 |
Адмирал
Максимиллиан
фон Шпее
|
... Немецкому адмиралу Максимилиану
фон Шлее, командующему Китайской эскадрой, потребовался не один месяц,
чтобы перегнать свои лучшие корабли на восток, где им предстояло крейсировать
вдоль западных берегов Южной Америки, а при возможности —
обогнуть мыс Горн и выйти в Южную
Атлантику. Задача — грозить британским базам и препятствовать судоходству.
К концу октября Шпее собрал эскадру из пяти кораблей у островов Хуан-Фернандес,
приблизительно в 400 милях от берегов Чили, где-то на широте
Сант-Яго. Наибольшую опасность представляли
два однотипных крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», водоизмещением 11420
тонн каждый, спущенные на воду в 1907 году. Главный калибр — 8,2 дюйма.
Их сопровождали три легких крейсера— «Нюрнберг», «Лей-
пциг» и «Дрезден», сошедшие со стапелей
в 1906—1909 годах. На каждом было установлено по десять 4,1-дюймовых орудия.
Все корабли развивали скорость до 20 узлов. За два года совместной службы
их команды великолепно сработались.
Шпее, блестящий офицер, любимец подчиненных,
действовал на свой страх и риск, не получая никаких-вразумительных приказов
от начальства, и знал, что дело его безнадежно. «Я как бездомный,— горько
сетовал он.— До Германии мне не дойти. Никакой другой тихой гавани у нас
нет. Я обречен скитаться по просторам океана и сеять зло, пока у меня не
выйдут боеприпасы и не настигнет неприятель, превосходящий меня по силе».
Британским агентам на Тихом океане
время от времени удавалось засечь корабли Шпее, и в общем, Адмиралтейство
было в курсе его передвижений. Англичане правильно предполагали, что Шпее
намеревается обогнуть мыс Горн и выйти в Атлантику. Но воспрепятствовать
ему не могли: имеющиеся в их распоряжении силы для этой задачи не годились.
 |
Адмирал
Кристофер Крейдок
|
На рейде Фолклендских островов, где
был оборудован угольный порт Королевского флота, сеть которых покрывала
весь мир, стояли четырнадцать кораблей контр-адмирала сэра Кристофера Крейдока:
его флагман «Гуд Хоуп» («Добрая надежда») — 14100-тонный крейсер, построенный
в 1902 году и вооруженный двумя 9,2-дюймовыми пушками и шестнадцатью шестидюймовками,
два легких крейсера «Монмут» и «Глазго» с 6-дюймовыми орудиями и бронированное
торговое судно «Отранто», на котором стояли восемь 4,7-дюймовых пушек.
К восточным берегам Южной Атлантики на соединение с ними вышел броненосец
«Канопус», корабль совсем уж устаревшего типа: его заложили в 1897 году
и ввели в строй в 1900. Вооружен он был четырьмя 12-дюймовыми орудиями
и запроектирован на скорость 18,5 узла, но машины износились, и давать
больше 12 узлов он не мог.
Хотя Крейдоку и поставили задачу
уничтожить немецкие крейсера, приказы, приходившие из Адмиралтейства, были
невразумительны и противоречили один другому. Сначала его предупредили,
что корабли Шпее обогнули мыс Горн: «Вам надлежит встретить их
во всеоружии», иными словами, ввязаться
в бой. В следующем приказе ему предписывалось силами всех кораблей организовать
поиск и обеспечить безопасность судоходства, что в переводе с военно-морского
языка на человеческий означало, что в случае обнаружения кораблей противника,
сколько бы там их ни было, он обязан
вступить с ними в бой. Но в том
же приказе речь шла о «Канопусе», которому отводилась роль «цитадели, под
защитой которой наши крейсера будут чувствовать себя в безопасности», то
есть кораблям предлагалось сгрудиться вокруг старой калоши и ждать неприятеля.
Когда же Крейдок стал возражать и доказывать, что от «Канопуса» проку не
будет и в качестве подкрепления ему нужны новые корабли, его претензии
сочли необоснованными, проинформировав, что с севера Тихого океана на помощь
ему идут два корабля союзной Японии и один британский легкий крейсер.
