Броненосец "Окиношима"
Броненосец "Сагами"
Содержание
Броненосец "Ивами"
Заложенный 20 мая 1900 г. на Галерном островке в С.-Петербурге эскадренный броненосец "Орел", третий в серии,
спустили на воду 6 июля 1902 г. После заводских, приемосдаточных испытаний и испытаний артиллерии
(во второй половине августа 1904 г), его приняли в казну 6 апреля 1905 г.
Он имел основные размерения: длина наибольшая - 118,8 м, ширина - 23,22 м, осадка - 7,97 м,
полное водоизмещение - 15275 т. Две вертикальные машины тройного расширения общей мощностью 15800 л.с.
производства Балтийского завода. Машины обеспечивались паром от изготовленных по лицензии тем же
заводом 20 котлов Бельвиля и позволяли развить скорость 18 узлов. Нормальный запас угля составлял 787,2 т,
а полный - 1235 т. Это позволяло с 10-узловой скоростью пройти 3200 миль. Пояс крупповской брони высотой
2 м простирался по всей длине корабля и имел толщину 194 мм в средней части и утоньшался
к оконечностям до 145 и 125 мм. Выше главного размещался еще один пояс высотой 1,67 м и с максимальной
толщиной 152 мм с утоньшением к оконечностям до 102 мм. Продольная броневая переборка имела толщину 40 мм,
а батарейная палуба защищалась броней толщиной 65 и 47 мм. Палубы имели толщину: верхняя от 50 до 25, главная
от 51 до 32, а нижняя, имевшая бортовые скосы, от 43 до 25 мм.
Броня башен главного калибра имела толщину 254 мм, их барбетов - 229 и 203 мм, среднего калибра - 152 мм,
(барбетов - 127 мм), боевой рубки - 203 мм. 75-мм казематная батарея имела броню толщиной 76 мм
(с 25-мм поперечными переборками). Общий вес брони составлял 4500 т.
Первоначальное вооружение броненосца состояло из 4 305-мм сорокакалиберных,
12 152-мм сорокапятикалиберных, 20 75 мм, 20 47-мм, 2 37-мм и 2 64-мм десантных орудий,
10 пулеметов, двух надводных штевневых и двух подводных бортовых 381-мм торпедных аппаратов.
Для японских корабелов "Орел" явился очень ценным трофеем: он познакомил их с русской и французской школами
кораблестроения, имевшими ряд своих достоинств. Система броневой защиты русского броненосца, включавшая продольную
броневую переборку, которая значительно повышала живучесть корабля, превосходила японскую (английскую)
систему бронирования. Уровень обеспечения непотопляемости у "Орла" также оказался выше, во многом благодаря
принципу автономного размещения и использования водоотливных средств. Хотя броненосец и имел таран,
его отличала уже "клиперская" форма носа. Размещение орудий среднего калибра в башнях уравновешенной
конструкции также было шагом вперед по сравнению с казематами.
Недостатком корабля явилась трудоемкая и, как следствие, дорогостоящая конструкция надводного борта с
завалом внутрь (подобно упомянутому выше "Редутаблю" 1876 г.), сделанная для обеспечения огня максимально
возможным числом стволов средней артиллерии на носовых и кормовых углах. Значительная проектная и эксплуатационная
перегрузка русского корабля, вызванная изначально запрограммированным ограничением водоизмещения,
которое разумному объяснению не поддается, тоже послужила японцам должным образом.
Они не на своем, а на чужом опыте еще раз убедились во вредоносности идеи мелочной экономии.
"Орёл", получивший тяжелые повреждения от попаданий 5 305-, 2 254-, 9 203-, 39 152-мм и 21 снаряда
меньшего калибра и практически израсходовавший в Цусимском сражении свой боекомплект,
28 мая оказался в плену, и его 30 мая 1905 г. привели в Сасебо. По мнению В.П. Костенко, "Микаса"
вряд ли смог выдержать такие разрушения, как "Орел".
