Артиллерийские крейсера пр. 68, 68-бис типа "Свердлов" и их модификации
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]
 

Крейсеры управления силами флота 
«Жданов» и «Адмирал Сенявин»

© А.Б.Морин, Сборник "Гангут" №22


 В течение первых двух десятилетий «холодной войны» (1946—1966 годы) противостояние меджу СССР и США в Мировом океане проявлялось лишь эпизодически. В этот период в большинстве случае американским ВМС удавалось реализовать своё подавляющее превосходство на море, что наиболее ярко проявилось при блокаде Кубы во время арабского кризиса 1962 года. Мобилизовав до 85 % своих противолодочных сил, Атлантический флот ВМС США обеспечил обнаружение и длительное непрерывное слежение за развёрнутыми на своих боевых позициях (вдоль Багамских островов в Саргасовом море) для противодействия десантным силам, готовым к вторжению на Кубу, четырьмя океанскими дизель-электрическими подводными лодками ВМФ СССР, вынудив три из них к всплытию и возвращению всей бригады в свою базу.
 
KR_68U1_Jdanov.jpg
КРУ пр. 68У1 "Жданов"

С 1957 года в США началось строительство атомных ПЛ с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) - нового вида морского вооружения, получившего наименование "подводная ракетно-ядерная система" и предназначенного для поражения важных военных объектов в глубине территории противника. За десять лет (до 1967 года) в состав ВМС вступила 41 ПЛАРБ (типов "George Washington", "Ethan Allen" и "Lafayette") с ракетами "Polaris" и "Poseidon". Развертывание с начала 1960-х годов в Мировом океане такой системы, которая впоследствии стала основным компонентом (40% ядерного потенциала) триады стратегических наступательных сил США, изменило роль океанских просторов в вооруженной борьбе. Районы боевого патрулирования этих ПЛАРБ располагались в океанах и морях, омывающих Европу и Азию, за пределами операционных зон советских флотов. Там же, как правило, маневрировали и авианосные ударные соединения и группы, боевое ядро которых составляли авианосцы (АВ) — универсальные и высокоманевренные носители оперативного и тактического ядерного и обычного оружия для поражения воздушных и наземных целей. Значительиая часть территории СССР и его союзников оказалась в пределах досягаемости ракетных ударов ПЛАРБ и самолетов палубной авиации АВ.

С развёртыванием ракетно-ядерной системы "Polаris-Poseidon", авианосные силы ВМС США в 1966 году (имевшие тогда в своём составе 17 ударных и 10 противолодочных АВ) стали основой "сил общего назначения", главной задачей которых определялось завоевание и удержание гсподства на море. Их боевое применение должно было обеспечить охранение районов патрулирования своих ПЛАРБ, оборону передовых военно-морских баз, уничтожение сил флота противника на море и вбазах, устойчивость океанских коммуникаций, а также развертывание последующих боевых действий на океанских, морских театрах и на приморских направлениях континентальных театров.

Силы общего назначения ВМС США включают, кроме АВ, надводные корабли других классов, многоцелевые ПЛ, морскую пехоту, а также базовую авиацию. После исключения устаревших противолодочных АВ из состава ВМС, ударные АВ в 1972— 1975 годах были переклассифицированы в многоцелевые (с соответствующими изменениями состава их авиакрыла). Авианосные соединения и группы, как наиболее подвижные силы ВМС, обладающие высокими боевыми возможностями и значительной устойчивостью к воздействию оружия противника, стали основой всех оперативных объединений на передовых рубежах использования ВМС США в Средиземном море, Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.

