Строительство флота
Броненосец "Фусо"
Содержание
Немного о бюджетах
В 1880 г. бюджет морского министерства Японии лишь незначительно превышал 3 млн. иен
(иена примерно равнялась серебряному рублю), а в 1893 г. он впервые превысил 10 млн. Морской бюджет 1894 г.
был одинаков с годом 1893. В 1893 г. была выработана программа судостроения на пять лет, согласно которой в
этот промежуток времени должны построить два броненосца первого класса водоизмещением 12250 т, заложенные в 1894 г.
(будущие "Фудзи" и "Яшима"). К концу 1895 г. ожидалось, что стоимость двенадцати боевых кораблей 1 класса общим
водоизмещением 141000 т составит 98 млн. иен.
Планы финансирования кораблестроения в Японии с 1896 по 1902 гг.
| На постройку | 1896 | 1897 | 1898 | 1899 | 1900 | 1901 | 1902 | ИТОГО, иен |
| Кораблей | 6191320 | 13571174 | 6897936 | 126761 | 9529 | - | - | 26796720 |
| Миноносцев | 5493378 | 5736934 | 2393725 | 104028 | - | - | - | 13728065 |
| Вспомогательных кораблей | 293580 | 397810 | 677256 | 425994 | 375498 | 206358 | - | 2376496 |
Общее финансовое положение Японии к началу нового века было таково: доходы - 188930635, расходы - 218807147,
дефицит -29876512 иен. Для покрытия дефицита пришлось существенно увеличить налоги - министерству маршала Ямагато
с большим трудом удалось провести закон об увеличении земельного налога с 2,5 до 3,3% и акциза на саке.
Также был увеличен телеграфный тариф. Как нельзя кстати пришлась контрибуция, полученная от Китая: 364482305 иен,
из которых к 1898 г. остались неизрасходованными лишь 74727944 иены. Ассигнования на флот в 1898 - 99 финансовом году
состояли из обыкновенных (9813046), экстраординарных (56500843) и дополнительных (1799987) кредитов, -- всего 68113877 иен.
В 1899-1900 гг. расходы на нужды флота состояли из обыкновенных: 15124300 иен, в т. ч. расходы на министерство,
включая жалование, (197934), на содержание личного состава и материальной части (4325308), на закупку оружия
и боеприпасов, включая торпеды, (2496724), на модернизацию кораблей (1507707) и их ремонт (96993), на маневры (40000),
и экстраординарных: 35639769 иен, большая часть которых пришлась на увеличение морских сил, а именно:
постройку портовых сооружений (3562839) и орудийного завода в Куре (400000),
дополнительную постройку кораблей (19573672) и их вооружение (10725555).
Всего расходы на флот составили 50764069 иен. Морской бюджет на 1900-1901 гг. составил 40946195 иен,
в том числе по статье экстренных расходов: на увеличение флота - 21068931, постройку пушечного завода - 682510,
капитальный ремонт кораблей - 768705, перестройку сухого дока - - 126715, маневры 1900 г. -123562 иен,
а по статье обыкновенных: на постройку и ремонт судов - 1769568 иен, не считая затрат на покупку артиллерийского и
минного оружия и вооружения. К этому времени в состав флота уже входили 6 броненосцев 1 класса и 2 второго,
а общий тоннаж флота составил 210220 т.
Достигнутым японцы ограничиваться не собирались и планировали в последующие десять лет прирастить флот еще 90 кораблями,
в основном миноносцами. Морской бюджет на 1901-1902 гг. (с 1 апреля 1901 по 31 марта 1902) составил 38050100 иен,
а именно: обыкновенных расходов - 19560120, чрезвычайных - 17464860, на устройство морской сталелитейной
и бронепрокатной мастерской в Куре - 1045120 (по смете требовалось 6124440, и планировалась рассрочка на 5 лет).
На строительство новых кораблей, в основном крейсеров, выделялось 9112140 иен, а для закупки бортового оружия - 4110860.
В том же финансовом году планировалось и окончание постройки эскадренного броненосца "Микаса", что и было успешно выполнено.
Морской бюджет Японии в 1896 - 1906 гг.
