Адриатического моря за исключением
порта Триест, аннексированного Италией.
Сил для защиты протяженной береговой линии было явно недостаточно.
Молодой югославский флот представлял собой коллекцию небольших
кораблей, доставшихся в наследство от Габсбургов, большинство
из которых морально и физически устарело. В составе ВМС
числилось: 8 миноносцев так называемого "250-тонного"
типа постройки 1914-1916 гг.; 4 миноносца типа "Кайман",
построенных в 1905-1910 годах и списанных в 1927-1928 гг.;
4 еще более древних миноносца типа "Шихау",
использовавшихся в качестве тральщиков и сданных на слом
уже в 1924-1925 гг.; 4 речных монитора и несколько вспомогательных
кораблей и судов. Кроме того, в начале 20-х в Германии были
закуплены шесть тральщиков и старый бронепалубный крейсер
"Ниобе", получивший новое название "Далмация".
Несмотря на то, что Югославии достались многие судостроительные
заводы и верфи, на которых был создан некогда сильный австро-венгерский
флот, строительство новых кораблей замерло. Лишь в 1931
году сошли на воду пять заградителей-тральщиков типа "Малинска",
заложенные еще в годы войны. Пополнение корабельного состава
шло за счет закупок за границей. В результате немногочисленный
по своему составу флот представлял собой вместилище технических
средств со всей Европы: чехословацкую артиллерию, голландские
системы управления огнем, бельгийские средства связи, сами
корабли из Англии и Франции. Порой это оборачивалось серьезными
минусами. К примеру, пришлось принять на вооружение торпеды
трех различных калибров и систем (450-мм австрийские, 533-мм
британские и 550-мм французские).
Усиление и качественное обновление флота началось в конце
20-х годов с покупки за границей четырех подводных лодок.
При заказе первого крупного надводного корабля югославы
выдвигали несколько требований. С учетом полного превосходства
итальянцев на Адриатике необходимо было придать ему "рейдерские"
свойства. Иными словами, он должен быть сильнее любого корабля,
который может его догнать, и иметь преимущество в скорости
над любым лучше вооруженным противником. Требовалось обеспечить
возможность доходить без дозаправки до любой британской
или французской базы на Средиземноморье и обратно. Наконец,
при всем этом корабль должен был оставаться не слишком дорогим.
К середине 20-х годов окончательно сформировался класс
лидеров эскадренных миноносцев, типичными представителями
которого были итальянские esploratori типов "Карло
Мирабелло", "Леоне" и "Навигатори";
французские contre-torpilleurs типов "Шакал"
и "Альбатрос". Эти корабли заняли промежуточное
положение между крейсерами и эсминцами. Им ставились следующие
задачи: уничтожение неприятельских миноносцев, вывод в атаку
своих торпедных флотилий, ведение разведки, участие в минных
постановках. Обычно лидеры не имели броневой защиты, но
превосходили обычные эсминцы по размерам, скорости хода
и вооружению. Техническое задание, выданное югославским
флотом, ориентировалось именно на данный класс. Кроме того,
была высказана заинтересованность в установке вооружения,
произведенного чехословацкими заводами "Шкода"
(Чехословакия и Югославии входили в так называемую Малую
Антанту и являлись ближайшими союзниками).
В качестве возможных строителей рассматривались британские
и французские фирмы. От услуг французов очень скоро пришлось
отказаться. Хотя проект полностью устраивал заказчика, их
обязательным условием было вооружение корабля орудиями концерна
"Шнайдер". Окончательный выбор лежал между проектами
британских фирм "Семюэл Уайт" и "Ярроу".
Проект Уайта (водоизмещение 2140 т; скорость 37 уз; вооружение
7х120-мм, 4х40-мм орудия, 6 торпедных аппаратов) содержал
много новаторских решений; в частности, три котла располагались
в изолированных отсеках, а их дымоходы выводились в одну
трубу. Довольно высокая цена, а также слабый, по мнению
югославов, главный калибр склонили чашу весов в пользу конкурента.
