После завершения знаменитого Ледового похожа кораблей Балтийского
флота из Гельсингфорса в Кронштадт и Петроград (1918 г.)
«Полтава» стояла у Адмиралтейского завода. Сильный пожар,
вспыхнувший на ней в ноябре 1920 г., нанес значительный
ущерб кораблю, который после этого передали в ведение морского
Научно-технического комитета, а многие снятые с него вспомогательные
механизмы, трубопроподы, кабели и др. использовали для восстановления
остальных трех линкоров этого типа.
Речь о восстановлении «Полтавы» зашла в 1925 г. при обсуждении
первой программы судостроения и судоремонта на 1925/26 бюджетные
годы; тогда же составили и соответствующую смету.
В связи с кончиной М. В. Фрунзе корабль 1 января 1926 г.
получил имя «Фрунзе». Известно, что среди проектов первых
судостроительных программ, разрабатывавшихся в начале 20-х
годов, существовала и такая, которая предусматривала включение
в соcтав флота авианосцев; в них предлагалось переделать
линейный крейсер «Измаил» (для Балтийского флота) и линкор
«Фрунзе» с последующим переводом на Черное море. Сформулированные
требования к ним звучали так: два 76 мм орудия, по десять
«противоаэропланных» и противоминных пушек, четыре «аэрогнезда»,
столько же подводных торпедных аппаратов; предусматривалось
бронирование верхней палубы 100-, борта — 250-мм плитами;
скорость 30 уз, дальность плавания полным холим 1800, экономическим
— 3800 миль. Предполагалось, что "Изманл" сможет
принимать 75 аэропланов, «Фрунзе» — 50. Однако состояние
промышленности и финансов страны в целом и в судостроении
в частности не позволили реализовать эту идею.
Судьба линкора решилась, казалось бы, в 1926 г. с принятием
первой и второй очередей шестилетней кораблестроительной
программы, где во вторую очередь и намечалось введение в
строй «Фрунзе». Первый из трех прорабатывавшихся вариантов
заключался в том, чтобы ввести его в строй как плавбатарею
(одно машинно-котельное отделение, способное обеспечить
скорость хода до 16 уз); второй заключался в восстановлении
линкора по первоначальному проекту и третий —- в модернизации.
Относящиеся к 1927 г. модермизационные проработки касались
в первую очередь "Марата" и "Парижской Коммуны"
(Судостроение. 1982, № 4. с. 49); одновременно решился и
вопрос о переделке «Фрунзе» в линейный крейсер. К марту
1933 г. завершилась paзработка двух вариантов проекта («А»
п «Б»). Смысл их сводился к слечующему: башню главного калибра
№ 3 снять, № 2 передвинуть в нос и поднять над первой, боевую
рубку сдвинуть в корму и поднять выше башни № 2; убрать
носовые и кормовые полуказематы и поставить их вторым ярусом
над средними, заодно заменив 120-ми орудия на 130-мм; установить
на палубе верхнего яруса зенитную артиллерию; как и на линкорах
типа «Марат», предполагалась башеннодобная мачта, модернизация
постов управления артогнем, а также изменение формы носоной
оконечности для улучшения мореходности.
 |
 |
Варианта
"А" и "Б" проекта переоборудоваия
ЛК "Фрунзе" (бывш. "Полтава"), 1933г. |
Водоизмещение определялось в 27 тыс. т, скорость — около
27 уз; в качестве главных двигателей было даже предложение
использовать заказанные в Италии ГТЗА для крейсера «Киров»,
а на нем установить агрегаты отечественного производства,
как на серийных крейсерах этого типа; правда, для использования
итальянских ГТЗА на «Фрунзе» потребовалось бы некоторое
увеличение объема МКО благодаря врезке десятиметровой вставки.
По бронированию оба варианта окачались идентичными — борт
225 мм, верхняя палуба 37,5, броневая 75, крыша каземата
37,5, боевая рубка 250 мм; проект предусматривал следующее
авиационное вооружение: ангар, катапульту, три гидросамолета
После принятия в 1936 г. курса на создание «большого флота»
проектные работы по «Фрунзе» прекратились, а окончательно
от его восстановления отказались в июле 1939 г. Главный
Военный Совет РК ВМФ признал восстановление корабля нецелесообразным
и постановил демонтировать оставшееся оборудование «для
использования под запасные части линкоров типа «Марат».
Корпус решили вывести из Ленинграда и поставить на отмель
или банку в восточной части Финского залива для использования
в качестве «опытного». Одновременно Управлению кораблестроения
РК ВМФ предписывалось до 20 июля 1939 г. представить для
утверждения план демонтажа и разгрузки линкора в Ленинграде
и Кронштадте, «исходя из двухмесячной работы» и согласования
с наркоматом судостроительной промышленности. Общее руководство
переводом и постановкой корпуса на грунт поручалось персонально
командующему КБФ флагману 2 ранга В. Ф. Трибуцу, а непосредственное
— командиру Ленинградского военного порта капитану 1 ранга
А. А. Кузнецову. В заключение управлению кораблестроения
и НТК предлагалось собрать информацию о тех опытах, которые
можно проводить на корабле.
К началу сентября 1939 г. демонтировали боевую рубку, сняли
башенные механизмы, затем приступили к разборке башен главного
калибра. Орудийные станки использовали при монтаже береговой
батареи МБ 305/52, а один — для проведения опытов с безоткатными
устройствами. Война застала корабль в Угольной гавани, носовая
оконечность (примерно по 15 шп.) тогда уже была разобрана.
При буксировке Морским каналом осенью 1941 г. корпус получил
несколько пробоин и затонул — над водой осталась лишь часть
верхней палубы.
Последний раз о «Полтаве» вспомнили в 1943 г., когда разрабатывался
проект
восстановления поврежденного в сентябре 1941 г. линкора
«Марат», которому к тому времени вернули прежнее название
— «Петропавловск». Для восстановления его оторванной носовой
оконечности предполагалось использовать идентичную часть
корпуса «Полтавы». Интересно, что башню № 3 «Марата» предлагалось
перенести на место уничтоженной башни № 1, а на ее месте
смонтировать батарею 130-мм орудий и зенитных автоматов.
Предполагалось также увеличить толщину палубной брони, снабдить
ко-рпбль булями. По предварительным расчетам водоизмещение
возросло бы ло 30 тыс. т. Однако корабли этого типа устарели,
поэтому проект остался неосуществленным, как и практически
все, что связано с линкором «Фрунзе». Подъем остатков корпуса
начали в конце января 1944 г. и завершили 31 мая того же
года; вскоре корабль разобрали окончательно.
|