| Во втором послевоенном десятилетии основной задачей легких
надводных кораблей — эсминцев (ЭМ) и сторожевых (СКР) стало
обеспечение развертывания своих подводных лодок (ПЛ) и борьба
с ПЛ противника. Роль противолодочных сил в составе ВМФ значительно
возросла. В связи с созданием атомных подводных лодок, сверхзвуковой
авиации и появлением управляемых протнвокорабельных, ныне
— крылатых ракет возникла необходимость в создании новых кораблей,
способных успешно противодействовать новым средствам вооруженной
борьбы на море. Требование обеспечения успешного преследования,
обнаруженной ПЛ обусловлено значительным повышением скорости
хода противолодочного корабля, а усиление противовоздушной
обороны (ПВО) стало возможно только при установке на нем зенитных
ракетных комплексов (ЗРК).
Оперативно-тактическое задание (ОТЗ) для разработки проекта
тактико-технического задания (ТТЗ) на СКР ПВО и ПЛО, проект
которого в дальнейшем получил номер 61, было утверждено
главнокомандующим ВМФ 14 марта 1956 г. Назначением корабля,
в соответствии с ОТЗ, являлось:
- противовоздушная оборона кораблей и транспортов в море
от атак низколетящих самолетов и управляемых реактивных
снарядов (крылатых ракет);
- противолодочная оборона (ПЛО) кораблей и транспортов
в море.
На основании ОТЗ, Институт военного кораблестроения приступил
к разработке ТТЗ на проектирование нового сторожевого корабля
(пр. 61), которое и было утверждено главнокомандующим ВМФ
3 декабря 1956 г.
Разработка ТТЗ включала выполнение институтом предэскизного
проектирования, в результате которого был не только уточнен
состав вооружения, но и разработана наиболее рациональная
его компоновка (после проработки семи вариантов размещения
вооружения). Выбранная линейная схема размещения оружия
позволяла использовать на один борт все средства ПВО: два
зенитных ракетных и два зенитных артиллерийских комплекса,
что было немаловажно при отражении атак групповых целей.
После многочисленных проработок н оценок различных вариантов,
приняли размещение антенн гидроакустических станций (ГАС)
общего обнаружения и управления стрельбой противолодочного
оружия в выдвижном обтекателе, что позволило уменьшить осадку
корабля с 7 до 4 м (при поднятом обтекателе) и обеспечить
условия эксплуатации как и на кораблях без подкплевого обтекателя
ГАС.
Из ТТЗ исключили противолодочные ракеты, боекомплект ЗУР
увеличили до 24 ракет. Проработка показала, что при выполнении
всех требований ОТЗ и при котлотурбинной энергетической
установке, корабль будет иметь стандартное водоизмещение
около 3600 т. Проект ТТЗ был, в основном, одобрен с предложением
проработать вариант с использованием на корабле газотурбинной
энергетической установки (ГТУ), что позволило уменьшить
водоизмещение примерно на 15%. При рассмотрении материалов
проекта в центральных управлениях ВМФ, это решение было
принято окончательно. Таким образом, впервые в мировой практике
началось проектирование достаточно большого корабля с ГТУ,
предназначенной для использования на всех режимах плавания.
Основные тактико-технические элементы (ТТЭ) корабля ПВО
и ПЛО утвердили постановлением Совета Министров Союза ССР
30 апреля 1957 г., после чего приступили к разработке эскизного
проекта.
Проектирование корабля поручили ЦКБ-53, главным конструктором
корабля был назначен Б. И. Купенский. Для наблюдения за
проектированием от ВМФ назначили представителя Института
военного кораблестроения В. В. Данилова, которого впоследствии
сменил О.Т. Сафронов.
Проектирование корабля проходило в сложной обстановке.
Заниженные в предэскизном проекте массогабаритные характеристики
контрагентского оборудования не подтвердились результатами
создания опытных образцов. Так, масса устройств подачи ЗУР
увеличилась на 11 т, приборов систем управления ЗРК и автоматов
— на 26 т, главной энергетической установки и механизмов
систем — на 25 т и т. д. Все это привело к увеличению стандартного
водоизмещения до 3440 т.
 |
|
Главный конструктор корабля
пр. 61 Б. И. Купенский (1916—1982)
|
|
Корабль пр. 61 принципиально отличался от ранее построенных
для ВМФ СССР кораблей двумя особенностями: наличием двух
ЗРК и применением в качестве ЭУ всережимной газотурбинной
установки.