(Несколько выходя за рамки данной статьи, можно отметить,
что впоследствии Уайт построил по этому проекту два эсминца
- "Гром" и "Блыскавица"
- для Польши, а также использовал заложенные в нем решения
при проектировании крейсеров типа "Тромп"
для Голландии.)
Предложение "Ярроу" привлекло представителей
югославского флота относительно низкой ценой и приемлемыми
сроками, немаловажною роль сыграла готовность строителя
установить чехословацкую артиллерию, с условием, что заказчик
обеспечит ее доставку. Надо сказать, что в период с 1924
по 1933 год Ярроу лишь дважды получал заказы от собственного
флота (эсминцы "Эмбаскейд" и "Фолкнор"),
поэтому приходилось искать покупателей на свою весьма специфичную
продукцию за рубежом. Югославский заказ был выгоден еще
и потому, что на нем Ярроу собирался опробовать некоторые
технические новшества, которыми затем можно было заинтересовать
представителей Ройал Нэйви.
В итоге летом 1929 года был подписан контракт на строительство
лидера, получившего название "Дубровник"
("Dubrovnik"). Киль заложили на верфи "Ярроу
энд Ко" в Глазго 10 июня 1930 года. Предполагалось,
что еще три корабля будут строиться с британской технической
помощью на югославских верфях (по свидетельству хорватского
историка Звонимира Фрейфогеля, "Шкоде" даже была
заказана артиллерия для всех кораблей), однако банкротство
судостроительных предприятий в Порто-Ре (Кралевице) заставило
от этого отказаться. Оставшийся в единственном числе "Дубровник"
11 октября 1931 года сошел на воду, а весной следующего
года приступил к приемным испытаниям.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Компоновка
По внешнему виду и внутреннему расположению "Дубровник"
был типичным эскадренным миноносцем британской постройки,
хотя и отличался значительными размерами. Немецкая команда,
принявшая корабль в Генуе в сентябре 1943 года, была им
просто очарована: по сравнению с другими трофеями он смотрелся
"настоящим крейсером".
Треть корпуса занимал полубак, клиперный форштевень подчеркивал
стремительность корабля. Артиллерия размещалась по линейно-возвышенной
схеме двумя группами. Орудие "А" стояло примерно
посередине полубака, орудие "В" - на носовом шельтердеке.
Для эффективного управления огнем проектировщики подняли
мостик эсминца на большую высоту. Сам мостик был довольно
просторным, чем заслужил похвальные отзывы всех командиров.
За полубаком шел кожух котельных отделений, увенчанный парой
опять же весьма высоких дымовых труб, между которыми располагались
спаренные установки зенитных автоматов. У второй трубы были
смонтированы платформы для двух 90-см прожекторов. Далее,
на главной палубе, стояли торпедные аппараты, а между ними
находилась платформа зенитного орудия. На кормовом шельтердеке
располагалось орудие "С", второй дальномер и запасной
ходовой мостик. По бортам стояли одиночные 40-мм автоматы.
Небольшой ют занимали орудие "D", минные рельсы
и швартовые устройства. Офицерские каюты и помещения унтер-офицеров
находились в кормовой части, кубрики команды - в районе
полубака.
Силовая установка
Силовая установка лидера была двухвальной и состояла из
трех водотрубных котлов, двух турбозубча-тых агрегатов и
турбины экономического хода. На "Дубровнике"
Ярроу впервые апробировал котлы с боковым расположением
топок, что позволяло сократить длину котельных отделений.
После успешных испытаний такие котлы нашли широкое применение
на эсминцах британского флота. Отопление - нефтяное, рабочее
давление пара - 20,3 кг/см2.
