...9 августа 1914 года одна нахальная
германская субмарина, «U-15», прокралась прямо на рейд Скапа-флоу, но была
обнаружена и протаранена крейсером, командир которого оказался начеку.
Вскоре после этого, 22 сентября,
другая немецкая подводная лодка старого типа, «U-9» выследила три английских
крейсера — «Хуг», «Абукир» и «Кресси», следовавшие от Хук-ван-Холланда
на малой скорости 10 узлов и без сопровождения. Первая же торпеда «U-9»
угодила в артиллерийский погреб «Абукира» и расколола крейсер пополам.
«Хуг» развернулся и поспешил на помощь гибнувшему товарищу, но тут же получил
торпеду и через двадцать минут затонул. «Кресси», пытаясь спастись, пошел
противолодочным зигзагом, но и его достали две торпеды, и корабль погрузился
в пучину, издав, по словам очевидца, «вопль смертельно раненного зверя».
За какой-то час англичане потеряли три корабля; погибло 1469 человек, ставших
жертвами смертоносной атаки одной-единствеиной подлодки. Такого история
Королевского флота еще не знала.
Британия была потрясена. А через
три недели ее ждал новый удар — от немецкой торпеды пошел ко дну крейсер
«Хоук» со всей командой в 500 человек. Затем, 27 октября новейший дредноут
«Одейшес» («Дерзкий»), вооруженный 13,5-дюймовыми орудиями —
первый корабль этого класса, на
который англичане возлагали большие надежды, окрестив «занозой в сердце
врага», попал на плавающие мины, поставленные немцами у оконечности Ирландии,
подорвался и затонул. На плаву он оставался довольно долго, и вся команда
успела спастись, но потеря дредноута была настоящей катастрофой, и Адмиралтейство
скрывало ее до самого конца войны. «Перископофобия» в Скапа-флоу достигла
таких масштабов, что вынудила Джеллико спешно перевести весь Гранд-флит
на более безопасные рейды: сначала в Лох-Ю, на западном побережье Шотландии,
а затем еще дальше, в Лох-Суилли, в Ирландию. В Скапа-флоу корабли вернулись
лишь через месяц.
Эта часть восточного побережья Великобритании
ничем не была защищена от вторжения германского флота Открытого моря. Позаимствуй
кайзер хоть малую толику храбрости у старика Тирпица и частичку дерзости
у Хиппера, англичанам было бы несдобровать.
Теперь немцы имели 15 дредноутов
и 5 броненосных крейсеров против 17 дредноутов (остальные находились в
ремонте или в дальних походах) и 5 броненосных крейсеров Джеллико, И Джеллико
пришлось ретироваться.
Британии срочно требовалось что-то
предпринять. Но что? Битти писал жене: «Наверху у нас сидят саботажники».
Черчиллю же он сообщил, что "своими действиями мы приближаем катастрофу".
Похоже, Первый Лорд Адмиралтейства
с ним согласился, отправив 28 октября в отставку Первого Морского Лорда
принца Баттенбергского, благо тот оказался немецких кровей — лучшего козла
отпущения было не сыскать. Новым Первым Морским Лордом стал не кто иной,
как Джон Фишер, который, по мнению Черчилля, «на девять десятых соответствовал
идеалу, к которому стремился и сам».
Странная парочка заправляла Королевским
флотом: «морской волк» адмирал Фишер, вспыльчивый и своенравный старик,
и талантливый дилетант Черчилль, чуть ли не вдвое моложе его. Многие предрекали
их скорую ссору. Но они превосходно сработались, и Фишер поражал всех своей
напористостью. Старик будто заново родился: без умолку болтал, вкрапляя
любимые словечки, травил бесконечные байки. Современник Фишера, его сослуживец
по Адмиралтейству, барон Джордж Риддель называл его «стариком, который
будет помоложе иных юношей — столько в нем жизни и энергии. За обедом он
вышел из-за стола и показал нам, с величайшей грацией провальсировав по
залу, как учил танцевать польскую графиню».
Едва вступив в должность, Фишер тут
же представил грандиозную программу строительства новых кораблей. Предстояло
в кратчайшие сроки создать 5 тяжелых и 5 легких броненосных крейсеров,
2 легких крейсера, 5 лидеров, 56 эсминцев, 65 подлодок и множество малых
кораблей — всего около 600, Затем последовал приказ обеспечить надежную
защиту баз на Северном море от немецких субмарин, для чего надлежало закрыть
вход в гавань, затопив и закачав бетоном старые торговые суда; поставить
противолодочные сети и минные поля; дирижаблям организовать барражирование
прибрежных вод; увеличить число береговых батарей. Флот облегченно вздохнул:
дело сдвинулось с мертвой точки.
Но не успел Фишер пробыть в новой
должности и четырех дней, как ему доложили о новом сокрушительном поражении
крупнейшего и сильнейшего флота мира. На этот раз беда стряслась на юго-востоке
Тихого океана у берегов Чили, в семи тысячах миль от метрополии ...
<<<
Назад Далее >>>