Миноносцы проекта 24 ("птичья серия")
Миноносцы проекта 1935 года
Миноносцы проекта 24 ("звериная серия")
"Вольф"
"Ильтис"
"Лухс"
"Тигр"
"Ягуар"
"Леопард"
В то время когда "птичья серия" находилась на стапеле,
конструкторы готовили чертежи следующей серии миноносцев.
От предыдущего проекта отличий практически не было, за исключением
установки дизель-генератора и более новых 105-мм орудий.
Первоначально планировалось вооружить эту серию 127-мм орудиями,
и один из немецких заводов приступил к их производству.
Но вмешалось британское правительство. Посол "Туманного
Альбиона" заявил протест. Потом началось политическое давление,
немцы уступили и 127-мм орудия заменили на 105-мм.
Эти корабли имели следующие тактико-технические данные:
Водоизмещение: 948 т (стандартное), 1341 т (в полном грузу).
Размерения: длина 92,6 м (наибольшая), 89 м (по конструктивной
ватерлинии), ширина 8,65 м, осадка 3,52 м.
Механизмы: 3 военно-морских котла, 2 турбины на "Вольфе"
и "Леопарде" производства "Браун Бовери", на "Ильтисе" и
"Тигре" - "Вулкан", на "Ягуаре", "Лухсе" - "Шихау". Мощность
механизмов составила 23000 л.с., проектная скорость хода
34 узла. Запас топлива равнялся 327 т (нефть), дальность
плавания 1997 миль при скорости 17 узлов.
Вооружение: 3 105-мм орудия, 2 20-мм автомата, 2 двухтрубных
350-мм торпедных аппарата, 30 мин заграждения. Экипаж: 120
человек (4 офицера).
Корабли прошли модернизацию: в 1931 году на миноносцах
были установлены 533-мм торпедные аппараты. В 1934 году
с "Леопарда" и "Лухса" были демонтированы 105-мм, а на их
место были установлены 127-мм орудия. Это были прототипы
орудий главного калибра для новых эсминцев, но вскоре на
их место были вновь установлены 105-мм орудия. Остальные
модернизации были такие же, как и у "птичьей серии".
"Вольф"
8 марта 1927 года на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене
заложили головной миноносец типа "24". Он был спущен на
воду 12 октября 1927 года, построен 15 ноября 1928 года.
В этот же день "Вольф" стал флагманом 2-й флотилии миноносцев,
вместо выведенного в резерв "Зееадлера", хотя испытания
были завершены только 12 февраля 1929 года. В апреле-мае
1929 года корабль принял участие в большом атлантическом
походе флота, с посещением ряда испанских портов. В июне
"Вольф" нанес однодневный визит в Роттердам. 4 июля на борт
миноносца прибыл министр обороны генерал-лейтенант Грёнер.
В следующие три дня корабль посетил ряд портов, министр
сходил на берег и проводил смотры прибрежных гарнизонов.
30 августа "Вольф" стоял на рейде Стокгольма. К 1930 году
корабль продолжал заниматься боевой подготовкой. В апреле-июне
1930 года миноносец участвовал в походе в Средиземное море.
30 августа 1931 г. "Вольф" вывели в резерв, его место занял
"Мёве". 6 февраля 1932 года "Вольф" снова вернулся в действующий
флот. В июле-августе 1933 года "Вольф" посетил Хельсинки
и Ригу, а в 1934 году совершил учебный поход в шведские
воды. В 1936 году началась гражданская война в Испании.
Первый поход в испанские воды был с 23 августа по 4 октября.
Второй начался 19 ноября, но из-за повреждения рулевого
устройства "Вольф" зашел во французский порт Брест, поэтому
пребывание в испанских водах было очень коротким с 1 по
19 декабря. 30 июня 1937 г. "Вольф" был выведен в резерв.
9 декабря 1937 года он вернулся в состав флота. Сначала
корабль использовался для обеспечения боевой подготовки
4-го и 6-го дивизионов эсминцев. В феврале 1938 года "Вольф"
зачислили в состав 3-й флотилии, но вскоре перевели в 4-ю
флотилию. Началась подготовка к очередному походу в испанские
воды. В марте 1939 года корабль принял участие в присоединении
Мемеля к Германии.
