Мореходные миноносцы 250-тонного типа стали самой
многочисленной серией боевых кораблей, построенных в Австро-Венгрии.
Они не могли похвастаться ни внушительными размерами, ни
мощными орудиями, ни значительной скоростью, ни даже громкими
именами. Будучи вполне заурядными по своим характеристикам,
они проявили себя в главном - боевой карьере. Созданные
для решения весьма специфических задач, они прошли обе мировые
войны, служили под флагами девяти государств, при этом некоторые
представители серии оставались в строю почти полвека.

Проектирование и строительство
Развитию миноносцев в австро-венгерском флоте уделялось
немаловажное значение. Учитывая специфику Адриатического
театра, миноносцы делились на три ранга: эскадренные (Torpedofahrzeuge),
мореходные (Hochseetorpedoboote) и прибрежные (Kustentorpedoboote).
В 1904 г. Морской отдел Военного министерства (именно это
ведомство ведало делами флота в двуединой монархии) утвердил
новую программу строительства торпедных сил, согласно которой
в течение последующих шести лет в состав флота вошли 24
мореходных миноносца типа "Кайман". Они имели
водоизмещение 210 т, скорость 26 уз и вооружались четырьмя
47-мм пушками и тремя 450-мм торпедными аппаратами.
В марте 1910 г. комиссия Морского технического комитета
(МТК) в Поле приступила к разработке нового технического
задания. К мореходным миноносцам были предъявлены следующие
требования: водоизмещение 500-550 т, скорость 30 уз (на
4 уз больше, чем у неприятельских крейсеров), вооружение
из трех 450-мм торпедных аппаратов и четырех-шести 66-мм
орудий. В качестве силовой установки предусматривались паровые
турбины и котлы со смешанным отоплением, которые должны
были обеспечивать поддержание полного хода в течение 16
часов. Последнее требование определялось исходя из того,
что миноносцы должны были в течение ночи успевать дойти
из самой южной военно-морской базы в Каттаро (Котора) до
Отрантского пролива и вернуться обратно. Тем самым, были
точно предугаданы задачи, которые этим кораблям пришлось
решать через четыре года в ходе начавшейся войны.
Вероятный противник "250-тонников" - итальянский
истребитель "Корацциере" типа "Карабинере".
Нужно отметить, что некоторые из входивших в состав комиссии
командиров миноносцев высказывали мнение, что будущие миноносцы
открытого моря по мощи артиллерии не должны уступать итальянским
истребителям типа "Карабинере", вооруженным четырьмя
76-мм орудиями. Также они настаивали на чисто нефтяном отоплении
котлов, поскольку скорость и дальность плавания угольных
кораблей сильно зависит от кочегаров.
Для миноносцев прибрежного действия было оговорено водоизмещение
275 т, скорость 30 уз и способность поддерживать полный
ход в течение 10 часов. Водоизмещение эсминцев комиссия
согласилась увеличить до 1000 т, что было необходимо для
эффективной разведывательной службы.
8 апреля 1910 г. рекомендации МТК были переданы в Морской
отдел, а оттуда разосланы на судостроительные предприятия.
В июне две фирмы - "S.T.T." и "Данубиус и
Ко." - представили на рассмотрение МТК проекты 250-тонных
миноносцев с максимальной скоростью 28 уз. Оба проекта представляли
собой ни что иное, как усовершенствованный тип "Кайман"
и соответствовали лишь требованиям, предъявляемым комиссией
к миноносцам прибрежного действия. Тем не менее, Морской
отдел в целях экономии согласился на уменьшение водоизмещения
мореходных миноносцев до 250 тонн, однако сохранил требование
30-узловой скорости. В течение года проекты проходили согласование
между верфями и МТК. Были рассмотрены различные варианты
энергетики миноносцев (вплоть до оснащения их дизелями и
турбоэлектрическим приводом), но обеспечить столь высокие
скоростные характеристики при ограниченном водоизмещении
так и не удалось. В итоге морякам пришлось согласиться на
28-узловую скорость и возможность ее поддержания в течение
всего 10 часов. Зато в конструкцию корпуса были внесены
существенные усовершенствования. МТК настоял на возвышенном
полубаке вместо предлагаемой в первоначальных вариантах
проекта карапасной палубы, а также на увеличении высоты
мостиков.