Активному укреплению своих сил, а также сил флотов союзников но НАТО в Средиземноморье, объявленном США «зоной своих жизненных интересов», они уделяли первостепенное внимание. Находясь за многие тысячи миль от американского континента, на стыке Европы, Азии и Африки, оно является одним из ключевых районов Мирового океана, развитие политической ситуации в котором самым непосредственным образом затрагивает интересы не только прибрежных или близлежащих государств, но и тех стран (прежде всего — причерноморских), которые издавна проложили здесь свои транспортные пути. Уже в конце 1946 года сравнительно небольшое соединение ВМС США, принимавшее участие в операции "Торч", было усилено и преобразовано в Средиземноморскую эскадру. В 1948 году она получила статус оперативного объединения специального назначения. Так был создан 6-й оперативный флот ВМС США, включающий два АВ и несколько десятков кораблей и судов других классов, с постоянной его дислокацией в Средиземном мпре. Во взаимодействии с атомными ПЛ 16-й атлантической эскадры ВМС США, периодически заходящими в это море, он стал мощным орудием проведения здесь политики Вашингтона. Достаточно вспомнить высадку американского морского десанта в Ливане (в 1958 году) или демонстрацию силы у берегов стран Ближнего Востока (в 1970-1973 годах), а также ряд его действий в дальнейшем...

Возросшие возможности вероятного противника по организации внезапного нападения на СССР и союзные ему страны с океанских и морских направлений с использованием как ядерного, так и обычного оружия потребовали от руководства нашего ВМФ поиска новых подходов и принципов, совершенствования форм и методов применения сил флота и поддержания их длительной высокой боеготовности к ведению вооруженной борьбы. Главной задачей ВМФ СССР в этих условиях становилось предотвращение такого нападения и максимальное ослабление первых ударов противника, что объективно вызывало необходимость адекватной активизации деятельности флота в Мировом океане.

Для такой активизации в то время имелись идругие причины. Во многих стратегически важных районах мира (на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в Индокитае, Центральной Америке, Центральной и Южной Африке) военно-политическая обстановка была крайне напряженной: США и их союзники постоянно принимали участие в периодически возникающих здесь локальных войнах и вооруженных конфликтах. Направление туда контингентов советских войск для поддержки дружественных стран могло вызвать возникновение опасных кризисных ситуаций, подобных Карибскому кризису, и требовало привлечения значительных материальных и финансовых ресурсов. Альтернативой являлось постоянное присутствие нашего флота в этих районах Мирового океана.

Концепция выхода ВМФ СССР в океан и его глобального присутствия там вызревала в течение десяти лет после принятия правительством решения о создании океанского ракетно-ядерного флота. Её разработка началась с изучения обстановки, оперативного построения форм и способов действия группировок ВМС США и их союзников (в том числе и на проводимых имим учениях), путём длительного визуального наблюдения за ними на атлантическом (включая Средиземное море) и тихоокеанском военно-морских театрах. Походы ПЛ. надводных кораблей и полёты самолетов морской авиации ВМФ в этих целях становились год от года всё более доттельными, систематическими и дальними. Со временем стала правилом их фактическая высокая готовность к применению оружия в течение всего периода контактов с вероятным противником в оперативно важных районах Мирового океана Опыт этих походов и полётов подтверлил, что боевая эффективность наших сил в удалённых районах океана во многом определяется возможностями системы связи ВМФ обеспечить надёжную быструю и скрытную передачу информации при управлении ими с соответствующих командных пунктов.

Проблема управления силами флота в мировом океане была представлена командованием ВМФ Министреству обороны и руководству страны как стратегическая. Её решение стало одним из приоритетных направлений развития науки и техники. В 1961 году было принято специальное постановление правительства о создании постоянно действующей системы дальней связи ВМФ. Одновременно складывалась и неуклонно совершенствовалась система управления силами ВМФ в океане, которая привела к необходимости включения в их состав специализированных кораблей управления. Использование в качестве кораблей управления подводными лодками приданных их соединениям плавбаз позволяло лишь разместить там его штаб, однако для обеспечения работы штаба соединения в дальнем походе требовалось наличие и использование значительно большего числа средств радиосвязи, чем могло быть размещено на таких плавбазах, Поэтому в том же году ЦКБ-17 Государственного комитета по судосьроению (ГКС) выполнило проектную проработку переоборудования учебного лёгкого крейсера (УКРЛ) "Дзержинский" Черноморского флота  в корабль управления подводными и противолодочными силами флота. По заданию ВМФ, выданному для этой проработки, артиллерия главного калибра (все три установки МК-5-бисс погребами, системами подачи боезапаса и управления огнём, включя КДП и РЛС) подлежала консервации, личный состав 1-го дивизиона БЧ-2 списывался с корабля, что давало возможность размещения на освобождающихся площадях новых постов управления, средств связи и специалистов штаба. Увеличение состава средств радиосвязи потребовало для размещения их антенн установки третьей (ферменной) мачты между дымовыми трубами. Результаты проработки в дальнейшем были использованы для уточнения требований к кораблям управления.