В ведущих морских державах мира сложилась практика разработки
для ВМС специальных ЗРК («Тэлос», «Терьер», «Тартар», «Си
Слаг») или использования разработок ВВС («Си Спарроу»).
В отечественном ВМФ выбрали иной путь — модификацию для
флота сухопутного ЗРК войск ПВО (главный конструктор ЗУР
П. Грушин), которая заключалась в разработке новой пусковой
установки и системы хранения, подачи и заряжания ЗУР, а
также в доработке системы управления (СУ) и самих ЗУР. Разработка
ЗРК «Волна» (такое официальное название он получил в ВМФ)
выполнялась НИИ-10 Мннсудпрома с 1955 г. Состав ЗРК включал:
стабилизированную пусковую установку па две ЗУР с системой
хранения подачи и заряжания ЗИФ-101 (погреб с двумя вертикальными
барабанами на 8 ЗУР каждый), систему управления ЗУР «Ятаган»
и 16 ЗУР В-600. ЗУР в этом комплексе наводилась на цель
по лучу РЛС СУ до момента срабатывания радиолокационного
взрывателя.
В последующем, внутрикомплексная модернизация ЗРК «Волна»
проводилась весьма активно. Улучшение характеристик ЗУР
и СУ позволило увеличить дальность стрельбы, обеспечить
поражение низколетящих воздушных целей и надводных целей.
Этот комплекс превратился в первый корабельный универсальный
ЗРК (УЗРК). Опытный образец ЗРК «Волна» проходил расширенные
испытания в 1959—1963 гг. на ЭМ «Бравый» (пр.
56), переоборудованном в этих целях по пр. 56К. Для
усиления средств ПЛО на корабле предусматривалось применение
после принятия на вооружение вертолета Ка-25 в противолодочном
варианте в качестве выносного средства гидроакустического
обнаружения и поражения ПЛ.
Разработчиком ГТУ являлся Южный турбинный завод (ЮТЗ) в
Николаеве. Основным преимуществом такой установки, кроме
значительно меньшей массы, были:
- высокая маневренность (сокращение времени приготовления
к походу, быстрые пуск установки и набор мощности);
- высокая степень автоматизации (пуск, управление режимами
и остановка из постов дистанционного управления), что позволило
сократить численность личного состава БЧ-5;
- экономичность, по сравнению с котлотурбинными ЭУ, на скоростях
хода выше 24 уз при практически одинаковой на оперативно-экономическом
ходу;
- возможность в короткие сроки произвести замену газовых
турбин и выполнить агрегатный ремонт ГЭУ.
 |
|
Большой противолодочный корабль 2 ранга пр. 61 (вторая
серия): а — вид сбоку; 6 — вид сверху; в — продольный
разрез.
|
К моменту утверждения ТТЗ на корабль пр. 61, на ЮТЗ шла
разработка газовой турбины марки М2 для СКР другого проекта
и меньшего водоизмещения. Причем мощность М2 составляла
15000 л. с., а срок службы всего 1000 ч. Эта турбина использовалась
в составе комбинированной дизель-газотурбинной установки
(ДГТУ) как форсажная часть для получения полных ходов. В
ходе отработки ТТЗ выявилась возможность создания в приемлемые
сроки на базе двигателя М2 нового газотурбозубчатого агрегата
мощностью 36 000 л. с., состоящего из двух одинаковых ГТД
— по 18000 л. с. и реверсивного редуктора. Срок службы агрегата
гарантировался не менее 5000 ч при скорости хода корабля
24 уз.
В этот период, в ВМС ведущих морских держав еще не установился
единый взгляд на применение в военном кораблестроении газовых
турбин (за исключением Англии), и лишь с конца 60-х годов
в зарубежных флотах стали в нарастающем темпе внедрять ГТУ
на боевые корабли. Основу их составляли конвертируемые авиационные
турбореактивные двигатели. Такой подход позволял быстро
внедрять самые передовые достижения авиационного газотурбостроения
в конструкцию корабельных газовых турбин и давал возможность
широкого выбора поставщиков газотурбинных агрегатов, что
позволило ВМС ведущих морских держав в 70-х годах не только
ликвидировать свое отставание от ВМФ СССР в применении корабельных
газовых турбин, но и по некоторым показателям выйти вперед.
