[<<<Назад]
|
|
|
Схема
похода U-47 в Скапа-Флоу
|
|
Безлунной ночью 13 октября 1939
года германская подлодка "U-47" под командованием капитан-лейтенанта
Гюнтера Прина появилась на поверхности недалеко от Скапа-Флоу, обширной
гавани, окружённой Оркнейскими островами, и основной базы английского
флота метрополии. Различные проходы в гавань либо хорошо патрулировались,
либо были заблокированы затопленными кораблями и стальными сетями.
Адмирал Дёниц изучил материалы аэрофотосъёмки гавани и обнаружил,
что расстояние около 17 метров между
корпусами затопленных кораблей,
блокирующих восточный вход мимо острова Лэм Хольм, вполне достаточно для
того, чтобы искусно управляемая подводная лодка проскочила в гавань. Дёниц
послал своего лучшего командира изучить возможность нанесения сокрушительного
удара по английскому флоту.
Когда Прин поднимался через открытый
люк на капитанский мостик, он рассчитывал оказаться в желанной темноте,
но вместо этого с ужасом увидел небо, ярко освещенное изумительными сполохами
северного сияния. Несмотря на это, он не стал терять драгоценного времени
на пути к цели. Как только лодка, увлеченная сильным приливом, приблизилась
к узкой щели между затонувшими кораблями, Прин неожиданно заметил вырисовывающуюся
опасность. Проход оказался перекрыт толстым линем и несколькими тросами
потоньше. Он уже ясно видел вокруг тросов белые буруны, которые поднимались
от корпусов кораблей и исчезали, рассеявшись у поверхности. Течение оказалось
слишком сильным, чтобы можно было повернуть или дать задний ход. Прин направил
лодку в центр прохода, где тросы сильнее всего провисли, надеясь, что судно
продерётся над ними.
Как только киль подводной лодки ударился
и начал скользить по тросам, скрежет металла о металл через корпус отдался
внутри корабля и вызвал холодок страха у сорока членов экипажа, которые
подумали, что лодка ударилась о закреплённую мину и они Moi-ут подорваться
в любой момент. Вместо этого oни благополучно прошла по тросам и шум прекратился.
Однако трудности не прекратились. Контакт привёл к тому, что лодка сильно
накренилась на правыи борт, а после схода с гросов села на мель и прочно
удерживалась.
Прин попытался раскачать ее, используя
как рули, так и двигатель, однако это не дало желаемого результата. Если
лодка останется так до рассвета, то она достанется англичанам вместе с
экипажем. С целью облегчить корабль, Прин приказал несколько продуть балластные
цистерны, которые оставались еще частично заполненными, чтобы лодка имела
низкий контур над поверхностью моря. К облегчению всех "U-47" сразу же
свободно всплыла. Прин, преодолевая сильное течение, привёл лодку в равновесие
и развернул на запад, прямо на Скапа-Флоу.
Прин рыскал по гавани ночным биноклем,
рассчитывая обнаружить силу эты английских кораблей, но к его немалому
удивлению, кругом была только вода. Не отрывая бинокля от глаз, он проследовал
в западном направлении около 3,5 мили, но так и не обнаружил ни одного
судна. Постепенно командир начал осознавать, что произошла досадная ошибка
английский флот метрополии уже покинул Скапа-Флоу. Отчаяние усиливалось
с каждой минутой, и Прин сначала возвратился на прежнее место, а затем
взял курс на север,
чтобы обследовать северо-восточную
часть гавани, единственное место, в котором он еще не был. Наконец, длинная
тёмная тень обозначилась на пустынном горизонте. По мере приближения к
ней, он мог поклясться небом, что перед ним, без сомнения, находился английский
линкор "Ройял Оук". В пределах мили от него виднелось другое судно, частично
скрытое громадным корпусом линкора. Ирин подумал, что перед ним два линкора.
Однако в действительности, вторым был английский поенный корабль "Пегас"
плавучая база для гидросамолётов.
Вскоре после полуночи Ирин атаковал.
Он приказал пустить три торпеды веером: одну в видимую носовую часть отдалённого
корабля, а две — в корпус близко маячившего линкора. В напряжённом молчании
экипаж подлодки ждал звука взрывов.
Одна из торпед ударила "Ройял Оук"
в носовую часть и образовала зияющую пробоину ниже ватерлинии. Повреждение
линкора было достаточно серьезным, но взрыв окутал большую часть корабля,
и сначала сигнала тревоги не слышалось. Прин подумал, что одна из торпед
попала в отдалённое судно, а две другие прошли мимо. Ни один из кораблей,
похоже, не испытывал трудностей, поэтому Прин развернул лодку кормой к
целям и пустил торпеду из кормового аппарата, которая, по всей видимости,
так же прошла мимо. После этого он быстро отошел от целей в западном направлении,
чтобы
дать команде время на заряжание
всех торпедных аппаратов.
Через восемнадцать минут всё было
готово, и Ирин развернул лодку на боевой курс для новой атаки. На этот
раз он произвел три точных пуска торпед, от взрыва одной из них сдетонировал
снарядный погреб "Ройял Оук". Колоссальный взрыв разметал каскад кусков
металла по всей гавани. Огромный корабль, словно подвыпивший, резко накренился
на борт. Большая часть команды, состоявшей из 1 200 человек, оказалась
запертой на нижней палубе с малым шансом быть спасенной. Спустя менее получаса
после первой торпедной атаки, линкор опрокинулся и затонул вместе с 833
жертвами. "Пегас" остался неповреждённым.
Прин и его экипаж ясно слышали взрывы.
Сокрушительный удар был произведён, и наступило время уходить. Так как
скоро начинался отлив, Прин выбрал для выхода глубокий, но более узкий
проход по южной стороне затопленных кораблей. На его счастье, никаких тросов
на выходе не было. Подхваченная сильным отливом, подлодка прошла между
островом
и затопленным корпусом корабля, имея всего лишь несколько сантиметров в
запасе.
Через два часа после захода в Скапа-Флоу
"U-47" благополучно вышла в Северное море.
Эта было больше, чем победа. Дёниц
предполагал, что если атака Ирина будет успешной, английский флот рассредоточится
по другим стоянкам и будет находиться там до тех пор, пока Скапа-Флоу не
станет более безопасной базой. Еще до этого рейда Дёниц приказал своим
лодкам расставить мины в трех, наиболее вероятных убежищах
Лох-Эве, Фирт-оф-форт и Фпрг-оф-Клайд. Предчувствие Дёница оказались верным
лишь частично, так как англичане начали действовать раньше, чем он ожидал.
К 10 октября, то есть ещё
до успешной атаки Прина, английский
флoт оставил Скана-Флоу, действительно опасаясь, что гавань не была надежно
защищена от нападения подводных лодок противника. Там остались только "Ройял
Оук", "Пегас" и несколько вспомогательных судов. Другие корабли рассредоточили
прямо в ловушки Дёница. От немецких мин серьёзно пострадал новый английский
крейсер в Фирт-оф-Форт и линкор "Нельсон" у входа и Лox-Эве.
|
|
|
Гитлер
награждает Гюнтера Прина рыцарским крестом
|
|
По возвращении в Вильгельмсхафен
Прин и его экипаж как герои встретили тёплый приём восторженной толпы,
духовых оркестров и двух сияющих адмиралов, которые наградили каждого
члена команды Железным крестом.
Но что было более важным для Дёница,
довольный фюрер ослабил ограничения на ведение войны подводными лодками.
Теперь любое неприятельское торговое судно могло быть атаковано без предупреждения,
а пассажирские суда в конвое могли подвергнуться нападению после объявления
о своих намерениях. В частном порядке Дёииц уже отдал командирам приказ
топить любое судно, плывущее без огней в водах, где "можно ожидать" английских
судов.
Беспокойство Дёница за безопасность
экипажей ускорило появление другого строгого указания. Во многих случаях
его подводники принимали крайние меры для того, чтобы спасти экипажи и
пассажиров кораблей, на которые они нападали. В октябре у побережья Ирландии
подводники лодки "U-35" сняли экипаж парохода "Диамант" перед тем, как
пустить его на дно, а затем буксировали спасательные шлюпки до берега.
Такие усилия подвергали опасности жизни экипажей подводных лодок, пришёл
к заключению Дёниц и отдал приказ командирам "не рисковать ни одним человеком,
не брать никого с
собой. Заботиться только о собственной
лодке и стремиться достигать следующего успеха как можно скорее! Мы должны
быть упорными в этой войне".
Однако и после этого некоторые из
командиров лодок продолжали оказывать помощь экипажам судов, которые они
торпедировали.
Последствия подводной войны для врагов
Германии были бы катастрофическими, если бы лодки Дёница действовали должным
образом. Но со временем становилось все более очевидным, что многое делалось
совершенно не так. В течение сентября и октября в докладах о разрозненных
атаках лодок часто говорилось о нехватке торпед. Сначала трудности связывали
с тем, что экипажи неопытны. Но чем дольше люди находились в море, тем
меньше их можно было упрекать в неопытности. Число неудач, последовавших
после первого залпа Гюнтера Прина в Скапа-Флоу, непрерывно возрастало,
что
усиливало сомнения в качестве торпед.
Похожие инциденты продолжались.
17 октября, в ходе одной из первых
скоординированных атак подводных лодок, по три торпедных залпа по конвою
производили три лодки, однако поразили цель лишь несколько торпед. 30 октября
командир лодки "U-56" обнаружил флотилию в составе тринадцати английских
военных кораблей - трёх линкоров и десяти эсминцев. Набраишись мужества,
граничившего с глуностью, он подкрался к важной вражеской цели, определил
местоноложение линкора "Нельсон" и произвел залп тремя торпедами. Перед
тем как развернуть лодку и уходить от неминуемого преследования, он услышал,
как каждая торпеда ударилась в корпус корабля с глухим звуком, но взрывов
не
последовало. Офицер был настолькоподавлен
осечками, что Дёнину пришлось заверить его в том, что он останется выполнять
свои обязанности.
К тому времени свидетельство командира
лодки было безошибочным. Дёниц гневно писал в дневнике 31 октября: "По
крайней мере, 30 процентов наших торпед не взорвалось". И хуже всего, что
он терял лодки с нарастающим темпом - семь к концу октября, и все они были
захвачены на поверхности. Такие потери, писал он, "должны привести к параличу
подводной воины, если не будут приняты меры, чтобы остановить такое развитие".
Ремонт лодок занимал гораздо больше
времени, чем предполагал Дёниц. Он мог выделить для действий в Атлантическом
океане в зимний период 1939/40 гг. всего пять-шесть лодок. Разочарованный
Дёниц отказался на некоторое время от усилий по введению тактики "волчьей
стаи" против конвоев. Английское Адмиралтейство было удовлетворено своей
статистикой:
"Из 146 судов, потопленных подводными
лодками во время первых шести месяцев, только 7 находилось в составе конвоев,
охраняемых противолодочными кораблями".
В течение зимних месяцев Дёниц боролся
с техническими проблемами флота. Монтаж двигателей на лодках типа "VII"
был настолько небрежным и они так быстро приходили в негодность, что всё
больше времени требовалось для ремонта. Неудачная конструкция клапана морской
воды, предназначенного для выпуска отработанных газов двигателя, наносила
большой урон. Дёниц высказал предположение, что причиной гибели некоторых
лодок были пропускающие воду клапаны, которые вынуждали их всплывать перед
тем, как атаковать противника.
Самые серьёзные недостатки были связаны,
однако, с несовершенством торпед. Торпеды времён Перпой мировой войны,
источником энергии для которых являлось сжигание бензина в сжатом воздухе,
были простыми и в целом надёжными. Но выхлопные газы этой энергетической
установки оставляли пенящийся бурунный след на поверхности воды, что давало
кораблям противника хорошую возможность уклониться от идущей торпеды, а
затем и выследить лодку, которая выпустила её. Использование новых электрических
моторов, не имевших отработанных газов, решило эту проблему, но усовершенствованная
торпеда имела новые недостатки.
Первые торпеды подрывались исключительно
при соприкосновении с целью. Когда они сталкивались с корпусом корабля,
простой ударник приводил в действие детонатор, который подрывал боевой
заряд. В последующих моделях простой ударный механизм заменили более сложными
устройствами с многочисленными рычагами и тягами для передачи механического
импульса от удара. Новый детонатор по неизвестным причинам часто выходил
из строя и не срабатывал, когда торпеда ударялась в цель не под прямым
углом.
Механические детонаторы торпед уже
считались устаревшими, поэтому их заменили магнитные запалы. Этот тип детонатора
включал в себя датчик, который подрывал торпеду в ответ на магнитное поле
атакованного корабля. Теоретически торпеда должна была взрываться под кораблём,
где удар повреждал киль, причиняя большее разрушение, чем воспламенение
корабля.
На практике, однако, подрыв магнитных
торпед оказывался непредсказуемым: они либо взрывались преждевременно,
либо поздно, либо не взрывались вовсе. Изменения в магнитном поле Земли,
наличие железных руд на морском дне и другие магнитные аномалии могли также
непредсказуемо серьёзно повлиять на безопасность и эффективность их использования.
Более того, по различным причинам, торпеды как с механическими, так и с
магнитными детонаторами уходили на значительно большую глубину, чем требовалось.
Дёниц начал упорно выявлять все эти
проблемы, в большинстве случаев сам же и решая их, когда подводный флот
получил новое предназначение. В конце 1939 года Гитлер решил отложить запланированное
наступление в Западной Европе для того, чтобы прежде осуществить вторжение
в Данию и Норвегию. На изменение его планов оказали большое влияние доводы
адмирала Редера. Для немецкого военно-морского флота отношения Германии
с двумя скандинавскими странами были крайне важны, поскольку они владели
стратегически важным Скагерраком
узким проливом, ведущим в Балтийское море. Изрезанное побережье Норвегии
с удобным выходом в Северную Атлантику представляло идеальные гавани для
надводных кораблей и подводных лодок. Кроме того, более половины железной
руды, используемой на сталелитейных заводах рейха, поступало из Швеции,
а в зимнее время её приходилось доставлять через северный норвежский порт
Нарвик.
Гитлер предпочитал, чтобы Норвегия
оставалась нейтральной, но доклады разведки, предупреждавшие о нависшем
вторжении в эту страну англичан, в конце концов, убедили его действовать.
5 февраля Дёницу приказали составить планы для защиты германских сил вторжения
от английского флота.
Фюрер колебался до 1 апреля, а затем
принял решение начать оккупацию 9 апреля. Операция была смело и тщательно
спланирована. В предрассветной темноте немецкие корабли, заполненные войсками,
направились в три важнейшие базы Норвегии, и ошеломлённая страна обнаружила,
что все её порты, аэродромы и центры связи оказались в руках захватчиков.
Норвежцы смело начали отбивать наступление, датчане же оказали слабое сопротивление
и были сломлены в течение нескольких часов.
По явно случайному совпадению, германский
флот вторжения натолкнулся на английские военно-морские экспедиционные
силы, заминировавшие пролив, известный как Лидс, через который шведская
железная руда перевозилась на юг в Германию. Во многих морских столкновениях,
которые потом последовали, немецкие корабли терпели поражения. Пять английских
эсминцев 10 апреля появились в Нарвике и потопили два немецких миноносца,
ещё три повредили, а затем потопили все торговые суда, которые были в поле
видимости, оставив лишь одно. Подошедшие к месту сражения пять немецких
эсминцев отбили атаки нападавших, но через три дня в Нарвик прибыл английский
линкор с флотилией эсминцев, и они потопили почти все немецкие суда в гавани.
Только одно судно снабжения осталось на плаву.
Всё же немцы сохранили контроль над
Нарвиком и другими основными портами страны. Стараясь выбить немцев, англичане
наращивали экспедиционные силы и высаживали войска на побережье, стремясь
установить контроль за ключевыми пунктами. Однако многие из первых десантов
представляли собой слабо подготовленные территориальные войска. Они имели
с собой продовольствие и боеприпасы всего на два дня, у них не было необходимых
карт и снаряжения. Ни у кого из англичан не было лыж, без которых
передвижение по занесённой снегом
провинциальной местности Норвегии было почти невозможным. Такие вылазки
против сидевших в траншеях немцев не имели успеха. На море, однако, события
развивались по-другому, и флот Редера продолжал нести тяжёлые потери.
|
|
|
Молодой
командир подводной лодки (слева) докладывает Дёницу и
его адьютанту (в белой униформе)
|
|
Предполагалось, что подводные
лодки Дёница помешают таким потерям, но у них были свои проблемы.
Дёниц собрал все действующие подводные лодки, общим числом тридцать
одну. Он разместил у каждого целевого порта от двух до пяти лодок,
но не мноroro ожидал от их нахождения в узких фиордах и сложных водах.
Кго основное усилие было направлено на то, чтобы сформировать большие
группы лодок и рассредоточить их вдоль юго-западного побережья Норвегии
и в водах вблизи Шетландских и Оркнейских островов, откуда и направлялись
английские военные корабли и транспорты с войсками, чтобы облегчить
положение Норвегии.
Английские эсминцы, которые опустошили
всё в Нарвике, прошли незамеченными мимо охранения германских подводных
лодок в разыгравшейся снежной буре. Удачные действия подводников почти
прекратились, когда англичане обнаружили на немецком судне карту с расположением
германских подлодок и использовали ее, чтобы избегать встреч с опасным
противником. Самым огорчительным это оказалось для тех командиров подлодок,
которым пришлось встретиться с англичанами.
15 апреля Гюнтер Прин на своей "U-47"
натолкнулся на британский десант, высаживающийся из шести огромных транспортов
в крохотном фиорде. Транспорты и охраняющие их эсминцы были вместе, и Прин,
тщательно прицелившись, выпустил но ним четыре торпеды из носовых аппаратов.
Однако ни одна из них не взорвалась. Англичане всё ещё не подозревали,
что рядом находилась вражеская подлодка, Прин перезарядил торпедные аппараты;
его офицеры с особой тщательностью проверили каждую установку гироскопа
и регулировку механизмов торпед. После полуночи командир повторил атаку.
Очередные три торпеды, пройдя через тёмную воду, также не взорвались, а
четвёртая,
после безумного рыскания по курсу
врезалась в риф и взорвалась. Поднявшие тревогу эсминцы атаковали подводного
противника несколькими залпами глубинных бомб, едва не потопив "U-47" до
того, как Прин мог спастись.
Этот эпизод был уже к тому времени
не просто типичным, но и всеобщим. Немецкие подлодки в период норвежской
операции совершили 38 атак, а потопили только одно транспортное судно,
Около половины торпед с магнитными детонаторами взрывалась преждевременно;
почти ни одна торпеда с механическим детонатором не взрывалась вовсе. Единственная
вещь, которая взрывалась в подводном флоте, было пророчество Карла Дёница.
Действие торпед было "невыносимым и абсурдным, свирепо заявил
он. В действительности, лодки были безоружными. Я не верю, что когда-либо
в истории войн людей посылали на войну с таким бесполезным оружием".
Дёниц отозвал свои лодки в базы и
потребовал расследования. Редер уступил, и спустя месяц, когда бои в Норвегии
затихли, англичане вывели свои войска, а немцы установили там прочный контроль,
выводы специальной комиссии по подводным лодкам сделали Дёница ещё более
рассерженным. "Факты, писал он в то время, хуже,
чем можно было ожидать". Новые магнитные детонаторы, как обнаружила комиссия,
были запущены в производство после npoграммы испытательных пусков торпед,
результаты которой оказались неудовлетворительными. Комиссия также объявила,
что усовершенствованные механические детонаторы стали такими сложными,
что их неудовлетворительного действия в боевых условиях следовало ожидать.
Дёниц запретил устанавливать на торпеды магнитные детонаторы и потребовал,
чтобы были немедленно поставлены более простые и более надёжные механические
ударники. Тем не менее недостатки в действии торпед полностью преодолеть
не удалось. Например, понадобится ещё два года, чтобы обнаружить изначальную
конструкторскую ошибку в системе регулирования глубины хода торпеды. Глубина
зависела от уравновешивающей камеры, содержащей воздух при нормальном атмосферном
давлении, но в силу конструктивного недостатка, на нее воздействовал воздух
из погруженной подводной лодки, давление которого было
несколько выше атмосферного, в силу
чего торпеда двигалась на большей глубине, чем устанавливалась перед ее
пуском.
Несмотря на то что в апреле 1940
года Дёницу удалось несколько подправить качество торпед, его подводный
флот всё-таки оставался неэффективным.
Первые восемь месяцев войны поизносили
его лодки и изнурили экипажи. Матросы нуждались в восстановлении сил,
а суда в существенном ремонте. Только и июне он будет снова иметь
полный состав лодок для действий в Атлантическом океане.
Война тем временем принимала все
большие масштабы.
[<<<Назад]
(Источник: Энциклопедия
"Волчьи стаи", Изд-во "Терра")