ЗАРОЖДЕНИЕ КРЕЙСЕРОВ-"СКАУТОВ" С
200-мм. ОРУДИЯМИ.
1.1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Принятый 4 апреля 1907 года документ "Оборонная политика
империи" ("Imperial Defence Policy" - "Teikoku kokubo hoshin")
заложил общую основу оборонительной политики Японии на последующие
11 лет. В этом секретном документе в качестве вероятного
противника N-1 рассматривалась Россия, а на второй и третьей
позиции США и Франция. "Оборонную политику империи" определял
технический опыт, дипломатические уроки Русско-Японской
войны, а также научный труд по оборонным вопросам, созданный
преподавателем военно-морского штабного колледжа (Naval
Staff College) капитаном 3-го ранга Тецутара Сато (Sato
Tetsutaro), что, в совокупности, выделяло основные цели
применения ВМС: флот должен был состоять из "линейного флота"
(Battlefleet - Kiasen Kantai), который, в свою очередь,
состоял бы из эскадры из 8 линейных кораблей и эскадры из
8 броненосных крейсеров самых современных проектов, со сроком
службы не более восьми лет (1). 30 марта
1912 года эта задача была откорректирована в сторону постройки
не броненосных, а линейных крейсеров (в соответствии с новой
классификацией). Этот амбициозный проект первоначально сдерживался
финансовыми и политическими трудностями. Затем, во время
Первой мировой войны, возникшие проблемы, казалось будут
преодолены, но подписанное в 1922 году Вашингтонское соглашение
окончательно поставило крест на программе "Флот 8-8" ("8-8
Fleet").
Линейные корабли и броненосные крейсера этого "флота" должны были сопровождаться в походах крейсерами 2-го класса и эскадренными миноносцами. Морской Генеральный Штаб (Naval General Staff - Gunreiby) выдвинул требования к данному классу крейсеров: равноценное вооружение и защита, высокая скорости хода
и максимально большой радиус действия, что обеспечивало бы надежную разведку в интересах линейного флота.
Планы строительства новых крейсеров нашли отражение в "Программе
пополнения флота" ("New Fleet Replenishment Program - Shin
Kaigun Jujitsu Keikaku), которую представил 15 мая 1910
года морской министр вице-адмирал Минору Сайто (Navy Minister
Vice-Admiral Saito Minory) (2). Программа
предусматривала завершение строительства "Флота 8-8" к 1
апреля 1919 года, однако 12 июля 1910 года она была отвергнута
кабинетом министров. Согласно программе намечалось построить
четыре крейсера 2-го класса (second-class cruiser) и один
опытный крейсер специального назначения ("special duty"
cruiser - tokumu junyokan) для ведения "океанской разведки"
(Kaiyo Teisatsu) (3). К сентябрю 1911
года программа была пересмотрена в сторону увеличения числа
крейсеров специального назначения до двух единиц, один из
которых после вступления в строй должен был заменить вспомогательный
крейсер "Anegava", использовавшийся для разведки и имевший
солидную дальность плавания и вполне приличную скорость
хода, который намеревались исключить из состава флота 22
августа 1911 года (4). Однако разгоревшийся
в Японии политический скандал привел к отклонению на сессиях
парламента (Diet-session) в 1912-13 и 1913-14 годах "Программы
нового кораблестроения", а вместе с ней отказались и от
постройки двух упомянутых выше крейсеров.
Новый морской министр вице-адмирал Мицуро Ясиро (Navy Minister Vice-Admirai Yashiro Mitsuro) вновь потребовал в 1914 году как можно скорейшего утверждения программы "8-8". Его усилия увенчались успехом: 22 июня 1914 года предложения Ясиро по программе были утверждены комиссией кабинета министров по делам обороны (Defence Affairs setions of the Cabinet). 10 июля 1914 года было решено представить урезанный вариант "программы" парламентариям, как первый шаг на пути достижения конечной цели флота. Этот вариант получил известность как "Флот 8-4" ("8-4 Fleet") и предусматривал постройки трех крейсеров-разведчиков ("Scout") водоизмещением по 6000 тонн с вооружением из 4 200-мм. орудий каждый, четырех линейных кораблей, эсминцев и более мелких судов. Однако начало Первой мировой войны и нерешительность кабинета вновь отложили реализацию и этого сокращенного плана. Окончательное решение об этом было принято 25 декабря 1914 года.
Прошло больше восьми месяцев, прежде чем 10 сентября 1915
года очередной вариант "Программы 8-4" был представлен новым
морским министром Томособуро Като (Navy Minister Kato Tomosabuco).
Комитет по делам обороны 13 сентября 1915 года в принципе
утвердил вариант Като, но вынес решение лишь об orpaничейном
строительстве флота "8-4". 24 февраля 1916 года эта программа
была поставлена на голосование в парламенте и утверждена,
но крейсера-разведчики были из нее исключены (5).
Каких-либо тактико-технических данных японских "скаутов", проектировавшихся накануне Первой мировой войны в архивах не имеется.
1.2 ПРОЕКТ КРЕЙСЕРА-РАЗВЕДЧИКА 1916-го ГОДА.
Японская кораблестроительная, программа 1916 года предусматривала
вместо крупных крейсеров постройку двух кораблей "малого
типа) ("small-type" cruiser) в качестве быстроходных лидеров
флотилий (flotilla leaders) новых эскадренных миноносцев,
строящихся на японских верфях. Эти два крейсера были спроектированы
кораблестроительным отделом (3-я секция) технического департамента
ВМФ (Shipbuilding Section (Third section) of the Navy Technical
Department) в 1915 году и получили название "Tenryu" и "Tatsuta".
Названия присвоены 13 мая 1916 года (6).
Строительство более крупных крейсеров-разведчиков в то же
время было отложено. Однако работы по проектированию продолжались.
Одновременно с разработкой арсеналом Куре нового 200-мм,
орудия, которое должно было заменить орудие такого же калибра
(200 cm/45cal.) образца 1908 года типа "41" ("41 Nendo Shiki")
созданное в свое время на основе британских орудий фирмы
"Vickers" (7), Технический Совет ВМФ (The
Navy Technical Council) занимался эскизным проектированием
крейсера-скаута. 22 сентября 1916 года проектные наброски
были представлены в МГШ и представляли собой следующий корабль
(8):
Водоизмещение нормальное 7100 тонн
Скорость наибольшая 33 узла
Вооружение 8 152-мм/53 орудий,
8 двухтрубных 533-мм. ТА на поворотных
станках,
2 катапульты и 2-4 самолета.;
Главное вооружение планировалось по меньшей мере из 12
140-мм./50 типа "3" ("3 Nendo Shiki") в 4 спаренных башенных
установках в носу и корме и несколько (как минимум 4) одинарных
по бортам на палубных лафетах за щитами. Как альтернатива
рассматривались 200-мм. орудия, проектировавшиеся в арсенале.
Торпедное вооружение: 4 двухтрубных аппарата для торпед калибром 610-мм. в неподвижных надводных установках по бортам.
Постройку трех таких 7200-тонных скаутов предусматривала
"Программа пополнения флота 8-4" ("8-4 Fleet Completion
Program" - "8-4 Kantai Kansei Keikaku"), принятая на 39-й
"чрезвычайной сессии парламента 14 августа 1917 года" (9).
Стоимость постройки каждого оценивалась в 6 915 078 йен.
В середине 1917 года в Японии стали известны основные характеристики 10 американских крейсеров-разведчиков, предусмотренных построить в соответствии с "актом военно-морских законодателей" ("The Navy Appropriation Act") от 29 августа 1916 года:
Водоизмещение нормальное 7100 тонн
Скорость наибольшая 33 узла
Вооружение 8 152-мм/53 орудий,
двухтрубных 533-мм. ТА
на поворотных станках,
2 катапульты и 2-4 самолета.
На основании этих данных МГШ решил модифицировать и усовершенствовать
проект скаута 7200-тонного типа А к концу 1917 года соответственно
откорректировать и кораблестроительную программу. Включенные
в "Программу 8-4" 3 крейсера по 7200-тонн и 6 усовершенствованных
"Tenryu" no 3500 тонн заменили на 8 кораблей водоизмещением
по 5500 тонн и одним "малым" крейсером опытного проекта.
5500-тонный проект, созданный в 1917 году на основе "Tenryu"
кораблестроительной секцией (4-я секция) технического департамента
ВМФ (Shipbuilding Section (4th section) of the Navy Technical
Department), no мнению конструкторов, был более предпочтительным,
чем 3500-тонный, как для роли разведчика, так и для роли
лидера флотилии эсминцев (10).
Поэтому не случайно в новую "Программу пополнения флота
8-6", утвержденную на 40-й сессии кабинета министров 12
марта 1918 года, были включены еще три крейсера в 5500 тонн
(11).
1.3 ПРОЕКТ КРЕЙСЕРА-РАЗВЕДЧИКА 1918-го ГОДА.
Технический департамент ВМФ начал разработку усовершенствованного
скаута в 7200 тонн в середине 1917 года. Детали проекта
и основное характеристики специально не оговаривались, но
эскиз был утвержден в начале 1918 года и включал следующие
главные элементы (12):
Водоизмещение нормальное 8000 тонн
Скорость максимальная 35,5 узлов
Дальность плавания 14-уловым ходом более 6000 миль
Вооружение предусматривало 5-6 спаренных 140-мм./50-калиберных
орудий в башнях (тип "3 Nendo Shiki"), расположенных в диаметральной
плоскости с тем, что бы бортовой залп составил 10-12 стволов.
