ПОДВОДНЫЕ ТРАНСПОРТЫ ДЛЯ АРКТИКИ
Вместо утилизации - работа на
трассе Северного морского пути
Валерий Алексин
 |
 |
 |
По
оценке специалистов, экономически наиболее эффективным является строительство
подводных транспортов на основе стратегических ракетоносцев типа "Тайфун".
Фото Виктора Афонина |
НА СОСТОЯВШЕМСЯ 23 ноября 1999 г.
заседании Совета безопасности РФ под руководством премьера Владимира Путина
глубоко и предметно рассмотрен комплекс мер по сохранению и развитию морского
потенциала России, определяющих долгосрочную стратегию морской деятельности
страны.
В частности, предложено использовать
в транспортных целях выведенные из боевого состава ВМФ атомные подводные
лодки (АПЛ) вместо бесперспективного ожидания их утилизации, на которую
ни средств, ни промышленных мощностей нет. Руководители крупнейших морских
научно-исследовательских, проектно-конструкторских, судостроительных центров
оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны и экономических гигантов
Заполярья мгновенно подхватили эту идею. Но еще в 1995 г. боевая АПЛ Северного
флота (СФ) проекта 949А по договоренности командования флота с руководством
одного из заполярных предприятий, обогнув подо льдом с севера Новую Землю,
доставила в назначенное место несколько тонн продовольствия, всплыла во
льдах настолько близко к берегу, насколько позволяли глубины, и передала
грузы получателю.
 |
 |
Схема
мировых океанских коммуникаций для подводных транспортов в Арктике.
Инфографика НГ |
 |
Реализация идеи создания арктической
подводной магистрали для транспортировки твердых и жидких грузов уже началась
по нескольким направлениям. Так, в частности, в конце ноября прошлого года
подписано соглашение между Государственным центром атомного подводного
судостроения (ГЦАПС) и РАО "Норильский никель" о переоборудовании нескольких
списанных ракетных АПЛ, ожидающих утилизации в Северодвинске, в подводные
транспорты. Кроме того, подписан договор между генеральным директором ГЦАПС
Давидом Пашаевым и генеральным директором Центрального конструкторского
бюро морской техники (ЦКБМТ) "Рубин" Игорем Спасским о создании проектов
переоборудования под указанные цели списанных ракетоносцев и разработке
проектов для постройки нового класса атомных подводных транспортов.
Что касается Норильска, географические
и гидрометеорологические данные позволяют говорить о круглогодичном подходе
транспортных АПЛ (ТАПЛ) прямо к причалу ближайшего к нему порта Дудинка.
Также безопасное, практически круглогодичное плавание возможно и по трансполярной
приполюсной трассе через желоб Святой Анны или Франц-Виктория до Котловины
Подводников в Чукотское море и до Берингова пролива. Современные средства
навигации, связи и радиотехническое вооружение ТАПЛ обеспечивают их точное
и безопасное подледное и подводное плавание на всех участках новой арктической
транспортной артерии вплоть до Владивостока и других портов АТР.
Практическая реализация этого проекта
обеспечивает одновременное решение нескольких проблем, которые в настоящее
время представляются неразрешимыми. Во-первых, отпадает на ближайшие 10-15
лет необходимость в утилизации почти двух десятков АПЛ, подлежащих модернизации.
Во-вторых, обеспечивается надежное трудоустройство экипажей АПЛ, выводимых
из боевого состава Северного и Тихоокеанского флотов. В-третьих, передача
ТАПЛ во фрахт (под государственным контролем) отечественным и иностранным
компаниям, учитывая быструю оборачиваемость по короткой трансполярной магистрали
(вдвое короче, чем через Суэцкий канал и Индийский океан) до портов АТР,
может принести государству годовой доход до 4-5 млрд. долл., на которые
можно содержать ВМФ РФ и строить новые корабли для него. В-четвертых, часть
этих доходов можно будет выделить для утилизации АПЛ первых поколений,
дальнейшее хранение которых становится опасным. В-пятых, постройка в ГЦАПС
новых проектов подводных танкеров и транспортов грузоподъемностью до 50
тыс. тонн позволит в кратчайшие сроки освоить нефтегазовые месторождения
на континентальном шельфе российского сектора Арктики. Можно будет забирать
добытое топливо прямо у добывающих платформ, не всплывая. Это позволит
увеличить доходы государства за счет транспортировки еще на порядок, что
вдвое превышает весь нынешний годовой бюджет РФ. В-шестых, кроме использования
во фрахте подводных транспортов, обеспечение новыми мощными атомными ледоколами
трассы прибрежного Севморпути позволит превратить его (в смысле валютных
доходов) в золотой запас России, равный прибыли от эксплуатации Панамского
и Суэцкого каналов вместе взятых.
--------------------------------------------------------------------------------
статья взята с сайта: "Независимая
газета"
оригинал находится по адресу: http://ng.ru/events/2000-01-18/2_arctic.html