Начало подъема
Немного о бюджетах
Содержание
Строительство флота
Японский флот конца XIX в. с технической стороны не имел ничего общего с тем, который в давние времена предпринимал
походы к берегам Китая и Кореи и, возможно, доходил до берегов Америки. Японцы имели в своём архипелаге
даже внутреннее море, а потому морская стихия им была родной, к которой они сумели приспособиться с незапамятных времен,
когда их предки заселили острова, но, в отличие от австралийских аборигенов, связи с ней не потеряли.
Они выработали особый тип небольших судов - фунэ, обладавших превосходными мореходными качествами.
Именно на фунэ японцы предпринимали свои лихие набеги на берега азиатского материка, оставив о себе память
в корейских сказках.
Но время шло. Открытие портов для европейцев в пятидесятых годах произошло не сразу и не просто.
В 1853 г., когда американская эскадра угрожала Иокогаме, в Иеддо происходили дебаты, в которых партия,
советовавшая уступить требованиям американцев, заявляла, что иначе Япония будет разгромлена и вообще
не получит никаких выгод. Представители этой партии, называвшейся "Кай-коки", говорили так:
"Вместо того, чтобы позволить разбить нас, так как мы не обладаем теми техническими сведениями,
которыми обладают иностранцы, позвольте лучше нам иметь сношения с иностранными государствами, чтобы мы могли
обучаться их военной выправке и тактике; и, когда мы представим собой нацию, связанную как одна семья,
тогда только мы будем в силах идти вперёд и в чужих краях давать земли тем из наших воинов,
которые наиболее отличились в боях."
Япония открыла свои порты США, затем Англии, России (так называемые Ансэйские договоры). 7 февраля 1855 г.
русским посланником графом Путятиным был подписан первый русско-японский договор о мире и дружбе и определена
морская граница. Для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате, Нагасаки.
В 1863 г. японских офицеров послали в Голландию обучаться военно-морскому делу. В 1867-68 гг. в стране вспыхнула
кровопролитная война между духовной и светской властью - Микадо и Тайкуном. Междоусобица окончилась победой Микадо
и поддерживающих его сил, которые западные страны окрестили "партией новаторов", и провозглашением единодержавия.
Не исключено, что при победе противоборствующей стороны в итоге было бы то же самое - сильная централизованная власть.
Япония стала твёрдо и неизменно выполнять политическую программу "Кай-Коки". В 1871 г. была окончательно
разрушена феодальная система, отменены сословия, провозглашена свобода занятий и передвижения, проведена земельная реформа,
к 1882 г. выходило уже 113 газет, имевших строгую цензуру. Функциями государственного управления занималось совещательное
собрание, и, в довершение всего, в 1890 г. была принята конституция, укрепившая императорскую власть.
Ввели и европейский календарь.
После внутренних войн и переворотов японское правительство занялось открытием школ европейского образца, а в Токио -
университета; заменой лат и луков на огнестрельное оружие; постройкой железных дорог и других путей сообщения;
телеграфа; флота, всеми мерами поощряя постройку кораблей только европейского образца. Японский флот организовывали
на европейский манер, а за образец взяли Англию. Для теоретического и практического обучения вызвали английских инструкторов.
Но не легко было расти новому флоту в этой островной стране. Например, в 1890 г. парламент отказался утвердить
программу графа Кабаяма, требовавшего увеличения расходов на флот. Не ограничиваясь простым перенесением технических
средств из Европы, японцы всеми мерами стремились развить промышленность у себя дома и достигли в этом направлении
отменных результатов, например, создав арсеналы в Токио, изготовлявшие огнестрельное оружие и обеспечивавшие
им полностью армию и флот. Арсеналы в Осаке стали снабжать корабли артиллерией.
Расцвет их отечественного судостроения, в котором нашли отражение и уклад жизни и народный дух, породившие
именно японские традиции в этой области, был еще впереди, а пока приходилось учиться и копировать чужой опыт.
До 1885 г. самыми сильными кораблями немногочисленных военно-морских сил Японии считались казематированный фрегат "Фусо"
("Fuso") и броненосные корветы "Хией" ("Hiyei"), "Конго" ("Kongo"), "Рюдзе" ("Ryujo") и "Адзума" ("Azuma"),
но с этого же года флот стал активно пополняться новыми современными кораблями, построенными во Франции и Англии,
как, например, "Нанива" ("Naniwa") и "Такачихо" ("Takachiho").
