Второй план крупного военно-морского строительства был
выдвинут вице-адмиралом Мирандой, являвшимся Морским министром
в кабинете министров дона Эдуарда Дато. По первому проекту,
разработанному в мае 1914 г. предполагалось строительство
двух линкоров, двух крейсеров-скаутов и серии подводных
лодок. Начало мировой войны повлияло на дальнейшие планы
самым кардинальным образом. Сверх уже одобренных постройкой
30 июля 1914 г. крейсера, трех эсминцев и трех лодок, 17
февраля 1915 г. Кортесы дали санкцию на постройку еще двух
крейсеров, серии подводных лодок (В-1-В-6), трех канонерских
лодок водоизмещением 1300 т. ("Каналехас", "Кановас дель
Кастильо" и "Дато"), несколько сторожевых кораблей (английского
типа "Яд" и французского "Ксаен"), а также ряда вспомогательных
судов (учебные корабли и корабли снабжения). Немного позднее,
извлекая опыт из мировой войны, были "дозаказаны" еще два
крейсера, три эсминца ("Чуррука", "Санчес-Баркастеги" и
"Алькала Галиано"), серия подводных лодок (типа С) и сторожевиков.
Таким образом, по программе Миранды [Опубликован в Официальном
бюллетене испанского флота "Diario Oficial" № 39 за 18 февраля
1915 г.] предполагалось выделение ассигнований для постройки
в шестилетний срок всего четырех крейсеров. Деля заложенные
в бюджет 60 миллионов на четыре, выходило, что на каждый
крейсер опять отпускалось по 15 миллионов песет. Строительство
крейсеров предполагалось осуществить в Ферроле на заводе
общества SECN двумя группами по две единицы.
Хотя стоимость крейсеров предполагалась как и у заложенной
ранее "Рейны Виктории Эухении", испанцы от копирования ее
отказались. В это время в Великобритании был разработан
более перспективный легкий крейсер типа "Каледон", в конструкции
которого уже попытались учесть опыт идущей мировой войны.
Хотя он был меньшего водоизмещения, чем "Бирмингем", более
сложная "начинка" требовала дополнительных расходов.
9 апреля и 28 сентября 1917 г. в Ферроле начались стапельные
работы на будущих крейсерах, [Ряд испанских источников,
ссылаясь на "Nombre numeral puesta de quilla botadura entrega
baja oficial" дают даты закладки следующие: 1 февраля 1917
и 21 июня 1920 г. Здесь, вероятно, ошибка, и скорее всего
речь идет об активном начале работ на крейсерах.] нареченных
специальным Королевским декретом соответственно в честь
Бласа де Лесо и Мендеса Нуньеса. Поскольку эллинги обеих
крейсеров стояли рядом, руководил их строительством один
человек - подполковник корпуса корабельных инженеров дон
Карлос Годино Хил.
Между тем, некогда передовой британский проект, даже с
учетом внесенных в него изменений, на момент закладки испанских
крейсеров уже порядком устарел. Поэтому в 1919 г. закладку
следующей пары крейсеров типа "Каледон" отменили, и по принятому
в 1922 г. закону Кортины новые крейсера "Принсипе Альфонсо"
и "Альмиранте Сервера" решено было строить по британскому
типу "Е".
27 июля [По некоторым другим источникам 28 июля.]
1922 г. в 3 часа дня состоялась церемония спуска на воду
крейсера "Блас де Лесо". Аналогичная церемония для его близнеца
прошла более помпезно 3 марта следующего года. По оценкам
журналистов на ней присутствовало около пяти тысяч человек
из различных районов Галисии. Сообщалось также, что ради
церемонии были даже организованы специальные поезда, чтобы
доставить всех желающих из Ла Коруньи и Виго. После освящения
корпуса крейсера священником и разбивания традиционной бутылки
шампанского (в роли крестной матери выступила супруга генерал-капитана
военного департамента), он в 13-30 благополучно сошел на
воду.
Между тем, в мае 1924 г. намечался столетний юбилей Мендеса
Нуньеса, из-за этого прямо как в лучших традициях социалистического
соревнования руководство флота решило ввод в строй одноименного
крейсера привязать к этой памятной дате. Между тем "Блас
де Лесо" находился в стадии гораздо более близкой к завершению,
чем его близнец и только его еще можно было надеяться достроить
к указанному сроку. Тогда специальным Королевским декретом,
опубликованным в "Diario Oficial" № 58 за 6 марта 1922 г.,
было принято беспрецедентное решение поменять наименования
строившихся кораблей. Для избежания неизбежной в этих делах
путаницы во всех официальных документах закрепили окончательное
название кораблей, как будто они были прияты с момента их
закладки. Поэтому если в каком-то источнике встретится факт,
связанный с "Блас де Лесо", датированный до 1922 г, следует
иметь в виду, что это был фактически "Мендес Нуньес" и наоборот.
Церемония передачи флоту "Мендеса Нуньеса" прошла успешно
в условленные сроки. Интересно отметить, что первым командиром
"Мендеса Нуньеса" стал капитан 1 ранга дон Луис Сервера
Хакоме, впоследствии прославившийся во время гражданской
войны. Обновленный же названием "Блас де Лесо" передали
заказчику 13 мая 1925 г. в Ферроле. В приемном акте стояли
подписи представителя SECN дона Гонсалеса Биала и генерал-капитана
дона Эмилиано Энрикеса, защищавшего интересы флота.
Таким образом, в испанском флоте сформировалось законченное
соединение крейсеров-скаутов. Дело в том, что в результате
анализа боевых действий начала XIX в испанский моргенштаб
пришел к выводу, что практически всегда флот получается
разделенным на три части: северная эскадра, сосредоточенная
в Галисии и Астурии, эскадра пролива и средиземноморская.
Взаимодействию второй и третьей эскадр обычно препятствовал
блокировавший пролив английский флот. Исходя их этого со
второй половины XIX в. испанцы начинают развивать три своих
главных адмиралтейства в Ферроле, Кадисе и Картахене, формируется
три военно-морских округа с центрами в одноименных адмиралтействах.
А все корабли начинают строиться сериями кратными трем.
Этот принцип кратности практически неукоснительно соблюдается
по настоящее время. Три вошедших в строй крейсера-скаута
как раз и составили этот необходимый минимум.
|