В начале августа 1939 года "Вольф", как и все корабли
Кригсмарине, начал готовиться к военным действиям. К 26
августа было закончено развертывание немецкого флота, а
1 сентября Германия вторглась в Польшу. 3 сентября началась
постановка системы оборонительных минных заграждений "Вествалл".
6 сентября миноносец эскортировал легкие крейсера, которые
выставили очередное минное заграждение. 26 сентября он в
составе соединения охотился на суда с контрабандой в балтийских
проливах. С 17 по 19 октября в проливе Скагеррак находилось
соединение немецкого флота в составе эсминцев "Пауль Якоби",
"Теодор Ридель", "Герман Шоеманн", миноносцев "Вольф", "Леопард"
и "Ильтис", которые занимались поиском контрабанды. В ночь
с 12 на 13 ноября миноносец находился в охранении легких
крейсеров "Кенигсберг" и "Нюрнберг", прикрывающих минно-заградительную
операцию немецких эсминцев. Аналогичную задачу миноносец
выполнял в ночь с 18 на 19 ноября, изменился только объект
охранения - им был крейсер "Лейпциг".
В начале января 1940 года корабль становится к стенке
одного из вильгельмсгафенских заводов. Необходимый объем
работы был выполнен очень быстро, и уже в феврале "Вольф"
вернулся в состав действующего флота. В марте 1940 года
он перешел в оперативное подчинение военно-морской группы
"Запад". В конце этого месяца "Вольф" и "Леопард" вместе
с катерами-тральщиками находились в охранении уходившего
в рейд вспомогательного крейсера "Атлантис". Операция была
завершена благополучно. В начале апреля миноносец обеспечивал
межбазовый переход тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер" в
рамках подготовительных мероприятий к операции "Везерюдинг"
вторжение в Данию и Норвегию. "Вольф" был зачислен в состав
3-й группы, предназначенной для захвата порта Берген. Группой
командовал контр-адмирал Шмундт. Ему требовалось большое
искусство, чтобы руководить столь разношерстным соединением.
В группу вошли крейсера "Кёльн" и "Кенигсберг", учебно-артиллерийский
корабль "Бремзе", плавбаза торпедных катеров "Карл Петере",
5 торпедных катеров и 2 вспомогательных судна. Кроме "Вольфа"
в состав группы вошел и "Леопард". Соединение вышло из Куксхафена
8 апреля. В районе Ставангера произошло столкновение. Торпедный
катер "S-19" получил тяжелые повреждения, помощь ему оказал
"Вольф". На подходе к Бергену немецкие корабли попали под
огонь береговой батареи, крейсер "Кенигсберг" был поврежден.
Контр-адмирал Шмундт принял решение возвращаться в Германию,
оставив крейсер в порту. "Вольф" пополнил запасы топлива
с поврежденного крейсера. 11 апреля 3-я группа прибыла в
Вильгельмсгафен.
В ночь с 29 на 30 апреля миноносец участвовал в постановке
минного заграждения "17". В начале мая 1940 года "Вольф"
прибыл в Штеттин на "Одерверке" для прохождения очередного
ремонта. Работы закончили в августе 1940 года. В октябре
состоялся переход во Францию. В начале октября корабль базировался
на Сен-Назер. 1 октября группа немецких миноносцев, в которую
входил "Вольф", была атакована британской подводной лодкой
"Свордфиш", но все торпеды прошли мимо. В этом же месяце
корабль принял участие в двух поисках у британского побережья.
Во время второго поиска были потоплены два французских охотника
за подводными лодками и два британских траулера. С 17 по
18 ноября он в составе 5-й флотилии прикрывал операцию эсминцев.