В 1886 г. в Японию пригласили в качестве главного корабельного инженера флота первоклассного французского
инженера М. Бертина (М. Bertin), под руководством которого судостроение быстро пошло вперед.
В то же время в ряде государств Европы началась очередная гонка морских вооружений, не оставившая без внимания и Японию.
Председатель кораблестроительного комитета контр-адмирал Аюра (Ajura) в конце 1888 г. представил в правительство
записку, характеризующую состояние флота, определив его численность в 35 кораблей, из которых, по его мнению,
только 23 или 24 можно назвать боевыми, считая и строящиеся в это время в Англии, Франции и Японии.
Все корабли, построенные до 1884 г. включительно, были к тому времени сильно устарелыми, и число их оказалось невелико.
К ним относили и казематный броненосец "Фусо" с корветами "Конго" и "Хией", которые во время приобретения их у английских
заводов считались уже не самыми совершенными, винтовой корвет "Цукуба" ("Tsukuba") постройки 1854 г.,
канонерскую лодку "Хото" постройки 1867 г. В итоге, годных для боя кораблей почти не было, и, согласно поданной
контрадмиралом Аюрой записке, к 1884 г. можно было считать лишь 6-7 кораблей более или менее годных для
боевого использования. Но в то же время немало парусных военных джонок продолжали числиться в списках флота
и не имели уже никакой ценности.
Это время можно считать первым периодом развития японского флота. Но вскоре число боеспособных кораблей увеличилось до 20.
Следует отметить, что в списке кораблей, построенных до 1885 г., имелось 10 единиц, которые вошли сюда или перед
японо-китайской войной, или после неё (9 призов и купленный у Чили бронепалубный крейсер "Идзуми" ("Idzumi", 6."Esmeralda").
Последствием записки контрадмирала Аюра явилось составление новой программы судостроения, по которой признавалась
необходимой постройка еще 25 крупных кораблей, 30 миноносцев и строительство новых адмиралтейств.
Озаботившись выполнением намеченной программы, японское правительство сделало внутренний морской заем на 50 миллионов иен,
выпускавшийся десятью частями, и пригласило еще одного французского инженера - Беллара (Bellar) на должность
главного инженер-механика по постройке миноносцев, которые предполагалось строить в Кобе и на Иокогамской верфи.
За период с 1885 по 1894 гг. построили около 20 крупных кораблей, преимущественно крейсеров и канонерских лодок,
и 24 миноносца различного водоизмещения.
Параллельно активно расширялись имеющиеся порты и верфи и строились новые. Вынужденно заказывая корабли преимущественно
за границей, японское правительство в то же время прекрасно понимало, насколько важно иметь собственных специалистов
на своих заводах, а потому часть кораблей строилась на верфи в Йокосуко, а затем - в Куре. Новая программа судостроения,
выполнение которой планировалось с 1895 до 1904 г., была ещё более насыщенной.
С июля 1889 г. военно-морские силы Японии (бывшей тогда уже конституционной империей) получили новую организацию,
согласованную с текущей программой судостроения, по исполнении которой флот увеличился более чем в два раза.
В 1898 г. правительство определило следующие сроки службы для военных кораблей: броненосных - 25, неброненосных - 18,
минных - 15 лет. В войне с Китаем Япония не только не потеряла ни одного корабля, но и смогла уничтожить основу
морских сил противника и приобрести некоторые трофеи. Между тем во время этой войны она далеко не обладала таким флотом,
какой смогла создать уже к 1902 г. (210220 тыс. т общего водоизмещения против 60-65 тыс. т).
Быстрому росту флота, последовавшему за японо-китайской войной, способствовали захват нескольких кораблей китайского флота и,
самое главное, полученная контрибуция. В 1897-1900 гг. делается гигантский шаг вперед в строительстве все новых и новых
кораблей, и страна получает возможность встать не только выше второстепенных морских держав, но и опередить
Австро-Венгрию и Италию.