Башни планировалось установить пирамидально - три в носу
и две-три в корме. Как альтернатива рассматривалась установка
восьми новых 200-мм./50-калиберных орудий, разрабатываемых
арсеналом Куре с 1916 года.
Торпедное вооружение включало четыре двухтрубных аппарата калибра 610-мм. в неповоротных установках - по две трубы на каждый борт. Бронирование предусматривало бортовую и палубную защита жизненно-важных частей корабля.
Новый 8000-тонный проект включили на рассмотрение в первую
послевоенную кораблестроительную программу, известную как
"Программу пополнения флота "Флот 8-8" ("8-8 Fleet Completion
Program" - "8-8 Kantai Kansei Ketkaku") (13).
Эту программу совет кабинета министров принял 2 июня 1919
года. В следующем году, в феврале программа обсуждалась
в парламенте, а в июне 1920 года она была утверждена общим
голосованием на 43-й чрезвычайной сессии парламента.
1 августа 1920 года последовали изменения - было внесено
решение о включении в программу "Флот 8-8" четырех 8000-тонных
крейсеров-разведчиков, и, кроме того, восьми 5500-тонных
крейсеров. Стоимость постройки четырех первых скаутов оценивалось
в 1919 году в 8 059 200 йен каждого, а к июню 1920 году
эта сумма возросла до 11 миллионов йен.
1.4 ПРОЕКТ КРЕЙСЕРА-РАЗВЕДЧИКА 1921-го ГОДА.
"Программа 8-8", принятая в июне 1919 году намечала ежегодную
постройку в течение четырех, финансовых лет (с 1920/1921
по 1924/1925 гг.) по одному крейсеру в 8000 и 5500 тонн
(14). Остальные четыре 5500-тонника предполагалось
заказать в 1924/25 и 1925/26 годах соответственно. При этом
последний корабль "Программы 8-8" предполагалось сдать флоту
к 1 апреля 1928 года. Однако при голосовании в парламенте
по всей программе (несмотря на общее ее одобрение) заказ
на постройку был отложен на год. Финансирование переносилось
на 1921/22 год, и, более того, теперь уже и 8000-тонные
крейсера планировалось перезаказать как 5500-тонные (15).
Такой поворот красноречиво подтвердил тот факт, что МГШ
и морское министерство все еще не определились с проектом
8000-тонного крейсера, особенно в вооружении. Новые корабли
с этого момента официально обозначались как "Крейсеры большой
модели" ("Large Model Cruisers" - "Dai gata Junyokan") и
относились к кораблям 1-го класса (в "Программе 8-8").
Тем временем в Японии стало известно, что американский флот решил усилить вооружение уже заложенных 10 крейсеров типа "Omaha" (CL.4 - CL.13). Впервые этот вопрос обсуждался Главным Управлением кораблестроения США (ГУК) (The U.S.Navy General Board) в конце 1919 года, а в октябре-ноябре 1920 года было принято решение увеличить главный калибр крейсеров до 12 стволов установкой двух спаренных 152-мм. башенных орудий в носу и в корме. В этом случае водоизмещение кораблей возросло до 7500 тонн, а скорость снизилась до 33,75 узлов, но зато удвоился бортовой залп, так как башни располагались в диаметральной плоскости. Вес залпа составил 8 снарядов по 47,67 кг. или в целом 381 кг. на борт. А дальность плавания достигала 8000 миль 15 узловым ходом.
Сильное впечатление на японское военно-морское руководство
произвел британский крейсер "Hawkins", законченный постройкой
25 июля 1919 года и присоединившийся к английским восточно-азиатским
силам в октябре того же года, (флагман китайской станции).
В 1920 году он посетил Японию с визитом. Этот 9750-тонный
крейсер имел скорость 29-30 узлов и вооружение из 7 190-мм./50-калиберных
орудий "Mk.V" в одинарных установках, большинство из которых
располагалось в диаметрали, обеспечивая крейсеру 6-орудийный
бортовой залп 90,7-кг. снарядами с общим весом залпа 544
кг. Орудия главного калибра имели угол возвышения 30 градусов
и центральную наводку. Корабль имел наклонный бортовой пояс
толщиной 51 мм. из стали высокого сопротивления и главную
палубу в 25 мм. из той же стали, а кроме toro бортовые були
в подводной части борта (16). Дальность
плавания британского крейсера составляла 5400 миль 14 узловым
ходом.
Новые японские проекты по сравнению с современными им зарубежными крейсерами, значительно уступали последним. Крейсера 5500-тонного типа, из которых головной "Kuma" вступил в строй 31 августа 1920 года, а еще четырнадцать либо находились в постройке, либо были заказаны, оказались заметно слабее своих зарубежных аналогов, их 7 140-мм./50-калиберных орудий типа "3" ("3 Nendo Shiki") располагались в одинарных установках, причем бортовой залп из 6 орудий 38-кг. снарядами составлял всего 228 кг. Орудия имели максимальный угол возвышения в 25 градусов, что соответствовало дальности стрельбы 17.500 м. Бортовой же залп намеченных к постройке 8000-тонных "скаутов", согласно проекта, должен был состоять из 10-12 140-мм./50-калиберных орудий и иметь общий вес бортового залпа 380-456 кг. Поэтому МГШ дай указание о немедленном повышении главного калибра 8000-тонных крейсеров до 180-190 мм. или перевооружение их на новые 200-мм./50-калиберные орудия, разрабатывавшиеся в арсенале Куре. Летом 1921 года главный конструктор флота капитан 2 ранга Юцуру Хирага (Naval Constructor Captain Hiraga Yuzuru), руководитель отдела разработки технических проектов (The Fundamental Design - Kihon Keikaku) в кораблестроительной секции (4 секция) технического департамента ВМФ, предложил новый проект крейсера-разведчика, удовлетворявший требованиям МГШ и превосходивший тип "Omaha" в общих чертах. Новый, проект представлял следующее: при нормальном водоизмещении 7500 тонн и проектной скорости 35 узлов корабли должны нести 6 новых 200-мм./50-калиберных орудий в одиночных установках. Тяжелый орудия планировалось установить пирамидально в носу и в корме, обеспечивая бортовой залп шестью 115,2 кг. снарядами общим весом 691 кг. - почти вдвое больше чем у "Оmaha". Новый японский проект имел также бортовой торпедный залп из шести 610-мм. торпедных труб по сравнению с 2-мя (позднее доведено до 5) 533-мм. на кораблях США. Хирага впервые предложил такие принципы конструкции корабля, которые позволили бы иметь подобное вооружение: броневые листы бортов и палубы входили как в защиту, так и в обеспечение общей продольной прочности корпуса, а непрерывная палубная линия от носа до кормы делала продольные связи неразрывными. Отстаивая свои взгляды на данный проект Хирага в августе 1921 года, после долгих обсуждений и споров, склонил МГШ заменить проект 8000-тонника 1918 года
на свой новый 7500-тонный. К лету 1922 года техническая и рабочая документация нового корабля были разработаны. Постройку опытных "малых" крейсеров МГШ утвердил в октябре того же 1921 года, в дополнение к "Программе 8-4" 1917 года. Один такой крейсер, спроектированный под руководством капитана 2 ранга Хирага и его помощника капитан-лейтенанта Кикуо Фудзимото (Lieutenant Commander Fujimotd Kikua) имел те же конструктивные особенности, что и у 7500-тонного проекта. Первоначально этот корабль получил название "Ayase", но 23 декабря - 1921 года он был переименован в "Yubari". После окончания разработки проекта он был построен менее чем за 14 месяцев - с июня 1922 по июль 1923 года. В пору принятия всех решений по новым крейсерам-скаутам в августе-октябре 1921 года обстановка на международной арене изменилась. 27 июля 1921 года японское правительство приняло приглашение президента США Хардинга (Harding) на участие в Вашингтонских переговорах по военно-морским разоружениям, а также по проблемам, касающимся Восточной Азии и Тихого океана.
Подписание Вашингтонского договора 6 февраля 1922 года
и его ратификация 17 августа 1923 года остановило постройку
всех линейных единиц Программы "Флот 8-8". Постройка же
крейсеров, как части сил обеспечения линейных кораблей,
не ограничивалось, за исключением водоизмещения (10.000
английских тонн или 10.160 метрических тонн стандартных
по статье 11) и главного калибра артиллерии. (8-дюймов или
203-мм. по статье 12) (17). Не было ограничений
и по количеству кораблей в постройке, их скорости, защите,
числу орудий, дальности плавания и прочих характеристик.
За день до подписания соглашения - 5 февраля 1922 года
японцы издали приказ об остановке с этого момента строительство
линейных кораблей, начиная с "Kaga" и "Tosa". Строительство
же единиц не ограничиваемых договором, так называемых "вспомогательных
судов", было ускорено, чтобы обеспечить загруженность верфей;
строивших ранее линкоры. В феврале-марте 1922 года было
заказано сразу 18 кораблей предусмотренных ранее по программам
"Флот 8-6" и "Флот 8-8" (18). Средства
на их постройку взяли из ассигнований, предназначенных ранее
на линкоры. В эти заказы были включены и два новых 7500-тонных
крейсера. Кроме того, чуть позже, 3 июля 1922 года, наряду
с другими 53 единицами утвердили постройку еще двух таких
крейсеров и четырех по 10.000 тонн (максимальное разрешенное
договором водоизмещение) (19)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КРЕЙСЕР "YUBARI".