В ночь с 7 на 8 января 1941 г. он выставил минное заграждение
у Дувра. На обратном пути миноносец подорвался на мине,
поставленной британскими катерами "ML" (аналог советского
морского охотника), в районе Дюнкерка. Место гибели "Вольфа",
точка с координатами 51°05'N, 02°08'O. Потери экипажа
45 человек, в том числе и командир старший лейтенант Петере.
"Ильтис"
8 марта 1927 года на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене
был заложен миноносец "Ильтис" (одновременно с "Вольфом").
Оба корабля были спущены в один и тот же день, 12 октября
1927 года. "Ильтис" вступил в строй 1 октября 1928 года
и был зачислен в состав 3-й полуфлотилии. Его испытания
окончились 20 декабря. В 1930 году корабль участвовал а
Средиземноморском походе флота (с 2 апреля по 18 июня).
С 15 июня по 3 июля 1931 года он принимал участие в учебном
походе в скандинавские воды. 6 февраля 1932 года корабль
вывели в резерв, а экипаж перевели на "Вольф". Но уже 1
октября 1932 года его возвращают в свою 3-ю флотилию, укомплектовав
экипажем с "Леопарда". В июле-августе 1933 года он участвует
в заграничном походе с посещением Хельсинки и Риги. С 1936
года для кораблей немецкого флота начались походы в воды
охваченной гражданской войной Испании. В 1936 году "Ильтис"
вместе с "Тигром" идет на замену "Кондору" и "Мёве". В октябре
они вернулись в Германию, но уже в ноябре начался очередной
поход в испанские воды, и возвращается в Германию в декабре
1936 года.
Третий поход в испанские воды начался 3 июня 1936 года
и закончился в начале июля. 17 июля "Ильтис" вывели в резерв,
но 5 января 1938 года миноносец вернулся в строй. Корабль
использовался в качестве учебного и обеспечивал боевую подготовку
новых эсминцев. 1 февраля 1938 года "Ильтис" вместе с "Тигром"
и "Вольфом" вошел в состав 2-й флотилии миноносцев. В марте
флотилия ушла в испанские воды, а в июле вернулась в Германию
и сразу же была переименована в шестую. "Ильтис" принимал
участие в торжествах по случаю присоединения Мемеля к Германии.
Летом 1939 года миноносец занимался боевой подготовкой в
западной и центральной части Балтийского моря.
После начала войны "Ильтис" участвует в постановке системы
минных заграждений "Вествалл". 6 сентября миноносец находился
в эскорте легких крейсеров, поставивших очередное минное
заграждение. 26 сентября 1939 года "Ильтис" вышел в море,
цель выхода - поиск судов с контрабандными грузами в балтийских
проливах. Аналогичную задачу миноносец выполнял и 17-18
октября. Через месяц "Ильтис" находился в охранении легких
крейсеров, прикрывавших эсминцы, ставившие мины у британского
побережья. Подобные операции были проведены и в ночь с 12
на 13 ноября, с 17 на 18 ноября и с 18 на 19 ноября. 22
ноября миноносец прикрывал "Шарнхорст" и "Гнейзенау", а
затем 24-25 ноября в составе соединения охотился за контрабандистами
в проливе Скагеррак. 31 января 1940 года миноносец столкнулся
с немецкой подводной лодкой "U-15". Лодка затонула со всем
экипажем (25 человек). После этого чрезвычайного происшествия
миноносец прибывает в Везермюде и становится на ремонт.
Работы были завершены в мае 1940 года. После прохождения
короткого курса боевой подготовки корабль поступает в распоряжение
военно-морской группы "Норд". Первой примечательной операцией
стал выход 26 июля на эскортирование поврежденного "Гнейзенау".
Линейный корабль возвращался в Германию. На переходе погиб
от таинственного взрыва миноносец "Лухс", и "Ильтис" спасает
его экипаж. Миноносец принимал участие в операциях "SW-1".
(7-8 августа), "SW-2" (14-15 августа), "SW-3" (31 августа-2
сентября). В сентябре корабль приводят в Западную Францию.
Английское командование, обеспокоенное концентрацией сил
немецкого флота, отдавало частые приказы о бомбежке французских
портов, в надежде сорвать ожидаемое вторжение в свою страну.
