Названия
и даты |
Название |
Место постройки |
Дата
закладки |
Дата
спуска |
Вступил
в строй |
Дальнейшая судьба |
Балтийский флот |
"Новик"
(с 13.07.1926 г. “Яков Свердлов”)
|
Верфь "Общества Путиловских заводов",
СПб |
19.07.1910 |
21.06.1911 |
27.08.1913 |
28.08.1941 г погиб у о. Мохни в Финском заливе
от подрыва на немецкой мине. |
17 апреля 1911 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 1 июля 1910 года заложен на судоверфи Путиловского завода,
спущен на воду 4 июля 1911 года, вступил в строй 9 сентября 1913
года. Входил в состав бригады крейсеров Балтийского флота. В период
первой мировой войны участвовал в минно-заградительных операциях
флота ( в том числе у берегов Германии). 30 августа 1915 года вступил
в бой с германскими эсминцами "V-99" и "V-100".
С 1916 года – флагман минной дивизии Балтийского флота. В мае 1916
года участвовал в разгроме германского конвоя в Норчепинской бухте.
Участвовал в обороне Рижского залива, Ирбенской 8-21 августа 1915
года и Моонзундской 12-19 октября 1917 года операциях, февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского
флота. С 9 сентября 1918 года по 1925 года находился в Петроградском
военном порту на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел
в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935 года в состав
Краснознаменного Балтийского флота. Прошел модернизацию с 26 сентября
1925 года по 30 августа 1929 года и капитальный ремонт с 28 ноября
1937 года по 8 декабря 1940 года. 23 апреля 1940 года был выведен
из боевого состава флота, передан в отряд учебных кораблей и переклассифицирован
в учебный эсминец. 23 июня 1941 года был возвращен в боевой состав
флота. В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Палдиски
и Таллина, нес конвойную службу. 28 августа 1941 года погиб у острова
Мохни в Финском заливе от подрыва на немецкой мине заграждения при
переходе флота из Таллина в Кронштадт.
|
"Самсон" (с 31.12.1922 года – "Сталин",
с 16.06.1951 года – "ПКЗ – 37") |
Металлический завод, Петербург |
13.06.1915 |
05.06.1916 |
04.12.1916 |
Исключён в 1956 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 13 июля 1915 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 июня 1916 года, вступил
в строй 4 декабря 1916 года. Входил в состав 2-го дивизиона минной
дивизии Балтийского флота. Обеспечивал и прикрывал минно-заградительные
и набеговые операции главных сил флота, осуществлял эскортирование
и противолодочную оборону тяжелых кораблей, нес дозорную и конвойную
службы. С 12 по 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции.
Принимал участие в февральской революции и Октябрьском вооруженном
восстании в Петрограде. Во время гражданской войны подавлял мятеж
Керенского-Краснова (с 7 по 14 ноября 1917 года). С 10 по 16 апреля
1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
С октября 1918 года по ноябрь 1919 года находился в резерве. 21
апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11
января 1935 года – в Состав Краснознаменного Балтийского флота.
Прошел капитальный ремонт в 1925-1926 гг. и 1933-1936 гг. С 8 по
11 августа 1930 года нанес визит в Осло (Норвегия). С 2 июля по
11 октября 1936 года совершил переход из Ленинграда во Владивосток
по Беломоро-Балтийскому каналу и Северному морскому пути. Зачислен
в состав Тихоокеанского флота. В августе 1938 года участвовал в
обеспечении боевых действий у озера Хасан и боевой деятельности
подводных сил флота в период Великой Отечественной войны. 17 декабря
1946 года был выведен из боевого состава, разоружен и переформирован
в несамоходное учебное судно. 16 июня 1951 года переклассифицирован
в плавучую казарму, а 30 мая 1956 года исключен из списков ВМФ с
передачей в Отдел фондового имущества для разборки на металл.
|
"Азард" (с 31.12.1922 года – "Зиновьев",
с 27.11.1928 года – "Артем") |
Металлический завод, Петербург |
июль 1915 |
05.06.1916 |
23.10.1916 |
Погиб 28.08.1941г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в июле 1915 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 июня 1916 года, вступил
в строй 23 октября 1916 года. Входил в состав 2-го дивизиона минной
дивизии Балтийского флота. Нес дозорную и конвойную службы, обеспечивал
и прикрывал действия других сил флота. Участвовал в февральской
революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского
флота. С 10 по 16 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса
(Хельсинки) в Кронштадт. С 10 по 15 августа 1918 года выставлял
мины у Шепелевского и Толбухина маяков. В декабре 1918 года принимал
участие в боях против германских войск и эстонских буржуазных националистов
в районе Азери-Кунда, 5 августа 1919 года артиллерийским огнем повредил
английскую подводную лодку "Л-55", которая при уклонении
от атаки подорвалась на мине заграждения и затонула. 21 апреля 1921
года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935
года – в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прошел капитальные
ремонты в 1923 и 1933 годах. Во время советско-финляндской войны
обстреливал укрепления противника на островах Финского залива (в
декабре 1939 года). В годы Великой Отечественной войны участвовал
в обороне Рижского залива, Моонзундских островов и Таллина. В июле-августе
1941 года нес конвойную службу. 28 августа 1941 года погиб у острова
Мохни в Финском заливе после подрыва на немецкой мине заграждения
при переходе из Таллина в Кронштадт.
|
"Летун" |
Металлический завод, Петербург |
ноябрь 1914 |
18.10.1915 |
24.07.1916 |
Исключён в 1922 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в ноябре 1914 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 18 октября 1915 года,
вступил в строй 24 июля 1916 года. Входил в состав 2-го дивизиона
минной дивизии Балтийского флота. В октябре 1916 года осуществлял
минные постановки на коммуникациях противника. 25 октября 1916 года
у острова Вульфа подорвался на мине заграждения. Была повреждена
кормовая часть корпуса и разрушена винто-рулевая группа. Остался
на плаву и был отбуксирован сначала в Ревель (Таллин), а затем в
Гельсингфорс (Хельсинки) для ремонта. 7 ноября 1917 года вошел в
состав Красного Балтийского флота. С 10 по 16 апреля 1918 года на
буксире совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт,
после чего был сдан в Петроградский военный порт на долговременное
хранение. Впоследствии в строй не вводился. 31 мая 1922 года был
разоружен и исключен из состава Морских сил Балтийского моря, а
25 сентября 1927 года сдан Комгосфондов для реализации.
|
"Десна" (с 31.12.1922 года – "Энгельс") |
Металлический завод, Петербург |
ноябрь 1914 |
07.11.1915 |
29.08.1916 |
Погиб 24.08.1941 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в ноябре 1914 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 ноября 1915 года, вступил
в строй 29 августа 1916 года. Входил в состав 2-го дивизиона минной
дивизии Балтийского флота. В октябре 1916 года осуществлял минные
постановки на коммуникациях противника, обеспечивал и прикрывал
минные постановки других сил флота. Нес дозорную и конвойные службы.
С 12 по 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции.
