Крейсеры
управления силами флота
«Жданов»
и «Адмирал Сенявин»
©
А.Б.Морин, Сборник "Гангут" №22
В
течение первых двух десятилетий «холодной войны» (1946—1966 годы) противостояние
меджу СССР и США в Мировом океане проявлялось лишь эпизодически. В этот
период в большинстве случае американским ВМС удавалось реализовать своё
подавляющее превосходство на море, что наиболее ярко проявилось при блокаде
Кубы во время арабского кризиса 1962 года. Мобилизовав до 85 % своих противолодочных
сил, Атлантический флот ВМС США обеспечил обнаружение и длительное непрерывное
слежение за развёрнутыми на своих боевых позициях (вдоль Багамских островов
в Саргасовом море) для противодействия десантным силам, готовым к вторжению
на Кубу, четырьмя океанскими дизель-электрическими подводными лодками ВМФ
СССР, вынудив три из них к всплытию и возвращению всей бригады в свою базу.
С 1957
года в США началось строительство атомных ПЛ с баллистическими ракетами
(ПЛАРБ) - нового вида морского вооружения, получившего наименование "подводная
ракетно-ядерная система" и предназначенного для поражения важных военных
объектов в глубине территории противника. За десять лет (до 1967 года)
в состав ВМС вступила 41 ПЛАРБ (типов "George Washington", "Ethan Allen"
и "Lafayette") с ракетами "Polaris" и "Poseidon". Развертывание с начала
1960-х годов в Мировом океане такой системы, которая впоследствии стала
основным компонентом (40% ядерного потенциала) триады стратегических наступательных
сил США, изменило роль океанских просторов в вооруженной борьбе. Районы
боевого патрулирования этих ПЛАРБ располагались в океанах и морях, омывающих
Европу и Азию, за пределами операционных зон советских флотов. Там же,
как правило, маневрировали и авианосные ударные соединения и группы, боевое
ядро которых составляли авианосцы (АВ) — универсальные и высокоманевренные
носители оперативного и тактического ядерного и обычного оружия для поражения
воздушных и наземных целей. Значительиая часть территории СССР и его союзников
оказалась в пределах досягаемости ракетных ударов ПЛАРБ и самолетов палубной
авиации АВ.
С развёртыванием
ракетно-ядерной системы "Polаris-Poseidon", авианосные силы ВМС США в 1966
году (имевшие тогда в своём составе 17 ударных и 10 противолодочных АВ)
стали основой "сил общего назначения", главной задачей которых определялось
завоевание и удержание гсподства на море. Их боевое применение должно было
обеспечить охранение районов патрулирования своих ПЛАРБ, оборону передовых
военно-морских баз, уничтожение сил флота противника на море и вбазах,
устойчивость океанских коммуникаций, а также развертывание последующих
боевых действий на океанских, морских театрах и на приморских направлениях
континентальных театров.
Силы
общего назначения ВМС США включают, кроме АВ, надводные корабли других
классов, многоцелевые ПЛ, морскую пехоту, а также базовую авиацию. После
исключения устаревших противолодочных АВ из состава ВМС, ударные АВ в 1972—
1975 годах были переклассифицированы в многоцелевые (с соответствующими
изменениями состава их авиакрыла). Авианосные соединения и группы, как
наиболее подвижные силы ВМС, обладающие высокими боевыми возможностями
и значительной устойчивостью к воздействию оружия противника, стали основой
всех оперативных объединений на передовых рубежах использования ВМС США
в Средиземном море, Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
Активному
укреплению своих сил, а также сил флотов союзников но НАТО в Средиземноморье,
объявленном США «зоной своих жизненных интересов», они уделяли первостепенное
внимание. Находясь за многие тысячи миль от американского континента, на
стыке Европы, Азии и Африки, оно является одним из ключевых районов Мирового
океана, развитие политической ситуации в котором самым непосредственным
образом затрагивает интересы не только прибрежных или близлежащих государств,
но и тех стран (прежде всего — причерноморских), которые издавна проложили
здесь свои транспортные пути. Уже в конце 1946 года сравнительно небольшое
соединение ВМС США, принимавшее участие в операции "Торч", было усилено
и преобразовано в Средиземноморскую эскадру. В 1948 году она получила статус
оперативного объединения специального назначения. Так был создан 6-й оперативный
флот ВМС США, включающий два АВ и несколько десятков кораблей и судов других
классов, с постоянной его дислокацией в Средиземном мпре. Во взаимодействии
с атомными ПЛ 16-й атлантической эскадры ВМС США, периодически заходящими
в это море, он стал мощным орудием проведения здесь политики Вашингтона.