Японцы дали кораблю новое название "Ивами". Объем его ремонта и перевооружения был намного больше,
чем у описанных выше цусимских трофеев. После перевода корабля в Майдзуру новые хозяева начали устранять
повреждения, одновременно стараясь удалить излишний груз с верхней части корпуса. Дальнейшие работы производились
на верфи в Куре в течение двух лет. На броненосце удалили оба марса, верхние ярусы мостиков, укоротили и
уменьшили в диаметре дымовые трубы. Получив бесценный боевой опыт, в Японии правильно оценили
значение крупнокалиберной артиллерии, раньше многих придя к выводу, что 152-мм
(так полюбившиеся во всех странах после боя при Ялу) скорострельные орудия уже свой век отжили и
их целесообразно заменить на более мощные. Вместо тяжелых спаренных 152-мм башен они на их месте
смонтировали одиночные 203-мм палубные орудия со щитами, а вот находившиеся низко порты всех
75-мм орудий заделали, перенеся эти противоминные пушки на спардек.
Бортовые подводные торпедные аппараты сохранили, а надводные штевневые удалили (по другим данным оставили).
На топе фок-мачты установили площадку для дальномера. В итоге водоизмещение броненосца практически вернулось
к проектной величине в 13800 т, а скорость - к 18 узлам.
Его силуэт заметно изменился. Реконструкция "Ивами" закончилась в июне 1907 г., и он получил ранг линкора.
Вооружение корабля в итоге составило: 4 305-мм сорокакалиберных (в башнях),
6 203-мм сорокапятикалиберных (за щитами), 16 75-мм (на спардеке), 20 47-мм и 8 37-мм орудий
(по другим данным, на корабле из малокалиберной артиллерии осталось всего 4 25-мм салютных пушки,
что и могло быть осуществлено перед первой мировой войной), 2 бортовых подводных торпедных аппарата,
но калибром 457 мм (по другим данным, их стало четыре).
Приводятся данные, что первоначально установленные 12-дюймовые орудия конструкции Обуховского завода оставили,
а другие заменили на японские. Стволы орудий за один бой износиться не успели, поэтому оставшиеся исправными вряд
ли подвергались замене. На одной из фотографий пленного "Орла" виден оторванный ствол 305-мм орудия,
который явно следовало заменить на аналогичный сорокакалиберный. По другим сведениям, на корабле установили
305-мм сорокапятикалиберные орудия (как на "Микаса").
К приводимым данным о замене котлов Бельвиля на котлы системы Майбара стоит отнестись с сомнением:
японцы стремились ввести в строй трофеи с минимальными затратами, денег у них было мало даже на строящиеся корабли,
а контрибуцию за эту войну им получить не удалось.
Броненосец был достаточно новый и, несмотря на тяжелый для механизмов дальний переход, они оставались исправными.
Другое дело порт-артурские корабли - там у экипажей была возможность привести многое в негодность,
да и сами эти броненосцы уже побывали под водой. Численность экипажа "Ивами" в японском флоте составила 825 человек.
После участия в боях за Циндао в составе первой дивизии линкоров второй эскадры "Ивами" в 1918 г.
участвовал в японской интервенции на русском Дальнем Востоке, являясь некоторое время флагманским
кораблем японской эскадры во Владивостоке. С 1 сентября 1921 г. корабль стал называться броненосцем
береговой обороны 1 класса, входя до 1 декабря 1921 г. в состав 6-й дивизии. В апреле 1921 г. его разоружили
и превратили в плавучий корабль-склад и 1 сентября 1922 г. исключили из списков (по другим данным, в 1923 г.)
и в том же году разобрали на металл. По другим данным, в июле 1924 г. (в то же время, когда погиб и "Хизен")
корпус "Ивами" потопила в Миура авиация, используя его как цель.
Броненосец "Окиношима"
Броненосец "Сагами"
Содержание
|