Принимал участие в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел
в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 16 апреля 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С октября
1918 года по 10 декабря 1919 года находился в резерве. 24 апреля
1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января
1935 года – в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прошел
капитальные ремонты в 1922-1925 гг. и 1932 году. Во время советско-финляндской
войны обстреливал укрепления противника на островах Финского залива
(в декабре 1939 года). В годы Великой Отечественной войны участвовал
в обороне Рижского залива и Моонзундских островов (в июле-августе
1941 года). 24 августа 1941 года погиб у мыса Юминда в Финском заливе
после подрыва на немецкой мине заграждения.
|
"Орфей" |
Металлический завод, Петербург |
05.11.1914 |
28.06.1915 |
17.05.1916 |
Исключён в 1931 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 5 ноября 1914 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 28 июня 1915 года (по
другим данным – 5 ноября 1915 года), вступил в строй 17 мая 1916
года. Входил в состав 1-го дивизиона минной дивизии Балтийского
флота. Осуществлял минные постановки на коммуникациях противника,
обеспечивал и прикрывал минные постановки других сил флота. Нес
дозорную и конвойные службы. Участвовал в февральской революции.
7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. Осенью
1917 года от подрыва на мине заграждения получил повреждения обеих
турбин и валов, вышел из строя. С 10 по 17 апреля 1918 года на буксире
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, после
чего был сдан в Петроградский военный порт на долговременное хранение.
Впоследствии в строй не вводился. 31 мая 1922 года был исключен
из боевого состава Морских сил Балтийского моря, разоружен и стал
использоваться в качестве учебно-тренировочной станции. Осенью 1929
года носовая оконечность корпуса была отделена и установлена на
поврежденный однотипный эсминец "Володарский". 28 января
1931 года исключен из состава РККФ с передачей "Рудметаллторгу"
для разборки.
|
"Забияка" ( с 31.12.1922 года – "Урицкий",
с 06.03.1951 года – "Реут", с 27.12.1956 года –
"УТС-22") |
Металлический завод, Петербург |
ноябрь 1913 |
05.11.1914 |
24.11.1915 |
Исключён в 1958 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в ноябре 1913 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 ноября 1914 года, вступил
в строй 24 ноября 1915 года. Входил в состав 1-го дивизиона минной
дивизии Балтийского флота. В декабре 1915 года участвовал в минно-заградительных
операциях в юго-восточной части Балтийского моря, обеспечивал и
прикрывал минные постановки, набеговые действия главных сил флота,
эскортировал и осуществлял противолодочную оборону тяжелых кораблей,
нес дозорную и конвойную службы. 6 января 1917 года во время выхода
на очередную минную постановку подорвался на плавающей мине. Была
тяжело повреждена кормовая часть корпуса, полностью вышла из строя
винто-рулевая группа, погнуты линии валов. Благодаря правильным
и решительным действиям экипажа удержался на плаву и был отбуксирован
на Металлический завод для проведения восстановительного ремонта.
С 12 по 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции.
Принимал участие в февральской революции и Октябрьском вооруженном
восстании в Петрограде 7 ноября 1917 года. С 7 по 14 ноября 1917
года участвовал в подавлении мятежа Керенского-Краснова. С 10 по
16 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки)
в Кронштадт. С октября 1918 года по 10 декабря 1919 года находился
в резерве. 24 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского
моря. Прошел капитальные ремонты с 23 июля 1923 года по 3 сентября
1924 года, с 26 октября 1927 года по 2 сентября 1929 года и с октября
1938 года по 15 июня 1941 года (модернизация). 18 мая 1933 года
ушел по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 5
августа 1933 года вошел в состав Северной военной флотилии. С 11
мая 1937 года входил в состав Северного флота. Во время Великой
Отечественной войны участвовал в обороне Заполярья, защищал внутренние
и внешние торговые коммуникации, выставлял мины на подходах к Кольскому
заливу и полуострову Рыбачий. 28 ноября 1950 года был выведен из
боевого состава, разоружен и 6 марта 1951 года переформирован в
учебное электро-механическое судно. 27 декабря 1956 года переоборудован
и перестроен в учебно-тренировочную станцию, а в 1957 году потоплен
в районе островов Новая Земля во время испытания оружия массового
поражения и 27 января 1958 года исключен из списков судов ВМФ.
|
"Победитель" (с 31.12.1922 года – "Володарский") |
Металлический завод, Петербург |
ноябрь 1913 |
05.11.1914 |
07.11.1915 |
Погиб 28.08.1941 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в ноябре 1913 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 ноября 1914 года, вступил
в строй 7 ноября 1915 года. Входил в состав 1-го дивизиона минной
дивизии Балтийского флота. В декабре 1915 года участвовал в минно-заградительных
операциях в юго-восточной части Балтийского моря, обеспечивал и
прикрывал минные постановки, набеговые действия, эскортировал и
осуществлял противолодочную оборону главных сил флота, нес дозорную
и конвойную службы. С 12 по 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундской
операции. Принимал участие в февральской революции. 7 ноября 1917
года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 12 по 14 ноября
1917 года участвовал в подавлении мятежа Керенского-Краснова. С
10 по 16 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки)
в Кронштадт. С октября 1918 года по ноябрь 1919 года находился в
Кронштадтском военном порту на долговременном хранении. 24 апреля
1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января
1935 года – в состав Краснознаменного Балтийского флота. Прошел
капитальные ремонты в 1923-1924 гг. и 1934-1937 гг. С 1 по 10 сентября
1934 года ненес визит в Гдыню (Польша). Во время советско-финляндской
войны обстреливал укрепления противника на островах Финского залива
(в декабре 1939 года). В годы Великой Отечественной войны участвовал
в обороне Рижского залива и Таллина. 28 августа 1941 года погиб
у острова Мохни в Финском заливе от подрыва на мине заграждения
при переходе из Таллина в Кронштадт.
|
"Гром" |
Металлический завод, Петербург |
ноябрь 1913 |
28.06.1915 |
17.05.1916 |
Погиб 17.10.1917 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, в ноябре 1913 года заложен на Усть-Ижорской судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 28 июня 1915 года, вступил
в строй 17 мая 1916 года. Входил в состав 1-го дивизиона минной
дивизии Балтийского флота. Обеспечивал действия, эскортирование
и противолодочную оборону главных сил флота, нес дозорную службу.
Участвовал в февральской революции. 14 октября 1917 года погиб в
бою с отрядом германских эсминцев в проливе Соэло-Зунд во время
Моонзундской операции.
|
"Михаил" |
Русско-Балтийский завод, Ревель |
28.11.1913 |
31.05.1916 |
--- |
Не достроен, сдан на слом в 1920-х гг. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 28 ноября 1913 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского
завода в Ревеле (Таллин), спущен на воду 31 мая 1916 года. После
спуска на воду был отбуксирован в Петроград для достройки, но 6
ноября 1917 года сел на мель в Финском заливе. От ударов о камни
получил в корпусе 5 пробоин. 10 ноября 1917 года был снят с мели
и отведен в Гельсингфорс (Хельсинки) для устранения повреждений,
а в декабре 1917 года отбуксирован в Кронштадт, где 18 декабря 1917
года был введен в док для ремонта. Достроен не был и после нескольких
лет отстоя на приколе сдан Комгосфондов для разборки на металл.