26 сентября в стоявший в Гавре "Ильтис" попала бомба, погибло
6 человек и 7 ранило. Корабль своим ходом проследовал в
Шербур, где встал на ремонт, который окончился в октябре.
В ночь с 29 на 30 октября миноносцы "Ильтис" и "Ягуар"
поставили мины у Дувра (операция "Альфред"), а в ночь с
3 на 4 декабря он участвовал в постановке минного заграждения
"Марианна" у британского побережья. Известно также, что
в ночь с 21 на 22 декабря корабль участвовал в минно-заградительной
операции. В ночь с 23 на 24 января 1941 года он находился
в охранении минных заградителей, поставивших минное заграждение
"SW Вагнер". В ночь с 26 на 27 февраля "Ильтис" и "Ягуар"
поставили активное минное заграждение "Аугсбург А". В феврале
"Ильтис" встречал возвращающийся из второго похода тяжелый
крейсер "Адмирал Хиппер". В ночь с 5 на 6 марта он вместе
с "Ягуаром" поставил минное заграждение "Аугсбург В". 21
марта эти же миноносцы вышли в море навстречу возвращавшимся
из атлантического рейда линкорам "Шарнхорст" и "Гнезенау".
22 марта эскадра прибыла на Брестский рейд. В последние
дни марта "Ильтис" и "Ягуар" уходят в Норвегию. Переход
проходил в штормовых условиях. Когда миноносцы находились
у Эгерзунда, у "Ягуара" вырвало руль, и "Ильтис" начал его
буксировку, и с помощью подошедшего буксира довел его до
Ставангера. Затем он перешел в Берген, где встретил возвращавшийся
из Атлантики броненосный корабль "Адмирал Шеер" и 30 марта
"Ильтис" и эсминцы "Z-23" и "Z-24", встретив его, повели
в Киль. 11 апреля миноносец прибыл в Вилтон-Шниедем, где
встал у стенки одного из заводов. Ремонт был завершен 22
июня. После короткого курса боевой подготовки миноносец
эскортирует прибрежные конвои у датского и норвежского побережья.
25 августа командование военно-морской группы "Норд" передает
"Ильтис" в распоряжение 24-й флотилии подводных лодок. Там
он использовался в качестве учебного корабля и торпедолова,
затем его перевели в распоряжение командования торпедной
школы.
Только в январе 1942 года корабль вернулся в состав действующего
флота. 12 февраля миноносец участвовал в проводке через
Ла-Манш вспомогательного крейсера "Михель". Последней его
операцией стал выход на проводку очередного вспомогательного
крейсера "Стир". Немецкие корабли были атакованы британскими
торпедными катерами. Торпеда с "МТВ-221" попала в левый
борт "Ильтиса", миноносец разломился пополам и в течение
трех минут затонул. Это произошло 13 мая у Булони, в точке
с координатами 50°46'N, 01°34'О. Через два часа
на месте боя появились немецкие торпедные катера, которые
подобрали 33 человека. Погибло 15 человек, в том числе и
командир капитан-лейтенант Якобсен. Во время этой операции
погиб и "Зееадлер".
"Лухс"
2 апреля 1927 года на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене
был заложен очередной миноносец. 15 марта 1928 года он был
спущен на воду, вступил в строй 15 апреля 1929 года. Предвоенная
служба корабля проходила так же, как у его собратьев: маневрах,
посещениях заграничных портов, пребывании в резерве и действиях
у испанского побережья. После начала войны "Лухс" принимал
участие в постановке системы минных заграждений "Вествалл".
В первых числах апреля "Лухс" и "Зееадлер" выводили в поход
вспомогательный крейсер "Орион", затем участвовали в операции
"Везерлюбит". Миноносец вошел в состав 3-й группы, предназначенной
для захвата порта Берген. В мае 1940 года корабль становится
на ремонт на одной из верфей в Киле. Работы завершили в
июне. В июле "Лухс" занял свое место в отряде охранения
поврежденного линкора "Гнейзенау". 26 июля в 15 часов (по
другим данным, в 15 часов 50 минут) в средней части миноносца
раздался взрыв. Корабль разломился пополам и затонул. Оказавшийся
в воде личный состав был подобран "Ильтисом" и "Ягуаром".
