Приготовьтесь, господа,
рассказ будет длин-н-н-ным.
Вот спросите вы меня, какая, к черту,
экскурсия, если речь, в основном, идет об атомном крейсере? А я вам отвечу,
смысл как раз в том, что атомный. Как я уже не раз писал, в 1990 году,
во время последней боевой службы Кирова, произошла авария реактора. Киров
в срочном порядке вернулся на базу (веселая история, происшедшая в процессе
возвращения описана в рассказе Балтийский СКР
), в Североморск, потом встал в завод, потом вроде бы починился, потом
я уволился в запас, потом его (Киров) собрались резать…. События описываемые
в этом рассказе происходят в 1990 году, когда о грядущей печальной судьбе
корабля еще даже не подозревали.
Справедливости ради стоит заметить,
что рассказ следует начать с пути «туда».
Итак, представьте себе, что корабль
идет на боевую службу в Средиземное море, на боевую службу в первый раз
за несколько лет. Событие радостное, не скрою, потому что стоять у стенки
занятие не из приятных. Даже команда, на что меньше всего заинтересована
в уставном порядке, и то готовилась, как на праздник. Как говорил наш Кэп,
не посрамим….. и так далее.
В Средиземное море мы шли
как по струнке. Я не имею ввиду курс, но общий настрой. Правда все тренировки
по герметизации, и в особенности по затемнению корабля, пропали, можно
сказать, даром. Была комичная ситуация, когда сыгранная учебная тревога
свелась к выслушиванию от Кэпа рассказа про то, как испанский фрегат, сопровождающий
нас во время прохода Бискайского залива, прошел мимо нас из-за того, что
боевой крейсер был ночью освещен как круизный лайнер. Особенно страсти
разгорались во время прохода узкостей, например Гибралтара. Советский ВМФ
насчитывает немало случаев побега доблестных моряков с кораблей именно
во время прохода узкостей. На моей памяти последний такой случай
произошел в 1991 году, когда с Устинова (!) сбежал особист. В том же самом
году, кстати, Калинин потерял вертолет (см. Включите
свет). Посему, проход узкости представлял себой целый спектакль,
с вахтой из офицерско-мичманского состава у каждой щели на верхнюю палубу.
Особой реакции удостаивались,
конечно, облеты. Надо вам знать, что счастливое плаванье советских боевых
кораблей за пределами территориальных вод по жизни сопровождалось облетами
враждебной авиации. В основном Орионы P-3c, позже Атлантики, в нашем
случае даже Нимрод и Цессна (легкомоторный самолет, не боевой!).
Игралась тревога, заводились ЗРК,
короче, атас. По мере продвижения к цели, реакция на эти облеты становилась
все более вялой, кончилось все тихим «Средствам ПВО - боевая готовность
№1». Исключение составил случай, когда подлые враги на Ф-14 Томкэт, подкрались
на близкое расстояние к Кирову, работая на половинной мощности локаторов
(Читайте Тома Кленси!). Первая настоящая Боевая тревога в моей жизни, была
сыграна именно в этот момент. Тогда, я помню, побил все рекорды по беганью
вверх по трапам на 7 этаж, поближе к родному антенному посту (см. Ночь
с паяльником и Предисловие, в
части касающейся расположения боевых постов). Из всего вышеизложенного
вы с легкостью можете сделать вывод, что жилось нам не очень сладко. Постоянные
тренировки по герметизации и затемнению выводили из себя. Можете себе представить,
какая расслабуха настала, когда Киров встал таки на якорную стоянку и начались
обычные будни.