Достаточно вспомнить высадку американского морского десанта в Ливане (в
1958 году) или демонстрацию силы у берегов стран Ближнего Востока (в 1970-1973
годах), а также ряд его действий в дальнейшем...
Возросшие
возможности вероятного противника по организации внезапного нападения на
СССР и союзные ему страны с океанских и морских направлений с использованием
как ядерного, так и обычного оружия потребовали от руководства нашего ВМФ
поиска новых подходов и принципов, совершенствования форм и методов применения
сил флота и поддержания их длительной высокой боеготовности к ведению вооруженной
борьбы. Главной задачей ВМФ СССР в этих условиях становилось предотвращение
такого нападения и максимальное ослабление первых ударов противника, что
объективно вызывало необходимость адекватной активизации деятельности флота
в Мировом океане.
Для
такой активизации в то время имелись идругие причины. Во многих стратегически
важных районах мира (на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в
Индокитае, Центральной Америке, Центральной и Южной Африке) военно-политическая
обстановка была крайне напряженной: США и их союзники постоянно принимали
участие в периодически возникающих здесь локальных войнах и вооруженных
конфликтах. Направление туда контингентов советских войск для поддержки
дружественных стран могло вызвать возникновение опасных кризисных ситуаций,
подобных Карибскому кризису, и требовало привлечения значительных материальных
и финансовых ресурсов. Альтернативой являлось постоянное присутствие нашего
флота в этих районах Мирового океана.
Концепция
выхода ВМФ СССР в океан и его глобального присутствия там вызревала в течение
десяти лет после принятия правительством решения о создании океанского
ракетно-ядерного флота. Её разработка началась с изучения обстановки, оперативного
построения форм и способов действия группировок ВМС США и их союзников
(в том числе и на проводимых имим учениях), путём длительного визуального
наблюдения за ними на атлантическом (включая Средиземное море) и тихоокеанском
военно-морских театрах. Походы ПЛ. надводных кораблей и полёты самолетов
морской авиации ВМФ в этих целях становились год от года всё более доттельными,
систематическими и дальними. Со временем стала правилом их фактическая
высокая готовность к применению оружия в течение всего периода контактов
с вероятным противником в оперативно важных районах Мирового океана Опыт
этих походов и полётов подтверлил, что боевая эффективность наших сил в
удалённых районах океана во многом определяется возможностями системы связи
ВМФ обеспечить надёжную быструю и скрытную передачу информации при управлении
ими с соответствующих командных пунктов.
Проблема
управления силами флота в мировом океане была представлена командованием
ВМФ Министреству обороны и руководству страны как стратегическая. Её решение
стало одним из приоритетных направлений развития науки и техники. В 1961
году было принято специальное постановление правительства о создании постоянно
действующей системы дальней связи ВМФ. Одновременно складывалась и неуклонно
совершенствовалась система управления силами ВМФ в океане, которая привела
к необходимости включения в их состав специализированных кораблей управления.
Использование в качестве кораблей управления подводными лодками приданных
их соединениям плавбаз позволяло лишь разместить там его штаб, однако для
обеспечения работы штаба соединения в дальнем походе требовалось наличие
и использование значительно большего числа средств радиосвязи, чем могло
быть размещено на таких плавбазах, Поэтому в том же году ЦКБ-17 Государственного
комитета по судосьроению (ГКС) выполнило проектную проработку переоборудования
учебного лёгкого крейсера (УКРЛ) "Дзержинский" Черноморского флота
в корабль управления подводными и противолодочными силами флота. По заданию
ВМФ, выданному для этой проработки, артиллерия главного калибра (все три
установки МК-5-бисс погребами, системами подачи боезапаса и управления
огнём, включя КДП и РЛС) подлежала консервации, личный состав 1-го дивизиона
БЧ-2 списывался с корабля, что давало возможность размещения на освобождающихся
площадях новых постов управления, средств связи и специалистов штаба. Увеличение
состава средств радиосвязи потребовало для размещения их антенн установки
третьей (ферменной) мачты между дымовыми трубами. Результаты проработки
в дальнейшем были использованы для уточнения требований к кораблям управления.
