Оценку проекта "Гермеса" необходимо производить, исходя
из двух отпраных точек. Первая - насколько он соответствовал
требованиям начала 20-х гг. и вторая - как он повлиял на развитие класса авианосцев.
На вопрос, отвечал ли "Гермес" требованиям, предъявляемым
к авианосцам в конце Первой мировой войны, следует ответить
однозначно - да. Основной задачей авианосца того времени
было ведение разведки в интересах соединения линкоров. Количество
самолётов, скорость и, соответственно, размеры вполне отвечали
этому. Хотя из-за скорости "Гермес" уже не мог действовать
совместно с любым из линейных крейсеров, за исключением
самых старых с 305-мм орудиями. В некоторой степени ошибкой
следует считать, что на "Гермесе" не установили энергетическую
установку крейсера "Хаукинс" - прототипа авианосца.
Нелогичнным выглядит сравнение "Гермеса" с первенцами класса авианосцев в американском и японском флотах.
При примерно одинаковых размеров и одинаковой с "Хосё" скорости, общего у них мало. Всё-таки "Гермес" - корабль специальной постройки, а не перестроенный из угольщика ("Лэнгли")
или перестроенный в авианосец танкер ("Хосё").
А вот по влиянию, которое оказал "Гермес" на развитие авианосцев
как класса кораблей, он, безусловно, лидирует. Два корабля,
"Игл" и "Гермес" по существу сформировали традиционную архитектуру
авианосцев. Но и здесь необходимо отметить, что компоновка
"Гермеса" сложилась в итоге многочисленных перестроек "Фьюриеса"
и экспериментов на достраивающемся "Игле". Тем более, что
"Игл", будучи более крупным по размерам, рассматривался
как более значимый. Здесь наибольшее значение имеет тот
факт, что "Гермес" как первый авианосец специальной постройки
создавался по той компоновке, которая тогда ещё не была
общепринятой. Англичане и после этого экспериментировали
с архитектурой авианосцев ("Корейджес", "Глориес", некоторые
предварительные проекты "Акр Ройяла").
В ходе службы "Гермес" практически не модернизировался, что вместе с его малыми размерами отодвинуло его на "второй план".
Нельзя говорить и о том, что значительное усиление зенитного вооружения, оправдало бы себя в последнем бою.
Можно говорить разве что о том, что бой мог бы продолжаться немного дольше. А вот серьёзно модернизированный "Гермес"
с полноценной авиагруппой в составе
соединения или, что вероятнее, в качестве конвойного авианосца, вполне мог бы проявить себя.
|