В 1897 г. вошли в строй эскадренные броненосцы "Фудзи" ("Fuji") и "Яшима" ("Yashima"), запланированные к постройке в 1893 г.,
еще до войны с Китаем. В течение 1900 г. были закончены, испытаны и переведены в Японию следующие корабли:
эскадренные броненосцы "Шикишима" ("Shikishima") и "Асахи" ("Asahi"), броненосные крейсера "Якумо" ("Yakumo", 9900 т) и
"Адзума" ("Adzuma", 9400 т). Вышел из Плимута 8 сентября и взял курс к японским берегам броненосный крейсер
"Идзумо" ("Idzumo", 9900 т). Продолжалась постройка в Британии броненосцев "Хатсусе" ("Hatsuse"), "Микаса" ("Mikasa"),
броненосного крейсера "Ивате" ("Iwate", 9800 т). Два бронепалубных крейсера водоизмещением по 3400 т и с 21-узловым ходом
планировались к постройке в Йокосуке и Куре. 8 эсминцев, из которых два 31-узловых, заказывались у Торникрофта,
два 31-узловых у Ярроу и четыре у других иностранных фирм, при условии, что их соберут в Японии.
Так как принятая в 1896 г. программа судостроения для японского флота уже к концу 1902 г. в основном была выполнена,
то в 1903 г. в Японии деятельно занялись разработкой новой подобной программы, предусматривавшей, в частности, постройку
5 эскадренных броненосцев по 15000 т, 2 броненосных крейсеров по 10000 т и т. д. На первое сентября 1903 г.
Япония имела 7 вполне законченных броненосцев общим водоизмещением 93800 т и по общему числу броненосцев и
крейсеров водоизмещением не менее 4000 т была на шестом месте в мире.
Имевшиеся броненосцы можно было условно разделить на 4 группы, представлявшие разные направления
кораблестроения: 1) "Чин Иен" ("Chin Yuen", б. "Чен Иен"), трофей войны с Китаем, походивший на германские
броненосцы типа "Захсен" ("Sachsen"); 2) "Фудзи" и "Яшима", по конструкции корпуса, бронированию, составу и
размещению вооружения представлявшие собой нечто среднее между кораблями классов "Роял Соверен" ("Royal Sovereign")
и "Ринаун" ("Renown"), а по конструкции орудийных башен главного калибра и их защите походившие
на броненосцы типа "Маджестик" ("Majestic"); 3) "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", несмотря на существовавшие
между ними различия, явившиеся дальнейшим развитием кораблей типа "Маджестик" и довольно близко походившие
по типу на "Канопус" ("Canopus") и "Формидейбл" ("Formidable"), и 4)"Микаса", первый броненосец японского флота,
представлявший собой новое английское направление, олицетворённое чуть позже в броненосцах
типа "Кинг Эдуард VII" ("King Edward VII").
"Фусо" в качестве полноценного броненосца иностранными специалистами, в том числе и русскими, уже не рассматривался.
И в том же году к постройке были запланированы 2 броненосца водоизмещением свыше 16000 т, заложенные в первой половине
следующего года в Англии, будущие "Кашима" ("Kashima") и "Катори" ("Katori") - последние из заказанных за рубежом.
В период с 1903 по 1913 гг. предполагалось заложить всего четыре подобных броненосца (64000 т) и девять крейсеров (70200 т).
Фактически же с 1904 г. до конца 1913 г. только линейных кораблей заложили 16, половина из которых были уже
турбинными дредноутами.
Соотношение броненосцев и крейсеров у морских держав в 1903 г.
Страна |
Англия |
Франция |
Россия |
Германия |
США |
Япония |
Италия |
Австро-Венгрия |
Броненосцы (ед) Водоизмещение (тонн)
| 60(51)* 752000(680000) |
35(31) 337100(306900) |
21(20) 230700(221000) |
17(14) 166100(144000) |
12 126500 |
7 93800 |
12(10) 149300(103100) |
10(7) 65800(45400) |
Крейсера (ед) Водоизмещение (тонн)
| 80(76) 645200(627700) |
30(26) 186200(162500) |
17(13) 126000(104400) |
13(10) 88100(63100) |
10 60900 |
13 90000 |
5(10) 32000 |
4 19600 |
Итого
| 140(127) 1397200(1307700) |
65(57) 523300(469400) |
38(33) 356700(325400) |
30(24) 254200(207100) |
22 187400 |
20 183800 |
17(15) 181800(135100) |
14(11) 85400(65000) |
*В скобках указано количество кораблей, возраст которых со дня спуска не превышал 25 лет
у броненосцев и 20 лет у крейсеров.
Как видно, только Япония и США |