Место гибели корабля - точка с координатами 58°30'N,
04°30'O. Потери экипажа составили 89 человек. Самой
распространенной версией гибели "Лухса" считается попадание
торпеды с подводной лодки "Свордфиш". Но в начале 90-х это
стало вызывать сомнение, ведь эта лодка вернулась из похода.
При изучении вахтенного журнала крейсера "Нюрнберг" выяснилось,
что его сигнальщики видели дрейфующие мины, одна из которых
могла и стать причиной гибели. Существует и другая версия.
Подводная лодка "Темз" считается пропавшей без вести. С
23 июля по 25 июля она должна была менять позицию и во время
перехода пересекала курс немецкого соединения. Нельзя исключить
возможность того, что "Темз" потопила "Лухс", а потом сама
подорвалась на мине. Гибель "Лухса" до сих пор осталась
одной из загадок второй мировой войны.
"Тигр" Заложен 2 апреля 1927 года на военно-морской
верфи в Вильгельмсгафене, 15 марта 1928 года спущен на воду,
построен 15 января 1929 года. На "Тигр" перевели экипаж
миноносца "V-6". Освоение нового корабля было совмещено
с испытаниями, которые были завершены 29 июля. Корабль зачислили
в состав 3-й полуфлотилии. Сначала этим соединением командовал
капитан 3-го ранга Кумметц, будущий адмирал, потом его сменил
капитан 3-го ранга Лангсдорф, будущий последний командир
"Адмирала графа Шпее". С 2 апреля по 18 июня 1930 года "Тигр"
участвовал в большом средиземноморском походе флота. Немецкие
корабли нанесли дружественные визиты в Виго, Альмерию, Катанию,
Аргостилон, Сплит, Порт Махон, Лиссабон. В июле-августе
следующего года корабль посетил Хельсинки и Ригу.
В 1934 году состоялся учебный поход в норвежские воды.
1 октября 1935 года 3-я полуфлотилия была преобразована
в 3-ю флотилию. В сентябре 1936 года прошел первый поход
в испанские воды, он был очень коротким. В ноябре-декабре
следующий поход в испанские воды. 5 мая 1937 года миноносец
принимает участие в торжествах по случаю спуска на воду
лайнера "Вильгельм Густлофф". Затем "Тигр" сопровождал из
Гамбурга в Киль яхту "Грилле". На борту яхты находились
А. Гитлер и ряд его сподвижников. В июне-июле 1937 года
очередной поход в испанские воды. По возвращении, 19 июля
1937 года выводят в резерв. 10 декабря этого же года корабль
вернулся в строй, а его место занял "Зееадлер". До февраля
1938 года "Тигр" обеспечивал обучение экипажа новых эсминцев.
Затем корабль был зачислен во вновь сформированную 3-ю флотилию
миноносцев. С марта по июль 1938 года очередной поход в
испанские воды. По возвращении 3-ю флотилию переименовали
в 6-ю. "Тигр" погиб 25 августа 1939 года, когда немецкий
флот перешел на военное положение и ночью корабли ходили
без огней. Командир нагонявшего эскадру эсминца "Макс Шульц"
не сориентировался в обстановке и столкнулся с миноносцем
"Тигр", который затонул в 2 часа 30 минут у острова Борнхольм,
в точке с координатами 54°55'N, 16°?О. Потери экипажа
составили 2 человека.
"Ягуар"
Заложен 4 апреля 1927 года на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене,
спущен на воду 15 марта 1928 года. В этот день на верфи
было большое торжество - на воду спустили еще 4 однотипных
корабля ("Тигр", "Лухс", "Леопард", "Ягуар"). Корабль вступил
в строй 1 июля 1929 года (по другим данным, строительство
завершили 15 августа 1929 года), испытания окончились 28
июля 1929 года. "Ягуар" зачислили в состав 3-й полуфлотилии.