С накоплением
в дальних походах и полётах опыта действий кораблей нашего флота в океане,
и последующем его анализе сложился замысел применения сил ВМФ, отвечающий
растущему оперативно-стратегическому потенциалу объединений флота: для
предотвращения (или ослабления до минимума) ракетно-ядерных ударов ПЛАРБ,
требуется их своевременное обнаружение, слежение и уничтожение с началом
боевых действий (до старта с них ракет); решение проблемы срыва (ослабления)
удара самолётов палубной авиации заключается в предотвращении с началом
войны их массового взлёта путём вывода из строя АВ. Для этого в районах
боевого патрулирования ПЛАРБ и маневрирования АВ необходимо заблаговременно
развёртывать разнородные силы ВМФ, способные к эффективной борьбе с ними;
развётыванием одновременно с этим в соответствующих районах своих ракетных
ПЛ создать угрозу неотвратимого ответного удара по соответствующим объектам
на территории противника; обеспечить выполение этих задач группировками
морских стратегических сил, а также временных (оперативных) формирований
сил общего назначения, способных успешно вести боевые действия против ПЛ,
АВ и по нарушению важнейших морских коммуникаций США и их союзников по
военным блокам.
Реализация этого масштабного замысла
с середины 1960-х голов привела к глубоким качественным изменениям в характере
боевой и повседневной деятельности ВМФ.
Сложилась новая форма поддержания
в мирное время части сил флотов в повышенной боевой готовности к ведению
вооруженной борьбы на море, которую назвали боевой службой.
Рассмотрев результаты выполненной
ЦКБ-17 проработки переоборудования крейсера «Дзержинский» в корабль управления,
главком ВМФ С.Г.Горшков доложил осенью 1963 года министру обороны Р.Я.Малиновскому
можности переоборудования двух легких крейсеров (КРЛ) проекта 68бис из
состава Северного и Тихоокеанского флотов в корабли управления силами ВМФ
для размещения на них штаба оперативной эскадры и использования в качестве
резерва военного времени при выходе из строя береговых командных пунктов
и узлов связи этих флотов. Министр принял по этому докладу положительное
решение, после чего ВМФ выдал в марте-апреле 1964 года ГКС откорректированные,
с учетом заключения Главного штаба, тактико-технические задания (ТТЗ) на
переоборудование в корабли управления УКРЛ «Дзержинский» (Черноморский
флот) и КРЛ «Адмирал Сенявин» (Тихоокеанский флот).
|
Проектная
проработка переоборудования крейсера "Дзержинский" в корабль управления.
|
Технический проект 68У переоборудонания
КРЛ «Адмирал Сенявин» был разработан ЦКБ-17 под руководством главного конструктора
К.И. Иванова и представлен на рассмотрение ВМФ и ГКС в четвергом квартале
1964 года. Проектом предусматривалось, в соответствии с ТТЗ, размещение
на корабле всех подразделений штаба флота, а также штабного узла связи.
Управление связи ВМФ, рассмотрев проект, представило по нему в январе 1965
года свое заключение с рядом дополнений и изменений отдельных требований
утвержденного ТТЗ в части обновления состава аппаратуры связи, а также
предложениями о размещении на корабле навигационно-связной космической
системы "Циклон" (с аппаратурой комплекса космической связи "Цунами-M")
И оборудовании на нем поста правительственной связи и рекомендациями реализовать
то же при разработке техпроекта переоборудования УКРЛ "Дзержинский".
В марте того же года технический
проект 68У был утверждён главкомом ВМФ с учетом предложений Управления
Связи. Кроме того в решение об его утверждении включили обеспечение
базирования на корабле вертолёта Ка-25, снятие третьей башни артиллерии
главного калибра, размещение зенитного ракетного комплекса (ЗРК) самообороны
«Оса-M», а также сохранение при переоборудовании спецификационного значения
дальности плавания (которая в представленном
на рассмотрение техпроекте была сокрашена в сняли с увеличенным потреблением
пара на вновь устанавливаемые рефрижераторные машины и частичным использованием
объемов топливных цистерн для оборудования новых корабельных помещений).