Строительство крупной серии из 27 мореходных миноносцев
велось тремя предприятиями: первая группа из восьми единиц
- "S.T.T." ("Стабилименто Технико Триестино")
в Триесте, вторая из шестнадцати - "Данубиус и Ко."
в Фиуме (большая часть кораблей строилась в Порто-Ре) и
третья из трех - "C.N.T." ("Кантиере Навале
Триестино") в Монфальконе. Контракты были заключены
16 января 1912 г., в феврале 1913 г. и 5 июля 1913 г. соответственно.
В соответствии с существовавшими правилами на место постройки
указывала буква в номере: Т - Триест, F - Фиуме, М - Монфальконе(*).
До конца 1914 г. успели войти в строй лишь корабли постройки
"S.T.T.", строительство же всей серии затянулось
до конца 1916 года. Одной из причин задержки стала эвакуация
верфи "C.N.T." из Монфальконе в Полу.
(*) - Приказом от 21 мая 1917 г. в обозначениях миноносцев
были оставлены только номера.
Миноносец
серии "74 Т" в гавани.
Заказанные первыми "74 Т"-"81 Т" по
проекту должны были вооружаться тремя 66-мм орудиями и тремя
450-мм торпедными аппаратами. Проектное вооружение "венгерских"
миноносцев (верфь "Данубиус" принадлежала венгерскому
капиталу) изначально состояло из двух 66-мм орудий и двух
спаренных торпедных аппаратов. Вскоре оно стало стандартным
для всей серии, соответствующие изменения произвели и на
кораблях, строившихся в Триесте.
Первая группа ("Stabilimento Tecnico
Triestino")
Номер |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
74 Т |
16.04.1913 |
28.08.1913 |
01.02.1914 |
75 Т |
28.05.1913 |
20.11.1913 |
11.07.1914 |
76 Т |
24.06.1913 |
15.12.1913 |
20.07.1914 |
77 Т |
24.08.1913 |
30.01.1914 |
11.08.1914 |
78 Т |
22.10.1913 |
04.03.1914 |
23.08.1914 |
79 Т |
01.12.1913 |
30.04.1914 |
01.10.1914 |
80 Т |
19.12.1913 |
03.08.1914 |
08.11.1914 |
81 Т |
06.02.1914 |
06.08.1914 |
02.12.1914 |
Вторая группа ("Danubius & Co.")
Номер |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
82 F |
30.10.1913 |
11.08.1914 |
30.08.1916 |
83 F |
17.11.1913 |
07.11.1914 |
21.07.1915 |
84 F |
27.11.1913 |
21.11.1914 |
18.10.1916 |
85 F |
07.01.1914 |
05.12.1914 |
01.12.1915 |
86 F |
26.01.1914 |
19.12.1914 |
10.05.1916 |
87 F |
05.03.1914* |
20.03.1915 |
28.09.1915 |
88 F |
07.03.1914* |
24.04.1915 |
05.11.1915 |
89 F |
13.05.1914* |
12.05.1915 |
06.02.1916 |
90 F |
09.09.1914* |
28.05.1915 |
24.06.1916 |
91 F |
24.11.1914* |
21.06.1915 |
28.06.1916 |
92 F |
30.11.1914 |
29.09.1915 |
03.03.1916 |
93 F |
09.01.1915* |
25.11.1915 |
04.04.1916 |
94 F |
19.01.1915 |
08.03.1916 |
26.05.1916 |
95 F |
09.02.1915 |
24.06.1916 |
19.09.1916 |
96 F |
24.02.1915 |
08.07.1916 |
10.11.1916 |
97 F |
05.03.1915* |
20.08.1916 |
09.12.1916 |
* Строились на верфи в Фиуме, остальные - в Порто-Ре
Третья группа ("Cantiere Navale Triestino")
Номер |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
98 M |
19.03.1914 |
18.11.1914 |
19.08.1915 |
99 M |
22.03.1914 |
17.12.1914 |
29.10.1915 |
100 M |
28.03.1914 |
15.01.1915 |
15.03.1916 |
Описание конструкции
Хотя миноносцы создавались по единому заданию и принадлежали
к одному типу, каждая из фирм-строителей вела проектирование
самостоятельно, что обусловило существенные отличия в тактико-технических
элементах и внешнем виде кораблей. Миноносцы первой группы
были однотрубными, тогда как у остальных дымовых труб было
две.
Миноносцы
"78 Т" - первой и "94 F" - второй серий.