С накоплением в дальних походах и полётах опыта действий кораблей нашего флота в океане, и последующем его анализе сложился замысел применения сил ВМФ, отвечающий растущему оперативно-стратегическому потенциалу объединений флота: для предотвращения (или ослабления до минимума) ракетно-ядерных ударов ПЛАРБ, требуется их своевременное обнаружение, слежение и уничтожение с началом боевых действий (до старта с них ракет); решение проблемы срыва (ослабления) удара самолётов палубной авиации заключается в предотвращении с началом войны их массового взлёта путём вывода из строя АВ. Для этого в районах боевого патрулирования ПЛАРБ и маневрирования АВ необходимо заблаговременно развёртывать разнородные силы ВМФ, способные к эффективной борьбе с ними; развётыванием одновременно с этим в соответствующих районах своих ракетных ПЛ создать угрозу неотвратимого ответного удара по соответствующим объектам на территории противника; обеспечить выполение этих задач группировками морских стратегических сил, а также временных (оперативных) формирований сил общего назначения, способных успешно вести боевые действия против ПЛ, АВ и по нарушению важнейших морских коммуникаций США и их союзников по военным блокам.

Реализация этого масштабного замысла с середины 1960-х голов привела к глубоким качественным изменениям в характере боевой и повседневной деятельности ВМФ.
Сложилась новая форма поддержания в мирное время части сил флотов в повышенной боевой готовности к ведению вооруженной борьбы на море, которую назвали боевой службой.

Рассмотрев результаты выполненной ЦКБ-17 проработки переоборудования крейсера «Дзержинский» в корабль управления, главком ВМФ С.Г.Горшков доложил осенью 1963 года министру обороны Р.Я.Малиновскому можности переоборудования двух легких крейсеров (КРЛ) проекта 68бис из состава Северного и Тихоокеанского флотов в корабли управления силами ВМФ для размещения на них штаба оперативной эскадры и использования в качестве резерва военного времени при выходе из строя береговых командных пунктов и узлов связи этих флотов. Министр принял по этому докладу положительное решение, после чего ВМФ выдал в марте-апреле 1964 года ГКС откорректированные, с учетом заключения Главного штаба, тактико-технические задания (ТТЗ) на переоборудование в корабли управления УКРЛ «Дзержинский» (Черноморский флот) и КРЛ «Адмирал Сенявин» (Тихоокеанский флот).
 
KR_Dzerjinskiy.jpg
Проектная проработка переоборудования крейсера "Дзержинский" в корабль управления.

Технический проект 68У переоборудонания КРЛ «Адмирал Сенявин» был разработан ЦКБ-17 под руководством главного конструктора К.И. Иванова и представлен на рассмотрение ВМФ и ГКС в четвергом квартале 1964 года. Проектом предусматривалось, в соответствии с ТТЗ, размещение на корабле всех подразделений штаба флота, а также штабного узла связи. Управление связи ВМФ, рассмотрев проект, представило по нему в январе 1965 года свое заключение с рядом дополнений и изменений отдельных требований утвержденного ТТЗ в части обновления состава аппаратуры связи, а также предложениями о размещении на корабле навигационно-связной космической системы "Циклон" (с аппаратурой комплекса космической связи  "Цунами-M") И оборудовании на нем поста правительственной связи и рекомендациями реализовать то же при разработке техпроекта переоборудования УКРЛ "Дзержинский".