Первым примечательным событием в жизни корабля стал поход
со 2 апреля по 18 июня 1930 года. Немецкие корабли посетили
ряд заграничных портов. На следующий год он вместе с флотом
совершает поход в норвежские воды с 15 июня по 3 июля. 25
сентября 1932 года миноносец вывели в резерв, но 1 октября
1932 года корабль вновь ввели в состав флота. 1 октября
1935 года 3-я полуфлотилия была переименована в 3-ю флотилию.
После начала гражданской войны в Испании начались походы
в ее воды. "Ягуар" впервые посетил испанские воды в августе
- сентябре 1936 года. Миноносец действовал у северного побережья,
ему пришлось заниматься эвакуацией немецких и иностранных
граждан во Францию. Следующий поход в этот район состоялся
в ноябре-декабре. Во время этого похода "Ягуар" с 21 ноября
по 3 декабря сопровождал поврежденный "Вольф" в Брест .
Вскоре после возвращения в Германию миноносец вывели в резерв
в Вильгельмсгафене. Это произошло 16 марта 1937 года. 3
июня корабль вернулся в строй. До апреля 1939 года "Ягуар"
был приписан к артиллерийской школе. 22 августе 1938 года
он участвовал в торжествах по случаю спуска на воду тяжелого
крейсера "Принц Ойген". На церемонии присутствовал регент
Венгрии адмирал Хорти, который во время первой мировой войны
командовал австро-венгерским линкором "Принц Ойген", а также
практически все руководство Третьего Рейха. После большого
парада, на котором был представлен почти весь немецкий военно-морской
флот, гости поднялись на борт яхты "Грилле" и лайнера "Патрия"
и совершили переход по маршруту Киль-Гамбург. В охранении
находились эсминец "Фридрих Инн" и миноносец "Ягуар".
Остаток 1938 и первое полугодие 1939 года прошли для "Ягуара"
в повседневной службе. В начале войны миноносец участвует
в постановке минных заграждений, несении дозоров и охранении
прибрежных конвоев. С 14 по 16 декабря он охотился на контрабандистов
в балтийских проливах. В этом же месяце он прибывает на
верфь "Зеебак" в Везермюнде. Работы были завершены в апреле
1940 года, поэтому "Ягуар" не принимал участия в норвежской
операции. Но обстановка требовала перевозки в Норвегию пополнений.
Для выполнения этой задачи в Фридрихсгафене было сформировано
соединение в составе: учебно-артиллерийского корабля, миноносцев
"Фальк" и "Ягуар" и сторожевого корабля "F-5". Войска были
погружены. 13 апреля в 20 часов 30 минут немецкие корабли
вышли в море. На следующий день после выгрузки войск в Осло
и начала обратного перехода, около полуночи, "Ягуар" обнаружил
подводную лодку, и были сброшены глубинные бомбы. После
войны стало известно, что рядом действительно находилась
британская подводная лодка "Старлет". 15 апреля в 0 часов
5 минут сигнальщики "Бруммера" увидели следы трех торпед.
Маневр уклонения увенчался частичным успехом, удалось уклониться
от двух торпед, третья поразила цель. На учебно-артиллерийском
корабле сдетонировал носовой погреб боезапаса, и носовая
часть отломилась и затонула. Положение корабля было критическим.
Поэтому большая часть экипажа перебралась на "F-5". Борьба
за живучесть продолжалась до 6 утра. Несмотря на все усилия
экипажа, вода продолжала поступать, крен составил 40° на
левый борт. "Ягуар" снял аварийную партию. Вскоре "Бруммер"
затонул.