Верфи в Триесте и Фиуме проектировали корпуса на основе
хорошо зарекомендовавшего себя "Каймана". Основное
отличие от прототипа заключалось в наличии полубака, причем
у первой группы он был примерно на 0,3 м выше, что вкупе
с более высоким мостиком обеспечивало им чуть лучшую мореходность.
Корпуса имели поперечную схему набора со шпацией 0,54 м
и делились водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков.
Корабли оборудовались полубалансирными рулями, управление
которыми велось с мостика или запасного поста в корме. Носовой
торпедный аппарат располагался за срезом полубака, кормовой
- над вторым турбинным отделением.
Миноносец
"98 М" (будущий греческий "Кизикос"),
принадлежавший к третьей серии.
В конструкцию кораблей третьей группы были внесены значительные
изменения. Полубак на них был продлен вплоть до мостика,
тем самым носовой торпедный аппарат стоял выше, а кормовой
был перенесен дальше к ахтерштевню и размещался над офицерскими
помещениями. Обводы носовой части были более полными, кормовой
- более острыми, отношение длины к ширине увеличилось до
10,78. В совокупности это обеспечило миноносцам из Монфальконе
более высокую скорость. Полубалансирный руль заменен балансирным.
Мореходные качества кораблей считались вполне приемлемыми
для Адриатики, однако на Черном море оказались плохими -
румынские моряки называли доставшиеся им миноносцы "экскурсионными
пароходами" или "катерами для воскресных прогулок".
Миноносцы
серии "82 F".
Силовая установка занимала четыре отсека и состояла из
двух водотрубных котлов Ярроу и двух турбин. Тип последних
зависел от фирмы-строителя: "Парсонс" у миноносцев
постройки "S.T.T.", у "венгерских" -
"АЕГ-Кертис" (их изготавливали заводы "Данубиус"
в Будапеште), на кораблях "C.N.T." стояли турбины
"Мельмс-Пфендинген", отличавшиеся хорошей экономичностью.
Номинальная мощность силовых установок всех систем составляла
5000 л.с., максимальная у первой группы доходила до 5700
л.с., а у второй и третьей до 6000 л.с. Миноносцы приводились
в движение двумя трехлопастными винтами, изготавливавшимися
из бронзы. Носовая турбина вращала левый винт, кормовая
- правый.
Контрактной скорости достигли все представители серии.
Головной "74 Т" показал на испытаниях среднюю
скорость 28,76 уз, кратковременно достигая 29,43 уз. У миноносцев
из Фиуме средние значения скорости колебались от 28,2 до
28,6 уз (самым быстрым оказался "88 F", развивший
29,86 уз). Третья группа показала на сдаточных испытаниях
средние результаты между 28,5 и 29,2 уз. При этом "98
М" развил 29,94 уз, а 31 октября 1916 г. он установил
абсолютный рекорд для всей серии - 30,6 уз.
66-мм
скорострельное орудие "7 cm L/30" фирмы "Шкода"
на миноносце "74 Т".
Артиллерийское вооружение 250-тонников состояло из двух
66-мм скорострельных орудий фирмы "Шкода" с длиной
ствола 30 калибров ("7 cm L/30" - в Австро-Венгрии,
как и в Германии, калибр орудий измерялся в сантиметрах).
Пушка оказалась весьма удачной. Масса унитарного патрона
снаряда составляла 5,78 кг; начальная скорость снаряда 550
м/с; максимальная дальность стрельбы 7000 м. Вертикальное
наведение могло осуществляться в пределах -14…+25 градусов.
Масса орудия составляла 788 кг. В 1917 г. кормовое орудие
на всех миноносцах было заменено на зенитное, представлявшее
собой ту же пушку, но с другим лафетом. Его максимальный
угол возвышения достигал 90 градусов, при этом масса возросла
до 1074 кг. Боекомплект оставался неизменным и составлял
216 снарядов на орудие.
Учебные
торпедные стрельбы и погрузка торпеды на миноносце "74
Т" .
Главное - торпедное - вооружение состояло из двух двухтрубных
450-мм аппаратов. Принятая на вооружение в 1901 г. торпеда
"45 cm L/5" имела длину 5,25 м, общий вес 744
кг, вес боевой части 130 кг, дальность стрельбы достигала
1500 м при скорости 40 уз или 2000 м при 38 уз. Наведение
аппаратов осуществлялось вручную.