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КРЕЙСЕРА. КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА.
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КРЕЙСЕРА.
"Yubari" был опытной единицей ВМС, построенной в соответствии
с довольно амбициозными требованиями МГШ по части огневой
мощи новых кораблей. В соответствии с этими требованиями
капитан 2 ранга Хирага разработал проект корабля, в конструкции
которого он совместил тяжелое вооружение, высокую скорость
и минимальное водоизмещение. В сравнении с 5500-тонными
крейсерами "Yubari" имел всего 58 % их водоизмещения, обладал
той же проектной скоростью (35 узлов), радиусом действия
(5000 миль 14 узловым ходом) и имел тот же бортовой артиллерийский
(6 140-мм. орудий) и торпедный (4 610-мм) залпы. Корпус
корабля при высоких скоростях ходе подвержен опасности деформации.
Высокая же скорость диктовала и большое соотношение длины
к ширине. Помещенная ниже таблица представляет характеристики
"Yubari" и 5500-тонного крейсера для сравнения в этом отношении.
Можно без труда заметить, что корпусные конструкции составляют
31,3 % веса "Yubari" no сравнению с 38,3 % у 5500-тонника.
Подобное сокращение достигнуто без ущерба для прочности
корпуса включением броневых элементов в конструкцию корабля.
Как видно из конструктивного миделя "Yubari", стальная броня
NVNC (20) толщиной 38 мм бортового пояса
включена в конструкцию корпуса выполненную из стали высокого
сопротивления толщиной 19 мм. Следует, в частности, отметить
и наклон броневого пояса внутрь на 10 градусов. Нижняя,
кромка пояса соединена с верхней частью второго дна, а верхний
край пояса состыкован с плоской броневой палубой толщиной
25,4 мм. из стали NVNC. И бортовой пояс и броневая палуба
протянувшаяся на 58,5 м. (42 % длины корабля), вместе со
своими соединениями обеспечивали большую часть продольной
прочности корпуса.
И все же, несмотря на столь малые водоизмещение вес корпуса, защита "Yubari" была лучше чем у 5500-тонника как по абсолютным, так и по относительным понятиям. Детали системы защиты 5500-тонных крейсеров (см. конструктивный мидель-шпангоут) изготовлялись из стали высокого сопротивления "HT" (High-Tensile steel). Двухслойный бортовой пояс, прикрывающий машинно-котельные отделения, состоял из листов 38-мм. толщины снаружи и 25,4-мм. внутри. Поверх пояса, на уровне верхней палубы, над этими отсеками укладывались защитные листы толщиной 28,6 мм., доходящие от верхней кромки пояса, до линии, расположенной в 5,15 м. от борта. Далее толщина палубных листов равнялась только 6,3 мм. из такой же стали. Таким образом, палубная защита машинно-котельных помещений была неполной.
 |
Теоретический чертёж
и мидель крейсера "Юбари" |
Систему защиты "Yubari" можно хорошо рассмотреть на схеме
конструктивного мидель-шпангоута: она состояла из листов
высокопрочной стали "НТ" (наружный борт) и броневой стали
"NVNC" (внутренний борт), причем бортовая защита имела общую
толщину 58,5 мм. Верхняя палуба настилалась броневыми листами
из стали "NVNC", за исключением участка над двойным бортом,
соединявшим оба бортовых листа по верхним кромкам, где,
палуба имела толщину 22 мм и была выполнена из высокопрочной
стали "НТ". Под этим участком палубы, между наружной обшивкой
и внутренним поясом (в междубортном пространстве) располагались
топливные цистерны. Кроме того, на "Yubari" листами "NVNC"
были защищены дымоходы и вентиляционные шахты (толщина листов
32 мм.) до уровня на 0,62 м, выше бронированной верхней
палубы. Снаружи место стыка этих каналов с палубой было
усилено листами высокопрочной стали "НТ" толщиной 16 мм.
К тому же на "Yubari" броневая защита распространялась на
3 метра далее в нос от машинно-котельных помещений. Броней
также был укрыт и нижний пост управления огнем, расположенный
под мостиком.
Несмотря на то, что "Yubari" имел на одно 140-мм. орудие
и на две торпедные трубы меньше, чем у 5500-тонника, он
имел такой же бортовой залп благодаря расположению двух
спаренных 140-мм. установок в диаметральной плоскости. Основные
характеристики вооружения приведены ниже и даны в сравнении
с 5500-тонным крейсером, исключая уже указанное.
ВООРУЖЕНИЕ ЛЕГКИХ КРЕЙСЕРОВ.
ГЛАВНЫЙ КАЛИБР ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРУДИЯ.
140-мм.орудие, устанавливаемые на японских крейсерах описываемого
периода было разработано накануне Первой мировой войны в
качестве стандартного орудия среднего калибра, для замены
ранее применявшегося 152-мм., снаряд которого сочли слишком
тяжелым (45,4 кг.) для ручного заряжения средним японским
матросом. Оно было принято на вооружение 24 апреля 1914
года как "5,5-дюймовое орудие в 50 калибров длиной типа
"3 Nendo Shiki" (21). 5 октября 1917
года переклассифицировано в 140-мм. 50-калиберное орудие
типа "3 Nendo Shiki".
Конструкция казенника полуприводная (Mk.III) с винтовой
подачей
Длина орудия наибольшая 7235 мм. Вес орудия 5600 кг.
Число нарезов 42
Длина нарезов 5968 мм. Длина зарядной каморы 942 мм. Объем зарядной каморы 23 л. Вес снаряда 28 кг.
Вес заряда (общий заряд в отдельном шелковом картузе) 10,33-10,97
кг.
Начальная скорость снаряда 850 м./сек.
Максимальное давление в канале ствола 29 кг/кв.мм
Живучесть ствола 500-600 выст.
Скорострельность 6-10 выст./мин. (зависит от быстроты ручной
подачи)
Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения:
На 5500-тонных крейсерах типов "Kuma" и "Nagara" 17.500
м.
На "Yubari" и на 5500-тонных крейсерах типа "Naka" 19.100
м.
Максимальный угол возвышения:
На 5500-тонных крейсерах типов "Kuma" и "Nagara" +25 град.
На "Yubari" и на 5500-тонных крейсерах типа "Naka" +30
град.
Максимальный угол снижения -7 град.
ОРУДИЙНЫЕ УСТАНОВКИ ПАЛУБНОГО ТИПА.
140-мм. орудия на всех 5500-тонниках, а также установки
N-1 и N-4 на "Yubari" были смонтированы на одноствольных
лафетах, прикрытых броневыми щитами. Все эти орудия наводились
и заряжались вручную. Спаренные орудийные установки N-2
и N-3 на "Yubari" представляли собой башенноподобные лафеты
(Hoshitsu) типа "A" ("A-type" - "Ко shiki"). Вес такой установки
составлял 36,48 тонн. Лобовой лист бронезащиты имел толщину
10 мм, Установка наводилась на цель силовым приводом, но
было возможно и ручное наведение, для чего требовалось усилие
двух человек Скорость разворота установки с механическим
приводом 4 град. в секунду в горизонтальной плоскости, скорость
возвышения 6 град. в секунду.
Башенноподобная установка была разработана специально для крейсеров-разведчиков проектов 1916 и 1918 годов. Кроме "Yubari" они устанавливались на плавбазы подводных лодок "Jingei" и "Chogei", а также на минный заградитель "Okinoshima"". Именно эта установка послужила прототипом для башенных орудий эскадренных миноносцев "Special type"-проекта (впоследствии тип "Fubuki").
ПОДАЧА БОЕЗАПАСА.
Подача боевых припасов к одноствольным орудийным установкам
производилась посредством независимых от орудийных установок
цепных подъемников совкового типа, подающих как снаряды,
так и заряды, из погребов на верхнюю палубу.
Спаренные установки, хотя и не были башнями (turrets - hoko) в полном значении этого слова, но имели центровую поданную шахту для снарядов и зарядов, однако непосредственно к подъемным лоткам шахты боезапас подавался такими же цепными подъемниками. Все перемещения снарядов от и к подъемникам и орудиям, как и заряжание последних осуществлялось вручную. Орудия заряжались на любом угле возвышения - от -7 до +25 или +30 градусов. На 5500-тонниках подача боезапаса к орудиям, особенно к бортовым у носовой надстройки и орудию N-5 в диаметральной плоскости, была затруднена удалением подъемников от установок, что безусловно сказывалось на темпе стрельбы. На "Yubari" этих недостатков удалось избежать концентрацией всех орудий в двух батареях в носу и корме
ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕПРИПАСОВ
(по состоянию в 1926 году)
ОБЫЧНЫЙ СНАРЯД (Capped Common Shell):
Тип снаряда
Тип взрывателя (22)
Тип заряда
(порох) (23) |
13 Nendo Shiki 1.Go
13 Nendo Shiki 1.Go
обычный (Common)
50С.2; 40С.2; 37DC |
УЧЕБНЫЙ СНАРЯД (Exercise Shell):
Тип снаряда
Тип взрывателя
Тип заряда
(порох) |
?