|
"Сокол" |
Русско-Балтийский завод, Ревель |
18.01.1915 |
17.06.1917 |
--- |
Не достроен, сдан на слом в 1920-х гг. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 18 января 1915 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского
завода в Ревеле (Таллин), спущен на воду 17 июня 1917 года. После
спуска на воду был отбуксирован в Петроград для достройки. После
нескольких лет отстоя на приколе сдан Комгосфондов для разборки
на металл.
|
"Лейтенант Ломбард" (с 27.06.1915 года – "Мечеслав") |
Русско-Балтийский завод, Ревель |
27.08.1915 |
лето 1917 |
--- |
Не достроен, сдан на слом в 1920-х гг. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 27 августа 1915 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского
завода в Ревеле (Таллин), спущен на воду летом 1917 года. После
спуска на воду был отбуксирован в Петроград для достройки. После
нескольких лет отстоя на приколе сдан Комгосфондов для разборки
на металл.
|
"Владимир" (с 12.09.1917 года – "Свобода") |
Русско-Балтийский завод, Ревель |
07.12.1913 |
18.08.1915 |
22.10.1917 |
Погиб на мине 21.10.1919 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 7 декабря 1913 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского
завода в Ревеле (Таллин), спущен на воду 18 августа 1915 года, вступил
в строй 22 октября 1917 года. В период первой мировой войны нес
дозорную и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других
сил флота. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года
вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 16 апреля 1918
года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
13 июня 1919 года участвовал в подавлении мятежа на форту "Красная
Горка". 23 июня и 3 октября 1919 года выставлял мины на подходе
к Кронштадту, нес дежурную и дозорную службы, входил в состав ДОТ
(действующего отряда кораблей). 21 октября 1919 года погиб в Копорском
заливе при следовании на минную постановку после подрыва на мине
заграждения. В 1933 году был частично поднят Балтийской партией
ЭПРОН и сдан на слом.
|
"Константин" |
Русско-Балтийский завод, Ревель |
07.12.1913 |
12.06.1915 |
19.05.1917 |
Погиб на мине 21.10.1919 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 7 декабря 1913 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского
завода в Ревеле (Таллин), спущен на воду 12 июня 1915 года, вступил
в строй 19 мая 1917 года. В период первой мировой войны нес дозорную
и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил
флота, с 12 по 19 октября 1917 года участвовал в Моонзундской операции,
в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. С 10 по 16 апреля 1918 года совершил переход
из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 23 июня и 3 октября 1919
года выставлял мины на подходе к Кронштадту, нес дежурную и дозорную
службы, входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей). 21 октября
1919 года погиб в Копорском заливе при следовании на минную постановку
после подрыва на мине заграждения. В 1933 году был частично поднят
Балтийской партией ЭПРОН и сдан на слом.
|
"Гавриил" |
Русско-Балтийский завод, Ревель |
28.11.1913 |
05.01.1915 |
08.12.1916 |
Погиб на мине 21.10.1919 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 28 ноября 1913 года заложен на судоверфи Русско-Балтийского
завода в Ревеле (Таллин), спущен на воду 5 января 1915 года, вступил
в строй 8 декабря 1916 года. В период первой мировой войны нес дозорную
и конвойную службы, обеспечивал и прикрывал действия других сил
флота. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел
в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 16 апреля 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. В 1919
году участвовал в обороне Петрограда. 13 июня 1919 года участвовал
в подавлении мятежа на форту "Красная Горка". В ночь на
18 августа 1919 года отражал набег английских торпедных катеров
на Кронштадт. Артиллерийским огнем потопил 3 катера. Нес дежурную
и дозорную службы. 21 октября 1919 года погиб в Копорском заливе
при следовании на минную постановку после подрыва на мине заграждения.
В 1933 году был частично поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан
на слом.
|
"Лейтенант Дубасов" |
Путиловская верфь, Петербург |
28.07.1913 |
09.09.1916 |
--- |
Не достроен. Сдан на слом 1920-х гг. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 28 июля 1913 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских
заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 9 сентября 1916
года. После спуска на воду был законсервирован и сдан в Кронштадтский
порт на хранение. 23 сентября 1924 года во время наводнения был
сорван со швартовов и нагонной волной выброшен на прибрежную отмель.
Вскоре был снят с камней Госсудоподъемом, отбуксирован в Ленинград
и сдан на слом.
|
"Капитан Конон Зотов" |
Путиловская верфь, Петербург |
04.12.1913 |
23.10.1915 |
--- |
Не достроен. Сдан на слом 1920-х гг. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 4 декабря 1913 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских
заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 23 октября 1915
года. После спуска на воду был законсервирован. После нескольких
лет отстоя на приколе сдан Комгосфондов для разборки на металл. |
"Капитан Кроун" |
Путиловская верфь, Петербург |
24.11.1914 |
26.07.1916 |
--- |
Не достроен. Сдан на слом 1920-х гг. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 28 ноября 1914 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских
заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 26 июля 1916 года.
После спуска на воду был законсервирован. После нескольких лет отстоя
на приколе сдан Комгосфондов для разборки на металл. |
"Капитан Белли" (с 13.07.1926 года – "Карл
Либкнехт", с 03.04.1956 года – "ППР-63") |
Путиловская верфь, Петербург |
28.07.1913 |
23.10.1915 |
03.08.1928 |
Исключён в 1955 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 28 июля 1913 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских
заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 23 октября 1915
года, вступил в строй 3 августа 1928 года. После спуска на воду
был законсервирован и сдан в Кронштадтский порт на хранение. 23
сентября 1924 года во время наводнения был сорван со швартовов и
нагонной волной выброшен в районе Лисьего Носа на прибрежную отмель.
Был снят с камней Госсудоподъемом и отбуксирован в Ленинград для
достройки. 3 августа 1928 года вошел в состав Морских сил Балтийского
моря. 26 июля 1933 года убыл по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда
в Мурманск и 21 сентября 1933 года вошел в состав Северной военной
флотилии. С 11 мая 1937 года входил в состав Северного флота. Прошел
капитальный ремонт с 28 октября 1940 года по 8 ноября 1944 года.
Во время советско-финляндской войны вел артиллерийский обстрел укреплений
противника на полуостровах Рыбачий и Средний (в декабре 1939 года).
В период Великой Отечественной войны с ноября 1944 года по май 1945
года защищал внутренние и внешние транспортные коммуникации. 22
апреля 1945 года, находясь в охранении арктического конвоя, глубинными
бомбами потопил германскую подводную лодку "U-286". 3
июня 1955 года исключен из состава ВМФ, разоружен и перестроен в
плавающий причал для порта у островов Новая Земля. |
"Капитан Керн" (с 31.03.1925 года – "Рыков",
с 13.02.1937 года – "Валериан Куйбышев") |
Путиловская верфь, Петербург |
04.12.1913 |
27.08.1915 |
15.10.1927 |
Исключён в 1958 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 4 декабря 1913 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских
заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 августа 1915
года, вступил в строй 15 октября 1927 года. После спуска на воду
был законсервирован. Достраивался в период с 10 декабря 1924 года
по 15 октября 1927 года и вошел в состав Морских сил Балтийского
моря. С 16 по 23 августа 1929 года нанес визит в Пиллау (Германия).
18 мая 1933 года убыл по Беломоро-Балтийскому каналу из Ленинграда
в Мурманск и 5 августа 1933 года вошел в состав Северной военной
флотилии. Прошел капитальный ремонт с 23 декабря 1935 года по 22
октября 1938 года. С 11 мая 1937 года входил в состав Северного
флота. Во время советско-финляндской войны нес конвойную и дозорную
службы. В период Великой Отечественной войны участвовал в обороне
Заполярья, защищал внутренние и внешние торговые коммуникации. 24
июля 1943 года был награжден орденом Красного Знамени. 30 декабря
1955 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован
в опытовый корабль, а 12 декабря 1956 года исключен из состава ВМФ
и в 1957-1958 гг. на базе "Главвторчермета" в Архангельске
разобран на металлолом.
|
"Капитан Кинсберген" (с 27.06.1915 года – "Капитан
1-го ранга Миклухо-Маклай", с 18.12.1918 года – "Спартак") |
Путиловская верфь, Петербург |
14.11.1914 |
27.08.1915 |
27.12.1917 |
с 01.01.1919 - в ВМС Эстонии (переименован в "Вамбола"),
с 23.08.1933 - продан в Перу, переименован в "Алмиранте
Виллар". Исключён в 1955 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 15 ноября 1914 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских
заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 августа 1915
года, вступил в строй 27 декабря 1917 года. 7 ноября 1917 года вошел
в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 17 апреля 1918 года
совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 10 и
14 августа, 8 октября 1918 года выставлял мины на подходах к Кронштадту,
входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей). 26 декабря 1918
года в бою с английскими кораблями в районе Таллина сел на мель
банки Девельсей и был захвачен противником. 2 января 1919 года по
названием "Вамбола" вошел в состав военного флота Эстонской
республики. 19 февраля 1919 года после восстановительного ремонта
был введен в строй. 23 августа 1933 года продан эстонским правительством
республике Перу и под наименованием "Алмиранте Виллар"
до 1955 года входил в состав ее ВМС.
|
"Капитан Изыльметьев" (с 31.12.1922 года – "Ленин") |
Путиловская верфь, Петербург |
29.10.1913 |
03.12.1914 |
23.07.1916 |
Взорван экипажем в Лиепае при отступлении 25.06.1941 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 29 октября 1913 года заложен на судоверфи "Общества
Путиловских заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 3 декабря
1914 года, вступил в строй 23 июля 1916 года. В период первой мировой
войны обеспечивал и прикрывал минно-заградительные и набеговые операции,
обеспечивал эскортирование и противолодочную оборону главных сил
флота, нес дозорную и конвойную службы, в октябре 1916 года устанавливал
активное минное заграждение на коммуникациях противника. Участвовал
в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил
Балтийского моря и 11 января 1935 года – в состав Краснознаменного
Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт в 1924-1925 гг. В 1929
году нанес визит в Пиллау (Германия). Участвовал в советско-финляндской
войне: в декабре 1939 года обстреливал укрепления противника на
островах в Финском заливе. 23 марта 1940 года выведен из боевого
состава, передан в отряд учебных кораблей и переформирован в учебный
эсминец. В началу Великой Отечественной войны находился на ремонте
в Лиепае (Латвия) и с 22 по 24 июня 1941 года принимал участие в
обороне города, а в ночь на 25 июня 1941 года, ввиду невозможности
эвакуации, был взорван экипажем по приказу командования. В период
оккупации Лиепаи был поднят спасателями германских ВМС, но вновь
затонул в аванпорту при попытке буксировки. Осенью 1953 года был
поднят аварийно-спасательной службой Балтийского флота и ввиду невозможности
восстановления разобран на металл.
|
"Лейтенант Ильин" (с 03.07.1919 года – "Гарибальди",
с 31.12.1922 года – "Троцкий", с 14.02.1928 года
– "Войков",
с 26.11.1953 года – "ПКЗ-52") |
Путиловская верфь, Петербург |
01.07.1913 |
28.11.1915 |
13.12.1916 |
Исключён в 1956 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 1 июля 1913 года заложен на судоверфи "Общества Путиловских
заводов" в Санкт-Петербурге, спущен на воду 28 ноября 1915
года, вступил в строй 13 декабря 1916 года. В период первой мировой
войны обеспечивал и прикрывал минно-заградительные и набеговые операции,
обеспечивал эскортирование и противолодочную оборону главных сил
флота, нес дозорную и конвойную службы, в октябре 1916 года устанавливал
активное минное заграждение на коммуникациях противника. Участвовал
в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного
Балтийского флота. С 1 по 22 апреля 1918 года совершил переход из
Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 21 апреля 1921 года вошел
в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января 1935 года – в
состав Краснознаменного Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт
с 15 ноября 1924 года по 8 июня 1926 года и в 1933-1935 гг. С 19
по 21 августа 1929 года нанес визит в Мемель (Клайпеда, Литва).
2 июля 1936 года убыл из Ленинграда во Владивосток и 17 октября
по Беломоро-Балтийскому каналу и Северному морскому пути прибыл
на Дальний Восток. 14 августа 1945 года обеспечивал высадку десанта
в Сейсине (Чхонджин) и 21 августа – в Гензан (Вонсан), нес конвойную
службу. 17 сентября 1945 года награжден орденом Красного Знамени.
17 июня 1949 года исключен из состава ВМС и 23 сентября1949 года
передан Владивостокской организации ДОСФЛОТ для использования в
качестве учебного корабля. 26 февраля 1953 года вновь принят в состав
Тихоокеанского флота, разоружен и переформирован в плавучую казарму,
а 30 мая 1956 года исключен из списков судов ВМФ и 28 августа 1956
года после сдачи в Отдел фондового имущества разобран на металл.
|
"Прямислав" (с 05.02.1925 – "Калинин") |
судоверфь общества "Металлургических, механических и судостроительных
заводов Беккер и Ко", Ревель |
09.11.1913 |
10.07.1915 |
20.07.1927 |
Погиб на мине 28.08.1941 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября 1913 года)
заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических,
механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле
(Таллин), спущен на воду 10 июля 1915 года, вступил в строй 20 июля
1927 года. После спуска на воду был отбуксирован в Петроград. Достраивался
на Балтийском заводе в Ленинграде и 20 июля 1927 года вошел в состав
Морских сил Балтийского моря. С 19 по 21 августа 1929 года совершил
визит в Мемель (Клайпеда, Литва) и с 1 по 10 сентября 1934 года
– в Гдыню (Польша). С 11 января 1935 года вошел в состав Краснознаменного
Балтийского флота. Прошел капитальный ремонт с 14 июня 1937 года
по июнь 1941 года. В годы Великой Отечественной войны участвовал
в минно-заградительных операциях флота (в июне-августе 1941 года),
обороне Финского залива и Таллина. 28 августа 1941 года погиб у
острова Мохни в Финском заливе после подрыва на мине заграждения
при переходе из Таллина в Кронштадт.
|
"Брячислав" |
судоверфь общества "Металлургических, механических и судостроительных
заводов Беккер и Ко", Ревель |
09.11.1913 |
01.10.1915 |
--- |
Не достроен. Сдан на слом в 1924 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября 1913 года)
заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических,
механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле
(Таллин), спущен на воду 1 октября 1915 года. После спуска на воду
был отбуксирован в Петроград для достройки. 16 марта 1923 года затонул
в Петроградском порту после заполнения корпуса водой через размороженные
кингстоны. В июле 1923 года поднят Госсудоподъемом, поставлен на
прикол и 20 февраля 1924 года постановлением Совета Труда и Обороны
при Совете Народных Комиссаров СССР исключен из списков судов РККФ
с передачей Комгосфондов для реализации.