В годы Первой Мировой войны на миноносцах первой группы
установлено по одному 7,8-мм зенитному пулемету системы
"Шварцлозе", корабли второй и третьей групп получили
его при постройке. Дальнейшее совершенствование вооружения
производилось в разных странах после окончания войны. Об
этом будет рассказано ниже.
Тактико-технические данные
ТТХ |
"74 Т"
- "81 Т" |
"82 F"
- "97 F" |
"98 М"
- "100 М" |
Водоизмещение, т:
проектное |
262 |
243,9 |
250 |
нормальное |
267,3 |
261 |
265 |
полное |
320 |
330 |
330 |
Длина, м |
57,84 |
58,76 |
60,38 |
Ширина, м |
5,75 |
5,84 |
5,60 |
Осадка, м |
1,54 |
1,50 |
1,54 |
Мощность, л.с. |
5000 |
5000 |
5000 |
Скорость, уз |
28 |
28 |
28 |
Запас топлива, т
|
18,2 уголь
24,3 нефть |
20,2 уголь
31 нефть |
17,5 уголь
24 нефть |
Дальность плавания,
миль
(при скорости, уз) |
1000 (16) |
1200 (16) |
1200 (16)
280 (28) |
Экипаж: офицеры /
матросы |
3 / 38 |
3 / 38 |
3 / 38 |
Вооружение |
2 - 66 мм/30 орудия;
2 - 2 - 450 мм ТА |
2 - 66 мм/30 орудия;
1 - 7,8 мм пулемет;
2 - 2 - 450 мм ТА |
2 - 66 мм/30 орудия;
1 - 7,8 мм пулемет;
2 - 2 - 450 мм ТА |
Служба в годы Первой Мировой войны
К началу войны в состав австро-венгерского Императорского
и Королевского флота успели войти лишь шесть мореходных
миноносцев: "74 Т" - "79 Т". Все они
входили в состав 3 го дивизиона миноносцев 1-й минной флотилии
и базировались на Себенико (Шибеник).
Итальянский
пароход "Мария Грация", торпедированный миноносцем
"74 Т" 18.06.1915 г.
На начальном этапе войны у 250-тонников не было серьезных
задач, лишь со вступлением в войну Италии (23 мая 1915 г.)
боевые действия на Адриатике активизировались. Уже 24 мая
"78 Т", "79 Т", "80 Т" и "81
Т" сопровождали крейсер "Новара" во время
обстрела Порто-Корсини. В начале июня миноносцы ставили
мины в устье реки По и у Лагосы, 17-18 июня участвовали
в набеге на Римини, причем возвращаясь "74 Т"
двумя торпедами потопил итальянский пароход "Мария
Грация".
Миноносец
"74 Т" в 1916 г.
В дальнейшем миноносцы неоднократно привлекались к набеговым
операциям против Отрантского барража. В 1915 году имело
место два таких рейда: 18 февраля (участвовали "75
Т", "76 Т") и 18 декабря ("74 Т",
"77 Т", "78 Т"): в 1916 г. - восемь:
6 февраля ("77 Т", "78 Т", "80
Т", "83 F", "87 F", "88 F"),
3 апреля ("79 Т"), 31 мая ("77 Т", "79
Т", "81 Т"), 4 июля ("83 F", "85
F", "87 F"), 8 июля ("87 F"), 30
июля ("83 F", "85 F", "87 F",
"88 F"), 4 октября ("87 F", "99
М", "100 М") и 28 ноября ("82 F",
"86 F", "89 F", "90 F", "91
F"); в 1917 г. - два: 21 апреля ("84 F",
"92 F", "94 F", "100 М") и
12 ноября ("85 F", "88 F", "96
F").
Миноносец
"100 М" в море 12.08.1916 г.
В большинстве своем они заканчивались безрезультатно, лишь
21 апреля 1917 г. "100 М" потопил итальянский
пароход "Япигия". Таким образом, 250-тонникам
принадлежат два из шести случаев успешного применения торпед
австрийскими надводными кораблями.
На
борту миноносца "75 Т" 23.12.1916 г.
Не менее активно мореходные миноносцы участвовали в минных
постановках у итальянских берегов - в заливе Триеста, у
Антивари и в устье р. По. Нередко они использовались в несвойственной
для них роли тральщиков. Еще одной не совсем обычной задачей
стало для них обеспечение действий гидроавиации. Начиная
с середины 1916 г. австрийские летающие лодки осуществили
несколько налетов на итальянские базы. При этом они выходили
в море на буксире у миноносцев, затем взлетали, наносили
удар по цели и возвращались к кораблю-буксировщику. Хотя,
конечно, чаще морякам доводилось помогать пилотам, совершившим
вынужденную посадку в море.