4 июня "Ягуар", "Фальк", плавбаза "Хай", катера-тральщики
и прорыватель заграждений обеспечивали развертывание линкоров
"Шарнхорст" и "Гнейзенау" для операции "Джуно". Через два
дня миноносец эскортирует вспомогательный крейсер "Тор",
уходящий в рейд, с 10 по 12 июня он охраняет возвращавшийся
из Норвегии крейсер "Нюрнберг". Вскоре состоялся обратный
переход в Норвегию в охранение вспомогательного крейсера
"Пингвин" и возвращение в Германию в составе эскорта линкора
"Шарнхорст". Несмотря на противодействие британской авиации,
корабли прибыли в Киль без повреждений. Через месяц "Ягуар"
находился в охранении поврежденного линкора "Грейзенау".
26 июля погиб "Лухс", "Ягуар" и "Фальк" подбирали его экипаж.
В августе миноносец принимал участие в серии минно-заградительных
операций "SW-1" (7-8 августа), "SW-2" (14-15 августа) "SW-3"
(31 августа - 2 сентября). Серия постановок для "Ягуара"
была завершена операцией "SW-o" (6-7 сентября). В этом же
месяце корабль переводится в воды оккупированной Франции.
Основными задачами на новом театре военных действий были
разведывательные походы, несение дозоров, охранение прибрежных
конвоев и минно-заградительные операции. В ночь с 8 на 9
октября 1940 года корабль, в составе 5-й флотилии, принимал
участие в поиске у британского побережья. 27-18 октября
миноносец в составе флотилии поддерживал операцию эсминцев.
В ночь с 29 на 30 октября "Ягуар" и "Ильтис" поставили активное
минное заграждение у Догера (операция "Альфред"). В ночь
с 3 на 4 декабря в этом же районе было выставлено минное
заграждение "Марианна". 16 февраля 1941 года на базе 5-й
и 6-й флотилии миноносцев была сформирована новая 5-я флотилия.
В конце февраля и в начале марта он принимал участие в минно-заградительной
операции "Аугсбург А" (25-26 февраля), "Аугебург" (5-6 марта).
22 марта "Ягуар" встречал идущие в Брест после атлантического
рейда линкоры "Шарнхорст" и "Грейзенау". Вечером "Ягуар"
и "Ильтис" начали перебазирование в Норвегию. Переход проходил
в условиях штормовой погоды. В районе Эгерзунда "Ягуар"
потерял руль. С помощью "Ильтиса" и буксира "Зеефальке",
он был приведен в Ставангер на ремонт на одну из норвежских
верфей. Затем состоялся переход в Германию, а оттуда в составе
небольшого конвоя в Роттердам.
20 апреля "Ягуар" становится к стенке одного из заводов.
Работы были завершены 16 мая. С 16 июня "Ягуар" эскортирует
конвой между датскими и норвежскими портами в проливе Скагеррак.
24 августа его передали торпедной школе и использовали в
качестве учебного корабля, для обеспечения боевой подготовки
подводных лодок. Следующей боевой операцией стал прорыв
в Германию Брестской эскадры. 12 февраля миноносец вступил
в охранение тяжелых кораблей, это произошло у мыса Гри Нет.
Во время одного из налетов британской авиации бомба разорвалась
у борта корабля, повреждения были незначительны, но 3 человека
тяжело ранило, а 9 легко. Корабль пошел в Роттердам, ремонт
занял несколько дней. Уже 21 февраля "Ягуар" находился в
охранении тяжелых крейсеров "Адмирал Шеер", "Принц Ойген".
Затем возвращение в Голландию. В середине марта "Ягуар"
принимал участие в проводке вспомогательного крейсера "Михель"
через Ла-Манш. Во время английской операции против Сен Назера
23-26 марта экипаж миноносца пережил удивительное приключение,
был обнаружен поврежденный вражеский артиллерийский катер
"MGB-14" и взят на буксир. Но вскоре на сцене появились
два британских эсминца. Буксир отдали, миноносец дал полный
ход и ушел.
15 июня 1942 года в состав 5-флотилии был зачислен "Т-23".
