![]() Проект переделки крейсера "Зейдлиц" в авианосец Отсутствие разведки и прикрытия с воздуха неоднократно ставило в тяжелое положение рейдерские группы. Поэтому немецкие кораблестроители пытались найти пригодные для перестройки в авианосцы корпуса. Одним из таковых почему-то сочли "Зейдлиц", хотя предстоящий объем работ мог устрашить любого. Предстояло практически полностью убрать надстройки и артиллерию и изменить конструкцию корпуса выше броневого пояса. Корабль должен был получить 5 спаренных 105-мм зениток, четыре 37-мм спарки и пять 20-мм "фирлингов". Предполагалось, что ангар будет вмешать 18 самолетов (морской вариант истребителя "Ме-109" или пикирующего бомбардировщика "Ju-87". Новый проект, "Везер-1", начали осуществлять неспешно: в течение полугода с осени 1942 года по весну 1943-го сняли башни и большинство надстроек. Наиболее крупным объектом над верхней палубой оставалась массивная труба, которую предстояло сместить к правому борту. Однако на этом карьера "Зейдлица" в качестве будущего авианосца завершилась. Усиливающиеся авианалеты союзников заставили в конце 1943 года принять решение о переводе недостроенного корпуса из Бремена в Кенигсберг. Однако из-за недостатка буксировочных средств операцию пришлось отложить до марта 1944- го, Операция "Рейтер" началась 30 марта, когда три буксира потащили "Зейдлиц" в Киль, откуда при помощи ледокола "Поллукс" 2 апреля он наконец был переведен в Кенигсбрег. На новом месте работы практически не возобновлялись - по многим причинам. Германии уже было не до авианосцев; кроме того, в Кенигсберге не имелось достаточного количества инженерного и технического персонала. В декабре 1944 года проект оказался похороненным и недостроенный "Зейдлиц" превратился в плавучий склад. С востока приближалась победоносная Советская армия; из Кенигсберга вывозилось все, что можно было вывезти. Неудавшийся авианосец не относился к числу "движимого имущества". 29 января 1945 года на нем заложили несколько зарядов и после серии взры- вов изуродованный корпус затонул в гавани. Неразбериха в германском руководстве достигла апогея. Кенигсберг пока оставался в руках немцев и в конце февраля последовало распоряжение: при первой возможности отбуксировать "Зейдлиц" в Киль для разборки и использования в качестве источника запчастей. Руководству верфи в Пиллау оставалось ответить, что корабль уже лежит на дне. Не удалось использовать разрушенный корпус и советским специалистам, признавшим, что объем работ по подъему и восстановлению намного превышают ценность того, что может быть в результате таких работ получено. Тем не менее, в 1946 году в ходе очистки бухты корпус "Зейдлица" был поднят аварийно-спасательной службой Юго-Балтийского флота и отбуксирован в Ленинград. 10 марта 1947 года недостроенный корабль даже зачислили в состав ВМФ СССР, но уже 9 апреля исключили из списков и впоследствии разобрали на металл. |