?
мелкий (Reduced)
50С.2; 40С.2; 35C.2; 37DC |
ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ СНАРЯД (Star Shell):
Тип взрывателя
Тип заряда
(порох) |
двойного действия на 30/50 сек.
легкий (Light)
20С.2 |
УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ
Система центральной наводки ("Follow the Pointer" system)
для угла возвышения и поворота 140-мм. орудий и на "Yubart"
и на 5500-тонниках была одинакова. В состав системы входил
пост центральной наводки (Central Fire Director) типа "13"
("Hoiban 13 Nendo Shiki"), который располагался наверху
треногой мачты (24). Съемные 2,5-метровые
дальномеры могли устанавливаться в передней части мостика
и на его крыльях на крейсере "Yubari", а на 5500-тонниках
- над рулевой рубкой и между второй и третьей дымовыми трубами.
80-ММ. ЗЕНИТНОЕ ОРУДИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРУДИЯ.
80-мм. артиллерийская система была разработана в 1914-1915
годах для использований против аэропланов. Орудие было принято
на вооружение 4 февраля 1916 года, как "40-калиберное 3-дюймовое
орудие с большим углом возвышения" ("High elevation gun"
- "Dai gyokaku ho"). 5 октября 1917 года оно было переклассифицировано
в "80-мм. 40-калиберное орудие с большим углом возвышения"
("High angle gun" - "Kokaku ho"). Еще раз орудие было переклассифицировано
29 марта 1920 года и получило обозначение "80-мм./40-калиберное
орудие типа "3 Nendo Shiki kokaku ho".
Конструкция моноблок (Mk.VIII) с вертикальным скользящим
затвором
Длина наибольшая 3,2 м. Вес орудия 600 кг.
Число нарезов 21
Длина зарядной каморы 0,39 м. Объем зарядной каморы 2,1 л. Вес снаряда 5,99 кг.
Вес снаряда с зарядом в латунной гильзе 9,43-10,22 кг.
Начальная скорость снаряда 670 м./сек.
Максимальное давление в канале ствола 23 кг/кв.мм
Живучесть ствола 1200-2000 выст. Скорострельность по проекту 13-18 выст./мин. Скорострельность максимальная 13-18 выст./мин.
Максимальная дальность стрельбы по горизонту: 10800 м.
Максимальная досягаемость по высоте 6800 м.
Оптимальная досягаемость по высоте 5300 м.
Максимальный угол возвышения +75 град. Максимальный угол снижений -5 град.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРУДИЙНЫХ УСТАНОВОК.
80-мм. зенитные орудийные установки имели одноствольную
палубную конструкцию. Прислуга орудия щитом не прикрывалась.
Общий вес установки с орудием - 3,4 тонны.
Орудие обслуживалось вручную, в том числе вертикальное и горизонтальное наведение, а также заряжание. Максимальная скорость возвышения вручную - 7 град/сек. Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости вручную - 11 град/сек. Заряжение производилось при любом угле возвышения ствола, при этом установка взрывателя снаряда производилась в момент заряжания.
ЗЕНИТНЫЙ БОЕЗАПАС (по состоянию в 1926 году)
СНАРЯДЫ.
Имелось несколько видов снарядов (патронов) для 80-мм.
орудий. Их можно разделить на две группы:
- Обычный (Common shell) типа "3 Go";
- Учебный (Exercise shell) типа "3 Go";
- Трассирующий (Tracer shell).
Эти три типа снарядов снабжались порохом 20С.2. Снаряд
обычного типа имел головной взрыватель типа "5 Nendo Shiki";
- Шрапнель (Shrapnel shell); - Пристрелочный (Marker shell);
- Учебный (Exercise shell)/ Эти три типа снарядов снабжались
порохом 10С.2. Они имели временной взрыватель на 30 сек.
двойного действия.
ЗАРЯДЫ.
Латунные гильзы, снаряженные порохом 20С.2 (обычный заряд
- Common) или 10С.2 (легкий заряд - Light) для всех типов
снарядов.
ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
5500-тонные крейсера типа "Kuma" имели спаренные, аппараты
для торпед 533-мм. калибра. Торпеды обозначались "6 Nendo
Shiki" и были приняты на вооружение в 1917 году. Торпеды
выстреливались из аппаратов сжатым воздухом. Сами же аппараты
имели ручной и электроприводы для поворота в горизонтальной
плоскости и возможность ручного заряжения.
Более поздние 5500-тонные крейсера типа "Nagara" и "Naka", а также крейсер "Yubari" получили на вооружение новые аппараты для торпед 610-мм. калибра.
ТОРПЕДНЫЕ АППАРАТЫ
На крейсерах описываемых типов применялись спаренные торпедные
аппараты без щитового прикрытия - так называемого типа "8
Nendo Shiki". Эти аппараты были приняты на вооружение в
1919 году.
Стрельба производилась сжатым воздухом. Поворот в горизонтальной плоскости мог осуществляться посредством электропривода, но с возможностью ручного разворота. Это же можно сказать и о заряжании - оно было возможно также вручную или с помощью специального механизма с электроприводом. На "Yubari" благодаря расположению аппаратов в диаметральной плоскости была возможно стрельба на оба борта, а поворот соответственно на 360 градусов.
ТОРПЕДЫ.
610-мм. торпеда была принята на вооружение 27марта 1920
года как тип "8 Nendo Shiki 61-cm.gyori" первая модель (1
Go). Торпеды этого типа производились в Сасебо. Вскоре их
сменили усовершенствованные торпеды (модель 2 Go), изготовление
которых было налажено в Куре.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЯПОНСКИХ ТОРПЕД ОПИСЫВАЕМОГО ПЕРИОДА.
Тип торпед |
«8 Nendo Shiki» 610 мм. |
«6 Nendo Shiki» 533 мм. |
Модель
Принята
Длина общая
Вес общий
Вес боевой части |
1 Go
1920
8,415 к.
2215 кг.
300 кг. |
2 Go
1921
8,415 м.
2362 кг.
346 кг. |
1917
6,840 м.
1432 кг.
203 кг. |
Механическая установка
Давление в системе сжатого воздуха |
4-цилиндровая
(вариант 181 кг/кв.см. |
радиальная Шварцкопфа)
195 кг/кв.см. |
2-цилиндровая двойного действия (вариант Уайтхеда)
175 кг/кв.см. |
Дальность хода при указанной скорости |
18.000(27) миль
?
10.000(37) миль |
20.000(27) миль
15.000(32) миль
10.000(38) миль |
15.500(27) миль
10.000(32) миль
7.000(37) миль |
МЕХАНИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА.
Благодаря меньшему водоизмещению крейсер "Yubari" был способен
развить ту же наибольшую скорость, что и 5500-тонники, хотя
мощность нового крейсера составляла всего лишь 65 % от мощности
его предшественников. Силовая установка "Yubari" имела в
своей основе установку эскадренного миноносца типа "Minekaze"
(проект "F-41"). Эсминцы этого типа имели по 4 котла. Мощность
механизмов (2 турбоагрегата) составляла 38.500 л.с. на двух
валах
Крейсер "Yubari" имел 8 котлов и 3 турбоагрегата, каждый из которых развивал мощность на валу 19.250 л.с. Турбины проекта "Kansei Honbu" были скопированы с турбин Парсонса. Они состояли из одной турбины высокого и одной низкого давления (турбины экономического хода не было). Крейсерская скорость обеспечивалась двухступенчатым устройством главной турбины. На испытаниях 5 июля 1923 года "Yubari" достиг максимальной скорости 34,8 узлов (вместо 35,5 узлов по проекту) при мощности 57,990 л.с. Недобор скорости объяснили превышением нормального водоизмещения на испытаниях на 420 тонн. 8 котлов располагались парами в трех котельных отделениях, при этом носовая пара имела смешанное отопление, остальные - нефтяное. Первоначальным замыслом предусматривались две дымовые трубы, по одной на каждые 4 котла. Однако,
по совету лейтенанта Фудзимото, для уменьшения завихрения газов и сажи вокруг мостика носовую трубу отогнули в корму и соединили со второй. Вскоре после окончания постройки корабля эта общая труба была увеличена на 2 метра в высоту, чтобы избавиться от воздействия горячих газов на пост центральной наводки на больших
скоростях.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА КРЕЙСЕРА "YUBARI"
Проект "Yubari" впервые имел ряд характерных отличительных
черт, неоднократно повторенных на всех последующих проектах
японских крейсеров:
- Изогнутая линия форштевня с сильно подрезанным основанием.
- Объединенная со вторым дымоходом труба.
- Отсутствие наружной обшивки за броневым поясом, а также
включение бортовой и палубной брони из стали NVNC в общую
конструкцию корпуса, что существенно увеличило продольную
прочность корабля.
- Каюты офицеров размещены под носовой надстройкой и в
носу корабля. На всех предшествующих проектах (например
на 5500-тонных) каюты комсостава размещались в корме. Кубрики
личного состава, которые на 5500-тонных крейсерах располагались
в носовой части и над котлами (слишком жарко?), на "Yubari"
спущены вниз - ниже кладовых, вследствие чего в носу появилась
третья нитка иллюминаторов в отличие от двух на 5500-тонниках.
Однако эта нижняя жилая палуба отнюдь не способствовала
нормальному обитанию из-за постоянно присутствующей сырости.