Эти изменения требований ВМФ вызывали
необходимость корректировки разработанного техпроекта 68У. Во втором квартале
1965 года ЦКБ-17 выполнило дополнительные пректные проработки, которые
позволили определить и согласовать основные направления предстоящей корректировки.
Был намечен ряд конструктивных мероприятий (в том числе снятие четвертой
башни МК-5бис), дающих возможность реализовать выдвинутые ВМФ новые требования,
представляющие дополнения и изменения утвержденного ранее ТТЗ.
Разработка технроекта переоборудования
УКРЛ «Дзержинский» в корабль управления силами флота была завершена ЦКБ-11
в марте 1965 года. В соответствии с выданным ВМФ заданием, он предназначался
для обеспечения управления силами флота в условиях выхода из строя береговых
командных пунктов со средствами связи, управления противолодочными силами
с размещением на корабле комплекса «штаб - узел связи», что давало возможность
руководить операциями флота, находясь в открытом море.
После рассмотрения результатов приработок,
изменения требовании ВМФ и технического проекта переоборудования УКРЛ "Джержинский",
решением ВМФ и министерства судостроительной промышленности (МСП), принятым
в июле 1965 года, были вновь установлены объём порядок и сроки переоборудования
двух KРЛ проект 68-бис в корабли управления: одного для Черноморского,
второго - для Тихоокеанского флота. Согласно новому решению, вместо УКРЛ
«Дзержинский» переоборудованию подлежал КРЛ «Жданов». Кроме того, так как
одновременно с переоборудованием этих кораблей по новому назначению намечалось
выполнить на них и очередной ремонт, что существенно увеличивало объем
предстоящих работ, их решили поручить не судоремонтным заводам ВМФ, как
предусматривалось ранее, а судостроительным заводам МСП (Севморзаводу в
Севастополе и Дальзаводу во Владивостоке).
Тем временем к несению боевой службы
приступили самолеты разведывательной авиации ВМФ. Позднее к решению задач
но длительному слежению за авианосными группами и соединениями стали привлекаться
одиночные ПЛ и надводные корабли, а затем и их отряды (группы). Выход на
первую боевую службу группы надводных кораблей в Средиземное море осуществил
в сентябре 1964 года отряд кораблей Черноморского флота в составе учебного
крейсера "Дзержинский" и эскадренного миноносца «Гневный». Целью их месячного
похода стало слежение за ударными авианосцами 6-гo флота ВМС США. "Franklin
D.Roosevelt" обнаружили уже на четвертые сутки похода, после этого сопровождал
и его в течение трех суток. "Forrestal" встретили лишь в конце похода,
при своим возвращении в базу, на рейде бухты Золотой Рог, куда он прибыл
с визитом в Стамбул. После этого похода в Средиземное море выходили группы
кораблей Черноморского флота в составе до четырех - пяти единиц на два
три месяца. Состав сил ВМФ, несущих боевую службу, наращивался быстро.
Уже в 1965 году ее задачи выполняли 92 ПЛ и 25 надводных кораблей.
По итогам первых двух лет несения
боевой службы (1964 - 1965) главком С.Г.Горшков уточнил своей директивой
задачи на боевую службу ВМФ, которые, в частности, включали: обеспечение
развертывания и непрерывного боевого патрулирования в заданных районах
наших ракетных и торпедных ПЛ, выявление позиций маневрирования ПЛАРБ и
многоцелевых ПЛ вероятного противника, поиск и длительное слежение за ними
разнородными силами; наблюдение за действиями авианосных соединений, групп
и других корабельных группировок; несение дозоров ПЛ, надводными кораблями
и авиацией с целью наблюдения за кораблями ВМС США и других стран НАТО,
вводимых в прилегающие к берегам СССР моря (Норвежское, Баренцево, Северное.