Крейдок, человек порывистый и отважный,
решил плюнуть на все и сражаться в одиночку. Вручив губернатору Фолклендских
островов запечатанный конверт и наказав переправить его родным «в случае
моей смерти», он отдал приказ сниматься с якоря. Тихоходная, крайне малочисленная
эскадра обогнула мыс Горн; в хвосте колонны плелся «Канопус», отстав на
250 миль. Тем временем Шпее выходит в море и держит курс на юг от островов
Хуан-Фернандес.
Встреча эскадр состоялась 1 ноября
у порта Коронель, в 1400 милях к северу от мыса Горн. Ветер крепчал, на
море разыгрался шторм. Крейдок повел себя странно: заметив дым германских
кораблей, он поворачивает на юг и идет параллельным курсом. Немецкие легкие
крейсера уступают англичанам в вооружении и на таком расстоянии безопасны,
это понятно. Но на двух тяжелых крейсерах противника стоят шестнадцать
скорострельных 8,2-дюймовок, не идущих ни в какое сравнение с парой 9,2-дюймовых
пушек старого образца, находящихся на вооружении «Гуд Хоуп». Более того,
немецкие канониры стреляют превосходно («Гнейзенау» неоднократно брал приз
кайзера за отличную стрельбу), тогда как в распоряжении Крейдока одни салаги-новобранцы.
К тому же англичане зашли с запада, и их корабли четко вырисовывались в
лучах заходящего солнца, тогда как корабли Шпее были почти неразличимы
на фоне темнеющего берега.
Затем разыгралась драма. «Ничего
более страшного невозможно даже представить»,— вспоминал один англичанин,
в числе немногих оставшийся в живых. В 19.00 Шпее открыл огонь и с третьего
выстрела поразил носовое орудие «Гуд Хоуп». «Гнейзенау» тем временем взялся
за «Монмут». Крейдок предпринимал отчаянные попытки подвести два боеспособных
крейсера ближе к противнику, чтобы задействовать их шестидюймовки, но мешал
шторм. К этому времени ветер достиг почти ураганной силы. Пенящиеся зеленые
волны захлестывали корму, и стрелять из пушек, стоящих на открытой палубе,
было практически невозможно. «Шарнхорст» обстоятельно, как на учениях,
слал в «Гуд Хоуп» снаряд за снарядом. Всего было тридцать пять попаданий,
и в конце концов один из снарядов разорвался в артиллерийском погребе англичанина.
 |
"Гуд Хоуп",
охваченный огнём гибнет в сражении при Коронеле.
|
«В 19.50,— пишет офицер с «Глазго»,—
раздался страшный взрыв- Разворотило всю палубу между трубой и грот-мачтой.
Пламя взметнулось на 200 футов. После этого «Гуд Хоуп» перевернулся, и
стало видно, что корпус раскален докрасна». Через мгновение
британский крейсер исчез в пучине,
унеся на дно своего адмирала и около 900 человек команды.
А тем временем «Монмут» испытывал
не меньшие муки: меткие канониры «Гнейзенау» поработали на славу. Тот же
очевидец с «Глазго» сообщает, что «корабль был весь охвачен пламенем и
сильно накренился». Получив сильные повреждения, «Монмут» развернулся и
стал уходить. За ним последовали «Глазго» и «Отранто». Взяв курс на юго-восток,
они скрылись во тьме и пошли на соединение с «Канопусом». «Монмуту» же
не повезло: в 21.00, несмотря на плохую видимость, немцы нагнали терявший
ход корабль. Он тонул, стрелять уже не мог, но машины продолжали работать,
и спускать флаг он не собирался. Из последних сил «Монмут» развернулся
и пошел на сближение с противником, явно намереваясь таранить. Подпустив
его на 1000 ярдов, немцы открыли огонь, решив «из жалости» добить смертельно
раненный корабль. Не дойдя до неприятеля всего 600 ярдов, «Монмут» опрокинулся
и затонул. Из 1654 человек команды двух крейсеров не спасся никто. Немцы
получили шесть случайных попаданий и потеряли двух человек ранеными.
Когда радостная весть долетела до
Германии, кайзер распорядился выделить триста Железных крестов для награждения
особо отличившихся победителей. Впервые за сто лет британские надводные
корабли потерпели поражение в открытом бою.
<<<
Назад Далее >>>