Миноносцы проекта 1939 года
Эскортные корабли
Неосуществленные проекты миноносцев
Миноносцы проекта 1941 года (Flottentorpedoboote 1941)
До начала второй мировой войны планировалось строительство
миноносцев проекта 1939 года большой серией, но эту амбициозную
программу осуществить не удалось. В 1942 году снова получила
жизнь программа строительства миноносцев на немецких верфях.
Для строительства предназначался измененный проект 1939
года, получивший название "Флотский миноносец проекта 1941
года". Он незначительно отличался от предшественника. Длина
была увеличена на 5 м, для того чтобы разместить дополнительную
надстройку между орудием № 1 и носовой надстройкой, на которой
разместили двухствольный 37-мм автомат. Выросло и водоизмещение.
Мощность механизмов увеличили до 40000 л.с. Эти корабли
должны были, в отличие от прототипов, развивать 34-узловую
скорость. Тактико-технические элементы корабля были следующие:
Водоизмещение: 1517 т (стандартное), 2190 т (в полном
грузу) Размерения: длина 106 м (наибольшая), 102 м (по конструктивной
ватерлинии), ширина 10,7 м, осадка 3,27 м (средняя). Механизмы:
4 котла Вагнера, 2 турбины Вагнера с зубчатой передачей.
Мощность механизмов 40000.Л.С. Скорость хода 34 узла. Запас
топлива 559 (нефти), дальность плавания 2800 миль со скоростью
19 узлов. (По другим данным, дальность плавания составляла
6000 миль со скоростью 19 узлов, но это маловероятно).
Вооружение: 4 105-мм орудия, 6 37-мм орудий (3 двухствольных
установки), 8 20-мм (4 двухствольных установки), 6 533-мм
торпедных аппаратов, 4 бомбомета и 6 бомбосбрасывателей.Экипаж:
206 человек (8 офицеров). Всю серию должен был строить завод
"Шихау" в Эльбинге. Первоначально заказ на строительство
6 кораблей и турбин к ним выдали в августе 1941 года. Но
окончательный заказ выдан 25 ноября 1942 года, кораблям
были присвоены заводские номера 1538-1543.
"Т-37". Заложен в период с 26 июля по 10 октября
1943 года, спущен на воду между 19 февраля - 19 апреля 1944
года. В январе 1945 года готовность составила 96,5%. 23
января 1945 года началась буксировка корпуса для достройки
на верфи "Дешимаг" в Бремене. Захвачен западными союзниками
в Бремерхафене. В 1946 году затоплен американцами.
"Т-38". Заложен 11 октября 1943 года, спущен на
воду в период с 19 апреля по 19 июня 1944 года. Из-за угрозы
Эльбингу со стороны наступающих частей Советской Армии был
отбуксирован на запад. Планировалось достроить миноносец
на верфи "Дешимаг" в Бремене. Готовность корабля составляла
84%. Захвачен союзниками в Киле. 10 мая 1946 года в 17 часов
45 минут затоплен в проливе Скагеррак, в точке с координатами
58°07'N, 10°46'O.
"Т-39". Заложен в период с 10 октября 1943 года
по 19 февраля 1944 года, спущен на воду между 19 апреля
и 19 июня 1944 года. Захвачен союзниками 8 мая 1945 года
в Киле. Готовность корабля 76%. 10 мая 1946 года в 19 часов
20 минут затоплен в проливе Скагеррак в точке с координатами
58°08'N, 10°47'O.
"Т-40". Заложен между 10 октября 1943 года и 19
февраля 1944 года, спущен на воду в период с 7 августа 1944
года по 25 октября 1944 года. 9 марта 1945 года в 16 часов
началась буксировка из Готенгафена в Эккенферде. На борту
корабля находились 12 взрывающихся катеров "Линзен". Затоплен
из-за невозможности буксировки. Готовность корабля 70%.
Остальные корабли серии заложили в 1944 году. Ни один
из них не был спущен на воду. Все они взорваны при эвакуации
Эльбинга. Существует версия, что миноносцы "Т-41" - "Т-45"
были спущены на воду и взорваны в достроечном бассейне.
Остальные корабли взорваны на стапеле.
Миноносцы проекта 1942 года (Flottentorpedoboote 1942)
При разработке миноносцев типа "41" проектные работы были
продолжены. Но эти проекты так и остались на бумаге. Все
началось в октябре 1942 года, когда на совещании командования
военно-морского флота (ОКМ) отсутствовали представители
действующего флота. Было принято решение разработать проект,
получивший название "Torpedoboote 42". Вскоре проект попал
на стол командующего эсминцами контр-адмирала Бея, который
внес следующие замечания: увеличить водоизмещение миноносцев
до 2500 тонн, сделав его примерно равным эсминцу проекта
"34", главную энергетическую установку должны составить
дизели. Адмиралу очень не понравилась дальность плавания,
которая составила 6000 миль. Слабым, по сравнению с эсминцами
проекта "34", было вооружение. Замечания изучили и в проект
внесли изменения. К маю 1943 года проект переработали. В
это время появился новый проект, получивший название "Flotten
torpedoboote 43", водоизмещением 1600 тонн. 1 мая 1943 года
в Берлине было собрано совещание под председательством адмирала
К. Деница, на котором присутствовали представители штаба
руководства войной на море и командующий эсминцами. Все
новые проекты внимательно изучили и рассмотрели. Сразу же
выяснилось, что требования флота не совпадают с возможностями
промышленности, установку дизелей сочли преждевременной
и от проектов "42" и "43" отказались. Но работу над "42"
проектом продолжили, как над проектом "Zerstorer 42". В
программу 1943 года включили строительство ежегодно по 18
кораблей этого класса. Но, несмотря на резко ухудшавшуюся
военную обстановку и приближение краха, проектирование продолжалось.
В конце 1943 года был разработан новый проект миноносца
(фактически модификация проекта "41"), получивший название
"Тип 41А". В ноябре-декабре 1943 года были проведены серии
совещаний для поисков оптимального решения. Штаб руководства
войной на море разработал эскизный проект, вооружение которого
состояло из 6 105-мм орудий в трех двухствольных башенных
установках. При этом произошло значительное увеличение водоизмещения.
Командующий эсминцами имел свою точку зрения на будущие
миноносцы. Адмирал Бей считал, что водоизмещение новых миноносцев
должно быть таким же, как у кораблей проекта "39", но на
них должна стоять главная энергетическая установка мощностью
52000 л.с. (завод "Шихау" заканчивал строительство первой
установки, и ее готовность составила 90%). Большое внимание
уделялось скорости. По мнению адмирала, скорость должна
достигать 38-39 узлов, а вооружение состоять из двух башен
в носовой части и одной в корме. Но это предложение отвергли.
Что этому способствовало неясно. Возможно, гибель руководителя
проекта на борту линейного корабля "Шарнхорст", возможно,
из-за неготовности новой энергетической установки. Решили,
что мощность механизмов должна составлять 42000 л.с., а
вооружение 3 105-мм двухорудийных башни.
Планировалось заложить сразу несколько кораблей. Головной
получил номер "Т-52". В январе 1944 года дискуссия возобновилась.
На очередном совещании 22 января был приведен сравнительный
анализ двух проектов с энергетической установкой мощностью
42000 л.с. и 50000 л.с. Для того чтобы сохранить 38-узловую
скорость, пришлось пожертвовать одним 105-мм орудием. "Академическое"
течение дискуссии нарушил капитан 3-го ранга Копенгаген,
который всю войну провел на миноносцах и хорошо знал и понимал
специфику этого класса кораблей. Он заявил, что ему из разговоров
с одним из директоров завода "Шихау" стало известно, что
существует эскизный проект малого миноносца. Этот корабль
должен быть вооружен 4 орудиями, а дальность плавания должна
быть такая же, как и у кораблей проекта "39", скорость 39
узлов. Этот проект и был возвращением к предложениям Бея.
Председательствующий на заседании адмирал Маченс потребовал
у представителей штаба руководством войной на море и действующего
флота разобраться, какой корабль им все-таки нужен.