В отечественном морском газотурбостроенин был выбран путь
создания корабельных газовых турбин на специализированном
предприятии — ЮТЗ, что позволило на первых порах создавать
турбины, превосходящие зарубежные аналоги. В окончательном
варианте для кораблей пр. 61 была выбрана двухвальная ГТУ
с двумя автономными главными газотурбозубчатыми агрегатами.
Срок службы каждого двигателя определялся в 3000 ч, из которых
на 100% мощности — 100 ч, на 80%—200 ч и на мощности 50—60%—
2700 ч. Срок поставки ЮТЗ агрегатов М3 на головной корабль
назначался на конец 1959 г. Для привода главных электрогенераторов
решено было также использовать газовые турбины (дизель-генераторов
с приемлемым сроком службы не оказалось) ГТУ-6 производства
завода «Экономайзер». В состав ЭЭС корабля вошли четыре
ГТГ по 600 кВт и два стояночных дизель-генератора ДГ-200.
Корпус корабля был принят (по аналогии с проектами 50,
56 и 57 бис) гладкопалубным, но с достаточно плавным подъемом
верхней палубы в носовой оконечности и выполнен сварным
из стали СХЛ-4 (10ХСНД).
Для получения заданной в ТТЗ скорости хода для корпуса
корабля приняли очень острые обводы (отношение длины к ширине
9,5). Это, наряду с постоянным ростом масс вооружения в
процессе проектирования, несколько ухудшило остойчивость
корабля. Для сохранения необходимой, по требованиям ТТЗ,
остойчивости на больших наклонениях, (что очень важно при
плавании в штормовых условиях), надводная часть корпуса
была уширена и появился слом борта у НП от 45 шп. до транца.
Надстройка имела протяженность около 2/3 длины корпуса
корабля и была выполнена из АМГ как и внутренние выгородки,
ряд фундаментов отдельных устройств, что позволило уменьшить
массу корпуса и понизить положение центра тяжести корабля.
Конструкции в районах размещения мачт, пусковых установок
ЗРК, РЛС систем управления, а также ходовой пост выполнялись
стальными. Корабль имел четыре газоотводных трубы по две
над каждым машинным отделением. Их размеры выбирались, исходя
из условий обеспечения возможности замены турбин МЗ и ГТУ-6
через люки в трубах, а также снижения температуры отходящих
газов за счет интенсивного смешивания их с воздухом в кожухе
трубы.
Корпус корабля был разделен главными поперечными водонепроницаемыми
переборками на 15 отсеков. Из них два полностью занимала
ГТУ (носовое и кормовое машинные отделения). В каждом размещалось
по одному газотурбозубчатому агрегату и по два ГТГ ГТУ-6.
В отсеках между машинными отделениями (МО) размещались вспомогательные
механизмы (успокоители качки, вспомогательные котлы, испарители
и т. д.). В междудонном пространстве (протяженность второго
дна составляла около 80% длины корпуса корабля) хранилось
почти 940 т дизельного топлива, около 70 т пресной воды
для обеспечения нужд экипажа и около 13 т котельной воды
для вспомогательных котлов. В специальном хранилище под
ютом размещалось 5 т авиатоплива для вертолета.
Расположение жилых и служебных помещений на корабле в основном
было традиционным. Исключение составляли лишь размещение
командных пунктов управления кораблем, главной энергетической
установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой
команды, что было вызвано требованиями по противоатомной
защите и сложной системой вооружения корабля. В соответствии
с ТТЗ, главный командный пост (ГКП) размещался отдельно
от ходового поста в основном корпусе корабля на нижней палубе.
 |
|
БПК «Огневой» после вступления
в строй.
|
|
Находясь на ГКП, командир мог не только видеть всю надводную,
воздушную и подводную обстановку, управлять кораблем, но
и осуществлять управление практически всеми системами оружия.