Главные турбозубчатые агрегаты системы Парсонса имели расчетную
мощность 42 000 л.с. (при форсировке - 48 000 л.с.). Проектная
скорость определялась в 37 узлов, но на сдаточных испытаниях
она была значительно превышена, а летом 1934 года в Адриатическом
море лидер развил 40,3 узла, правда условия в тот день были
идеальными. Даже на закате карьеры он мог держать 30-узловую
скорость, что совсем неплохо для корабля, не получавшего
полноценного технического обслуживания. Для экономии топлива
на лидере был установлен ТЗА экономического хода системы
Кёртиса мощностью 900 л.с.
Запас топлива составлял 590 т, что обеспечивало огромную
дальность плавания - 7000 миль экономическим 15-узловым
ходом. (Для сравнения: японские легкие крейсера, предназначенные
для службы на просторах Тихого океана, имели дальность плавания
порядка 4000 миль, британские - около 6000 миль.) Правда,
при увеличении скорости дальность резко падала и на 20 узлах
составляла уже 1700 миль. Однако итальянские данные это
не подтверждают: согласно проведенным в начале 1942 года
замерам, при запасе мазута 543 т корабль мог прийти 4690
миль 18-узловым ходом.
Вооружение
Сильное вооружение было одним из основных требований технического
задания. В результате по мощи артиллерии "Дубровник"
превосходил любой эсминец других стран; соперничать с ним
могли лишь французские лидеры, да появившиеся десятилетием
позднее германские "нарвики". Интересно, что формально,
по условиям Лондонского морского договора 1930 года "Дубровник"
вполне мог быть отнесен к классу крейсеров.
Вся артиллерия корабля была произведена чехословацкими
заводами "Шкода". Главный калибр составляли четыре
140-мм орудия. Они разрабатывались на основе 5,5-дюймовых
(139,7 мм) британских орудий, устанавливавшихся, в частности,
на линейном крейсере "Худ". Чехи увеличили
калибр до 140 миллиметров (5,512 дюйма), а длину ствола
до 56 калибров (7,9 м). Масса орудия с броневым щитом составляла
15,6 т. что заставило отказаться от первоначального замысла
установить пять таких установок и ограничиться четырьмя.
Масса снаряда составляла 39,9 кг; высокая начальная скорость
- 900 м/с - обеспечивала значительную дальность стрельбы
- 23 400 м. Подача боеприпасов обеспечивалась электрическими
элеваторами.
Управление огнем обеспечивалось двумя дальномерами голландского
производства, один из которых стоял на носовом мостике,
второй - на кормовом.
Первоначально для ведения дальней разведки планировалось
снабдить корабль гидросамолетом. Была предусмотрена площадка
над вторым торпедным аппаратом для его базирования, и стрела
для спуска и подъема. В процессе строительства от самолета
отказались, а освободившееся место отвели под зенитное орудие
дальнего боя. В этом качестве выступала спаренная установка
83,5-мм зениток - той же модели, которой вооружались крейсер
"Далмация" и тральщики типа "Орао".
Она вели огонь 10-кг снарядами. Начальная скорость снаряда
составляла 800 м/с, дальность стрельбы по горизонтали -
17 000 м, досягаемость по высоте - 12 000 м.
Легкое зенитное вооружение состояло из шести 40-мм автоматов
"Шкода" (две спаренных и две одиночных установки).
При длине ствола 67 калибров, они обеспечивали 950-граммовому
снаряду начальную скорость 950 м/с. По сравнению со знаменитыми
автоматами шведской фирмы "Бофорс" чешские были
дальнобойнее, но уступали в скорострельности и скорости
наводки. Дополнительно на крыльях мостика стояло два 15-мм
пулемета.
Торпедное вооружение составляли два трехтрубных 533-мм
аппарата британского производства, рассчитанные на стрельбу
торпедами Mk.X - так называемого "экспортного"
образца. Корабль мог принять на борт до 40 мин, а также
оборудовался парой бомбосбрасывателей для глубинных бомб.
Экипаж
В период нахождения эсминца в составе Королевского югославского
флота его экипаж состоял из 240 человек: 20 офицеров и 220
нижних чинов. В составе итальянского флота стало соответственно
13 и 191. При службе под германским флагом команда в сумме
насчитывала 220 человек.