|
"Федор Стратилат" |
судоверфь общества "Металлургических, механических и судостроительных
заводов Беккер и Ко", Ревель |
06.12.1914 |
17.10.1917 |
--- |
Не достроен. Сдан на слом в 1924 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 6 декабря 1914 года заложен на судоверфи акционерного общества
"Металлургических, механических и судостроительных заводов
Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 17 октября 1917
года. После спуска на воду был отбуксирован в Петроград для достройки,
но из-за отсутствия необходимого оборудования и механизмов поставлен
на долговременное хранение в Кронштадтском порту. 20 февраля 1924
года постановлением Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров
СССР исключен из списков судов РККФ с передачей Комгосфондов для
реализации.
|
"Автроил" |
судоверфь общества "Металлургических, механических и судостроительных
заводов Беккер и Ко", Ревель |
09.11.1913 |
13.01.1914 |
12.08.1917 |
с 02.01.1919 - в ВМС Эстонии (переименован в "Ленник"),
с 23.08.1933 - продан в Перу (перименован в "Алмиранте Гуиссе").
Прослужил до 1948 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 9 ноября 1913 года заложен на судоверфи акционерного общества
"Металлургических, механических и судостроительных заводов
Беккер и Ко" в Ревеле (Таллин), спущен на воду 13 января 1914
года, вступил в строй 12 августа 1917 года. Входил в состав 13-го
дивизиона минной дивизии Балтийского флота. В период первой мировой
войны нес дозорную и конвойную службы, обеспечивал действия различных
сил флота. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года
вошел в состав Красного Балтийского флота. С 10 по 19 апреля 1918
года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
Во время гражданской войны участвовал в боях против германских войск
и эстонских буржуазных националистов. Выставлял мины у Шепелевского
маяка в Финском заливе. С 8 декабря 1918 года входил в состав ДОТ
(действующего отряда кораблей). 27 декабря 1918 года в бою с кораблями
британского флота в районе Таллина получил повреждения, потерял
ход и был захвачен противником. Был передан Эстонской республике
и с 2 января 1919 года под наименованием "Ленник" входил
в состав ее военного флота. 23 августа 1933 года был продан республике
Перу и под наименованием "Алмиранте Гуиссе" до 1948 года
входил в состав ее ВМС.
|
"Изяслав" (с 27.06.1915 года – "Громоносец",
с 31.12.1922 года – "Карл Маркс") |
судоверфь общества "Металлургических, механических и судостроительных
заводов Беккер и Ко", Ревель |
09.11.1913 |
22.11.1914 |
29.06.1917 |
Погиб от авиаудоров 07.08.1941 г. |
11 октября 1913 года зачислен в списки судов Балтийского
флота, 9 ноября 1913 года (по другим данным 19 сентября 1913 года)
заложен на судоверфи акционерного общества "Металлургических,
механических и судостроительных заводов Беккер и Ко" в Ревеле
(Таллин), спущен на воду 22 ноября 1914 года, вступил в строй 29
июня 1917 года. Приемные испытания эсминца начались осенью 1916
года, но из-за неисправности воздушно-конденсатных турбонасосов
и аварии носового конденсатора их пришлось прервать и возвратить
корабль на завод для устранения замечаний. Формально с декабря 1916
года числился в составе 13-го дивизиона минной дивизии Балтийского
флота. Фактически ходовые испытания закончились 29 июня 1917 года.
В период первой мировой войны нес дозорную и конвойные службы, обеспечивал
действия различных сил флота. С 12 по 19 октября 1917 года участвовал
в Моонзундской операции. Принимал участие в февральской революции.
7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С
11 по 17 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки)
в Кронштадт. С октября 1918 года по 10 декабря 1919 года находился
в резерве из-за отсутствия подготовленного личного состава. 21 апреля
1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря и 11 января
1935 года – Краснознаменного Балтийского флота. 4 сентября 1925
года приказом Реввоенсовета СССР N 561 в звании Почетного рулевого
эсминца был утвержден Народный комиссар по Военному и Морскому делам
М.В. Фрунзе. Прошел капитальный ремонт с 1 ноября 1925 года по 17
декабря 1927 года и в 1934-1937 гг. С 8 по 11 августа 1930 года
совершил визит в Осло (Норвегия). Во время советско-финляндской
войны обстреливал укрепления противника на побережье Финского залива.
В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Финского
залива, нес конвойную службу. 7 августа 1941 года при нахождении
в бухте Хара-Лехт подвергся ударам немецкой авиации и, получив прямые
попадания несколькими авиабомбами, лег на грунт. На следующий день
был окончательно уничтожен экипажем после подрыва боезапаса. В 1962-1963
гг. по частям поднят аварийно-спасательной службой Балтийского флота,
доставлен в Таллин и сдан на слом.
|
Черноморский флот |
"Беспокойный" |
судоверфь завода "Наваль" Общества Николаевских заводов
и верфей |
03.10.1912 |
31.10.1913 |
29.10.1914 |
Разобран в начале 1930-х гг. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 3 октября 1912 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 31 октября
1913 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и
побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у
берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе
Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота.
Совместно с другими кораблями уничтожил до 76 турецких парусников,
8 транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские
лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря
1915 года – германскую подводную лодку "UC 13". 9 сентября
1916 года при возвращении с минной постановки в Констанцу, на подходах
к порту, подорвался на 2 румынских минах заграждения, но остался
на плаву и после капитального ремонта в Николаеве, вновь введен
в строй. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского
флота. 30 апреля 1918 года ушел из Севастополя в Новороссийск, но
19 июня 1918 года вернулся обратно, где был захвачен германскими
войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами
и в апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября
1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России,
14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту,
где он был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года
признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности
международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан
"Рудметаллторгом" Франции на слом и в начале 30-х гг.
разобран на металл.
|
"Гневный" |
судоверфь завода "Наваль" Общества Николаевских заводов
и верфей |
03.10.1912 |
31.10.1913 |
29.10.1914 |
Разобран в начале 1930-х гг. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 3 октября 1912 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 31 октября
1913 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и
побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у
берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе
Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота.
Совместно с другими кораблями уничтожил до 55 турецких парусников,
10 транспортов и судов. 11 июня 1915 года в бою с германским легким
крейсером "Бреслау" получил попадания 2-х артиллерийских
снарядов, потерял ход и на буксире у эсминца "Дерзкий",
был приведен в Севастополь для ремонта. 29 декабря 1917 года вошел
в состав Красного Черноморского флота. 30 апреля 1918 года при эвакуации
из Севастополя в Новороссийск, был поврежден огнем германской полевой
артиллерии и во избежании гибели выбросился на камни в Ушаковской
балке, где его подорвал сошедший на берег экипаж. В начале лета
1918 года снят с камней немцами, восстановлен и 5 июля 1918 года,
под литерой "R 03" включен в состав ВМС Германии на Черном
море. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами
и поставлен на ремонт. 29 апреля 1919 года был освобожден частями
советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами
и включен в состав морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен
врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он был интернирован
французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством
Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки
возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом"
французской частной фирме на слом и в начале 30-х гг. разобран на
металл.
|
"Дерзкий" |
судоверфь завода "Наваль" Общества Николаевских заводов
и верфей |
31.10.1913 |
15.03.1914 |
29.10.1914 |
Разобран в начале 1930-х гг. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 31 октября 1913 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 15 марта
1914 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и
побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у
берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе
Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота.
Совместно с другими кораблями уничтожил до 114 турецких парусников,
11 транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские
лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря
1915 года – германскую подводную лодку "UC 13". 21 августа
1916 года, совместно с эсминцем "Пронзительный", захватил
в качестве трофея турецкий пароход "Туркестан". На минах,
выставленных в паре с эсминцем "Пылкий", 29 ноября 1916
года подорвалась и затонула германская подводная лодка "UB
46". 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского
флота. В декабре 1917 года участвовал в боях против войск генерала
Каледина у Ростова-на-Дону и январе 1918 года – против румынских
оккупантов в районе Вилково на Дунае. 30 апреля 1918 года ушел из
Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вернулся обратно,
где был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном
море. С октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских
сил Юга России, 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул
и затем в Бизерту, где он был интернирован французскими властями.
29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью
СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был,
в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" Франции на слом
и в начале 30-х гг. разобран на металл.
|
"Пронзительный" |
судоверфь завода "Наваль" Общества Николаевских заводов
и верфей |
31.10.1913 |
15.03.1914 |
29.10.1914 |
Затоплен 18.06.1918 г. Поднят и разобран в 1965г. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 31 октября 1913 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
Общества Николаевских заводов и верфей, спущен на воду 15 марта
1914 года, вступил в строй 29 октября 1914 года. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и
побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у
берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе
Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота.
Совместно с другими кораблями уничтожил до 165 турецких парусников,
16 транспортов и судов, потопил 11 декабря 1915 года турецкие канонерские
лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31 декабря
1916 года – германскую подводную лодку "UC 13". 21 августа
1916 года, совместно с эсминцем "Дерзкий", захватил в
качестве трофея турецкий пароход "Туркестан". 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля
1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года
по приказу Советского правительства, во избежании захвата германскими
войсками, был затоплен экипажем. В 1965 году по частям поднят Аварийно-спасательной
партией Министерства морского флота и сдан "Главвторчермету"
для разборки.
|
"Счастливый" |
Путиловский завод, верфь Ваддона в Херсоне |
начало 1914 |
29.03.1914 |
01.05.1915 |
Затонул в Эгейском море при буксировке в 1919г. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 29 октября 1913 года заложен на судоверфи Путиловского завода
в Санкт-Петербурге, в начале 1914 года перезаложен на судоверфи
завода в Ваддона в Херсоне, спущен на воду 29 марта 1914 года, достроен
на судоверфи Общества Николаевских заводов и верфей, вступил в строй
1 мая 1915 года. В период первой мировой войны входил в состав 22-го
дивизиона минной бригады Черноморского флота. Участвовал в набеговых
операциях на коммуникации противника, нес блокадную и разведывательную
службы у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые
сооружения , обеспечивал и прикрывал минно-заградительные и набеговые
действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные
группы. С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими кораблями уничтожил
свыше 80 турецких парусников, потопил 11 декабря 1915 года турецкие
канонерские лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а
31 декабря 1915 года – германскую подводную лодку "UC 13".
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота.
В 1918 году устанавливал Советскую власть в Ялте. 1 мая 1918 года
был захвачен в Севастополе германскими войсками, укомплектован немецкой
командой и 7 августа 1918 года, под литерой "R 01", введен
в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года захвачен
англо-французскими интервентами и в конце апреля 1919 года уведен
английским экипажем в порт Измир на Мраморном море. 24 октября 1919
года затонул при буксировке во время шторма в бухте Мудрос у острова
Лемнос в Эгейском море.
|
"Быстрый" (с 05.02.1925 года – "Фрунзе") |
Металлический завод, верфь Ваддона в Херсоне |
начало 1914 г. |
07.06.1914 |
01.05.1915 |
Затонул в результате авиаударов 08.09.1941 г. у Тендровской косы. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 29 октября 1913 года заложен на судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, в начале 1914 года перезаложен на судоверфи
завода в Ваддона в Херсоне, спущен на воду 7 июня 1914 года, вступил
в строй 1 мая 1915 года. В период первой мировой войны входил в
состав 22-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Участвовал
в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную
и разведывательную службы у берегов Турции, обстреливал береговые
укрепления и портовые сооружения , обеспечивал и прикрывал минно-заградительные
и набеговые действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные
группы. С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской
наступательной операции. Совместно с другими кораблями уничтожил
до 10 турецких парусников и паровых судов. 1 ноября 1917 года вместе
с эсминцем "Пылкий" в артиллерийском бою потопил турецкий
миноносец "Хамид Абад". 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. С января 1918 года проходил капитальный
ремонт в мастерских Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918
года был захвачен германскими войсками и вскоре, под литерой "R
02", включен в состав ВМС Германии на Черном море. Из-за неудовлетворительного
технического состояния в строй введен не был. 24 ноября 1918 года
захвачен англо-французскими интервентами, 29 апреля 1919 года освобожден
частями советского Украинского фронта и 24 июня 1919 года захвачен
белогвардейцами. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при
эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачен частями
РККА и до 1923 года простоял в Севастопольском порту на приколе.
После постановки на капитальный ремонт включен в состав Морских
сил Черного моря. Восстановлен на Севастопольском морском заводе
и 16 декабря 1927 года вновь введен в строй. С 27 мая по 7 июня
1928 года нанес визит в Стамбул и с 31 августа по 12 сентября 1929
года – в Неаполь. В годы Великой Отечественной войны осуществлял
артиллерийскую поддержку частей Одесского оборонительного района,
доставку воинских пополнений в Одессу. 8 сентября 1941 года на переходе
из Севастополя в Одессу, в районе Тендровской косы, подвергся атакам
двух групп вражеских самолетов, получил попадания нескольких авиабомб
и недалеко от берега, на отмели, затонул.
|
"Громкий" |
Невский завод, Николаев |
13.10.1913 |
18.12.1913 |
03.05.1915 |
Затоплен 17.06.1918 г. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в ноябре 1912 года заложен на судоверфи Невского судостроительного
и механического завода в Санкт-Петербурге, 13 октября 1913 года
перезаложен на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве,
спущен на воду 18 декабря 1913 года, достроен на судоверфи Общества
Николаевских заводов и верфей, вступил в строй 3 мая 1915 года.
В период первой мировой войны входил в состав 22-го дивизиона минной
бригады Черноморского флота. Участвовал в набеговых операциях на
коммуникации противника, нес блокадную и разведывательную службы
у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые сооружения
, обеспечивал и прикрывал минно-заградительные и набеговые действия
других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные группы.
С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской наступательной
операции. Совместно с другими кораблями уничтожил до 10 турецких
парусников и паровых судов. 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года ушел из Севастополя
в Новороссийск, где 17 июня 1918 года по приказу Советского правительства,
во избежании захвата германскими войсками, был затоплен экипажем
в 3 милях от Широкой балки. В 1947 году обнаружен Аварийно-спасательной
службой Черноморского флота, но ввиду больших разрушений и сильной
коррозии корпуса, надстроек и механизмов, был оставлен на грунте.
|
"Пылкий" |
Металлический завод, верфь Ваддона в Херсоне |
конец 1913 г. |
28.07.1914 |
13.06.1915 |
Разобран в начале 1930-х гг. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 29 октября 1913 года заложен на судоверфи Металлического
завода в Санкт-Петербурге, в конце 1913 года перезаложен на судоверфи
завода в Ваддона в Херсоне, спущен на воду 28 июля 1914 года, вступил
в строй 13 июня 1915 года. В период первой мировой войны входил
в состав 22-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Участвовал
в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную
и разведывательную службы у берегов Турции, обстреливал береговые
укрепления и портовые сооружения , обеспечивал и прикрывал минно-заградительные
и набеговые действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные
группы. Совместно с другими кораблями уничтожил свыше 24 турецких
парусников, 5 транспортов и буксиров. 1 ноября 1917 года вместе
с эсминцем "Быстрый" в артиллерийском бою потопил турецкий
миноносец "Хамид Абад". На минах выставленных эсминцем
29 ноября 1916 года подорвалась и затонула германская подводная
лодка "UB 46". 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. 29 апреля 1918 года ушел из Севастополя в Новороссийск,
но 19 июня вернулся обратно в Севастополь, где был захвачен и разоружен
германскими войсками, а 24 ноября 1918 года – англо-французскими
интервентами и в конце апреля 1919 года был уведен ими в порт Измир
на Мраморном море. С октября 1920 года входил в состав морских сил
Юга России. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации
из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920
года был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года
признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности
международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан
"Рудметаллторгом" на слом и в начале 30-х гг. разобран
на металл.
|
"Поспешный" |
Невский завод, Николаев |
25.07.1913 |
04.04.1914 |
29.09.1915 |
Разобран в начале 1930-х гг. |
24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в ноябре 1912 года заложен на судоверфи Невского судостроительного
и механического завода в Санкт-Петербурге, 25 июля 1913 года (по
другим данным 18 октября 1913 года) перезаложен на эллинге Николаевского
адмиралтейства в Николаеве, спущен на воду 4 апреля 1914 года, достроен
на судоверфи Общества Николаевских заводов и верфей, вступил в строй
29 сентября 1915 года. В период первой мировой войны входил в состав
22-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Участвовал в
набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную и
разведывательную службы у берегов Турции, обстреливал береговые
укрепления и портовые сооружения, обеспечивал и прикрывал минно-заградительные
и набеговые действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные
группы. Совместно с другими кораблями уничтожил свыше 90 турецких
парусников. 17 марта вместе с эсминцем "Пронзительный"
потопил германский пароход "Эсперанс", а 10 июля 1916
года в паре с эсминцем "Быстрый" захватил в качестве приза
турецкий пароход. 25 августа 1916 года при возвращении в Севастополь,
после набега на Варну, подвергся атаке самолетов противника, получил
повреждения палубы и дымовой трубы. Самостоятельно пришел на базу
и, вскоре после ремонта, вновь введен в строй. 29 декабря 1917 года
вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года
ушел из Севастополя в Новороссийск, но 19 июня вернулся обратно
в Севастополь, где был захвачен и разоружен германскими войсками,
а 24 ноября 1918 года – англо-французскими интервентами и вскоре
передан ими в распоряжение белогвардейского командования. 31 марта
1919 года по техническому состоянию был исключен из состава белогвардейского
флота. 3 апреля 1919 года ушел из Севастополя в Новороссийск и 3
мая 1919 года вторично зачислен в состав морских сил Юга России.
14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя
в Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 года был интернирован
французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством
Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки
возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом"
на слом и в начале 30-х гг. разобран на металл.
|
"Фидониси" (до 22.01.1917 года – "Феодониси") |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
11.11.1915 |
31.05.1916 |
07.06.1917 |
затоплен экипажем 18.06.1918 г. в Новороссийске |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 11 ноября 1915 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
Общества Николаевских заводов и верфей (с 1915 года – треста "Наваль-Руссуд")
в Николаеве, спущен на воду 31 мая 1916 года, вступил в строй 7
июня 1917 года. В период первой мировой войны нес разведывательную
и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал минные
постановки, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных
сил флота, оказывал артиллерийскую поддержку войск Кавказского фронта.
24 августа 1917 года обеспечивал высадку десанта в Орду. 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В декабре
1917 года – январе 1918 года устанавливал Советскую власть в Евпатории
и Феодосии. 1 мая 1918 года прибыл из Ялты в Новороссийск, где 18
июня 1918 года по приказу Советского правительства, во избежании
захвата германскими войсками, был затоплен экипажем. В 1964 году
частично (корма) поднят Аварийно-спасательной службой Министерства
морского флота и сдан на слом.
|
"Керчь" |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
11.11.1915 |
31.05.1916 |
10.07.1917 |
затоплен экипажем 19.06.1918 г. у Туапсе. |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 11 ноября 1915 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
Общества Николаевских заводов и верфей (с 1915 года – треста "Наваль-Руссуд")
в Николаеве, спущен на воду 31 мая 1916 года, вступил в строй 10
июля 1917 года. В период первой мировой войны обеспечивал и прикрывал
минные постановки, нес дозорную и конвойную службы, эскортировал
и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В январе
1918 года участвовал в боях против румынских войск в районе Вилково
в устье реки Дунай. 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск,
где 18 июня 1918 года, по приказу Советского правительства, принял
активное участие в потоплении части кораблей Черноморского флота,
во избежании захвата их германскими оккупантами, после чего ушел
к Туапсе и 19 июня 1918 года, в 3 милях от входа в порт, был затоплен
экипажем. 3 декабря 1932 года частично поднят Черноморской партией
ЭПРОН для установки турбин на Туапсинской электростанции.
|
"Гаджибей" |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
23.02.1915 |
27.08.1916 |
24.09.1917 |
затоплен экипажем 18.06.1918 г. в Новороссийске |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 23 февраля 1915 года заложен на эллинге Николаевского Алдмиралтейства,
арендованного Обществом Николаевских заводов и верфей (с 1916 года
– завод "Россуд" треста "Наваль-Руссуд") в Николаеве,
спущен на воду 27 августа 1916 года, вступил в строй 24 сентября
1917 года. В период первой мировой войны нес дозорную и конвойную
службы, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных
сил флота. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского
флота. 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где
18 июня 1918 года, по приказу Советского правительства, во избежании
захвата германскими оккупантами, был затоплен экипажем. 6 декабря
1928 года поднят Черноморской партией ЭПРОН. 4 ноября 1929 года
отбуксирован в Николаев и в 1930 году, ввиду нецелесообразности
восстановления, сдан "Рудметаллторгу" для разборки.
|
"Калиакрия"
(с 24.11.1926 года – "Дзержинский")
|
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
11.11.1915 |
27.08.1916 |
12.11.1917 |
Погиб на мине 14.05.1942 г. в районе Севастополя. |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 11 ноября 1915 года заложен на эллинге Николаевского Алдмиралтейства,
арендованного Обществом Николаевских заводов и верфей (с 1916 года
– завод "Россуд" треста "Наваль-Руссуд") в Николаеве,
спущен на воду 27 августа 1916 года, вступил в строй 12 ноября 1917
года. В период первой мировой войны нес дозорную и конвойную службы,
эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота.
29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота.
29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня
1918 года, по приказу Советского правительства, во избежании захвата
германскими оккупантами, был затоплен экипажем. 4 октября 1925 года
поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года отбуксирован
в Николаев и 1 января 1927 года поставлен на ремонт. 28 августа
1929 года вошел в состав Морских сил Черного моря. С 11 по 24 декабря
нанес визит в Стамбул. Прошел капитальный ремонт в 1933-1934 гг.
С 11 января 1935 года входил в состав Черноморского флота. В годы
Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя
(в 1941-1942 гг.), осуществлял воинские перевозки в Севастополь,
конвоировал транспорты с грузами и войсками. 14 мая 1942 года на
подходах к Севастополю, в тумане уклонился от фарватера, подорвался
на мине оборонительного заграждения и затонул.
|
"Занте"
(с 12.06.1923 года – "Незаможный", с 29.04.1926
года – "Незаможник")
|
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
май 1916 |
03.04.1917 |
07.11.1923 |
Исключён в 1949 г. |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в мае 1916 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
треста "Наваль-Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 3 апреля
1917 года. 17 марта 1918 года в недостроенном состоянии захвачен
в Николаеве германскими войсками и затем белогвардейцами. В январе
1920 года отведен деникинцами в Одессу и в начале февраля 1920 года
затоплен в районе Большого Фонтана при эвакуации в Крым. 7 сентября
1920 года поднят "Госсудоподъемом", отбуксирован в Николаев
для достройки и 7 ноября 1923 года введен в состав Морских сил Черного
моря. В сентябре-октябре 1925 года нанес визиты в Стамбул и Неаполь,
с 4 по 8 сентября 1929 года – в Неаполь, в октябре 1930 года – в
Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия). Прошел капитальные ремонты
в 1928-1929 гг. и в 1935-1936 гг. С 11 января 1935 года входил в
состав Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны участвовал
в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа (в 1941-1942 гг.), высаживал
десант в Феодосию (29 декабря 1941 года) и прикрывал высадку десанта
в Южную Озерейку (4 февраля 1943 года), осуществлял воинские перевозки
в Севастополь и порты Кавказа. 8 июля 1945 года награжден орденом
Красного Знамени. 12 января 1949 года исключен из состава ВМС, разоружен
и переоборудован в корабль-мишень.
|
"Цериго" |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
1915 |
03.04.1917 |
--- |
Сдан на слом в 1923-1924 гг. |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в 1915 году заложен на судоверфи завода "Руссуд"
треста "Наваль-Россуд" в Николаеве, спущен на воду 3 апреля
1917 года. 17 марта 1918 года в недостроенном состоянии захвачен
германскими войсками и позднее белогвардейцами. В январе 1920 года
отведен деникинцами сначала в Одессу, а затем в Севастополь для
достройки. 14 ноября 1920 года с разобранными механизмами отбуксирован
врангелевцами из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где 29
декабря 1920 года был интернирован французскими властями. В 1923-1924
гг. продан белогвардейским командованием как металлолом частной
французской фирме.
|
"Корфу"
(с 05.02.1925 года – "Петровский", с 23.06.1939
года – "Железняков", с 30.12.1954 года – "ПКЗ-62")
|
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
06.17.1916 |
23.10.1917 |
10.06.1925 |
Исключён в 1956 г. |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 6 июля 1916 года заложен на судоверфи завода "Наваль"
треста "Наваль-Руссуд" в Николаеве, спущен на воду 23
октября 1917 года. Вступил в строй 10 июня 1925 года и в этот же
день вошел в состав Морских сил Черного моря. С сентябре-октябре
1925 года нанес визит в Стамбул и Неаполь, в мае-июне 1928 года
– в Стамбул, с 17 октября по 7 ноября 1933 года – в Стамбул, Пирей
(Греция) и Мессину (Италия). Прошел капитальный ремонт с 5 сентября
1930 года по 7 июня 1932 года. С 11 января 1935 года входил в состав
Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны участвовал
в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, высаживал десант в Феодосию
(29 декабря 1941 года), Евпаторию (февраль 1942 года) и прикрывал
высадку десанта в Южную Озерейку (4 февраля 1943 года), осуществлял
воинские перевозки в Севастополь и порты Кавказа, нес конвойную
службу. 8 июля 1945 года награжден орденом Красного Знамени. С 18
декабря 1947 года по 15 сентября 1949 года, под тем же названием,
входил в состав ВМФ Народной республики Болгария. 8 апреля 1953
года выведен из боевого состава флота, разоружен и переформирован
в плавучую казарму, а 27 июля 1956 года исключен из списков судов
ВМФ и в 1957 году на базе "Главвторчермета" в Поти разобран
на металл.
|
"Левкас"
(с 05.02.1925 года – "Шаумян")
|
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
05.06.1916 |
23.10.1917 |
10.12.1925 |
Исключён в 1942 г. |
15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 5 июня 1916 года заложен на судоверфи завода "Руссуд"
треста "Наваль-Россуд" в Николаеве, спущен на воду 23
октября 1917 года. Вступил в строй 10 декабря 1925 года и в этот
же день вошел в состав Морских сил Черного моря. С мае-июне 1928
года нанес визиты в Стамбул, в октябре 1930 года – в Стамбул, Пирей
(Греция) и Мессину (Италия), с 17 октября по 7 ноября 1933 года
– в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия). Прошел капитальный
ремонт с 5 октября 1928 года по 16 июля 1930 года и в 1935 году..
С 11 января 1935 года входил в состав Черноморского флота. В годы
Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя
(в 1941-1942 году), высаживал десант в Феодосию (29 декабря 1941
года), осуществлял воинские перевозки в Севастополь, нес конвойную
службу. 3 апреля 1942 года в районе Геленджика, выскочил на прибрежные
камни, пробил днище и лег на грунт. 3 июня 1942 года после разоружения
исключен из состава ВМФ.
|
"Тенедос" |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
1916 |
--- |
--- |
--- |
В декабре 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в 1916 году заложен на судоверфи завода "Наваль"
треста "Наваль-Руссуд" в Николаеве. Не достроен.
|
"Хиос" |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
1916 |
--- |
--- |
--- |
В декабре 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в 1916 году заложен на судоверфи завода "Наваль"
треста "Наваль-Руссуд" в Николаеве. Не достроен.
|
"Родос" |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
1916 |
--- |
--- |
--- |
В декабре 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в 1916 году заложен на судоверфи завода "Наваль"
треста "Наваль-Руссуд" в Николаеве. Не достроен.
|
"Самос" |
"Наваль-Руссуд", г. Николаев |
1916 |
--- |
--- |
--- |
В декабре 1915 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, в 1916 году заложен на судоверфи завода "Наваль"
треста "Наваль-Руссуд" в Николаеве. Не достроен.
|
Примечание: планировалась
постройка ещё 8-ми эсминцев для ЧФ, названия которым присвоены не
были. |
|