Противолодочные крейсера пр. 1123
(типа "Москва")
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]
Описание, история создания и службы
 
[<<< Назад]

Было разработано новое якорное устройство, обеспечивающее ускоренную съемку с якоря без выхода личного состава на верхнюю палубу. Базирование вертолетов потребовало создания специальных устройств (огнепреграждающих штор в нижнем ангаре, дверей верхнего ангара, автоматизированного заваливающегося леерного ограждения на полетной палубе). Для умерения качки применили бортовые рули, как более надежные к эффективные по сравнению с активными и пассивными успокоительными цистернами.

Принятая за основу ГЭУ пp. 58, для корабля пр. 1123 была модифицирована н усовершенствована. В связи с увеличением расхода пара на всех режимах работы, производительность главных котлов КВН—95/64 повысили до 98 т/ч. Вспомогательные котлы, а также автоматизированные опреснительные и испарительные установки спроектировали заново.

В электроэнергетической системе корабля предусматривался полный объем автоматизации работы обеих электростанции. Для обеспечения её создания и эксплуатации были разработаны новые образцы электрооборудования: автоматизированные турбогенераторы и дизель-генераторы переменного тока мощностью по 1500 кВт, напряжением 400 В и частотой 50 Гц; генераторы на те же параметры с системой амилитудно-фазового компаундирования; автоматические переключатели-пускатели на 100—540 А, 50 и 400 Гц; селективные автоматы с дистанционным управлением на 800— 2500 А.

После того как ЦКБ-17 отправило заводу-строителю в июне 1962 г. плазовую и заказную документацию с рабочими чертежами первой очереди по корпусу, а ВМФ и ГКС своим решением от 5 июля 1962 г. утвердили материалы откорректированного техпроекта 1123, выяснилось, что процесс проектирования корабля на этом не закончился. При посещении летом 1962 г. Северного флота Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем СМ СССР Н. С. Хрущевым перед ВМФ и ГКС была поставлена задача значительного увеличения автономности, расширения района плавания и усиления средств ПВО боевых надводных кораблей.

Головной разработчик ЗРК «Шторм» ОЛНИИ-10 Госкомитета но радиоэлектронике (ГКРЭ) представил командованию ВМФ и руководству соответствующих отраслевых госкомитетов свои предложения об увеличении его боезапаса на кораблях за счет пересмотра конструкции системы хранения и подачи зенитных управляемых ракет (ЗУР). В сентябре того же года ЦКБ-17 и ЦКБ-34 Госкомитета по оборонной технике (ГКОТ) как разработчик пусковой установки, системы хранения и подачи этого комплекса, приступили к соответствующим проработкам. Через месяц последовало указание проработать вариант установки на корабле более мощной РЛС дальнего обнаружения воздушных и надводных целей «Восход». Новая корректировка техпроекта позволила увеличить количество боезапаса ЗРК «Шторм» на корабле в 1,5 раза, установить на нем РЛС «Восход» (сохранив РЛС «Ангара-А»,- как резервную станцию). Изменения кораблестроительных элементов при этом было решено определить по результатам разработки рабочих чертежей, постройки и испытании головного корабля.

Так как это решение было принято через год после начала выпуска рабочей конструкторской документации (РКД), то для своевременного обеспечения строительства корабля рабочими чертежами и техдокумснтацией ЦКБ-17 разрешалось выпускать их на основании предварительных данных контрагентов, а по отдельным новым образцам — резервировать для них места, нагрузку масс, потребляемые мощности и тепловыделения, а по мере получения уточненных данных или утверждения ТУ на поставку уже разрабатывать недостающие чертежи и корректировать выпущенную РКД.

С 1964 г. по очередному решению ВМФ и ГКС, начался перевыпуск чертежей установки и монтажа нового парка средств радиосвязи. В 1964—1965 гг., по совместным решениям, неоднократно корректировалась РКД но корабельным средствам вертолетного противолодочного комплекса, гидросистемам ЗУР, установке дополнительного метеооборудования, аварийно-спасательного имущества, зашивке кают и пр.

В конце 1965 г. ЦКБ-17 выполнило контрольные расчеты остойчивости и непотопляемости корабля. По сравнению с итогами второй корректировки техироекта его стандартное водоизмещение в то время было больше на 450 т. Расчеты выполнялись на ЭВМ с проверкой опасных случаев затопления на масштабной модели (М 1 :50) в созданной в бюро лаборатории физического моделирования непотопляемости, с учетом взаимного влияния крена и дифферента. Для обеспечения спецификационных параметров непотопляемости (аварийных величин остойчивости и высоты надводного борта) были разработаны рекомендации по увеличению количества жидкого балласта, принимаемого в топливные цистерны после израсходования из них мазута.

Постановлением правительства от 28 ноября 1963 г. об утверждении основных элементов и обеспечении строительства головного корабля ПЛО дальней зоны предусматривалась постройка по пр. 1123 двух кораблей.
 
Таблица 2
Основные тактико-технические элементы противолодочного крейсера пр. 1123, сторожевого корабля пр. 61 и крейсеров-вертолетоносцев иностранных флотов
Тактико-технические элементы
Класс корабля, наименование, страна, год вступления в строй, проект
ПКР «Москва» СССР, 1967 пр. 1123
СКР «Комсомолец, Украины» СССР, 1962 пp. 61
Крейсера-вертолётоносцы
«Жанна д'Арк» Франция, 1964
«Витторио Венето» Италия, 1969
ВООРУЖЕНИЕ:
Авиационное:
количество и тип вертолетов
14 Ка-25 (ПЛ и ПС)
1 Ка-25 (ПЛ)
4—8 «Линкс», или «Супер Фрелон»
9
количество ВПП
4
1
2
2
количество подъемников
2
1
1
Противолодочное:
ракетное
1Х2 ПУ
торпедное
2Х5—533 мм ТА
1Х5—533 мм ТА
2Х3—324 мм ТА
бомбовое
2 РБУ-6000
2 РБУ-6000
2 РБУ-1000
Зенитное:
ракетное
2Х2 ПУ ЗРК «Шторм»
2Х2 ПУ ЗРК «Волна»
1Х2 ПУ ЗРК «Масурка»
1Х2 ПУ «Терьер-Асрок»
артиллерийское
2Х2—57 мм
2Х2—76 мм
4Х1—100 мм
8Х1—76 мм
Радиоэлектронное:
РЛС «Восход» (1)
«Ангара-А» (1)
«Ангара» (2) DRBV-22D (1)
DRBV-50 (1)
AN/SPS-48 (1)
AN/SPS-12 (1)
ГАС «Орион» (1)
«Beгa» (1)
«Титан» (1)
«Вычегда» (1)
DUSY-24 (1)
-
КОРАБЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Водоизмещение, т:
стандартное 11300 3400 10000 7500
полное 14600 4390 12370 9500
Главные размерения, м:
длина наибольшая 189 144 182 180
ширина наибольшая 34,0 15,8 24,0 19,4
осадка при полном водоизмещении 7,7 4,6 7,3 6,0
Скорость полного. хода, уз 29 34 26,5 32
Дальность плавания, мили (скорость, уз) 6000 (18) 3500 (18) 6000 (15) 5000 (17)
Комплектация личным составом, чел. 541 266 290 560
Примечания:
1. Для ракетных, артиллерийских комплексов и торпедных аппаратов (ТА) указано их количество Х количество направляющих (стволов, торпедных труб), обозначение комплекса (калибр артсистемы, ТА в мм), для радиоэлектронного вооружения — обозначение РЛС или ГАС (количество).

2. Для ПКР «Москва» осадка при полном водоизмещении приведена с поднятым обтекателем ГАС.


Главным строителем головного корабля, получившего наименование «Москва», назначили Н. А. Прудникова. Корабль заложили 15 декабря 1962 г. на большом стапеле завода № 444. После установки на стапель кранами двух закладных днищевых секций корпуса и сварки монтажного стыка директор завода А. Б. Ганькевич и уполномоченный ГУК ВМФ в г. Николаеве Н. А. Грушин подписали акт о закладке корабля. При этом присутствовали всего несколько десятков работников завода, военпредов и прибывшая из Ленинграда небольшая группа конструкторов ЦКБ-17 во главе с главным конструктором пр. 1123 А. С. Савичевым. Спуск корабля на воду, состоявшийся 14 января 1965 г., проходил в торжественной обстановке в присутствии нескольких тысяч человек и был большим событием на заводе.
 
ПКР пр.1123 - вид сбоку, сверху, продольный разрез

Первоначальным генеральным графиком строительство головного корабля намечалось осуществить за 2,5 года, однако изменения утвержденного в 1962 г. проекта в ходе постройки, переделки при корректировке РКД, несвоевременные поставки основного вооружения и оборудования значительно увеличили объем и трудоемкость работ завода-строителя и его контрагентов. Аппаратура БИУС «Корень», пусковые установки и системы управления ЗРК «Шторм», турбогенераторы, водоотливные насосы были поставлены лишь в апреле—сентябре 1966 г., а РЛС «Восход»—в начале 1967 г.

Швартовные испытания корабля проводились в ноябре 1966 г.—мае 1967 г., заводские ходовые в мае—августе, государственные—в августе—декабре 1967 г. Правительственная комиссия госиспытания проводила под руководством контр-адмирала Б. Н. Ламма (зам. председателя Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ). Заместителем председателя Правительственной комиссии стал новый главный конструктор проекта 1123 А. В. Маринич, сменивший в марте 1967 г. ушедшего на пенсию А. С. Савичева. Главным ответственным сдатчиком корабля на ходовых и государственных испытаниях от Черноморского судостроительного завода (бывш. завод № 444) был В. К. Коноваленко. Испытания корабля проводились на Черном море.

За время госиспытаний вертолетами Ка-25 было выполнено ок. 100 полетов днем и ночью: в простых и сложных метеоусловиях, на стопе и на ходу корабля, при специфнкационных значениях крена и дифферента при качке, скорости воздушного потока над полетной палубой. Их результаты подтвердили, что корабельные средства вертолетного противолодочного комплекса полиостью соответствуют предъявленным к ним требованиям и обеспечивают применение вертолетов по прямому назначению.
 
