© А. Б. Морин, Журнал
"Судостроеноие" №11-12'1995
Во втором послевоенном
десятилетии военно-политическое руководство США объявило о пересмотре приоритетов
в задачах ВМС. Защита океанских коммуникаций уступила свое место использованию
обширных просторов Мирового океана для пуска баллистических ракет с ядерными
боевыми частями с атомных подводных лодок-ракетоносцев (ПЛАРБ), для поражения
важнейших объектов на территории противника.
В качестве ответной меры советское
правительство приняло решение о создании ракетно-ядерного океанского флота,
способного выполнять и стратегические задачи. Главная роль при этом отводилась
подводным лодкам и морской ракетоносцой авиации. Одновременно, выявилась,
настоятельная необходимость наличия в составе ВМФ СССР разнородных и эффективных
противолодочных сил.
Появление в составе ВМС США подводных
лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис А-I» (с дальностью поражения
целей до 2200 км), поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации ПЛО дальней
зоны, с обеспечением боевой службы кораблей в районах патрулирования таких
ПЛАРБ, формированием для этого поисково-ударных групп, с включением в них
новых кораблей, отвечающих повышенным требованиям по вооружению, надежности,
обитаемости, мореходности, дальности и автономности плавания.
Создаваемые в то время СКР ПВО-ПЛО
пр. 61, оптимизированные для обеспечения развертывания наших подводных
лодок (ПЛ) в океане, охранения кораблей и конвоев от атак лодок авиации
и крылатых ракет противника, таким требованиям не удовлетворяли. Имея лишь
корабельные ГАС ближнего действия и один вертолет Ка-25ПЛ, они не могли
обеспечить обследования в короткие сроки значительных по площади районов
боевого патрулирования ПЛАРБ и устойчивого длительного слежения за обнаруженной
лодкой.
В поисках оптимального (по критериям
боевой и экономической эффективности) направления решения этой сложной
проблемы Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения
(ЦНИИВК) совместно с другими институтами ВМФ и ВВС, ЦНИИ-45 и ЦКБ-17 Госкомитета
по судостроению (ГКС) провели комплексные исследования различных вариантов
состава сил и средств ПЛО дальней зоны. Они убедительно показали, что для
успешной борьбы с ПЛАРБ необходимо более широкое привлечение авиационных
средств, а для этого нужен корабль с групповым базированием противолодочных
вертолетов, которые могли бы организовать посменный непрерывный поиск ПЛ
группой вертолётов в течение нескольких суток и, с началом военных действий,
их уничтожение во взаимодействии с другими силами ВМФ
По результатам исследований, ЦКБ-17
представило ГКС и ВМФ в августе—октябре 1958 г. технические предложения
о создании, вертолётоносцев двух типов — малого (по специальному проекту)
и большого (на базе законсервированных корпусов семи недостроенных крейсеров
пр. 68 бис-ЗИФ, ожидавших решения своей судьбы). Идею создания корабля
ПЛО дальней зоны поддержал министр обороны Р. Я. Малиновский, после чего
в декабре 1958 г., для её реализации было оформлено постановление правительства.
Согласно оперативно-тактическому
заданию (ОТЗ), утверждённому ГК ВМФ С. Г. Горшковым 31 января 1959 г.,
главным назначением такого корабля был поиск и уничтожение ПЛАРБ и многоцелепых
ПЛ противника в дальних зонах ПЛО в составе корабельной поисково-ударной
группы и во взаимодействии с другими кораблями и противолодочными самолётами
ВМФ. При этом ставилась задача обеспечения непрерывного круглосуточного
поиска ПЛ не менее чем двумя вертолётами в течение всего автономного плавания
корабля. Для реализации ОТЗ и с учетом результатов выполненного по нему
предэскнзиого проекта, ЦНИИВК (с участием других институтов ВМФ и ВВС)
подготовил проект тактико-технического задания (ТТЗ), ориентированный на
создание кораблей минимального водоизмещения с восемью вертолетами Ка-25.
ЦКБ-17, учитывая реальность ограничения применения вертолетов в свежую
погоду, предложило усилить корабельные средства обнаружения и поражения
ПЛ: установить ГАС дальнего действия, ракетный противолодочный комплекс,
торпедное и бомбовое вооружение, а также удвоить количество зенитных пакетных
комплексов. ЦНИИ-45, поддержав предложения ЦКБ-17, поднял вопрос о целесообразности
увеличения количества вертолетов.