| Статьи расходов | Годы ассигнования | Первая программа | Вторая программа | Сумма расходов |
| Покупка орудий | 1896-1902 | 777633 | 1400000 | 2177633 |
| Постройка | Кораблей | 1896-1906 | 27796720 | 70190000 | 97986720 |
| Миноносцев | 1896-1903 | 13728065 | 7100000 | 20828065 |
| Вооружение | Кораблей | 1896-1906 | 17016981 | 27000000 | 44016981 |
| Миноносцев | 1896-1903 | 6001297 | 3000000 | 9001297 |
| Всего | Иен | 1896-1906 | 95038429 | 117180000 | 212218429 |
| Кредитных рублей | - | 109725000 | 136497900 | 246222900 |
Эти планы многократно подвергались изменениям, в основном в сторону увеличения сумм и сокращения сроков постройки
кораблей, но главная их задача оставалась прежней:
создать к началу столетия современный броненосный флот. Поэтому приведённые цифры имеют значение
в виде исторической справки. Один из кредитов на усиление японского флота в размере 15 млн. иен,
открытый в конце 1903 г., предполагалось израсходовать в течение ближайших лет по приведённому ниже плану:
в 1904-05 гг. - 1337000 иен, с 1906 г. по 1914 г. ежегодно по 1500000 иен, а всего за 9 лет - 13500000 иен,
в 1914-15 отчётном году - 163000 иен. Итого: 15 млн. иен. Из этой суммы предназначалось на новое
судостроение - 8133000 иен, а на новое вооружение - 3783000. Прежде всего имелось в виду начать постройку
одного эскадренного броненосца в Англии и одного крейсера в Куре.
Как видно, экстраординарные (чрезвычайные, дополнительные) расходы Японии на усиление флота после войны с
Китаем повторялись из года в год и значительно превышали первоначально запланированные (или обыкновенные).
Первое место в гонке морских вооружений занимала Великобритания, за ней следовали США, Франция, Россия, Германия,
Италия, Япония и Австро-Венгрия.
Морские бюджеты за период с 1896 по 1904 финансовые годы.
| Страна\Финансовый Год* | 1896\1897 | 1897\1898 | 1898\1899 | 1899\1900 | 1900\1901 | 1901\1902 | 1902\1903 | 1903\1904 |
| Англия | 212\99 | 215\92 | 225\99 | 260\109 | 270\136 | 292\139 | 295\136 | 325\155 |
| Россия | 59\29 | 62\22 | 68\28 | 82\32 | 88\37 | 98\39 | 102\36 | 108\42 |
| Япония | 38\28 | 78\60 | 69\48 | 51\35 | 41\20 | 38\15 | 29\09 | 30\07 |
*В числителе показана величина общего морского бюджета в миллионах рублей, а в знаменателе его часть,
приходящаяся на судостроение.
Любопытно, что единственный незначительный спад финансирования судостроения Великобритании в 1897\98 финансовом году
на фоне неуклонного роста итак огромного общего морского бюджета совпадает с максимальным значением того же параметра
у Японии. Очевидно, верфи были заняты японскими заказами - островная морская держава востока готовилась к войне с Россией.
И именно в это время доля расходов на кораблестроение у России уменьшается почти на четверть!
Последующие попытки исправить положение успеха не имели: почти двукратное к 1904 г. увеличение затрат на постройку
кораблей на фоне их резкого уменьшения у будущего противника говорило о том, что руководство страны во главе с
Николаем II уже создало условия для поражения в грядущей войне, не сумев вовремя усилить флот и потратив позднее
гораздо большие средства впустую.
Но и Япония не оптимально использовала средства: уже в ходе войны с Россией заложив пять броненосцев и
броненосных крейсеров, из которых даже два первых "Катори" и "Кашима", строившиеся в Англии, принять участие
в боевых действиях явно не успевали. Видимо, в руководстве страны не было единого мнения о сроках начала войны с Россией.
Но победили сторонники быстрейшего начала военных действий, видевшие, как будущий противник после непростительной
заминки пытается усилить свой флот новыми броненосцами, и справедливо считавшие, что промедление грозит поражением.
Закладку трёх других уже на собственных верфях ("Цукуба", "Икома", "Курама") оправдать можно лишь надеждами на большую
контрибуцию, которую не получили.
В 1909 г. расходы на флот ведущих морских стран составили: Англия - 351427,
США - 287787, Германия - 195381, Франция - 133558, Россия - 100280, Италия - 77562, Япония - 72028 тыс. руб.
По смете 1910 г. на расходы по строительству и содержанию японского флота парламент разрешил затратить 76080 тыс. руб.
Среднегодовой государственный расход за 1897, 98, 99 гг. составил 233540000 иен, а средние морские расходы
за это время - 56860000 иен. Средний государственный годовой расход за 1907, 08, 09 гг. - 585890000 иен,
а средние затраты на флот - 71960000 иен. Таким образом, бюджет вырос на 151%, а морские расходы - на 26%.
Следует учесть, что в эти расходы входили затраты на расширение флота, постройку новых кораблей
взамен погибших в войне и на подъём, ремонт и приведение в боевую готовность русских кораблей,
затопленных в Порт-Артуре. На фоне начавшейся гонки морских держав в области кораблестроения перед
первой мировой войной усилия Японии выглядели достаточно скромно, тем не менее появление в составе её флота
линкоров типа "Садзума" всполошило все страны не менее, чем появление английских дредноутов.
Строительство флота
Броненосец "Фусо"
Содержание
|