Модернизации
"Адмирал Хиппер"
Первое изменение вооружения на "Хиппере"
состоялось незадолго до "Учений на Везере" - в апреле 1940 года. Тогда
на крышах возвышенных башен появилось по одной 20-мм зенитке модели С/30
на армейских станках. После возвращения в Германию для ремонта в 1941 году
эти пушки оставили, добавив счетверенную установку того же калибра (так
называемый "фирлинг" - Vieriing прим.ред.) на башенноподобной носовой надстройке
вместо находившегося там прожектора. Еще две таких же установки заменили
армейские пушки на крышах башен в феврале-марте 1942 года. Наконец, на
полубаке появился четвертый экземпляр этого весьма эффективного оружия.
После новогодней неудачи "Хиппер"
более года находился в небоеготовм состоянии и только в 1944 году продолжилось
усиление его вооружения. Той весной он имел три стабилизированных в трех
плоскостях "фирлинга" еще два стабилизированных в двух плоскостях (на площадке
у трубы) и изначальные восемь одиночных 20-мм и шесть спаренных 37-мм зениток.
К этому времени угроза авиации стала
более чем реальным фактором даже на Балтике, где советские ВВС все больше
завоевывали воздушное пространство. Специальное совещание с участием высших
чинов командования флота и вермахта решило принять меры к усилению зенитного
вооружения всех кораблей учебной эскадры, в которую входил и "Хиппер".
Отличные качества шведского автомата "Бофорс", который активно использовался
союзниками, заставили, наконец, обратить на него внимание и немцев. Крейсер
лишился двух передних спаренных 37-мм установок и трех 20-мм "фирлингов",
вместо которых установили шесть одиночных 40-мм "бофорсов". Все восемь
одиночных 20-миллиметровок заменили спаренными, добавив еще четыре новых
одноствольных. В результате крейсер стал иметь 6 40-мм, 8 37-мм, и 28 20-мм
зениток. Но и этого явно оказалось недостаточно и в конце того же 1944
года было предложено переоборудовать "Хиппер" 20-ю "бофорсами", двумя "фирлингами"
и семью 20-мм спарками. Данный проект так и не удалось окончательно воплотить
в жизнь, поскольку ремонт и переоборудование крейсера под бомбами велись
крайне медленно.
"Принц Ойген"
В декабре 1941 года при ремонте в
доке Бреста крейсер получил четыре 20-мм счетверенных установки (на полубаке,
шканцах и возвышенных башнях). В январе следующего года пятый "фирлинг"
занял место прожектора на башенноподобной надстройке. Однако низко расположенные
открытые установки на верхней палубе, управление которыми крайне затруднялось
в мало-мальски плохую погоду, проявили свои недостатки при прорыве через
Ла- Манш, так что по приходе в Германию их сняли. Вместо них появились
две такие же установки на платформе у трубы, а число 20-мм одиночных автоматов
увеличилось до восьми.
В 1944 году крейсер прошел примерно
такое же переоборудование, как и "Хиппер", получив шесть 40- мм "бофорсов"
(на крышах возвышенных башен, на местах передних 37-мм установок и на шканцах)
в дополнение к оставшимся четырем спаренным 37-мм, двум счетверенным и
десяти одиночным 20-мм автоматам. Процесс перевооружения стал практически
перманентным: в конце того же года решили, что "Ойген" должен иметь 18
одиночных 40- мм орудий, 6 "фирлингов" и две спарки 20-мм модели LM44.
Это последнее переоборудование велось периодически, но так и не было завершено:
к моменту капитуляции недоставало двух счетверенных и такого же количества
спаренных 20-мм автоматов.