Главный конструктор ПКР «Москва» и «Ленинград» А. В. Маринич

К началу ходовых испытаний на корабле было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение. Они проверялись и принимались одновременно с кораблем, что значительно усложняло организацию и проведение испытаний. После их завершения, Правительственная комиссия 25 декабря 1967 г. приняла корабль в состав ВМФ. В приемном акте отмечалось, что противолодочный крейсер (ПКР) «Москва» является «первым в ВМФ СССР боевым надводным кораблем ПЛО дальней зоны, обладающим мощным вертолетным комплексом и другими средствами поиска и уничтожения ПЛ, вооруженным универсальным ЗРК и современными радиоэлектронными средствами». По своим основным элементам он представлял собою принципиально новый тип корабля, впервые созданный для отечественного ВМФ, и по эффективности противолодочных средств не имел себе равных в отечественном и зарубежных флотах (табл. 2). Его поисковая производительность в несколько раз превышала таковую у СКР пр. 61. Установленные на нем новейшие образцы вооружения и технических средств обеспечивали длительное поддержание его тактико-технических элементов на современном уровне.

После подготовки и проведения совместных испытаний корабля и вертолетов (с их групповыми полетами) ПКР «Москва» 19 сентября 1968 г. вышел в свой первый дальний поход для несения боевой службы в Средиземном море. За 1,5 месяца, в сложной обстановке постоянного контакта с кораблями и авиацией вероятного противника (по терминологии того времени), при волнении моря до 6 баллов, ПКР прошел ок. 11 тыс. миль. Его вертолеты совершили за время похода около 400 вылетов, обследуя в сутки до 2 тыс. квадратных миль, с хорошими результатами по поиску, обнаружению и длительному слежению за атомными и дизельными ПЛ. Боевая служба в этом походе отличалась высокой напряженностью работы материальной части корабля и вертолетов (с выполнением на 70—80% годовых норм ВМФ и ВВС), что подтвердило надежность вооружения и технических средств ПКР. Создание ПКР «Москва» и вертолета Ка-25 в 1971 г. было отмечено Государственными премиями.

Осенью 1969 г. в состав ВМФ вступил второй корабль этого типа — «Ленинград». В 1974 г., после окончания арабо-израильской войны, по просьбе египетского правительства, он (вместе с тральщиками ТОФ) принимал участие в разминировании Суэцкого канала. Так как вертолетов-тральщиков в то время у нас в стране не было, пришлось срочно переоборудовать для этой операции восемь противолодочных (Ка-25 ПЛ). Тральщики очищали акваторию канала от якорных мин, вертолеты — от донных, а также от якорных в тех местах, где корабли пройти не могли (им мешали коралловые рифы или не позволяли глубины). За эту операцию экипажи советских кораблей и вертолетов удостоились благодарностей правительства АРЕ и Министра обороны СССР.

Оба ПКР совершили немало дальних походов неся боевую службу в Средиземном море и Атлантике. «Москва» долгие годы была флагманом Черноморского флота. Опыт эксплуатации выявил необходимость увеличения численности экипажа до ок. 700 чел, что вызвало ухудшение обитаемости этих кораблей. Проблема размещения дополнительного личного состава была частично решена за счет снятия с этих кораблей торпедного вооружения и оборудования на них новых жилых помещений. В то же время корабельных противолодочных вертолетов одновинтовой схемы, для обеспечения базирования которых в 1962 г. корректировали проект, за время службы ПКР так и не появилось, прогноз их развития оказался несостоятельным. «Ленинград» в 1991 г. в связи с выработкой ресурса вооружения и оборудования вывели из состава ВМФ, «Москва» пока остается кораблем Черноморского флота.

При завершении постройки головного корабля пр. 1123 решением ВМФ и МСП от 7 июня 1967 г. Невскому ПКБ была поручена разработка в 1967 г. технического проекта 11233 для строительства третьего ПКР улучшенного типа (с усилением зенитного вооружения, увеличением количества мест для личного состава и автономности плавания, улучшением обитаемости и непотопляемости). Состав авиационного вооружения ПКР при этом не менялся. Реализацию задания ВМФ удалось достигнуть за счет удлинения корпуса (на 10 м), его уширения (на 1 м) с увеличением водоизмещения на 2000 т. Однако закладка корабля этого проекта, получившего наименование «Киев», назначенная на февраль 1968 г. не состоялась в связи с созданием отечественной авиапромышленностью экспериментального самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-З6 и открывшейся при этом возможности разработки на его базе корабельного легкого штурмовика. При рассмотрении пр. 11233 (в конце декабря 1967 г.) командование ВМФ признало необходимым возложить на третий ПКР дополнительные задачи со значительными изменениями состава его вооружения (с включением в него СВВП типа Як-36, ударного ракетного оружия и пр.) и соответствующим увеличением водоизмещения, что привело к разработке в Невском ПКБ нового проекта (пр. 1143). К головному кораблю этого проекта и перешло наименование «Киев».

[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]



Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz