К 80-м годам XIX в. более-менее оправившись от последствий
гражданских войн, многократно прокатившихся по Пиренейскому
полуострову, Испания приступила к реорганизации своего флота.
Практически одновременно как в обществе, так и в парламенте
развернулись дискуссии о том, какой должен быть воссоздаваемый
флот: созданный на основе броненосцев или крейсеров. Фактически
за этими формулировками скрывались сторонники и противники
колониальной империи. Сторонники крейсеров заявляли, например,
что сильная крейсерская эскадра способна нарушить линии
коммуникаций потенциального противника, заставив его распылить
свои броненосные силы, которые после этого не представит
труда выбить по одиночке. Сторонники броненосцев справедливо
возражали своим оппонентам, что даже в бою против одиночного
броненосца крейсера просто обречены. Первоначально, когда
пост Морского министра занимал адмирал Антекера, ему удавалось
договориться между обеими сторонами и много сделать для
создания сбалансированного флота, но с уходом его в отставку,
силу в Морском министерстве приобрели сторонники крейсерской
войны.
Разразившаяся вскоре японо-китайская и испано-американская
войны казалось бы расставили все на свои места, доказав
тщетность любых попыток крейсеров одержать победу в борьбе
с броненосцами. Тем не менее, именно испано-американская
война в очень значительной степени поспособствовала развитию
крейсерских доктрин.
Подобного рода парадокс объяснялся довольно просто. Даже
потеряв практически все свои крейсера в безнадежных сражениях,
в том числе против американских броненосцев у Сантьяго де
Куба, испанцам просто не оставалось ничего другого, как
достраивать заложенные ранее дешевые корабли, т.е. в основном
опять те же крейсера.
Отчасти эта бессистемность на военно-морскую доктрину распространилась
и на судостроительные программы начала XX века, в которых
миноносцы для охраны побережья и уникальные в мировой истории
"дредноуты береговой обороны" соседствовали с океанскими
крейсерами, эскадренными миноносцами и субмаринами, в строительстве
которых постарались учесть все уроки действий на коммуникациях
во время Первой мировой войны.
|