 |
РПКСН
проекта
941 |
Ракетные подводные крейсера стратегического
назначения проекта 941 (по НАТовской терминологии - Typhoon) имеют атомную
энергетическую установку и являются самыми большими в мире подводными лодками.
Эти корабли являлись одним из самых "почитаемых" на западе оружием времён
Холодной войны. Для применения 20 межконтинентальных баллистических ракет
с 200 ядерными боеголовками индивидуального наведения им не требуется приближаться
к берегам противника - дальность ракет позволяет производить их запуск
в собственных базах или контролируемых своим флотом морских районах. Разработка
РПКСН пр. 941 была начата в декабре 1972г., а 19 декабря 1973 г. было принято
официальное правительственное решение о разработке и строительстве этих
кораблей. Всего построено 6 единиц. Строились в г.Северодвинске. Первый
из 6-ти РПКСН - ТК-208 вступил в строй в 1981г., затем ТК-202 в 1983г.,
ТК-12 в 1984г., ТК-13 в 1985г., ТК-17 в 1987г. и ТК-20 в 1989г. Седьмой
РПКСН был заложен, но впоследствии строительство было отменено. В настоящее
время ТК-12 и ТК-13 находятся в неактивном состоянии. Подводные лодки дислоцируются
на базе СФ Лица Губа.
Конструкция
АПЛ пр. 941 имеют многокорпусную
конструкцию - пять внутренних корпусов расположены внутри двух параллельных
главных (прочных) корпусов диаметром 7,2 м каждый. Все корпуса соединены
переходами. Прочные корпуса расположены параллельно друг другу и симметрично
по отношению к диаметральной плоскости. Для снижения шумности используется
амортизация агрегатов и механизмов, блочная компоновка оборудования, системы
звукоизоляции и звукопоглощающее покрытие. Имеется 19 отсеков, включая
удлинённый модуль в котором находится главное помещение управления и отсек
с электронным оборудованием, который располагается над главными корпусами
позади ракетных шахт.
Конструкция АПЛ позволяет осуществлять
подлёдное плавание и проламывать слой льда. Имеются развитые кормовые рули
с горизонтальными плоскостями, расположенные после винтов. Передние горизонтальные
рули расположены в носовой части и убираются внутрь корпуса. К выдвижным
системам относятся
два перископа (один командирский
и один для общего использования), радиосекстант, мачта радара, радиосвязи,
навигационной системы радиопеленгатора. Они размещены в пределах надстройки.
Надстройка имеет усиленную округлую конструкцию для проламывания льда.
Максимальная глубина погружения -
400 м. Скорость достигает 12 узл. в надводном и 25 узл. в подводном положении.
Автономность - 120 суток.
Ракетное вооружение
Субмарина оснащена
пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных трёхступенчатых
твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два ряда пусковых
ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными корпусами. Каждая
ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками индивидуального
наведения мощностью 100 килотонн каждая. Наведение инерциальное с коррекцией
по звёздам. Дальность пуска - 8,300 (по др. данным - до 10000) км вероятное
отклонение - 500 м. Масса ракеты - 84 000 кг. Натовское обозначение ракеты
SS-N-20 Sturgeon ("осетр").
Торпедное вооружение
РПКСН пр. 941 имеет на вооружении
4 х 650-мм и 2 х 533-мм торпедных аппарата, с общим боезапасом 22 торпеды
и противокорабельных ракеты в различных конфигурациях. Торпедный
отсек находится вверху носовой части корпуса между внутренними корпусами.
Торпедные аппараты могут также использоваться для постановки мин.
Корабельные
системы
Имеется гидролокатор
для активного/пассивного поиска и атаки с антенной установленной на корпусе
под торпедным отсеком. Субмарина оснащенна РЛС обнаружения поверхностных
целей работающим в I/J диапазонах.
Средства РЄБ включают систему радиоразведки,
оповещении о радиолокационном облучении и пеленгации.
Также имеется
система спутниковой связи, включающая два плавающих антенных буя, для приёма
радиосигналов, данных целеуказания и кораблевождения с использованием навигационных
искусственных спутников, в погружённом состоянии и под ледяным покровом.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка
РПКСН пр. 941 состоит из двух водяных атомных реакторов и двух турбозубчатых
агрегатов включающих паровую турбину и редуктор. В каждом из двух
главных корпусов располагается один реактор и один турбозубчатый агрегат.
Мощность каждого атомного реактора водяного типа составляет 190 МВт. Эта
энергия приводит в движение две паровые турбины мощностью по 50000 л.с.
и четыре турбогенератора мощностью по 3200 КВт. Максимальная скорость хода
составляет 25-27 узл. РПКСН пр. 941 обладают большей маневренностью и меньшей
шумностью по сравнению с РПКСН 1-го и 2-го поколений, несмотря на их большие
размеры. Два дизель-генератора по 800 КВт служат
как резервные силовые установки. Винты 7-лопастные, с фиксированным
шагом. Имеется два поворотных устройства в носу и корме для управления
рулями приводимых в движение 750 КВт мотором.
Состояние
РПКСН
пр. 941 предусматривалось переоснастить новым пусковым ракетным комплексом
вместо Д-19 и новыми баллистическими ракетами Р-39М (РСМ-52В, "Гром", "Барк"?,
по натовской классификации - SS-N-28), которые ещё предстояло разработать.
В 1992 году головной корабль - ТК-208 был поставлен на капитальный ремонт
в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену
ракет. Однако разработка задерживалась из-за финансовых и технических проблем.
В ноябре 1998г. испытание прототипа ракеты закончилось неудачей, что повлекло
за собой приостановку проекта. Такое развитие событий поставило в неопределённое
положение судьбу ТК-208 и остальных лодок серии. В то же время финансовые
трудности в государстве, приведшие к хроническому недофинансированию флота,
оказали влияние и на корабли пр. 941 - в СМИ периодически появлялась информация
о трудностях с их обеспечением, планах по выведению этих кораблей из состава
флота и дальнейшей утилизации, причём сообщения носили очень противоречивый
и взаимоисключающий характер.
Также
обсуждался проект использования переоборудованных РПКСН (не только пр.941)
для грузовых перевозок по северному морскому пути, что позволило бы использовать
этот морской путь круглогодично, а не только в непродолжительный период
навигации (на этом сайте вы можете прочитать две статьи посвящённые этому
вопросу - одну в "розовых",
одну в "чёрных" тонах).
Как бы не сложилась судьба этих замечательных
кораблей (а хотелось бы чтобы государство всё-таки нашло возможности для
сохранения их в боевом составе флота), они, вне всякого сомнения, послужили
символом своего времени и достойно олицетворяли мощь страны, а также явились
уникальным продуктом отечественного военного кораблестроения...