Миноносец
"93 F".
По мере развития боевых действий австро-венгерским миноносцам,
как и их "собратьям" в других странах, приходилось
выступать в качестве эскортных кораблей, обеспечивая выходы
из баз подводных лодок и сопровождая пароходы, ходившие
вдоль побережья. К примеру, "93 F" только за один
год провел 55 конвоев. Правда, надежно защитить своих подопечных
удавалось не всегда. В частности, 13 мая 1918 г. итальянский
торпедный катер атаковал австрийский прибрежный конвой и,
несмотря на наличие миноносного эскорта, потопил пароход
"Брегенц". "84 F" снял с тонущего судна
125 человек. Месяц спустя - 10 июня - представителям 250-тонного
семейства не удалось предотвратить самый внушительный успех
итальянских "москитов": потопление линкора "Сент
Иштван". Погоня "76 Т" за "MAS 15",
как известно, не увенчалась успехом из-за сбрасываемых итальянцами
в кильватерную струю глубинных бомб.
Миноносец
"99 М" и захваченная итальянская летающая лодка
К-375.
Определенных успехов 250-тонники добились в борьбе с воздушной
опасностью. Первым отличился "79 Т" - 5 августа
1915 г. он захватил поврежденный итальянский дирижабль "Читта
ди Джези". Впоследствии от зенитного огня миноносцев
доставалось и самолетам. Например, "77 Т" и "81
Т" сбили по одному аэроплану, а "86 F" даже
два. От вражеской авиации сильнее всего пострадал "94
F", попавший под воздушный налет в Дураццо 27 мая 1918
г. Французский историк А. Томази даже объявил его погибшим.
Миноносец
"89 F" в сухом доке 25.08.1916 г.
На самом же деле во время Первой Мировой войны ни один
из 27 миноносцев серии не был потоплен, хотя не раз корабли
оказывались на волосок от гибели. Особенно повезло "87
F" - в бою с итальянскими эсминцами 2 октября 1918
г. он получил попадание торпеды, но та не взорвалась. Совсем
небольшими оказались и потери в личном составе - за годы
войны на 250-тонниках погибло всего 7 человек.
Миноносец
"80 Т".
В конце войны к врагу внешнему добавился враг внутренний.
По флоту прокатилась волна мятежей. 5 октября 1917 г. взбунтовавшиеся
матросы миноносца "Tb 11" арестовали офицеров
и увели корабль к итальянцам. Аналогичный случай мог произойти
на "80 Т". Матрос Любомир Краус и квартирмейстер
Франц Коуцкий подстрекали команду избавиться от офицеров
и пересечь Адриатику, но заговор был раскрыт, и 12 мая 1918
г. зачинщиков расстреляли по приговору суда.
Миноносцы
"78 Т" и "76 Т" в Триесте незадолго
до окончания Первой мировой войны. Хорошо видно исчезновение
литер из номеров миноносцев.
Но "лоскутную империю" уже ничто не могло спасти
от распада. 31 октября 1918 г. красно-бело-красный флаг
австрийский был спущен в последний раз. Императорский и
Королевский флот прекратил свое существование.
Под чужими флагами
По Версальскому мирному договору корабли австро-венгерского
флота были разделены между державами-победительницами, и
если линкоры и крейсера прибрали к рукам Италия, Франция
и Англия, то представлявшие меньшую ценность миноносцы разошлись
по малым странам. Таким образом, семейство 250-тонников
оказалось разбросанным по всей Европе. Восемь единиц остались
на Адриатике в составе новообразовавшихся военно-морских
сил Югославии, шесть миноносцев получила Греция, семь достались
Румынии и ушли на Черное море, наконец, еще шесть отошли
к Португалии. Приемка кораблей новыми командами производилась
главным образом в итальянских портах и затянулась почти
на два года.
Правда, до новой родины добрались не все экс-австрийцы.
29 декабря 1921 г. буксир "Патрао Лопес" военно-морских
сил Португалии, тащивший за собой "Цецере" (бывший
"85 F") и "Кавадо" (бывший "88
F"), попал в сильный шторм между Тунисом и Алжиром.
Оба миноносца были выброшены на камни и погибли. 8 февраля
следующего года в проливе Босфор при аналогичных обстоятельствах
погиб румынский "Фульгерул" (бывший "84 F").