- Броневые колосники над броневой палубой.
- Башенноподобная конструкция надстройки для сосредоточения
средств кораблевождения, связи и управления огнем. Помещения
командира и каюты старших офицеров, а также их служебные
помещения были размещены в нижнем ярусе надстройки.
Эффективность внедрения конструктивного принципа Хирага в отношении прочности корпуса и мореходности корабля выявилась в ходе испытаний "Yubari". Фактическое водоизмещение готового корабля превысило проектное нормальное на 419 тонн, что составляло около 14 %. В практике проектирования японских малых кораблей перегруз по водоизмещению до 5 % считался нормальным и в большинстве случаев он оставался в пределах этого лимита. Например, на крейсерах в 5500-тонн типа "Kuma" перегрузка составляла 80 тонн (5580 вместо 5500 тонн) или всего 1,5 %, но уже на крейсерах типа "Naka" она достигла 305 тонн (5900 тонн против 5595 проектных) или 5,5 %. На "Yubari" 419 тонн перегруза в нормальном водоизмещении (при 1/4 запаса топлива) привели к росту осадки почти на 0,3 м. При 2/3 запаса топлива она, еще более возрастала, уменьшая надводный 6oрт (если измерять от ватерлиний) приблизительно с 3,66 метра до 3.05.метра. Это приводило к тому, что иллюминаторы третьего ряда (кубриков команды) оказывались на уровне ватерлинии. Кроме того, большая осадка погружала транец кормы ниже ватерлинии, увеличивая тем самым сопротивление и уменьшая скорость корабля.
Лёгкий крейсер "Юбари"
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОВ "YUBARI" И "KUMA"
|
«Yubari» |
«Kuma» |
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ (*):
нормально по проекту
нормальное фактическое
стандартное по проекту
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ ПО ГОТОВНОСТИ
корпус
бронирование
механическая установка
вооружение
устройство и системы
ВСЕГО (стандартное):
топливо и масло (2/3)
питательная вода (2/3)
ВСЕГО (на испытаниях)
РАЗМЕРЫ КОРПУСА (по чертежам):
длина наибольшая по проекту
длина между перпендикулярами
длина по ватерлинии
ширина наибольшая
осадка средняя
высота борта от киля до верхней палубы
стрелка прогиба верхней палубы
подъем днища
ФАКТИЧЕСКАЯ ВАТЕРЛИНИЯ И ОСАДКА:
нормальное водоизмещение
длина по ватерлинии
средняя осадка
водоизмещение на испытаниях
длина по ватерлинии
средняя осадка
ШПАЦИЯ (от носа в корму):
длина участка / шпация
ДЛИНА И ВЫСОТА СКУЛОВЫХ КИЛЕЙ:
КОЭФФИЦИЕНТЫ И ОТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
ЧЕРТЕЖА:
(для фактического водоизмещения)
водоизмещение нормальное
полноты водоизмещения (Cb=Block Coefficient)
призматический (Cp=Prismatic Coefficient)
мидель-шпангоута (Co=Midship Coefficient)
ватерлинии (Cw=Waterline Coefficient)
отношение длины к ширине (L/B)
отношение к ширины к осадке (B/T)
отношение осадки к длине (T/L)
максимальная погруженная площадь миделя
ТИП РУЛЯ И ПЛОЩАДЬ:
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:
турбины
котлы
давление пара
температура пара
длина МКО
максимальный запас: нефти
угля
максимальная дальность плавания 14 узлах хода
зазор между корпусом и лопастями винтов
диаметр винтов
ЭКИПАЖ: по проекту
фактический
ВООРУЖЕНИЕ:
50cal.3 Nendo Shiki 14 cm. Mk.III
40cal.3 Nendo Shiki 8 cm. Mk.VIII
Спаренные торпедные аппараты
Запас торпед
7,7-мм. пулеметы
Мины
90-см. прожекторы (SU-Shiki)
БРОНИРОВАНИЕ: (см. текст):
длина пояса по ватерлинии
высота пояса |
3141 ts
3560 ts
2890 ts
1276 ts / 31,3 %
349 ts / 8,6 %
1057 ts / 25,8 %
330 ts / 8,1 %
375 ts / 9,2 %
3387 ts / 83,1 %
642 ts / 15,8 %
46 ts / 1,1 %
4075 ts / 100 %
138,9 м.
132,588 м.
136,5 м.
12,04 м.
3,581 м.
7,24 м.
0,152 м.
0,711 м.
3560 ts
137,135 м.
3,86 м.
4057 ts
137,16 м.
4,2 м.
30,937 м. / 0,533 м.
82,983 м. / 0,914 м.
82,983 м. / 1,066 м.
23,24 м. / 0,533 м.
42,0 м. / 1,168 м.
3560 ts
0,546
0,65
0,838
0,746
11,39
3,119
0,0281
+ 39 кв.м.
балансирный
9,77 кв.м.
активно-реактивные
зубчатые передачи
(ТВД-ТНД)
3 агрегата типа
«Kansei Honbu»
водотрубные
треугольного типа
«Kansei Honbu»
6 нефтяных
2 смешанных
18,3 кг./кв.см.
138 град. Цельсия
55,5 м.
830 ts
100 ts
5000 миль
0,381 м.
3,124 м.
340 чел.
328 чел.
6
1
2
10
2 (Lewis)
34
2
58,5 м.
4,15 м. |
5500 ts
5580 ts
5100 ts
2510 ts / 38,3 %
221 ts / 3,4 %
1630 ts / 24,9 %
444 ts / 6,8 %
527 ts / 8,0 %
5332 ts / 81,5 %
1140 ts / 17,4 %
78 ts / 1,2 %
6550 ts / 100 %
162,154 м.
152,4 м.
157,8 м.
14,173 м.
4,801 м.
8,839 м.
0,229 м.
0,83 м.
5580 ts
158,029 м.
4,832 м.
6550 ts
158,534 м.
5,21 м.
34,4 м. / 0,61 м.
27,8 м. / 1,219 м.
27,8 м. / 1,219 м.
43,5 м. / 1,219 м.
24,3 м. / 0,61 м.
61,0 м. / 1,219 м.
5580 ts
0,504
0,617
0,809
0,739
11,15
2,933
0,0306
+ 56 кв.м.
подвесной
15,17 кв.м.
активно-реактивные
прямого действия
(ТВД-ТНД-крейсерс.)
4 агрегата типа
«Gijutsu Honbu»
водотрубные
треугольного типа
«Kansei Honbu»
10 нефтяных
2 смешанных
18 кг./кв.см.
100 град. Цельсия
68 м.
1284 ts
361 ts
5000 миль
0,373 м.
3,353 м.
450 чел.
430-445 чел.
7
2
4
16
(«3 Nendo Shiki»)
43
3
68 м.
4,85 м. |
далее
>>> (Приложение)
ПРИМЕЧАНИЯ:
1). Концепция «Флот 8-8» («8-8 Fleet Completion Program»
– «8-8 Kantai Kansei Keikaku»), принятая 4 апреля 1907 года
была разработана вице-адмиралом Гоннохио Ямамото (Vice-Admiral
Yamamoto Gonnohyoe), предложившего еще в 1895 году программу
пополнения флота «Флот 6-6» («6-6 Fleet Completion Program»
– «6-6 Kantai Kansei Keikaku»), предусматривавшую шесть
линейных кораблей и шесть броненосных крейсеров со сроком
службы не более 8 лет. Эта программа была осуществлена после
японо-китайской войны. Развитием трудов Ямамото, называемого
часто японским Мэхеном, стал «Трактат по национальной обороне»
(«Imperial Defence Treatise» – «Teikoku Kokubo Shiron»)
капитан-лейтенанта Тецутаро Сато (Lieutenant-Commander Sato
Tetsutaro), подготовленный под влиянием германского закона
о флоте от 14 июня 1906 года. Особое внимание трактата было
уделено усилению русского и американского флотов. Переизданный
после русско-японской войны и откорректированный по ее урокам
документ в апреле 1907 года получил название «Трактат по
имперской обороне» («Imperial Defence Treatise» – «Teikoku
Kokubo Shiron»). Основной особенностью этого документа были
различные доводы и доказательства, что Япония к 1920 году
наряду со «вспомогательным флотом» второй линии должна обладать
линейным флотом 1-й линии состоящим из трех эскадр линкоров
(8 единиц), двух эскадр броненосных крейсеров (по 4 единицы)
и трех эскадр крейсеров 2-го класса (по 4 единицы).
8 октября 1906 года Императором было дано указание фельдмаршалу Аритомо Ямагата
(Field Marshall Yamagata Aritomo) сформулировать оборонную
политику с точки зрения политических уроков русско-японской
войны и растущих интересов США на Тихом океане и на Дальнем
Востоке. Итогом этих указаний и явился принятый 4 апреля
1907 года акт об оборонной политике «Оборонная политика
Империи» («Imperial Defence Policy» – «Teikoku Kokubo Hoshin»).
В его согласовании приняли участие в январе-апреле 1907
года премьер-министр Сайондзи Кинмочи (Prime Ministr Saionji
Kinmochi), начальник МГШ Хейхатиро Того (Chief of the Naval
Genera! Staff Admiral Togo Heihachiro), морской министр
вице-адмирал Минору Сайто (Navy Minister Vice-Admiral Saito
Minory), военный министр генерал Масатаке Тераучи (War Minister
General Terauchi Masatake) и начальники штабов. Флотская
часть «Имперской оборонной политики» была основана на основе
упоминавшегося трактата Сато.