Вскоре были получены следующие данные:
1) Максимальная скорость 38 узлов при 75% от полного водоизмещения.
2) 1 двухствольная 105-мм установка на баке и две одноствольных
в корме.
3) 6 30-мм двухствольных зенитных автоматов.
4) Радиолокационная станция на должна стоять ближе к носу,
а в кормовой части обзорная радиолокационная станция.
5) Приборы управления огнем в носовой части.
6) Отсутствие мачт.
7) Должен иметь 4 бомбомета и параваны.
8) Миноносец должен быть прост в постройке.
9 февраля 1944 года собрали очередное совещание, на котором
выяснилось, что миноносец может развивать скорость 36 узлов,
но при скорости 39 узлов корпус будет вибрировать из-за
легкости конструкции. Поэтому пришлось вернуться к мощности
машин 52000 л.с., от которой отказались при проектировании
типа "41А". Конструкторы продолжали работу. Во-первых, был
разработан вариант с главной энергетической установкой мощностью
52000 л.с., во-вторых, усилили корпус. Проект запустили
в производство под обозначением "Тип 44". По этому проекту
должны быть построены корабли "Т-52" - "Т-57". Затем утвердили
два очень похожих варианта "А" и "Б". Основные отличия состояли
в том, что "А" был на 2 м длиннее, а единственное внешнее
отличие заключалось в том, что на "А" орудие главного калибра
разместили следующим образом: одна 105-мм двухствольная
установка на носу и две одноствольных на корме (в варианте
"Б" на носу и корме). Следует отметить прогресс в зенитном
вооружении, теперь главный калибр мог вести огонь по самолетам,
и наконец-то разработали систему управления зенитным огнем.
Осталось неясным, какой вариант выбрали. 28 марта 1944 года
проект утвердили и в этот же день верфи "Шихау" выдали заказ
на строительство 6 кораблей. Ни один их них так и не был
заложен.
Тактико-технические элементы миноносцев типа "41А"
Водоизмещение: 1630 т (проектное), 2260 т (полное).
Размерения: длина 102 м (по ватерлинии), ширина 10,7 м,
осадка 3,31 м.
Механизмы: 4 котла, 2 турбины. Мощность механизмов 52000
л.с. Скорость хода 38 узлов, дальность плавания 1900 миль
со скоростью 19 узлов. Запас топлива 520 т (нефти).
Вооружение: 4 105-мм, 6 30-мм, 8 20-мм, 6 533-мм торпедных
аппаратов.
Экипаж: 214 человек.
Тактико-технические элементы миноносцев типа "42"
Водоизмещение: 2315 т (проектное), 2675 т (полное).
Размерения: длина 108 м (по ватерлинии), ширина 11м, осадка
3,2 м.
Механизмы: Мощность механизмов 60000 л.с. Скорость хода
36,5 узлов, дальность плавания 6000 миль со скоростью 19
узлов.
Вооружение: 4 127-мм, 8 37-мм, 12 20-мм, 6 533-мм торпедных
аппаратов.
Экипаж: 220 человек.
Тактико-технические элементы миноносцев типа "44А"
Водоизмещение: 1491 т (проектное), 1860 т (полное).
Размерения: длина 99 м (по ватерлинии), ширина 10,1 м, осадка
3,56 м.
Механизмы: 4 котла, 2 турбины. Мощность механизмов 52000
л.с. Скорость хода 37,25 узлов, дальность плавания 1900
миль со скоростью 19 узлов.
Вооружение: 4 105-мм, 10 30-мм, 6 533-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 176 человек.
Тактико-технические элементы миноносцев типа "44Б"
Водоизмещение: 1461 т(проектное), 1821 т(полное).
Размерения: длина 97 м (по ватерлинии), ширина 10 м, осадка
3,56 м.
Механизмы: 4 котла, 2 турбины. Мощность механизмов 52000
л.с. Скорость хода 37,5 узлов. Дальность плавания 1900 миль
со скоростью 19 узлов.
Вооружение: 4 105-мм, 8 30-мм, 6 533-мм торпедных аппаратов.
Экипаж: 160 человек.
Миноносцы проекта 1939 года
Эскортные корабли
|