В марте того же года технический проект 68У был утверждён главкомом ВМФ с учетом предложений Управления Связи. Кроме того в решение об его утверждении включили  обеспечение базирования на корабле вертолёта Ка-25, снятие третьей башни артиллерии главного калибра, размещение зенитного ракетного комплекса (ЗРК) самообороны «Оса-M», а также сохранение при переоборудовании спецификационного значения 
дальности плавания (которая в представленном на рассмотрение техпроекте была сокрашена в сняли с увеличенным потреблением пара на вновь устанавливаемые рефрижераторные машины и частичным использованием объемов топливных цистерн для оборудования новых корабельных помещений).

Эти изменения требований ВМФ вызывали необходимость корректировки разработанного техпроекта 68У. Во втором квартале 1965 года ЦКБ-17 выполнило дополнительные пректные проработки, которые позволили определить и согласовать основные направления предстоящей корректировки. Был намечен ряд конструктивных мероприятий (в том числе снятие четвертой башни МК-5бис), дающих возможность реализовать выдвинутые ВМФ новые требования, представляющие дополнения и изменения утвержденного ранее ТТЗ.

Разработка технроекта переоборудования УКРЛ «Дзержинский» в корабль управления силами флота была завершена ЦКБ-11 в марте 1965 года. В соответствии с выданным ВМФ заданием, он предназначался для обеспечения управления силами флота в условиях выхода из строя береговых командных пунктов со средствами связи, управления противолодочными силами с размещением на корабле комплекса «штаб - узел связи», что давало возможность руководить операциями флота, находясь в открытом море.

После рассмотрения результатов приработок, изменения требовании ВМФ и технического проекта переоборудования УКРЛ "Джержинский", решением ВМФ и министерства судостроительной промышленности (МСП), принятым в июле 1965 года, были вновь установлены объём порядок и сроки переоборудования двух KРЛ проект 68-бис в корабли управления: одного для Черноморского, второго - для Тихоокеанского флота. Согласно новому решению, вместо УКРЛ «Дзержинский» переоборудованию подлежал КРЛ «Жданов». Кроме того, так как одновременно с переоборудованием этих кораблей по новому назначению намечалось выполнить на них и очередной ремонт, что существенно увеличивало объем предстоящих работ, их решили поручить не судоремонтным заводам ВМФ, как предусматривалось ранее, а судостроительным заводам МСП (Севморзаводу в Севастополе и Дальзаводу во Владивостоке).

Тем временем к несению боевой службы приступили самолеты разведывательной авиации ВМФ. Позднее к решению задач но длительному слежению за авианосными группами и соединениями стали привлекаться одиночные ПЛ и надводные корабли, а затем и их отряды (группы). Выход на первую боевую службу группы надводных кораблей в Средиземное море осуществил в сентябре 1964 года отряд кораблей Черноморского флота в составе учебного крейсера "Дзержинский" и эскадренного миноносца «Гневный». Целью их месячного похода стало слежение за ударными авианосцами 6-гo флота ВМС США. "Franklin D.Roosevelt" обнаружили уже на четвертые сутки похода, после этого сопровождал и его в течение трех суток. "Forrestal" встретили лишь в конце похода, при своим возвращении в базу, на рейде бухты Золотой Рог, куда он прибыл с визитом в Стамбул. После этого похода в Средиземное море выходили группы кораблей Черноморского флота в составе до четырех - пяти единиц на два три месяца. Состав сил ВМФ, несущих боевую службу, наращивался быстро. Уже в 1965 году ее задачи выполняли 92 ПЛ и 25 надводных кораблей.