Решение ГКС и ВМФ от 18 августа 1959
г. по рассмотрению проекта ТТЗ подтвердило необходимость базирования на
корабле 10—14 вертолетов Ка-25 (с обеспечением поиска ПЛ группой из трех
машин) и наличия на нем двух ЗРК ближнего действия. После выполнения в
ЦНИИВКе и ЦКБ-17 дополнительных проработок, уточняющих основные кораблестроительные
элементы, согласования задания с ГКС. Главнокомандующий ВМФ 25 января 1960
г. утвердил ТТЗ на проектирование корабля ПЛО дальней зоны (пр. 1123).
Направляя утвержденное задание в ЦНИИВК, начальник ГУК ВМФ Г. Ф. Козьмин
подчеркивал: «Учитывая, что во многих инстанциях обращается внимание на
величину стандартного водоизмещения корабля, следует целеустремить работу
ЦКБ-17 и наблюдения ВМФ на необходимость наиболее рационального решения
всех конструктивных вопросов, принятия всех мер для уменьшения величины
водоизмещения (7000—8000 т), указанной в ТТЗ». В тех же целях, ГКС поручил
разработку эскизного проекта (ЭП) на конкурсных началах и ЦКБ-53.
 |
|
Главный
конструктор проекта 1123 А. С. Савичев
|
Главный
конструктор вертолета Ка-25 Н. И. Камов
|
Главным конструктором пр. 1123 назначили
А. С. Савичева (1904—1983). Главным наблюдающим от ЦНИИВКа стал В. Ф. Федин.
В ЦКБ-53 работы по эскизному проекту возглавил А. Л. Фишер, представивший
предложение о создании кораблей многоцелевого назначения ближнего и дальнего
действия, однако оно было отклонено ГКС и ВМФ. Разработка пр. 1123 в ЦКБ-17
выполнялась в тесном содружестве с руководимым Н. И. Камовым (1902—1973)
коллективом ОКБ-938 Госкомитета по авиационной технике (ГКАТ), создававшим
вертолет Ка-25. Наблюдение за разработкой корабельных средств вертолетного
противолодочного комплекса при эскизном проектировании корабля вели специалисты
института № 15 ВВС.
В составе эскизного проекта, разработанного
по выданным ОКБ-938 данным о габаритах и массе вертолета Ка-25 (11,4 х
3,7 х 5,1 м, 5,5 т), ЦКБ-17 представило восемь вариантов корабля (четыре—с
вооружением по ТТЗ и различными главными энергетическими установками, три—с
уменьшенным водоизмещением за счет сокращения состава вооружения и один
— по схеме катамарана) с водоизмещением в пределах 7500—8650 т, скоростью
хода 30—31,5 уз, комплектацией 414—472 чел.
Разработка проекта показала, что
получить водоизмещение 8000 т при стальном корпусе можно только при применении
газотурбинной установки, однако она не являлась оптимальной для такого
корабля при сохранении состава его вооружения. Поэтому ЦКБ-17 и ЦНИИВК
рекомендовали для дальнейшего проектирования вариант с котлотурбиииой установкой
(по типу ГЭУ пр. 58), стальным корпусом и водоизмещением 8500 т. К концу
разработки эскизного проекта основные элементы ТТЗ были утверждены 29 сентября
1960 г. постановлением правительства (табл. 1).
Таблица 1.
Изменение требований по основным тактико-техническим
элементам корабля ПЛО
дальней зоны (пр. 1123) при его
проектировании в 1959—1963 гг.
Основные
тактико-
технические элементы
|
Наименование документа, дата
|
Проект
ТТЗ
ЦНИИВК 05.1959
|
ТТЗ, утверж-
дённое ГК ВМФ 25.01
1960
|
Решения ВМФ и ГКС
|
Решение ВМФ,
ГКС,
ГКРЭ,
ГКОТ об усилении вооружения
09.09
1963
|
Об
утверж-
дении ЭП 01.12
1960
|
Об
утверж-
дении дополни-
тельных проработок 28.06
1961
|
Об
утверж-
дении ТП
25.01
1962
|
Об
утверж-
дении КТП
05.07
1962
|
ВООРУЖЕНИЕ:
|
Авиационное:
|
количество и тип вертолетов |
8 Ка-25 |
12-14 Ка-25 |
14 перспек-
тивных противо-
лодочных |
14 перспек-
тивных типа
Ка-25 |
14 перспективных противолодочных
вертолетов типов Ка-25 и Ми-8 |
взлетная масса, т |
5,5
|
5,5
|
.
|
8,0
|
9,0—11,0
|
Противолодочное:
|
ракетное |
—
|
1Х2 ПУ ПЛК «Вихрь»
|
торпедное |
2Х3
533 мм ТА
|
2Х5—533 мм ТА
|
бомбовое |
2 РБУ-1000
|
2 РБУ-6000
|
Зенитное:
|
ракетное |
1Х2 ПУ ЗРК БД
|
2Х2 ПУ ЗРК БД «Шторм»
|
артиллерийское |
4Х2—57 мм
|
2Х2—57 мм
|
Радиоэлектронное:
|
РЛС |
«Ангара-А» (1)
|
«Ангара-А» (1)
|
«Восход» (1) , «Ангара-А» (1)
|
ГАС |
«Семга» (1)
|
«Орион» (1)
|
«Орион» (1)
|
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
|
Водоизмещение стандартное, т |
4500
|
7000—
8000
|
8000
|
9300
|
10600
|
10750
|
11000
|
Скорость полного хода, уз |
35
|
30—32
|
30—32
|
Ок. 29
|
28-29
|
28,5
|
28,5
|
Комплектация личным составом, чел. |
340
|
|
300-350
|
|
415
|
415
|
514
|
|
П р и м е ч а и и е: Для ракетных,
артиллерийских комплексов и торпедных аппаратов (ТА) указано их количество
Х количество направляющих (стволов, торпедных труб), обозначение комплекса
(калибр артсистемы, ТА в мм), для радиоэлектронного вооружения — обозначение
РЛС или ГАС (количество).
Эскизный проект утвердили 1 декабря
1960 г., но с дополнительной проработкой улучшения условий техобслуживания
вертолетов Ка-25 и обеспечения базирования других перспективных противолодочных
вертолетов, боевого применения вертолетов при волнении моря до 6 баллов
включительно, сокращения комплектации до 300—350 чел. (за счет более широкого
внедрения комплексной автоматизации вооружения и технических средств),
резкого снижения водоизмещения (путем сокращения или совмещения бытовых
и других служб), размещения личного состава по нормам ПЛ, СКР и ЭМ, исключения
дублирования технических средств, постов и других помещений).
По этому решению бюро проработало
16 дополнительных вариантов и представило их ВМФ и ГКС в январе—феврале
1961 г. Результаты проработок вызвали длительную дискуссию, в ходе которой
ЦКБ-17 пришлось неоднократно н настойчиво отстаивать свои технические решения.
Большую и активную роль в их обосновании сыграл начальник и главный конструктор
ЦКБ-17 Б. Г. Чиликин (1905—1967), крупный специалист отрасли (до войны—главный
конструктор линкоров типа «Советский Союз», после войны — заместитель министра
МСП, затем — начальник главка, член Британского Королевского общества корабельных
инженеров).
В результате ВМФ и ГКС решением от
7 марта 1961 г. одобрили, в качестве основы для разработки технического
проекта (ТП) 1123, вариант XXIII с возможностью базирования на корабле
перспективных вертолетов соосной схемы типа Ка-25 (габариты 11,4Х4,0х5,3
м; масса 8,0 т) и наиболее полно удовлетворяющий требованиям обеспечения
их эксплуатации. Водоизмещение корабля в этом случае составляло 9300 т,
скорость хода ок. 29 уз. Для снижения величины водоизмещения, параллельно
прорабатывался вопрос целесообразности и возможности применения в качестве
материала корпуса свариваемого алюминиевого сплава В48-4, для чего была
создана специальная междуведомственная комиссия (МВК).
Проектирование корабельных средств
вертолетного противолодочного комплекса (основного для этого корабля вида
вооружения) осложнялось обострившимися взаимоотношениями между ВМФ и ВВС
при создании кораблей с авиационным вооружением, а также отсутствием в
то время требований по групповому базированию вертолетов на кораблях флота,
которые начали разрабатываться в ЦНИИВКс одновременно с пр. 1123 и на базе
принимаемых в проекте технических решений. После утверждения эскизного
проекта (в конце 1960 г.) филиал ЦНИИ-30 МО (бывший институт № 15 ВВС)
сообщил ЦНИИВКу и ЦКБ-17, что его новая штатная структура не предусматривает
выполнения функций наблюдения за проектированием кораблей с вертолетным
вооружением в ЦКБ промышленности, в связи с чем группа наблюдающих расформировывается
и наблюдающие за проектами кораблей с 1961 г. назначаться не будут.
Из-за длительной задержки
ВВС и ГКАТ исходных данных по перспективным противолодочным вертолетам
(упомянутым в решении об утверждении эскизного проекта 1123) разработку
технического проекта корабля ЦКБ-17 пришлось выполнять по данным ОКБ-938.
Их применение в техпроекте было подтверждено решением ВМФ и ГКС от 28 июня
1961 г. для определения размеров ангара, разработки системы транспортировки
вертолетов на aнгарной и полетной палубах и обеспечения прочности этих
палуб корабля. Тем же решением (с учетом заключения МВК) объявлялось о
принятии корпуса в стальном исполнении. Однако в конце разработки техпроекта
1123 ВВС сообщили ВМФ и ГКС, что принятый ими вертолет типа Ка-25 по своим
лётно-техническим характеристикам, составу оборудования и вооружения не
может считаться достаточно перспективным. Для уточнения исходных данных
по перспективным корабельным противолодочным вертолетам создали экспертную
комиссию, которую возглавил ЦАГИ ГКАТ.
Технический проект 1123 был представлен
на рассмотрение ГКС и ВМФ с величиной стандартного водоизмещения корабля
9000 т, скоростью хода — 29 уз и утвержден 25 января 1962 г. с учетом ряда
изменении и дополнении, которые включали: обеспечение возможности приема
на корабль 14 перспективных противолодочных вертолетов соосной и одновинтовой
схем (типов Ка-25 н Ми-8), габариты и масса которых (12,5Х4,2Х5,4 м; 9
т и 15,5х4,2х5,0 м; 11 т) были установлены экспертной комиссией; увеличение
комплектации до 415 чел.; изменение состава средств радиосвязи; повышение
требований по мореходности корабля, обеспечивающей использование вертолетов
при волнении моря до 6—7 баллов; увеличение его стандартного водоизмещения
до 10600 т, с соответствующим снижением скорости хода и дальности плавания.
ЦКБ-17 поручалось до 5 мая 1962 г. откорректировать материалы проекта с
учетом решения, выпустить и передать в июне того же года заводу-строителю
(Николаевскому судостроительному заводу № 444 им. И. И. Носенко) плазовую
документацию, заказные ведомости и первую очередь рабочих чертежей по корпусу
для закладки головного корабля в 1962 г.
Корректировка техпроекта (КТП) показала,
что обеспечение возможности базирования на корабле перспективных вертолетов
(с указанными в решении массогабаритными характеристиками) потребует увеличения
объема ангара с 6840 м3 до 12400 м3 (на 81%), оборудования второго ангара
(на два вертолета) в надстройке иа верхней палубе, удлинения полетной палубы
до 81 м с увеличенном ее площади с 1240 м2 до 2200 м2 (на 77%). Это вызывало
существенные изменения главных размерений и теоретического чертежа корпуса.
Длина корабля увеличивалась па 11 м, ширина по КВЛ—до 21,5 м (максимально
возможной по ограничениям параметров бортовой качки условиями использования
вертолётов на волнении, оговоренном решением). Для выполнения установленных
требовании по остойчивости, пришлось принять систему замещения израсходованного
мазута забортной водой. В результате, стандартное водоизмещение корабля
возросло до 10750 т, скорость хода снизилась до 28,5 уз.
Кроме неоднократного изменения исходных
данных по вертолётам, проектирование корабля серьезно осложнялось наличием
в составе его вооружения значительного количества опытных и головных образцов.
Разработка многих из них (пусковые установки и системы управления ракетных
комплексов «Шторм» и «Вихрь», БИУС «Корень», ГАС «Орион», РЛС «Ангара-А»,
средства РПД и др.), выполняемая по отдельным договорам с ВМФ, заметно
отставала от проектирования корабля. К моменту завершения корректировки
техпроекта 1123 на них не было оформленных временных технических условий
на поставку, конструкторы ЦКБ-17 вынуждены были руководствоваться данными
технических и даже эскизных проектов этих образцов.
 |
Противолодочный
крейсер «Москва» перед спуском на воду. 14 января 1965 г.
|
Обеспечение строительства головного
корабля принципиально нового типа со сложной кооперацией поставок для него
вооружения, оборудования и материалов, в условиях начатой в стране в 1957
г. реорганизации системы управления промышленностью по территориальному
принципу, представляло собой очень трудную задачу. Для ее решения одновременно
с материалами корректированного техпроекта ЦКБ-17 представило в ГКС проект
постановления правительства об утверждении основных элементов н обеспечении
строительства головного корабля ПЛО дальней зоны, которое предусматривало
участие в его создании ок. 200 предириятий и организаций ряда отраслевых
госкомитетов, министерств РСФСР, ВСНХ, республиканских н территориальных
СНХ.
В процессе проектирования противолодочного
крейсера ЦКБ-17 и его контрагентами с участием наблюдения ВМФ и консультантов
ВВС, впервые в практике отечественного кораблестроения, был успешно решен
ряд новых проблемных вопросов по всем специальностям. Особое внимание уделялось
средствам вертолетного противолодочного комплекса. Для него были разработаны
полуавтоматизироваиная система транспортировки вертолетов (с их продольно-поперечной
буксировкой цепными транспортерами) и ангаре н механизированная (с помощью
тягачей) — на полетной палубе, вертолётоподъемники с цепным приводом платформ
(что позволило наиболее экономно использовать площадь ангара); системы
авиатоплива и масла, контроля качества топлива, азотная, гидравлики и электроснабжения
вертолетов, что потребовало создания в бюро сектора авиационного вооружения,
которым руководил полковник-инженер авиации в отставке Н. С. Погольскии
(1907—1980).
Так как этому вооружению на корабле
отдавался приоритет, полетную, палубу (с основным ангаром под ней) предусмотрели
в кормовой части корабля, наиболее защищенной от заливания в свежую погоду.
Для размещения остальных комплексов вооружения использовалась носовая часть.
Другой характерной особенностью корабля
пр. 1123 явилось наличие на нем мощной, впервые применяемой на надводных
кораблях (не только в нашей стране, но и за рубежом), ГАС дальнего обнаружения
ПЛ «Орион». Акустическая система ГАС размещалась в подкильном выдвижном
обтекателе размерами 21Х6,5Х9 м. Конструкция подъемно-опускного устройства
этого обтекателя была уникальной. Снижение собственных акустических помех
работе ГАС до уровня, обеспечивающего заданную дальность действия станции,
потребовало разработки и реализации ряда специальных мероприятий.
В проектировании металлического корпуса
большое внимание уделялось обеспечению боевой прочности при попаданиях
ракет и торпед, а также повышенных ледовых качеств. Для изготовления надстроек
и подкреплений под антенные посты ракетных комплексов н радиоэлектронного
вооружения н снижения их масс широко применялись алюминиево-магниевые сплавы.
Конструкторами бюро для этого корабля была впервые разработана уникальная
конструкция перекрытия верхней палубы над ангаром площадью около 2000 м2
с минимальным количеством опор (из-за условий размещения н транспортировки
вертолетов и жестких ограничений высоты подпалубного набора и массы перекрытия).
При выполнении требований ВМФ по
снижению водоизмещения особые трудности представляло обеспечение хорошей
обитаемости личного состава из-за ограничения объемов для его размещения
и необходимости отказа (по условиям непотопляемости и защиты от средств
массового поражения) от иллюминаторов в основном корпусе корабля.
Для корабельных систем впервые применялись:
автоматизированная система управления водяными системами «Ключ» (с электронной
схемой и силовой гидравликой); электрические системы автоматического или
дистанционного управления импульсными клапанами, крышками вентиляции, приема
и перекачки топлива, водяной защиты, охлаждения преобразователей тока;
быстродействующая система включения противопожарных средств «Карат».
[Далее
>>>]
|