назад 2). Японские морские министры периода 1898-1927 годов.
С 08.11.1896 по 06.1.1906 – Вице-адмирал Гоннохио Ямамото (Vice-admiral Yamamoto
Gonnohyoe) (1852-1933).
С 07.01.1906 по 16.04.1914 – Вице-адмирал барон Минору Сайто (Vice-Admiral
Saita Minory) (1858-1936).
С 16.04.1914 по 10.08.1915 – Вице-адмирал Муцуро Ясиро (Vice-Admiral Yashiro
Mitsuro) (1860-1930).
С 10.08.1915 по 15.05.1923 – Вице-адмирал Томособуро Като (Vice-Admiral Kato
Tomosaburo) (1861-1923).
В период нахождения Като на Вашингтонской конференции с 10.10.1921 по 10.03.1922
года его обязанности исполнял премьер-министр.
назад
3). «Программа пополнений флота» («New Fleet Replenishment
Program – Shin Kaigun Jujitsu Keikaku»), предложенная 15
мая 1910 года предусматривала постройку в 1914-1918 финансовых
годах 51 новой единицы, в числе которых:
7 линейных кораблей;
3 крейсера 1-го класса;
4 крейсера 2-го класса;
1 крейсер «специального назначения»;
26 эскадренных миноносцев;
10 подводных лодок.
По прогнозам, с учетом построенных и строящихся кораблей,
к 1 апреля 1919 года мог быть создан боевой флот из кораблей
со сроком службы менее 8 лет в следующем составе:
8 линкоров (7 + «Fuso»);
8 крейсеров 1-го класса (3 + «Kurama» + 4 типа «Kongo»);
8 крейсеров 2-го класса (3 + 1 «специальный» + «Tone» + 3 типа «Chikuma»).
назад
4). В ноябре 1911 года было предложено в 1912-1919 финансовых
годах заказать 52 новых корабля, в том числе:
7 линейных кораблей;
2 крейсера 1-го класса,
5 крейсеров 2-го класса;
2 крейсера «специального назначения»;
26 эскадренных миноносцев;
10 подводных лодок.
В этом случае, к 1 апреля 1 920 года флот мог иметь в своем
составе 8 линкоров, 6 крейсеров 1-го класса и 8 крейсеров
2-го класса. «Anegawa» – бывшее судно русского Добровольного
флота «Москва», построенное в 1898 году фирмой «J.Brown»
в Клайдбэнке (полные технические элементы смотрите в журнале
«Engineering» от 28 апреля и 5 мая за 1905 год «О российском
Добровольном флоте»). Полный тоннаж – 7267 тонн; нормальное
водоизмещение 11.700 тонн. В декабре 1903 года в Порт-Артуре
переоборудовано во вспомогательный крейсер «Ангара», но
14 февраля 1904 года возвращено Доброфлоту как госпитальное
судно с прежним названием «Москва». 16 октября 1904 года
после попадания 280-мм. снаряда судно село на грунт в гавани
Порт-Артура. 12 мая 1905 года поднято японцами. 3 июня того
же года переименовано в «Anegawa» и 8 марта 1906 года зачислено
в списки японского флота как посыльное судно. 22 августа
1911 года списано, и возвращено Доброфлоту. В ноябре 191б
года вновь под названием «Москва». Позже использовалось
как плавбаза миноносцев под названием «Печенга». Вероятно
пошло на слом во Владивостоке в 1924 году.
назад
5). Утвержденная 24 февраля 1916 года программа сокращенного
строительства получила название «Новая кораблестроительная
программа 1916 года» («1916 New Naval Shipbuilding Program»
– «1916 Shinzokan Keikaku»). Она включала строительство
линейного корабля «Nagato», легких крейсеров «Tenryu» и
«Tatsuta», эскадренного миноносца «Tanikaze» и подводных
лодок N.14, N.19 и Nv20, а также танкера «Sunosaki».
назад
6). Проектирование и анализ переоборудования кораблей японского
императорского флота с 1900 года осуществлялся Департаментом
морского министерства (Department of the Navy Department
– Kaigunsho).
19 мая того же года был образован Технический департамент ВМФ (The Navy Technical
Department – Kaigun Kansei Honbu), сменивший действовавшее с января 1886
года Техническое бюро (The Technikal Bureau – Kansei Kyoku).
21 сентября 1915 года название департамента заменено на «Технический департамент
ВМФ» (The Navy Technical department – Kaigun Gijutsu Honbu), a 1 октября
1920 года «Технический департамент ВМФ» (The Navy Technical Department – Kaigun
Kansei Honbu).
Кораблестроительная секция (Shipbuilding section – Zosen) технического департамента,
имевшая «Отделение технического проектирования» (Basic Design
– Kihon Keikeku) была известна как 3-я или 4-я секция: с
19.05.1900 по 21.09.1915 это третья секция (Shipbuilding
Section (Third Section) of the Navy Technical Department)
а затем четвертая (Shipbuilding Section (Fourth Section)
of the Nayy Technical Department). С апреля 1927 года по
апрель 1933 года – вновь 3-я, после чего окончательно утверждена
как 4-я.
назад
7). Технический совет ВМФ (иногда его
называли Техническое Управление) (The Navy Technical Council
– Kaigun Gijutsu Kaigi) помогал МГШ готовить тактико-технические
задания на проектирование новых кораблей. Он состоял из
заместителя начальника МГШ (Vice-Chief of the Naval General
Staff), заместителя морского министра (Vice Navy Minister),
начальников 1-го и 2-го отделов МГШ (Chiefs of First and
Second Divisions of the N.G.S.), начальника отдела морских
дел в морском министерстве (Chief of Naval Affairs Division
of the Navy Department), начальника Технического департамента
ВМФ (Chief of Navy Technical Department), начальника кораблестроительной
секции (3-й или 4-й) (Head of Shipbuilding Section), начальника
штабного колледжа (President of Naval Staff College) и опытных
проектировщиков. Совет был создан 21 апреля 1889 года и
действовал как отдельный орган, исключая период с 10 ноября
1903 по 30 января 1935 года, когда он входил в Технический
департамент ВМФ.
назад
8). Согласно данных капитан-лейтенанта
Сицуо Фукуи (Lieutenant-Commander Fukui Shizuo), приведенных
в статье Ясуо Абэ «Все о легких крейсерах ВМФ США типа «Omaha»
(«All About «Omaha» – Class Light Cruisers in US Navy by
Abe Yasuo) в журнале «Ships of the World», стр. 48-61 за
1967 год.
назад
9). В течение июля-сентября 1916 года была предложена Программа
пополнения флота «Флот 8-4» («8-4 Fleet Completion Program»
– «8-4 Kantai Kansei Keikaku»), однако 25 января 1917 года
ее исполнение было отложено 38-й сессией парламента сроком
на один год – до опубликования в США «Акта о трехлетнем
кораблестроении» (от 29 августа 1916 года). Этот заокеанский
документ стал необходимым ориентиром для японских политических
кругов в давлении на парламент.
Вскоре на специальной сессии была утверждена программа постройки в течение
7 лет (с 1917 финансового года) наряду с 9-ю крейсерами трех линейных кораблей
(«Mutsu», «Kaga» и «Tosa»), двух линейных крейсеров («Amagi» и «Akagi»),
27 эскадренных миноносцев, 18 подводных лодок и 3 вспомогательных судов.
назад
10). Крейсера в 5500 тонн известны как «Промежуточная модель
программы 1917 года N.1-8» (1917 Program Medium Model (Chu
Gata) Cruisers No.1 to 8). Из них:
- по ассигнованиям 1917/18 года: «Kuma» (N.1) и «Tama» (N.2) – названия присвоены
20 августа 1917 года;
- по ассигнованиям 1918/19 года: «Kitakami» (N.3), «Ooi» (N.4) и «Kiso» (N.5)
– названия присвоены 24 января 1918 года;
- по ассигнованиям 1919/20 года: «Nagara» (N.6), «Isuzu» (N.7), «Natori»
(N.8) названы 17 июля 1919 года.
назад
11). Программа пополнения флота «Флот 8-6» («8-6 Fleet
Completion Program» – «8-6 Kantai Kansei Keikaku»), наряду
с тремя 5500-тонными крейсерами, предусматривалась постройка
двух линейных крейсеров («Ashitaka», переименованный 26
марта 1920 года в «Takao», и «Atago»), 27 эскадренных миноносцев,
48 подводных лодок и 6 вспомогательных судов. Закладка трех
5500-тонных крейсеров «Программы 1918 года», названных «Suzuka»,
«Minase» и «Otonase» была отложена к постройке на 1919 год,
финансирование их строительства перенесено на 1920/21 год.
Были изменены и их названия. 26 марта 1920 года, первый
переименован в «Yura», остальные 1 октября 1920 года – соответственно
в «Abukuma» и «Kinu».
назад
12). Согласно данных капитан-лейтенанта Сицуо Фукуи, приведенных
в статье Ясуо Абэ «Все о легких крейсерах ВМФ США типа «Omaha»
(«Ships of the World», стр. 48-61 за 1967 год).
назад
13). Программа пополнения флота «Флот
8-8» («8-8 Fleet Completion Program» – «8-8 Kantai Kansei
Keikaku») наряду с двенадцатью крейсерами, в числе которых
были четыре – «большой модели» (large model – dai) и восемь
– «промежуточной модели» (medium model – chu), узаконила
строительство 4 линейных кораблей (No.9-12), 4 линейных
крейсеров (No.13-16), 32 эскадренных миноносцев, 28 подводных
лодок, 5 канонерских лодок и 18 вспомогательных судов.
назад
14). Японский финансовый год начинался 1 апреля и заканчивался
31 марта следующего года. Таким образом, 1920 финансовый
год длился с 1 апреля 1920 года по 31 марта 1921 года, соответствуя
ассигнованиям на 1920/21 финансовый год.
назад
15). Четыре крейсера «промежуточной модели» (medium model
– chu) в 5500 тонн программы 1920 года (доработанный проект,
известный под обозначением «С-ЗЗ» – «Basic Design No.C-ЗЗ»)
были утверждены постройкой по финансированию на 1921/22
год (вместо ранее предполагавшегося финансирования двух
кораблей по ассигнованиям 1920/ /1921 года и двух – по ассигнованиям
1921/1922 года). 19 марта 1921 года новые крейсера получили
наименования «Sendai», «Jintsu», «Naka» и «Kako» доведя
таким образом число, 5500-тонников, заказанных в соответствии
с условиями Вашингтонской конференции в целом до 15 единиц.
назад
16). Подробные данные этих крейсеров,
включая поперечные сечения корпуса, по типу «усовершенствованный
«Birmingham» – «Hawkins» и однотипных с ним достаточно известны:
они опубликованы в технической литературе и среди прочих
изданий смотрите журнал «Engineering» от 24 сентября 1920
года, стр. 410 и 418-419.
назад
17). Стандартное (или вашингтонское)
водоизмещение включало в себя массу корабли готового к плаванию:
с полными запасами, боекомплектом и экипажем, но без топлива,
запаса питательной воды и смазочного масла. До Вашингтонского
договора японский флот принимал нормальное водоизмещение
(в английских тоннах по 1016 кг.) – как соответствующее
водоизмещению готового к плаванию корабля, но всего при
1/4 запаса топлива, 3/4 боезапаса и 1/3-2/3 запасов масла,
при отсутствии питательной воды. С 1926 года корабли проектировались
к испытаниям в метрических тоннах, что на треть меньше полного
водоизмещения (другими словами при 2/3 полного запаса топлива,
питательной воды, масла и прочих запасов).
назад
18). Среди них два крейсера по 7500 тонн,
три эсминца (No. 11, 13 и 15), шесть подводных лодок (No.48,
64, 72-75), плавбаза «Chogei», четыре транспорта («Ondo»,
«Mamiya». «Hayatomo» и «Naruto») и два авианосца («Amagi»
и «Akagi»).
назад
19). Среди них сразу 6 крейсеров, 21 эсминец. 22 подводных
лодки и 10 вспомогательных судов. Корабли, утвержденные
в феврале-марте 1922 года, а так же в июле того же года
составляли «Новую кораблестроительную программу 1923 года»
(«1923 New Replenishment Shipbuilding Program» – «1923 Kantei
Seizo Shinhoju Keikaku»), принятую 46-й сессией парламента
в марте 1923 года.
назад
20). Сталь NVNC означает сокращенно «новая нецементированная
Виккерса» (New Vickers noncemented) и известна также как
«упроченная хромистая сталь» (Hardened chrome steel – nitsukeri
kuromu ko). Это нецементированная упроченная сталь, созданная
в конце Первой мировой войны по образцу стали VH – «Виккерса,
упроченная» (Vickers Hardened) для использования в виде
броневых плит. Она имела следующий химический состав (аналогичный
стали VH и цементированной стали Виккерса VC):
Никель Ni = 3,7-4,2%
Хром Cr = 1,8-2,2%
Углерод С = 0,43-0,53%
Медь Cu = 0,2 %
Марганец Mg = 0.30-0,45 %
В зависимости от толщины плит сталь NVNC имела следующие механические свойства:
Толщина плиты – свыше 180 мм.
Предел упругости = > 40 кг/кв.см
Предел прочности = 75+10 кг/кв.см
Удлинение (растяжение) = > 20 %
Толщина плиты – 75 - 180 мм.
Предал упругости = > 45 кг/кв.см
Предел прочности = 80+8 кг/кв.см
Удлинение (растяжение) = >19%
Толщина плиты – менее 75 мм.
Предел упругости = > 50 кг/кв.см
Предел прочности = 85+6 кг/кв.см
Удлинение (растяжение) = > 18 %
С 1932 года плиты NVNC стали заменяться плитами CNC (Ni-Cr-Cu) или омедненная
нецементированная сталь (Copper Non – Cemented Steel). Сталь высокого сопротивления
НТ (High Tensile) применялась наряду с мягкой сталью MS (Mild Steel). Обе
марки являлись в японском императорском флоте обычным конструктивным материалом,
а также использовались как защита кораблей. Химический состав стали НТ (помимо
незначительного процента некоторых других элементов):
Углерод С =0,35-0,40%
Кремний Si = 0,15%
Марганец Мд = 0,8-1,2%
Механические качества:
Предел упругости = > 32 кг/кв.см
Предел прочности = 54-60 кг/кв,см
Удлинение (растяжение) = >20 %
назад
21). Для обозначения вооружения кораблей
японском флоте было принято указание года приемки на вооружение
(орудий, торпед, снарядов, дальномеров и т.п.) первого образца.
До правлений Императора Хирохито (Emperor Hiro Hoto), то
есть до 1927 года, даты шли по нумерации лет царствования
с указанием года (Nendo) почти до 1921 года (10-й год Taisho),
после чего приставка "Nendo" в большинстве случаев
отсутствует:
Годы правления:
МЕЙДЗИ (MEIJI) – Император Муцухито (Emperor Mutsu Hrto):
первый год (1-й) – 1868 г.
последний год (45-й) – 1912 г.
ТАЙСО (TAISHO) – Император Есихито (Emperor Yoshi Hito):
первый год (1-й) – 1912 г.
последний год (15-й) – 1926 г.
СЕВА (SHOWA) – Император Хирохито (Emperor Hiro Hito):
первый год (1-й) – 1926 г
Следовательно, «3 Nendo Shiki» фактически означает «Taisho 3 Nendo Shiki»
или «Тип от З года Тайсо», то есть образца 1914 года. В правление императора
Хирохито японские календарные годы были привязаны к году оснований империи
– 660 году. В связи с этим предметы вооружения обозначались двумя последними
цифрами календарного года, без последующего добавления «Nendo». Так, образец
с обозначением «88 Shiki» – «Тип 80-го года» (по японскому календарю 2588
года). Для определения по христианскому календарю новой эры надо вычесть
660: 2588-660=1928 год. «95 Shiki» означает образца 1935 года, «00 Shiki»
– образца 1940 года.
Кроме того, для обозначения разных модификаций одного образца приняли следующие
символы: «Shiki» – образец, «Gata» – модель (имеются ввиду
большие изменения в конструкции), «Kai» – модификация (сравнительно
небольшие изменений от исходного образца), «Go» – часто
используемый номер.
назад
22) Японские взрыватели для снарядов (shell fuzes = Shinkan)
можно разделить на 3 категории:
1) УДАРНЫЕ ВЗРЫВАТЕЛИ
(Chakahatsu shinkan):
А). ОСНОВНЫЕ УДАРНЫЕ ВЗРЫВАТЕЛИ
(Dantei Chakahatsu shinkan).
После опытов с ударным взрывателем «Higo» в 1884 году (принят 9 января 1884
года) первым основным взрывателем собственно японской разработки стал созданный
капитан-лейтенантом Горо Идзуни (1858-1921 гг.) (Lt-Comrnander Ijuin Goro)
«Основной ударный взрыватель «IJUIN» (Ijuin base percussion fuze), принятый
на вооружение 2 июля 1900 года. Его модифицированные модели приняты на вооружение
22 июня 1906 года как «взрыватель нового типа (= Shin Shiki) «IJUIN No.1»
(New type Ijuin fuze No.1) и 15 июня 1907 года – как «взрыватель нового типа
«IJUIN No.2» (New type Ijuin fuze No.2). Указанные выше взрыватели заменил
в Первую мировую войну взрыватель нового типа «No.1 3 Nendo Shiki 1 Go shinkan»,
принятый к использованию 24 августа 1914 года.
Новые образцы основного взрывателя были созданы во время Первой мировой
войны и приняты 29 августа 1919 года («2 Go») и 19 декабря 1919 года («1
Go» и «3 Go») как взрыватели «8 Nendo Shiki 1-3 Go Shinkan».
После взрыва в сентябре 1920 года снаряда 356-мм. калибра в правом стволе
носовой башни ГК линейного крейсера «Haruna» использование этих взрывателей
в феврале 1921 года было прекращено, а 15 сентября 1924 года, этот тип взрывателей
был окончательно снят с производства и заменен взрывателем «13 (Nendo) Shiki».
В это время капитан З-го ранга Гито Кавасэ (Commander Kawase Gicho) разработал
новый тип основного взрывателя для бронебойных снарядов, принятий на вооружение
в 1924 году под обозначением «13 Nendo Shiki shinkan», позже «13 Shiki shinkan»).