Поэтому "Ягуар" прошел текущий ремонт и 16 августа был зачислен
в состав артиллерийской школы. 18 ноября в районе Киля "Ягуар"
столкнулся с рыболовным судном "Steegen". На миноносце разрушило
радиорубку, 1 человек погиб, 2 получили ранения. С 19 ноября
до 22 февраля 1943 года корабль прошел ремонт. С 6 по 11
марта он находился в охранении "Шарнхорста", идущего в Северную
Норвегию. С 27 апреля по 14 мая возвращение в Германию в
эскорте "Нюрнберга". Сразу же по прибытии в Киль миноносец
вошел в состав минно-заградительного соединения катеров,
которое в период с 3 по 7 мая выставило в Северном море
заграждение "Самуэль" и "Куерспрунг". 12 мая прошел переход
во Францию. Летом 1943 года "Ягуар" принимал участие в операции
по встрече и выводу в Атлантику подводных лодок. 30 августа
произошло его столкновение с прерывателем минных ограждений.
Ремонт повреждений был совмещен с текущим ремонтом механизмов.
Затем снова: oxранение конвоев, несение дозоров, минные
постановки, частые бои с вражескими "москитными силами".
С начала 1944 года миноносец в основном ставит мины для
того, что-бы хоть как-то защитить западное побережье от
вторжения. Во время этих операций немецкие корабли часто
становились объектом атак союзной авиации. 6 июня западные
союзники высадились в Нормандии. "Ягуар" принимал участие
во всех попытках прорыва к плацдарму. Активность немецкого
флота обеспокоила западных союзников, и 16 июня на порт
Гавра был произведен массированный налет британской стратегической
авиации. В "Ягуар" попали 4. тяжелых бомбы. В 6 часов утра
он затонул. Потери экипажа составили 16 человек, в том числе
и командир, старший лейтенант Зоненбург.
"Леопард"
2 апреля 1927 года на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене
заложили последний миноносец "звериной серии". Он был спущен
на воду 15 марта 1928 года и вошел в состав флота 15 апреля
1929 года. Предвоенная служба корабля была такой же, как
и у остальных кораблей этой серии: боевая подготовка, редкие
заграничные походы, пребывание в резерве. После 1936 года
походы в воды Испании. В конце марта 1939 года "Леопард"
принимал участие в захвате Мемеля. По приходе на рейд на
него с борта "Дойчланд" перебрался А. Гитлер. Миноносец
доставил его на причал, откуда он отбыл на машине в городской
театр, с балкона которого он и произнес речь о присоединении
Мемеля к Германии. Предвоенные месяцы прошли для корабля
в боевой подготовке. После начала войны миноносец принимал
участие в постановке системы оборонительных минных заграждений
"Вествалл".
26 сентября миноносец принимал участие в охоте на суда
с контрабандными грузами в балтийских проливах. С 17 по
19 октября "Леопард" был задействован в аналогичной операции
в Скагерраке. B ноябре 1939 года миноносец три раза находился
в охранении крейсеров, которые прикрывали эсминцы, ставившие
мины у британского побережья. Объектами охранения были:
"Кенигсберг" (12-13 ноября), "Лейпциг" и "Нюрнберг" (18-19
ноября). 21 ноября миноносец вышел в море в охранение "Шарнхорста"
и "Гнейзенау". Потом линкоры пошли громить Северный патруль,
а часть их охранения, в том числе и "Леопард", начала искать
контрабанду в проливе Скагеррак. Остаток 1939 и начало 1940
года прошло для кораблей в повседневной службе. В начале
апреля 1940 года миноносец эскортировал вспомогательный
крейсер "Атлантис". После возвращения в Германию "Леопард"
был зачислен в состав 3-й группы, предназначенной для захвата
норвежского порта Берген. После выполнения задачи корабль
вернулся в порт. Следующая операция стала для корабля последней.
29 апреля "Леопард" вышел в море в составе минно-заградительного
соединения. Цель постановка минного заграждения "17". На
переходе миноносец был протаранен минным заградителем "Пройссен".
Он затонул 30 апреля в 1 час 55 минут. Потери экипажа составили
1 человек. Место гибели - пролив Скагеррак, точные координаты
места гибели известны приблизительно 58°N, 10°O.
Миноносцы проекта 24 ("птичья серия")
Миноносцы проекта 1935 года
|