Тактико-технические данные
Водоизмещение: стандартное - 1880 т; нормальное- 2400 т;
полное - 2884 т.
Длина: 113,2 м (по ВЛ - 111,1 м).
Ширина: 10,7 м.
Осадка (при нормальном/полном водоизмещении): 3,6 / 4,1
м.
Силовая установка: двухвальная; 3 котла Ярроу; 2 ТЗА "Парсонс":
42 000-48 000 л.с.; 1 ТЗА "Кёртисс" (экономического
хода): 900 л.с.
Скорость: 37 уз (макс. - 40,3 уз).
Запас топлива (мазут): 590 т.
Дальность плавания: 7000 (15) миль.
Артиллерия: четыре 140-мм/56 орудия (4х1), две 83,5-мм/55
зенитки (1х2), шесть 40-мм/67 автоматов (2х2, 2х1), два
15-мм пулемета.
Торпеды: шесть 533-мм аппаратов (2х3).
Мины: 40.
Экипаж: 240 человек.
СЛУЖБА
В начале лета 1932 года лидер завершил сдаточные испытания
и начал готовиться к переходу в Югославию. Перво-наперво
он отправился в Котор, где на него установили недостающую
83,5-мм зенитку (орудия главного калибра и зенитные автоматы,
отправленные со "Шкоды", были смонтированы еще
в Глазго). После этого "Дубровник" мог
считаться полностью вступившим в строй. Первым его командиром
стал капитан 1 ранга Армин Павич.
Несмотря на то, а может быть - как раз благодаря тому,
что лидер фактически являлся единственным современным кораблем
Королевского Югославского флота (из новых кроме него были
только четыре подводных лодки), первый год своей службы
он использовался главным образом не по прямому назначению.
Вместо отработки боевой подготовки и тренировок в совместных
действиях с остальными силами флота, "Дубровник"
выступал в роли своеобразной быстроходной яхты, на которой
король и королева Югославии совершили государственный визит
в Грецию, Турцию, Румынию и Болгарию.
29 сентября 1933 года лидер вышел в море с королевской
четой на борту. Через два дня на входе в Черное море высоких
гостей встретил эскорт кораблей румынского флота: эсминец
"Реджеле Фердинанд" и канонерская лодка
"Локотенент-Коммандор Стихи Ойген". Отряд
зашел в Балчук, где 3 октября на "Дубровнике"
был дан официальный прием с участием румынского короля Кароля
I. Затем лидер побывал в Варне, где его удостоил своим посещением
болгарский царь Борис. После дружественной славянской страны
король и королева Югославии намеревались совершить заход
в Турцию. И снова корабль принимал высокопоставленную особу
- на этот раз президента Гази Кемаль-Пашу. 5 октября "Дубровник"
покинул Стамбул и в сопровождении двух турецких эсминцев
прошел Дарданеллы. В Эгейском море турки передали сопровождение
корабля с высокими гостями греческому эсминцу "Спетсаи".
Последним пунктом маршрута был остров Корфу, около которого
7 октября состоялась траурная церемония в честь сербских
воинов, погибших в годы Первой Мировой. Утром следующего
дня лидер вошел в Которский залив, где состоялся большой
морской парад с участием крейсера "Далмация",
подводных лодок, миноносцев и морской авиации. Королевская
чета, выразив благодарность офицерам и команде корабля,
сошла на берег, а к экипажу "Дубровника"
отныне приклеилось прозвище "Монарших извозчиков".