Он применялся на протяжении всей Второй мировой войны. Существовало несколько
его моделей:
1) «13 (Nendo) Shiki 1 Go» – принят на вооружение 26 июля 1924 года. Являлся
основным вставным взрывателем;
2) «13 (Nendo) Shiki 2 Go» – принят на вооружение 5 октября 1925 года – основной
взрыватель с кратковременной (0,03 сек.) задержкой, на дымном порохе;
3) «13 (Nendo) Shiki 3 Go» – принят на вооружение 5 октября 1925 года – основной
взрыватель с кратковременной (0,08 сек.) задержкой, на дымной порохе;
4) «13 {Nendo) Shiki 4 Go» – принят на вооружение 6 января 1932 года – основной
взрыватель с задержкой (0,4 сек) на дымном порохе. Модифицированный (модификация
«1») вариант принят 9 июня 1932 года.
5) Модификации с замедлением 0,4 сек.: «13 Shiki 5 Go» принятая в 1941 году,
и «13 Shiki 5 Go» с колпачком, принятая в 1924 году.
В) ГОЛОВНЫЕ УДАРНЫЕ ВЗРЫВАТЕЛИ.
(Danto Chakuhatsu shinkan).
Приняты для фугасных снарядов (включая зенитные) калибром oт 80 до 140 мм.
Существовали две основные модели. 1) «5 Nendo Shiki Danto sinkan» – принят
11 ноября 1918 года – весьма удачная модель, разработанная в 1916 году (получила
развитие в трех модификациях): «5-1» принят 6 января 1932 года; «5-2» принят
в июне 1936 года; «5-3» принят в декабре 1941 года. Все три модели варьировали
содержание компонентов заряда: свинца и тетрила как инициируемых веществ и
шимозы-мелинита как взрывчатки. 2) «86 Shiki Danto shinkan», принятый 7 ноября
1928 года – менее удачный взрыватель (как инициирующее вещество использован
ртутный фулминат, а как взрывчатка шимоза-мелинит). Его модифицированная модель
«88-1» принята в декабре 1941 года с зарядом из трех компонентов, в том числе
инициирующие азид свинца и тетрил). Упрощенная модель «88-2» этого взрывателя
была принята на вооружение в феврале 1943 года.
Оба типа ударных головных взрывателей («5 Nendo Shiki» и «88 Shiki») были
вставными.
2) ВРЕМЕННЫЕ ВЗРЫВАТЕЛИ
(Jigen shinkan)
Наряду с более старыми временными взрывателями (Kayaku jigen shinkan) японский
флот после Первой мировой войны ввел механические временные взрыватели (Kikai
jigen shinkan). В том числе головные, с трехкомпонентным инициатором и заменителем
из дымного пороха с часовым механизмом Хаттори (Hattori) для фугасных и учебных
снарядов, а также для осветительных, дымовых, обычных и зенитных снарядов
калибром от 80 до 200 мм. (а во Вторую мировую войну и свыше 200 мм.).
В 1924 году, после исследования временного механизма германского взрывателя
«Rheinmetall», японцы начали разработку собственной экспериментальной модели,
которую закончили в 1929 году и приняли на вооружение 8 июля 1930 года под
индексом «89 Shiki Jigen shinkan». За нею последовал принятый 6 января 1932
года более мощный и более совершенный тип «91 Shiki Jigen shinkan».
На его основе приняты модели: в июне 1942 года – «98 Shiki», в феврале 1943
года «0 Shiki» и в 1944 году – «4 Shiki».
3) ВЗРЫВАТЕЛИ ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ.
(Fukudo shinkan)
Комбинация временного (на 30 сек. или на 50 сек.) и вставного головного взрывателей.
Взрыватель, подобный предыдущему принят на вооружение 11 ноября 1918 года.
назад
23). Бездымный порох принят японским флотом на вооружение
17 февраля 1893 года как порох «Jinjo Chujo kayaku» (Common
cordike powder = порох общего назначения, кордовый), под
обозначением «кордит» (common cordite), сокращенный индекс
«Порох С»).
После изменения содержания соединения нитроглицерин-интроцеллюлоза японцы
в 1908 году ввели для орудий всех типов улучшенный порох «MD» (МD kayaku =
Modified powder): сначала в трубках (kan или kuda) (МDТ = Modified Turbife),
затем в кордах (chu или himo) (MDC = Modified Cordite)
Добавка нафтол-метила (у японцев его называли yara-yarа) в качестве стабилизатора
к пороху «MD» (примерно в 1912 году) привела к принятию 12 сентября 1917
года пороха образца 1913 года («2 Nendo Shiki kayaku» – сокращенно «порох
С.2» (кордит) и порох «Т.2» (турбит), заменившему пороха MDC и MDT.
В 1920 году японцы позаимствовали в Германии новый желатинизатор «Centralite»
(«Централит»), а 19 декабря 1924 года приняли порох образца 1924 года («13
Nendo Shiki kayaku»), иначе называемый «порох DC» (германский кордит = German
Cordite), а также «порох DT» (германский турбит = German Tubite).
В 1928 году состав порохов «2 Nendo Shiki» («C.2» и «Т.2») модифицировали,
и вскоре – 1 мая 1930 года – на водружение был принят порох образца 1929 года
«89 Shiki kayaku», иначе называемый порохом типа «89» («С.З» и «T.3». Ниже
дается химический состав этих порохов в процентах (для турбита аналогично):
Тип пороха |
С |
MDC |
С.2 |
DC |
С.З |
Год принятия |
1893 |
1908 |
1917 |
1924 |
1930 |
Нитроглицерин |
58 |
30 |
30 |
30 |
26,5 |
Нитроцеллюлоза |
37 |
65 |
65 |
64,8 |
68,5 |
Минеральная вата |
5 |
5 |
3 |
- |
- |
Нафтол-метил (yara-yara) |
- |
- |
3 |
- |
5 |
Желатинизатор «Централит» |
- |
- |
- |
4,5 |
- |
Минеральные добавки |
- |
- |
- |
0,7 |
- |
В обозначениях японских порохов перед буквенным символом
типа пороха присутствует цифра, показывающая в десятых долях
миллиметра диаметр пороховых корд:
110 = 11,0 мм. 35 = 3,45 мм.
102 = 10,2 мм. 30 = 3,0 мм.
85 = 8,5 мм. 21 = 2,1 мм.
70 = 6,8 мм. 20 = 1,98 мм.
50 = 4,95 мм. и т.д.
Следовательно, порох «70.С.2» означает: порох-кордит типа «С.2» с диаметром
корд 6,8 мм.
назад
24). Японский прибор управления огнем
(Director ariming installation) «13 (Nendo) Shiki hoiban
shojun sochi» принят на вооружение 2 мая 1916 года как первый
японский ПУАО (Low – angle Director). За его основу как
образец был взят прибор Виккерса (Vickers Director), данные
по которому японцы получили от англичан в ходе Первой мировой
войны. Первый опытный экземпляр был изготовлен на военно-морской
верфи в Йокосуке в 1915 году и установлен на линейном крейсере
«Haruna» в 1916 году. Последующие установки изготовлялись
на верфи ВМФ в Куре и устанавливались в 1917 году на линейных
кораблях и линейных крейсерах, а с 1918 года – на новых
легких крейсерах.
Прибор был очень примитивно спроектирован и при 6.4-см. оптике для установщика
и наводчика имел эффективную дальность свыше 19.000 м.
Модифицированная модель прибора управления огнем «14 (Nendo) Shiki hoiban
shojun sochi» была принята к эксплуатации в 1924-25 годах.
Устанавливались подобные приборы на крейсерах типа «Furutaka»
и всех последующих тяжелых крейсерах. Новая модель прибора
позволяла использовать его и как ПУАО (Low – angle Director),
и как ПУАЗО (High – angle Director).
назад
25). Ассигнования на новое кораблестроение
обеспечивались посредством чрезвычайных смет в бюджете флота
начиная с 12 июля 1910 года. Различные части чрезвычайных
смет на новое кораблестроение проходили под статьей «Расходы
на перевооружение» («Armament replenishment expenditures
= Gunbi hiju hi), параграф (= ko) «Расходы на кораблестроение»
(Warship Construktion Expenditures = Gunkan Seizo Hi).
После подписания Вашингтонского договора ассигнования по этим статье и параграфу
чрезвычайных смет программ «8-6» и «8-8» до 15-го финансового
года 1926/1927 год пошли на постройку кораблей, узаконенных
в феврале-марте 1922 года. (См. пункт 1.4 и (18). На 46-й сессии парламента (декабрь 1922-март 1923 гг.)
запрошенные средства на постройку «вспомогательных судов»
(Hojo kantai), не ограничиваемых договором, были проведены
по новой статье чрезвычайных расходов, названной «Расходы
на строительство «вспомогательных боевых судов» (War vessels
construction expenditures = Kantei Seizo Hi), для чего первые
вложения были произведены в 12-м финансовом году (1923/
24 гг.).
назад
26). Данные капитан-лейтенанта Сицуо
Фукун (Lt-commander Fukui Shizuo), приведенные в «Ninon
no Gunkan» (таблица на стр.56 издания Shuppan Kyodo Sha,
1957 года).
назад
далее
>>> (Приложение)
|