Балтийское, Черное, Японское, Берингово и другие); недопущение разведывательной
деятельности ПЛ и надводных кораблей на подходах к нашему побережью; обеспечение
политических и экономических интересов и предотвращение агрессии против
нашей страны и дружественных государств в удаленных районах, стабилизации
политической обстановки в местах растущей напряженности и возможных военных
конфликтов.Основными формами несения боевой службы являлись: патрулирование,
поисковые действия и боевое дежурство. В ходе ее проведения определились
районы необходимого нахождении предназначенных для этих целей сил ВМФ.
Местами боевого патрулирования наших подводных ракетоносцев стали районы
Атлантического и Тихого океанов у восточного и западного побережий Северной
Америки, Для регулярных поисковых действий по обнаружению ПЛ, авианосных
и других корабельных группировок вероятного противника предназначались
определенные районы Средиземного, Норвежского, Японского, Берингова и Филиппинского
морей, а также воды Тихого (у восточного побережья Камчатки и Курильских
островов) и Индийского океанов.
Для обеспечении разнородных сил,
несущих боевую службу, на каждом из флотов планировалось иметь в готовности
группы поддержки в составе кораблей и морской ракетоносной авиации.По мере
накопления опыта применения сил боевой службы, роста объема выполняемых
ими задач и расширения географических районов действии перед руководством
ВМФ «стали проблемы их оперативного построения. Оно должно было отвечать
наиболее вероятному варианту использования этих сил с началом поенных действий,
обеспечить их боевую устойчивость и надежность управления ими, перегруппировку
с учетом оперативной обстановки и наращивание этих сил в кратчайшее время.
При этом самое серьезное внимание уделялось совершенствованию системы управления
силами боевой службы. Благодаря внедрению сверхбыстродействующей связи,
время прохождения информации удалось свести к десяткам, а иногда и к единицам
минут. В 1966 году для управления надводными кораблями боевой службы была
введена новая организация дальней связи. С изменением задач флота на первый
план выдвинулись требования но увеличению дальности связи. Для этого было
необходимо приблизить специальные приемные и передающие наземные радиоцентры
к районам действия сил боевой службы (они получили название "зональные
узлы связи"). оборудовать этими средствами также корабли управления и ретрансляторы,
форсировать создание комплексной космической системы связи и навигации,
разработка которой началась в 1963 году.В результате было разработано и
принято построение сил, в котором корабли боевой службы, развернутые в
операционных зонах каждого нз четырех морских театров страны, стали представлять
собой передовой оператинный эшелон ударныхсил ВМФ, предназначенный для
использования в первых, с началом боевых действий, операциях флотов. Для
наиболее эффективного выполнения задач а особо важных районах Мирового
океана было решено создать оперативные эскадры разнородных сил, включавшие
также атомные и дизельные ПЛ (7, 5, 10 и 8-ю в Норвежском и Баренцевом,
Средиземном. Южно-Китайском морях и Индийском океане соответственно).
Формирование 5-й (Средиземноморской)
оперативной эскадры ускорилось началом нойпы между Египтом и Израилем в
июне 1967 года, когда было уже совершено 13 выходов кораблей Черноморского
флота в Средиземное море. Днем ее образования считается 14 июля 1967 года,
когда первый командир мскадры контр-адмирал П.Ф.Петров вступил в командование
всеми силами ВМФ СССР, находящимися в Средиземном море. Штаб эскадры размещался
тогда на учебном крейсере «Дзержинский», стоявшем с группой кораблей н
Порт-Саиде (Египет). До вступления в состав флота специально оборудованного
корабля управления командный пункт командира зскадры и штаб располагались
на флагманском корабле (одном из крейсеров) либо на плавбазе ПЛ, которые
в зависимости от обстановки находились в Александрии, Порт-Саиде, Латакии,
Тартуге или других портах дружественных стран. В составе 5-й оперативной
эскадры были образованы шесть оперативных соединений (ОС):50-е ОС - корабль
управления с кораблями охранения;51-е ОС - подводные лодки (6-8 единиц);52-е
ОС - ударные ракетно-артиллерийские корабли;53-е ОС - противолодочные корабли;54-е
ОС - десантные корабли;55-е ОС - корабли и суда обеспечения.
Далее
>>>