В конце года Пашич, назначенный командующим эскадрой, сдал
корабль новому командиру. Им стал капитан 2 ранга Владимир
Саскиевич, остававшийся в этой должности вплоть до поражения
Югославии в войне. Организационно лидер входил в состав
эскадры, но продолжал использоваться для королевских визитов,
именно на нем Александр Карагеоргиевич отправился в свой
последний вояж в союзную Францию. 6 октября 1934 года "Дубровник"
покинул адриатический порт Шибеник и спустя три дня уже
подходил к Марселю. Французский флот оказал высокому гостю
широкий прием. На подходах к базе югославский корабль был
встречен дивизионом эскадренных миноносцев в составе "Форбэна",
"Тромба" и "Мистраля",
позже в почетный ордер вступили лидеры "Шевалье
Поль", "Жерфо" и "Воквелин",
а уже в самой гавани монарху салютовали крейсера "Кольбер"
и "Фош", украшенные флагами расцвечивания.
Царил дух дружелюбия, и ничто не предвещало трагедии, случившейся
после полудня. Король Александр был застрелен, и на следующий
день "Дубровник" с гробом на борту, приспустив
флаг, вышел в обратный путь. Крейсера "Дюкень"
и "Кольбер" с лидерами "Вотур"
и "Жерфо" проводили его до границы территориальных
вод, а при проходе Мессинским проливом то же проделали итальянский
крейсер "Альберто ди Джуссано" с дивизионом
эсминцев. В Сплите гроб с телом монарха был передан на берег.
В последующие годы "Дубровник" продолжал оставаться
наиболее мощной боевой единицей Королевского Югославского
флота. На 1939 год намечалась закладка в Сплите нового лидера
улучшенного типа, а также двух меньших по размерам эскадренных
миноносцев, но война помешала этим планам. К тому времени
в строй вступили три эскадренных миноносца ("Белград",
"Загреб" и "Любляна"),
построенных при помощи Франции, совместно с которыми "Дубровник"
составил Первую торпедную флотилию, являясь ее флагманским
кораблем.
После смерти короля Александра Югославия оказалась вовлеченной
в орбиту фашистских государств и 24 марта 1941 года официально
присоединилась к державам Оси. Однако такое положение вещей
сохранялось недолго. Уже 27 марта в Белграде произошел переворот,
возглавленный группой высших офицеров военно-воздушных сил,
в результате которого к власти пришло правительство генерала
Душана Симовича - сторонника антифашистской фракции. Реакция
Гитлера была немедленной: 6 апреля моторизованные части
Вермахта вторглись в страну. Спустя четыре дня хорватские
части подняли путч и отказались подчиняться верховному командованию.
10 апреля было объявлено о создании Независимого Хорватского
Государства, что только усилило царящий хаос.
Командование Королевского флота никак не ожидало такого
развития ситуации и не подготовило на этот случай никаких
оперативных планов. Состав и дислокация югославских ВМС
на 6 апреля выглядели следующим образом. Крейсер "Далмация",
четыре подводные лодки, два миноносца, три тральщика и три
минных заградителя стояли в Которской бухте. Там же находились
корабля Первой торпедной флотилии (кроме эсминца "Любляна",
который 24 января 1940 года затонул в результате навигационной
аварии в районе Шибеника и после подъема находился в ремонте).
Четыре миноносца, десять торпедных катеров, два тральщика
и три минных заградителя были в Шибенике, а плавбаза гидроавиации
"Змай" с эскадрильей гидросамолетов - в
Сплите.
В первый же день боевых действий корабли подверглись воздушным
налетам. В общей сложности 186 итальянских бомбардировщиков
атаковали Котор, нанеся повреждения эсминцу "Белград"
и четырем тральщикам. Сами югославы связывали столь малые
потери с прекрасной маскировкой своих якорных стоянок. Отражая
налеты, зенитные орудия и пулеметы кораблей выпустили множество
снарядов и патронов, сбив два самолета. Чешские 40-мм автоматы
проявили себя с самой лучшей стороны, а вот скорострельность
и скорость наведения 83,5-мм зениток вызывали нарекания.
Развал фронта, начавшееся дезертирство и предательство
хорватского офицерского корпуса коснулось и военно-морских
сил. Хорватские офицеры поднимали на некоторых кораблях
флаги новопровозглашенного государства и уводили их на север.
Стремительно ухудшавшаяся обстановка и непрекращающиеся
воздушные налеты вынудили командование флота 16 апреля отдать
запоздалое разрешение на прорыв кораблей на Мальту или в
порты союзной Греции. Сделать это удалось лишь паре торпедных
катеров, да двум подводным лодкам. Экипаж "Дубровника"
ожидал прибытия молодого короля Петра, чтобы вывезти его
в безопасное место, но король не отважился на такой отчаянный
шаг. 17 апреля Югославия капитулировала. Согласно договору,
все корабли ее флота были переданы итальянским представителям
неповрежденными. Лишь командир эсминца "Загреб"
не подчинился унизительному распоряжению, приказав взорвать
корабль.
25 апреля над "Дубровником" взвился итальянский
военно-морской флаг. Корабль получил новое имя "Премуда"
(в честь острова, около которого 10 июня 1918 года итальянский
торпедный катер "MAS 15" потопил австро-венгерский
линкор "Сент Иштван"). До него это название
носил другой трофей - бывший германский эсминец "V
116", доставшийся итальянцам по Версальскому договору.
Как и свой предшественник, новый "Премуда"
стал одним из самых крупных эсминцев итальянского флота.
21 мая "Премуда" в сопровождении эсминца
"Себенико" (бывший "Белград")
и миноносца "Абба" перешел в Бриндизи на
ремонт и модернизацию. Артиллерия главного калибра осталась
прежней, но остальное вооружение было заменено. На место
83,5-мм зенитки установили 120-мм/15 гаубицу, приспособленную
для стрельбы осветительными снарядами (подобные устанавливались
на эсминцах типа "Сольдати"). Зенитные
автоматы чехословацкого производства заменили на четыре
20-мм фирмы "Бреда" с длиной ствола 65 калибров.
Пара таких установок заняла место между трубами, еще два
автомата поставили на легком мостике около орудия "В".
Крупнокалиберные пулеметы остались на своих местах. Торпедные
аппараты заменили на аналогичные, но итальянской конструкции.
Внешний вид лидера изменился не сильно. Итальянцы слегка
уменьшили высоту дымовых труб, установив на них изящные
козырьки. Запасной ходовой мостик на корме был срезан, а
на его месте поставили визирный пост зенитного огня. Была
заменена и система управления огнем главного калибра; наверху
носовой надстройки появился новый КДП.
Еще в ходе ремонта от 120-мм пушки отказались, установив
на освободившееся место спаренный 37-мм/54 автомат, а в
передней части кормового шельтердека - еще пару 20-миллиметровых.
Таким образом, окончательное вооружение эсминца состояло
из 4х140-мм орудий, 2х37-мм, 6х20-мм автоматов, 2х15-мм
пулеметов и двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов.
Зимой 1942 года "Премуда" закончил ремонт и вошел
в состав 10-й флотилии эсминцев итальянского флота. Боевая
карьера корабля протекала в центральной части Средиземного
моря и была связана главным образом с сопровождением североафриканских
конвоев. Приведем наиболее значительные события из его биографии.
- между 5 и 15 февраля 1942 года, совместно с миноносцем
"Поллюкс", бывший югославский лидер эскортировал
конвой в Триполи. Операция оказалась не слишком удачной:
у побережья Туниса британская подводная лодка "Р
38" торпедировала и потопила один из охраняемых
транспортов.
- 21-23 февраля "Премуда" принимал участие
в операции "К.7", целью которой было проведение
в Ливию сразу двух конвоев из Мессины и с Корфу. Для этого
итальянским флотом были задействованы крупные силы: линкор,
три крейсера, семнадцать эсминцев и два миноносца. Немецкие
тяжелые истребители постоянно находились в воздухе, обеспечив
кораблям и судам надежное прикрытие, благодаря чему оба
конвоя прибыли в Триполи без потерь.
- 15 июня эсминцу довелось участвовать в крупном морском
сражении у острова Пантеллерия, когда итальянская 7-я дивизия
(два легких крейсера и восемь эскадренных миноносцев под
командованием дивизионного адмирала да Зара) пыталась перехватить
британский конвой, следовавший из Гибралтара на Мальту.
Обстоятельства этого боя достаточно подробно описаны в военно-исторической
литературе, поэтому нет необходимости останавливаться на
них подробно. Скажем лишь, что итальянцам так и не удалось
реализовать свое бесспорное огневое превосходство. Англичане
потеряли эсминец "Бедуин", а "Партридж"
получил тяжелые повреждения. У итальянцев был серьезно поврежден
"Вивальди", и "Премуде"
пришлось взять его на буксир.
- в январе 1943 года вместе с другими эсминцами и миноносцами
"Премуда" активно действовал на североафриканской
трассе, доставляя снабжение стремительно отступавшим итало-германским
войскам.
- между 9 февраля и 22 марта корабль участвовал в двух операциях
по снабжению блокированной в Тунисе германо-итальянской
группировки.
За девятнадцать месяцев нахождения в боевом составе итальянского
флота "Премуда" в общей сложности 130 выходил
в море, участвовал в проведении 57 конвоев, 14 раз сам выступал
в роли транспорта. За этот период им было пройдено 30 966
миль. 17 июля 1943 года боевая карьера эсминца под итальянским
флагом подошла к концу. В тот день около Специи на нем произошла
крупная авария в машинном отделении, для ликвидации последствий
которой требовался серьезный ремонт. Кроме того, зенитное
вооружение нуждалось в усилении. В конце июля "Премуда"
прибыл в Геную, где начались неторопливые работы.
Невозможность пополнения истощившегося запаса снарядов
для 140-мм орудий, производство которых после падения Чехословакии
было прекращено, вынуждало принять меры по перевооружению
корабля. Решено было установить на него новые итальянские
135-мм орудия (длина ствола 45 калибров), поступавшие на
вооружение легких крейсеров типа "Капитани Романи"
и планировавшиеся в качестве главного калибра для новейших
эсминцев типа "Комманданти".
Тем временем Муссолини был низложен, а новое правительство
маршала Бадольо начало искать пути выхода Италии из войны,
подписав скоре мирный договор с союзниками. Результат этого
хорошо известен: 9 сентября германские войска приступили
к захвату итальянских кораблей (операция "Ось").
В тот же день над находившемся в Генуе "Премуда"
был поднят флаг со свастикой.
Все захваченные у бывшего союзника крупные корабли немцы
свели в единый класс. Так бывший югославский лидер был низведен
до уровня миноносца, получив номер "TA 32"
(ТА = Torpedoboot Ausland). Первоначально было решено переоборудовать
его в корабль наведения ночных истребителей для Люфтваффе
(видимо, сказалось отсутствие основного вооружения, ведь
планам установки итальянских 135-мм орудий не суждено было
материализоваться), что существенно изменило внешний облик.
Грот-мачту демонтировали, на кормовой надстройке смонтировали
огромную антенну радара "Фрейя", а на носовой
- меньшую по размерам FuMO 21. Артиллерийское вооружение
составили три 105-мм 45-калиберные зенитки в одиночных установках
(по имеющимся данным, это были не флотские, а сухопутные,
вернее "люфтваффовские", артсистемы). Итальянские
торпедные аппараты демонтировались, вместо них планировалось
поставить побортно два двухтрубных. 20-мм автоматы оставили
итальянские, а 37-мм заменили германскими, поставив на верхней
палубе две одиночных установки.