Навигационные аварии стали причиной гибели еще двух миноносцев.
В 1932 г. югославский "Т 4" (бывший "79 Т")
сел на камни у далматинского побережья и впоследствии был
разобран, шесть лет спустя в Эгейском море затонул греческий
"Панормос" (бывший "92 F").
В остальном же служба кораблей в мирное время не отличалась
разнообразием, а их тактико-технические характеристики все
больше и больше отставали от современных требований. С конца
20-х годов их начали постепенно выводить из состава флота.
К началу Второй Мировой войны были списаны один югославский,
три румынских и все португальские миноносцы, однако четырнадцать
250-тонников приняли участие в боевых действиях.
28 октября 1940 г. началась война между Грецией и Италией.
Греческий флот оказывал активную поддержку приморскому флангу
армии. Миноносцы действовали в районе Ионических островов,
где и понесли первую за обе мировые войны боевую потерю:
4 апреля 1941 г. "Проусса" (бывший "94 F")
был потоплен итальянской авиацией у острова Корфу. Его собратьям
вскоре довелось испытать на себе всю мощь ударов Люфтваффе.
В течение 23-26 апреля в различных пунктах побережья от
бомб немецких самолетов пошли на дно остальные греческие
250 тонники.
Югославские
миноносцы "Т 3" (бывший "78 Т") и "Т
7" (бывший "96 F").
Совсем другая судьба ждала их югославских собратьев. После
падения Югославии они были введены в состав итальянского
флота под прежними номерами и использовались для сопровождения
прибрежных конвоев на Адриатике. На некоторых миноносцах
старые пушки были заменены двумя 76-мм/60 орудиями и 20-мм
автоматами. Численность экипажа возрастала до 64 человек.
Бывшие югославские 250-тонники благополучно дожили до капитуляции
самой Италии в сентябре 1943 г. "Т 1" (бывший
"76 Т") и "Т 5" (бывший "87 F")
сумели уйти на Мальту, где сдались англичанам, а в декабре
были возвращены Югославии. Переименованные в "Голесница"
и "Цер" соответственно, они находились в строю
до конца 50-х годов. Два корабля погибли под итальянским
флагом: "Т 6" (бывший "93 F") был затоплен
в 10 милях севернее Чезенатико, а "Т 8" (бывший
"97 F") потопили германские бомбардировщики в
ходе эвакуации итальянских войск с Далмантийского побережья.
Югославские
миноносцы "Т 3" и "Т 7" под итальянским
флагом.
Два миноносца были захвачены немцами: "Т 3" (бывший
"78 Т") в Фиуме, где стоял на ремонте, а "Т
7" (бывший "96 F") - в Гравосе. Старые корабли
не представляли большой ценности, поэтому 8 февраля 1944
г. "Т 7" был передан военно-морским силам Хорватии,
действовавшим главным образом против югославского партизанского
флота в прибрежных водах. 12 июня с миноносца дезертировали
11 моряков. Рассказанные ими сведения были переданы союзному
командованию. Высланные англичанами катера "MGB 659",
"MGB 662" и "MTB 670" обнаружили хорватский
корабль и, после безуспешной торпедной атаки, расстреляли
его артиллерией. "Т 7" затонул у о. Муртер, из
35 членов экипажа погибло 14, в том числе командир - капитан-лейтенант
Иван Лотц. В 1953 г. корпус миноносца был поднят и сдан
на слом.
Германский
миноносец "ТА 48", (бывший итальянский "Т-3",
бывший югославский "Т 3") во время передачи хорватскому
флоту.
Отремонтированный немцами "Т 3" был переименован
в "ТА 48" и действовал в составе 11-й дивизии
сил охранения. О составе его вооружения на данный период
нет точных данных, доподлинно известно лишь то, что все
торпедные аппараты были демонтированы. В августе 1944 г.
миноносец также передали хорватам (под прежним названием),
но после того, как 14 декабря на сторону противника переметнулся
хорватский торпедный катер "KS 5", немцы разуверились
в надежности союзника и вернули все переданные корабли под
свой контроль. Тем не менее, "ТА 48" сохранял
преимущественно хорватский экипаж вплоть до гибели под бомбами
англо-американской авиации в Триесте 20 февраля 1945 г.
Румынские
миноносцы "Сборул" (бывший "81 F") и
"Смеул" (бывший "83 F").