В ходовом посту с открытым мостиком остались только приборы
управления кораблем для входа и выхода из базы, прохода
в узкостях и швартовки. В отличие от кораблей с котлотурбинной
установкой, из-за высокого уровня шума в машинных отделениях,
управлять ГЭУ стало возможно только из постов дистанционного
управления (ПДУ). На кораблях пр. 61, в отличие от предыдущих
кораблей, ПДУ были совмещены с электростанциями. Пост энергетики
и живучести (ПЭЖ) выполнял контрольные функции по управлению
ГЭУ.
Т а б л и ц а 1. Сдача флоту больших противолодочных
кораблей пр. 61 и его модификаций
|
Заводской
номер
|
Наименование корабля
|
Год сдачи флоту
|
Примечание
|
|
Завод им. 61 коммунара (Николаев)
|
|
1701
|
«Комсомолец Украины» |
1962 |
|
|
1702
|
«Сообразительный» |
1963 |
|
|
1703
|
«Проворный» |
1964 |
Модернизирован по пр. 61Э |
|
1704
|
«Отважный» |
1965 |
|
|
1705
|
«Стройный» |
1966 |
Модернизирован по пр. 61МП |
|
1706
|
«Красный Кавказ» |
1967 |
|
|
1707
|
«Решительный» |
1967 |
|
|
1708
|
«Смышленый» |
1968 |
Модернизирован по пр. 61МП |
|
1709
|
«Строгий» |
1968 |
|
|
1710
|
«Сметливый» |
1969 |
|
|
1711
|
«Смелый» |
1969 |
Модернизирован по пр. 61МП |
|
1712
|
«Красный Крым» |
1970 |
|
|
1713
|
«Способный» |
1971 |
|
|
1714
|
«Скорый» |
1972 |
|
|
1715
|
«Сдержанный» |
1973 |
Строился по пр. 61М |
|
2201
|
«Раджпут» |
1980 |
Строились для ВМС Индии по пр. 61МЭ. Указанные
даты соответствуют времени передачи кораблей Индии
|
|
2202
|
«Рана» |
1982 |
|
2203
|
«Ранджит» |
1983 |
|
2204
|
«Ранвир» |
1986 |
|
2205
|
«Рандживей» |
1988 |
|
Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова
|
|
751
|
«Огневой» |
1964 |
Модернизирован по пр. 61МП |
|
752
|
«Образцовый» |
1965 |
|
|
753
|
«Одаренный» |
1965 |
|
|
754
|
«Славный» |
1966 |
Модернизирован по пр. 61МП |
|
755
|
«Стерегущий» |
1966 |
|
Такая система размещения ГКП, ходового поста, ИДУ и ПЭЖ
в основном сохранялась и в последующих проектах, но дальнейшая
централизация привела практически к превращению ходового
поста в ГКП, а ПЭЖ в объединенный ПДУ. Гибель английского
ЭМ «Шеффилд» (1982 г. во время Фолклендского кризиса) после
одного попадания крылатой ракеты в район ПЭЖ поставила под
сомнение целесообразность такой централизации с точки зрения
боевой живучести. Впервые в практике отечественного ВМФ,
часть кают офицерского состава была размещена в районе диаметральной
плоскости корабля и лишена естественного освещения, кубрики
тоже не имели иллюминаторов.
Наконец, важной особенностью общего расположения корабля
пр. 61 было создание сквозного коридора в надстройке с носа
в корму, обеспечивающего закрытый проход личного состава
практически, ко всем боевым постам корабля. Все выходы на
верхнюю палубу в боевой обстановке осуществлялись только
через газонепроницаемые тамбуры этого коридора. Столь высокая
степень централизации и автоматизации управления позволяла
впервые обеспечить ведение боевых действий кораблем без
выхода личного состава на верхнюю палубу и мостики.
Технический проект был завершен ЦКБ-53 в марте 1958 г.
и утвержден 15 августа 1958 г. решением ВМФ и Государственного
комитета по судостроению (ГКС). Головной корабль пр. 61—СКР
«Комсомолец Украины» заложили 15 сентября 1959 г. па заводе
им. 61 коммунара в Николаеве. Корабль был спущен на воду
31 декабря 1960 г. и предъявлен к государственным испытаниям
15 октября 1962 г. К моменту их начала агрегаты МЗ еще не
были отработаны полностью, поэтому испытания проводились
только на режимах до 65% от номинальной мощности, что должно
было обеспечить скорость хода не менее 30 уз. Было принято
совместное решение ВМФ и ГКС о проведении испытаний па полный
.ход позже, после замены в сентябре 1903 г. арегатов МЗ
и ГТГ ГТУ-6 на отработанные.
Проведение кренования корабля показало, что его стандартное
водоизмещение составляло 3400 т, т. е. практически отсутствовали
запасы остойчивости н водоизмещения (по результатам кренования,
0,04 м и 65 т, соответственно). Если
учесть, что ВМФ получил принципиально новый корабль с вооружением
и энергетической установкой, создававшимися одновременно
с ним, то этот результат можно признать вполне удовлетворительным.
Комиссия государственной приемки корабля отметила удачное
расположение оружия ПВО двумя автономными комплексами. Все
мелкие замечания по вооружению в ходе испытания, а также
в процессе первых лет эксплуатации корабля были успешно
устранены. Так во время десятисуточного автономного похода,
выявилась недостаточная надежность первых образцов ЗРК «Волна»
и СУ «Турель». Опытный образец подъемно-опускного устройства
для ГАС «Титан» и «Вычегда» обеспечил нормальную работу
на дальностях, соответствующих техническим условиям, но
комиссия отметила недостаточную дальность обнаружения подводных
целей установленными на корабле ГАС, что не обеспечивало
не только использование новейших противолодочных торпед,
но и РБУ-6000 на максимальную дальность, снижая эффективность
противолодочного оружия корабля.
 |
|
БПК «Славный» и «Образцовый»
|
|
На государственных испытаниях 24 октября 1962 г. на Херсонесской
мерной линии замерялись мощность ГЭУ, скорость хода корабля
и частота вращения гребных винтов с поднятым и опущенным
обтекателем ПОУ-12. При водоизмещении корабля 3790 т и опущенном
ПОУ-12 мощность ГЭУ при скорости 30,3 уз превысила расчетную
па 12%, а с поднятым обтекателем (водоизмещение 3860 т)—на
17%. Расхождение в частоте вращения составило всего 3%.
Указанные результаты были обусловлены обрастанием корпуса
за период с июня 1962 г. Минимально возможная скорость переднего
хода, допускаемая ГЭУ, составляла 8 уз при 62 об/мин. В
период заводских ходовых и государственных испытаний СКР
«Комсомолец Украины» попадал в штормовые условия (4—7 баллов),
в которых подтвердилось, что корабль обладает весьма удовлетворительными
мореходными качествами (забрызгиваемость умеренная, заливаемость
отсутствует, качка плавная). При волнении 4 — 5 баллов корабль
развивал скорость хода соответствующую, полной мощности
на испытаниях, поэтому специальных мореходных испытаний
решили не проводить. Успокоители качки при состоянии моря
до 7 баллов обеспечивали «заметное умерение амплитуды бортовой
качки».
Т а б л и ц а 2. Основные тактико-технические
элементы кораблей пр. 61 и его модификаций
|
Основные тактико -технические элементы
|
«Комсомолец Украины» пр. 61, 1962г.
|
«Сдержанный» пр. 61М, 1973г.
|
«Раджпут» пр. 61МЭ 1980г.