Ввиду изменения оперативной обстановки, кораблю недолго
пришлось пребывать в новом качестве. 18 июня 1944 г. последовало
распоряжение о возвращении его в прежнюю ипостась и включении
в боевой состав для восполнения потерь. По данному требованию
были проведены следующие работы: носовой торпедный аппарат
вернули на место, четвертое 105-мм орудие заменило антенну
радара "Фрейя", были добавлены минные рельсы и
смонтировано новое германское радиооборудование, первоначально
предназначавшееся для "ТА 25", достройка
которого задерживалась. Зенитное вооружение было значительно
усилено. На площадке между трубами и на месте второго торпедного
аппарата установили спаренные 37-мм автоматы. Их дополняли
счетверенные 20-мм "Фирлинги", которых эсминец
нес (случай беспрецедентный) семь штук: два на прежних прожекторных
площадках у второй дымовой трубы, два на главной палубе
за срезом полубака, два на площадке между торпедными аппаратами,
где когда-то стояла 83,5-мм зенитка, и последний на кормовом
шельтердеке. Их дополняли четыре "спарки", разместившихся
по обеим сторонам мостика. В итоге "ТА 32" нес
4х105-мм, 8х37-мм и 36х20-мм стволов, а также три 533-мм
торпедных аппарата.
18 августа 1944 года корабль, командиром которого стал
капитан-лейтенант Копка, начал службу. Его включили в состав
10-й флотилии миноносцев корветтен-капитана фон Гарцена.
К тому времени "ТА 32", "ТА 24"
и "ТА 29" оставались ее последними боеспособными
единицами. В конце месяца экс-"Дубровник"
обстреливал позиции союзников в районе устья реки Серкьо,
а в ночь с 1 на 2 октября совместно с двумя другими миноносцами
совершил разведывательный поход в западную часть Генуэзского
залива. Все остальное время корабли простаивали в гавани,
скованные огромными силами неприятельской авиации и недостатком
топлива.
Вечером 18 марта 1945 года флотилия в том же составе вышла
на минную постановку в Лигурийское море. Ночь выдалась темной,
с низкой облачностью и практически нулевой видимостью. Несмотря
на наличие радара, из-за поломки рулевой машины "ТА
32" потерял своих спутников из вида, но, чтобы
не нарушать режима радиомолчания, не стал посылать сообщение
флагману на "ТА 24". Для немцев это имело
трагические последствия. У северо-западного побережья Корсики
отряд был атакован британскими эсминцами "Метеор"
и "Лукаут". "ТА 24" и
"ТА 29" очень скоро были пущены на дно
англичанами, с успехом использовавшими превосходство своих
радиолокаторов. Британские корабли и подразделения береговой
обороны к утру выловили из воды 244 немецких моряков с потопленных
кораблей, в том числе и командира флотилии корветтен-капитана
Буркарта. Наиболее мощный в артиллерийском отношении "ТА
32" оказался в стороне от разгоревшегося боя. Он
сделал несколько выстрелов и выпустил торпеды по противнику,
но успеха не имел и вернулся в порт.
Развязка неумолимо приближалась. Ночью 24 апреля 1945 года
"ТА 32", бывший "Премуда",
бывший "Дубровник" был затоплен при эвакуации
германских войск из Генуи. Корпус его был поднят в начале
пятидесятых и сдан на слом.
Литература
Брагадин М.-А. Итальянский флот во Второй Мировой войне.
Пер. с англ. - Екатеринбург: Зеркало, 1997.
Campbell J. Naval Weapons of World War II. - London: Conway
Maritime Press, 1985.
Conway's all the World Fighting Ships 1922-1946. - London:
Conway Maritime Press, 1985.
Fraccaroli A. Italian Warships of World War II. - London:
Ian Allan Ltd., 1969.
Freivogel Z. Kriegsmarine in der Adria 1941-45. // "Marine-Arsenal",
Bd.40, 1998.
Groner E. Die deutsche Kriegsschiffe 1815-1945. Bd.2. -
Bonn: Bernard und Graefe Verlag, 1983.
Kurowski F. Kampffeld Mittelmeer. - Berlin: Ullstein, 1999.
Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945.
- Annapolis: Naval Institute Press, 1992.
Whitley M.J. Destroyers of World War II. - London: Arms
& Armor Press, 1988.
© С.В. Патянин
1999 г.
|