Румынские 250-тонники "Сборул" (бывший "81
Т"), "Налука" (бывший "82 F") и
"Смеул" (бывший "83 F") включились в
боевые действия позже своих систершипов. К тому времени
новые хозяева с немецкой помощью модернизировали их вооружение:
одну 66-мм пушку заменили 37-мм автоматом, а в средней части
дополнительно установили 20-мм автомат (все автоматы - немецкой
фирмы "Рейнменталл"). Во время войны миноносцы
перевооружили двумя 88-мм зенитками и двумя 20-мм автоматами,
демонтировав все торпедные аппараты. Впоследствии "Смеул"
лишился носового орудия, получив взамен еще один 20-мм автомат
и зенитный пулемет системы "Льюис".
Миноносец
"Налука" (бывший "82 F") во время Второй
мировой войны.
В 1941-1944 гг. корабли использовались для патрульной службы,
сопровождения конвоев вдоль западного черноморского побережья,
прикрывали минные постановки, производившиеся румынскими
и германскими заградителями. Любопытно, что "Налука"
претендует на победу над советской подводной лодкой "Щ
206", которую он якобы потопил 9 июля 1941 г. Сам же
миноносец к середине 1944 г. был выведен из боевого состава
и переклассифицирован во вспомогательное судно. 20 августа
он погиб в Констанце во время налета советской авиации.
"Сборул" и "Смеул" в конце августа были
захвачены советскими войсками и вошли в состав Черноморского
флота в качестве сторожевых кораблей под названиями "Муссон"
и "Торос". Через год их вернули Румынии, и после
капитального ремонта они продолжали службу еще более десяти
лет.
Литература
Бережной С.С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. - Якутск, 1994.
Больных А. Морские битвы Первой мировой. Трагедия ошибок.
- М.: АСТ, 2000.
Грановский Е., Морозов М. Потери кораблей основных боевых
классов во Второй мировой войне. Ч.1-2. - М.: ЧеРо, 1995.
Томази А. Морская война на Адриатике. Пер. с франц. - СПб.:
Цитадель, 1997.
Флот в первой мировой войне. Т.2. - М.: Воениздат, 1964.
Bilzer F.F. Die Torpedoboote der k.u.k. Kriegsmarine von
1875-1918. - Graz: H. Weishaupt Verlag, 1996.
Conway's all the World Fighting Ships 1906-1921. - London:
Conway Maritime Press, 1985.
Freivogel Z. Kriegsmarine in der Adria 1941-45. // "Marine-Arsenal",
Bd.40, 1998.
Greger R. Austro-Hungarian Warships of World War I. - London:
Ian Allan Ltd., 1974.
Whitley M.J. Destroyers of World War II. - London: Arms
& Armour Press, 1988.
Автор выражает признательность Андрею Кузнецову за предоставленные
материалы.
© С.В. Патянин
2001 г.
Судьба кораблей
"74 Т". Передан Румынии,
переименован в "Вифорул" ("Viforul"),
исключен из состава флота в 1927 г.
"75 Т". Передан Румынии, переименован в
"Вартежул" ("Vartejul"), исключен из
состава флота в 1927 г.
"76 Т". Передан Югославии, переименован
в "Т 1". В апреле 1941 г. захвачен германскими
войсками, передан Италии, но 7 декабря 1943 г. возвращен
югославскому флоту и в дальнейшем под названием "Голесница"
("Golesnica") находился в строю до 1959 г.
"77 Т". Передан Югославии, переименован
в "Т 2", сдан на слом в 1939 г.
"78 Т". Передан Югославии, переименован
в "Т 3". С апреля 1941 г. служил в составе итальянского
флота на Адриатике, но 16 сентября 1943 г. захвачен в Фиуме
немцами и переименован в "ТА 48". С 15 августа
по 14 декабря 1944 г. находился в составе ВМС Хорватии под
номером "Т 3". Погиб 20 февраля 1945 г. в Триесте
под бомбами авиации союзников.
"79 Т". Передан Югославии, переименован
в "Т 4". В 1932 году сел на камни у далматинского
побережья, не восстановлен.
"80 Т". Передан Румынии, переименован в
"Виджелия" ("Vijelia"), исключен из
состава флота в 1927 г.