Но, собственно, рассказ не
о том. Когда в феврале (если не изменяет память) Киров мужественно пошел
домой, мы столкнулись с совершенно противоположной ситуацией. Не помню
точно через сколько времени, но мировые средства массовой информации узнали
про аварию на Кирове. Особенно расстаралось «Радио Свобода» и, как не странно,
«Голос Москвы», доложившее миру, что, по словам командира корабля, капитана
1-го ранга Рогатина, ничего страшного не произошло. К февралю слухи о нашей
героической смерти от излучения были настолько преувеличены, что по миру
расползся слух, что экипаж Кирова вымер, и корабль идет домой на авторулевом,
который получает команды со спутника(!). Справедливости ради стоит отметить,
что спутниковая система у нас была…. Система целеуказания для УРО (ударного
ракетного оружия, сиречь Гранит).
Догадайтесь с произвольного
количества раз, какой приказ получил наш Кэп в связи с этим?
Правильно, «Весь личный состав, свободный от вахт, вывести на верхнюю палубу!».
Чтоб враги, хоть и со спутника, видели, что живые на Кирове еще есть!
И тут началось! Просьба командования
выйти погулять на верхнюю палубу сначала была воспринята с энтузиазмом
– читай выше, как грустно мы жили по дороге «туда». Погода стояла отличная
и вообще в море красиво. Время, которое мы проводили на свежем воздухе,
не пропало даром. Счастливчики были свидетелями как легкомоторная Цессна
(видимо принадлежавшая Гринпису или что-то в этом роде) зашла прямо с кормы
крейсера и с помощью какой-то фигни на веревке взяла пробу воды из кильватерной
струи. Но самым веселым было полное изменение отношения к облетам боевой
авиации. Как вам понравиться приглашение всем свободным от вахт полюбоваться
на «истребители-бомбардировшики НАТО ЯГУАР»? Это вместо боевой тревоги!
Причем, когда народ высыпал на верхнюю палубу, специально напряженный для
этой цели офицер по громкой связи рассказывал, что, мол, из пары Ягуаров,
нас облетающей, тот что беленький, тот в зимней окраске, и видимо, базируется
в Норвегии, а второй, зелененький, в летнем камуфляже, и базируется хрен
знает где. Каково?! К слову, летали ребята красиво.
Но самым прикольным было событие,
давшее название этому рассказу. Нормальному человеку, хотя бы слегка представляющему
службу на крупном военном корабле, покажется странным плаванье в Норвежском
море на тяжелом атомном ракетном крейсере с … экскурсоводом! Не знаю, были
ли вы в Питере или Москве, а может еще где то, где организовывают экскурсии
по городу на речных трамвайчиках, тут ситуация была похожая.
- Посмотрите направо….
Вы видите мыс Нордкап, самую северную оконечность Европы. Там вдали – фиорды,
принадлежащие Норвегии. Норвегия – член НАТО, имеет современные военно-морские
силы…. Ну и так далее на другие вечные темы...
Мы эту Норвегию только в перекрестье
прицела должны были видеть, а тут «посмотрите направо, посмотрите налево…»!
Я ничего сказать не могу, экскурсия была интересная, но дико как-то….
Последнее, что хотелось бы
рассказать об этом славном походе, это о встрече Кирова в Североморске.
Невиданное ранее событие – демонстрация вмиг «позеленевших» жителей города
под лозунгом «Киров – вон из города!». На самом деле крупных утечек радиации
действительно не было, но общественное мнение, сами знаете, штука опасная.
Нас даже к причалу поставили почти через неделю, видимо боялись, что если
Киров будет слишком близко к берегу, его просто разнесут. Чуть погодя все
пришло в норму, но тогда мы всерьез думали, что нас ждет судьба больных
проказой, и Киров будет из себя представлять плавучий лепрозорий. Как показало
время Киров ждала судьба Александра Невского, артиллерийского крейсера
типа
Свердлов, которому планом обороны Североморска и Кольского полуострова
была поставлена героическая задача – мужественно затонуть на фарватере
залива… После того как Невского разделали на иголки, Киров, видимо, занял
его место.
Грустный получается конец, но поверьте,
жалко флот!
До новых встреч в эфире! С уважением,
Chief.
|