Броненосец "Ивами"
Броненосец "Танго"
Содержание
Броненосец "Сагами"
Заложенный 9 ноября 1895 г. в старом деревянном эллинге Балтийского завода эскадренный броненосец "Пересвет"
был спущен на воду 7 мая 1898 г. и вошел в строй в 1901 г. Корабль имел следующие тактико-технические данные:
длина наибольшая - 132,4 м, ширина - 21,8 м, осадка - 7,93 м, проектное водоизмещение - 12674 т.
Три вертикальные паровые машины тройного расширения производства Балтийского завода проектной мощностью 14500 л.с.
(фактической 13755 л.с.) с помощью трех винтов развивали скорость 18 узлов и обеспечивались паром от тридцати
водотрубных котлов системы Бельвиля, изготовленных заводом-строителем. Нормальный запас угля составлял 1046 т,
полный - 2058 т, которого хватало для прохождения 5610 миль 10-узловым экономическим ходом.
Пояс гарвеированной брони длиной 95,7 м и высотой 2,35 м опускался ниже ватерлинии на 1,44 м,
имел в средней части толщину 229 мм и утоньшался к оконечностям до 178 мм, замыкаясь в районе 18 и 96
шпангоутов 178-мм траверзами. Сверху находился еще один пояс длиной 52 м, высотой 2,2 м и толщиной 102 мм,
соединявшийся траверзами толщиной 127 мм. Броневая палуба проходила на уровне верхней кромки нижнего пояса
и имела толщину в плоской части 51, а на бортовых скосах 64 мм. Вне цитадели карапасная палуба имела толщину
от 60,3 до 85,7 в носовой и 85,7 мм в кормовой оконечностях. Броня бортов башен главного калибра имела толщину
229, крыш - 51, барбетов - 203 мм. Десять бортовых 152-мм орудий с 63,5-мм щитами стояли в казематах,
имевших 127-мм защиту с 51-мм крышами. Носовое (одиннадцатое) орудие имело только щит.
Носовая и кормовая боевые рубки имели толщину 152 и 102 мм соответственно.
Первоначальное вооружение "Пересвета" состояло из 4 254-мм сорокакалиберных (в двух башнях производства
Металлического завода), 11 152-мм сорокапятикалиберных, 20 75-мм, 20 47-мм, 8 37-мм, 2 64-мм десантных орудий,
трех надводных (одного штевневого и двух бортовых) и двух подводных бортовых 38-мм торпедных аппаратов
(боезапас 12 торпед).
Как только был взят Порт-Артур, японцы сразу начали работы по подъёму затопленных в гавани русских кораблей,
в том числе и четырёх броненосцев. 29 июня 1905 г. подняли и "Пересвет", включенный в состав японского флота
под названием "Сагами". Пройдя предварительный ремонт в Порт-Артуре, он смог своим ходом перейти в Сасебо
для постановки в док, которого в Порт-Артуре не было. Новые владельцы получили высокобортный броненосный крейсер,
с большой автономностью, правда, имевший малую для такого класса кораблей скорость, но очень удобный для учебных целей.
После доковых работ "Сагами" 17 августа перешел в Токийский залив и принял участие во флотском параде
по поводу окончания войны, а затем 10 октября оказался в заводе в порту Йокосука на капитальном ремонте
и модернизации. После ремонта он стал числиться корабем береговой обороны 1 класса. Работы продолжались до 1909 г.
Во время ремонта орудия главного калибра не менялись. Бесполезную носовую 152-мм артустановку, казавшуюся очень
удобной при крейсерских операциях, но совсем не пригодившуюся в эскадренных боях сняли.
Остальные же 152-мм орудия оставили в своих казематах без изменений. 75-мм пушек оставили шестнадцать:
с батарейной палубы во избежание заливаемости их убрали, оставив там всего четыре 152-мм орудия в угловых казематах,
восемь 75-мм на верхней палубе своего местоположения не изменили, а на навесную палубу
(к четырем размещенным ранее на крышах угловых казематов) добавились еще четыре.
Есть данные, что 75-мм орудия заменили на японские 76-мм. Состав малокалиберной артиллерии остался прежним,
хотя, по другим данным, число 47-мм пушек увеличилось на одну. Возможно, вся малокалиберная артиллерия была в 1909 г.
демонтирована как уже потерявшая боевую значимость.
Корабль лишился и обоих боевых марсов на фок- и грот-мачтах. Надводные торпедные аппараты сняли, а
подводные заменили на аппараты большего калибра (457-мм), установленные под углом в 20° к плоскости миделя.
Приводятся данные о замене имевшихся котлов на равное количество системы Майбара. Также в печати появлялись данные,
что для улучшения остойчивости на "Сагами" и "Суво" добавили по 800 т балласта, а их водоизмещение увеличилось
до 12900 т (по другим данным, нормальное водоизмещение стало 13500 т) при осадке 7,94 м и ширине 21,8 м.
Разница в данных о ширине и осадке броненосцев в русском и японском флотах столь мала, что похожа на погрешность
при переходе от одной системы единиц к другой и обратно. Это ставит под сомнение и данные об увеличении
водоизмещения. Численность экипажа броненосца и однотипного с ним "Суво" в японском флоте составляла 732-775 человек.
С началом новой войны "Сагами" к боям у Циндао не привлекался, а участвовал в охране своего побережья
в течение 1914-16 гг. После этого его продали за 7 млн. иен России. 21 марта 1916 г. корабль пришел
во Владивосток вместе с броненосцем "Танго" и крейсером "Сойя" (за все три корабля заплатили 15,5 млн. иен)
и 27 марта снова получил имя "Пересвет", став числиться крейсером.
Дальнейшая судьба его оказалась трагичной: 23 мая крейсер выскочил на риф, спасательные
работы с участием японцев начались 7 июня, а 6 августа он пошел в Майдзуру, покинув Японию после ремонта 19 октября.
6 декабря "Пересвет" был уже в Порт-Саиде. Покинув его 4 января 1917 г., он в 17 час. 30 мин.
подорвался на двух минах и затонул в 10 милях от Порт-Саида на глубине около 45 м.
Броненосец "Ивами"
Броненосец "Танго"
Содержание
|