"81 Т". Передан Румынии, переименован в
"Сборул" ("Sborul"). Участвовал во Второй
Мировой войне. 27 августа 1944 г. захвачен советскими войсками
в Сулине, включен в состав Черноморского флота в качестве
сторожевого корабля под названием "Муссон". 12
октября 1945 г. возвращен Румынии и после ремонта в Галаце
в 1946 г. продолжал службу до исключения из состава флота
в 1958 г.
"82 F". Передан Румынии, переименован в
"Налука" ("Naluca"). Участвовал во Второй
Мировой войне, переклассифицирован во вспомогательное судно.
20 августа 1944 г. потоплен в Констанце самолетами 29-го
и 40-го бап ВВС ЧФ.
"83 F". Передан Румынии, переименован в
"Смеул" ("Smeul"). Участвовал во Второй
Мировой войне. 29 августа 1944 г. захвачен советскими войсками
в Констанце, включен в состав Черноморского флота в качестве
сторожевого корабля под названием "Торос". 12
октября 1945 г. возвращен Румынии, в 1946-1948 гг. прошел
капитальный ремонт в Галаце; исключен из состава флота в
1958 г., сдан на слом в 1959-1960 гг.
"84 F". Передан Румынии, переименован в
"Фульгерул" ("Fulgerul"), но при переходе
в Румынию 8 февраля 1922 г. выброшен штормом на берег в
проливе Босфор и погиб.
"85 F". Передан Португалии, переименован
в "Цецере" ("Zezere"). 29 декабря 1921
г. следуя на буксире у португальского судна "Патрао
Лопес" выброшен на камни между Тунисом и Алжиром, не
восстановлен.
"86 F". Передан Португалии, переименован
в "Аве" ("Ave"). Исключен из состава
флота в 1940 г.
"87 F". Передан Югославии, переименован
в "Т 5". В апреле 1941 г. захвачен германскими
войсками, передан Италии. 7 декабря 1943 г. возвращен югославскому
флоту, переименован в "Цер" ("Cer").
Сдан на слом в 1963 г.
"88 F". Передан Португалии, переименован
в "Кавадо" ("Cavado"). 29 декабря 1921
г. следуя за буксиром "Патрао Лопес" выброшен
на камни между Тунисом и Алжиром, не восстановлен.
"89 F". Передан Португалии, переименован
в "Садо" ("Sado"). Исключен из состава
флота 30 июля 1940 г.
"90 F". Передан Португалии, переименован
в "Лис" ("Lis"). Исключен из состава
флота в сентябре 1934 г.
"91 F". Передан Португалии, переименован
в "Мондего" ("Mondego"). Исключен из
состава флота 14 января 1938 г.
"92 F". Передан Греции, переименован в
"Панормос" ("Panormos"). В марте 1938
г. затонул у о. Эгина в результате навигационной аварии.
"93 F". Передан Югославии, переименован
в "Т 6". В апреле 1941 г. захвачен германскими
войсками, передан Италии. 11 сентября 1943 г. затоплен экипажем
в 16 милях севернее Римини (Адриатическое побережье Италии)
во избежание захвата немцами.
"94 F". Передан Греции, переименован в
"Проусса" ("Proussa"). 4 апреля 1941
г. потоплен итальянской авиацией у о. Корфу.
"95 F". Передан Греции, переименован в
"Пергамос" ("Pergamos"). 25 апреля 1941
г. потоплен германской авиацией в Саламине.
"96 F". Передан Югославии, переименован
в "Т 7". В апреле 1941 г. захвачен германскими
войсками, передан Италии. В сентябре 1943 г. вновь захвачен
немцами в порту Гравоса, переименован в "ТА 34",
но июне 1944 года вошел в состав ВМС Хорватии под номером
"Т 7". Потоплен 24 июня 1944 г. британскими катерами
"MGB 659", "MGB 662" и "MTB 670"
у о. Муртер в Адриатическом море.
"97 F". Передан Югославии, переименован
в "Т 8". В апреле 1941 г. захвачен германскими
войсками, передан Италии. Потоплен 11 сентября 1943 г. германской
авиацией в 20 милях северо-западнее Дубровника.
"98 М". Передан Греции, переименован в
"Кизикос" ("Kyzikos"). 25 апреля 1941
г. потоплен германской авиацией в Саламине.
"99 М". Передан Греции, переименован в
"Киос" ("Kios"). 23 апреля 1941 г. потоплен
германской авиацией в Афинской бухте.
"100 М". Передан Греции, переименован в
"Кидония" ("Kidonia"). 26 апреля 1941
г. потоплен германской авиацией у побережья южной Мореи.
|