|
|
ВООРУЖЕНИЕ:
|
|
Ударное ракетное (боезапас
на комплекс)
|
---
|
4X1 П-15 (4)
|
4X1 П-20 (4)
|
| Зенитное ракетное
(боезапас на комплекс) |
2 ЗРК «Волна» (16) |
2 УЗРК «Волна»
(16)
|
2 УЗРК «Волна» (16)
|
| Артиллерийское (боезапас
на ствол) |
2Х2 — 76 (600) |
2Х2 — 76 (600)
4X6 — 30 (3000) |
1X2 — 76 (600) 4X2 — 30 (1000)
или 4X6 — 30 (3000)
|
|
Противолодочное:
торпедное (боезапас)
бомбовое (боезапас на установку)
|
1X5 — 533 (5)
2 РБУ-6000 (96)
2 РБУ- 1000 (24)
|
1Х5 — 533 (5)
2 РБУ-6000 (96)
|
1X5 — 533 (5)
2 РБУ-6000 (96)
|
|
авиационное
|
Вертолет Ка-25 на ВПП
|
Вертолет Ка-25 на ВПП
|
Вертолет Ка-25 в ангаре
|
|
Радиолокационное: РЛС обнаружения
воздушных и надводных целей
|
2 «Ангара»
|
1 «Кливер»
1 «Ангара»
|
1 «Кливер»
1 «Ангара» |
|
РЛС управления стрельбой
артиллерии
|
2 «Турель»
|
2 «Турель»
2 «Вымпел»
|
1 «Турель»
2 «Рысь»
или 2 «Вымпел»
|
|
Гидроакустическое:
ГАС общего обнаружения
ГАС управления стрельбой РБУ
|
1 «Титан»
1 «Вычегда»
|
1 «Платина» с БУ
---
|
1 «Платина» с БУ
---
|
|
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
|
|
Водоизмещение, т:
|
|
|
|
|
стандартное
|
3505
|
4010
|
4025
|
|
полное
|
4460
|
4898
|
4905
|
|
Длина, м:
|
|
|
|
|
наибольшая
|
144,0
|
146,1
|
146,2
|
|
по КВЛ
|
132,0
|
134,4
|
134,5
|
|
Ширина, м:
|
|
|
|
|
наибольшая
|
15,8
|
15,8
|
15,8
|
|
по КВЛ
|
14,0
|
14,0
|
14,0
|
|
Осадка при полном водоизмещении,
м
|
4,57
|
4,82
|
4,87 |
|
Скорость полного хода, уз
|
35,5
|
33,6
|
30,0
|
|
Тип и мощность ГЭУ, л. с.
|
ГТУ 2X36000
|
ГТУ 2X36000
|
ГТУ 2X27500
|
|
Дальность плавания полным
ходом, мили (скорость, уз)
|
2000 (30)
|
1890 (33,6)
|
--- |
|
Экипаж, чел.:
|
|
|
|
|
офицеры
|
22
|
30
|
29
|
|
старшины н матросы
|
244
|
289
|
291
|
Примечание. Для ракетного (артиллерийского, торпедного)
вооружения указывается: количество комплексов (артиллерийских
установок, торпедных аппаратов) X количество направляющих
(стволов, труб ТА — калибр, мм), система оружия. Для радиолокационного
и гидроакустического — количество РЛС и ГАС, их наименование.
Высокая шумность в постах и помещениях корабля пр. 61 была
вызвана значительно большим уровнем шумности газовых турбин
газотурбинной энергетической установки по сравнению с котлотурбиннымн
в районах шахт приема воздуха и газовыхлопа главных двигателей,
а также весьма развитой и мощной системой вентиляции, обслуживающей
боевые посты. Это потребовало выполнения целого ряда конструктивных
мероприятий, направленных на снижение шумности, которая являлась
большим недостатком и в жилых помещениях (79— 106 дБ в кубриках
и каютах).
Проведенные в 1964 г. испытания головного корабля на полный
ход и для определения дальности плавания подтвердили расчетные
данные. Практически на всех кораблях пр. 61 скорость полного
хода составляла более 34 уз (около 300 об/мин гребных винтов),
а головной достиг 35,5 уз, что соответствовало требованиям
ТТЗ.
В приемном акте после окончания испытаний головного корабля,
подписанном 31 декабря 1962 г. комиссией Госприемки отмечалось:
«СКР „Комсомолец Украины" - первый в ВМФ СССР боевой корабль
ПВО и ПЛО с ЗУРО и всережимной газотурбинной ГЭУ принципиально
отличающийся и значительно превосходящий СКР предыдущих
проектов (42 и 50), ЭМ пр. 56, а также ЭМ с ракетным оружием
пр. 57 бис в части ПВО и ПЛО. Вступление в состав ВМФ головного
корабля пр. 61 является началом создания перспективных ракетных
боевых кораблей ПВО-ПЛО, способных в составе ПУГ (поисково-ударных
групп — ред.) успешно вести борьбу с современными ПЛ противника
в условиях активного противодействия его авиации и управляемых
ракет. Создание СКР «Комсомолец Украины» даст возможность
приобрести и проверить в условиях боевой подготовки, опыт
использования таких кораблей, подготовить квалифицированные
кадры ВМФ и открывает широкую дорогу к дальнейшему развитию
и совершенствованию вновь созданного класса кораблей ПВО-ПЛО.
Создание головного корабля в 1966 г. было отмечено Ленинской
премией.
 |
|
Большой противолодочный
корабль пр. 61 МЭ
|
|
В последующем все корабли пр. 61 были переклассифицированы
в большие противолодочные корабли (БПК). Строительство их
велось на двух заводах (табл. 1), н всего
было построено 25 кораблей трех модификаций.
В процессе их строительства и в ходе эксплуатации началась
и модернизация. Так с 1966 г., вместо двух РЛС «Ангара»,
на корабли устанавливали по одной РЛС «Кливер» и «Ангара».
Расширенные масштабы применения па надводных кораблях управляемого
ракетного оружия (УРО) вызвало размещение протпвокорабельных
ракет (ПКР) и па кораблях пр. 61. Так, в 70-х годах прошли
модернизацию по пр. 61МП с размещением 4 ПУ ПКР П-15, новой
ГАС «Платина» с подкилыюй и буксируемой антенной, заменой
РБУ-1000 на четыре 30-мм автомата с двумя СУ «Вымпел-А»
и повышением автономности плавания, БПК «Огневой», «Славный»,
«Стройный», «Смышленый» и «Смелый», а последний 20-й корабль
этой серии («Сдержанный») был достроен сразу по модернизированному
проекту 61М (табл. 2). Один из кораблей
(«Проворный») подвергся модернизации в части замены УЗРК
«Волна» на многоканальный ЗРК нового поколения и замены
РЛС общего обнаружения на более современную (пр. 61Э). Планировавшаяся
модернизация остальных кораблей по этому проекту не состоялась.
Следует отметить, что на кораблях даже последующих проектов
не всегда удавалось достигнуть такой гармонии ТТЭ, как это
было сделано в пр. 61М.
В 1974 г. начались переговоры с прибывшей в Севастополь
индийской делегацией на предмет постройки подобных кораблей
для ВМС Индии, в ходе которых проектанту предложили убрать
вертолет с взлетно-посадочной палубы в ангар и усилить артиллерийское
вооружение корабля. Выполненные проработки показали, что
за счет снятия кормовой 76-мм артустановкн АК-726 и ее СУ
«Турель», на корабле можно разместить полуутопленный ангар
для вертолета. Фактически новый проект корабля (главный
конструктор А. Л. Шишкин) получил помер 61МЭ. Кроме этого,
в отличие от пр. 61М, ПУ с модифицированными ПКР (П-20)
были размещены в носовой части корабля, а размещение там
же (вместо АК-726) 100-мм орудия не удалось по целому ряду
причин.
Всего по пр. 61МЭ было построено 5 кораблей, которые стали
первыми достаточно крупными боевыми надводными кораблями,
построенными специально на экспорт.
Судьба кораблей пр. 61 и его модификаций сложилась по-разному.
Все они интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах
ВМФ СССР. Впервые в составе флота появились корабли, надежность
действия ГЭУ которых была очень высокой, а благодаря агрегатной
замене двигателей даже относительно старые и долго неремонтируемые
корабли были способны легко развивать полную скорость хода.
Несмотря на установленную ТТЗ 18-узловую скорость экономического
хода, при эксплуатации чаще всего использовалась скорость
22—24 уз., так как благодаря ГТУ дальность плавания при
такой скорости считалась приемлемой для решения поставленных
перед кораблем задач. Благодаря очень острым носовым образованиям
и относительно большой высоте надводного борта в носу, корабли
легко шли против волны, а ХП не подвергался интенсивному
забрызгиванию. По сравнению с кораблями, имевшими котлотурбинные
установки, БПК пр. 61 имели сухие и относительно чистые
трюмы. Корабли этого проекта явились этапными не только
в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении.
Принятая в пр. 61 схема ГТУ оказалась весьма перспективной
именно для кораблей классов эсминец н крейсер.
30 августа 1974 г. в результате самопроизвольного запуска
маршевого двигателя одной ЗУР, а затем срабатывания ее стартовой
ступени в погребе боезапаса н последующего его взрыва погиб
у Севастополя БПК «Отважный». В 1987 г. БПК «Смелый» был
передан Польше и получил наименование «Варшава».
В настоящее время, в строю остались считанные корабли пр.
61. 61.М, 61МП, которые в ближайшее время будут выведены
из состава флота, как устаревшие.
|