- (Гнусаво)
…Давным-давно, в далеком Средиземном море…
Да, это было в
Средиземном море. Как я уже писал, вы можете посмотреть ТТХ
Кирова на этом сайте. Сейчас важна для понимания строчка про вертолеты.
Действительно, в боевом режиме Киров несет на борту аж 3 вертолета КА-27
разных модификаций – противолодочный, поисково-спасательный и т.д. «Хранятся»
винтокрылые машины (кстати, со сложенными «винтокрылами») в ангаре. Огромное
скажу вам помещение. Не сравнить с ангарами на авианесущих крейсерах, но
все равно большое. Один из вертолетов стоит прямо на полу лифта, который
и поднимает его, и его корешей наверх. Сама картина подъема вертолета довольно
приятная для взгляда, но дело не в этом. Полеты вертолетов с борта крейсера
дело вообще редкое.
А в Средиземке-то простор!
Чего бы и не полетать. По первым разам на этот процесс сбегалось посмотреть
пол-экипажа. Потом надоело. Но в этот раз по определению было на что посмотреть.
Шоу называлось «Ночные полеты». Понятно, что ничего необычного кроме темноты,
не было, но как же красиво!
Как раз под антенным
постом кормового Форта, ближе к корме, на крейсерах проекта 1144 расположен
пост управления полетами, симпатичная такая кабинка с панорамным окном-иллюминатором,
выходящим как раз на посадочную площадку на юте. Оттуда специальный офицер
и дает всякие там умные команды пилотам. Для ночных полетов предусмотрено
освещение посадочного пятачка. В этот раз его, освещения, оказалось мало…
Представьте себе ночное
небо, южное ночное небо! Звезды висят над головой, тишина, абсолютная темнота.
Где-то рядом горят стояночные огни «Гремящего» (ЭМ
проекта 956), чуть дальше – танкера. Тепло. Делать нечего – наслаждайся
и отдыхай. Но вокруг крейсера, как пчела вокруг цветка порхает вертолет.
Его слегка слышно, но зато в кромешной темноте ярко сверкает красный маячок.
Мы наслаждались картиной достаточно долго, пока вертолет не налетался,
и не собрался вернуться на борт. Все бы ничего, да после первого захода
на посадку, пилоту показалось, что вокруг слишком темно, и он попросил
включить дополнительное освещение. Одним словом – Включите свет!
А надо вам сказать,
что источников света на верхней палубе навалом – синяя гирлянда ходовых
огней, простые прожектора, похожие на те, которыми стройплощадки ночью
освещаются, и, наконец, навигационные прожектора. Эти, последние, штука
более чем серьезная. Я так подозреваю, что они послабее зенитных будут,
но не больше чем в 3 раза. Жарить мы на них ничего не пробовали, но в в
полуметре от рефлектора видимо можно было устроить что-то вроде микроволновки.
Бедный пилот вертолета
не знал, наверное, что палубное оборудование в заведовании находится у
особо продвинутой команды на корабле – у боцманов. А ребятам, в основном
спустившимся с гор за солью, приказ посветить вертолету говорит о многом.
А может быть насмотрелись фильмов о войне, как там наши прожектористы вражьи
бомбардировщики в небе искали… Заходит наш горемычный вертолет на посадку,
пилот (вот наивный!) орет «Ну где же свет!» и получает в лоб луч навигационного
прожектора… Ночью-то! С расстояния метров в 30!
Мы не очень близко стояли,
но попасть в «вертолеторубку» нам хотелось очень мало. Настолько, насколько
вообще может чего-то не хотеться. Я вообще раньше не видел высшего пилотажа
ночью на вертолете на сверхмалой высоте, а с тех пор желание посмотреть
на подобное минимизировалось. Вмиг ослепший пилот с трудом пытался не упасть
на ют. Вмиг протрезвевшая палубная команда с трудом пыталась не попасть
под винт. Вмиг поумневшие зрители пытались свинтить оттуда. А немолчавший
вообще-то и раньше руководитель полетов разразился такой тирадой, что рев
вертолетной турбины сразу показался мяуканьем котенка. Ощущения, доложу
я вам, необычайные. Слава Богу, кончилось это все хорошо – пистоном боцманенку,
что рубильник включил, нашатырем руководителю полетов (информация не проверена),
лишней стопкой водки пилоту. Ну и нам, грешным, воспоминания на всю жизнь.
Кстати, через неделю,
или около того, во время обычных дневных полетов, кем-то из загоравших
на юте бойцов БЧ-2 была забыта робишка. Ну рубашка такая, форменная. Забыта
была на барбете АК-630.
В укромном месте. Но поток воздуха от винтов ее оттуда выковырял, и прилепил
аккурат к ветровому стеклу вертолета. Повторения вышерассказанного не произошло,
робишка довольно быстро упала, но вздохнуть мы успели. Радостно, я бы сказал,
вздохнуть. С надеждой. На это, как там его, на светлое будущее, вот!
Ну ладно, господа, обещанное
я вам рассказал, с планами в ближайшем времени определюсь. Ведь было-то
масса всяких событий! Чао.