По итогам первых двух лет несения боевой службы (1964 - 1965) главком С.Г.Горшков уточнил своей директивой задачи на боевую службу ВМФ, которые, в частности, включали: обеспечение развертывания и непрерывного боевого патрулирования в заданных районах наших ракетных и торпедных ПЛ, выявление позиций маневрирования ПЛАРБ и многоцелевых ПЛ вероятного противника, поиск и длительное слежение за ними разнородными силами; наблюдение за действиями авианосных соединений, групп и других корабельных группировок; несение дозоров ПЛ, надводными кораблями и авиацией с целью наблюдения за кораблями ВМС США и других стран НАТО, вводимых в прилегающие к берегам СССР моря (Норвежское, Баренцево, Северное. Балтийское, Черное, Японское, Берингово и другие); недопущение разведывательной деятельности ПЛ и надводных кораблей на подходах к нашему побережью; обеспечение политических и экономических интересов и предотвращение агрессии против нашей страны и дружественных государств в удаленных районах, стабилизации политической обстановки в местах растущей напряженности и возможных военных конфликтов.Основными формами несения боевой службы являлись: патрулирование, поисковые действия и боевое дежурство. В ходе ее проведения определились районы необходимого нахождении предназначенных для этих целей сил ВМФ. Местами боевого патрулирования наших подводных ракетоносцев стали районы Атлантического и Тихого океанов у восточного и западного побережий Северной Америки, Для регулярных поисковых действий по обнаружению ПЛ, авианосных и других корабельных группировок вероятного противника предназначались определенные районы Средиземного, Норвежского, Японского, Берингова и Филиппинского морей, а также воды Тихого (у восточного побережья Камчатки и Курильских островов) и Индийского океанов.

Для обеспечении разнородных сил, несущих боевую службу, на каждом из флотов планировалось иметь в готовности группы поддержки в составе кораблей и морской ракетоносной авиации.По мере накопления опыта применения сил боевой службы, роста объема выполняемых ими задач и расширения географических районов действии перед руководством ВМФ «стали проблемы их оперативного построения. Оно должно было отвечать наиболее вероятному варианту использования этих сил с началом поенных действий, обеспечить их боевую устойчивость и надежность управления ими, перегруппировку с учетом оперативной обстановки и наращивание этих сил в кратчайшее время. При этом самое серьезное внимание уделялось совершенствованию системы управления силами боевой службы. Благодаря внедрению сверхбыстродействующей связи, время прохождения информации удалось свести к десяткам, а иногда и к единицам минут. В 1966 году для управления надводными кораблями боевой службы была введена новая организация дальней связи. С изменением задач флота на первый план выдвинулись требования но увеличению дальности связи. Для этого было необходимо приблизить специальные приемные и передающие наземные радиоцентры к районам действия сил боевой службы (они получили название "зональные узлы связи"). оборудовать этими средствами также корабли управления и ретрансляторы, форсировать создание комплексной космической системы связи и навигации, разработка которой началась в 1963 году.В результате было разработано и принято построение сил, в котором корабли боевой службы, развернутые в операционных зонах каждого нз четырех морских театров страны, стали представлять собой передовой оператинный эшелон ударныхсил ВМФ, предназначенный для использования в первых, с началом боевых действий, операциях флотов. Для наиболее эффективного выполнения задач а особо важных районах Мирового океана было решено создать оперативные эскадры разнородных сил, включавшие также атомные и дизельные ПЛ (7, 5, 10 и 8-ю в Норвежском и Баренцевом, Средиземном. Южно-Китайском морях и Индийском океане соответственно).

Формирование 5-й (Средиземноморской) оперативной эскадры ускорилось началом нойпы между Египтом и Израилем в июне 1967 года, когда было уже совершено 13 выходов кораблей Черноморского флота в Средиземное море. Днем ее образования считается 14 июля 1967 года, когда первый командир мскадры контр-адмирал П.Ф.Петров вступил в командование всеми силами ВМФ СССР, находящимися в Средиземном море. Штаб эскадры размещался тогда на учебном крейсере «Дзержинский», стоявшем с группой кораблей н Порт-Саиде (Египет). До вступления в состав флота специально оборудованного корабля управления командный пункт командира зскадры и штаб располагались на флагманском корабле (одном из крейсеров) либо на плавбазе ПЛ, которые в зависимости от обстановки находились в Александрии, Порт-Саиде, Латакии, Тартуге или других портах дружественных стран. В составе 5-й оперативной эскадры были образованы шесть оперативных соединений (ОС):50-е ОС - корабль управления с кораблями охранения;51-е ОС - подводные лодки (6-8 единиц);52-е ОС - ударные ракетно-артиллерийские корабли;53-е ОС - противолодочные корабли;54-е ОС - десантные корабли;55-е ОС - корабли и суда обеспечения.

Далее >>>
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]
Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz